Имаготерапия что это такое

Игротерапия для детей

Содержание статьи

Игра для ребенка – один из главных способов познания жизни и становления в ней. Во время игрового процесса дети учатся взаимодействию со сверстниками и другими взрослыми людьми, расширяют кругозор, развивают интеллект. Игротерапия как метод психологической коррекции преследует цель помочь детям с нарушениями психики, это один из методов арт-терапии, базирующийся на проведении ролевой игры для интенсивного воздействия на развитие личности. Обязательно существуют правила, при необходимости используются игрушки. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/
The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children
Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi

Возможности игротерапии очень широки, она применяется при нарушениях речи, стрессах и др., такая технология эффективна, потому что позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, социально адаптировать. Основной принцип такой терапии – понять малыша, а не управлять им, научить его видеть себя и свое «Я» с разных сторон, правильно оценивать поступки, поднять уверенность в себе, помочь принять себя как личность. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/
Play Therapy
Considerations and Applications for the Practitioner
Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Источник

Методы имаготерапии для детей и взрослых

Что такое имаготерапия? Под этим термином понимают лечение позитивными образами. Иными словами, это психотерапия, но имеющая театрализованные акценты. Под наблюдением терапевта человек примеряет на себя те или иные образы, в которых проигрываются определенные сцены. Таким образом, проживается травмирующая сцена и пациент излечивается.

Методика была разработана в 60-е годы прошлого века советским психиатром Вольпертом. Тогда имаготерапию воспринимали как инновационный метод для лечения неврозов и целого ряда психических расстройств.

Имаготерапия что это такое. Смотреть фото Имаготерапия что это такое. Смотреть картинку Имаготерапия что это такое. Картинка про Имаготерапия что это такое. Фото Имаготерапия что это такое

Почему это работает?

Все дело в психологии. Попробуйте представить желаемый образ самого себя. Каким вы всегда хотели стать? Как вы будете себя вести, реагировать на различные ситуации? Попробуйте нарисовать в воображении максимально комплиментарный образ самого себя. А затем старайтесь в него «вжиться». Создавая новые модели поведения, постепенно вы научитесь и чувствовать себя по-другому.

Специалисты отмечают эффект имаготерапии в контроле над собственными эмоциональными ресурсами. Человек постепенно учится отслеживать свои реакции и контролировать их, тем самым, регулируя свое состояние.

Методы Имаготерапии

Это десятки упражнений и подходов. Каждый из них представляет собой целую отрасль, которую можно рассматривать в отдельном ключе.

Вот наиболее популярные:

Все сеансы проводятся под наблюдением терапевта, который задает сюжет и обеспечивает позитивный исход.

Имаготерапия имеет ряд показаний к применению. Сеансы используют для лечения ряда заболеваний, среди которых депрессия, повышенная раздражительность. группа психосоматических расстройств, страхи, тревожные состояния, невротические состояния. Часто сеансы используются в комплексной терапии логопедических расстройств у детей дошкольного возраста и школьников.

Этапы Имаготерапии

Их три. Каждый из них важен и влияет на конечный результат.

Этап первый. Пациент здесь выступает либо в роли заказчика, либо в роли слушателя. Этот этап предусматривает вживление в образ героя, которого выберет пациент. Терапевт внимательно следит за тем, чтобы пациент испытывал всю гамму чувств героя, в образ которого он пытается вжиться. Этот этап преследует цель четкого определения нового образа пациента и его фиксацию. Он может длиться от 3 до 5 месяцев. Сеансы могут проходить не только вместе с терапевтом. Ближе к завершению этапа пациент может получать задания вживаться в сформированный образ минимум на 1-2 часа в сутки, и соответствующе себя вести. Постепенно новый образ становится привычным: установившиеся паттерны поведения пациента начинают меняться.

Второй этап. Истории. Это может быть как придуманная история, так и фрагмент литературного произведения. Главное условие — это должна быть довольно драматичная сцена с множеством диалогов и активными действиями. Каждый участник истории должен быть эмоционально вовлечен в процесс. Второй этап считается успешно пройденным, если пациент начал менять свое отношение к травмирующей ситуации.

