через какие города казахстана проходил великий шелковый путь
Великий шелковый путь на территории Казахстана. Город и степь.
Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.
В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье.
В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.
В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.
Объекты Великого Шёлкового пути в Казахстане
Silk Roads: the Routes Network of Chang, археологический памятник
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО №1442 с 2014 года
Великий Шёлковый путь — торговая дорога, которая на протяжении многих веков связывала Восточную Азию со Средиземноморьем. Он тянулся от китайского Сианя на тысячи километров и заглядывал во многие уголки евразийского континента. Там, где, проходил Великий Шёлковый путь, неизменно появлялись и процветали города, развивались культура, искусства, ремёсла.
Чанъань-Тяньшанский коридор, является основным маршрутом, где расположены объекты Великого Шёлкового пути в Казахстане. Он включает 8 археологических памятников, которые пережили расцвет в эпоху золотого века Великого пути — в 4-13 веках. Все они пришли в упадок после монгольского завоевания Средней Азии.
Каялык
В Алматинской области, восточнее аула Койлык на берегу реки Ашы-Булак расположено Антоновское городище. Археологи отождествляют его с городом Каялык. Он существовал в 8-14 веках, а в 12-13 веке даже был столицей Карлукского каганата. Возвышению города способствовало местоположение. Как и многие экономические и культурные центры каганата, Каялык вдоль Великого Шёлкового пути.
Город размером 1200х750 метров был окружён стеной высотой до 4,5 метров. Стены укрепляли башни высотой до 8 метров. Они находились на расстоянии 30-40 метров друг от друга.
Карамерген
В Семиречье Карамеген был самым северным и крупнейшим городом в домонгольский период. Его городище находится в Балхашском районе Алматинской области в долине Баканаса — древнего русла Или.
Карамерген возник в 9 веке, став хозяйственным центром земледельческого региона. Расцвет же города наступил в 12-13 веках, когда сюда вела балхашская ветвь Великого Шёлкового пути.
В прямоугольнике городища (120х115 метров) угадываются каменные стены, достигавшие до 3 метров в высоту, и двое городских ворот. Углы крепостных стен и ворота венчали оборонные башни. Сохранились остатки древней ирригационной системы.
Талгар
В окрестностях современного Талгара Алматинской области находится городище средневекового одноимённого города. Это было поселение на границе Илийской и Чуйской долин. Оно возникло в 8 веке и быстро стало центром ремёсел и торговли.
Особой славой пользовались кузнецы Талгара, изготавливавшие булатную сталь. Также процветали гончарство, резьба по кости, мастера-стеклодувы, ювелиры. Город был своего рода узловым пунктом на Шёлковом пути.
Городище Талгар площадью 30 гектар состоит из укреплённого центра и рабады (пригорода). В центре сохранились фундаменты зданий, в том числе очертания жилых кварталов.
Актобе
В Шуйском районе Жамбылской области, у села Актобе находится городище 6-13 веков. Актобе пережило Тюркский и Карлукский каганат, государство Караханидов и Каракиданьское ханство, при этом оставаясь важным торговым пунктом.
Населённый пункт состоял из двух укреплённых центров (шахристанов) размерами 350х250 метров каждый и пригорода. Актобе окружали ров и несколько колец защитных рвов. Сохранились остатки дворца правителя и фрагменты системы подачи воды.
Акыртас
В Жамбылской области, в 6 километрах от станции Акчулак находится самый загадочный объект на Великом Шёлковом пути региона — Акыртас. Акытрас упоминается в 1221 году в дневнике даосского монаха. Он представляет собой некое недостроенное монументальное сооружение, о назначении которого ведутся дискуссии. Предполагают, что это буддийский или несторианский храм, караван-сарай, дворец-крепость, мечеть. Есть версии, что это средневековый город Касрибас. Рядом находится гора с карьером, откуда добывали камень для строительства грандиозного сооружения.
Кулан
Городище Кулан находится вблизи одноимённого посёлка в Жамбылской области. Поселение упоминалось с 8 века в китайских и арабских хрониках. Процветало оно за счёт торговли.
Кулан раскинулся на нескольких холмах, которые окружали крепостные стены. Вершины холмов венчают дворцы местной аристократии, некоторые из них сохранили фрагменты стен и некоторые помещения.
Костобе
В 15 километрах от Тараза расположено городище Костобе. Его отождествляют со средневековым Джамукатом. Город основали бухарские купцы в 6 веке. В 12 столетии Джамукат («город знатных вельмож») описывают как большой город со стеной и соборной мечетью.
Город (420х450 метров) окружала двойная стена с башнями. Внутри стен имелись шахристан и цитадель, мечети, жилые и хозяйственные строения. С внешней стороны в радиусе до 6 километров прослеживаются остатки рабады.
Орнек
Городище неподалёку от села Орнек в Жамбылской области, скорее всего, было городом Кульшуб. Оно находится в ущелье Сулутор на берегу реки Алтынсу.
Город существовал в 8-12 веках и был разрушен до вторжения монголов. В годы расцвета являлся не только центром ремёсел и торговли, но и ставкой местных правителей-кочевников. Орнек окружал вал с 31 башей. В самом же городе имелась мечеть, мавзолей, жилые кварталы и цитадель.
Великий шелковый путь в режиме реального времени
Чем привлекает туристов этот удивительный маршрут сегодня?
Великий шелковый путь. Что мы о нем знаем? Воображение рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами… Но это лишь часть истории. Великий шелковый путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало разрушительных войн, пожаров и голода видели древние города, расположенные вдоль Шелкового пути. Это грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.
Каким он был?
Обратимся к увлекательной истории Шелкового пути, пролегающего по территории современного Казахстана.
Основная трасса Великого шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Ясы, Отрар, Тараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу. Все эти города обязаны своим появлением именно торговцам, которые, преодолевая громадные казахские степи, устраивали остановки, превращавшиеся в караван-сараи, а те в свою очередь — в поселения, которые со временем разрастались в города.
В основном трасса Шелкового пути в этом регионе пролегала через Семиречье и Южный Казахстан. Первое оживление этого участка происходит во второй половине VI в., когда Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата — огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI века каганат распался на две части: Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский. Центром Западно-Тюркского каганата становится Семиречье со столицей в городе Суябе. В Семиречье возникает целый ряд новых городов, а на юге Казахстана усиливается рост тех городов, которые оказались на самой трассе Шелкового пути или были связаны с ним торговыми отношениями. Наиболее крупными из них были Суяб, Тараз и Испиджаб.
Шелковый путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до XIV века, до тех пор, пока междоусобицы и войны не разрушили города. Последнее оживление приходится на середину XIII века, когда по нему двигались торговые и дипломатические посольства в Каракорум — столицу Монгольской империи.
Тараз — город купцов
Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе с Земархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов. На сегодняшний день Тараз — город одновременно и очень древний, и очень современный. Его по праву можно назвать историческим центром Казахстана.
Туристам, посещающим древний и молодой город Тараз, есть что посмотреть. Прекрасно сохранились караван-сараи и ремесленные мастерские, склады и лавки торговцев. Непосредственно в городе есть два мавзолея, напоминающие о богатом наследии прошлого.
Один из них — мавзолей Аулие-Ата Карахан, построенный в XI веке над могилой одного из правителей династии караханидов. Мавзолей представляет собой портально-купольную структуру, стены постройки возведены из кирпича-сырца эпохи караханидов. В мавзолее сохранилось оригинальное каменное надгробие. Второй мавзолей — Ша-Мансур — возведен в XIII веке. Он был построен над могилой одного из наместников монгольского хана, погибшего в 1262 году. Об этом свидетельствуют надписи, сохранившиеся на каменной плите. В 18 км от Тараза, в селе Айша-биби, расположились друг напротив друга еще два древних архитектурных и исторических памятника, которые представляют особый интерес как для ученых-исследователей, так и для туристов. Мавзолей Бабаджа-Хатун построен в XI веке. Этот архитектурный памятник знаменит своим уникальным шестнадцатиреберным коническим куполом. Второй — мавзолей Айша-Биби, датируемый XII столетием. Это единственное в Казахстане строение, полностью покрытое резными терракотовыми плитками, богато украшенными 60 видами узоров и надписей. Капители и колонны выполнены из терракотовых блоков, покрытых, как и все стены, богатой росписью этнических узоров. На одной из башен в углу мавзолея Айша-Биби сохранились вырезанные слова из древнего двустишия: «Осень… Облака… Земля прекрасна».
Руины Джамуката
Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в. Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Жамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив села Михайловка. Сегодня же его развалины называются Костобе — Двойной бугор. Упоминаемый в исторических источниках Костобе, как и многие другие древние города Казахстана, долгое время находился под толщей земли в неопределенном месте и был практически забыт. И дело даже не в том, что его не могли найти, просто не там искали. Пока востоковед, тюрколог и историк Василий Бартольд не доказал, что он находился в Таласской долине и его необходимо отождествлять с Джамукатом.
Установлено, что город находился на отрезке Великого шелкового пути, отходившего от Тараза вниз, вдоль реки на север в Центральный и Восточный Казахстан. Арабский географ Мухаммед ибн Ахмед-ал-Макдиси, побывавший во всех мусульманских странах, характеризовал его как большой город, обнесенный крепостной стеной, у которого есть соборная мечеть и рынки, раскинувшиеся на территории рабада. Общая конструкция Костобе особо не отличалась от городов того времени и состояла из цитадели, шахристана и рабада. Сегодня его руины можно увидеть восточнее села Сарыкемер Байзакского района.
Древний Сайрам — город бесчисленных мавзолеев святых
Сайрам, или древний Испиджаб, — единственный город Казахстана, упомянутый в «Авесте» — священной книге зороастрийцев. Располагался он в междуречье Аксу и Сайрамсу, на пересечении крупных караванных дорог, тем самым став свидетелем быстро развивающейся истории Великого шелкового пути. Именно этот город благодаря своему удобному географическому положению стал опорной базой новой религии — ислама, откуда она стала распространяться на другие земли. Вследствие этого современный Сайрам богат огромным количеством памятников и мавзолеев, где похоронены значимые деятели ислама и средневековые ученые.
После бурного расцвета вследствие междоусобных войн местных феодалов к началу XVII в. Сайрам постепенно утратил свое значение важного торгового центра, и сегодня на его месте расположено село, носящее одноименное название. Но, несмотря на то, что большинство архитектурных памятников Сайрама, построенных в период расцвета Великого шелкового пути, пришло в упадок, он остается одним из главных мест паломничества верующих людей, и те немногие архитектурные сооружения, которые сохранились до наших дней, заслуживают особого внимания историков и теологов.
В народе повелось говорить о Сайраме: «В этом месте святых не счесть». Оно и понятно: в какой бы дальний аул Сайрамского района вы ни отправились, там обязательно найдется древний мавзолей или мазар мусульманского святого. Из года в год паломники со всех уголков мира посещают это село, для того чтобы почтить их память. К таким памятникам древнего Сайрама можно отнести мавзолеи, воздвигнутые над могилами духовного правителя, шейха Ибрагима и Карашаш-ана — отца и матери великого ученого и поэта Ходжи Ахмета Яссави. Другими святыми памятниками являются мавзолеи Бибигияс-ана и Салык Ходжи, воздвигнутые в честь родителей легендарного пророка Хызра. По народному поверью, каждую пятницу в вечерние сумерки Хазрет Хызр приходит к этим мавзолеям, для того чтобы поклониться праху своих родителей.
Посещение Сайрама интересно не только для верующих, но и для тех, кто увлекается древней историей края, ведь он является своеобразным музеем под открытым небом, сохранившим множество древних легенд и интересных архитектурных артефактов.
Туркестан — исторический центр Южного Казахстана
Это город, которому 1500 лет. Известность Туркестану принес почитаемый в исламском мире суфий и поэт Ходжа Ахмет Яссави. Его стихи долгое время существовали только в устной форме, столетиями передаваясь из уст в уста, и были записаны только несколько веков спустя после смерти автора. Известный историкам еще как Ясы и Шавгар, этот город являлся столицей Казахского ханства, здесь проводились церемонии вступления на трон правителей. Именно сюда направлялись послы иностранных государств.
Один из самых заметных памятников Туркестана посвящен Ахмету Яссави. Это целый архитектурный комплекс из дворцов и храмов, который ежегодно привлекает толпы туристов. Мусульманской общиной Казахстана и других среднеазиатских стран это место почитается как святыня. Трехкратное его посещение в древности приравнивалось к паломничеству в Мекку.
Весь центр города представляет собой ансамбль исторических сооружений, среди которых могила внучки Темура — Робии Султан Бегим, усыпальницы казахских ханов и представителей знатных слоев населения. По количеству могил знатных людей это самый большой город в Казахстане. ЮНЕСКО занесла Туркестан, а точнее мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, в список всемирного наследия.
Помимо исторического наследия, сегодня в Туркестане стоит обратить внимание на железнодорожный вокзал, который также является памятником архитектуры. Построен он был в 1903 году в период прокладки южной ветки железной дороги Оренбург — Ташкент.
Руины древнего Отрара
Легендарный город Отрар, по преданию дотла сожженный Чингиз-ханом за свою гордыню и нежелание покориться. В средние века он был торговой и религиозной столицей большого Отрарского оазиса, раскинувшегося на 2500 квадратных километрах большой плодородной долины при слиянии рек Арыси и Сырдарьи.
Отрар — свидетель расцвета Казахстана в эпоху Великого шелкового пути. Он оставался крупным торговым центром вплоть до Средневековья. Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступавшей самым известным библиотекам древности. В этом городе родился, жил и творил всемирно известный средневековый мыслитель Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби.
В конце XIII века во время монгольского нашествия город был уничтожен. Однако его руины до сих пор гигантским холмом возвышаются над степью. Расчищенные археологами улицы и развалины домов предстают перед взглядами туристов свидетельством некогда бурной городской жизни. На этой земле было построено свыше ста небольших поселений со следами военных укреплений.
Информация для публикации предоставлена туроператором по Великому шелковому пути Advantour.
Через какие города казахстана проходил великий шелковый путь
«Великий Шелковый Путь: Направления и трассы Казахстанского участка»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Цель исследования: раскрыть роль Великого Шёлкового пути в развитие государств,народов и подробно ознакомиться с направлениями,трассами Казахстанской части Шелкового пути.
— и зучить историю Великого Шёлкового пути,
— р ассмотреть процесс его становления, как основного торгового пути периода средневековья,
— проанализировать историческое значение Казахстанской трассы Великого шелкового пути,
— о пределить влияние Великого Шёлкового пути на развитие культуры и международных связей.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по истории Великого Шелкового пути.
Краткая история возникновения Великого Шелкового Пути
Путь называется «шелковым» из-за предмета торговли, а «великим» стали называть потому, что он связывал бескрайние просторы стран Востока и Запада и оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на Запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого Шелкового пути, который просуществовал 1,5 тыс. лет.
Начиная III-II тыс. до. н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:
— «Лазуритовый путь» — соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией.
— «Нефритовый путь» — связывал Восточный Туркестан с Китаем.
— «Степной путь» (сер. I тыс. до н.э.) — из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. [1]
Направления и трассы Великого Шелкового пути
Основные трассы в VI-VIII вв. Несмотря на то, что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:
В распространении шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.
В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан.
Так встретились древнейшие цивилизации Востока и Запада. Возникла крупнейшая торговая и культурная магистраль древности и средневековья. Потом около 2000 лет эта магистраль будет связывать страны и народы.
Направления и трассы Казахстанского участка Великого Шелкового пути
Великий Шелковый путь через Казахстан проходили по Южному Казахстану и Семиречье и разделялось на 4 направления :
Направления с запада на восток;
Направления, ведущие в Центральный и Восточный Казахстан
Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород. Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.
Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников. Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие горы Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Саурана и Сыгнака, из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остатки средневековых городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домбгаул, Милы-Кудук, Ормамбет.
Затем восточные и западные маршруты постепенно соединились в единую систему, охватившую Евразию, предоставившую возможность культурного и коммерческого обмена, о которой ранее не могли даже мечтать. Китайские товары проделали путь в Рим, став причиной вывоза золота, что привело к запрету на шёлк, в то время как в Китае римское стекло ценилось высоко. Военные походы в Среднюю Азию были отмечены столкновениями между китайскими и римскими солдатами, возможно, передачей технологии арбалета западному миру. Спрос на экзотические иностранные товары и прибыль, которую они приносили, прочно связали нити Великого шёлкового пути, несмотря на распад Римской империи взлёты и падения китайских династий. Даже монгольские орды, известные грабежом и разбоем, скорее защищали торговые маршруты, чем уничтожали их.
Рис.1. Великий Шелковый Путь на территории Казахстана в средневековье
Социально-экономическое значение Шелкового пути
Развитие рынка туристских услуг на Казахстанском участке Великого Шелкового пути.
В настоящее время Казахстан является участником международного туристского проекта «Великий шелковый путь».
Рис.2 Новый Современный Шелковый путь по территории Казахстана.
В 1997 году в рамках реализации трансконтинентального проекта ЮНВТО, ЮНЕСКО и ПРООН «Шелковый путь — путь диалога» в Казахстане были проведены первые исследования туристского потенциала. По итогам данных исследований была разработана и утверждена Указом Президента Республики Казахстан Государственная программа «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма».
Великий Шелковый путь как туристический продукт имеет целый ряд особенностей, отличающих его от привычных маршрутов. К примеру, классический тур — это поездка, в какую-нибудь одну страну. Речь идет о транснациональном маршруте, когда турист имеет возможность посетить целый ряд стран, познакомиться с их древней культурой и сегодняшним днем и получить гораздо больший объем впечатлений и знаний.
Для активизации развития туризма в данном направлении совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, начиная с 2004 года, реализуется проект по организации специализированного туристского поезда «Жемчужина Шелкового Пути» по маршруту: Алматы — Туркестан-Ташкент — Самарканд — Бухара — Ургенч — Мары- Ашхабад — Алматы.
ЮНВТО поставила задачу сформировать единую трансконтинентальную концепцию под девизом: «Сотрудничество и совместные усилия, несмотря на государственные границы». Дело было достаточно сложным и новым, так как до недавнего времени Шелковый путь являлся неэксплуатируемым потенциальным туристическим ресурсом, который следовало преобразовать в крупный интегрированный туристический продукт. В выполнении этой задачи должны быть задействованы различные секторы туриндустрии, включая гостиничное управление, туристические, транспортные агентства и туроператоров, а также органы государственной власти. Для преодоления осложнений в их совместной работе нужна четкая стратегия маркетинга.
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление о всех цивилизациях Евразии.
Самое главное, Великий Шёлковый путь был не отдельной дорогой, а сетью множества маршрутов, которые образовывались на протяжении веков, сплетая различные поселения воедино, нить за нитью; стимулировал развитие на средневековом Востоке торговых городов.
Значение Великого Шелкового пути в политике, экономике и торговле было огромным как 2000 лет назад, также не менее важно и сейчас.
В ходе исследования мы убедились, что развитие Великого Шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями.
Список использованных источников и литература
На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры. — Т.: Фан, 1990.
Радкевич B.A. Великий шёлковый путь, — М.: Агропромиздат, 1990.
Озерова Н.Г. Великий шелковый путь: формирование и развитие (научно- методическое пособие) – Т.: Изд. ТЭИС, 1999
Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года: Постановление Правительства РК от 28.02.2013 №192.
Перспективы по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.avesta.tj/china/32080-perspektivy-po-sovmestnomu- sozdaniyu-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti.html