что такое валютные ограничения и с какой целью они вводятся
Валютные ограничения в РФ
Один из действенных способов валютного контроля коммерческих структур – валютные ограничения, правила формирования единой электронной отчетности.
Валютные ограничения на счета с иностранной валютой
Валютные ограничения могут быть реализованы путем законодательной регламентации текущих или финансовых операций:
Откройте в банке 2 спецсчета:
Валютные ограничения на территории России носят либеральный характер и будут еще больше упразднены с целью улучшения конвертации рубля.
Валютные ограничения как элемент валютной системы
В рамках проекта МВФ существует такое понятие, как валютные ограничения – механизмы, направленные на стабилизацию экономики отдельных государств. Валютные ограничения как элемент валютной системы является одним из способов избежать резкого изменения стоимости валюты, а также потрясений среди населения страны. В рамках МВФ большая часть ограничений официально запрещена, но допускается в течение переходного периода для государств-участников, которые нуждаются в подобных инструментах. Временные валютные ограничения позволяют стабилизировать платежный баланс участника.
Ограничения финансовых операций
Все ограничения финансовых операций устанавливаются государством в зависимости от текущего состояния платежного баланса страны. Так как одним из способов улучшения ситуации является накопление капитала, то при пассивном платежном балансе часто делают акцент на ввоз валюты в страну, а также на ограничении ее вывоза. Как правило, государство приостанавливает выплату внешних долгов. Существует и другая ситуация, когда активный платежный баланс вынуждает государство идти по пути ограничения ввоза капитала. В этом случае приоритетным является повышение курса национальной валюты. Ценные бумаги не продаются нерезидентам, ограничиваются сделки с нерезидентами, а также ограничивается ввоз иностранной валюты.
Ограничения текущих операций
В списке ограничений текущих операций можно выделить несколько основных направлений:
Комплексное применение этих мер позволяет стабилизировать общую ситуацию на рынке валюты, товаров и услуг. Одновременно государство может завышать или занижать национальный курс валюты для регулирования объемов экспорта и импорта в конкретный момент времени.
Валютный риск
Любой валютный риск представляет собой общее обозначение возможных убытков (потери прибыли) с вероятностью, отличной от нулевой. Валютный риск является нормальным и прогнозируемым явлением, которое неизбежно возникает при торговле валютой на внутренних и внешних рынках. Размер риска часто соответствует объемам закупки или продажи валюты, но также серьезно зависит от временного периода, который охватывает сделка купли-продажи. Основной источник риска – неблагоприятное изменение курса валют, ценных бумаг и драгоценных металлов, которое не было учтено или спрогнозировано при планировании сделки.
Валютное регулирование и контроль
Любое воздействие на валютную политику со стороны государства представляет собой явление, именуемое валютным регулированием и контролем. Государство устанавливает порядок проведения сделок по купле или продаже валют, а также вводит ограничения на те или иные виды сделок с целью стабилизации экономики. Именно государство устанавливает размер валютного резерва, который в свою очередь будет влиять на валютные потоки и операции. В принципах регулирования и контроля прописано единство внешней и внутренней политики РФ, максимальное невмешательство государства в расчеты резидентов и нерезидентов, а также обеспечение государством их защиты.
Валютные ограничения
Понятие валютных ограничений
В качестве основного элемента валютного регулирования могут выступать валютные ограничения. Их в комплексе регулирует финансовое и административное законодательство в рамках ограничений прав резидентов и нерезидентов, которые осуществляют валютные операции на территории РФ и за ее пределами.
Понятие «валютное ограничение» включает меру финансово-правового регулирования. Такая мера создает препятствия появлению, изменению или прекращению валютных отношений в области права. В качестве объектов подобных отношений выступает национальная (иностранная) валюта и ценные бумаги.
Валютные ограничения и регулирование валюты находят широкое использование в мировом масштабе. В соответствии с данными МВФ уже в конце 2002 году в мире не было ни одного государства, в котором не действовали бы валютные ограничения, в 2003 году единственное такое государство было представлено Панамой. Сегодня затянувшийся финансовый кризис способствовал вводу всеми мировыми государствами различных валютных ограничений.
Мировая практика использует валютные ограничения для того, чтобы уравновесить платежный баланс, поддержать курс национальной валюты и концентрировать валютные ресурсы в руках государства.
В соответствии с экономической теорией в состав валютных ограничений следует включить:
В рамках развивающихся государств валютные ограничения охватывают более широкий спектр внешних операций в экономике, поэтому их можно характеризовать жесткими административными запретами.
Любое валютное ограничение, которое применяет мировая практика, действует в отношении операций, связанных с движением капиталов и текущими операциями платежного баланса. В состав первой группы следует включить несколько ограничений:
Во вторую группу ограничений (в зависимости от текущих операций платежного баланса) включены:
В число самых распространенных валютных ограничений можно включить: специальные положения, касающиеся валютных операций в банках (160 государств); контроль прямых инвестиций, осуществляемых нерезидентами (149 государств); контроль покупки недвижимости резидентами за границей и (или) нерезидентами на территории государства (137 стран); контроль операций резидентов со среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами в зарубежной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 государств); контроль финансовых кредитов в зарубежной валюте (112 государств); контроль операций резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в зарубежной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 государств); контроль коммерческих кредитов нерезидентов (104 государства); непременная репатриация экспортной валютной выручки (101 государство); обязательная реализация экспортной валютной выручки (79 государств).
Чаще всего валютные ограничения и валютный контроль предусматривают регулирование мировых платежей и переводов капиталов, репатриацию экспортной суммы выручки, прибыли, движения денежных знаков, золота; запрет на свободную покупку и продажу зарубежной валюты; концентрацию в государственных руках зарубежной валюты и прочих валютных ценностей. Помимо перечисленного, использование валютных ограничений характерно для развивающихся государств как меры регулирования состояния платежного баланса. Они помогают решить проблемы возврата долга по международным кредитам.
Международный опыт показал, что почти все страны использовали валютные ограничения по части мирового движения платежей и капиталов.
США в 1966-1974 гг. использовали уравнительный налог (interest equalisation tax) для покупки зарубежных ценных бумаг своими гражданами для ограничения такого приобретения. Очень активно ограничения использовались и в промежутки между двумя мировыми войнами и после Второй мировой войны до середины XX в. Следующие 30 лет характеризовались постепенной их отменой в рамках международного движения платежей и капиталов. Это происходило, главным образом, в государствах Западной Европы, США и Японии и связано с их переходом к свободной конвертации национальной валюты, развитием внутренних финансовых рынков, укреплением государственных связей и международных валютно-финансовых структур. Эти же страны проводили осуществление важных реформ денежной и кредитной политики.
Сегодня страны существенно расширили права резидентов и сняли основные ограничения на операции, которые проводят нерезиденты. Регулирование движения капитала может быть обеспечено, главным образом, с помощью использования рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики. Особую роль в промышленно развитых государствах приобретает экспортный контроль. В первую очередь это касается вывоза стратегически важной продукции, товаров двойного назначения. Такое положение связано с интернационализацией движения капитала и распространением процесса «отмывания» денег в международном масштабе.
Принципы валютных ограничений
Существует несколько принципов ограничений в области валюты, которые позволил выявить анализ валютного законодательства мировых государств:
Валютные ограничения в рамках МВФ по своей природе представляют собой национальный институт. Они получили гарантию экстерриториальности в соответствии с разд. 2 (b) ст. VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда. Такая гарантия также распространяется на ограничения, которые установило законодательство РФ.
В нашем государстве ввод валютных ограничений обусловлен потребностью в защите экономической безопасности страны. Такое положение регулируется президентским Указом № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)».
Законом о валютном регулировании определяются несколько целей ввода валютных ограничений: предотвратить значительное сокращение золотовалютных резервов, резких колебаний валютных курсов; поддержать устойчивость платежного баланса России. Эти цели совпадают с принципами валютного регулирования и валютного контроля.
Ограничения в области валюты, которые установило отечественное законодательство, обладают не дискриминационным характером. Их отмену может осуществлять орган валютного регулирования для устранения обстоятельств, которые вызвали их установку.
Указание ст. 6 Закона, касающееся недискриминационного характера ограничений, отражает выполнение Россией принятых на себя обязательств. Их предусматривают Статьи Соглашения МВФ (например, обязательство избегать дискриминационную валютную практику. В соответствии с разд. 3 ст. VIII ни одна страна-участница не может принимать участие и не позволяет никому из своих фискальных агентств (центробанк, казначейство, стабилизационный фонд и др.) участвовать в определенных дискриминационных валютных соглашениях. Также они не могут применять практику множественного обменного курса, вне зависимости от того, попадают или нет подобные действия в рамки, предусмотренные ст. IV («Обязательства в отношении валютного режима»), и являются ли они предписанными с помощью Дополнения С («Паритеты валют»).
Особенности реализации валютных ограничений
Реализация валютных ограничений производится с помощью прямых или косвенных мер. В число мер финансово-правового регулирования, которые напрямую влияют на валютные отношения, включены запреты. В состав косвенных мер могут быть включены лицензирование, ввод института уполномоченных банков, лимит на ввоз и вывоз наличности в иностранной валюте и т.д.
Осуществление валютного регулирования происходит посредством принудительно-властных способов. По этой причине в качестве инструментов валютных ограничений могут выступать законодательные (административные) запреты или лимиты на объем иностранной валюты в собственности резидентов, включая использование собственности любой формы с целью получить прибыль за рубежом.
В рамках отечественного законодательства валютные ограничения не имеют законченного перечня. В соответствии со своей правовой природой здесь они представлены административно-финансовыми запретами.
Закон о валютном регулировании рассматривает 4 группы валютных операций. Их правовой режим состоит в различных типах сочетания запрета, дозволения, позитивного обязывания. Это могут быть валютные операции резидентов и нерезидентов; операции с валютой резидентов; операции между нерезидентами; ввоз в нашу страну и вывоз из нее валютных ценностей, валюты России и внутренних ценных бумаг.
В число валютных ограничений, которые предусматривает Закон о валютном регулировании, входит несколько базовых мер: прямое запрещение на проведение операций с валютой (9 и 14 статьи); проведение купли-продажи зарубежной валюты и чеков с помощью уполномоченных банков (11 статья); ограничение в отношении открытия и ведения счетов резидентов за рубежом (12 статья); ограничение, действующее для нерезидентов, в отношении открытия банковских счетов на территории России (13 статья); репатриация валютной выручки (19 статья); ограничения по валюте расчета в области операций с ценными бумагами; количественное валютное ограничение (14 и 15 статьи); необходимость получения лицензий на валютные операции коммерческих банков; другие меры валютного контроля (23 статья).
Закон о валютном регулировании в 9 статье определяет запрет на осуществление валютных операций между резидентами. Тем не менее, часть 1 этой же статьи формирует достаточно широкий перечень исключений из данного запрета. Помимо этого, в нее были включены некоторые изменения. Так, Федеральный закон № 90 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» дополняет 1 часть статьи 8–15 пунктами. В соответствии с ними резиденты между друг другом могут совершать следующие операции:
Рассмотренные дополнения отражают поступательную либерализацию в области регулирования отношений, связанных с валютой.
Тем не менее, вне зависимости от указанных изменений, Закон о валютном регулировании сохранил общий принцип на запрет валютных операций резидентов. Это обусловлено потребностью сохранить приоритет использования национальной валюты в ходе ведения расчетов.
Следующим валютным ограничением может являться то, что покупка и реализация иностранной валюты и чеков (включая дорожные чеки), номинальная стоимость которых формируется в зарубежной валюте, в рамках нашей страны производится только посредством уполномоченных банков. Аналогичное ограничение Центрального Банка РФ представлено требованием, которое включено в 11 статью Закона о валютном регулировании. Оно предусмотрено для кредитных организаций в области оформления документов при покупке и продаже наличной зарубежной валюты и чеков.
Резидент может продать зарубежную валюту при наличии поручения и с помощью обслуживающего уполномоченного банка. Это происходит на:
Следующая мера валютного ограничения рассматривается в 12 статье Закона о валютном регулировании. в ее состав входят определенные запреты в отношении открытия и ведения счетов резидентов в банках, которые находятся за пределами российской территории.
Правовой режим открытия банковских счетов за пределами российской территории в первую очередь зависит от страны, в которой будет происходить открытие данного счета. В банках, которые располагаются на территории стран-участниц ОЭСР или ФАТФ, банковские счета (вклады) могут быть открыты без ограничений.
