Игровой кризис что делать
7 советов, как пережить кризис и рост цен на игры
За последние два года в виду известных экономических событий цены на игры выросли в несколько раз. Если говорить в цифрах, то рост составил от 50 до 200 %, что больно ударило по малоимущим, экономящим на завтраках и просто пересчитывающим каждую копейку геймерам. В данной статье мы собрали практические советы, которые позволят таким игрокам пережить кризис.
Вспомните отличные старые игры
Самый простой совет, который можем дать — снова пройти старые игры, которые вам понравились. Наверняка, если ваш игровой стаж 5-10 лет, таких проектов будет несколько десятков, если не сотня. И сейчас отличное время вспомнить то, почему они вам понравились. Пока вы будете их перепроходить, ситуация в экономике может стабилизироваться, а цены на новые игры упадут до более разумного уровня.
И самый главный плюс — понравившиеся старые игры воспринимаются намного теплее и кажутся идеальными в плане геймплея, чем новые. Так уж устроена человеческая психика — мы все ищем что-то теплое и ламповое, а оно было в нашем прошлом.
Покупайте, чтобы сразу начать играть
Это очень важный пункт, возможно, даже центральный в данном материале. Если вы собираетесь во что-то поиграть, то нужно выделить для этого время. Чем больше игра — тем больше времени нужно, и тут очень важный момент — значительная часть покупок совершается задолго до того, как игрок приступит к прохождению. По крайней мере, так говорит статистика Steam.
Возможно, этот совет не будет пригоден для тех, у кого много времени и, конечно, он не будет работать во всех случаях, но эти редкие исключения только подтвердят правило — купили, установили и прошли. Никаких ожиданий следующего лета или зимы — если не можете пройти прямо сейчас, то не покупайте.
Не покупайте сиквелы, если вам не понравились предыдущие игры серии
Еще один краеугольный камень нашего материала и касается он игр с сильным сюжетом. Приведем несколько примеров.
Не так давно вышла The Witcher 3: Wild Hunt, которая по праву является одной из лучших игр в истории. Однако определенная и весьма значительная ее часть завязана на событиях предыдущих игр, которые были пройдены далеко не всеми. Проблема в том, что исследуя Wild Hunt все события, персонажи и истории будут для вас новыми и вы не получите кайфа, вспоминая, что было в предыдущих играх и какие решения были приятны вами раньше, видя, во что они развились.
Это определенно помешает вам лучше вникнуть в проект, причем речь идет о всех подобных играх, хрестоматийный пример — серия Mass Effect, но сюда можно отнести и Assassin’s Creed, Dragon Age, Call of Duty.
Будьте уверены, что цена действительно самая низкая
В настоящее время лицензионные ключи для России и стран СНГ поставляются десятками интернет-магазинов. Мы не можем перечислить их в рамках данной статьи, однако знайте, что помимо крупнейших цифровых сетей вроде Steam, Origin и Uplay имеются альтернативные магазины, в которых цена на игры может ниже. Об одном из них, G2A.com мы не так давно писали.
Так что если вы надумали покупать игру, совершенно необязательно делать это в Steam или Origin. Пробегитесь по другим торговым площадкам, посмотрите, какую цену ставят эти магазины и найдите наименьшую. Конечно, это может быть связано с риском купить краденный или бракованный ключ, поэтому внимательно читайте отзывы от других покупателей данного продавца или торговой площадки.
Покупайте игры только с большой или огромной скидкой
Это следует из предыдущего пункта, поскольку сторонние интернет-магазины редко устраивают распродажи и сделать большую скидку, например, 80 % или даже 90 %, они не могут. А вот Steam, Origin или Uplay на это вполне способны.
Соответственно, если вы давно жаждите какую-то хорошую игру и она продается с большой или огромной скидкой, стоит присмотреться к предложению, даже если вы прямо сейчас не можете начать игру. И пусть это немного противоречит нашему пункту выше, но тут нужно смотреть по обстоятельствам — вдруг вы сможете высвободить время только через год, когда проект и так обесцениться до этого уровня.
Если же поиграть вы сможете скоро, то смотрите по хладнокровно примите взвешенное решение.
Не покупайте ворованные аккаунты
С появлением цифровой дистрибуции эта проблема стала очень актуальной, поскольку системы защиты не очень совершенны, и порой их взламывают, а люди, которые не закончили и 9 классов, зачастую не очень пекутся о своей или чьей-либо еще безопасности. Поэтому в интернете можно купить очень много аккаунтов с разными играми, цена которых будет не более 100 или 200 рублей.
Конечно, иной раз владелец аккаунта сам выставляет его на продажу, поскольку кончились талоны на интернет и ежи, и жить банально не на что. Однако и цена такого аккаунта будет значительной, уж точно не 100-200 рублей. Это действие несколько противоречит правилам цифровой дистрибуции и может быть наказано пожизненной блокировкой аккаунта.
Попробуйте игры от PS3 и Xbox 360
Выход PS4 и Xbox One, а также куча переизданий для них сделали консоли прошлого поколения PS3 и Xbox 360 полностью устаревшими. Как следствие, многие геймеры стали продавать уже ненужные консоли с целыми коллекциями игр, так что за 5 000 — 10 000 рублей вполне можно найти отличное предложение. Сами консоли также заметно сбавили в цене и некоторые экземпляры продаются даже дешевле 5 000 рублей.
Мы должны предупредить вас о том, что на рынке много так называемых «прошитых» консолей, которые запускают только нелицензионные игры. Покупая старую консоль, вы должны обязательно выяснить, не «прошита» ли она, так как взломанные PS3 и Xbox 360 работают заметно хуже официальных и не приносят разработчикам прибыли.
Кризис игровой индустрии начала 2020-ых
Если в последнее время вы заметили, что игр стало как-то маловато, а те что есть не соответствуют качеству более ранних проектов этих же студий, то этот блог может быть вам интересен.
В данном блоге я хочу рассказать о проблемах наших любимых игр, которые преследуют их последнее время. Я постараюсь более-менее объективно описать каждый пункт и подвести итог всего сказанного. Однако без субъективности тоже не обойдется, ну сами понимаете…
Небольшое вступление (необязательно к прочтению)
«Природой в нас заложено стремиться к большему.»
-Адам Дженсен, Deus Ex: Human Revolution
Хоть мой опыт в игровом мире относительно мал по сравнению с остальными авторами и возможно даже читателями StopGame, так как хардкорно погружаться в виртуальную культуру двадцать первого века я стал примерно с 2007 года (потому что жил я в той еще глухомани), однако знания об игровом мире я восполнял нереально концентрированными порциями. Таким образом уже к 2010 году я следил за всеми анонсами и релизами будущих игр.
К чему же я это говорю? Да так, просто чтоб сказать, что знания о игровой культуре у меня присутствуют, и я могу анализировать вышедшие ранее игры и релизы будущего. Поэтому этот блог будет интересен как олдам, так и новичкам.
Закат главенствующих франшиз
«Мы плаваем в разных морях, но все выходим на тот же берег.»
-Элизабет, BioShock Infinite
На самом деле, при всем негативе всего вышесказанного, многие франшизы хоть и закончили свое существование, но оставили важный опыт для разработчиков и прекрасные впечатления для нас, обычных геймеров.
А пока перейдем к следующему фактору.
Мультиплеерный приоритет в основе
«Все продается, дружок. Все. Была б у меня сестра в миг бы ее продал.»
-Белетор, The Elder Scrolls V: Skyrim
Ни для кого не секрет, что в наше время онлайн проекты по типу Apex Legends и Rainbow Six: Siege стали дойными коровами для EA и Ubisoft соответственно. Но почему так случилось?
«Отменённая игра была линейной и одиночной, и в текущем состоянии рынка мы не можем себе это позволить»
-Electronic Arts
Эту цитату, олицетворяющую всю политику EA, впервые произнесли после закрытия Visceral Games. На тот момент ребята из этой студии разрабатывали одиночную игру по Звездным Войнам, однако, после выхода The Evil Within 2 и ее провала в первые дни продаж, EA решили не рисковать и просто прекратить разработку, заодно закрыв еще и студию (точную историю я не помню, это было аж 4 года назад, так что мог где-то ошибиться).
Таким образом мы видим, что многие современные онлайн проекты давно скатились. Геймеры требуют чего-то нового, а издатели хотят выкачивать наши деньги впаривая нам ненужные скины. Да, мультиплеерный сегмент также стагнирует, что является вторым фактором «кризиса» игровой индустрии. Точнее здесь даже два фактора можно назвать: сначала это конечно же наплевательское отношение разрабов к собственным мультиплеерным проектам, а потом уже пренебрежительное отношение издателей к сингловым играм.
Хотя некий плюс в этом есть. Когда геймеры окончательно устанут от онлайн проектов, разрабам придется делать синглы, чтоб восстановить баланс в геймдеве.
Но не будем о грустном, а будем о страшном, давайте двигаться дальше.
Толерантное будущее на яву
«Примите идеалы демократии, или будете уничтожены!»
— Fallout 3
Мы все наслышаны историй, как происходят постоянные увольнения разрабов в Blizard, Ubisoft и других компаниях, которые конечно же делают это ради «общего блага», а не для поднятия имиджа у меньшинств. Мы все видим как в новые игры добавляют все больше персонажей нетрадиционной ориентации, все больше персонажей с другими цветами кожи и все больше персонажей женского пола (или еще какого-то). Портят ли такие подходы игры? Ответить однозначно сложно. Каждый человек имеет свое мнение по этому поводу, но я выскажу лично свое, пытаясь быть сугубо объективным.
Откровенно говоря чаще всего в игры засовывают персонажей с какими-то «особенностями» лишь для галочки, как я уже говорил. Такие персонажи не интересны как личности, они не влияют на сюжет и вставлены просто потому что «надо». Издатель сказал вставить два персонажа необычной ориентации — значит надо, сказал вставить несколько чернокожих — надо. Никто на самом деле не беспокоится о меньшинствах, все это делается лишь для заработка и имиджа. Но это и так понятно.
Геймерам сложно свыкнуться с такими персонажами (особенно СНГ геймерам), ведь мы привыкли, что герои игр это персонажи без недостатков, например Doom Slayer ( DOOM ) — брутальная гора мышц или Джилл Валентайн ( Resident Evil 3 ) — прекрасная девушка, но не менее опасная. Нам интересно наблюдать не за беспомощными персонажами, а за брутальными и красивыми. Вряд ли вы бы играли в ремейк Resident Evil 2 будь там вместо красавчика Леона какой-то Биркин. Хотя вот если бы вместо Леона был бы сразу Василий Гальперов, то игра была бы гораздо луч… Кхм-Кхм, не о том начал думать, извините.
Суть в том, что нам просто не интересно играть за неидеальных персонажей. Да, для развития сюжета такие персонажи могут использоваться и даже влиять на историю в положительном смысле (например Сенуа из Hellblade: Senua’s Sacrifice ), но лишь когда они вставлены органично и правильно, чтоб за ними было интересно следить и хотелось им сопереживать.
А что по поводу увольнений знаменитых разработчиков? Конечно же это полный бред. Все помнят историю с Крисом Авелоном? Человек, который подарил нам сюжеты первых двух фэллаутов и уже работал над Dying Light 2 был уволен за неподтвержденные домогательства (кстати, если я не ошибаюсь, в итоге информация о сексуальных домогательствах оказалась ложной).
И есть еще много историй, которые мы часто слышим в Инфакте об увольнениях знаменитых разработчиков. Люди, которые ответственны за создание наших любимых игр оказываются «главными злодеями общества». Вообще у меня есть лишь один вопрос. Когда игровая индустрия успела стать хайпожорским трешовым сериалом? Магия, не иначе.
Лично мое мнение по данному поводу заключается в том, что жадность некоторых издателей (не будем уточнять, да EA и Activision Blizzard?) приведет их к выводу, что данные угождения меньшинствам приносят слишком много мороки, чем дохода. В любом случае это также является фактором «кризиса» игровой индустрии наших лет, а как он покажет себя в будущем сказать очень сложно. Возможно мы свыкнемся с этими загонами, а может восторжествует логика и здравый смысл. В любом случае: покажет только время.
Если что, данным пунктом я хотел показать всю бредовость и лицемерие нынешних приоритетов, а не оскорбить кого-либо.
Идем дальше.
Война гигантов нашего времени
«Мало радости в неизбежном выборе из двух зол.»
-Элайджа Камски, Detroit: Become Human
Я думаю, все уже наслушались новостей про консоли нового поколения. Почти год прошел с выхода каждой, а на полках магазинов до сих пор нет ни одной. В любом случае нельзя не брать во внимание Playstation 5 и Xbox Series X|S, ведь их влияние на всю игровою индустрию слишком велико. Хоть недавно проскакивали новости о том, что разрабы (например Capcom) решили делать игры сначала для ПК, а потом уже для консолей, все равно на данный момент они остаются приоритетными платформами. Большинство игр заточены далеко не под ПК, особенно недоэксклюзивы Sony.
Так, а при чем тут консоли в теме о «кризисе» геймдева?. Эти две коробочки для игр, а именно разногласия вокруг них оказывают очень интересное влияние на обычных геймеров и на сами игры. С одной стороны Microsoft скупает инди студии и загребает под свое крыло саму Bethesda, выкатывает свой гениальный Game Pass, терпит убытки, но все равно продолжает сражаться против Sony. С другой стороны Sony выкатывает новомодные геймпады DualSense, портирует свои эксклюзы на ПК (сонибои, теперь можете не выпендриваться, ведь даже анчардет скоро перестанет быть эксклюзивом) и также продолжает войну с микромягкими. На самом деле в этой обстановке кажется, что Майки стали благородными коммунистами, которые делают все ради геймеров, а Сони походят на меркантильных зажравшихся капиталистов.
В любом случае все их действия влияют на наши игры, а именно на их доступность рядовым геймерам. Вряд ли будущие релизы Bethesda появятся на Playstation 5, как и релизы Сони на Xbox. Однако такая эксклюзивная война длится уже не один десяток лет, так что это уже давно стало нормой. Да и это больше тема для разговоров что лучше покупать из игровых платформ, а мы тут про другое.
Если по простому, то абсолютно во все времена при смене поколений консолей также происходил небольшой застой. Ведь появляется новое железо, новые методы разработки, новые фичи в мире геймдева и так далее. Все это надо изучить и применить в новых проектах. А если вспомнить вышесказанное про последние действия обоих гигантов и сложить со сменой поколений, то получим еще один фактор «кризиса» игровой индустрии. Однако данный фактор носит больше позитивный характер, ведь конкуренция и новые технологии приведут к новым годным проектам, которые будут радовать нас в будущем (если предыдущие пункты все не испортят).
Волнообразность развития игр
«Я вижу великую тьму!! Тьфу! Опять капюшон сполз на глаза…»
-Послушник, Warcraft 3
Пора наверное заканчивать с данным бессмысленным спичем.
Каждые несколько лет говорят о крахе игровой индустрии. Я не первый, я и не последний. Однако игры продолжают выходить, а мы продолжаем играть. Тогда где этот «кризис» о котором я так долго говорю?
На деле все просто. Развитие игровой индустрии можно сравнить с развитием экономики (возможно экономисты уже поняли о чем я). Вспомните как вам показывали график развития экономики где-то в школе или универе, те самые странные волны, которые символизируют подъем и спад.
Я тут выложил небольшую картинку, что было понятнее. Хочу обратить ваше внимание, что слово «кризис» — это не что-то страшное, это закономерность, которую мы получим при любом исходе. В ближайший год или два мы будем все падать и падать на дно, игры будут все трешовее и тупее. Однако, как говорится: «Кто не падал, тот не поднимался», ауф (чет аж плохо стало от бреда, который сейчас сморозил).
После спада всегда идет подъем, поэтому после долгого ожидания мы однозначно получим расцвет игровой индустрии. Именно поэтому вы порой видите новости и статьи по типу «Конец игровой индустрии скоро наступит» или «Закат игр не за горами». Даже данный блог в какой-то степени об этом явлении, только разбираем мы здесь именно наше время.
Опять же, пугаться «кризиса» нет смысла, можно максимум растроиться или позлиться (как я например) от этого. Игровая индустрия — немного не мировая экономика, поэтому периоды спада и восстановления довольно-таки частые явления. Единственное что могу посоветовать, наслаждайтесь годными играми и запасайтесь ими на время «кризиса».
Итог печальных перемен
«Нужно во что-то верить. Иначе жить не хочется.»
-Весемир, The Witcher 3
Давайте подведем некоторые выводы по всему, что было сказано. Как я говорил, рассуждения были более-менее объективны, однако без субъективного взгляда конечно же не обошлось.
Современный геймдев наполнен бредовыми идеями и жадными издателями. Мы катимся (если уже не докатились) ко дну игровой индустрии в данном временном промежутке, однако при всех проблемах мы продолжаем любить игры, следить за анонсами, переживать за разработчиков и играть в обожаемые проекты. Все факторы «кризиса», которые я описывал ранее, присущи именно нашему времени. Я не утверждаю, что раньше такого не было, конечно же было, просто в те времена факторы опирались на другие проблемы, которые современному геймеру уже просто непонятны из-за развития геймдева. Да-да, именно развития, поэтому есть хорошие новости. Мы хотя бы основательно не стагнируем.
Сколько бы негатива не высыпалось на нас мы готовы переждать эти невзгоды, ведь за тьмой скрывается проблески света, которые ознаменуют новую эпоху в игровой индустрии, а значит и новую эпоху годных игр.
Игровой кризис
05 Aug 2021 в 22:22
05 Aug 2021 в 22:22 #1
Не знаю во что играть уже так месяца 3
Хочу во что-то залететь, но постоянно всё не то, что не нахожу
Есть хоть что-то годное сейчас?
05 Aug 2021 в 22:24 #2
05 Aug 2021 в 22:26 #3
Сори, в игры играю не что бы на жэпу смотреть
Если захочу поиграть в слэшер, то ещё раз перепройду Darksiders
05 Aug 2021 в 22:26 #4
Не знаю во что играть уже так месяца 3
Хочу во что-то залететь, но постоянно всё не то, что не нахожу
Есть хоть что-то годное сейчас?
Ты взрослеешь. Это нормально. Попробуй ворваться в реальность.
05 Aug 2021 в 22:32 #5
Ты взрослеешь. Это нормально. Попробуй ворваться в реальность.
05 Aug 2021 в 22:36 #6
И это тоже нормально.
05 Aug 2021 в 22:37 #7
05 Aug 2021 в 22:39 #8
Не знаю во что играть уже так месяца 3
Хочу во что-то залететь, но постоянно всё не то, что не нахожу
Есть хоть что-то годное сейчас?
05 Aug 2021 в 22:40 #9
05 Aug 2021 в 22:40 #10
Сори, в игры играю не что бы на жэпу смотреть
Если захочу поиграть в слэшер, то ещё раз перепройду Darksiders
Dark souls
05 Aug 2021 в 22:41 #12
Dark souls
05 Aug 2021 в 22:41 #13
Не знаю во что играть уже так месяца 3
Хочу во что-то залететь, но постоянно всё не то, что не нахожу
Есть хоть что-то годное сейчас?
Не могу во что то играть уже 10 лет
05 Aug 2021 в 22:41 #14
Особенно крутая игра у них Fahrenheit, но она старая, но и новые тоже хорошие
Может тебе такой жанр зайдет, раз тебе всё надоело
05 Aug 2021 в 22:42 #15
Резик новый прям приятный,из индюшек можешь фростпанк попробовать
05 Aug 2021 в 22:43 #16
Да вот просто ничего из нового не привлекает, может упустил что-то из того, что выстрелило внезапно, хотя никто не ожидал.
05 Aug 2021 в 22:43 #17
Все 3 части?Есть ещё Секиро,если В ДС играть с онлайном,то игра заиграет новыми красками,+ ещё челлендж,я например с луком проходил
05 Aug 2021 в 22:44 #18
05 Aug 2021 в 22:44 #19
Резик новый прям приятный,из индюшек можешь фростпанк попробовать
Резики не люблю, хз, не моё от слова совсем, хотя к псевдо хоррорам отношусь норм, тот же Dead Space в своё время залетел на ура
05 Aug 2021 в 22:44 #20
Ну во много сыглы,НО,ты считаешь киберпанк нормальной игрой?Я этот высер играл на ранних патчах и всё было просто отвратительно,а зачем играть в нынешние асасины?Погриндить мобцов?Или на квестики посмотреть?Мб они там даже не плохие,но я не думаю что слишком разнообразные
Не одной строкой
Знаки Апокалипсиса
Аналитики считают, что кризис игровой индустрии 1983 года может повториться. Мы как следует изучим знаки приближающегося Апокалипсиса и решим, можно ли уже пугаться или стоит еще немного подождать
Про кризис игровой индустрии писали столько, что эта тема уже всем порядком надоела. К счастью, не все пока поддались этой волне истерии. Так, например, аналитики компании SuperData Research смотрят на происходящие вещи очень позитивно, считая, что никакого кризиса на самом деле нет. Конечно, есть и спад продаж, и отраслевые проблемы, но все это сущая ерунда на фоне того, что может ожидать нас завтра. По заказу компании Digital River они провели тщательное исследование игрового рынка и позволили ознакомиться с отчетом о его итогах всем желающим. Это увлекательное чтиво читается не хуже откровений Иоанна Богослова, известных в обиходе под простым и емким названием «Апокалипсис». Там есть и знаки Судного дня, и реки крови, и падающий с небес огонь, и прочие катаклизмы, по сравнению с которыми все потрясения и перемены, произошедшие за последние пять лет, покажутся всем райским затишьем перед настоящей бурей. Если честно, писать о крахе игровой индустрии уже давно считается дурным тоном, но когда выводы подкреплены статистикой и красивыми графиками… ну как тут удержаться?
Первый всадник
Ровно тридцать лет назад грозные знаки возвестили приход игрового Апокалипсиса, известного ныне как «кризис игровой индустрии 1983 года». Atari, Bally Astrocade, ColecoVision, Coleco Gemini, Emerson Arcadia, Fairchild, Magnavox, Mattel Intellivision — десятки консолей, подобно лжепророкам, пытались убедить, что они самые лучшие и единственные. Студии погрязли в грехе и выпускали низкопробный трэш. Видя это непотребство, даже самые стойкие игроки теряли веру. А затем, цитируем, «появился конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». Или, говоря человеческим языком, пришла Nintendo с приставкой NES, и на пепелище сожженного кризисом рынка создала новую игровую индустрию — ту самую, которую мы имеем сейчас.
С тех пор сменилось целое поколение, и нынешних платформодержателей уже не напугать каким-то там кризисом. Этими кризисами их пугают с 2008 года, и ничего, пока худо-бедно держатся. Но исследовательская фирма SuperData Research, занимающаяся изучением игрового рынка, считает, что нынешняя ситуация очень похожа на ту, что была тридцать лет назад, и что очередная смена эпох может пройти куда болезненнее, чем мы думаем. Если учесть, что клиентами компании являются практически все крупные игровые компании — начиная от Electronic Arts и Activision и заканчивая Google, — к ее словам стоит прислушаться повнимательнее.
На это исследование компанию подтолкнул не утихающий спор о том, что именно ждет нас в ближайшем будущем. Одни считают, что консоли будут актуальны еще лет десять, другие — что им скоро конец, третьи ставят на мобильные платформы, четвертые уверяют, что всех задавит ПК со своим онлайном и f2p. Этот спор сам по себе не проблема, покричат да успокоятся. Проблема в другом. Споры эти вызваны тем, что в грядущей гонке платформ нет однозначного фаворита, а раз так — каждый считает своим долгом в ней поучаствовать. Мол, только нас, таких классных и красивых, там и не хватает.
Как следствие, список участников платформенной гонки пополняется не по дням, а по часам. Мы не так давно уже обсуждали эту тему в нашей рубрике, говоря о появлении такого феномена, как субплатформы. С тех пор прошло всего ничего, а на рынке уже появилась новая консоль: известный производитель периферии Mad Catz анонсировал Android-приставку M.O.J.O. Кто-то скажет, что это хорошо, больше выбора — больше веселья, но аналитики SuperData Research с этим категорически не согласны.
Они напоминают, что столь быстрый рост количества платформ один раз уже наблюдали, и все закончилось очень плохо: «Старожилы помнят крах 1983 года, когда игровой рынок был переполнен разнообразными игровыми устройствами. Сегодня индустрии угрожает та же опасность. Количество таких устройств у пользователей достигло небывало высоких значений, и все может закончиться тем, что они просто откажутся покупать что-то новое», — указано в отчете о результатах исследования.
Компания приводит интересные данные: в США лишь один из пяти игроков не имеет консоли, в среднем же на каждого приходится 2,6 игровых устройства. Да уж, действительно, если у человека есть две-три консоли, продать ему четвертую будет слегка затруднительно. И хотя в SuperData Research допускают, что растущие нужды игроков могут открыть рынок для продвинутых устройств нового поколения, есть некоторая вероятность, что рынок поделят между собой дешевые платформы (типа тех же микроконсолей на базе Android), нацеленные на узкую аудиторию. И вот тут-то и начнутся настоящие проблемы, так как традиционная игровая индустрия по производству блокбастеров в таких условиях вымрет, как больной динозавр.
Суть проблемы
Кризис 1983 года стал могилой для игровой индустрии старого образца, но мы воспринимаем это событие не как что-то ужасное, а лишь как начало современной игровой эпохи. И действительно — сейчас, по прошествии стольких лет, можно забыть о десятках обанкротившихся компаний и исчезнувших консолях и сказать, что все закончилось весьма благополучно. Компания Nintendo прискакала на белом коне и всех спасла, показав полумертвому рынку новый путь к процветанию. Раньше производители зарабатывали на продаже приставок, но оказалось, что продавать игры и лицензии на их выпуск куда выгоднее. До кризиса в США на игры тратился всего 1 доллар на душу населения, но к 1989 году стараниями Nintendo эта цифра увеличилась в десять раз и продолжала расти вплоть до недавнего времени.
В эпоху расцвета PS3 и Xbox 360 траты на игры взяли планку в 50 долларов на человека, после чего сказка закончилась. В 2011 году расходы на игры начали резко падать, и хотя такое падение естественно для конца консольного цикла, есть большие сомнения, что показатели смогут быстро вернуться на прежний уровень и продолжить рост. Для этого нужно одновременно и расширить аудиторию, и заставить игроков тратить на игры более крупные суммы. И то и другое сделать будет очень непросто.
Многие игры уже давно выбрали всю доступную аудиторию. Мобильный хит Candy Crush Saga имеет посещаемость в 130 миллионов игроков за месяц, и даже хардкорные игры типа League of Legends пропускают через себя более 30 миллионов человек ежемесячно. В SuperData Research считают, что резервы для роста есть, но резервы эти в основном сосредоточены на новых растущих платформах и в секторе казуальных игр. Второй вариант — заставить игроков тратить больше денег — еще более проблематичен. И так повсеместно слышны жалобы на дороговизну игр, а с появлением кучи дешевых альтернатив в виде инди-игр и мобильных развлечений даже удержаться на прежнем уровне будет очень непросто.
Раньше индустрия продолжала расти благодаря выходу новых поколений консолей, однако на этот раз в случае обвала рынка именно им достанется больше всех. Основная проблема, как всегда, в игроках. Им нравится разнообразие; когда мелкие платформы начинают делить рынок, они с удовольствием идут навстречу. Раньше игроки покупали одну приставку и на том успокаивались. Теперь же, когда они покупают по 2-3 платформы, то склонны выбирать универсальные устройства, которые можно использовать не только для игр, — планшеты, мобильники, ПК.
Раньше казалось, что производители консолей это прекрасно понимают и стараются сделать свои продукты более универсальными. Ни игроки, ни пресса, ни даже самые прозорливые аналитики не волновались на этот счет: в ходе рекламной кампании PS4 и Xbox One теме медиаразвлечений уделили довольно много внимания, а многие фанаты даже обиделись на Microsoft, решив, что она переборщила с рекламой неигровых возможностей приставки.
Гром грянул совершенно неожиданно. Буквально за пару недель до выпуска PS4 стало известно, что приставка не поддерживает практически никаких кодеков, так что пользователи не смогут ни кино с жесткого диска посмотреть, ни даже MP3 послушать. Более того, если такая поддержка и была бы, все равно ничего не вышло, так как подключать к консоли внешние хранилища информации (флэшки, жесткие диски) тоже нельзя. Так что кино, музыка и все остальное — только с онлайновых сервисов.
Новость повергла в шок даже американцев, где эти сервисы хотя бы работают, что уж говорить про остальной мир. Приставка, которой пророчили звание универсального медиакомбайна, на деле уступала по функционалу даже древней PS3! Понятно, что проигрывать кино с флэшки нынче умеет каждый второй телевизор, но именно об этом и предупреждают аналитики SuperData Research: ограничивать возможности пользователей, заставляя их окружать себя десятками устройств, — это серьезный риск потерять аудиторию. Если приставка годится только для игр, только игроки ее и купят, а для современной платформы этого слишком, слишком мало. Кстати, у Xbox One тоже не все гладко — музыку там можно будет послушать только с компакт-дисков и онлайновых сервисов, по крайней мере на старте.
Паниковать, правда, рано. В случае необходимости все эти проблемы легко исправить новыми прошивками, добавить медиаплееры, поддержку флэшек и внешних винчестеров… Проблема на самом деле в другом. Даже если все это случится, консоли по-прежнему будут проигрывать в универсальности ПК и мобильным платформам, а потому им будет очень сложно вписаться в требования, предъявляемые новому поколению игровых устройств.
Взглянем на график: в 2008 году 42% американцев выбрало консоли в качестве основной игровой платформы, ПК занимал второе место с результатом в 37%. В этом году за ПК высказался 51% игроков, а доля консолей упала до 30%. По той же схеме мобильные платформы постепенно отжимают долю рынка у портативов. «Мы выжали из нынешних приставок все соки, и чем дольше задержится выход нового поколения консолей, то тем больше шансов, что они уступят свои позиции в качестве основного игрового устройства», — говорил когда-то глава Crytek Джеват Йерли.
Он знал, о чем говорил. Аналитики SuperData Research отмечают, что даже бывалые консольщики изменили свои предпочтения. Пока ПК и мобильная индустрия продолжали быстро развиваться, давая игрокам все новые и новые возможности, приставки ставили рекорд по топтанию на одном месте: между выпуском Xbox 360 и Xbox One прошло аж восемь лет!
По сути, Sony и Microsoft собственноручно отпустили своих фанатов к конкурентам, и удастся ли их вернуть назад — большой вопрос. «Две трети пользователей ПК могли бы перейти на консоль, если те обеспечили тот же уровень функциональности, что и ПК, указав в качестве мотива возможность играть на большом экране и использовать геймпад вместо клавиатуры. С другой стороны, не согласные переходить на консоли игроки отмечают, что возможность постоянного апгрейда ПК дает им больше свободы и приносит хорошую отдачу. Многих также привлекает мобильность и универсальность ноутбуков», — гласит отчет.
К этому стоит добавить, что в ближайшем будущем, благодаря стараниям Valve, сидящий перед ТВ с геймпадом в руках пользователь ПК перестанет казаться чем-то необычным, а в плане функциональности и универсальности новым консолям до ПК все-таки далековато, особенно за пределами США, где большая часть их крутых сервисов просто не работает. Согласно статистике SuperData Research, в качестве самой предпочтительной покупки игроки указывают Steam Box (39%), а PS4 и Xbox One занимают второе и третье место с результатом 35% и 28% соответственно.
Зато рынок персональных компьютеров не затронуло вообще. Более того, именно рост их популярности и стал одной из причин начала кризиса. В те времена универсальность ценили даже больше, чем сейчас, потому что такая техника стоила очень дорого, далеко не каждая семья могла позволить себе подобные покупки исключительно ради развлечения детей.
Еще одной проблемой стало перепроизводство дешевых низкокачественных игр. Их символом стала E.T. the Extra-Terrestrial, невероятно гнусная игра по мотивам фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин». Из четырех миллионов копий, отгруженных в магазины, три с половиной миллиона вернули обратно издателю. Провал E.T. настолько серьезно пошатнул репутацию совсем молодой тогда индустрии, что игру всерьез считают одной из важных причин начала кризиса, хотя, конечно, часто преувеличивают отведенную ей роль.
В поисках выхода
Как мы уже писали, кризис 1983 года закончился благодаря Nintendo, но второй раз на нее рассчитывать было бы чересчур оптимистично. Поэтому аналитики возлагают все свои надежды на цифровой рынок. Это не новость, про цифровое будущее нам уже уши прожужжали, однако знать — еще не значит понимать. А чтобы понять и проникнуться, лучше всего взглянуть на конкретные цифры, представленные на первом графике.
Там видно, как зеленая масса розничных продаж в самом конце графика начинает стремительно падать, и эксперты считают, что это падение уже не остановить. Времена дисков постепенно уходят в прошлое. Поэтому единственный шанс индустрии прекратить падение — оседлать растущую оранжевую стрелу цифровых продаж. Пока ее доля кажется не слишком большой, но рано или поздно она должна вывезти всех наверх. Вся загвоздка в том, что, если мысленно представить, как зеленая часть графика продолжает свое стремительное падение, становится ясно: несмотря на рост цифрового сектора, в ближайшую пару лет ситуация может стать намного хуже, чем сейчас.
Как бы там ни было, пока это единственный надежный вариант. В 2000 году люди тратили на онлайновые игры и загружаемый контент всего доллар на человека, но к концу 2012 года траты подросли до 14 долларов и продолжают уверенно набирать высоту, пусть не так быстро, как хотелось бы. Именно поэтому вся индустрия так озабочена вопросами онлайновой торговли. Например, в 2010-м цифровые продажи Electronic Arts составляли мизерный процент от общего уровня доходов, в этом году они впервые сравнялись и даже превзошли доходы от торговли дисками, и хотя с выходом Battlefield 4 диски существенно отыграют свои позиции — к 2015 году преимущество онлайна станет неоспоримым.
Еще одним рецептом выживания, по мнению аналитиков SuperData Research, могли бы стать интересные эксклюзивы. Игроки, конечно, скажут, что это очевидно. Однако опыт прошлого поколения показывает обратное. PS3, имея за плечами мощнейший бренд и кучу эксклюзивов, не смогла противостоять Xbox 360, сильной стороной которой была качественная мультиплатформа. Плюс ко всему растущие бюджеты, падение продаж, некстати начавшийся кризис в Nintendo (у которой с эксклюзивами всегда был полный порядок) и обещание будущего исчезновения платформ — все это в итоге привело к тому, что индустрия разуверилась в силе эксклюзивов.
Тем не менее в SuperData Research считают, что списывать их со счетов пока рано. Более того, эксперты думают, что только эксклюзивы могут спасти консоли от преждевременной смерти, потому что в противном случае они вообще не будут иметь никаких преимуществ перед конкурирующими платформами. К сожалению, сделать это не так-то просто, и дело даже не столько в деньгах, сколько в отсутствии нужных людей.
И предупреждают они не зря. После начала продаж PS4 первой реакцией прессы было… разочарование. С которым она не замедлила поделиться со своими читателями. Сама приставка произвела большое впечатление — мощная, красивая, много интересных плюшек, вот только игр мало, да эксклюзивы подкачали. На Metacritic средняя оценка Killzone: Shadow Fall составила всего 73 балла, половина изданий поставила 70 баллов и ниже, а большой и уважаемый сайт Polygon вообще влепил 50 баллов.
Вскоре стало ясно, что красноглазым хелгастам еще повезло. Второй большой эксклюзив Sony, аркадный браузер Knack, журналисты чуть не забили до смерти, причем били не только оценками, но и ногами, и даже тяжелыми предметами. Средний балл — 58, крупнейшие порталы (GameSpot, Eurogamer, Joystiq и другие) поставили ниже 40 баллов. И это только начало. Судя по предварительным оценкам, у Xbox One ожидается похожая ситуация: 78 баллов у Dead Rising 3, 74 балла у Killer Instinct и целых 55 баллов у Crimson Dragon. Не иначе как этот драгон родственник бедолаги Кнака.
Тони Кей, старший вице-президент по маркетингу Ubisoft, говорит, что на первых порах не стоит рассчитывать даже на крутую мультиплатформу, потому что разработчикам просто невыгодно обижать владельцев старых консолей: «Такие игры, как Assassin’s Creed 4: Black Flag, все еще нацелены на предыдущее поколение приставок, именно там мы собираем большую часть выручки. Мы не можем добавить в версии для PS4 и Xbox One какие-то радикальные отличия, потому что иначе нам пришлось бы начать ради них отдельную рекламную кампанию. А поэтому наши разработчики просто стараются, чтобы игра выглядела отлично на всех платформах, нигде особо не выделяясь. Хотя консоли нового поколения дают столько новых возможностей, что удержаться бывает очень непросто».
Кей добавил, что недостаток времени значит даже больше, чем недостаток аудитории: так, например, они отложили выход Watch_Dogs до весны именно для того, чтобы дать студии шанс довести игру до ума. Однако эксклюзивы, включенные в стартовую линейку игр, лишены такой роскоши, готовы или нет — добро пожаловать в релиз. В общем и целом волноваться пока рано. Пусть запуск консолей отработан до мелочей, рождение новых платформ не может пройти безболезненно. Вот если через год начнут проваливаться крупные эксклюзивные хиты, тогда и можно будет начинать бить тревогу.
Срочные реформы
Дальновидные издательства, такие как Electronic Arts, давно начали осваивать цифровой рынок, но были и отстающие. Среди таких оказалось японское издательство Square Enix. После катастрофических убытков президент компании Ёити Вада покинул свой пост, а новый президент, Ёсукэ Мацуда, решительно заявил: «Мы не можем позволить себе даже год промедления. Мы нуждаемся в срочных реформах».
Идея всеобщего перехода в онлайн хороша, но, как отмечает Фил Роджерс, возглавляющий европейский и североамериканский филиалы Square Enix, есть одна проблема: «Сейчас вся игровая индустрия говорит о том, что все игры должны превратиться в онлайновые сервисы, но, если говорить честно, это не всегда соответствует ожиданиям и потребностям людей, особенно игроков». Что делать в такой ситуации? Фил приводит лишь один рецепт решения проблемы: делать хорошие игры, они востребованы в любом виде и любом формате.
Общественное мнение
Глава американского подразделения Sony Computer Entertainment Джек Треттон не согласен с пораженческими настроениями насчет конца эпохи консолей, равно как и с тем, что PS4 и Xbox One станут последним поколением приставок. «Забавно. Я слышу эти сказки насчет «последнего поколения» с 1986 года, то есть с того самого момента, как начал свою карьеру в игровой индустрии. Так что я работаю с этим самым «последним поколением»… Уже сколько? Получается, 27 лет или около того? Тогда, в восьмидесятых, считали, что ПК подомнет под себя всех, и ПК действительно стал большой силой, однако же никого под себя так и не подмял», — говорит Джек.
Рост популярности смартфонов и планшетов, по мнению Треттона, вовсе не свидетельствует о закате консольной эпохи. Просто игровой рынок растет и охватывает все новые и новые аудитории игроков, но ниша консолей остается нетронутой. Приставки позволяют игрокам поиграть вместе со своими друзьями, сидя на диване перед большим экраном, и до тех пор, пока у людей не появится привычка собираться по вечерам перед экраном мобильника, а планшеты не смогут тянуть игры типа Gran Turismo 6, консолям ничего не угрожает.
На стороне Джека Треттона богатый опыт работы в индустрии, однако его доводы не слишком успокаивают: планшеты давно прекрасно подключаются к ТВ, мобильные приставки появляются каждый день по несколько штук, а что касается мощности — тут можно вспомнить и Real Racing 3, и Windows-планшеты, на которых можно без тормозов играть в Battlefield 3. Да и то, что любители поиграть с друзьями в гостиной смогут спасти отца консольной демократии, представляется сомнительным. Для процветания консолям нужны абсолютно все игроки, какие есть, — с друзьями, без друзей, играющие в гостиной, спальне, подвале и на чердаке, нужны хардкорщики и казуалы, подростки и домохозяйки. Если же консоль действительно вдруг станет нишевым устройством для тех, кто желает поиграть с друзьями в гостиной, тут-то и начнется тот самый кризис, которого все боятся.
Создатель серий God of War и Twisted Metal Дэвид Яффе также не питает особого оптимизма насчет будущего приставок. Он считает, что низкие продажи игр на Xbox 360 и PS3 были вызваны не устаревшей графикой, и уж, конечно, не недостатком аудитории — уж чего-чего, а игроков там пока хватает, сколько бы ни старались ПК и планшеты переманить их к себе. «Да, я не думаю, что недостаток пользовательской базы может объяснить малые продажи, которые мы наблюдаем на приставках в настоящее время. И я не думаю, что еще одна кучка высокотехнологичного железа сможет решить проблему, которая не имеет никакого отношения к технологиям. Настоящая проблема заключается в устаревших бизнес-моделях, в недостатке креативности, в самых базовых принципах игровой индустрии — например, в том, как принимаются решения какую игру делать, а какую нет, и других подобных вещах», — считает Яффе.
Исходя из этого, прогнозы на будущее он делает довольно мрачные: «Вероятнее всего, в ближайшем будущем мы увидим серьезное падение продаж консольных игр. Думаю, новые приставки будут очень крутыми и произведут большое впечатление, и я сам, как игрок, жду не дождусь, когда же смогу на них поиграть, но в то же время я считаю, что дни традиционных консолей сочтены. Многие, кто уже купил или купит консоль в будущем, смогут в итоге получить те же самые игры на ПК или мобильных платформах, да к тому же еще и дешевле».
Мнение Дэвида Яффе поддерживает другой разработчик — Тони Гудман, основатель студии Ensemble Studios, создавшей культовую некогда серию Age of Empires. Ныне студия закрыта Microsoft, и Тони ушел работать в сектор мобильных игр, создав новую компанию PeopleFun. Он считает, что все происходящее очень напоминает ситуацию, которая происходила на рынке американского телевидения несколько лет назад, когда традиционное эфирное ТВ начало уступать под натиском кабельных и спутниковых каналов.
«Раньше зрители знали: хочешь смотреть качественные ТВ-программы — иди на каналы ABC, CBS и NBC. Эти каналы были точь-в-точь как приставки Xbox 360, PS3 и Wii, куда игроки шли за самыми лучшими и модными играми. Но затем появилось множество маленьких телеканалов. У них не было кучи денег, как у медиагигантов, зато была своя ниша и новые идеи, и постепенно они начали перетягивать всех зрителей к себе. Именно там впервые начали транслировать такие шедевры, как «Клан Сопрано», «Игра престолов», «Во все тяжкие»… Изменения на ТВ-рынке происходят и сейчас, так как теперь позиции кабельных и спутниковых провайдеров теснят сетевые сервисы типа Hulu, Netflix, Apple TV», — рассуждает он.
«Игровая индустрия развивается сейчас похожим образом. Большая часть доходов консолей приносит выпуск сиквелов, а все новые идеи рождаются на ПК и мобильных платформах, где есть возможность создания малобюджетных хитов. Мобильные и социальные игры невероятно увеличили игровую аудиторию, а также повысили количество времени, которое люди проводят за этим видом развлечений, благо играть в них можно когда и где угодно. Это многое изменило, и в будущем изменит еще больше — потому что теперь игроки будут требовать от игр возможности работать везде, на любом устройстве, какое только попадет к ним в руки», — считает Гудман.
Ну а теперь самое время разрядить атмосферу. Запуск PS4 прошел более успешно — за первые 24 часа только в США было продано более миллиона консолей. Для сравнения, Wii U в тех же США за целый год разошлась тиражом менее 2 млн экземпляров. Это еще не победа, да и вообще сие выдающееся достижение сложно записать на счет игроков — скорее уж хвалу стоит петь фабрикам и торговым сетям, успевшим произвести достаточное количество приставок и развезти их все по магазинам. Все это позволило избежать традиционного дефицита и километровых очередей.
Тем не менее установленные рекорды наглядно показывают, что интерес к консолям не угас. Маркетолог Ubisoft Тони Кей считает, что по темпам продаж PS4 и Xbox One смогут вдвое обогнать своих предшественников. В этом им поможет и затянувшееся ожидание новых консолей (которое ругали все кому не лень), и более разумная ценовая политика.
Так что же, значит, мы зря тут сидели и пугались? Ну, во-первых, все еще не то чтобы не кончилось, но даже и не начиналось. А во-вторых, стоит понять, что товарищи из SuperData Research вовсе не хотели предвещать игровой Апокалипсис. Их отчет лишь помогает понять, что происходит в игровой индустрии сегодня, причем понять не на уровне «консоли в кризисе, за цифрой будущее», а более глубоко — насколько в кризисе, какие их слабые места, почему и насколько онлайновый сектор важен издателям и так далее.
Чтобы все пошло в разнос, как в 1983 году, должно совпасть очень много факторов, и даже в этом случае нас ждет лишь локальный консольный мини-армагеддон, который, вероятнее всего, не слишком затронет ПК и мобильные платформы. Разве что падение объемов продаж заставит издателей потуже затянуть пояса, кто-то обанкротится, а крупнобюджетных проектов станет еще меньше. А может, и не станет — издатели начали переводить в онлайн все, что можно, даже консольные эксклюзивы типа Fable: Legends или Deep Down.
Поэтому заранее предвкушать трагедию мирового масштаба не стоит. Да, очень многое поменяется, ведь идет не просто смена поколений приставок, а смена эпох игровой индустрии. Также как в 1983 году начался переход приоритетов с железа на игры, так и сейчас фокус начинает смещаться с игр на те же игры, только представленные в виде сервисов. Но, будем надеяться, произойдет это, скорее всего, достаточно тихо и мирно. Относительно, конечно, потому что на нашу рубрику драм и интересных событий все равно хватит с головой!
Издатели будущего
Всеобщее мнение таково, что в игровой индустрии завтрашнего дня не будет места издательствам. Дескать, уже сейчас издатели практически не занимаются выпуском игр от сторонних студий, а вместо этого делают их сами, а значит, это такие же разработчики, как и все, только очень большие и толстые. И чем больше индустрия уходит в онлайн, тем меньше независимым студиям нужны услуги издателей: деньги и без них найти можно, а диски продавать нынче ни к чему, особенно если игра онлайновая. Однако глава компании Scopely Уолтер Драйвер не согласен с этим мнением, он полагает, что в эпоху онлайновых игр необходимость в издателях только возрастет. С одной оговоркой — издатели будущего не будут иметь с нынешними ничего общего.
Уолтер считает, что студиям не нужен денежный мешок, который указывает им, как лучше испортить игру, поспеть к сроку и уложиться в бюджет. Разработчики и без них знают, что делать. Однако в случае с онлайновыми играми релиз не становится поводом для отдыха, а лишь началом долгой работы по поддержке и развитию проекта. И вот тут-то студиям потребуется качественный консультант и помощник, который решит все не связанные непосредственно с игрой проблемы.
«Маркетинг, аналитика, создание мощной серверной инфраструктуры, оптимизация и размещение рекламы… Все это не имеет никакого отношения к искусству создания великолепных игр. Но все это совершенно необходимо для того, чтобы создать большой и успешный бизнес мирового уровня. И мы знаем, что очень многие хорошие игровые студии просто не хотят заниматься этим самостоятельно и были бы рады, если бы кто-то взял это на себя», — говорит Уолтер.