Третий этап. Групповые занятия. Здесь могут ставиться театрализованные сценки не только с диалогами, но и элементами хореографии, драматическим акцентом, комедийным и пр. На данном этапе происходит постепенная и окончательная корректировка психологических черт пациента.

Что дает имаготерапия?

Во-первых, пройдя курс, человек получает навыки относительно стабилизации собственного эмоционального состояния. Имаготерапия используется как метод коррекционного поведения у пациентов, которым сложно наладить коммуникацию с людьми. Впрочем, если у человека есть сложности в общении с окружающими, не обязательно начинать с методов психотерапии. Можно попробовать развить эмоциональный интеллект. Кроме того, можно развить навыки эффективного общения, используя специальные курсы. Эта методика универсальна: она пригодится и в частной жизни и в карьерном росте.

Во-вторых, метод подойдет для многих пациентов. В частности, его используют для детей с ОВЗ, взрослых, подростков.

Источник

Чистка сосудов: что это, и можно ли убрать холестериновые бляшки?

Вокруг так называемой «чистки сосудов» сложилось целая индустрия и немало мифов. Однако наши сосуды — не трубы, даже теоретически прочистить их, чтобы избавиться от холестериновых бляшек или отложений кальция совсем не так просто. А существует ли вообще «чистка сосудов», или это заблуждение и маркетинговый ход? Мы поговорили с нашим экспертом — кардиологом, врачом функциональной диагностики, кандидатом медицинских наук Котельниковой Анной Николаевной, чтобы узнать больше о профилактике и лечении атеросклероза. В преддверии Нового года и праздничного застолья будьте внимательны к своему питанию и берегите себя!

Чистка сосудов — что это?

В официальной медицинской терминологии не существует такого понятия, как «чистка сосудов» — это бытовой сленг, который вводит в заблуждение и создает путанницу. Убрать холестериновые бляшки, которые уже сформировались, и прочистить закупоренный сосуд как водопроводную трубу с помощью волшебного чистящего средства или «нанонитей», к сожалению, невозможно. Вокруг чистки сосудов уже сформировалась целая индустрия, однако препараты и процедуры, которые предлагают для решения проблемы не обладают доказанной клинической эффективностью, то же самое касается и народных методов. Восстановление функционального состояния эндотелия сосудов гораздо серьезнее чем детокс, уместный только для первичной профилактики закупорки сосудов. При атеросклерозе, когда сосуды сужены менее чем на 50%, существует риск тромбообразования, инфаркта или инсульта, врач назначает медикаментозную терапию (статины, антагонисты кальция и другие препараты). Однако и они не убирают бляшки, а уплотняют их, увеличивая таким образом просвет сосуда. Поэтому крайне важно придерживаться простых рекомендаций по профилактике атеросклероза.

В разговорном языке «чисткой» также называют кардиологические операции по расширению опасно суженного сосуда — ангиопластику, шунтирование, стентирование. Их методы различаются, но суть примерно одна и та же: в сосуд вводится катетер, а поврежденный, патологически суженный участок расправляется и укрепляется изнутри с помощью имплантов — специальных колец, пружинок или трубок. Необходимость в таких операциях возникает, если атеросклеротическая бляшка более чем на 50% закрывает просвет сосуда (артерии). Когда кровоснабжение настолько нарушено, к клеткам и органам не поступают кислород и питательные элементы, а жизнь человека может висеть на волоске. Бывает, что сосуд или артерия закупорены тромбом — человек неожиданно чувствует сильную усталость вплоть до потери сознания, учащенное сердцебиение, подозрительные боли (головные, в области сердца), задыхается, а кожа бледнеет. Такие состояния считаются острыми, и в качестве «чистки» применяется процедура тромболизиса специальными препаратами в амбулаторных условиях. После стентирования, шунтирования или ангиопластики кровоснабжение восстанавливается, однако необходимо принимать специальные препараты и наблюдаться у кардиолога.

Почему закупориваются сосуды?

Сосуды закупориваются по разным причинам, но чаще всего это происходит из-за холестериновых бляшек и отложения солей кальция (кальциноз). Механизм формирования таких закупорок сложнее, чем кажется, и он стоит за нашими бытовыми привычками — даже самыми безобидными на первый взгляд. Например, когда мы едим сильно соленую пищу, происходит сгущение крови и задержка жидкости — артериальное давление увеличивается. Когда мы испытываем стресс, вырабатываются гормоны адреналин и норадреналин — происходит сужение ключевых сосудов, а давление увеличивается, поскольку количество крови, которое необходимо протолкнуть сердцу, остается неизменным. В В обычном здоровом состоянии сосуды справляются с такими нагрузками, но со временем могут начаться серьезные проблемы, и это не только гипертоническая болезнь.

Причины атеросклероза

Дело в том, что из-за систематических дополнительных нагрузок на стенках артерий могут образоваться микроповреждения. Поврежденные ткани опухают. Клетки, отвечающие на воспаление (например, лейкоциты), скапливаются вокруг повреждения, а жир и холестерин, которые плавают в крови, тоже к ним цепляются — формируется холестериновая бляшка. Избавиться от нее совсем неинвазивными способами уже невозможно. Стенки сосудов при этом грубеют и истончаются — это патологическое состояние называют атеросклерозом, который в свою очередь может привести к ишемической болезни и вызывает необходимость в «чистке сосудов».

Таким образом, важно не просто правильно питаться, но и поддерживать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Хороший и плохой холестерин

Существует несколько видов липопротеидов (холестеринов). Плохими считаются липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), но есть еще и хороший — липопротеиды высокой плотности (ЛПВП). Последний работает почти как антагонист плохого холестерина, позволяет контролировать липидный обмен — помогает в транспортировке веществ и детоксикации организма от плохого холестерина. Ниже мы расскажем, как поддерживать правильный баланс ЛПНП — ЛПВП и на что еще необходимо обратить внимание.

Профилактика атеросклероза сосудов

Избегайте продуктов с высоким уровнем холестерина

Ограничьте в рационе продукты животного происхождения с высоким содержанием холестерина: сало, жирное мясо, субпродукты, жирные молочные продукты и цельное молоко, яичный желток. Это не значит, что нужно совсем отказаться от белков и жиров животного происхождения. В меню должны преобладать овощи и фрукты, сложные углеводы и злаковые волокна, особенно клетчатка. Важно контролировать уровень сахара и не злоупотреблять сладким и мучным — шоколадные батончики и снеки лучше заменить на сладости из сухофруктов и орехи, и организм скажет вам спасибо.

Способ приготовления блюд тоже играет важную роль — прежде чем положить мясо или яичницу в масло на раскаленную шипящую сковородку, подумайте, возможно его лучше приготовить на пару? Нельзя? Хорошо, но для жарки лучше используйте растительные масла, например, оливковое.

Мы получаем холестерин из 2 основных источников. Большую часть холестерина (около 1 г в день) производит наша печень — и этого достаточно. Другую часть мы получаем непосредственно из пищи.

Занимайтесь спортом — тренируйте сердце и сосуды

ВОЗ рекомендует уделять физической активности не менее 150 минут в неделю. Во время тренировок происходит детоксикация организма, а сосуды укрепляются — это тоже своеобразная «чистка сосудов».

Даже после перенесенного стентирования / шунтирования можно заниматься спортом и даже бегать марафон. Однако таким пациентам сначала довольно продолжительное время нужно принимать препараты и наблюдаться у врача. Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо рассчитать допустимый уровень физической нагрузки и подобрать ее оптимальный вариант. Для этого существует велоэргометрия, которая позволяет снять нагрузочные пробы на аппарате, похожем на велосипед со специальными датчиками.

Проверьте свой уровень холестерина

Раз в год рекомендовано сдавать специальный анализ крови — липидограмму, чтобы посмотреть, есть ли повышение уровня общего холестерина или его фракций. Таким образом возможно своевременно понять, все ли хорошо с липидным обменом или необходима его медикаментозная коррекция.

Первичная профилактика атеросклероза закупорки сосудов также предполагает посещение кабинета терапевта или кардиолога 1 раз в год, даже если нет жалоб.

Вылечите пародонтоз, контролируйте уровень сахара и массу тела

В нашем организме все взаимосвязано. Доказано, что пациенты с пародонтозом, как пациенты с сахарным диабетом и избыточным весом, более предрасположены к атеросклерозу.

В 2019 году было опубликовано исследование «Metabolic syndrome and periodontal disease: An overview for physicians» (Srivastava M.C, Verma P.K.) с важными и очень интересными выводами. У пациентов с плохими зубами и предрасположенностью к атеросклерозу интенсивная пародонтальная терапия уже через 2 месяца показала значительное снижение уровня c-реактивного белка, интерлейкина-6 и холестерина липопротеинов низкой плотности.

Измеряйте артериальное давление

Абсолютной нормой артериального давления взрослого человека считается показатель 120/80 мм ртутного столба, но в зависимости от индивидуальных особенностей организма возможны отклонения.

Контролируйте уровень кальция и баланс питательных веществ в организме

Ежедневно рекомендовано дополнительно принимать Омега-3 — в организме эти полезные жирные кислоты самостоятельно не синтезируется — и нужно есть очень много морепродуктов и салаты заправлять только льняным маслом, чтобы этот дефицит восполнить. Полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 — основа не только для крепких и чистых сосудов, но даже строительный материал для мозга. Среднестатистическому взрослому человеку в сутки рекомендовано 250 мг Омега 3 в течение всей жизни.

Витамин К3 препятствует тому, чтобы кальций вымывался из костей и осаждался на стенке сосудов. Больше всего К₂ содержится в продуктах ферментации: сыре и кисломолочных продуктах.

Также для сосудов крайне важны Витамин D и С, коэнзим Q10.

Соблюдайте питьевой режим, откажитесь от вредных привычек и высыпайтесь

Пейте чистую отфильтрованную воду в течение дня — около 1,5 л.

Допустимая норма алкоголя в день, которая еще не вредит вашему сердцу и сосудам — 1 бокал красного вина хорошего качества, от курения лучше совсем отказаться.

Извлечь максимальную пользу от сна можно в том случае, если вы спите все 7-8 часов в комфортной обстановке, без света и гаджетов, а просыпаетесь только по будильнику или без него.

Женщинам и мужчинам старше 40 лет

Пациентам старшей возрастной группы следует быть особенно внимательными к состоянию сердечно-сосудистой системы и первичной профилактике атеросклероза. По статистике, мужчины более подвержены этому заболеванию, и важную роль в этом играют гормоны.

В репродуктивный период в яичниках женщины вырабатываются половые эстрогены, которые регулируют содержание жиров в крови и препятст­вуют отложению холестерина на стенках сосудов, то есть защищают организм женщины от атеросклероза.

Во время менопаузы происходит угасание функции яичников, они перестают продуцировать эстроген, его содержание в крови резко падает. Это приводит к тому, что сердечно-сосудистые заболевания у женщин после менопаузы появляются в 5 раз чаще, чем до неё.

Поэтому в этом возрасте рекомендовано обратиться к гинекологу-эндокринологу, который может назначить менопаузальную гормональную терапию, если это необходимо. МГТ может не просто улучшить качество жизни и продлить ее, но и сохранить красоту изнутри.

Врачи центра кардиологии клиники Пирогова оказывают квалифицированную помощь пациентам, в вопросах лечения атеросклероза, профилактической диагностики, а также восстановления после стентирования, шунтирования, перенесенного инфаркта.

Записаться на прием к кардиологу или непосредственно к доктору Котельниковой Анне Николаевне можно через наш сайт.

Источник

Статья. Использование имаготерапии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.

Использование методов имаготерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением речи.