Еще одно валютное ограничение устанавливается для нерезидентов в отношении открытия счетов в банках на территории России. Статья 13 Закона гласит, что нерезиденты могут открывать на территории РФ банковские счета (производить банковские вклады) в зарубежной и российской валюте лишь в уполномоченных банках.
Порядок, в соответствии с которым открываются счета нерезидентов в российской валюте, включает возможность открыть в уполномоченных банках установленные виды счетов, что должно быть определено законодательно. Детальное определение процедуры открытия счетов, как и порядок их ведения и правовой режим производится с помощью подзаконных нормативных правовых актов (Положение о порядке переоформления уполномоченными банками счетов типа «С» нерезидентов, которые открыты в уполномоченных банках, в связи с принятием инструкции Банка России № 116-И, «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» № 260-П).
В качестве меры валютных ограничений также выступает требование, которое регулирует 19 статья Закона. Оно состоит в репатриации зарубежной и российской валюты в процессе осуществления внешней торговли. Ее обеспечение представляет собой важнейшую составляющую валютной политики нашей страны, чем страна препятствует оттоку капитала за границу.
Норма, касающаяся репатриации, представляет собой существенное условие внешнеторговых контрактов. Законодатель сформулировал ее в качестве обязанности, а не права резидента. Она формируется из двух составляющих юридического статуса резидентов. Первая составляющая может быть сведена к перечислению в РФ сумм, которые причитаются резидентам по внешнеторговым контрактам, вторая составляющая относится к возврату в страну сумм, которые нерезиденты уплатили по неисполненным внешнеторговым контрактам.
В число мер валютного ограничения также можно включить некоторые запреты по валюте расчетов в сфере осуществления валютных операций с ценными бумагами. К примеру, денежные расчеты нерезидентов и резидентов в области внутренних операций с ценными бумагами производят в валюте России, а с внешними ценными бумагами они могут производиться в валюте другой страны. Тем не менее, Банк России в отношении валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами вводит другой порядок расчетов в общем или к отдельным видам ценных бумаг.
Любые трансграничные перемещения, включая пересылку, ввоз и вывоз валюты РФ и внутренних ценных бумаг документарной формы, производятся резидентами и нерезидентами. Их порядок устанавливает Правительство страны в соответствии с согласованием Банка России. По этой причине подобные операции относятся к разрешительному правовому режиму.
Существенный элемент совокупности мер, относящихся к валютным ограничениям, представлен обязательной продажей некоторой части валютной выручки.
В состав субъектов, которые имеют обязанность производить обязательную реализацию этой части выручки, включены резиденты (граждане и предприятия, а также индивидуальные предприниматели).
Инструкция Банка России № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ», принятая весной 2004, гласит, что продаже должна подвергаться выручка лишь в зарубежной валюте, включенной в перечень Банка России. Сегодня данный список значительно сокращен. В его состав включен австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк.
Также инструкция регулирует обязательную продажу части валютной выручки, которую можно произвести любым из 4 способов: продажа непосредственно уполномоченным банкам; реализация с помощью уполномоченного банка на валютных биржах; с помощью уполномоченного банка на внебиржевых валютных рынках; посредством уполномоченного Банка России.
Еще одна мера ограничительного (принудительного) механизма валютных отношений заключена в ограничении по количеству. На основе указания Банка России № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из РФ без открытия банковских счетов», осуществляя валютные операции, физическое лицо вправе сделать перевод из РФ без открытия банковского счета в уполномоченном банке российскую или иностранную валюту. Эта сумма не должна быть больше 5000 долл. США и определяется при использовании официального курса валюты другой страны к рублю. Этот курс устанавливает Банк России на дату, когда уполномоченный банк получает поручение на осуществление указанного перевода. В этом случае общий размер переводов в рамках одного операционного дня не должен быть больше, чем указанная сумма.
Важным видом валютного ограничения, регулированием которого занимается законодательство РФ, является получение лицензий на валютные операции коммерческих банков. Это ограничение представляет собой административный инструмент в виде юридического запрета на ведение банковских операций в области валюты без получения специального разрешения. Такая мера может являться базовым правовым средством в индивидуально-правовом регулировании работы банков. Она выражена в разрешении, которое предоставляет право вести банковские операции в случае соответствия кредитной компании требованиям действующих законов. В этом процессе расширяется (ограничивается перечень выполняемых операций, запрещается их совершение.
Для лицензирования валютных операций коммерческих банков Банком России предусмотрено несколько целей:
Помимо рассмотренных ограничений, следует дополнить список еще несколькими ограничениями:
Валютные ограничения позволяют перераспределять валютные ценности в целом в пользу страны.
В некоторых случаях место прямого валютного ограничения может занять скрытое валютное ограничение. Они не обладают характером административно-правовых запретов и могут иметь в основании регулирующие и стимулирующие валютные нормы права.
Ограничения в области валюты являются инструментом публичной финансовой политики, поэтому они носят не только административно-принудительную направленность, но и обладают выраженным фискальным характером.
Фискальный характер проявляется как использование ограничения в налоговых целях. В состав таких ограничений следует включить:
Все указанное выше дает возможность заметить, что валютные ограничения обладают специфической юридической природой, которая определяется применением в механизме действия финансовых норм права средств административного (властного) характера.
По этой причине валютные ограничения, которые представляют собой основной инструмент валютного регулирования, обладают характером односторонних юридически властных предписаний. Все они характеризуются признаками принуждения со стороны государства.
Система валютных ограничений — это элемент системы валютного регулирования. Она прямым образом оказывает воздействие на систему денежного обращения в государстве, включая стоимость рубля, которая напрямую зависит от этой системы. По этой причине потребность в применении соответствующих ограничений базируется на общей экономической ситуации в государстве, особенностях функционирования валютного рынка.
Валютное регулирование и валютный контроль. Общие положения законодательства. Каковы перспективы развития валютного регулирования цифровой валюты? Разберемся
Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.
Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.
Введение
Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа. С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах. Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.
26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.
Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г. он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов. Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.
Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства. Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров. Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.
Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см., например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.
Основные понятия.
В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.
Валюта Российской Федерации включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации). Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации. Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.
Иностранная валюта, которая включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Для того, чтобы определить законное средство наличного платежа иностранного государства, необходимо обратиться к нормативно-правовому акту, регулирующий данный вопрос. Например, Закон о валюте и банкнотах 1954 закрепляет выпуск и отзыв банкнот Банком Англии. В разделе 1 устанавливается, что все банкноты, выпущенные в соответствии с настоящим разделом, являются законным платежным средством в Англии и Уэльсе. В случае изменения основных признаков законного платежного средства (например, изменение формата денежных знаков или же выход из обращения денежного знака), Банк Англии публикует сообщения, которые доводят до сведения граждан (см., например: Письмо Банка России от 09.07.1996 г. № 29-5/14).
Своим письмом отделением Отделения N 1 Московского ГТУ Банка России от 27.02.2010 N 51-41-13/4360 «Об изменении в денежном обращении Республики Казахстан» информировало граждан о введении банкноты номиналом 1000 тенге образца 2010 г., которая является законным средством платежа. При этом, в письмо приводятся основные характеристики введенной банкноты.
Таким образом, законное средство платежа, как правило, определяются национальными банками государств. При этом, Центральный банк России посредством собственных писем уведомляет об изменениях в денежном обращении иностранного государства.
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах. В отличие от содержания понятия валюты Российской Федерации (в части средств на банковских счетах и в банковских вкладах), содержание понятия иностранных средств на банковских счетах и вкладах делает акцент на иностранную и международную денежную единицу, что является вполне логичным и обоснованным.
Законодательством также раскрываются понятия «резидент» и «нерезидент». Отметим, что резидент по смыслу валютного законодательства отличается от резидента по смыслу налогового законодательства. Если в налоговых правоотношениях признаки резидентства связаны с фактическим нахождением налогоплательщика на территории РФ определенное время (см. ст. 207 НК РФ), то резидентсво с точки зрения валютного законодательства связано с гражданством или законодательством Российской Федерации.
Так, по смыслу Закона «О валютном регулировании» к резидентам относятся:
— физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
— постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства на основании вида на жительства;
-юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их представительства, филиалы и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
-представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории РФ, а также Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и др. Круг резидентов, прописанных в законе, имеет исчерпывающий характер.
Нерезиденты указаны в абз. 7 п.1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании». Их перечисление не входит в задачу настоящей статьи. Отметим, что круг нерезидентов, установленных Законом о валютном регулировании и контроле, не носит исчерпывающий характер.( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ ссылка для перехода на Закон о валютном регулировании и контроле).
Содержание валютных операций возможно свести с следующим видам действий резидентов и нерезидентов: 1) приобретение; 2) ввоз/вывоз; 3) перевод. Указанные действия направлены на предмет валютного регулирования и контроля (валюта Российской Федерации, валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги) и т.д.).
Также законодательством раскрывается понятие уполномоченных банков, которые вправе проводить банковские операции на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации. Законодательством, в целом, четко раскрывается понятийный аппарат. Уяснение смысла каждого из определений приведет к пониманию сути Закона о валютном регулировании и контроля. В связи с чем, рекомендуем обратится непосредственно к Закону о валютном регулировании и контроле.
Перспективы валютного регулирования и контроля цифровой валюты.
Остается открытым вопрос о возможности (или необходимости?) лаконичного внесения законодательных положений в части валютного контроля за цифровой валютой.
В начале статьи мы указывали, что предметом регулирования Закона «О валютном регулировании» является денежный знак как законное средство платежа, а также средства на банковских счетах. Указанные правоотношения возможно охарактеризовать как денежные. Как совершенно справедливо отмечают ученые-юристы в финансовом праве, функционал платежа присущ функции денег. Деньги, в свою очередь, образуют денежные правоотношения, которые также включают в себя перемещение капитала из одной страны в другую. Цифровая валюта по своей правовой природе не что иное как вложение капитала в объективную действительность. По смыслу Закона «О цифровой валюте» цифровая валюта может применяться вне сферы товарооборота. Таким образом, законодатель молчаливым согласием дозволяет использовать цифровую валюту в области кредитования, инвестирования и т.д. При таком положении дел может возникнуть опасность легализации денежных средств, полученных преступным путем.
По смыслу валютного законодательства, резиденты обязаны предоставлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России. Но в отношении электронных средств платежа, иностранной и национальной цифровой валюты такая обязанность (на момент написания статьи) отсутствует. В связи с чем, предлагаем ознакомиться с нововведения в Закон о валютном регулировании и контроле, устанавливающий контроль за электронными средствами платежа.
Новая редакция Закона «О валютном регулировании» частично вступит в силу 01.07.2021 г. Так, в абз. 1, 2, части 7 ст. 12 новой редакции Закона, резиденты обязаны предоставлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (цифровой валюты – ред. автора), предоставленных иностранным поставщикам платежных услуг. Такие положения распространяются как на физических, так и на юридических лиц. При этом, согласно ч. 7 ст. 12 Закона О валютном регулировании и контроле, резиденты не предоставляют такой отчет в случае, если общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает суммы, эквивалентную 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб. (цитата из законопроекта). Таким образом законодателем устанавливается контроль за движением цифровой валюты. Однако, поскольку природа цифровой валюты носит гражданский (частный) характер, возникает вопрос о реальной реализации контроля за указанными денежными средствами. Каким образом частные банки (особенно иностранные) будут предоставлять информацию по движению цифровой валюты своих клиентов органам государственной власти? Представляется, что между государствами необходимо заключить международное соглашение, устанавливающее правила обмена информацией между банками иностранных государств и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Заключение.
На момент написания настоящей статьи уже поданы заявления в Центральный банк на регистрацию цифровых платформ (совместно с цифровыми валютами) компаний. Так, Сбербанк в начале января 2021 года подал заявление на регистрацию собственной блокчейн-платформы, а также криптовалюты. Каким образом будет происходить продажа цифровой валюты? Для каких целей? Покажет практика применения.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Определения, раскрытые в настоящей статье, имеют принципиально важное значение для дальнейшего понимания Закона «О валютном регулировании». Рассмотренные вопросы носят не только теоретический характер, но и практический. Важно уметь охарактеризовать правоотношение с точки зрения валютного законодательства. Важно понимать сферу валютного контроля. Вопрос валютного контроля цифровой валюты остается до сих пор актуальным. Мы же поверхностно затронули вопрос, который требует глубокого анализа. Убеждены, что соответствующие труды обязательно будут обнародованы.