чехов человек в футляре какой герой понравился больше всего и почему
Сочинение: Главные герои в рассказе «Человек в футляре» (А.П. Чехов)
Героями произведений Антона Павловича Чехова часто становятся невзрачные и неприспособленные к жизни люди. Не исключение и известное произведение Чехова «Человек в футляре». Многомудрый Литрекон предлагает вам рассмотреть характеристику главных героев знаменитого рассказа Антона Чехова «Человек в футляре»
Беликов
Об этом персонаже Буркин рассказывает своему приятелю. В образе Беликова предстаёт преподаватель греческого языка в гимназии, отличающийся своей закомплексованностью, замкнутостью, наличием фобий и странным поведением. Так, все принадлежащие ему вещи он прятал в футляр. В любую погоду герой выходил с зонтом, в калошах, в пальто и при этом высоко поднимал воротник. Всё, даже свои мысли, этот персонаж спрятал в футляр. Пребывание в футляре — это необходимое условие существования Беликова. Ведь герой боится всего нового и непривычного. Всякое изменение, отклонение наводит на него страх и ужас. Он часто твердит: «Как бы чего не вышло». Для Беликова нормой были одни запреты, разрешения же пугали его своей неопределенностью.
Беликов идеализировал прошлое и по умолчанию критиковал настоящее. Его единственным интересом был мертвый язык, на котором никто не говорил. Поэтому персонаж никак не развивался и сознательно сужал рамки своего восприятия, отказываясь от нового и неизведанного.
Чехов показал, что такое ограждение от реальности может лишить всего: дружбы, покоя, семьи, любви. Из-за своих ничтожных убеждений Беликов не смог создать семью, завести друзей и жить полноценно. Такая жизнь приводит лишь к деградации. Когда героя не стало, все почувствовали облегчение, ведь его присутствие давило на всех остальных людей. Подробнее об образе Беликова мы написали в этом сочинении.
Буркин
Буркин, также как и Беликов, преподаёт в гимназии. Именно Буркин повествует о Беликове своему приятелю Ивану Ивановичу. Антон Павлович изобразил героя невысоким, полным и лысым мужчиной. Он отличный собеседник, который любит размышлять о многом. Он предстаёт в роли философа и дает подробную оценку всему, о чем рассказывает. Он беспристрастно анализирует ситуацию и приходит к выводу, что во многих людях есть что-то от Беликова, и это «что-то» не искоренилось после его смерти.
Жил он в одном доме с Беликовым, в квартире напротив. По мнению Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, — большое удовольствие, ведь они находят излюбленный футляр на всю жизнь.
Иван Иванович
В образе Ивана Ивановича предстаёт высокий, худой старик с длинными усами, ветеринарный врач.
Именно Ивану Ивановичу Буркин рассказывает историю жизни Беликова. У данного персонажа необычная двойная фамилия Чимша-Гималайский. По мнению окружающих, данная фамилия не подходит герою, поэтому его зовут просто по имени и отчеству. Вместе с Буркиным Иван Иванович приехал на охоту, подышать свежим воздухом.
Михаил Коваленко
Михаил Коваленко — молодой человек, учитель истории и географии в гимназии, коллега Беликова и Буркина. У героя есть сестра Варенька, с которой он постоянно спорит. Это очень вспыльчивый и темпераментный человек, привыкший говорить правду. Коваленко сразу же возненавидел Беликова, как только его увидел в первый раз. Он не может понять, как можно бояться такого странного человека, как Беликов. Не понимает он и то, зачем Беликов ходит в гости, если не может сказать и слова.
Именно Михаилу принадлежит главная роль в дальнейшей судьбе учителя древнегреческого языка. Коваленко не стал молчать, как остальные, и высказал всю правду Беликову. Михаил Саввич назвал Беликова «фискалом», выгоняя его из своего дома.
Варенька Коваленко
Варенька Коваленко — женщина 30 лет, красивая и жизнерадостная, сестра Михаила Саввича и возлюбленная Беликова. Варвара прекрасно поёт, чем и очаровала Беликова. Варенька постоянно ссорились со своим братом, поэтому коллеги решили сосватать её с Беликовым, чтобы решить ее квартирный вопрос. Героиня стала принимать ухаживания Беликова. Она с нетерпением ждала, когда он сделает ей предложение.
Однако Беликова ненавидел брат Вареньки Михаил. Однажды он спустил его с лестницы, а в это время Варвара рассмеялась, чем нанесла большой моральный ущерб Беликову. Он не смог это пережить и умер.
Можно утверждать, что Антон Павлович Чехов мастерски подчеркнул особенности каждого персонажа. В его знаменитом произведении «Человек в футляре» очень ярко поднимается проблема «маленького человека».
Характеристика главных героев рассказа Чехова «Человек в футляре»
Произведение «Человек в футляре» А.П. Чехова содержит противоречивых, разных персонажей, которые вынуждены подстраиваться друг под друга. Герои живут в маленьком городке. Поэтому они просто не могут не взаимодействовать друг с другом. Несмотря на то, что эти люди абсолютно несовместимы, они работают в одной гимназии. Автор своим произведением словно спрашивает читателя: «А нет ли у него подобного футляра». Чувствует ли человек истинную свободу, находясь в обществе?
Характеристика главных героев рассказа «Человек в футляре»
Главный герой Иван Иваныч
«Ветеринарный врач Иван Иваныч». Внешность у персонажа была заметная. Его выделяли длинные усы. «Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами». Именно так описывает своего персонажа А.П. Чехов. «У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его по всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом». Окружающие посчитали, что такая фамилия не подходит ветеринарному врачу. И окружающие люди решили не использовать ее в своей речи. Вместе с Буркиным Иван Иваныч отправились на природу.
Буркин
Учитель гимназии Буркин. Это был лысый мужчина невысокого роста, у которого была длинная борода. Персонаж был своеобразным философом. Он ясно и понятно излагал свои мысли. Герой жил совсем рядом с главным действующим лицом произведения — учителем греческого языка Беликовым. Их дома стояли напротив. Буркин понимал, что все люди разные. «Что ж тут удивительного! — сказал Буркин. — Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало». Но он не мог принять их. По его словам. хоронить людей, подобных Беликову, — сродни удовольствию.
Беликов
«Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Он боялся всего нового, неизведанного. Любое отклонение приводило героя в ужас. Беликов осуждал людей, в поведении которых было что-то необычное. «…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Беликов выбрал для себя жить в футляре. Только так он чувствовал себя в безопасности. Для него это были самые комфортные условия.
Беликов всегда с тревогой покидал свою скорлупу. Делал это он лишь по большой необходимости. И каждый раз он переживал, чтобы «чего не произошло». Окружающие не понимали его поступков и манеры поведения. Когда Беликов умер, все вздохнули с облегчением.
Михаил Коваленко
Еще один учитель — Михаил Коваленко. Он работал вместе с Беликовым и Буркиным. Персонаж был высокого роста и крепкого телосложения. Разговаривал он исключительно громким басом. Герой с неприязнью относится к Беликову. Можно сказать, что он его ненавидит. Он не понимает его поведения. Коваленко не побоялся высказать в лицо Беликову все, что он о нем думает. Эту правду долгое время скрывали другие коллеги учителя греческого языка. Коваленко не мог безмолвно наблюдать за происходящим. Оставаться в стороне — не в его правилах. Персонаж не смог вытерпеть Беликова у себя в гостях. Он его выгнал, спустил с лестницы.
Варенька Коваленко
Варенька Коваленко — сестра Михаила Коваленко. 30-летняя героиня была возлюбленной учителя греческого языка. Варвара была привлекательна и умна. Веселая девушка радовалась каждому новому дню. У Варвары Саввишны были отличные вокальные способности. Этим она и очаровала не только коллег, но и Беликова. Главный персонаж даже поставил портрет жизнерадостной хохотушки на свой стол. Сестра и брат никак не могут найти общий язык. Они постоянно ссорятся. Причина всех их конфликтов — общая жилплощадь. Поэтому коллеги советуют Варваре присмотреться к Беликову. Они наивно полагают, что героине подойдет такой жених. Но девушка не желает ставить себе ограничения.
А. П. Чехов «Человек в футляре»
Человек в футляре
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Человек в футляре (значения).
Человек в футляре
(истинное происшествие)
Chelovek v futlare Kukriniksi.jpeg
Жанррассказ
АвторАнтон Чехов
Язык оригиналарусский
Дата написания1898
Дата первой публикации1898
Логотип Викитеки Текст произведения в Викитеке
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Логотип ВикицитатникаВ Викицитатнике есть страница по теме: Человек в футляре
«Челове́к в футля́ре» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в мае — июне 1898 года. Впервые был опубликован в журнале «Русская мысль», 1898 год, № 7. Первая часть «маленькой трилогии» [1].
Содержание
1История создания
2Прототип
3Персонажи
4Сюжет
5Критики о рассказе
6Влияние образа
7Экранизация
8Примечания
9Литература
История создания
Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трёх рассказов — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошёл спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.
Над рассказом Чехов работал в мае — июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 года рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 года рукопись была отправлена в журнал.
Чехов писал об этом рассказе в записных книжках [2]:
«Человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал»
— А. П. Чехов
Прототип
Мемориальная доска в Таганроге на доме, в котором жил А. Ф. Дьяконов
Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии Александр Фёдорович Дьяконов; другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет, и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя» [3].
Ю. Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист M. О. Меньшиков. Чехов в одном из своих дневников писал о нём:
«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца [4]»
Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее [3]. Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове:
«Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дёшево и выгодно и даже в хорошую погоду берёт с собой зонтик» [5].
Опираясь на эти факты, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным [3].
Выражение «Человек в футляре», означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр», стало нарицательным в русском языке.
Персонажи
Герои «Маленькой трилогии»:
Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин; высокий худой старик с длинными усами;
Буркин — учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского; рассказывает историю про Беликова.
Герои рассказа Буркина:
Беликов — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии; любимая его фраза: «Как бы чего не вышло»;
Повар Афанасий — старик 60-ти лет, нетрезвый и полоумный слуга Беликова;
Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии; молодой, смуглый, высокий мужчина, родом из Малороссии (Украины);
Варенька — возлюбленная Беликова, 30 лет, сестра Коваленко; высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая девушка.
Сюжет
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Вики
Характеристика главных героев рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»
История, жанр и герои рассказа
«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова, где повествование ведут между собой 3 героя, рассказывая друг другу истории из жизни. В 1898 г. начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в футляре».
Центральным в произведении есть образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, так как их взаимодействие с «человеком в футляре» полностью раскрывает его образ.
Всего в рассказе 8 действующих лиц:
Запоздавшие охотники
Историю о «человеке в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старосты Прокофия, которые остановились у него заночевать: Ивана Иваныча Чимши-Гималайского и Буркина. Эти же персонажи являются основными повествователями и в двух других рассказах «Маленькой трилогии».
Иван Иваныч
Ветеринарный врач со «странной, двойной фамилией», которая совершенно ему «не шла». Чехов описывает Ивана Иваныча как «высокого, худощавого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конском заводе вблизи города.
Чимша-Гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.
Рассказчик Буркин
Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром. Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.
Человек в футляре
На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.
Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов. Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.
Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».
Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.
Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленный антропос», прервала не только возможное сватанье, но и жизнь мнительного учителя греческого языка.
Главный антагонист произведения
По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.
В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером. Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».
К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».
Несостоявшаяся женитьба
Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.
Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.
Второстепенные персонажи
В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Они лишены реплик и возникают в сознании читателя из рассказа Буркина о Беликове. Каждый из этих персонажей несет смысловую нагрузку, подчеркивая и дополняя образ жизни и мыслей последнего:
Несмотря на малый жанр, произведение полностью раскрывает персонажей через диалоги и описания поступков, мыслей и образа жизни героев. Само название рассказа настолько ёмко и точно охарактеризовало типаж Беликова как сухого, закомплексованного интроверта, что на долгие годы стало нарицательным, как и фамилия главного героя.
Главные герои рассказа «Человек в футляре» тесно связаны воедино. Каждый из них чему-то учит читателя. Что хотел донести, создавая образ Беликова, Чехов? Ответ очевиден: не стоит прятаться от жизни, надо быть открытым и свободным, любить и уметь радоваться, не осуждать, не бояться, не быть мнительным и не прятаться в «футляре» от окружающего мира.
Человек в футляре Чехов А.П. — читательский дневник
Предлагаем вам прочесть читательский дневник по произведению Чехова «Человек в футляре». Данный материал пригодится при подготовке учащихся к уроку литературы. Данное произведение призывает обратить внимание на собственный футляр, задать себе вопрос: «Имею ли я свободу и радость жизни или я закрыт от общества и людей?»
Рассказ написан в 1898 году. В сюжете отражены события, происходящие в конце XVIII века в российской глубинке – в селе Мироносицком.
Иван Иванович — охотник, ветеринарный врач по профессии, высокий старик с непонятной двойной фамилией.
Буркин — охотник, рассказавший историю о Беликове. Он лыс, невысок, с длинной бородой.
Беликов — одинокий и боязливый человек, относящийся к жизни с позиции «как бы чего не вышло». Он был излишне предусмотрителен, его одежда напоминала футляр, а вещи хранились в чехлах. К запретам он относился, как к норме жизни, а все новое и необычное осуждал. Когда этот человек умер, то люди, находившиеся в контакте с ним, испытали облегчение.
Коваленко Михаил — преподаватель, работавший в гимназии с Буркиным и Беликовым. Он представлял собой харизматичную личность, и с первой минуты возненавидел «человека в футляре». Коваленко сыграл роковую роль в судьбе Беликова, открыто выразив ему свой протест.
Коваленко Варенька — веселая молодая женщина, живущая с братом, с которым ссорится. Коллеги стремятся поженить ее и Беликова.
Чехов призывает читателя вырваться из собственного футляра. Не стоит игнорировать свои страхи, ограничения. Важно изучить их, преодолеть, изменить свою жизнь и начать дышать полной грудью.
Я считаю, что жизнь в футляре присуща каждому человеку в большей или меньшей степени. Даже свободолюбивые Коваленки частично находятся в нем. Брат и сестра ругаются, Варенька не может выйти замуж. Михаила возмущает удушающая атмосфера гимназии, но он продолжает работать в ней. Думаю, что этот рассказ – информация к размышлению для каждого из нас. Важно обнаружить ограничения, навязанные близкими людьми, друзьями, обществом, и выйти из них.
Образы персонажей рассказа настолько различны, что даже не представляешь, как эти люди вместе работают, общаются между собой. Хотя, можно сказать, что они дополняют друг друга. Беликов, Коваленко, Варенька и рассказчик-Буркин – все они с различными интересами, характером, темпераментом, складом ума.
Чехов пишет, что Беликов своими страхами подавлял весь коллектив. Хоть коллеги и молчали, но между образами сотрудников гимназии шло скрытое противостояние образу Беликову. Ситуация дошла до критической точки, когда появился Михаил Коваленко. Именно между его образом и образом Беликова происходит основное противоборство.
Денщик — солдат дореволюционной России, приставленный к офицеру для исполнения личных поручений.
Фискал — высшее должностное лицо, учрежденное Петром I, проводившее тайный надзор за действиями учреждений и лиц.
Антропос — греческий термин, обозначающий исходного, первоначального человека.
Попечитель — лицо, стоящее на страже интересов другого лица или организации.
Семинария — учебное заведение для обучения лиц духовного звания.
Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.
Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр.
И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова.
Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет.