Иеромонах и монах в чем отличие

Кто такой иеромонах?

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.

Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Черный и белый священник — в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

Известные иеромонахи в XX веке

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

Иеромонах — где он служит?

Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.

Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как обращаться к иеромонаху?

Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».

Иеродиакон — кто это?

По аналогии с иеромонахом, иеродиакон — это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства — например, причащать или исповедовать.

К нему тоже нужно обращаться — «отец». Но — не «батюшка».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник

Значение термина “иеромонах”

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Иеромонах – это своеобразное церковное понятие, то есть лексикон. На территории Российского государства данное слово широко известное, использует, однако мало, кто из православных верующих людей знает его значение и историю возникновения такого термина. Естественно, что каждый служитель храма, церкви или иного Святого места на территории России понимает, что значит, слово иеромонах, однако для обычного простого верующего человека оно не совсем понятно, поэтому необходимо разобраться кто это, и что за обязанности он выполняет в Святом месте, а так же чем он отличается от обыкновенного монаха, который проживает в монастыре.

Происхождение и этимология

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Иеромонах – это греческое слово, которое состоит из двух идентичных корней, которые несут в себе различные значения. Если с греческого языка дословно перевести слово иеромонах, тогда получается «один священный». Поэтому если понимать и воспринимать данное слово в переводе буквально, тогда получается следующая конструкция «священный одиночка». В то же самое время «монах» является корнем данного слова и в переводе с греческого языка означает путника или отшельника, который не привязан к мирским благам, а также не создает никаких семейных уз. Именно поэтому в России оно была переведено, как слово «монах». Иной корень данного слова, то есть «иеро» означает священника. Следовательно, простым человеческим языком можно сказать о том, что конструкция иеромонах означает Святого монаха именно в таком значении, это слово употребляется в православном лексиконе, а также в храмах, церквях или монастырях.

В настоящее время на территории России и в православных храмах иеромонах – это тот же самый монах, однако он имеет сан священника и является принадлежащим к церковным священнослужителям.

История

Из исторических данных практически каждому православному верующему известно, что на начальных этапах развития православия, служители церкви, то есть монахи не имели право принимать этот священный сан. Такие запреты, на то время были связаны с отшельнической жизнью, которые вели монахи. Следствие такой житейской ситуации, они не имели права заниматься какой-либо общественной деятельностью или пастырской деятельностью, с которой на самом деле очень тесно связано служение священника во имя Всевышнего.

Следовательно, если обратиться к истокам исторических данных и к возникновению православных обычаев становится понятно, что в христианской православной вере иеромонах, не мог существовать, поскольку данное значение не только звучало противоречиво, но и являлось немыслимым. Но впоследствии спустя года, века, то есть время, многие монахи начали образовывать не только собственные общины, но и выстраивать монастыри и храмы. Вследствие таких действий возникла определённая потребность в выборе лидера. Спустя время такое развитие дало новый виток в православной истории, многие монахи избирались в качестве лидера, вследствие чего их представляли к рукоположению. Именно таким образом, возникли самые первые священники, которые ранее считались отшельниками и не могли заниматься общественными делами. Также стоит отметить, что изначально проповедь иеромонаха звучала лишь только для ограниченного круга людей, то есть для монастырской братии, впоследствии в определённые дни иеромонах, говорил проповедь всем паломникам, которые пришли в монастырь.

Стоит также напомнить тот факт, что древние обитатели монастыря, зачастую располагались в пустынных и безлюдных местах, поэтому крайне редко паломники и православные верующие люди посещали данный храм. Спустя года, а именно в средневековье, начали возникать монастыри вблизи городов, а спустя некоторое время даже в самых крупных центрах. Обратившись к историческим истокам можно узнать о том, что в средневековье, монастыри основывались только лишь людьми, которые несли какие-то права, то есть такими людьми были бароны, аристократы, и, конечно же, монахи. Вследствие такого развития жизни иеромонаха, в храме в отличие от его сослуживцев на периферии цивилизаций, было более связано с политикой, нежели со священным или духовным служением Всевышнему и православным верующим людям.

Если взглянуть на современный мир, можно увидеть множество различий, поскольку теперешние монахи не пытаются уединиться, то есть не прячутся от современного мира, так как это было ранее. Вследствие такого развития в настоящее время множество монастырей располагаются в центре города или в его черте. Стоит также отметить, что в средневековье в сан священника могли посвятить только лишь наиболее духовных и образованных священников, а в настоящее время на территории мужского монастыря, можно найти огромное количество монахов, которые имеют сан священника. Естественно, что существуют определенные ограничения, однако большая часть монахов, которые на протяжении долгого времени находятся в обители, удостаиваются такого звания.

КТО ТАКОЙ ИЕРОМОНАХ?

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

И так многие православные верующие задаются вопросом, существует ли отличие между иеромонахом и просто монахом?

Служители храмов, церквей и монастырей отвечают, что иеромонах имеет право провести благословение, а монах в свою очередь ни в коем случае не может совершить такое деяние. Также служители храма говорят и о том, что иеромонах – это служитель Всевышнего, который представляет одновременно священника и монаха в одном лице.

Важно также отметить, что иеромонах проводит литургию, причащает, исповедует, отпевает, соборствует и служит молебны, однако в то же самое время он чтит те же самые обеды, что и монах, и облачается в такую же самую одежду. Вследствие этого с первого взгляда обычный верующий человек, ни в коем случае не сможет отличить монаха от иеромонаха.

Составные саны божественных святынь такие, как иеродиакон или иеромонах, возникают вследствие того, что монашество, то есть служение Всевышнему, ни в коем случае не связано с правом или политикой. Поэтому получается так, что монах – это человек, который не имеет право провести церковную службу. В то же самое время священник имеет право на проведение такой церемонии, однако в то же самое время он может и не являться монахом, то есть он может быть обычным гражданином или паломником, то же самое время он имеет право быть женатым. Таких священников зачастую называют белыми.

Черный и белый священник — в чем отличие?

В настоящее время, можно услышать такие слова, как черный священник или белый священник, такие слова возникают вследствие того является ли священнослужитель монахом или же он является мирским жителем.

Стоит отметить, что черный священник – это тот же самый иеромонах. Название походит от одеяния, поскольку известно, что иеромонахи и монахи облачаются в черные рясы.

Белый священник – это человек, который не является монахом, вследствие этого он не дает никаких монашеских обетов и имеет право на создание семьи и семейных уз.

Ни в коем случае нельзя думать, что белый священник лучше, чем черный священник или наоборот. Поскольку в храме считается, что в некоторых вопросах аргументированный дать ответ может белый священник, особенно – это касается вопросов семейной жизни или быта, поскольку он сам лично на собственном примере испытывает такие же чувства и переживания по поводу происходящего, как и мирские житель. Поэтому давая тот или иной совет верующему человеку или паломнику, он может опираться на собственный опыт. В то же самое время, если обратиться с семейным вопросом к черному священнику, он не сможет дать наиболее оптимального ответа, поскольку он никогда на протяжении жизни не сталкивался с такой проблематикой воочию.

В то же самое время, если обратиться к множественным историческим данным или летописям храма, можно выявить, что великими сподвижниками являлись не только чёрные священники, но и белые, также из истории мы знаем о том, что канонизировали святых монахов, зачастую белых. В то же самое время в духовной жизни белого и черного священника отличий нет совершенно.

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Наиболее известными черными священниками 20 века считается архимандрит Иоанн Крестьянкин, или Святой Кирилл Павлов, а также Никон Воробьев и Иоанн Алексеев. В то же самое время известными белыми священниками считаются, Ион Кронштадтский, а также Алексей и Сергей Мечевы. Важно отметить то, что и те или иные праведные люди являлись значимыми людьми в русской православной церкви, поэтому они жили Святой жизнью, но в это же время не покидали стен святыни, то есть храма.

Кто может стать иеромонахом?

Иеромонахом может стать только лишь тот монах, который был выбран настоятелем монастыря. То есть в данный сан назначает настоятель, поскольку в это время он руководствуется собственными рассуждениями и духовным опытом.

Ни в коем случае нельзя считать, что если монах не имеет сана иеромонаха, то он чем-то хуже, нежели другой. С точки зрения православной христианской церкви великой разницы между монахом и иеромонахом не существует, поскольку для святого храма все служители между собой равны. Следовательно, при получении такого звания служитель храма, ни в коем случае не отрекается от обыденных обязательств, таких как кухня, огород или служение литургии.

Если привести пример из жизни, можно сравнить монаха и иеромонаха с ученым, доктором и пожарным. Известно, что это различные профессии, однако каждая по-своему важна, такая же самая ситуация происходит и в храме.

Иеромонах — где он служит?

Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть фото Иеромонах и монах в чем отличие. Смотреть картинку Иеромонах и монах в чем отличие. Картинка про Иеромонах и монах в чем отличие. Фото Иеромонах и монах в чем отличие

Важно также отметить, что иеромонах – это служитель храма, поэтому он живет на его территории и является неотъемлемой частью всей братии храм. Также данные священнослужитель не только проживает в монастыре, но и служит в нём же. В то же самое время по желанию настоятеля храма иеромонах может отправиться на служение и проживание в иной монастырь. Такое решение может принять настоятель, в случае если перемена места для иеромонаха станет полезной с целью улучшения качества его духовной жизни.

Православному верующему христианину, важно знать о том, что обращаться к иеромонаху необходимо со словами отец либо батюшка.

Иеромонахи в других конфессиях

Для расширения собственного кругозора, важно отметить, что иеромонахи существуют не только в православной христианской вере, но, а также в католичестве и англиканстве. Также в настоящее время, можно встретить множество церквей, где сохранилась ассоциирующаяся вера с православием, однако из исторических данных они входят в некоторые общины и считаются наиболее древними. Такие общины на протяжении многих лет сохраняют старую форму монашеских традиций, поэтому они имеют, как монахов, так и священников. Важно отметить и то, что в различных религиях иеромонах, может именоваться различными словосочетаниями.

Следовательно, подводя итоги, можно сказать, что иеромонах – это служитель монастыря, который выполняет все те же обязанности, что и обычные монах, однако при этом он может выполнить некоторые обряды, которые выполняет только лишь священник.

Источник

Православная церковная иерархия

ИЕРАР­ХИЯ (греч. ἱεραρχία – букв. озна­чает «свя­щен­но­на­ча­лие») – термин, упо­треб­ля­е­мый в хри­сти­ан­ской бого­слов­ской тер­ми­но­ло­гии в дво­я­ком зна­че­нии.

Струк­тура совре­мен­ной иерар­хи­че­ской лест­ницы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви для боль­шей нагляд­но­сти может быть пред­став­лена сле­ду­ю­щей таб­ли­цей:

Белое духо­вен­ство (жена­тое или в цели­бате)

Черное духо­вен­ство (мона­ше­ству­ю­щее)

Низшие кли­рики (при­чет­ники) пре­бы­вают вне данной трех­сте­пен­ной струк­туры: ипо­ди­а­коны, чтецы, певцы, алтар­ники, поно­мари, цер­ков­ные сто­рожа и другие.

Пра­во­слав­ные, като­лики, а также пред­ста­ви­тели древ­них восточ­ных («дохал­ки­дон­ских») Церк­вей (Армян­ская, Копт­ская, Эфи­оп­ская и др.) осно­вы­вают свою иерар­хию на поня­тии «апо­столь­ского пре­ем­ства». Послед­нее пони­ма­ется в каче­стве ретро­спек­тив­ной непре­рыв­ной (!) после­до­ва­тель­но­сти длин­ной цепи епи­скоп­ских хиро­то­ний, вос­хо­дя­щей к самим апо­сто­лам, руко­по­ло­жив­шим первых епи­ско­пов в каче­стве своих пол­но­власт­ных пре­ем­ни­ков. Таким обра­зом, «апо­столь­ское пре­ем­ство» – это кон­крет­ное («мате­ри­аль­ное») пре­ем­ство епи­скоп­ского руко­по­ло­же­ния. Поэтому носи­те­лями и хра­ни­те­лями внут­рен­ней «апо­столь­ской бла­го­дати» и внеш­ней иерар­хи­че­ской власти в Церкви явля­ются епи­скопы (архи­ереи). Про­те­стант­ские испо­ве­да­ния и секты, а также наши ста­ро­об­рядцы-бес­по­повцы, исходя из дан­ного кри­те­рия, не имеют иерар­хии, т. к. пред­ста­ви­тели их «духо­вен­ства» (руко­во­ди­тели общин и бого­слу­жеб­ных собра­ний) лишь изби­ра­ются (назна­ча­ются) для цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ного слу­же­ния, но не обла­дают внут­рен­ним бла­го­дат­ным даром, сооб­ща­е­мым в таин­стве свя­щен­ства и един­ственно дающим право на совер­ше­ние таинств. (Особый вопрос – о закон­но­сти англи­кан­ской иерар­хии, давно дис­ку­ти­ру­е­мый бого­сло­вами.)

Пред­ста­ви­тели каждой их трех сте­пе­ней свя­щен­ства раз­ли­ча­ются между собой «по бла­го­дати», даро­ван­ной им при воз­ве­де­нии (хиро­то­нии) в кон­крет­ную сте­пень, или «вне­лич­ност­ной свя­то­стью», кото­рая не свя­зана с субъ­ек­тив­ными каче­ствами свя­щен­но­слу­жи­теля. Архи­ерей, как пре­ем­ник апо­сто­лов, обла­дает пол­но­той бого­слу­жеб­ных и адми­ни­стра­тив­ных пол­но­мо­чий внутри своей епар­хии. (Глава помест­ной Пра­во­слав­ной Церкви, авто­ном­ной или авто­ке­фаль­ной, – архи­епи­скоп, мит­ро­по­лит или пат­ри­арх, – только «первый среди равных» внутри епи­ско­пата своей Церкви). Он имеет право совер­шать все таин­ства, в том числе после­до­ва­тельно воз­во­дить в свя­щен­ные сте­пени (руко­по­ла­гать) пред­ста­ви­те­лей своего причта и клира. Только хиро­то­ния во епи­скопа совер­ша­ется «собо­ром» или мини­мум двумя дру­гими епи­ско­пами по опре­де­ле­нию главы Церкви и состо­я­щего при нем синода. Пред­ста­ви­тель второй сте­пени свя­щен­ства (свя­щен­ник) имеет право совер­шать все таин­ства, кроме любой хиро­то­нии или хиро­те­сии (даже во чтеца). Его полная зави­си­мость от архи­ерея, быв­шего в Древ­ней Церкви пре­иму­ще­ствен­ным совер­ши­те­лем всех таинств, выра­жа­ется также и в том, что таин­ство миро­по­ма­за­ния он совер­шает при нали­чии у него ранее освя­щен­ного пат­ри­ар­хом мира (заме­ня­ю­щего собой воз­ло­же­ние рук епи­скопа на главу чело­века), а евха­ри­стию – только при нали­чии полу­чен­ного им от пра­вя­щего архи­ерея анти­минса. Пред­ста­ви­тель низшей сте­пени иерар­хии, дьякон, – только сослу­жи­тель и помощ­ник епи­скопа или свя­щен­ника, не име­ю­щий права совер­шать ни одно таин­ство и бого­слу­же­ние по «свя­щен­ни­че­скому чину». В случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти он может лишь кре­стить по «мир­скому чину»; а свое келей­ное (домаш­нее) молит­вен­ное пра­вило и бого­слу­же­ния суточ­ного цикла (Часы) совер­шает по Часо­слову или «мир­скому» Молит­вен­нику, без иерей­ских воз­гла­сов и молитв.

Все пред­ста­ви­тели внутри одной иерар­хи­че­ской сте­пени равны друг другу «по бла­го­дати», дающей им право на строго опре­де­лен­ный круг бого­слу­жеб­ных пол­но­мо­чий и дей­ствий (в этом аспекте только что руко­по­ло­жен­ный дере­вен­ский свя­щен­ник ничем не отли­ча­ется от заслу­жен­ного про­то­пре­сви­тера – насто­я­теля глав­ного при­ход­ского храма Рус­ской Церкви). Раз­ли­чие – только по адми­ни­стра­тив­ному стар­шин­ству и чести. Это под­чер­ки­ва­ется цере­мо­нией после­до­ва­тель­ного воз­ве­де­ния в чины одной сте­пени свя­щен­ства (дья­кона – в про­то­дья­кона, иеро­мо­наха – в игу­мена и т. д.). Она про­ис­хо­дит на Литур­гии во время входа с Еван­ге­лием вне алтаря, на сере­дине храма, как при награж­де­нии каким-либо эле­мен­том обла­че­ния (набед­рен­ни­ком, пали­цей, митрой), что сим­во­ли­зи­рует сохра­не­ние чело­ве­ком дан­ного ему при руко­по­ло­же­нии уровня «вне­лич­ност­ной свя­то­сти». В то же время воз­ве­де­ние (хиро­то­ния) в каждую из трех сте­пе­ней свя­щен­ства имеет место только внутри алтаря, что озна­чает пере­ход руко­по­ла­га­е­мого на каче­ственно новый онто­ло­ги­че­ский уро­вень бого­слу­жеб­ного бытия.

Исто­рия раз­ви­тия иерар­хии в древ­ней­ший период хри­сти­ан­ства до конца не выяс­нена, бес­спорно лишь твер­дое ста­нов­ле­ние совре­мен­ных трех сте­пе­ней свя­щен­ства к III в. с одно­вре­мен­ным исчез­но­ве­нием пер­во­хри­сти­ан­ских арха­и­че­ских сте­пе­ней (про­ро­ков, дидас­ка­лов – «хариз­ма­ти­че­ских учи­те­лей», и др.). Гораздо дольше про­ис­хо­дило фор­ми­ро­ва­ние совре­мен­ного порядка «чинов» (рангов, или гра­да­ций) внутри каждой из трех сте­пе­ней иерар­хии. Смысл их изна­чаль­ных назва­ний, отра­жа­ю­щий кон­крет­ную дея­тель­ность, при этом суще­ственно менялся. Так, игумен (греч. эгу?менос – букв. пра­вя­щий, пред­во­ди­тель­ству­ю­щий, – одного корня с «иге?мон» и «геге­мон»!), пер­во­на­чально – руко­во­ди­тель мона­ше­ской общины или мона­стыря, чья власть осно­вы­ва­ется на личном авто­ри­тете, духовно опыт­ный чело­век, но такой же монах, как осталь­ная «братия», не име­ю­щий ника­кой свя­щен­ной сте­пени. В насто­я­щее время термин «игумен» ука­зы­вает только на пред­ста­ви­теля вто­рого ранга второй сте­пени свя­щен­ства. При этом он может быть насто­я­те­лем мона­стыря, при­ход­ского храма (или рядо­вым свя­щен­ни­ком этого храма), но также просто штат­ным сотруд­ни­ком духов­ного учеб­ного заве­де­ния либо хозяй­ствен­ного (или иного) отдела Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии, чьи долж­ност­ные обя­зан­но­сти не имеют пря­мого отно­ше­ния к его свя­щен­ному сану. Поэтому в данном случае воз­ве­де­ние в оче­ред­ной сан (ранг) – просто повы­ше­ние в звании, долж­ност­ная награда «за выслугу лет», к юбилею или по иному поводу (ана­ло­гично при­сво­е­нию оче­ред­ной воин­ской сте­пени не за уча­стие в воен­ных похо­дах или манев­рах).

3) В науч­ном и обще­ре­че­вом упо­треб­ле­нии слово «иерар­хия» озна­чает:

а) рас­по­ло­же­ние частей или эле­мен­тов целого (какой-либо кон­струк­ции или логи­че­ски закон­чен­ной струк­туры) в убы­ва­ю­щем порядке – от выс­шего к низ­шему (либо наобо­рот);
б) стро­гое рас­по­ло­же­ние слу­жеб­ных чинов и званий в порядке их сопод­чи­не­ния, – как граж­дан­ских, так и воин­ских («иерар­хи­че­ская лест­ница»). Послед­ние пред­став­ляют собой типо­ло­ги­че­ски наи­бо­лее близ­кую свя­щен­ной иерар­хии также трех­сте­пен­ную струк­туру (рядо­вой состав – офи­цер­ство – гене­ра­ли­тет).

Лит.: Лебе­дев А. П. Духо­вен­ство древ­ней все­лен­ской Церкви от времен апо­столь­ских до IXав. М., 1905; Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Лебе­дев А. П. По вопросу про­ис­хож­де­ния пер­во­хри­сти­ан­ской иерар­хии. Сер­гиев Посад, 1907; Мир­ко­ви­чаЛ. Пра­во­славна Литур­гика. Први општи део. Друго изда­нье. Бео­град, 1965 (наа­серб. яз.); Фельми К. Х. Вве­де­ние в совре­мен­ное пра­во­слав­ное бого­сло­вие. М., 1999. С. 254–271; Афа­на­сьев Н., прот. Цер­ковь Духа Свя­того. К., 2005; The Study of Liturgy: Revised edition / Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold S. J., P. Bradshaw. – 2‑nd ed. London – New York, 1993 (Chap. IV: Ordination. P. 339–398).

Архи­ерей

АРХИ­ЕРЕЙ (греч. archiereus) – в язы­че­ских рели­гиях – «вер­хов­ный жрец» (таково букв. зна­че­ние этого тер­мина), в Риме – Pontifex maximus; в Сеп­ту­а­гинте – высший пред­ста­ви­тель вет­хо­за­вет­ного свя­щен­ства – пер­во­свя­щен­ник ( Лев.3:4 ). В Новом Завете – име­но­ва­ние Иисуса Христа ( Евр.4:14 ), не при­над­ле­жав­шего к Ааро­нову свя­щен­ству (см. Мел­хи­се­дек). В совре­мен­ной пра­во­слав­ной греко-сла­вян­ской тра­ди­ции – родо­вое назва­ние всех пред­ста­ви­те­лей высшей сте­пени иерар­хии, или «епи­ско­пата» (т. е. соб­ственно епи­ско­пов, архи­епи­ско­пов, мит­ро­по­ли­тов и пат­ри­ар­хов). См. Епи­ско­пат, Духо­вен­ство, Иерар­хия, Клир.

Диакон

ДЬЯКОН, ДИАКОН (греч. diakonos – «слуга», «слу­жи­тель») – в древ­не­хри­сти­ан­ских общи­нах – помощ­ник воз­глав­ля­ю­щего евха­ри­сти­че­ское собра­ние епи­скопа. Первое упо­ми­на­ние о Д. – в посла­ниях ап. Павла ( Филип.1:1 и 1Тим.3:8-13 ). Бли­зость его к пред­ста­ви­телю высшей сте­пени свя­щен­ства выра­жа­лась в том, что адми­ни­стра­тив­ные пол­но­мо­чия Д. (соб­ственно – архи­дья­кона) ста­вили его зача­стую над свя­щен­ни­ком (осо­бенно на Западе). Цер­ков­ная тра­ди­ция, гене­ти­че­ски воз­во­дя­щая совре­мен­ный дья­ко­нат к «семи мужам» книги Деяний Апо­столь­ских (6:2–6, – совсем не назван­ных здесь Д.!), в науч­ном отно­ше­нии очень уяз­вима.

В насто­я­щее время Д. – пред­ста­ви­тель низшей, первой сте­пени цер­ков­ной иерар­хии, «слу­жи­тель слова Божия», бого­слу­жеб­ные обя­зан­но­сти кото­рого состоят пре­иму­ще­ствено в гром­ком чтении Св. Писа­ния («бла­го­вест­во­ва­нии»), воз­гла­ше­нии от лица моля­щихся екте­ний, каж­де­нии храма. Цер­ков­ный устав преду­смат­ри­вает его помощь совер­ша­ю­щему про­ско­ми­дию свя­щен­нику. Д. не имеет права совер­шать ни одно бого­слу­же­ние и даже само­сто­я­тельно обла­чаться в свои бого­слу­жеб­ные одежды, но должен каждый раз испра­ши­вать на это «бла­го­сло­ве­ние» свя­щен­но­слу­жи­теля. Чисто вспо­мо­га­тель­ная бого­слу­жеб­ная функ­ция Д. под­чер­ки­ва­ется воз­ве­де­нием его в данный сан на Литур­гии после евха­ри­сти­че­ского канона (и даже на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных даров, не содер­жа­щей евха­ри­сти­че­ского канона). (По жела­нию пра­вя­щего архи­ерея это может про­ис­хо­дить и в иное время.) Он лишь «слу­жи­тель (слуга) при свя­щен­но­дей­ствии» или «левит» (Симеон Солун­ский). Свя­щен­ник может обхо­диться совсем без Д. (это имеет место в основ­ном в бедных сель­ских при­хо­дах). Бого­слу­жеб­ное обла­че­ние Д.: сти­харь, орарь и поручи. Вне­бо­го­слу­жеб­ная одежда, как и у свя­щен­ника, –под­ряс­ник и ряса (но без креста поверх рясы, носи­мого послед­ним). Офи­ци­аль­ное обра­ще­ние к Д., встре­ча­ю­ще­еся в старой лите­ра­туре, «Ваше бла­го­ве­стие» или «Ваше бла­го­гла­сие» (сейчас не упо­треб­ля­ется). Обра­ще­ние «Ваше пре­по­до­бие» может счи­таться пра­во­моч­ным лишь по отно­ше­нию к мона­ше­ству­ю­щему Д. Быто­вое обра­ще­ние – «отец Д.» или «отец имярек», либо же просто по имени и отче­ству.

Термин «Д.», без уточ­не­ния («просто» Д.), ука­зы­вает на его при­над­леж­ность к белому духо­вен­ству. Пред­ста­ви­тель того же низ­шего ранга в черном духо­вен­стве (мона­ше­ству­ю­щий Д.) име­ну­ется «иеро­дья­кон» (букв. «свя­щен­но­дья­кон»). Он имеет те же обла­че­ния, что и Д. из белого духо­вен­ства; но вне бого­слу­же­ния носит общую всем мона­хам одежду. Пред­ста­ви­тель вто­рого (и послед­него) ранга дья­ко­ната среди белого духо­вен­ства – «про­то­дья­кон» («первый Д.»), исто­ри­че­ски – стар­ший (в бого­слу­жеб­ном аспекте) среди несколь­ких Д., слу­жа­щих вместе в боль­шом храме (соборе). Его отли­чает «двой­ной орарь» и ками­лавка фио­ле­то­вого цвета (дается в каче­стве награды). Награ­дой в насто­я­щее время явля­ется и сам чин про­то­дья­кона, поэтому в одном соборе может быть более одного про­то­дья­кона. Первый среди несколь­ких иеро­дья­ко­нов (в мона­стыре) назы­ва­ется «архи­дья­кон» («стар­ший Д.»). Посто­янно слу­жа­щий с архи­ереем иеро­дья­кон, также обычно воз­во­дится в сан архи­дья­кона. Как и про­то­дья­кон, он имеет двой­ной орарь и ками­лавку (послед­няя – чер­ного цвета); вне­бо­го­слу­жеб­ные одежды – те же, что и у иеро­дья­кона.

В древ­но­сти суще­ство­вал инсти­тут дья­ко­нисс («слу­жи­тель­ниц»), чьи обя­зан­но­сти состо­яли глав­ным обра­зом в уходе за боль­ными жен­щи­нами, в под­го­товке женщин к кре­ще­нию и в слу­же­нии свя­щен­ни­кам при их кре­ще­нии «для бла­го­при­ли­чия». Св. Епи­фа­ний Кипр­ский († 403) подробно объ­яс­няет осо­бен­ное поло­же­ние диа­ко­нисс в связи с их уча­стием в этом таин­стве, реши­тельно исклю­чая их при этом из уча­стия в Евха­ри­стии. Но, согласно визан­тий­ской тра­ди­ции, дья­ко­ниссы полу­чали особое руко­по­ло­же­ние (ана­ло­гич­ное дья­кон­скому) и участ­во­вали в при­ча­ще­нии женщин; при этом они имели право вхо­дить в алтарь и брать св. чашу непо­сред­ственно с пре­стола (!). Воз­рож­де­ние инсти­тута дья­ко­нисс в запад­ном хри­сти­ан­стве наблю­да­ется с 19 в. В 1911 пред­по­ла­га­лась к откры­тию первая община дья­ко­нисс в Москве. Вопрос о воз­рож­де­нии этого инсти­тута обсуж­дался на Помест­ном Соборе РПЦ 1917–18 гг., но, по обсто­я­тель­ствам вре­мени, ника­кого реше­ния при­нято не было.

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М.,1906, с. 196–207; Кирилл (Гун­дяев), архим. К вопросу про­ис­хож­де­ния диа­ко­ната // Бого­слов­ские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201–207; Тро­иц­кий С. В. Диа­ко­ниссы в Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1912.

Диа­ко­нат

ДЬЯ­КО­НАТ (ДИА­КО­НАТ) – низшая сте­пень цер­ков­ной пра­во­слав­ной иерар­хии, вклю­ча­ю­щая в себя 1) дья­кона и про­то­дья­кона (пред­ста­ви­те­лей «белого духо­вен­ства») и 2) иеро­дья­кона и архи­дья­кона (пред­ста­ви­те­лей «чер­ного духо­вен­ства». См. Дьякон, Иерар­хия.

Епи­ско­пат

ЕПИ­СКО­ПАТ – соби­ра­тель­ное назва­ние высшей (тре­тьей) сте­пени свя­щен­ства пра­во­слав­ной цер­ков­ной иерар­хии. Пред­ста­ви­тели Е., име­ну­е­мые также обоб­щенно архи­ере­ями или иерар­хами, в насто­я­щее время рас­пре­де­лены, в порядке адми­ни­стра­тив­ного стар­шин­ства, по сле­ду­ю­щим рангам.

Епи­скоп (греч. episkopos – букв. над­зи­ра­тель, блю­сти­тель) – само­сто­я­тель­ный и пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель «мест­ной церкви» – воз­глав­ля­е­мой им епар­хии, име­ну­е­мой поэтому «епи­ско­пией». Его отли­чи­тель­ная вне­бо­го­слу­жеб­ная одежда – ряса. черный клобук и посох. Обра­ще­ние – Ваше прео­свя­щен­ство. Особая раз­но­вид­ность – т. н. «викар­ный епи­скоп» (лат. vicarius – заме­сти­тель, намест­ник), явля­ю­щийся лишь помощ­ни­ком пра­вя­щего архи­ерея боль­шой епар­хии (мит­ро­по­лии). Он состоит в его непо­сред­ствен­ном веде­нии, испол­няя пору­че­ния по делам епар­хии, и носит титул по одному из горо­дов на ее тер­ри­то­рии. Викар­ный епи­скоп в епар­хии может быть один (в С.-Петербургской мит­ро­по­лии, с титу­лом «Тих­вин­ский») или несколько (в Мос­ков­ской мит­ро­по­лии).

Архи­епи­скоп («стар­ший епи­скоп») – пред­ста­ви­тель вто­рого ранга Е. Пра­вя­щий епи­скоп обычно воз­во­дится в этот сан за какие-либо заслуги либо по исте­че­нии опре­де­лен­ного вре­мени (в каче­стве награды). От епи­скопа он отли­ча­ется только нали­чием жем­чуж­ного кре­стика, наши­того на черном же кло­буке (над лбом). Обра­ще­ние – Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство.

Мит­ро­по­лит (от греч. meter – «мать» и polis – «город»), в хри­сти­ан­ской Рим­ской импе­рии – епи­скоп мит­ро­по­лии («матери горо­дов»), глав­ного города обла­сти или про­вин­ции (дио­цеза). Мит­ро­по­лит может быть и главой Церкви, не име­ю­щей ста­туса пат­ри­ар­хата (Рус­ской Цер­ко­вью до 1589 г. управ­лял мит­ро­по­лит с титу­лом сна­чала Киев­ский, а затем Мос­ков­ский). Сан мит­ро­по­лита в насто­я­щее время дару­ется архи­ерею либо в каче­стве награды (после сана архи­епи­скопа), либо в случае пере­вода на кафедру, обла­да­ю­щую ста­ту­сом мит­ро­по­лии (С.-Петербургская, Кру­тиц­кая). Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность – белый клобук с жем­чуж­ным кре­сти­ком. Обра­ще­ние – Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство.

Экзарх (греч. началь­ник, руко­во­ди­тель) – назва­ние цер­ковно-иерар­хи­че­ской сте­пени, встре­ча­ю­ще­еся с 4 в. Пер­во­на­чально этот титул носили пред­ста­ви­тели только самых видных мит­ро­по­лий (неко­то­рые пре­вра­ти­лись позд­нее в пат­ри­ар­хаты), а также чрез­вы­чай­ные упол­но­мо­чен­ные кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов, посы­лав­ши­еся ими в епар­хии с осо­быми пору­че­ни­ями. В России этот титул впер­вые был усвоен в 1700 г., после смерти патр. Адри­ана, место­блю­сти­телю пат­ри­ар­шего пре­стола Сте­фану Явор­скому. Экзар­хом име­но­вался и глава Гру­зин­ской церкви (с 1811 г.) в период вхож­де­ния ее в состав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В 60‑е – 80‑е гг. 20 в. неко­то­рые загра­нич­ные при­ходы Рус­ской Церкви были объ­еди­нены по тер­ри­то­ри­аль­ному при­знаку в экзар­хаты «Запад­но­ев­ро­пей­ский», «Сред­не­ев­ро­пей­ский», «Цен­трально- и Южно­аме­ри­кан­ский». Управ­ляв­шие иерархи могли быть в сане ниже мит­ро­по­лита. Особое поло­же­ние зани­мал мит­ро­по­лит Киев­ский, носив­ший титул «Пат­ри­ар­ший Экзарх Укра­ины». В насто­я­щее время титул экзарха носит только мит­ро­по­лит Мин­ский («Пат­ри­ар­ший Экзарх всея Бела­руси»).

Пат­ри­арх (букв. «родо­на­чаль­ник») – пред­ста­ви­тель выс­шего адми­ни­стра­тив­ного ранга Е., – глава, иначе пред­сто­я­тель («сто­я­щий впе­реди»), Авто­ке­фаль­ной Церкви. Харак­тер­ная отли­чи­тель­ная осо­бен­ность – белый голов­ной убор с укреп­лен­ным над ним жем­чуж­ным кре­сти­ком. Офи­ци­аль­ный титул главы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – «Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси». Обра­ще­ние – Ваше Свя­тей­ше­ство.

Лит.: Устав об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. М., 1989; см. статью Иерар­хия.

Иерей

ИЕРЕЙ (греч. hiereus) – в широ­ком смысле – «при­но­ся­щий жертвы» («жрец»), «свя­щен­но­слу­жи­тель» (от hiereuo – «при­но­сить в жертву»). В греч. языке упо­треб­ля­ется как для обо­зна­че­ния слу­жи­те­лей язы­че­ских (мифо­ло­ги­че­ских) богов, так и истин­ного Еди­ного Бога, – т. е. вет­хо­за­вет­ных и хри­сти­ан­ских свя­щен­ни­ков. (В рус­ской тра­ди­ции язы­че­ские свя­щен­ники име­ну­ются «жре­цами».) В узком смысле, в пра­во­слав­ной бого­слу­жеб­ной тер­ми­но­ло­гии, И. – это пред­ста­ви­тель низ­шего ранга второй сте­пени пра­во­слав­ного свя­щен­ства (см. таб­лицу). Сино­нимы: свя­щен­ник, пре­сви­тер, поп (устар.).

Ипо­ди­а­кон

ИПО­ДЬЯ­КОН, ИПО­ДИ­А­КОН (от греч. hupo – «под» и diakonos – «дьякон», «слу­жи­тель») – пра­во­слав­ный цер­ков­но­слу­жи­тель, зани­ма­ю­щей в иерар­хии низ­шего клира поло­же­ние ниже дья­кона, его помощ­ника (что фик­си­рует име­но­ва­ние), но выше чтеца. При посвя­ще­нии во И. посвя­ща­е­мого (чтеца) обла­чают поверх сти­харя в кре­сто­об­разно повя­зан­ный орарь, и архи­ерей читает молитву с воз­ло­же­нием руки на его голову. В древ­но­сти И. при­чис­лялся к клиру и уже не имел права жениться (если до воз­ве­де­ния в этот сан был холост).

Тра­ди­ци­онно в обя­зан­но­сти И. вхо­дила забота о свя­щен­ных сосу­дах и алтар­ных покро­вах, охрана алтаря, выве­де­ние из храма огла­шен­ных во время Литур­гии и др. Появ­ле­ние ипо­дья­ко­ната как осо­бого инсти­тута отно­сят к 1‑й поло­вине 3 в. и свя­зы­вают с обы­чаем Рим­ской церкви не пре­вы­шать в одном городе число дья­ко­нов выше семи (см. Деян.6:3-6 ). В насто­я­щее время ипо­дья­кон­ское слу­же­ние можно видеть только во время архи­ерей­ского бого­слу­же­ния. Ипо­дья­коны не состоят в клире одного храма, но зачис­ля­ются в штат к опре­де­лен­ному архи­ерею. Они сопро­вож­дают его во время обя­за­тель­ных поез­док по храмам епар­хии, при­слу­жи­вают во время бого­слу­же­ния – обла­чают его перед нача­лом службы, подают воду для омо­ве­ния рук, участ­вуют в спе­ци­фи­че­ских цере­мо­ниях и дей­ствах, отсут­ству­ю­щих при обыч­ном бого­слу­же­нии, – а также выпол­няют раз­лич­ные вне­хра­мо­вые пору­че­ния. Чаще всего И. бывают сту­денты духов­ных учеб­ных заве­де­ний, для кото­рых это слу­же­ние ста­но­вится необ­хо­ди­мой сту­пе­нью к даль­ней­шему вос­хож­де­нию по иерар­хи­че­ской лест­нице. Архи­ерей сам постри­гает своих И. в мона­ше­ство, руко­по­ла­гает в свя­щен­ный сан, под­го­тав­ли­вая к даль­ней­шему само­сто­я­тель­ному слу­же­нию. В этом про­сле­жи­ва­ется важное пре­ем­ство: многие совре­мен­ные иерархи прошли через «ипо­дья­кон­ские школы» видных архи­ереев стар­шего поко­ле­ния (иногда еще доре­во­лю­ци­он­ной хиро­то­нии), уна­сле­до­вав их бога­тую литур­ги­че­скую куль­туру, систему цер­ковно-бого­слов­ских взгля­дов и манеру обще­ния. См. Дьякон, Иерар­хия, Хиро­то­ния.

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Вени­а­мин (Румов­ский-Крас­но­пев­ков В. Ф.), архиеп. Новая Скри­жаль, или Объ­яс­не­ние о Церкви, Литур­гии и о всех служ­бах и утва­рях цер­ков­ных. М., 1992. Т. 2. С. 266–269; Сочи­не­ния блаж. Симеона, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского. М., 1994. С. 213–218.

КЛИР (греч. – «жребий», «доля, достав­ша­яся по жребию») – в широ­ком зна­че­нии – сово­куп­ность свя­щен­но­слу­жи­те­лей (духо­вен­ства) и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (ипо­дья­коны, чтецы, певцы, поно­мари, алтар­ники). «Кли­рики так назы­ва­ются потому, что они изби­ра­ются в цер­ков­ные сте­пени так же, как избран был по жребию Матфий [ Деян.1:26 ], постав­лен­ный апо­сто­лами» (Бл. Авгу­стин). По отно­ше­нию к хра­мо­вому (цер­ков­ному) слу­же­нию люди делятся на сле­ду­ю­щие кате­го­рии.

I. В Ветхом Завете: 1) «клир» (пер­во­свя­щен­ники, свя­щен­ники и «левиты» (низшие слу­жи­тели) и 2) народ. Прин­цип иерар­хии здесь – «родо­пле­мен­ной», поэтому «кли­ри­ками» явля­ются только пред­ста­ви­тели «колена» (пле­мени) Ле“вия: пер­во­свя­щен­ники – прямые пред­ста­ви­тели рода Аарона; свя­щен­ники – пред­ста­ви­тели того же рода, но не обя­за­тельно прямые; левиты – пред­ста­ви­тели других родов того же колена. «Народ» – пред­ста­ви­тели всех осталь­ных колен Изра­и­ле­вых (а также при­няв­шие рели­гию Моисея не изра­иль­тяне).

II. В Новом Завете: 1) «клир» (свя­щенно– и цер­ков­но­слу­жи­тели) и 2) народ. Наци­о­наль­ный кри­те­рий упразд­ня­ется. Свя­щенно– и цер­ков­но­слу­жи­те­лями могут стать все муж­чины хри­сти­ане, соот­вет­ству­ю­щие опре­де­лен­ным кано­ни­че­ским нормам. Допус­ка­ется уча­стие женщин (вспо­мо­га­тель­ные долж­но­сти: «диа­ко­ниссы» в Древ­ней Церкви, певицы, при­служ­ницы в храме и др.), при этом к «кли­ри­кам» они не при­чис­ля­ются (см. Дьякон). «Народ» (миряне) – все осталь­ные хри­сти­ане. В Древ­ней Церкви «народ», в свою оче­редь, под­раз­де­лялся на 1) мирян и 2) мона­хов (при воз­ник­но­ве­нии этого инсти­тута). Послед­ние отли­ча­лись от «мирян» только обра­зом жизни, зани­мая по отно­ше­нию к клиру такое же поло­же­ние (при­ня­тие свя­щен­ного сана счи­та­лось несов­ме­сти­мым с мона­ше­ским иде­а­лом). Однако этот кри­те­рий не являлся абсо­лют­ным, и вскоре монахи стали зани­мать высшие цер­ков­ные долж­но­сти. Содер­жа­ние поня­тия К. изме­ня­лось на про­тя­же­нии веков, при­об­ре­тая доста­точно про­ти­во­ре­чи­вые зна­че­ния. Так, в самом широ­ком зна­че­нии в поня­тие К. вклю­ча­ется, наряду со свя­щен­ни­ками и дья­ко­нами, и высшее духо­вен­ство (епи­ско­пат, или архи­ерей­ство), – так у Тер­тул­ли­ана: клир (ordo) и миряне (plebs). Напро­тив, в узком зна­че­нии, также зафик­си­ро­ван­ном в первые века хри­сти­ан­ства, К. – одни лишь цер­ков­но­слу­жи­тели ниже дья­кона (наши при­чет­ники). В Древ­не­рус­ской Церкви клир – сово­куп­ность алтар­ных и вне­ал­тар­ных слу­жи­те­лей, за исклю­че­нием архи­ерея. Совре­мен­ный К. в широ­ком смысле вклю­чает в себя как свя­щен­но­слу­жи­те­лей (руко­по­ло­жен­ное духо­вен­ство), так и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, или при­чет­ни­ков (см. Причт).

Лит.: Еле­он­ский Ф. Г. О вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве // Христ. Чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Поле­мика по вопросу о вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве и сущ­но­сти свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния вообще. СПб., 1882; и при статье Иерар­хия.

Место­блю­сти­тель

МЕСТО­БЛЮ­СТИ­ТЕЛЬ – чело­век, вре­менно испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти госу­дар­ствен­ного или цер­ков­ного дея­теля высо­кого ранга (сино­нимы: намест­ник, экзарх, вика­рий). В рус­ской цер­ков­ной тра­ди­ции так име­ну­ется только «М. пат­ри­ар­шего пре­стола», – архи­ерей, управ­ля­ю­щего Цер­ко­вью после смерти одного пат­ри­арха до избра­ния дру­гого. Наи­бо­лее известны в этом каче­стве митр. Стефан (Явор­ский), митp. Петp (Полян­ский) и митр. Сеpгий (Стpа­гоpод­ский), став­ший пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси в 1943 г.

Пат­ри­арх

ПАТ­РИ­АРХ (ПАТ­РИ­АРХИ) (греч. patriarches – «родо­на­чаль­ник», «пра­о­тец») – важный термин биб­лей­ско-хри­сти­ан­ской рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, упо­треб­ля­ю­щийся пре­иму­ще­ственно в сле­ду­ю­щих зна­че­ниях.

1. Библия назы­вает П.-ми, во-первых, родо­на­чаль­ни­ков всего чело­ве­че­ства («допо­топ­ные П.-и»), во-вторых, – родо­на­чаль­ни­ков народа изра­иль­ского («пра­отцы народа Божия»). Все они жили до Мои­се­ева закона (см. Ветхий Завет) и потому явля­лись исклю­чи­тель­ными хра­ни­те­лями истин­ной рели­гии. Первые десять П., от Адама до Ноя, сим­во­ли­че­ская гене­а­ло­гия кото­рых пред­став­лена книгой Бытия (5 гл.), были наде­лены необы­чай­ным дол­го­ле­тием, необ­хо­ди­мым для сохра­не­ния вве­рен­ных им обе­то­ва­ний на этом первом земной исто­рии после гре­хо­па­де­ния. Из них выде­ля­ются Енох, живший «всего» 365 лет, «потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ), и его сын Мафу­сал, напро­тив, живший долее других, 969 лет, и умер­ший, согласно иудей­скому пре­да­нию, в год потопа (отсюда выра­же­ние «мафу­са­лов, или мафу­са­и­лов, воз­раст»). Вторая кате­го­рия биб­лей­ских П. начи­на­ется с Авра­ама, родо­на­чаль­ника нового поко­ле­ния веру­ю­щих.

2. П. – пред­ста­ви­тель выс­шего ранга хри­сти­ан­ской цер­ков­ной иерар­хии. Титул П. в стро­гом кано­ни­че­ском зна­че­нии уста­нов­лен Чет­вер­тым Все­лен­ским (Хал­ки­дон­ским) собо­ром 451 г., кото­рый при­своил его епи­ско­пам пяти глав­ных хри­сти­ан­ских цен­тров, опре­де­лив их поря­док в дипти­хах по «стар­шин­ству чести». Первое место при­над­ле­жало рим­скому епи­скопу, за ним сле­до­вали епи­скопы кон­стан­ти­но­поль­ский, алек­сан­дрий­ский, антио­хий­ский и иеру­са­лим­ский. Позд­нее титул П. полу­чали и главы других Церк­вей, причем, кон­стан­ти­но­поль­ский П., после раз­рыва с Римом (1054 г.), полу­чил пер­вен­ство в пра­во­слав­ном мире.

На Руси пат­ри­ар­ше­ство (как форма прав­ле­ния Цер­ко­вью) было уста­нов­лено в 1589г. (до этого Цер­ко­вью управ­ляли мит­ро­по­литы с титу­лом сна­чала «киев­ский», а затем «мос­ков­ский и всея Руси»). Позд­нее рус­ский пат­ри­арх был утвер­жден восточ­ными пат­ри­ар­хами пятым по стар­шин­ству (после иеру­са­лим­ского). Первый период пат­ри­ар­ше­ства про­дол­жался 111 лет и фак­ти­че­ски закон­чился со смер­тью деся­того по счету пат­ри­арха Адри­ана (1700 г.), а юри­ди­че­ски – в 1721 г., с упразд­не­нием самого инсти­тута пат­ри­ар­ше­ства и заме­ной его кол­лек­тив­ным орга­ном цер­ков­ного прав­ле­ния – Свя­тей­шим Пра­ви­тель­ству­ю­щим Сино­дом. (С 1700 по 1721 г. Цер­ко­вью управ­лял мит­ро­по­лит рязан­ский Стефан Явор­ский с титу­лом «место­блю­сти­тель пат­ри­ар­шего пре­стола».) Второй пат­ри­ар­ший период, начав­шийся с вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства в 1917 г., про­дол­жа­ется по насто­я­щее время.

В насто­я­щее время суще­ствуют сле­ду­ю­щие пра­во­слав­ные пат­ри­ар­хаты: кон­стан­ти­но­поль­ский (Турция), алек­сан­дрий­ский (Египет), антио­хий­ский (Сирия), иеру­са­лим­ский, мос­ков­ский, гру­зин­ский, серб­ский, румын­ский и бол­гар­ский.

Кроме того, титул П. имеют главы неко­то­рых других хри­сти­ан­ских (восточ­ных) Церк­вей – Армян­ской (П.-католикос), Маро­нит­ской, Несто­ри­ан­ской, Эфи­оп­ской, и др. Со вре­мени Кре­сто­вых похо­дов на хри­сти­ан­ском востоке суще­ствуют т. н. «латин­ские пат­ри­архи», нахо­дя­щи­еся в кано­ни­че­ском под­чи­не­нии Рим­ской Церкви. Этот же титул, виде почет­ного отли­чия, имеют и неко­то­рые запад­ные като­ли­че­ские епи­скопы (вене­ци­ан­ский, лис­са­бон­ский).

Лит.: Лебе­дев А. Вет­хо­за­вет­ное веро­уче­ние во вре­мена пат­ри­ар­хов. Спб., 1886; Робер­сон Р. Восточ­ные Хри­сти­ан­ские Церкви. СПб., 1999.

Поно­марь

ПОНО­МАРЬ (или « пара­мо­нарь «, – греч. paramonarios, – от paramone, лат. mansio – «пре­бы­ва­ние», «нахож­де­ние «) – цер­ков­ный при­чет­ник, низший слу­жи­тель («дьячок»), пер­во­на­чально выпол­няв­ший функ­цию сто­рожа свя­щен­ных мест и мона­сты­рей (вне и внутри ограды). О П. упо­ми­на­ется во 2‑м пра­виле IV Все­лен­ского собора (451 г.). В латин­ском пере­воде цер­ков­ных правил – «ман­си­о­на­рий» (mansionarius), при­врат­ник в храме. Гри­го­рий Вели­кий счи­тает его обя­зан­но­стью воз­жже­ние све­тиль­ни­ков при бого­слу­же­нии и назы­вает «хра­ни­те­лем церкви». Воз­можно, в древ­но­сти визан­тий­ский П. соот­вет­ство­вал запад­ному villicus («управ­ля­ю­щий», «рас­по­ря­ди­тель») – лицу, рас­по­ря­жав­ше­муся при бого­слу­же­нии выбо­ром и упо­треб­ле­нием цер­ков­ных вещей (наш позд­ней­ший риз­ни­чий или сакел­ла­рий). Согласно «Учи­тель­ному изве­стию» сла­вян­ского Слу­жеб­ника (назы­ва­ю­щего П. «слу­жи­те­лем алтаря»), его обя­зан­но­сти состоят в том, чтобы «…вно­сить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, воз­жи­гать и гасить свечи, при­го­тов­лять и пода­вать иерею кадиль­ницу и теп­лоту, часто и с бла­го­го­ве­нием уби­рать и очи­щать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и пото­лок от пыли и пау­тины» (Слу­жеб­ник. Часть II. М., 1977. С. 544–545). В Типи­коне П. назы­ва­ется «пара­екк­ли­си­ар­хом» или «кан­ди­ло­воз­жи­га­те­лем» (от kandela, lampas – «лам­пада», «све­тиль­ник»). Cевер­ные (левые) двери ико­но­стаса, веду­щие в ту часть алтаря, где нахо­дятся ука­зан­ные поно­мар­ские при­над­леж­но­сти и кото­рыми пре­иму­ще­ственно поль­зу­ются П., назы­ва­ются поэтому «поно­мар­скими». В насто­я­щее время в Пра­во­слав­ной Церкви особой долж­но­сти П. не суще­ствует: в мона­сты­рях обя­зан­но­сти П. в основ­ном лежат на послуш­ни­ках и про­стых мона­хах (не име­ю­щих руко­по­ло­же­ния), а в при­ход­ской прак­тике рас­пре­де­ля­ются между чте­цами, алтар­ни­ками, сто­ро­жами и убор­щи­цами. Отсюда выра­же­ние «читать как поно­марь» и име­но­ва­ние поме­ще­ния сто­рожа при храме – «поно­марка».

Пре­сви­тер

ПРЕ­СВИ­ТЕР (греч. presbuteros – «ста­рей­шина», «старец») – в литур­гич. тер­ми­но­ло­гии – пред­ста­ви­тель низ­шего ранга второй сте­пени пра­во­слав­ной иерар­хии (см. таб­лицу). Сино­нимы: свя­щен­ник, иерей, поп (устар.).

Пре­сви­тер­ство

ПРЕ­СВИ­ТЕР­СТВО (иерей­ство, свя­щен­ство) – общее (родо­вое) наиме­но­ва­ние пред­ста­ви­те­лей второй сте­пени пра­во­слав­ной иерар­хии (см. таб­лицу).

Причт

ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕР­КОВ­НЫЙ (слав. причьтъ – «состав», «собра­ние», от гл. при­чи­тати – «при­чис­лять», «при­со­еди­нять») – в узком смысле – сово­куп­ность низших цер­ков­но­слу­жи­те­лей, вне трех­сте­пен­ной иерар­хии. В широ­ком смысле – сово­куп­ность как свя­щен­но­слу­жи­те­лей, или кли­ри­ков (см. клир), так и соб­ственно при­чет­ни­ков, вместе состав­ля­ю­щих штат одного пра­восл. храма (церкви). К послед­ним отно­сятся пса­лом­щик (чтец), поно­марь, или дьячок, све­ще­но­сец, певцы. В дорев. России состав П. опре­де­лялся по штатам, утвер­жда­е­мым кон­си­сто­рией и архи­ереем, и зави­сел от раз­мера при­хода. При­ходу с насе­ле­нием до 700 душ муж. пола пола­гался П. из свя­щен­ника и пса­лом­щика, при­ходу с боль­шим насе­ле­нием – П. из свя­щен­ника, дья­кона и пса­лом­щика. П. мно­го­люд­ных и бога­тых при­хо­дов могли состо­ять из неск. свя­щен­ни­ков, дья­ко­нов и при­чет­ни­ков. На учре­жде­ние нового П. или изме­не­ние штатов архи­ерей запра­ши­вал раз­ре­ше­ние Синода. Доходы П. скла­ды­ва­лись гл. обр. из платы за совер­ше­ние треб. П. сель­ской церкви обес­пе­чи­ва­лись землей (не менее 33 деся­тины на П.), неко­то­рые из них жили в церк. домах, значит. часть с сер. 19 в. полу­чила казен­ное жало­ва­нье. По церк. уставу 1988 П. опре­де­ля­ется в составе свя­щен­ника, дья­кона и пса­лом­щика. Число членов П. изме­ня­ется по просьбе при­хода и в соот­вет­ствии с его нуж­дами, но не может быть менее 2 чел. – свя­щен­ника и пса­лом­щика. Глава П. – насто­я­тель храма: свя­щен­ник или про­то­и­е­рей.

СВЯ­ЩЕН­НИК – см. Иерей, Пре­сви­тер, Иерар­хия, Клир, Хиро­то­ния

ХИРО­ТЕ­СИЯ – см. Хиро­то­ния.

Хиро­то­ния

ХИРО­ТО­НИЯ – внеш­няя форма таин­ства свя­щен­ства, соб­ственно его куль­ми­на­ци­он­ный момент – дей­ствие воз­ло­же­ния рук на воз­во­ди­мого в свя­щен­ный сан пра­вильно избран­ного став­лен­ника.

В древ­не­греч. языке слово cheirotonia озна­чает подачу голо­сов в народ­ном собра­нии через под­ня­тие рук, т. е. выборы. В ново­греч. языке (и цер­ков­ном сло­во­упо­треб­ле­нии) нахо­дим два близ­ких тер­мина: cheirotonia, хиро­то­ния – «руко­по­ло­же­ние» и cheirothesia, хиро­те­сия – «руко­воз­ло­же­ние». Гре­че­ский Евхо­ло­гий каждое постав­ле­ние (воз­ве­де­ние в сан) – от чтеца до епи­скопа (см. Иерар­хия) – назы­вает Х. В рус­ском Чинов­нике и литур­ги­че­ских руко­вод­ствах упо­треб­ля­ются как остав­лен­ные без пере­вода греч. тер­мины, так и их слав. экви­ва­ленты, кото­рые при этом искус­ственно раз­ли­ча­ются, хотя и не до конца строго.

Постав­ле­ние 1) епи­скопа: руко­по­ло­же­ние и Х.; 2) пре­сви­тера (свя­щен­ника) и дья­кона: руко­по­ло­же­ние и Х.; 3) ипо­дья­кона: Х., посвя­ще­ние и хиро­те­сия; 4) чтеца и певца: посвя­ще­ние и хиро­те­сия. На прак­тике гово­рится обычно о «хиро­то­нии» епи­скопа и «руко­по­ло­же­нии» свя­щен­ника и дья­кона, хотя оба слова имеют иден­тич­ное зна­че­ние, вос­ходя к одному греч. тер­мину.

Т. обр., Х. сооб­щает бла­го­дать свя­щен­ства и явля­ется воз­ве­де­нием («руко­по­ло­же­нием») в одну из трех сте­пе­ней свя­щен­ства; совер­ша­ется она в алтаре и при этом чита­ется молитва «Боже­ствен­ная бла­го­дать…». Хиро­те­сия же не явля­ется «руко­по­ло­же­нием» в соб­ствен­ном смысле, но лишь служит знаком допу­ще­ния чело­века (при­чет­ника, – см.) к испол­не­нию какого-либо низ­шего цер­ков­ного слу­же­ния. Поэтому она совер­ша­ется на сере­дине храма и без чтения молитвы «Боже­ствен­ная бла­го­дать…» Исклю­че­ние из этой тер­ми­но­ло­ги­че­ской диф­фе­рен­ци­а­ции допус­ка­ется лишь в отно­ше­нии ипо­дья­кона, что для насто­я­щего вре­мени явля­ется ана­хро­низ­мом, напо­ми­на­нием о его месте в древ­не­цер­ков­ной иерар­хии.

В древ­них визан­тий­ских руко­пис­ных Евхо­ло­гиях сохра­нился неко­гда широко рас­про­стра­нен­ный в пра­во­слав­ном мире чин Х. дья­ко­ниссы, ана­ло­гич­ный Х. дья­кона (также перед св. пре­сто­лом и с чте­нием молитвы «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»). Печат­ные книги его уже не содер­жат. Евхо­ло­гий Я. Гоара дает этот чин не в основ­ном тексте, но среди вари­ан­тов руко­пи­сей, т. н. variae lectiones (Goar J. Eucologion sive Rituale Graecorum. Ed. secunda. Venetiis, 1730. P. 218–222).

Кроме этих тер­ми­нов для обо­зна­че­ния руко­по­ло­же­ния в прин­ци­пи­ально раз­лич­ные иерар­хи­че­ские сте­пени – соб­ственно свя­щен­ни­че­ские и низшие «при­чет­ни­че­ские», име­ются также другие, ука­зы­ва­ю­щие на воз­ве­де­ние в раз­лич­ные «чины цер­ков­ные» (ранги, «долж­но­сти») внутри одной сте­пени свя­щен­ства. «Про­из­ве­де­ние во архи­ди­а­кона, …игу­мена, …архи­манд­рита»; «После­до­ва­ние во еже сотво­рити про­то­пре­сви­тера»; «Воз­ве­де­ние архи­ди­а­кона или про­то­ди­а­кона, про­то­пре­сви­тера или про­то­и­е­рея, игу­мена или архи­манд­рита».

Лит.: Дмит­ри­ев­ский А. А. Став­лен­ник. Киев, 1904; Несе­лов­ский А. Чины хиро­те­сий и хиро­то­ний. Каме­нец-Подольск, 1906; Николь­ский К. Посо­бие к изу­че­нию устава Бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. М., 1995. С. 701–721; Vagaggini C. L» ordinazione delle diaconesse nella tradizione greca e bizantina // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1974. N 41; и лит. при ста­тьях Архи­ерей, Иерар­хия, Дьякон, Свя­щен­ник, Свя­щен­ство.

При­ло­же­ние

ИНОК – древ­не­рус. назва­ние монаха, иначе – чер­неца. В ж. р. – инока, соврем. – ино­киня (мона­хиня, чер­ница).

Про­ис­хож­де­ние назва­ния объ­яс­ня­ется двояко. 1. И. – «оди­но­кий» (как пере­вод греч. monos – «один», «оди­но­кий»; monachos – «отшель­ник», «монах»). «Инок наре­чется, понеже един бесе­дует к Богу день и нощь» («Пан­декты» Никона Чер­но­горца, 36). 2. Другое тол­ко­ва­ние выво­дит назва­ние И. из иного образа жизни при­няв­шего мона­ше­ство: он «иначе должен вести жизнь свою от мир­ского пове­де­ния» (Дья­ченко Г., свящ. Полный цер­ковно-сла­вян­ский сло­варь. М., 1993, с. 223).

В совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном цер­ков­ном оби­ходе «иноком» назы­вают не монаха в соб­ствен­ном смысле, но рясо­фор­ного (греч. «нося­щего рясу») послуш­ника, – до постри­же­ния его в «малую схиму» (обу­слов­лен­ную окон­ча­тель­ным при­ня­тием мона­ше­ских обетов и наре­че­нием нового имени). И. – как бы «ново­на­чаль­ный монах»; кроме рясы он полу­чает также ками­лавку. И. сохра­няет мир­ское имя и волен в любое время пре­кра­тить про­хож­де­ние послуш­ни­че­ства и вер­нуться к преж­ней жизни, что для монаха, по пра­во­слав­ным зако­нам, уже невоз­можно.

Ино­че­ство (в старом зна­че­нии) – мона­ше­ство, чер­ни­че­ство. Ино­че­ство­вать – вести мона­ше­скую жизнь.

Миря­нин

МИРЯ­НИН – тот, кто живет в миру, свет­ский («мир­ской») чело­век, не при­над­ле­жа­щий к клиру и к мона­ше­ству.

М. – пред­ста­ви­тель цер­ков­ного народа, при­ни­ма­ю­щий молит­вен­ное уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии. Дома он может совер­шать все бого­слу­же­ния, при­ве­ден­ные в Часо­слове, Молит­во­слове или ином бого­слу­жеб­ном сбор­нике, опус­кая свя­щен­ни­че­ские воз­гласы и молитвы, а также дья­кон­ские екте­ньи (если они содер­жатся в бого­слу­жеб­ном тексте). В случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти (при отсут­ствии свя­щен­но­слу­жи­теля и смер­тель­ной опас­но­сти), М. может совер­шить таин­ство кре­ще­ния. В первые века хри­сти­ан­ства права мирян несрав­нимо пре­вос­хо­дили совре­мен­ные, про­сти­ра­ясь до избра­ния не только насто­я­теля при­ход­ского храма, но даже епар­хи­аль­ного архи­ерея. В древ­ней и сред­не­ве­ко­вой Руси М. под­ле­жали общим кня­же­ским судебно-адми­нистр. уста­нов­ле­ниям в отли­чие от людей цер­ков­ных, нахо­див­шихся под юрис­дик­цией мит­ро­по­лита и епи­скопа.

Лит.: Афа­на­сьев Н. Слу­же­ние мирян в Церкви. М., 1995; Фила­тов С. «Анар­хизм» мирян в рус­ском пра­во­сла­вии: Тра­ди­ции и пер­спек­тивы // Стра­ницы: Журнал Библ.-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1999. N 4:1; Минней Р. Уча­стие мирян в рели­ги­оз­ном обра­зо­ва­нии в России // Там же; Миряне в Церкви: Мате­ри­алы меж­ду­нар. богосл. конфер. М., 1999.

Риз­ни­чий

РИЗ­НИ­ЧИЙ (греч. сакел­ла­рий, sakellarios):

1) заве­ду­ю­щий цар­скими одеж­дами, цар­ский тело­хра­ни­тель; 2) в мона­сты­рях и собо­рах – хра­ни­тель цер­ков­ной утвари, клю­чарь.

Статья была опуб­ли­ко­вана в Рос­сий­ском Гума­ни­тар­ном энцик­ло­пе­ди­че­ском сло­варе (СПб., 2002. Т. 2, с. 58–59) и в епар­хи­аль­ном жур­нале «Вода живая: Санкт-Петер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник», №5 (2007), с. 62–63.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *