читатели часто спрашивают людей пишущих каким образом
О ракетостроении
В качестве завязки пара эпизодов из «Золотой розы» Паустовского.
«Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет только о наблюдениях живой жизни.
Жизненный материал – все то, что Достоевский называл «подробностями текущей жизни», – не изучают.
Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого материала-живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей) исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном «записывателе» и соглядатае жизни.
Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.
Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, «по долгу службы», из чисто деловых побуждений.
Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место. Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы».
«Что же происходит с самыми точными, продуманными и выверенными писательскими планами? Правду сказать, жизнь у них большей частью короткая.
Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, они тотчас же начинают сопротивляться плану и вступают с ним в борьбу. Вещь начинает развиваться по своей внутренней логике, толчок для которой дал, конечно, писатель. Герои действуют так, как это соответствует их характеру, несмотря на то, что творцом этих характеров является писатель.
Если же писатель заставит героев действовать не по возникшей внутренней логике, если он силой вернет их в рамки плана, то герои начнут мертветь, превращаясь в ходячие схемы, в роботов.
Эту мысль очень просто высказал Лев Толстой.
Кто-то из посетителей Ясной Поляны обвинил Толстого в том, что он жестоко поступил с Анной Карениной, заставив ее броситься под поезд.
Толстой улыбнулся и ответил:
– Это мнение напоминает мне случай с Пушкиным. Однажды он сказал какому-то из своих приятелей: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». То же самое и я могу сказать про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».
В качестве развязки мои мысли по поводу. Составление планов и портретов – это как ступени у ракеты. Они обязательны, необходимы, но лишь для того, чтобы вывести на орбиту главный модуль. Потому и не надо за них переживать – пусть сгорают, в том и фишка.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.
2. Салтыков-Щедрин (1) острая сатира которого (2) не нравилась многим его современникам (3) считал (4) что колонизация азиатских народов приводила к распространению крепостного права на эти народы.
3. Огромное значение для развития древнерусского государства имели походы на Константинополь (1) результатом которых (2) явилось установление равноправных экономических (3) и культурных связей с Византией (4) и принятие христианства.
4. Куинджи продолжал писать, изредка показывая свои картины ученикам, и преподавать в пейзажном классе (1) из стен (2) которого (3) вышли многие выдающиеся мастера.
5. Долг требовал (1) чтобы я явился туда (2) где служба моя (3) могла еще быть полезна отечеству (4) в настоящих затруднительных обстоятельствах.
6. У Козетты (1) все оборвалось внутри (2) хотя с самого начала (3) она знала (4) что именно так все и кончится (5) что за этим она сюда шла.
7. Служба (1) о которой за минуту думал я (2) с таким восторгом (3) показалась (4) мне тяжким несчастием.
8. Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплачена неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласился.
9. Козетте не потребовалось много времени (1) чтобы (2) разобраться (3) что (4) к чему.
10. Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых астрофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех ученых мира.
11. В письме брату Николаю (1) Чехов изложил те требования (2) исполнение (3) которых (4) считал обязательным для воспитанного человека.
12. С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
13. Солдаты в блестящих портупеях провели меня вверх по лестнице и длинному коридору к столу (1) возле (2) которого (3) трое дежурных в штатском зарегистрировали меня (4) и впустили через громадную дубовую дверь в зал с длинным столом и множеством стульев.
14. Дуэль, представляющая целостное театральное действо (1) цель (2) которого (3) — жертвоприношение ради чести (4) обладает жёстким сценарием.
15. Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.
16. 30 октября 1855 года родился Николай Иванович Поздеев — один из самых ярких архитекторов Ярославля (1) творения которого (2) известны каждому жителю города (3) и вызывают восхищение всякого (4) кто оказывается там впервые.
17. «Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой (2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание художником всех форм растительного мира (4) поражающего своим разнообразием.
18. Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
19. Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлекся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
20. Слепой знал(1) что в комнату смотрит солнце(2) и что(3) если он протянет руку в окно(4) то с кустов посыплется роса.
21. Поздней осенью(1) когда поля покрывает снег(2) а реки и озёра сковывает лёд(3) пролетают последние стаи перелётных птиц(4) которые отправляются в трудный полёт.
22. Он читал в детективах (1) что (2) когда идёшь на задание (3) надо проверить (4) нет ли за тобою «хвоста».
23. Но в этом болоте невозможно было стоять(1) потому что(2) когда в первые морозы оно покрылось слоем льда(3) вода подо льдом понизилась(4) и так образовался лёд – тощак.
24. Ольга видела с крыльца террасы(1) как Женя вертелась около чужого забора(2) но она не хотела мешать сестрёнке(3) потому что та и так сегодня утром(4) много плакала.
25. Горы изрезаны по бокам уступами(1) и (2) чтоб уступы не обваливались(3) бока их укреплены мелким камнем(4) так что вода может стекать по уступам.
26. Правдивые глаза сказали Левину(1) что она была довольна собою(2) и он, несмотря на то(3) что она краснела(4) тотчас же успокоился.
27. Поляна(1) на которую мы вышли(2) вся заросла кустарником(3) и я не сразу увидел всю красоту этого уголка(4) который так любили местные жители.
28. Глаза у неё были молодые и блестящие(1) и(2) когда она во время работы надевала очки(3) то глаза становились совсем круглыми(4) и даже чуть озорными.
29. Прокофьев говорил(1) что писательство – самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире(2) и что(3) если бы он не был геологом(4) то сделался бы писателем.
30. Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.
31. На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.
32. Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.
33. Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.
34. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
35. В письме (1) которое пришло в тот же день (2) тётушка предупреждала (3) что вернётся на дачу уже в воскресенье вечером (4) и обрадованные ребята решили непременно встретить её на станции.
36. И уже после книги «Матушка-рожь» (1) большую часть которой (2) составляли стихи именно девяностых годов (3) я понял (4) что глубоко заблуждался.
37. В русском языке (1) предложения с пропущенными словами (2) для восстановления (3) которых (4) требуется контекст (5) называются контекстуально неполными.
38. Давно замечено (1) что деятели мировой культуры (2) детство которых (3) прошло в неблагоприятных условиях (4) становились выдающимися мыслителями.
39. Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.
40. Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики.
41. Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес для различных специалистов, занимающихся изучением Тихого океана.
42. Берингов пролив напоминает большое озеро (1) на берегах (2) которого (3) раскинулась неприветливая тундра.
43. Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.
44. Дедушка рассказал историю (1) фольклорный характер (2) которой (3) все мы инстинктивно почувствовали (4) но которая на самом деле произошла именно с ним.
45. Он однажды даже видел эту розу (1) и запомнил (2) как она поблёскивала (3) хотя за окнами не было солнца (4) и мрачный шторм шумел над проливом.
46. Левитану казалось (1) что ночь будет длиться вечно (2) и что он сослан в эту грязную деревушку (3) и обречён всю жизнь слушать (4) как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берёз.
47. А когда я начинал пристально вглядываться в какое-нибудь лицо (1) или в орудие (2) или слушал грохот (3) всё поражало меня своей новизною (4) и бесконечной загадочностью.
48. Читатели часто спрашивают людей пишущих (1) каким образом (2) и долго ли они собирают материал для своих книг (3) и обыкновенно очень удивляются (4) когда им отвечают (5) что никакого нарочитого собирания материала нет (6) и не бывает.
49. Осина бывает хороша только в иные летние вечера (1) когда (2) возвышаясь отдельно среди низкого кустарника (3) она приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца (4) блестит (5) и дрожит (6) с корней до верхушки облитая одинаковым жёлтым багрянцем (7) или (8) когда в ясный ветреный день она вся шумно струится и лепечет на синем небе.
50. Едва Аня об этом подумала (1) как в сенях стукнула щеколда (2) и (3) в комнату вбежала встревоженная Аринина дочка Лорка.
Читатели часто спрашивают людей пишущих каким образом
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Читатели часто спрашивают людей пишущих (1) каким образом (2) и долго ли они собирают материал для своих книг (3) и обыкновенно очень удивляются (4) когда им отвечают (5) что никакого нарочитого собирания материала нет (6) и не бывает.
1)3,4,5 2)1,2,3,4,5 3)1,3,4,5 4)1,4,5,6
7. В каком варианте ответа правильно указаны предложения, в которых на месте пропуска ставятся два знака препинания — запятая и тире?
А. Он считал, что способность к счастью ( ) такой же редкий талант, как способность к музыке и живописи.
Б. В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, которые ему приписывают скептики () ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли.
В. «Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму» ( ) писал Лев Толстой.
Г. Поэмы Пушкина ( ) классические образцы блестящего русского слова.
1) А, Б 2) Б, В 3)А,Г 4) В, Г
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Писатели любят поселять своих героев там (1) где (2) когда-то сами жили (3) и наделяют их своими чертами характера.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Гораздо позже я понял (1) что мне просто повезло (2) когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак (3) и поэт Андерсен (4) и научил меня верить в победу солн-, ца над мраком (5) и доброго человеческого сердца над злом. I 1)1,2,3 2)1,2 3)1,2,3,4 4)1,2,3,4,5
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Подъезжая к месту (1) я увидел (2) что пляжи тянутся далеко- далеко (3) и (4) что они усеяны народом (5) и открыты палящим лучам солнца.
1) 1,2 2) 2 3) 1,2,5 4) 2,3,4,5
Тест по русскому для тренировки продолжается:
Разработка урока по литературе : «Спешите делать добрые дела (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)»
Цель: определение идейного звучания произведения.
воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим
1.Вступительное слово учителя.
» Настоящая доброта…Какая она?»
Выскажите свою точку зрения(обмен мнениями).
В понимании старшеклассников школы, в прессе звучит, что добротой могут гордиться только слабые люди,
доброта- это, когда родители дают деньги на модные вещи, в нашем мире денег и бизнеса совершенно не осталось места доброте.
— Согласны вы с этим? Свойственно сегодня людям такое качество, как доброта?
В чем выражается доброта?
-Паустовский в своей жизни тоже наблюдал неоднозначное проявление доброты.
Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.
Одна из книг называется «Золотая роза». В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная «Зарубки на сердце», в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ «Телеграмма».
2. Читает ученик, используя карточку-информатор.
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ «Телеграмма».
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа «Телеграмма».
Тема сегодняшнего урока «Спешите делать добрые дела».
Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?
4. Беседа по рассказу.
Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
Предлагаю определить основную идею рассказа, сделать определенные выводы и ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения).
— Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале?
— Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:
— Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
Образные оценочные эпитеты
«Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный «Вестник Европы»; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
«Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
«Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
«Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
«Попытаемся передать душевное состояние
Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
«В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «… побрела в дом».
Метафора в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
«Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).
— В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает.
_А что-то удивило в письме?
— А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
— Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный.
— А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?
— Речь идет о большом городе, какая же там природа?
— Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.
— А я думаю, что она была недобрым, черствым человеком, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни
Обращаемся к образу Насти. Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?
Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности сознания Насти?
— Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать.
— Я думаю, что письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.
— Когда она прочитала письмо, то ^ вслух назвала одну причину, ненастоящую: «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!» А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.
— Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
— Как оценили деятельность Насти художники?
-«. Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке.
— Благодарю. Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю!
Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи. «
— А каково авторское отношение к Насте?
— Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «. Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
— Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.
-Учащиеся находят такой прием как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.
-Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».
— Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?
— И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.
Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких взаимоотношений.
— Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим (помните,что
_ Какой художественный прием использует здесь автор и для чего?
— Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.
Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим «Эх, ты!».
— Восклицание сатирика горестно-укоризненное.
— Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство.
— Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.
Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.
— Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
— Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Какие пословицы и поговорки записали вы в тетради?
Что вы можете сказать о портретах матерей? Их взгляд? Мимика, поза?
Приехала с опозданием.
«Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
— Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.
— Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.
— А почему она сделала это?
— Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая,что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.
Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми
Сцена похорон заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты.
Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.
Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского.
Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»?