Имажинизм в литературе что это такое простыми словами
Имажинизм в литературе серебряного века
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение понятия «имажинизм», происхождение имажинизма
Слово имажинизм имеет латинское происхождение (в переводе «imago» означает «образ»). Под «имажинизмом» понимают литературно-художественное направление, возникшее в России после революции. Представители этого направления провозглашали, что главным в творчестве является создание образа. Для представителей этого направления были характерны эпатаж и анархические мотивы. Имажинизм возник на основе футуризма.
Официально данное направление было основано в 1918 году, когда был создан «Орден имажинистов». У истоков этого направления стояли три знаменитых поэта:
30 января 1919 года в журнале «Сирена» был опубликован свод основных правил имажинистов. Позже эта «декларация» была опубликована в газете «Советская страна». Этот свод основных положений имажинистов помимо Мариенгофа, Шершеневича и Есенина так же подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов.
29 января 1919 года состоялись первые литературные выступления поэтов-имажинистов. К их числу так же примкнули Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.
Основные особенности имажинизма
1919-1924 годы считаются расцветов имажинизма в России. В это время поэты устраивали множество творческих вечеров. Ими было создано несколько издательств: «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро». Благодаря им активно печатались и расходились множественными тиражами авторские и коллективные сборники имажинистов. С 1922 по 1924 годы выходил журнал, посвященный творчеству имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
Для того, чтобы расширить свою популярность имажинисты примкнули к Литературному поезду им. Луначарского. Благодаря этому у них появилась возможность посещать различные города России и популяризировать сове творчество.
Есенин и Мариенгоф стали авторами устава «Ассоциации вольнодумцев», затем его зарегистрировали в Московском совете. Устав был подписан всеми члена «Ордена имажинистов», в 1920 году председателем «Ассоциации вольнодумцев» стал С. Есенин.
Готовые работы на аналогичную тему
Общества имажинистов были не только в Москве, но и в других городах России, например, в Казане, Саранске, Александрии (Украина), Петрограде. Общество в Петрограде возникло в 1922 году, название общества звучало как «Орден воинствующих имажинистов». В этот орден входили Алексей Золотницкий, Владимир Королевич, Иван Афанасьев-Соловьёв, Владимир Ричиотти, Эрлих. Для поэтов-имажинистов было характерно эпатажное поведение.
Основными же особенностями данного направления в литературе являются:
Представители имажинизма в литературе серебряного века
Вадим Габриэлович Шершеневич – основатель имажинизма, один из самых ярких поэтов – имажинистов. Одной из самых значимых работ Шершеневича является его любовная поэма, опубликованная в 1918 году под названием «Крематорий», позднее она была переиздана под заголовком «Поэма имажиниста». Другими известными работами поэта являются:
Шершеневич выступал со своими произведениями на эстраде и пользовался большой популярностью у публики.
Творчество Шершеневича имеет ряд отличительных черт:
Другой яркий предстатель имажинизма – Анатолий Борисович Мариенгоф. Для его поэзии характерна высокопарность, его стихи были достаточно сложными из-за переполнения. в стихах Мариенгофа встречается и использование так называемого семантического «низа». На творчество Мариенгофа повлияли Маяковский, Брюсов.
Мариенгоф всегда находился в процессе эксперимента, он проводил свои эксперименты над строфикой и рифмовкой.
В поэзии Мариенгофа прослеживаются темы насилия и революционной жестокости, богохульные мотивы и эпатажность. За подобные стихи поэта яро критиковали.
Мариенгоф был очень дружен с другим знаменитым поэтом-имажинистом Сергеем Есениным, их дружба длилась много лет, вместе они стояли у истоков имажинизма. Однако через некоторое время их пути все-таки разошлись.
Сергей Александрович Есенин –знаменитый русский писатель серебряного века, представитель имажинизма в своём более позднем творчестве. Он вместе с Шершеневичем и Мариенгофом стоял у истоков имажинизма.
В поэзию Есенин вошел как певец крестьянской Руси и народной души. С 1919 года поэт вступает в ряды имажинистов. Однако следует сказать, что принципы имажинизма в его творчестве звучали еще задолго до официального становления этого направления. Его трагическое душевное мироощущение выражено в таких работах как «Кобыльи корабли», «Москва кабацкая», «Черный человек».
Несмотря на то, что Есенин считал себя поэтом уходящей Руси и певцом русской бревенчатой избы, он пробует постичь «Коммуной вздыбленную Русь» в своих работах «Баллада о двадцати шести», «Русь Советская».
В поэзии 1919-1920 годов каждое слово Есенина начинает наполнятся все более глубоким и философским смыслом. Он хочет добиться того, что бы читатель взглянул по-новому на привычные ему слова. Однако Есенин не долго работал в этом направлении. Вскоре он понял, что не может долго оставаться в рамках одного течения.
Периодика имажинистов. Особенности восприятия искусства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Имажинизм – это литературное течение в России в 1920-х годов, сменившее футуризм и утверждавшее главенствующее значение самоцельного словесного образа над идеей, смыслом.
История становления имажинизма
Имажинизм стал последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 столетия. Имажинизм сформировался через два года после Октябрьской революции, но с революцией по своей содержательной направленности не имел ничего общего. В конце января 1919 года в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов состоялся первый поэтический вечер имажинистов. На следующий день вышла первая Декларация, где были провозглашены творческие принципы нового направления. Декларация была подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, В. Шершеневичем, А. Мариенгофом, художниками Е. Якуловым, Б. Эрдманом. Они претенциозно назвали себя передовой линией имажинистов. Так появилось направление русского имажинизма. С английским предшественником русский имажинизм был схож лишь названием.
Среди литературоведов-исследователей не прекращаются споры о том, необходимо ли поместить имажинизм в один ряд с акмеизмом, символизмом, футуризмом, или же корректнее рассматривать его в ряду многочисленных объединений и течений 1910-х годов, который развивались в общем духе авангардизма и открыть принципиально новых путей развития поэзии не могли.
Одна из причин «теоретического бума» послереволюционных лет являлась попытка волевым усилием, применяя научные методы и оперируя понятиями мастерства и ремесла, генерировать новые поэтические системы. Имажинизм является одним из наиболее жизнеспособных поэтический течений эпохи.
Имажинизм, как и футуризм, зародился на Западе и оттуда был перенесен Шершеневичем на русскую почву, но имажинизм в России отличается от имажинизма западных поэтов.
В теории имажинизма главным принципом поэзии провозглашается главенство образа. Основой имажинизма является слово-метафора с определенным одним значением (в символизме, например, основой является слово-символ, имеющий бесконечное множество значений, в кубофутуризме – слово-звук, в акмеизме – слово-название вещи).
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности имажинизма
В своей Декларации имажинисты утверждали, что выявление жизни через образ – это единственный закон искусства. Орудие производства мастера искусства – образ, и только он. Теоретическое обоснование этого принципа у имажинистов сводилось к уподоблению процесса творчества процессу развития языка.
В приемах имажинистов, в их образности, по сути, не было ничего особенного. Как один из приемов творчества, имажинизм использовался и футуризмом, и символизмом. Новым здесь было только упорство, с которым представители этого направления выдвигали на первый план образ и сводили к нему форму и содержание.
Характерная особенность развития российской поэзии первых лет 20 века – непримиримая борьба, соперничество каждого литературного направления с предшественниками.
Начало 1910-х годов прошло под знаком преодоления футуристами и акмеистами символизма, но имажинизм, появившийся в конце десятилетия, конечной целью борьбы обозначил преодоление футуризма.
Основные признаки имажинизма:
Периодика имажинистов
Более детально охарактеризовать имажинизм сложно, так как в состав этой школы входили поэты, разнородные и по своим теоретическим взглядам, и по поэтической практике.
Наряду с подписавшими Декларацию поэтами и художниками к имажинистскому движению присоединились А. Кусиков, К. Грузинов, Н. Эрдман, В. Эрлих, М. Ройзман и другие, так сформировался «Орден имажинистов».
В 1923 году в Петрограде был основан «Орден воинствующих имажинистов», но он не приобрел широкой известности. Активными участниками являлись И. Афанасьев-Соловьев, В. Ричиотти, Г. Шмерельсон.
В распоряжении имажинистов в разное время было несколько издательств:
Рисунок 1. Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Имажинисты, пытаясь использовать скандальный успех кубофутуристов, подражали футуристическому эпатажу, но их «дерзости» носили театрально-наивный, а порой откровенно вторичный, характер.
Как вспоминал Шершеневич, скандал был одним из легальных способов протеста. Тогда скандал был способом саморекламы. Но в изменившейся после революции обстановке факт сандала стал давать совершенно другой резонанс. Реклама получалась печальная, а протест не получался совсем.
За время своей активной деятельности имажинисты завоевали громкую, хоть и скандальную, славу. В постоянно проходивших поэтических диспутах мэтры нового направления успешно доказывали превосходство новой поэтической системы над предшествующими.
Имажинисты весьма преуспевали в издательской и книготорговой области. Имажинистам принадлежали книжная лавка «Московской трудовой артели художников слова», кинотеатр «Лилипут». Имея несколько издательств, имажинисты в начале 20-х годов печатают множество книг.
Распад группы
Фактически имажинизм распался в 1925 году. В 1922 году А. Кусиков эмигрировал, а в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили И. Грузинов и С. Есенин. Остальные имажинисты были вынуждены отойти от поэзии и обратились к драматургии, прозе, кинематографу, в основном, ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати.
В 1926 году прекратил свою деятельность «Орден воинствующих имажинистов». Летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов».
Имажинизм в литературе: определение, особенности и примеры
Имажинизм в литературе известен каждому, кто знаком с творчеством писателей и поэтов серебряного века. Имажинизм не является столь крупный течением, поэтому его не рассматривают как отдельную составляющую литературы этого периода.
Откуда появился термин?
Имажинизм в литературе появился после того, как одна Английская авангардистская поэтическая школа стала пользоваться широкой известностью. Этот термин был заимствован именно оттуда. Эта школа стала так и называться – школа имажинизма.
В России этот термин впервые встретился после того, как в 1915 году на нашей родине услышали об имажинистах в Англии. Именно после этого в российской печати появилась статья «Английские футуристы», автором которой стала З. Венгерова. Эта публикация рассказывала своим читателям о известной английской поэтической группе, в которую входили Элиот, Хьюм, Паунд и Олдингтон.
Суть течения
Имажинизм в литературе Англии, который появился в 1910-х годах, определялся точной задачей, которую ставили перед собой его представители. Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности. Если до этого поэты представляли читателю мир абстрактно-поэтически, то теперь они представляли его более реалистично и пессимистично.
Но главным отличием этого течения стало то, что представители имажинизма представляли публике новые и свежие идеи. Термин, произошедший от английского image, уже говорит сам за себя. Представители такого течения приложили немало усилий для того, чтобы максимально обновить поэтический язык. Эти попытки можно увидеть по образам и формам стихотворений серебряного века.
Имажинизм в русской литературе
Представителем этого течения впервые в России стал В. Шершеневич. Его книга «Зеленая улица» стала первым печатным изданием, написанным в духе имажинизма в литературе 20 века. В 1916 году писатель, несмотря на то, что еще окончательно не попрощался с футуризмом, называет себя имажинистом. Шершеневич обращает особое внимание на содержание поэтического образа. Лишь в 1918 году писатель говорит о том, что это течение гораздо шире, чем футуризм.
Только в 1919 году термин крепко закрепляется в России. С этого периода начинаются частые упоминания имажизма в литературе.
Что же такое имажинизм?
Дадим определение имажинизма в литературе – это специфическое течение литературы, которое подразумевало главенство слова, словесного образа непосредственно над идеей, которое встало на смену российскому футуризму.
Декларация представителей имажинизма
В литературе России это течение сыграло очень большую роль. Во всех энциклопедиях появились упоминания об имажинизме в литературе серебряного века. Группа поэтов, которая поддерживала это течение, в своей деятельности делала большие ставки на образность. Именно она считалась главной характерной чертой для поэзии серебряного века.
В 1919 году в одном из известных российских журналов появилась, так называемая, «декларация» всех поэтов-имажинистов. Эта декларация стала первым манифестом нового литературного течения. Поэты, которые считались приверженцами нового направления, утверждали, что для того, чтобы образ был по-настоящему стоящим, необходимо сделать его «живым».
Кроме того, имажинисты утверждали, что этот закон применим не только к литературе и поэзии, но и то, что этот закон – основа всего искусства, в общем. В декларации была описана вся программа творчества имажинистов. Особое внимание в ней уделялось образности. Именно поэтический образ стал главной частью теории имажинизма. Именно то впечатление, которое оставлял после себя созданный образ, и стало главной целью в этом литературном течении, направлении.
Два на два равно пяти
Трактат Шершеневича стал еще одним документом, который рассказывал о сути имажинизма. Писатель связывал литературу и математику как нечто схожее, имеющее много общего и, вероятно, имеющее общие истоки. По мнению Шершеневича, было абсолютно неважно понимание любого текста, кроме авторских попыток интерпретации текста. Чтобы возник образ, считал писатель, необходимо принять принцип чистого и нечистого равенства. Зачастую, это подтверждалось исключительно плотскими изображениями и образами.
Языковые требования
Имажинисты предложили публике свое видение русского языка. Представители этого течения доказывали то, что язык поэзии или поэтический, имеет сильное отличие от литературного языка. Полагалось, что у своих истоков, он отличался своей образностью. Именно поэтому имажинисты придерживались изучения поэзии у самых ее истоков. Таким методом они пытались открыть истинное значение слов, а именно – образы, которые несли слова в самом начале своего появления.
Кроме того, следует отметить, что после глубоко изучения словообразования, главной чертой имажинизма в литературе стало создание и своих – новых образов.
Стремление к истокам
Имажинисты ставили на первое место умение правильно и красиво создавать образы, а не только слова. В. Шершеневич сделал переоценку всех достижений футуристов. Особое внимание он уделил теории, которая была создана представителями футуризма. Эта теория получила название «Заумная». Писатель вывел другую концепцию «самовитого слова» (основа триады по языкознанию А. Потебни).
Шершеневич выделил в составе слова внутреннюю форму, внешнюю форму и изначальную образность. Отвергая все звуковые и письменные формы слова, имажинисты ставили на первое место именно образность слова. При этом представители имажинизма стремились к тому, что образы, которые они создают, не были повторяющимися или похожими.
Никакого единства
В вопросах поэзии, несмотря на то что существовала общность имажинистов, среди представителей данного литературного течения не было никакого единства. Те, кто были друзьями и товарищами по сфере литературной деятельности, имели абсолютно разные подходы к своему делу. Самыми яркими представителями имажинизма в русской литературе стали столь известные поэты, как Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Александр Кусиков.
Вряд ли возможно дать характеристику имажинизма в литературе кратко – это целый поэтический этап, который включал в себе огромное количество нюансов и тонкостей.
В составе школы имажинистов были поэты, которые имели абсолютно разные взгляды на теорию, обладали совершенно непохожими творческими подходами. Даже между Мариенгофом и Кусиковым можно найти гораздо больше отличий, чем сходства. Имажинизм первого наиболее руристичен, как и у Есенина, если взглянуть на некоторые произведения. Имажинизм второго, как и Шершеневича, наиболее урбанистичен в сравнении с представителями первого варианта течения.
Но если взглянуть на причины такого разделения, то можно сделать вывод: имажинизм делился еще на несколько ветвей потому, что его представители входили в разные социальные группы, поддерживали разные взгляды и имели разные понятия о мире.
Поэзия Анатолия Мариенгофа
Как уже было сказано выше, творчество поэта стало одним из примеров имажинизма в литературе. Поскольку Анатолий придерживался руристичного имажинизма, стоит сказать о том, что сам поэт принадлежал к городской интеллигенции, которая утрачивала твердую почву под ногами. Все представители такого течения, как и сам Мариенгоф, изображал картины сильного упадка и опустошенности.
Вся сущность поэта находила лишь одно пристанище – богема. Темы, которые затрагивал поэт в своих прекрасных произведениях, связаны с глубокими внутренними переживаниями. Стихотворения наполнены пессимизмом, тоской и печалью. Это можно объяснить тем, что Октябрьская революция была принята далеко не всеми, а поэты имажинисты были ярыми противниками таких изменений в государственном строе.
Имажинизм в творчестве Есенина
Если посмотреть на творчество Сергей Александровича, то можно увидеть, что в его творчестве имажинизм носит совершенно иной характер. Это можно объяснить тем, что Есенин был выходцем из деревни, где вырос в богатой семье.
Семья Сергея была образцом деревенского кулачества. Когда началась революция, Есенин стал замечать, что к его соотечественникам относятся совсем не так, как обещало государство. Это и стало главной предпосылкой к имажинизму. Все его стихотворения, которые можно отнести к литературному течению имажинизма, наполнены печалью, горечью и угнетенностью, вызванные проблемами с натуральным хозяйством. В его стихотворениях видно ту психологию обычных крестьян, которая и определяла различия между жителями деревни и города.
Полемика имажинизма
В своей работе «Листы имажиниста» Шершеневич провел ряд наблюдений, опираясь на творчество Сергея Александровича Есенина. В этой работе он высказывал свои идеи на счет улучшения всей теории имажинизма. Но кроме своих наблюдений, Шершеневич подверг серьезной критике многих поэтов-имажинистов. Кроме того, Шершеневич дал четкое определение стихотворению: это огромное количество образов, собранных воедино, но это не целостный организм. Из стихотворения можно взять один образ и заменить его десятком других, но при этом для литературной единицы не будет никакого ущерба.
С теми идеями, которые поддерживал Сергей Есенин, не соглашался и Анатолий Маренгоф. Свое мнение на этот счет он высказал в сочинении «Буян-остров». Марегноф считал, что работы поэтов-имажинистов должны быть сумеречными. Иными словами, такие произведения должны являть собой второй сорт российской поэзии, в которых нуждается публика так же сильно, как и в произведениях первого сорта. Также Маренгоф точно указывал на то, что эти произведения не играют никакой роли как в мировой, так и в отечественном, искусстве.
Сергей Есенин ответил на эти замечания своим сочинением «Быт и искусство». В этой работе поэт сделал вывод о том, что для Маренгофа и Шершеневича сам принцип имажинизма не имеет никакого значения. К такому выводу он пришел исходя из рассуждений литературных деятелей. По словам Есенина, они отказывались от принятия связи и сочетания между словами и образами.
Раскол
Таким образом, среди представителей имажинизма 20 века назрел раскол. Окончательное признание этого раскола было в 1924 году. Именно в этом году в газете «Правда» было опубликовано письмо, написанное Есениным и Грузиновым. В письме литературные деятели говорили о том, что они, как создатели общества имажинистов, вправе сообщить о роспуске своего сообщества.
Роль имажинизма
Роль имажинизма в русского литературе серебряного века нельзя недооценивать. Именно благодаря этому течению в русском языке появилось множество новых слов, которые несут определенный образ. Оценивая это обстоятельство, литературоведы ведут споры о том, стоит ли поместить течение имажинизма в один ряд с символизмом, футуризмом и прочими течениями. Скорее, верным решением будет рассмотрение этого направления, как и других, которые существовали в огромном многообразии в 1920-х годах прошлого века. При этом нельзя не учитывать тот значительный вклад в русскую литературу представители имажинизма: развитие культуры рифмования, единство лирической стихотворной композиции и многие другие достижения в области поэзии.
Имажинист
Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.
Содержание
История
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена», кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.
В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», для чего были созданы издательства «Имажинизм», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, например, росписью стен Страстного монастыря богохульными антирелигиозными надписями.
Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 г. Вольф Эрлих.
Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 г. эмигрировал А.Кусиков, в 1924 г. о выходе из «Ордена» объявили С.Есенин и И.Грузинов, другие имажинисты отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу. Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 г., а летом 1927 г. было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.