чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят

Правописание корней с чередованием гласных

Дидактический материал

Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.

На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.

В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.

Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные корня,
проверяемые ударениемчередующиесяне проверяемые ударением
глота’ть – гло‘ткаубиратькастрюля

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

-гор- и -клон- только о: гореть и склонить;

Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходятОбратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходятраст

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться.

Палочка касается тыквы.

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;

кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят

-мер- – мира-: умереть – умирать

Исключения: сочетать, сочетание.

Написание гласной в корне зависит от значения слова

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят

-равн- – пишется в словах, означающих равенство:

-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:

Разровняй складочки.

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят

Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),

уровень (отметка, равная какому-то значению),

-мак- – погружение в жидкость:

-мок- – все остальное:

намокает под дождем

-скак- – много раз или долго:

-скоч- – один раз или быстро:

проскочить через обруч

Новый материал объединен в таблице.

(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

1) В слове поставьте ударение;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

4) подчеркните гласную в корне.

запира’ть – запереть

непромокаемый (плащ)

блестеть на солнце

блистать в обществе

предположить худшее

обмакнуть в чернила

поклониться знакомому

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

бл_стающий на балу

вым_кший под дождем

заг_реться от искры

зам_реть от восторга

приб_ру в квартире

уд_рать от хулигана

зам_рать от страха

бл_стеть на солнце

соб_раться с друзьями

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходятВырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходятИра очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Ср_внитьЗаг_рР_внинаПрод_ратьсяСр_внятьР_стительностьНепром_каемыйЗ_ряОбм_кнутьПрик_сновениеЗап_ретьЗаг_релыйБл_стетьОтр_сльПодл_житьВыр_щенныйР_стокК_сание

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а?

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходятв) приг_реть;

2. В каком слове пишется буква о?

3. В каких словах пишется буква о?

4. В каких словах пишется буква а?

5. В каких словах пишется буква о?

а) Вым_кнуть под дождем;

в) пром_кательная бумага;

г) вым_кать все чернила;

д) м_кать вареник в сметану.

6. В каких словах пишется буква а?

7. В каких словах пишется буква а?

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходята) Оз_рять;

8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;

б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:

в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;

г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;

д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.

б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.

в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.

г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

10. В каких словах пишется буква е?

Вариант II (для старшеклассников)

1. В каких словах пишется буква а?

2. В каких словах пишется буква о?

3. В каких словах пишется буква а?

4. В каких словах пишется буква о?

5. В каком слове пишется буква е?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

6. В каком слове пишется буква е?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

7. В каких словах пишется буква о?

8. В каких словах пишется буква и?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходятд) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе «Чередование гласных в корне слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка в 6 классе

(Учитель русского языка и литературы МБОУ Школы №168 им. Героя Советского Союза Е.Н. Никонова г.о Самара Макатова Сара Койшибаевна)

«Чередование гласных в корне слова»

Предмет: русский язык.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

— применение полученных знаний и умений в речевой практике.

— знать корни с чередованием;

— уметь правильно писать корни с чередованием;

— выстраивать композицию рассуждения.

— овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

— овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

— умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

— овладение приемами отбора и систематизации материала;

— способность к конструированию предложений;

— адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

— умение создавать тексты;

— умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

— овладение умением работать в группах

— презентация, раздаточный материа

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

— Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока

2.Актуализация ранее изученного материала.

— Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о корнях с чередованием. Будьте внимательны – эта орфограмма встречается в заданиях ГИА.

Корни с чередованием н ужно хорошо запомнить: «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами.

— Какие корни с чередованием изучили?

3. Изучение нового учебного материала.

Эти правила можно объединить в 4 группы.

Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль

Исключения: ск а чок, ск а чу,

Исключение: пол о г

-гор – гар – без ударения – О

Исключение: выг а рки

Исключение: утв а рь

Исключения: з о ревать, з о рянка (птица)

Исключения: пл о вец, пл о вчиха, пл ы вуны

-мок- («пропускать жидкость», «становиться мокрым»)

-мак- («опускать в жидкость, погружать»)

-ровн- («ровный, гладкий, прямой»)

-равн- («равный, одинаковый)

Исключения: ур о вень, пор о вну, р о весник,

р а внина, р а вняйся, пор а в-

няться, р а внение направо

Полезные р…стения; р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла

Выт..реть посуду; зам..рать от восторга; легкое прик..сновение; к…сательная линия; новая газонок..силка;

разг. релся спор; г..рняцкий поселок; претв..рить мечту в жизнь, вечерняя з..ря; пл..вучие льды; накл..ниться в

ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; ур..вень воды; непром..каемое пальто; обм..кнуть кисть в краску

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

2) выясните его лексическое значение;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

3) подчеркните гласную в корне.

