чередующиеся гласные в корне слова в каком классе проходят
Правописание корней с чередованием гласных
Дидактический материал
Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.
На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.
В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.
Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Безударные гласные корня, | ||
проверяемые ударением | чередующиеся | не проверяемые ударением |
глота’ть – гло‘тка | убирать | кастрюля |
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.
Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
-гор- и -клон- только о: гореть и склонить;
Исключения: пловец, пловчиха, плывун.
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:
Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.
раст
Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!
Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться.
Палочка касается тыквы.
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
-мер- – мира-: умереть – умирать
Исключения: сочетать, сочетание.
Написание гласной в корне зависит от значения слова
-равн- – пишется в словах, означающих равенство:
-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:
Разровняй складочки.
Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),
уровень (отметка, равная какому-то значению),
-мак- – погружение в жидкость:
-мок- – все остальное:
намокает под дождем
-скак- – много раз или долго:
-скоч- – один раз или быстро:
проскочить через обруч
Новый материал объединен в таблице.
(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
запира’ть – запереть
непромокаемый (плащ)
блестеть на солнце
блистать в обществе
предположить худшее
обмакнуть в чернила
поклониться знакомому
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
бл_стающий на балу
вым_кший под дождем
заг_реться от искры
зам_реть от восторга
приб_ру в квартире
уд_рать от хулигана
зам_рать от страха
бл_стеть на солнце
соб_раться с друзьями
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
от согласной в корне
от наличия/отсутствия ударения
от суффикса -а- после корня
от лексического значения
Ср_внить
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.
IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Вариант I
1. В каком слове пишется буква а?
в) приг_реть;
2. В каком слове пишется буква о?
3. В каких словах пишется буква о?
4. В каких словах пишется буква а?
5. В каких словах пишется буква о?
а) Вым_кнуть под дождем;
в) пром_кательная бумага;
г) вым_кать все чернила;
д) м_кать вареник в сметану.
6. В каких словах пишется буква а?
7. В каких словах пишется буква а?
а) Оз_рять;
8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?
а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;
б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:
в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;
г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;
д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.
9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?
а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.
б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.
г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.
10. В каких словах пишется буква е?
Вариант II (для старшеклассников)
1. В каких словах пишется буква а?
2. В каких словах пишется буква о?
3. В каких словах пишется буква а?
4. В каких словах пишется буква о?
5. В каком слове пишется буква е?
а) Соб_раться (в экспедицию);
б) ст_ральный порошок;
в) душеразд_рающий (крик);
6. В каком слове пишется буква е?
а) Бл_стательный (дебют);
б) п_рующие (студенты);
в) зап_раться на ключ;
г) расст_лающийся туман;
7. В каких словах пишется буква о?
8. В каких словах пишется буква и?
а) Прод_рется (сквозь заросли);
в) заж_гательная (речь);
г) (устойчивое) словосоч_тание;
д) прим_ряющий костюм.
9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?
а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;
б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;
в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;
г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;
д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.
10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?
а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;
б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;
в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;
г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;
д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.
11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.
б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.
в) Он долго выбирал поплавок и блисну.
г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Чередование гласных в корне слова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока русского языка в 6 классе
(Учитель русского языка и литературы МБОУ Школы №168 им. Героя Советского Союза Е.Н. Никонова г.о Самара Макатова Сара Койшибаевна)
«Чередование гласных в корне слова»
Предмет: русский язык.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
— знать корни с чередованием;
— уметь правильно писать корни с чередованием;
— выстраивать композицию рассуждения.
— овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
— овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
— умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
— овладение приемами отбора и систематизации материала;
— способность к конструированию предложений;
— адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
— умение создавать тексты;
— умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
— овладение умением работать в группах
— презентация, раздаточный материа
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
— Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока
2.Актуализация ранее изученного материала.
— Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о корнях с чередованием. Будьте внимательны – эта орфограмма встречается в заданиях ГИА.
Корни с чередованием н ужно хорошо запомнить: «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами.
— Какие корни с чередованием изучили?
3. Изучение нового учебного материала.
Эти правила можно объединить в 4 группы.
Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль
Исключения: ск а чок, ск а чу,
Исключение: пол о г
-гор – гар – без ударения – О
Исключение: выг а рки
Исключение: утв а рь
Исключения: з о ревать, з о рянка (птица)
Исключения: пл о вец, пл о вчиха, пл ы вуны
-мок- («пропускать жидкость», «становиться мокрым»)
-мак- («опускать в жидкость, погружать»)
-ровн- («ровный, гладкий, прямой»)
-равн- («равный, одинаковый)
Исключения: ур о вень, пор о вну, р о весник,
р а внина, р а вняйся, пор а в-
няться, р а внение направо
Полезные р…стения; р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла
Выт..реть посуду; зам..рать от восторга; легкое прик..сновение; к…сательная линия; новая газонок..силка;
разг. релся спор; г..рняцкий поселок; претв..рить мечту в жизнь, вечерняя з..ря; пл..вучие льды; накл..ниться в
ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; ур..вень воды; непром..каемое пальто; обм..кнуть кисть в краску
Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.
Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:
2) выясните его лексическое значение;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
3) подчеркните гласную в корне.
Заг..реть на солнце; отважный пл..вец; яркая з..рница; вск..чить с места; прик..снуться к земле; к..сание мяча; яркая к..сынка; вым..кнуть до нитки; покл..ниться знакомому; предпол..гаемые планы; р..вносторонний треугольник; решительный ск..чок вверх; подр..внять клумбу; р..систое утро; прим..рять платье; р..весник века; прин..мать присягу; отр..слевая промышленность; расст..лающаяся р..внина .
3. Задания этого уровня соответствуют заданиям блока В ГИА и ЕГЭ. Учащиеся также отвечают, подкрепляя свои рассуждения доказательством.
. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.
Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль
мак- (погружать в жидкость)
-р о вн- (прямой, гладкий)
Исключения : ур о вень, р о весник, равнина, равняйсь, равнение направо.
Искл.: зоревать, зорянка (птица)
Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.
Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:
2) выясните его лексическое значение;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
3) подчеркните гласную в корне.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.
Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:
2) выясните его лексическое значение;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
3) подчеркните гласную в корне.
Конспект урока «Чередование гласных в корне слова» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Цель: систематизация знаний учащихся по теме «Чередование гласных в корне слова».
повторить и систематизировать сведения о правописании чередующихся гласных в корне слова;
формировать навык написания чередующихся гласных;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать орфографическую зоркость;
умение классифицировать, работать с таблицей;
развивать внимание, наблюдательность, речь;
умение аргументировать свой ответ, делать вывод;
создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать культуру речи, внимание к слову,
умение сотрудничать, работать в команде, группе.
Актуальность: тема «Чередование гласных в корне слова» одна из наиболее сложных тем для учащихся из-за большого количества корней, которые нужно не просто запомнить, но ещё и различать условия написания буквы в этих корнях. Поэтому я на своих уроках достаточно часто обращаюсь к данной теме. А ещё задания на данную тему присутствуют и на ГИА, и на ЕГЭ, и, конечно же, ребятам необходимо выработать навык, который поможет им справиться с заданиями на аттестации.
Методы и формы работы: метод проблемного обучения (создание проблемной ситуации), частично-поисковый, эвристическая беседа, игровая ситуация, приём «модель чистой таблицы», которая заполняется в процессе беседы.
Оборудование урока: медиапроектор, презентация, раздаточный материал для работы в группе и в паре, карточки-тесты для контроля.
Результаты деятельности учащихся.
Предметные результаты: учащиеся должны уметь опознавать орфограмму в тексте, классифицировать, группировать по условиям написания корня; знать правила, определяющие написание орфограмм.
Познавательные: синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов, уметь осознанно выбирать эффективные способы решения, применять логику рассуждений; строить логические рассуждения,
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
Личностные: определять цели своего обучения, умение работать в группе, воспитание ответственности, уважения к одноклассникам,
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, и мы все дружно и активно поработаем.
Готовность класса к уроку. Усаживаются на свои места.
2. Актуализация знаний.
(слайд 1) Обращаем внимание на доску. Работаем устно. В данном предложении найдите слова с одинаковым корнем.
вопрос: Можно ли в этих словах гласные корня проверить одним правилом?
Читают предложение: На крутом спуске горы вырос необычный цветок, его лепестки горели в лучах закатного солнца.
Находят слова с одинаковыми корнями, отвечают: горы-горели
Отвечают на вопрос (нет, т.к. одно слово с безударной гласной в корне, а второе – с чередующейся гласной в корне).
Р. Высказывать предположения на основе наблюдений.
а) Создание проблемной ситуации.
б) Формулирование темы и задач урока
в) Эвристическая беседа
(слайд 3) Поиграем в игру «Третий лишний».
Вам необходимо выписать из каждой строчки одно лишнее слово.
Ребята, вы можете оценить выполнение этого задания. На столах у каждого из вас есть оценочный лист. Найдите в нём элемент урока «Третий лишний» и оцените себя по пятибалльной шкале, подчеркнув или взяв в кружок нужный балл.
Скажите, ребята, почему выписали именно эти слова?
Можем теперь сформулировать тему урока? Запишем.
«Чередование гласных в корне слова».
Ребята, тема знакомая?
Как вы думаете, зачем сегодня мы опять обращаемся к этой теме?
Какие сегодня для нас будут стоять задачи?
Выписывают из каждой строчки одно лишнее слово
1. косолапый, косогор, касание
2. горный, загорать, горнист
3. мировой, примерять, замереть
Проверяют, кто-то зачитывает свой ответ.
Оценивают каждый себя.
Отвечают (лишние слова – слова другой орфограммы)
Формулируют тему урока.
Учащиеся отвечают на вопрос
(вспомнить, повторить, систематизировать знания о корнях с чередованием)
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.