Индекс доверия потребителей что это
Индекс доверия потребителей
Индекс потребительского доверия, исследования Нью-Йоркской некоммерческой организации Conference Board
Индекс обзора домашних хозяйств, разработанный для оценки индивидуальной склонности к расходам, оптимизм настроений потребителей относительно текущих экономических условий в стране
Содержание
Содержание
Раздел 1. Информация о индексе потребительского доверия.
Consumer Confidence — это индекс доверия потребителей customer Confidence — индекс потребительского доверия — ожидания (настроения) потребителей. Обзор домашних хозяйств, разработанный для оценки индивидуальной склонности к расходам.
Информация о индексе потребительского доверия
Состоит из 2-х подиндексов — оценки потребителями текущих условий и ожиданий относительно будущего (60% от всего веса индекса). Оказывает ограниченное влияние на рынок, однако традиционно используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики. Рост значения индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту национальной валюты.
Этот обзор является попыткой измерить оптимизм потребителей. Индекс рассчитывается с 1967 года. Сначала он был равен «100». Оказывает ограниченное влияние на рынок, так как он может отражать реальное состояние экономики.
Однако он традиционно используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики. Рост значения индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту курса доллара. Его значение публикуется после 20-го числа каждого месяца в 10:00 EST (Нью-Йорк)
Нью-Йоркская некоммерческая компания Conference Board ежемесячно исследует взгляды простых потребителей на экономическую ситуацию в стране и их будущие ожидания от экономики. Пять тысяч семей принимает участие в этом исследовании, и несмотря на то что показатель индекса доверия потребителей напрямую связан с показателем потребительские расходы, два этих показателя не двигаются однонаправлено каждый месяц.
Индекс доверия потребителей считается опережающим индикатором, и позволяет спрогнозировать оценку общего состояния экономики и рынка занятости.
Рост этого индикатора является положительным фактором, так как потребительские расходы составляют 2/3 ВВП США и ожидание потребителей много значит для их будущих расходов.
Публикуется после 20-го числа каждого месяца в 10:00 ET
Индикатор показывает оптимизм настроений потребителей относительно текущих экономических условий в стране. Показатель рассчитывается на базе ежемесячного опроса, в котором респонденты оценивают перспективы экономики страны. Он оказывает умеренное влияние на финансовый рынок, так как может не отражать реальное экономическое состояние в государстве. Тем не менее, индекс доверия потребителей традиционно используется для составления прогноза относительно тенденций занятости населения и общего состояния экономики. Рост индикатора является положительным фактором для национальной валюты. Его снижение, напротив, ведет к падению евро.
25.09.2012 12:00 индекс доверия потребителей м/м (сентябрь) 86.2 б.п. 86 б.п.
29.08.2012 13:00 индекс доверия потребителей м/м (август) 86 б.п. 86 б.п.
25.07.2012 12:00 индекс доверия потребителей м/м (июль) 86.5 б.п. —
22.06.2012 12:00 индекс доверия потребителей м/м (июнь) 85.3 б.п. 86 б.п.
23.05.2012 12:00 индекс доверия потребителей м/м (май) 86.5 б.п. 89.5 б.п.
23.04.2012 12:00 индекс доверия потребителей м/м (апрель) 89 б.п. 96.2 б.п.
26.03.2012 12:00 индекс доверия потребителей м/м (март) 96.8 б.п. 92.8 б.п.
23.02.2012 13:00 индекс доверия потребителей м/м (февраль) 94.2 б.п. 92 б.п.
26.01.2012 13:00 индекс доверия потребителей м/м (январь) 91.6 б.п. 92 б.п.
Источники
stock-trader.ru – Биржевой trader
umis.ru – Admiral Markets
Полезное
Смотреть что такое «Индекс доверия потребителей» в других словарях:
Индекс доверия инвесторов — (Investor Confidence Index) Определение индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов Информация об определении индекса доверия инвесторов, расчет индекса доверия инвесторов Содержание Содержание Обозначение Российская экономика и … Энциклопедия инвестора
Индекс оптимизма — (Index of optimism) Определение индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма Информация об определении индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма Содержание Содержание Обозначение Структура и свойства Американский индекс оптимизма Индекс… … Энциклопедия инвестора
Индекс потребительского доверия — (Consumer confidence index) Определение индекса потребительского доверия, расчет индекса Информация об определении индекса потребительского доверия, расчет индекса Содержание Содержание Определение термина До потребительской депрессии недалеко:… … Энциклопедия инвестора
Индекс делового оптимизма — (ISM index) Определение индекса ISM, вычисление индекса ISM Информация об определении индекса ISM, вычисление индекса ISM Содержание Содержание Обозначение Метод вычисления Состав в сфере услуг Он представляет собой результаты опроса в сфере… … Энциклопедия инвестора
индекс потребительского доверия — Или Индекс потребительского оптимизма, Индекс потребительской уверенности показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения. Рассчитывается на основе опросов семей (домашних хозяйств) об их потребительских планах, надеждах или… … Справочник технического переводчика
Индекс потребительского доверия — (Consumer confidence index, CCI) – или Индекс потребительского оптимизма, Индекс потребительской уверенности — показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения. Рассчитывается на основе опросов семей (домашних… … Экономико-математический словарь
The Conference Board — Некоммерческая глобальная организация Conference Board Индекс ведущих макроэкономических показателей, индекс необходимости в рабочей силе, индекс доверия потребителей, индекс ведущих макроэкономических показателей Содержание Содержание Раздел 1.… … Энциклопедия инвестора
Westpac Consumer Confidence — Индекс доверия потребителей. Словарь терминов и сокращений рынка forex, Forex EuroClub … Финансовый словарь
Всё внимание на индекс потребительской уверенности!
Индекс потребительской уверенности — важный индикатор настроения рядовых потребителей. Индекс является опережающим индикатором для понимания движения темпов экономического роста, поэтому за ним внимательно следят инвестиционные дома и аналитики.
В статье мы расскажем:
— что это за индекс и почему за ним важно следить;
— почему индекс обновляет минимумы;
— что это говорит о будущем фондового рынка.
Что это за индекс?
Индекс потребительской уверенности от университета Мичиган оценивает относительный уровень будущего экономического состояния к текущему. По сути, он показывает, что рядовые потребители думают о восстановлении экономики.
Ежемесячно университет Мичиган опрашивает не менее 500 респондентов по трём основным направлениям:
1. Что происходит с их личными финансами? Будут ли их доходы выше или ниже?
2. Общее мнение относительно важных экономических индикаторов. Что, по их мнению, будет со ставками по кредитам и ипотекам?
3. Как они оценивают свою покупательную способность? То есть, с учетом их доходов, насколько сильно инфляция и рост цен на товары влияют на качество их жизни?
На этот индекс обращают внимание инвестиционные дома и многие аналитики, так как он помогает понять именно настроение потребителей. Если индекс уверенности падает, это означает, что люди будут больше экономить и меньше тратить. Это может быть связано как с потерей доходов, так и с высоким уровнем инфляции. Оба эти фактора влияют на покупательную способность. В результате индекс помогает понять, что будет с экономическим ростом, ориентируясь на уверенность потребителей в будущем.
Индекс уверенности обновляет минимумы
Сейчас индекс обновляет свои минимумы. Уверенность людей в будущем достигла низов начала пандемии:
Источник: Trading Economics
Причем индекс опустился сразу на 11 пунктов — рекордное падение за многие десятилетия. Сопоставимое падение было только в 2004 году во время банковского кризиса, когда индекс опустился на 9,9 пунктов за 1 месяц:
Почему уверенность потребителей падает?
После ковидного падения в марте 2020 года США запустило программу стимулирования населения:
Помимо этих выплат, многие американцы, потерявшие работу, подали на пособия по безработице. С началом пандемии, во время пика потери работы, за пособиями обратилось более 6 млн человек:
Все эти факторы подталкивали потребление и восстановление экономики вверх, хотя индекс уверенности продолжал быть ниже доковидных уровней.
Однако петицию так и не приняли, и шансы, что она будет одобрена, очень низки: вакцинация в США идет бодрыми темпами — две вакцины получили уже более 52% населения, одну вакцину успели поставить уже 61,5% населения:
Источник: Our World In Data
Вторым важным фактором выступает крупная программа государственных расходов. В Сенате велись жаркие споры о том, какой инфраструктурный пакет принять. Изначально стимулирующий пакет предполагал инвестиции в размере 2 трлн долларов. 10 августа Сенат всё-таки одобрил пакет в размере 1 трлн долларов, что на 50% меньше изначального плана. Видно, что государство не готово безудержно тратить деньги, поэтому четвертой волны чеков ждать не приходится.
Как это влияет на фондовые рынки?
Мы видим, что индекс потребительской уверенности падает и способность государства на прямые стимулирующие выплаты иссякает. Это ещё один знак, что темпы экономического роста продолжат своё замедление ввиду сокращения расходов потребителей.
Это негативно повлияет не только на классические циклические компании, но и на многие технологические фирмы, ориентированные на предоставление сервисных услуг. Мы можем увидеть в будущих отчетах компании замедление темпов роста доходов, на что инвесторы реагируют негативно.
Вывод
На фоне спада экономической активности населения США логично ждать ослабления темпов роста финансовых результатов цикличных и сервисных компаний. Также, на Джексон Хоуле или на заседании ФРС осенью может быть объявлен план по сворачиванию стимулирования экономики и поднятию ставок процента. Оба этих события негативны для фондовых рынков, особенно если они идут вразрез с мнением крупных инвестиционных банков.
Мы считаем, что сейчас стоит уже начать готовиться к возможной коррекции на рынке США, если раннее вы этого не сделали. Самое время держать крупную долю свободных средств на портфелях, чтобы купить недооценённые активы на просадках и получить высокие доходности в будущем.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Consumer Confidence | Индекс доверия потребителей
Consumer Confidence
Индекс доверия потребителей
Дата выхода: Ежемесячно, в последний вторник месяца
Время выхода: В 11 утра по североамериканскому восточному времени
Публикуется: Conference Board Inc
В опросе Conference Board принимают участие около 5000 семей. Респондентов просят оценить текущие и будущие экономические условия своей страны, используя такие параметры, как возможность найти работу, условия ведения бизнеса и состояние экономики в целом. Опрос затрагивает пять ключевых пунктов:
Текущие деловые условия
Текущие условия занятости
Деловые условия на следующие 6 месяцев
Условия занятости на следующие 6 месяцев
Общий доход семьи на следующие 6 месяцев
Для каждого вопроса рассчитывается относительное значение, равное отношению доли положительных ответов к сумме долей положительных и отрицательных ответов. Затем соотносится с соответствующим среднегодовым значением на 1985 г. (который считается базовым) и вычисляется как среднее по пяти вопросам. За начальную отметку берется 100.
Время выхода
Индекс доверия потребителей публикуется ежемесячно, в последний вторник месяца и представляют данные за текущий месяц. Время выхода новости – 11 утра по североамериканскому восточному времени. Результаты по данным можно найти на сайте Conference Board Inc, или получить из независимых источников новостей, таких, как Bloomberg и Thomas Reuters.
Интерпретация данных
После мирового финансового кризиса, рынок стал с особым вниманием следить за изменениями потребительского доверия, и теперь эти данные оказывают очень значимое влияние на торги в отличие от докризисных времен. И этому есть разумное объяснение. Индекс потребительского доверия является опережающим индикатором потребительских расходов, а от потребительских расходов зависит большая часть общей экономической активности и ВВП.
Если потребители не уверены относительно экономических перспектив, они, как правило, сокращают свои расходы, что негативно отражается на бизнесе и производственном секторе и ведет к сокращению рабочих мест. В результате люди, оставшиеся без работы еще больше «прижимаются» в своих расходах, что создает порочный круг и может очень навредить экономике.
Если результат по индексу оказывается лучше ожиданий, значит доверие потребителей на высоких уровнях, что является позитивным фактором для доллара. И наоборот, если данные по индексу не оправдывают рыночных прогнозов, это может негативно отразиться на потребительском доверии и оказать давление на американскую валюту.
Заключение
Чтобы торговать на новостях по данному индикатору, трейдерам стоит основаться на степени отклонения от ожидаемого результата. Чем больше фактический показатель отклоняется от ожидаемого, тем большее влияние это окажет на торги.
Индекс потребительского доверия (CCI)
Опубликовано 05.06.2021 · Обновлено 05.06.2021
Что такое индекс потребительского доверия (CCI)?
Индекс потребительского доверия (CCI) – это исследование, проводимое The Conference Board, которое измеряет, насколько оптимистично или пессимистично настроены потребители в отношении своего ожидаемого финансового положения. Индекс CCI основан на предпосылке, что если потребители настроены оптимистично, они будут тратить больше и стимулировать экономику, но если они пессимистичны, их структура расходов может привести к рецессии.
Ключевые выводы
Понимание индекса уверенности потребителей (CCI)
Индекс CCI публикуется в последний вторник каждого месяца и считается наиболее надежным индикатором потребительского доверия в США. По сути, это барометр состояния экономики США, основанный на восприятии потребителями текущего состояния бизнеса и занятости, а также их ожиданий в отношении бизнеса, занятости и доходов на следующие шесть месяцев. CCI проводится Nielsen, глобальным поставщиком информации и аналитики о покупательских привычках и наблюдениях потребителей.
Индекс потребительского доверия основан на опросе потребительского доверия, размер выборки которого составляет 3000 анкет. Изначально обследование проводилось каждые два месяца, начиная с 1967 года, но в 1977 году было изменено на ежемесячное отслеживание. Было задано пять вопросов: два касались текущих экономических условий и три касались будущих ожиданий.
Индекс текущей ситуации
Индекс ожиданий
На каждый ответ можно дать один из трех ответов: положительный, отрицательный или нейтральный. Существует также индекс текущей ситуации, который представляет собой среднее значение двух вопросов, связанных с текущими экономическими условиями. Ответы на три других вопроса составляют основу индекса ожиданий.
После того, как данные собраны,рассчитывается относительная ценность каждого вопроса, которая затем сравнивается с каждым относительным значением с 1985 года, которое установлено в качестве эталона 100. Это сравнение относительных значений приводит к «значению индекса». по каждому вопросу.
Критика Индекса потребительского доверия (CCI)
В то время как некоторые в экономическом сообществе рассматривают CCI как отстающий индикатор, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) считает доверие потребителей ведущим индикатором, который сделает CCI ведущим экономическим индикатором для экономики США. Опережающие индикаторы предоставляют качественную информацию, используемую для мониторинга текущей экономической ситуации и в качестве предупреждения о поворотных моментах в экономической деятельности.
В ноябре 2020 года Conference Board объявил, что CCI резко упал до 96,1 с 101,4 в октябре 2020 года.И «индекс текущей ситуации», и «индекс ожиданий» также упали вместе с первым, составив 105,9 за ноябрь 2020 года (против 106,2 в предыдущем месяце), в то время как последний упал до значения 89,5 (против 98,2, опубликованных в октябре. 2020).
По словам Линн Франко, старшего директора по экономическим показателям The Conference Board:
Потребительское доверие снизилось в ноябре после того, как в октябре оно практически не изменилось. Потребители оценили текущие условия как стабильные, хотя потребители отметили умеренность в деловых условиях, предполагая, что рост замедлился в четвертом квартале. В преддверии 2021 года потребители не предвидят, что экономика и рынок труда набирают силу. Кроме того, возрождение COVID-19 еще больше увеличивает неопределенность и усугубляет опасения относительно перспектив.
Особые соображения
Conference Board – это глобальная независимая бизнес-ассоциация и исследовательская ассоциация. Он был основан в 1916 году, и его миссия состоит в том, чтобы предоставить ведущим мировым организациям практические знания, необходимые для улучшения их деятельности и лучшего обслуживания общества. Совет призван помочь своим членам понять и сориентироваться в наиболее важных проблемах настоящего времени. Совет также проводит исследования и форумы, на которые собираются руководители бизнеса. Эти идеи используются в его исследованиях и повестках дня встреч.
Индекс потребительского доверия
Определение индекса потребительского доверия, расчет индекса
Информация об определении индекса потребительского доверия, расчет индекса
Содержание
Содержание
Определение термина индекс потребительского доверия
До потребительской депрессии недалеко: Исследование Nielsen
Определение термина индекс потребительского доверия
Традиционно индекс потребительского доверия используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики, считается опережающим индикатором делового цикла.
До потребительской депрессии недалеко: Исследование Nielsen
Две трети россиян не готовы тратить. Рост рынка продуктов питания и напитков замедлился, но это не значит, что следует остановить инвестиции в разработку новых продуктов.
По данным исследования Nielsen, в 2008 году российский рынок упакованных продуктов питания и напитков «выстрелил» почти на 23% (22,5%) по стоимости, подстегнутый высокой продовольственной инфляцией. При этом в последние месяцы 2008 года рост рынка, который стабильно развивался в течение докризисного периода, фактически остановился, и впервые за последние несколько лет розничные продажи продемонстрировали тенденцию к отрицательной динамике.
По данным Nielsen, c августа по ноябрь 2008 года, потребление упакованного продовольствия снизилось на 0,3%. Потеря в динамике продаж в натуральном выражении, по сравнению с периодом апрель-июль 2008, составила порядка пяти (4,8) процентных пунктов. В результате этого прирост рынка в натураприростбъеме за совокупный период с декабря 2007 по ноябрь 2008 не дотянул и до 5%».
Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе данных онлайн исследований исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. Результаты недавнего онлайн опроса, который был проведен 16-20 февраля 2008 года только в Российской Федерации, стали частью второй волны масштабного исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’.
Первое резкое падение индекса потребительского доверия в Российской Федерации (на рекордные 16 (!) пунктов) произошло в ноябре 2008. Набирающая обороты рецессия в экономике, рост безработицы, девальвация рубля и бремя кредитов, набранных в «оптимистичные» годы, накладывает отпечаток на настроения потребителей. По данным онлайн-исследования Nielsen, в феврале 2009 года индекс потребительского доверия в Российской Федерации, и без того низкий, потерял еще 6 пунктов по сравнению с ноябрем 2008, составив 82 пункта.
Стоит отметить, что наиболее заметное снижение оптимизма по поводу трудоустройства у россиян произошло в ноябре 2008 года, и по сравнению с этим периодом в феврале 2009 падение оказалось не столь знательное.
Аналогичным образом меняется восприятие российскими потребителями и состояния собственных финансов. Наибольшее снижение по этому показателю было зарегистрировано Nielsen в ноябре 2008 года. В феврале 2008 года же значительного падения не наблюдалось. Меньше половины российских онлайн-пользователей (47%) сегодня уверены в своих финансах. В ноябре их было 51%.
Однако, что касается готовности тратить, то, похоже, именно сейчас российский потребитель, позволивший себе «погулять» на Новый год и Рождество, всерьез берется за экономию.
Изменения индекса потребительского доверия в Российской Федерации в 2005-2008 г.г. Данные глобального онлайн исследования Nielsen. Замер в ноябре и феврале проводился только в Российской Федерации.
Тенденции на рынке упакованных продуктов питания и напитков в период рецессии
Ситуация сегодня может быть осложнена тем, что отдельные каналы дистрибуции, включая антикризисные стратегии, делают ставку на оптимизацию ассортимента, что затрудняет попадает на полку новых брендов. Порядка 17% представителей традционной розничной торговли, опрошенных в ходе исследования «Каналы дистрибуции: антикризисное поведение» сообщили, что уменьшили ассортимент. Обнадеживающая новость в том, что сокращение пока незначительное: в среднем
15% ассортимента в магазинах, где провели оптимизацию ассортимента. А самой распространенной тактикой для продовольственной розницы, чтобы оставаться эффективными в условиях ресессии, становится сокращение товарных запасов.
В условиях, когда покупательная способность потребителей падает, из ключевых тенденций, которые управляли развитием продовольственного рынка до кризиса, на первый план выходит справедливая стоимость. Однако это не значит, что удобство, разнообразие и польза для здоровья больше не актуальны. Теперь для потребителей эти понятия приобретают новое значение.
Как показали результаты исследования продаж в розницу упакованных продуктов питания и напитков, проведенных Nielsen в Городской Российской Федерации за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года, в восьми их десяти самых быстрорастущих (по стоимости) категорий рынка высокие темпы роста определяются в том числе и другими факторами, кроме инфляции.
Так, категория Питьевые йогурты выросла за вышеуказанный период +1% в натуральном выражении и 30% в стоимостном за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Ее рост стимулирован развитием инновационого сегмента функциональных йогуртов. Товары этой категории позволяют приобретателю заботиться о здоровье и красоте.
Важную роль в удорожании категории Соленые снеки играет тенденция к даун-сайзингу (уменьшению объемов) упаковки, которая проявилась в последние месяцы прошлого года.
Интересно отметить еще один факт, который характеризует развитие российского продовольственного рынка: если в течение первых месяцев 2008 года потребление традиционных молочных продуктов в Городской Российской Федерации неуклонно снижалось, то с наступлением кризиса, в IV квартале 2008 года ситуация в молочной индустрии начала меняться, и уже в октябре и ноябре 2008 года наблюдался рост продаж в розницу молока.
Об исследовании российского рынка упакованных продуктов питания и напитков:
Об исследовании ‘Russians Through Crisis’
Каналы дистрибуции: Антикризисное поведение»:
Цель исследования Nielsen «Каналы дистрибуции: Антикризисное поведение»: показать общую картину того, как действуют представители Tрадиционной Tорговли (ТТ) в современных рыночных условиях. Данный проект осуществлен с помощью HHT-терминалов (терминалы автоматизированного сбора данных).
Исследование «Каналы дистрибуции: Антикризисное поведение» было осуществлено в 3 волны, в рамках которых было опрошено 3431 владельцев / представителей традиционной торговли, несетевых Мини/Супермаркетов и HoReCa, в 20 городах Российской Федерации с 24 декабря 2008 по 27 января 2009.
По данным аудита продаж в розницу, проведенного Nielsen в городах Российской Федерации с населением свыше 10 тыс. человек за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 г.
Молочные продукты: ке включая желтый и белый сыр
Продукты для кулинарии супы, бульоны, блюда быстрого приготовления, приправы, лапша быстрого приготовления, смеси для приготовления блюд),
Кондитерские предмета торговли: включая шоколадные предмета торговли, конфеты, мучные предмета торговли, жевательная резинка, и др.).
Барометр доверия
Индекс потребительского доверия является показателем во многом субъективным. Ибо помимо конкретных изменений в экономике страны, на него влияют и многие другие факторы.
Но с другой стороны, результаты опросов отражают и объективную реальность.
В течение первой недели декабря статистический центр Финляндии провел традиционный опрос общественного мнения, имеющий целью определить отношение населения к экономической ситуации в стране и к своему собственному материальному положению. В результате подобных опросов, организуемых здесь ежемесячно, вычисляется так называемый индекс потребительского доверия.
Декабрьский индекс оказался значительно выше ноябрьского, что для большинства специалистов явилось неожиданностью. Обычно в декабре люди бывают настроены менее радужно, чем в январе. На финише года человеку свойственно непроизвольно оглядываться на прожитые двенадцать месяцев. Прошлое же всегда вызывает неудовлетворенность из-за большого числа несбывшихся надежд. Поэтому оптимизм граждан, как правило, возрастает в начале года, когда их взоры вновь устремлены вперед, а сердца полны свежих надежд и планов. Немаловажным фактором является также и то, что повышение заработной платы во многих отраслях экономики Финлянии и в ее государственном секторе происходит, большей частью, в начале года, а не в конце.
Тем не менее, на этот раз декабрь принес собой некоторый подъем общественного настроения. Декабрьский индекс определялся цифрой 14,6, тогда как месяцем раньше этот показатель был равен 10,8.
Примечательно, что отношение финнов к собственному материальному положению осталось на уровне предыдущего месяца, но оценки экономической ситуации и трудовой занятости стали более позитивными. Тридцать семь процентов опрошенных в декабре людей считают, что безработица в стране будет расти. Месяц назад пессимистов было значительно больше — 48 процентов. Прибавилось уверенности и во взглядах на рост индекса пром производства. Большинство считают, что в ближайшем будущем объем производства Финляндии будет увеличиваться.
Индекс потребительского доверия, безусловно, является показателем во многом субъективным. На него влияют не только конкретные изменения в экономике страны, но и многие политические факторы, а также средства массовой информации, которые далеко не всегда бывают достаточно профессиональными и беспристрастными. Но с другой стороны, результаты опросов отражают и объективную реальность. В них просматривается общественная интуиция, позволяющая людям ощущать подъемы и спады в экономике государства и в их личном благополучии.
Нужно сказать, что, несмотря на декабрьский подъем, индекс доверия финского приобретателя за весь 2004 год, оказался довольно скромным. Среднегодовая величина индекса составила 13,5. Это, конечно, существенно выше, чем в 2001 году, когда значение индекса было близко к четырем. Но одновременно нынешний показатель намного уступает рекордному 1999 году, когда президентом страны был еще М. Ахтисаари. Тогда индекс доверия определялся цифрой 21.
В целом можно заметить, что в период с 1996 года по 2000 год финны были намного увереннее в своем настоящем и будущем. Средняя величина индекса доверия в те годы превышала отметку 15. Это вполне объяснимо. В то время экономика Финляндия находилась в состоянии бурного подъема. Страна стремительно вышла из кризиса и достигла экономических высот, каких не достигала за всю свою историю. По такому показателю, как валовой национальный товар в расчете на душу населения Финляндия занимала первое место в мире. А по уровню жизни населения финны были в призовой тройке среди европейских стран. В тот же период произошел триумфальный взлет компании Нокиа и рост высокой технологии в целом. Имело место также резкое увеличение положительного баланса внешней торговли. Все это не могло не отразиться на общем моральном настрое населения.
В последние же три-четыре года финны, похоже, перестали ощущать себя жителями страны, идущей в мировом авангарде. Рост занятости населения приостановился, а что касается валового национального товара, то в этом плане страна сместилась с первого места в мире на пятнадцатое. Конечно, нельзя утверждать, что спад является следствием смены президента, тем более, что президент не является фигурой непосредственно отвечающей за экономику. Тем не менее, серия политических конфузов внутри страны, а также неопределенность внешнеполитической линии Финляндии, наблюдавшиеся в последние годы, не могли не повлиять на экономическую ситуацию. Хотя спада, как такового не произошло, но подъем прекратился, а это естественно повлекло за собой снижение оптимизма в обществе, что и отражается в величине индекса доверия.
Обычно сокращается до customer conf. Отчет по потребительскому доверию изучает реакцию национального настроения на текущую ситуацию и степень потребительских надежд или сомнений на будущее, беспокойства по поводу инфляции. Отображает важнейшие экономические интересы как нации в целом, так и отдельных личностей, традиционно используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики. Индекс рассчитывается с 1967 года. Сначала он был равен «100». Показатель особенно важен в период национальной паники и кризисов, как, например, биржевой крах 1987 года, перед началом и в течение войны в Персидском заливе 1991 года, после нефтяных шоков, во время спадов и т.д. Индекс считается в % как относительный показатель количества положительных/отрицательных ответов на общее количество ответов.
Consumer Confidence index включает оценку респондентов как текущих так и ожидаемых условий по системе «лучше-хуже» по ряду вопросов:
Финансовая ситуация семьи по отношению к предыдущему периоду.
Ожидаемая финансовая ситуация семьи в течение года.
Оценка делового состояния экономики в течение года.
Оценка ожидаемой безработицы и экономического спада.
Оценка домашних покупок ( одежда, бытовая техника и т.д.)
При этом Consumer Confidence index определяется как 2/5 от оценки текущего состояния и 3/5 от ожиданий.
Отчет публикуется в 10-00 утра поВашингтону или в 18-00 по московскому времени обычно в последнюю среду отчетного месяца Советом управляющих Федерального резерва (Conference Board), за текущий месяц.