Заг..реть на солнце; отважный пл..вец; яркая з..рница; вск..чить с места; прик..снуться к земле; к..сание мяча; яркая к..сынка; вым..кнуть до нитки; покл..ниться знакомому; предпол..гаемые планы; р..вносторонний треугольник; решительный ск..чок вверх; подр..внять клумбу; р..систое утро; прим..рять платье; р..весник века; прин..мать присягу; отр..слевая промышленность; расст..лающаяся р..внина .

3. Задания этого уровня соответствуют заданиям блока В ГИА и ЕГЭ. Учащиеся также отвечают, подкрепляя свои рассуждения доказательством.

. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Смотреть картинку чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Картинка про чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят. Фото чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят

. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль

мак- (погружать в жидкость)

о вн- (прямой, гладкий)

Исключения : ур о вень, р о весник, равнина, равняйсь, равнение направо.

Искл.: зоревать, зорянка (птица)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

2) выясните его лексическое значение;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

3) подчеркните гласную в корне.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

2) выясните его лексическое значение;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

3) подчеркните гласную в корне.

Источник

Конспект урока «Чередование гласных в корне слова» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Цель: систематизация знаний учащихся по теме «Чередование гласных в корне слова».

повторить и систематизировать сведения о правописании чередующихся гласных в корне слова;

формировать навык написания чередующихся гласных;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать орфографическую зоркость;

умение классифицировать, работать с таблицей;

развивать внимание, наблюдательность, речь;

умение аргументировать свой ответ, делать вывод;

создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать культуру речи, внимание к слову,

умение сотрудничать, работать в команде, группе.

Актуальность: тема «Чередование гласных в корне слова» одна из наиболее сложных тем для учащихся из-за большого количества корней, которые нужно не просто запомнить, но ещё и различать условия написания буквы в этих корнях. Поэтому я на своих уроках достаточно часто обращаюсь к данной теме. А ещё задания на данную тему присутствуют и на ГИА, и на ЕГЭ, и, конечно же, ребятам необходимо выработать навык, который поможет им справиться с заданиями на аттестации.

Методы и формы работы: метод проблемного обучения (создание проблемной ситуации), частично-поисковый, эвристическая беседа, игровая ситуация, приём «модель чистой таблицы», которая заполняется в процессе беседы.

Оборудование урока: медиапроектор, презентация, раздаточный материал для работы в группе и в паре, карточки-тесты для контроля.

Результаты деятельности учащихся.

Предметные результаты: учащиеся должны уметь опознавать орфограмму в тексте, классифицировать, группировать по условиям написания корня; знать правила, определяющие написание орфограмм.

Познавательные: синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов, уметь осознанно выбирать эффективные способы решения, применять логику рассуждений; строить логические рассуждения,

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

Личностные: определять цели своего обучения, умение работать в группе, воспитание ответственности, уважения к одноклассникам,

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, и мы все дружно и активно поработаем.

Готовность класса к уроку. Усаживаются на свои места.

2. Актуализация знаний.

(слайд 1) Обращаем внимание на доску. Работаем устно. В данном предложении найдите слова с одинаковым корнем.

вопрос: Можно ли в этих словах гласные корня проверить одним правилом?

Читают предложение: На крутом спуске горы вырос необычный цветок, его лепестки горели в лучах закатного солнца.

Находят слова с одинаковыми корнями, отвечают: горы-горели

Отвечают на вопрос (нет, т.к. одно слово с безударной гласной в корне, а второе – с чередующейся гласной в корне).

Р. Высказывать предположения на основе наблюдений.

а) Создание проблемной ситуации.

б) Формулирование темы и задач урока

в) Эвристическая беседа

(слайд 3) Поиграем в игру «Третий лишний».

Вам необходимо выписать из каждой строчки одно лишнее слово.

Ребята, вы можете оценить выполнение этого задания. На столах у каждого из вас есть оценочный лист. Найдите в нём элемент урока «Третий лишний» и оцените себя по пятибалльной шкале, подчеркнув или взяв в кружок нужный балл.

Скажите, ребята, почему выписали именно эти слова?

Можем теперь сформулировать тему урока? Запишем.

«Чередование гласных в корне слова».

Ребята, тема знакомая?

Как вы думаете, зачем сегодня мы опять обращаемся к этой теме?

Какие сегодня для нас будут стоять задачи?

Выписывают из каждой строчки одно лишнее слово

1. косолапый, косогор, касание

2. горный, загорать, горнист

3. мировой, примерять, замереть

Проверяют, кто-то зачитывает свой ответ.

Оценивают каждый себя.

Отвечают (лишние слова – слова другой орфограммы)

Формулируют тему урока.

Учащиеся отвечают на вопрос

(вспомнить, повторить, систематизировать знания о корнях с чередованием)

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *