чеченцы это какая раса
Чеченцы
Всего: ▲ ок. 1,5 млн Россия : 1 431 360 (2010) [1]
Казахстан : 31 431 (2009) [6]
Турция : 25 000 (2002) [7]
Иордания : 15 000 [8]
Израиль : 6000 (2011) [9]
Азербайджан : 5000 (оценка 2009) [10]
Сирия : 3000 (2010) [11]
Украина : 2877 (2001) [12]
Киргизия : 1875 (2009) [13]
Грузия : 800 (2010) + 7110 кистинцев(2002) [14]
[15] США : 379 (2003) [16]
Канада : 178 (2003) [16]
Содержание
Название
Этимология
Название «чеченцы» является русской транслитерацией наименования этого народа у кабардинцев — «шашан», которое, в свою очередь, произошло от села Большой Чечень (Чечен-Аул), где, вероятно, русские впервые встретились с чеченцами в конце XVII века [21] [
Самоназвание
Экзоэтнонимы
Древние экзоэтнонимы | Экзоэтнонимы варианты от «чеченцы» | ||||
---|---|---|---|---|---|
Язык | Название чеченцев | Оригинал | Язык | Название чеченцев | Оригинал |
Аварский | буртиал | Аварский | чечанал | ||
Андийский | бутрул | Чамалальский | |||
Даргинский | мичихичлан | Багулальский | чачанадилу хеква | ||
Кумыкский | мычыгъыш | Ботлихский | чачанал | ||
Годоберинский | чачан | ||||
Дидойский | чачанази | ||||
Кабардинский | шашан | шəшəн | |||
Каратинский | чачанади | ||||
Осетинский | цацан | ||||
Тиндинский | чачанаду хеква |
Расселение
В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно — в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.
После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев [32] переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. [33]
В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.
После первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации.
Этническая история
Теории происхождения чеченцев
Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остаётся окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племён из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом учёных, остаются на уровне предположений и гипотез. Существует несколько версий:
Все попытки изучения происхождения чеченцев приводят к хурритам, шумерам, автохтонам Передней Азии. Что опять-таки схоже с чеченской легендой об исходе из Шемара.
Чеченцы в истории России
Ещё до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735 и затем в 1765 году.
Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть, всей южной половины Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но, во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война.
Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 1817—1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сёл. После пленения Шамиля, уничтожения ряда мятежных имамов, а также с переходом при фельдмаршале Иване Паскевиче к тактике «выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860-м году.
Но конец Кавказской войны не означал полный мир. Особый спор вызывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к концу XIX-го века, когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счёт фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племён. [35]
Неудивительно, что чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-турецкой войне 1877—1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев. [36] [37] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал:
Чеченцы считаются людьми весёлыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе — черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами. |
…Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности — не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это — чеченцы… |
Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 — Республику горцев Северного Кавказа). Но наступление Красной Армии и Деникина быстро покончило с республикой. В самой Чечне царила анархия. Большевикам чеченцы, как и другие народы Кавказа, сыграли на руку, и в результате после их победы чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством земель, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.
В 1920-х годах, при политике коренизации был сделан огромный вклад в развитие чеченцев. Была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского, затем кириллического алфавита; до этого применялась арабская графика), появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять формальным в результате того, что в 1934-м году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руководство которой фактически возглавило русское население.
Депортация чеченцев и ингушей
В 1951 году в Восточном Казахстане имел место чеченский погром.
9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.
1990-е годы и последствия
После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации
Война против татаро-монголов
Антропологический тип
Антропологически чеченцы относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание чеченцев:
Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос также замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый. Лицевой указатель — 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы). В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно Чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62. [39]
Генетическая генеалогия
Большинство мужчин в республике Чечня относятся по Y-ДНК к гаплогруппе J2, зародившейся примерно 18 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. [40] Второй по распространённости в республике Чечня является гаплогруппа J1 (около 21 % [41] ).
Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично — в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994—2001 — ок. 1 миллиона человек (по другим сведениям ок. 950 тыс.).
Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут); в грамматике — шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.
Является государственным языком Чеченской Республики.
Чеченская кухня
Религия
Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.
Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы — вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха.
Этический кодекс
Известные чеченцы
Общественные деятели
Деятели культуры
Военные
Политика
Предприниматели
Структура чеченского общества
Чеченский тукхум — это союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте Чеченского языка. [76]
Чеченский тейп — это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.
В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
В настоящее время представители одного тейпа живут рассредоточено. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни.
Чеченские имена
Список некоторых чеченских имён:
Чеченцы: кто они?
Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына.
Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.
Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости – «Приходи свободным!».
Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути – страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным.
Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя – ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей – обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют. Женщины играют особую роль в горском этикете. Они, прежде всего, хранительницы очага. В древние времена эта метафора имела прямой смысл: женщины отвечали за то, чтобы в очаге всегда горел огонь, на котором готовилась пища. Теперь, конечно, это выражение имеет переносный, но все же очень глубокий, смысл. До сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге!».
Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это – безраздельная сфера женщины. Неуважительно относиться к женщине, тем более – унижать, бить ее – недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Древнейшие предки Вайнахов (Чеченцев и Ингушей). Мнение.
Вайнахи – один из самых многочисленных народов Кавказа. И отсюда возникает естественный вопрос – а от кого они произошли?
Ученые из Европы и СССР точно и ясно доказали, что чеченцы и ингуши являются самыми прямыми потомками хуррито-урартов.
И доказательств тому несколько:
ингушско-чеченский язык содержит в себе хурритскую основу. Большинство исконных слов взято из данной древней цивилизации.
Известный Русский историк А. П. Новосельцев отмечает: «Урартский (как и Хурритский) язык принадлежал к особой языковой семье, из современных языков наиболее близкими к ним являются некоторые языки Северного Кавказа – Чеченский и Ингушский».
Тоже самое было подтверждено учеными-лингвистами а научных конференциях в Европе и СССР (70-80 года).
Археологи, раскопав немало захоронений, предоставили интересную информацию для антропологов.
Уже сами антропологи выяснили, что по внешности чеченцы и ингуши являются наиболее прямыми потомками хурритов.
Но все дело в том, что наиболее прямыми. Но не совсем. Так как чистокровных народов вообще не существует.
В 1956 году, когда, благодаря тбилисским антропологам, в научный оборот уже внедрилось название «кавкасионский тип», московский антрополог Г.Ф.Дебец отметил, что этот тип сохранил в себе черты старого европеоидного, кроманьонского населения, обладавшего такими же высокими скелетами и массивными черепами.
В.П.Алексеев по итогам своих собственных исследований подтвердил это мнение, добавив только, что кавкасионский тип имеет не только все кроманьонские признаки, но и южный генезис.
Здесь мы приходим к истине, что вайнахи сложились путем смешения двух рас – кроманойдной и переднеазиатской. В результате этого смешения появилась новая необычная раса – кавкасионская, к которой принадлежат чеченцы и ингуши.
Здесь стоит рассмотреть современную классификацию антропологических типов.
Тип сформировался в III тыс. до н.э. на основе древнейшего кроманьонского населения горного Кавказа и пришедших сюда сино-кавказских народов протопереднеазиатского типа. Встречается только на Кавказе.
Описан учёными Натишвили и Абдушелишвили в 1954 году. По многим показателям кавкасионцы близки понтийцам. Параллельной формой являются представители ультра-динарского типа (балканские борреби), живущие в Черногории, Албании и на Крите. Они, правда, отличаются более низким черепом и более темной окраской. В российской антропологии (Алексеев, Алексеева) кавкасионский тип отождествляется с динарским, что в корне не верно.
Выделяют центральный, южный и дагестанский кластеры. Высок процент носителей II группы крови (А2).
Основные представители: карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев.
— Высокий рост (> 170 см)
— Телосложение нормокостное, туловище длинное.
— Волосы жесткие, прямые, черные (часто встречаются светло-рыже-каштановые и русые)
— Глаза карие и серые.
— Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное. Брови прямые.
— Развитый волосяной покров.
— Брахицефалия (черепной указатель – 84-85)
— Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.
— Побородок низкий, острый, выступающий. Узкая челюсть.
— Высокие уши с длинными мочками.
Но кавкасионский тип сложился на основе смешения переднеазиатского типа (хурриты) и местного исконно кавказского (аборигенный тип) – кроманойдного.
Хурриты – имели переднеазиатский антропологический тип.
Кроманойдный тип – это древнейший тип населения Европы (тип предков германцев, славян, кельтов).
Протосредиземноморский разделился на – собственно средиземноморский, протосемитический, переднеазиатский…
На данный момент нет ни одного чистого представителя переднеазиатского типа, но наиболее близким к нему считается кавкасионский.
Хурриты (переднеазиаты) в результате падения своей империи были вынуждены мигрировать на Кавказ с Армянского нагорья. Уже на самом Кавказе они встретили кроманойдное население, которое ассимилировали в себе, по причине превосходства культуры хуррито-урартов.
вайнахи являются смешанным народом в антропологическом плане.
Основа – 2 расы – переднеазиатская и кроманойдная.
1) маленький рост (до 165 см)
2) темные волосы (черные)
3) темные глаза (черные и карие)
4) орлиный тонкий нос
1) высокий рост (более 175 см)
2) светлые волосы (блондин, шатен, рыжий)
3) светлые глаза (голубые, серые, зеленые)
2) цвет волос разный (от черного до блонд и рыжего)
3) цвет глаз разный
4) Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.
5) Еле видная скуластость
1) переднеазиатский тип в чистом виде исчез. Поэтому трудно выявить среди современных народов представителя.
2) Кроманойдный тип – сохранился в Скандинавии (среди шведов,норвежцев, датчан), Балтике (север Германии, Польши, Литва, Латвия, Эстония) Россия (северо русский расовый кластер). Самый близкий к нему – восточнобалтийский (русские, северные немцы, прибалты), слегка смешан с лапонойдами. А так же часть западных видов.
3) Кавкасианский тип – чеченцы, ингуши, осетины, хевсуры, горные грузины. Аварцы на 70% примерно кавкасионцы. Встречается редко и у армян, азербайджанцев.
2 парней-чеченцев кроманойдного типа
2 парней-чеченцев кроманойдного типа
1) светлые волосы (шатен)
3) обычные прямые носы
чеченец, более близок к переднеазиатскому типу
3) нос с загнутым капелевидным окончанием
4) переднеазиатский разрез глаз
чеченка, более близка к переднеазиатскому типу
3) переднеазиатский разрез глаз
1) переднеазиатский разрез глаз
2) нос с загнутым капелевидным окончанием
2) мощные крупные черты лица
ингуш, классический кавкасионский тип
Теперь давайте рассмотрим генетическую карту Кавказа
Здесь мы видим, что основой вайнахов являются гены j2 (желтый), G (красный), F (серый).
То есть, и на генном уровне вайнахи – смешанный народ.
Так же мы можем методом анализа увидеть, что:
1) многие кавказские народы имеют в себе гены как хурритов, так и кроманойдов.
2) По наличию генов у восточных турков и западных иранцев мы можем определить, что хурритскими генами (переднеазиатская раса) были j2 (желтый) и F (серый). Так как эти народы живут на месте исторического ареала обитания хурритских племен и в своем современном антропологическом типе имеют часто немалый процент признаков исконного населения (хуррритов).
3) По генетическому коду наиболее близкими к вайнахам являются осетины и сваны.
Скорее всего хурритским геном является j2 (желтый), так как он составляет огромную часть в генотипе вайнахов, большой процент в генотипах вост. Турков и зап. Иранцев, а так же сванеты по своему облику ближе к кроманойдам, при этом у них основа генетического кода F (серый). Непонятно происхождение гена G (красный).
И немного картографии:
Географическое распределение гаплогруппы J2
Распространение гаплогруппы J2 в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке
http://haplogroup.narod.ru/j2.html
Самая высокая частота мире гаплогруппы J2 находится среди ингушей (88% мужского населения) и чеченцев (56%) мужчин на Северо-Восточном Кавказе. Оба народа принадлежат к этнической группе Нахов, которые населяли эту территорию по крайней мере с 3000 г. до н.э. Их язык отдаленно связан с дагестанскими языками, но не с любой другой языковой группой. Тем не менее, народы Дагестана (даргинцы, лезгины, аварцы) принадлежат преимущественно к гаплогруппе J1 (84% среди даргинцев) и почти полностью лишены J2 линий.
Другие высокие частоты гаплогруппы J2 можно найти во многих других кавказских популяциях, в том числе азербайджанских (30%), грузин (27%), кумыков (25%) и армян (22%). Тем не менее, это очень маловероятно, что гаплогруппа J2 возникла на Кавказе из-за очень низкого генетического разнообразия в этом регионе.
Обратите внимание на концентрацию носителей гаплогруппы j2 в Передней Азии. Помимо Ливана, Восточной Анатолии, обратите внимание на область в Южном Азербайджане.