Иллюстрация что это для детей
5 признаков хорошей иллюстрации для малышей
Являясь отцом, вдохновленным фантазером, иллюстратором хотел бы поделиться с родителями и товарищами по цеху некоторыми мыслями и наблюдениями по поводу детских иллюстрированных книг для самых маленьких. И хотя книжную иллюстрацию сложно отнести к IT, все же, в этой статье опишу важные принципы, которые могут быть полезны всем разработчикам визуальных продуктов для малолетней аудитории.
Книга для ребенка – это путь к познанию мира. Выбор родителями книги для ребенка, это ответственная часть его воспитания, так как детская книга берет на себя важную познавательную, этическую и эстетическую функции. Поэтому и художник прямым образом участвует в воспитании ребенка. Своими иллюстрациями он развивает эстетический вкус ребенка, влияет на формирование его мировоззрения.
Помочь родителям выбрать книгу для ребенка, а иллюстраторам создать её помогут следующие 5 основных признаков хорошей иллюстрации для малышей.
1. Предметы, изображаемые в иллюстрации, должны быть выразительны и легко узнаваемы. Тут все методы хороши. Например, преувеличение некоторых свойств предметов, акцентирование их главных особенностей и упрощение второстепенных.
Мишка, бурый мишка, кто там впереди? Автор: Мартин мл. Билл, иллюстратор: Карл Эрик
2. Персонажи должны легко передавать эмоции. Мимика лица и положение тела персонажа должны быть хорошо выраженными. Не используйте сложных эмоций: грустных улыбок или слез счастья. Ребенок, понимает только один вид слез – плачет тот, кому плохо. А улыбается тот, кому хорошо.
Новогодняя книга кроличьих историй. Автор: Женевеьва Юрье, иллюстратор: Лоик Жуанниго
3. Цвет в детской иллюстрации выполняет важную информационную функцию. Яркие, контрастные цвета задают эмоциональное настроение, а цветовые акценты управляют вниманием ребенка.
The Cat in the Hat. Theodor Geisel
4. Характеры персонажей раскрываются через их фразы и действия. Ребенок воспринимает действия по картинке, поэтому иллюстрация должна стремиться «рассказывать» историю без сопровождения текста. Художник в детской книге является не просто иллюстратором книжной сцены-разворота. Он становится режиссером всего повествования, рассказчиком истории.
SHH! WE HAVE A PLAN. Chris Haughton
5. В иллюстрации все должно быть логично и продумано. В стремительно развивающемся мышлении ребенка построение ментальных связей «причина-следствие» играют очень важную роль. Следствие должно максимально стараться соединиться с причиной через «почему?» Важно помнить, что книга является для малыша учебником, потому стоит обращать внимание чему она сможет научить.
Видимое-Невидимое. Автор: Ординарцева Валерия, иллюстратор: Бахтина Полина
Английский иллюстратор Мартин Солсбери (Martin Salisbury) в одном своем интервью сказал: «…книжка-картинка служит личной передвижной художественной галереей, которую можно держать в руках и посещать снова и снова».
Ребенок будет «перечитывать» книгу сотни раз. И позже, во взрослом возрасте вспоминать то, что читал в детстве. Все, что он возьмет из книги, на подсознательном уровне повлияет на его отношение к миру и окружающим. Поэтому прошу родителей внимательно относиться к тому, что читают ваши малыши и не жалеть денег на хорошие детские книги.
Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений в детском саду
Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений в детском саду
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Для дошкольников книжка без иллюстраций просто невозможна. Их способ восприятия мира, а значит,способ восприятия книги требуют следующего:
— предметная и психологическая выразительность;
— подробность и содержательность
— декоративность воплощения цвета;
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение):
— объяснение с помощью наглядных примеров;
— изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.);
— область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Основная задача чтения дошкольникам состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает взрослому полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Важно, чтобы иллюстрация следовала за текстом, иначе яркая картинка может увлечь детей, и они просто не услышат слов, не заинтересуются прочитанным.
С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.
Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.
Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства.
Проанализируем методику ознакомления детей с иллюстрацией.
Младший возраст. Задача взрослого – вызвать интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание их рассматривать, эмоционально откликаться на них,обращать внимание на некоторые средства выразительности: форму, цвет, позу. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании иллюстраций с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча. Для детей данного возраста очень важно узнавать в рисунке знакомые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомыми предметами, называть их, определять отличительные признаки (цвет, величину, форму).
Старший возраст. Задачи работы в данной возрастной группе – обращать внимание на жанровый характер иллюстрации (сказочное или реалистическое, героическое или сатирическое, на пространственные свойства; показать роль и выразительность точки, линии, штриха, контура, пятна; обращать внимание на индивидуальную манеру изображения того или иного художника, особенности их почерка. С детьми старшего возраста возможно сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные, а также сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т. д., поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.
Таким образом, книга – это особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают ребёнку воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Педагогика, 1998.
2. Арановская Д. М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции. –Харьков: Факт, 1999.
3. Гиневская Т. О. Значение композиции в восприятии детьми рисунка-иллюстрации. – Спб. : 2002. – 157 с
4. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1999.
5. Хоменко К. Е. Понимание художественного образа детьми младшего возраста. – М. : Прогресс, 2001.
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений
Надежда Сюмкина
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение):
— объяснение с помощью наглядных примеров;
— изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.);
-область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию:
— в рассказах дети познают лаконичность и точность слова;
— в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
— народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.
Художественное восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов, которые проходит в своем развитии ребенок, характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т. д. С возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Вместе с тем, иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрастными периодами ребенка, и поэтому качества, важные и необходимые для одной возрастной группы, могут оставаться актуальными и для других возрастных периодов развития ребенка.
Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Детям дошкольного возраста свойственно предметное и функциональное восприятие действительности в отличие от зрительного восприятия детей более старшего возраста и взрослых. Ребенок, воспринимая действительность, образно представляет форму предмета, его функциональность, не учитывая при этом точки зрения и всех значительных моментов восприятия,как-то: ракурсов, сокращений, загораживания предметов друг другом и т. п. Ребенок воспринимает вещь как бы сразу, со всех сторон.
Методика ознакомления детей с иллюстрацией.
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним.
Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании иллюстраций с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча.
Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание иллюстраций. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций:
— знакомое произведение вызывает оживленные высказывания;
— в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных на иллюстрациях: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.
Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к восприятию художественных произведений.
Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации.
Cовместная деятельность педагога с детьми по чтению произведений литературы. С. Я. Маршак «Где обедал, воробей?» Цели: познакомить с яркими образами животных в стихотворении С. Я. Маршака в стихотворении «Где обедал, воробей?»; развивать поэтический.
Конкурс выразительного чтения посредством драматизации литературных произведений Цель: Развитие выразительности речи детей при исполнении литературных произведений. Задачи: Умение строить диалог между героями сказок,.
Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочный мир иллюстраций» Конспект занятия в подготовительной группе в области «Художественное творчество» «Сказочный мир иллюстраций». Цель и задачи: Познакомить.
Методические рекомендации по проведению литературных утренников и развлечений Методические рекомендации по проведению литературных утренников и развлечений Цель литературных утренников и развлечений – привлечь детей.
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.
Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.
Система работы педагога по восприятию детьми среднего дошкольного возраста произведений словесного искусства Система работы педагога по способности восприятия детьми среднего дошкольного возраста должна строиться с учетом принципа интеграции с другими.
Иллюстрация что это для детей
Единой классификации иллюстраций нет, все индивидуально и зависит от автора. Сколько художников, столько и подходов.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Начать стоит с того, что есть разные материалы: рисует красками, карандашами, совмещает техники или использует коллажи, режет из бумаги. Некоторые иллюстраторы рисуют сразу в чистовик из головы, а рисует множество скетчей и подбирает референсы.
Главное — найти объединяющий принцип для серии картинок. Чаще всего это будет сюжет, он разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых создаются иллюстрации, на рисунках изображаются герои повествования. Такой подход характерен для детской книжной иллюстрации».
В качестве примера объединенных сюжетом иллюстраций можно привести рисунки Фредерика Пийо в книгах «Лулу и рассеянный Аист» или «Лулу и праздник влюбленных»
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/853989f392c0418fad2ec0859a979d78.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/86″ > Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c0c78fd93bd636ad2541ecddcdf0dd9f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/485″ > Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Также серию картинок можно объединить по принципу места действия: например, иллюстрации сцен из деревенской жизни. По такому принципу оформлены многие виммельбухи — развивающие книги для рассматривания, тренирующие внимание и память. Это издания большого формата, в котором каждый разворот — детализированная картинка, которую дети могут разглядывать бесконечно.
Яркий пример — книга «В цирке» Доро Гебель и Петера Кнорра: несколько сюжетов, каждый из которых разворачивается на территории цирка.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/4cca3b6dc098d1db8ddade1c3b881c13.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/420″ > Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Можно объединить картинки и по стилистическому принципу. Иллюстратор рисует уже знакомые образы, адаптируя их под свой уникальный стиль. Например, автор перерисовывает персонажей одной книги, одной серии книг, серии фильмов или мультиков так, чтобы они остались узнаваемыми для большинства детей героями, но отразили видение художника. Вот, к примеру, диснеевские принцессы от финского графического дизайнера Jirka Väätäinen.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/993d70e1d0aba3b42119e8f5cc92f0c6.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/236″ > Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1eefa31e9f5eb60c075b1df3fbbd7560.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/379″ > Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Особенность техники тоже может стать объединяющим принципом. Например, если автор использует только геометрические фигуры, как Oleg Beresnev в этом рисунке животных. Таких объединяющих принципов можно придумать великое множество. Ограничений нет, все зависит только от самого художника и возможностей его фантазии.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/99a4502db29796333f4e115d5d8421fa.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/55″ > Иллюстрация Oleg Beresnev
Иллюстрация Oleg Beresnev
Иллюстрация Oleg Beresnev
Сейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши. Векторные иллюстрации тоже пользуются популярностью, но при работе с ними проявить авторский узнаваемый стиль может быть непросто.
Вот яркий пример иллюстрации в акварели от токийского художника Mateusz Urbanowicz.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c94c1af6e6a1044e2c6f2a4d92500534.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/131″ > Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/a7c13226163be80c69a9ddf603aaf10d.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/226″ > Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
А вот рисунки гуашью от Dinara Mirtalipova.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3cf1c03c7d795a3c33f92994db3dc1d7.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/246″ > Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c1c0f5976dec971b7876c147948d0e5f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/171″ > Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Некоторые художники вырезают иллюстрации из бумаги или ткани, как, например, чешская художница Michaela Mihalyiová.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3a2bc6f0ee08d20f9a4944e0dcc0f0fb.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/369″ > Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/2a656128ae775dd97fb77a310318de6c.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/153″ > Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Или авторы книги «Звучит»: Татьяна Деваева, Елена Эрлих и Алексей Ляпунов.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/b723e50aea8343f6270597dba2a595ad.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/189″ > Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Оригинальные работы получаются у тех, кто работает с линогравюрой. В качестве примера — рисунок Ольги из Екатеринбурга.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/85723d0016ec4028caeff997b8d25916.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/109″ > Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
При желании в качестве иллюстраций можно использовать коллажи, как это делает в своих работах художница Morgana Meredith Wallace.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/f73552ac2f040989b3d8e0b636201a49.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/46″ > Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
А вот и классическая векторная иллюстрация, работа ирландского иллюстратора Peter Donnelly.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fd62b866e11351a6c247a7c3c483caa7.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/187″ > Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3b51139b4bf52c04f7ae57054a3ba595.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/134″ > Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Правила создания иллюстрации
Универсального рецепта идеальной иллюстрации не существует. Но Александра рассказала нам о трех правилах, которые помогают художникам создавать привлекательные рисунки для детских книг.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Первое правило — детская иллюстрация должна быть контрастной. В противном случае ребенку сложно сфокусировать на взгляд. У детей умение сосредотачиваться развито недостаточно хорошо — они воспринимают цвета и формы, поэтому для детской иллюстрации это особенно важно.
Второе — композиция должна быть четкой, хорошо продуманной. Взгляд не должен уходить за пределы иллюстрации. Все внимание нужно концентрировать в пределах картинки.
Третье — читатели должны узнавать в героях себя. Хорошо, например, если персонажи соответствуют возрасту детей, пропорциям тела целевой аудитории».
Иллюстратор и издательство
Российский рынок детской литературы богат особенностями. Например, многим нашим издательствам, особенно крупным, проще купить книгу с иллюстрациями за границей, перевести на русский язык и продавать в России готовый продукт, который уже зарекомендовал себя в мире.
Тяготы воспитания русских иллюстраторов берут на себя немногие. Но своих единомышленников можно найти, если обратить внимание на небольшие издательства, работы которых хранятся на вашей книжной полке, — с ними у вас точно совпадут представления о прекрасном. В такие компании не нужно стучаться со своим иллюстраторским портфолио: ваши картинки, скорее всего, посмотрят, похвалят, а затем отложат в дальний угол, где уже никто ничего никогда не найдет. К ним нужно приходить с готовыми книгами или проектами книг. Придется изрядно потрудиться, подготовить несколько разворотов с иллюстрациями, но такой проект с большей вероятностью зацепит издателя.
Когда проект утверждают, иллюстратор оговаривает с издательством гонорар и заключает авторский договор. В зависимости от проработанности идеи либо вносятся правки в вашу книгу, либо произведение создается с нуля. Составляется поразворотный план, сверяютcя тексты, начинается создание разворотов с иллюстрациями в соответствии с планом, происходит сдача рисунков в издательство и правка.
Несмотря на то, что читатель в первую очередь видит обложку, иллюстрация на ней создается в последнюю очередь. Как правило, она рисуется в самом конце и дольше всего утверждается, ведь это лицо книги. Затем все файлы с готовыми материалами передаются дизайнеру издательства, который верстает картинку, а иллюстратор получает свой гонорар и ждет сдачи долгожданной книги в печать. Иногда сроки выхода книги привязаны к праздникам или книжным выставкам, тогда художнику, возможно, придется подождать.
В итоге удачная детская иллюстрация, в отличие от других дополняющих текст рисунков, проделывает большой путь. Она должна угодить буквально всем. Работу должно одобрить издательство, она должна понравиться маме, заинтересовать ребенка и при этом не разочаровать самого художника, не растерять авторскую индивидуальность.
Случается, что на пути от художника к читателю происходит сбой, и изображение не выполняет свою функцию. Например, если картинка для детской книги получается очень стильной, красивой, точной, но выполнена она в нежных пастельных тонах. Такая иллюстрация понравится всем взрослым, но ребенку она покажется блеклой, недостаточно контрастной, безликой. Малыш не станет долго рассматривать книгу, если вообще долистает ее до конца.