В имаготерапевтическом процессе используются усложняющиеся технические приемы. На первом этапе больному предлагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная форма имаготерапии — рассказ, поскольку пациент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в заданной ситуации. Образ для больного подбирается как лечебный фактор в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала как основной формы работы, применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации (театр экспромта). Задачей имаготерапии в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения. Первоначальный курс имаготерапии занимает от 3 месяцев до полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. Имаготерапия проводится в групповой и, реже, в индивидуальной форме. Больному предлагается ежедневно в течение 1-2 часов воспроизводить в поведении образ своего «Я» таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается, и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом больного.

Второй этап имаготерапии включает драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах. Существенное значение приобретает также инсценирование того или иного эпизода из произведения, с которым работают пациенты. Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении. Проводятся занятия по технике речи, движению в такт, танцу. Продолжительность второго этапа та же, что и первого.

На третьем этапе имаготерапия представляет собой занятия в лечебной драматической студии. В работе над воспроизведением образа используются хореографические фрагменты, драматические и комедийные спектакли. Отбор образов осуществляется исходя из клинико-психологических особенностей пациентов. Истерическим больным предлагаются образы сдержанных и рассудительных, склонных к анализу людей. Пациентам с психастеническими чертами полезно воспроизведение образов людей, переживающих действительность непосредственно и эмоционально.

К лечебным факторам, используемым в имаготерапии, относятся отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения. Имаготерапия используется как метод лечения пограничных нервно-психических расстройств и способ реабилитации больного через его личностное развитие.

(лат. imago — образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

В имаготерапевтическом процессе используются усложняющиеся технические приемы. На первом этапе больному предлагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная форма И. — рассказ, поскольку пациент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в заданной ситуации. Образ для больного подбирается как лечебный фактор в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала как основной формы работы, применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации (театр экспромта). Задачей И. в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения. Первоначальный курс И. занимает от 3 месяцев до полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. И. проводится в групповой и, реже, в индивидуальной форме. Больному предлагается ежедневно в течение 1-2 часов воспроизводить в поведении образ своего «Я» таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается, и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом больного.

Второй этап И. включает драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах. Существенное значение приобретает также инсценирование того или иного эпизода из произведения, с которым работают пациенты. Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении. Проводятся занятия по технике речи, движению в такт, танцу. Продолжительность второго этапа та же, что и первого.

На третьем этапе И. представляет собой занятия в лечебной драматической студии. В работе над воспроизведением образа используются хореографические фрагменты, драматические и комедийные спектакли. Отбор образов осуществляется исходя из клинико-психологических особенностей пациентов. Истерическим больным предлагаются образы сдержанных и рассудительных, склонных к анализу людей. Пациентам с психастеническими чертами полезно воспроизведение образов людей, переживающих действительность непосредственно и эмоционально.

К лечебным факторам, используемым в И., относятся отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения. И. используется как метод лечения пограничных нервно-психических расстройств и способ реабилитации больного через его личностное развитие.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmop-hemie, Lalonewros.

Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о различных расстройствах речи. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают это речевое расстройство.

В древние времена заикание считалось болезнью, которая связана с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Вероятность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается на язык слизь и эта слизь затрудняет речь. Вутцер объяснял это патологическим углублением в нижней челюсти, в котором прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан считал, что причина заикания в неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

Другие исследователи связывали заикание с различными нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели; чрезмерно быстрый выдох; спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта; несогласованность процессов мышления и речи; нарушения в эмоционально-волевой сфере воли человека, воздействующие на силу мышц речедвигательного механизма и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

В начале XIX в. ряд французских исследователей, уже уверенно объясняли заикание различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба-де-л`Изер считал заикание особой контрактурой мышц голосового аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.

Большинство русских исследователей, например, И.А. Сикорский (1889) рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз, или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Г. Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. Сикорский писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого».[1] Таким образом И.А. Сикорский, по нашему мнению, очень близко подошел к тому, что потом П.К. Анохин назовет «функциональной системой», т.е. И.А. Сикорский считал заикание нарушением деятельности целой речевой функциональной системы. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс выдвинули это направление, и последний считал заикание ассоциативной афазией.[2] Сторонниками этой теории были Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.[3]

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.[4]

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер. Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления — как следствие этих психологических недостатков. Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. [5]

В отношении патофизиологических механизмов, которые имеются в основе нарушений высшей нервной деятельности вообще и в возникновении неврозов в частности, И.П. Павлов пишет: «нервная деятельность, как знают врачи, состоит из двух механизмов, из двух процессов: из раздражительного и тормозного. Теперь в отношении этих двух процессов мы отмечаем три основных момента: это именно: сила этих нервных процессов, как раздражительного, так и тормозного, подвижность этих процессов – инертность или лабильность, и, наконец, равновесие между этими процессами.

Конечно, на нормальном течении этих процессов с такими их свойствами и основывается нормальная высшая деятельность, употребляя обыкновенную терминологию – психическая деятельность не только животных, но и человека… Все эти процессы с их основными свойствами мы можем сбить с нормальной дороги, сделать патологическими. Для этого у нас имеются совершенно определенные приемы. Таких приемов три: это перенапряжение раздражительного процесса, перенапряжение тормозного процесса и перенапряжение подвижности этих процессов». [6]

При изучении экспериментальных (на животных) неврозов И.П. Павлов установил, что причинами их являются:

а) действие исключительно сильных раздражителей (перенапряжение раздражительного процесса);

б) продолжительное действие или увеличение числа тормозных раздражителей (перенапряжение тормозных процессов);

в) одновременное действие противоположных – раздражительных и тормозных – процессов («сшибка») или непосредственное следование друг за другом противоположных нервных процессов, резкое и быстрое изменение динамического стереотипа (перенапряжение подвижности нервных процессов).

Согласно учению И.П. Павлова, и у человека в связи с воздействием на него таких же факторов тоже могут наступить расстройства высшей нервной деятельности, при которых отсутствует повреждение вещества нервной ткани, а имеются нарушения функционального характера, возникает невроз.

Отмечая, что законы, которые управляют деятельностью первой сигнальной системы, одинаковы и для второй сигнальной системы у человека, И.П. Павлов вместе с тем настойчиво указывал, что нельзя механически переносить на человека данные, полученные в экспериментах на животных. Высшая нервная деятельность человека в отличие от животных формируется под влиянием воздействия на него факторов социальной среды. Она неразрывно связана с трудом (у ребенка с игрой, обучением и воспитанием), общением людей между собой, с речью, с взаимодействием первой и второй сигнальных систем и пр. Неврозы, возникающие у человека, вследствие особенностей его высшей нервной деятельности имеют свои особые этиологические факторы уже социального порядка и свое особое клиническое выражение.

Использование методов имаготерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением зрения и общим недоразвитием речи.

Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

По своей организации имаготерапия может проводиться в разных формах:

— театр вязаных игрушек

Актуальность имаготерапии в том, что использование её методов при работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, помогают разнообразить коррекционные занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку, ведь таким детям предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Развитие мелкой моторики.

Речевой центр является частью двигательного центра в коре головного мозга, поэтому, развивая мелкую моторику рук – вы тем самым способствуете развитию его речи.

Сказка для проведения логопедического массажа языка

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, (поглаживание вперед-назад и влево-вправо)

Ехал поезд запоздалый (язык двигаем вперед-назад)

Ехал с горы да на гору – 2р. (накручиваем на палец внутрь и наружу)

Вверх да вниз – 2 р. (поднимаем и опускаем язык)

А потом все наверх и наверх (язык тянем вверх)

Качало вагончики из стороны в сторону – 2 р. (перекручивание языка)

Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легкое постукивание по языку)

Пришли куры поклевали – 3 р. (точечное нажатие по всей поверхности языка)

Пришли гуси пощипали- 3 р. (пощипывание краев языка)

Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)

А потом еще немножко (поглаживание по диагонали к корню языка)

Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком

Повалялась, повалялась… (поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)

Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание боковых краев языка)

Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *