Индивидуальные сообщения что это
Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений в договорных органах по правам человека
Н.Ю. Гремза, аспирант МГИМО (У) МИД России.
Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений в конвенционных комитетах осуществляется в соответствии с положениями трех универсальных договоров в сфере прав человека и согласно факультативным протоколам к двум другим универсальным договорам.
Разработан проект Факультативного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах. Вместе с тем отсутствует проект соответствующего факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка.
См.: Карташкин В.А. Международные механизмы защиты прав человека. Как подать жалобу в международные органы. М., 2003.
Комитет, обладающий необходимой компетенцией, получает и рассматривает индивидуальные жалобы в соответствии с положениями Конвенции или факультативного протокола, а также согласно собственным правилам процедуры.
Согласно правилам процедуры комитетов Генеральный секретарь обязан доводить до сведения таких комитетов индивидуальные жалобы, поданные в соответствии с положениями Конвенции или факультативного протокола. В случае необходимости Генеральный секретарь может запрашивать у автора сообщения разъяснение по поводу того, желает ли автор, чтобы его сообщение было подано в Комитет для рассмотрения.
Генеральный секретарь готовит перечни сообщений, поданных в Комитет, с кратким изложением их содержания и регулярно передает их членам комитетов, а также он должен вести постоянный реестр таких сообщений. Полный текст индивидуальных сообщений, которые доведены до сведения комитетов, должен быть доступным для каждого члена Комитета (по его запросу).
Генеральный секретарь может запрашивать у автора сообщения разъяснения, касающиеся применимости соответствующих положений Конвенции или факультативного протокола к его сообщению, в частности в отношении:
имени, адреса, возраста, рода занятий и удостоверения личности автора;
положения или положений Конвенции, о нарушении которых было заявлено;
действий, предпринятых автором в целях исчерпания внутренних средств правовой защиты;
того, рассматривается ли данный вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.
При запросе разъяснений или дополнительной информации Генеральный секретарь должен установить необходимый срок для автора сообщения с тем, чтобы не допустить неоправданных задержек в процессе осуществления процедуры подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений. Комитет вправе утвердить список вопросов в целях получения перечисленных ранее сведений от автора сообщения.
В соответствии с положениями Конвенций и факультативных протоколов при рассмотрении индивидуальных сообщений комитеты проводят закрытые заседания.
Согласно правилам процедуры член Комитета не должен принимать участие в рассмотрении сообщения Комитетом, если:
член Комитета имеет какую-либо личную заинтересованность в деле;
член Комитета в каком-либо виде участвовал в принятии решения по делу, касающемуся данного сообщения.
Согласно положениям Конвенций и факультативных протоколов конвенционные комитеты сначала рассматривают вопрос о приемлемости сообщения. В случае признания индивидуального сообщения приемлемым Комитет рассматривает его по существу.
Основные условия приемлемости индивидуальных сообщений можно обобщить по следующим пунктам:
ratione personae (в отношении лица);
ratione loci (в отношении места);
ratione temporis (в отношении времени).
Для того чтобы Комитет признал индивидуальное сообщение приемлемым, он должен обладать юрисдикцией по всем трем пунктам.
Во-первых, Комитет должен обладать юрисдикцией ratione personae (в отношении лица), то есть сообщение должно быть подано лицом (группой лиц), которое утверждает, что оно лично стало жертвой нарушения Конвенции со стороны государства, признавшего компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные сообщения.
В-третьих, Комитет должен обладать юрисдикцией ratione temporis (в отношении времени), то есть нарушение Конвенции, жертвой которого стало подавшее сообщение лицо, должно произойти после признания государством компетенции Комитета рассматривать индивидуальные сообщения. Возможны исключения из данного права. Так, например, Комитет по правам человека установил, что он обладает юрисдикцией ratione temporis, если нарушение Пакта, произошедшее до признания государством соответствующей компетенции Комитета, имеет продолжительные последствия, распространяющиеся также на период после признания государством компетенции Комитета рассматривать индивидуальные сообщения.
Помимо указанной группы условий приемлемости Конвенции и факультативные протоколы предусматривают ряд иных условий.
Комитеты считают неприемлемым любое индивидуальное сообщение, которое является анонимным или (по мнению членов Комитета) представляет собой злоупотребление правом на представление таких сообщений или несовместимо с положениями соответствующей Конвенции.
Договорные органы также не рассматривают никаких сообщений от какого-либо лица до тех пор, пока не удостоверятся в том, что:
Шейнин М. Указ. соч. С. 12.
Условием приемлемости служит также аргументация заявления о нарушении права. Отсутствие обоснования заявления, в частности, недостаточность фактической информации и юридических аргументов в поддержку своего заявления, является достаточным основанием для признания жалобы неприемлемой.
После рассмотрения правовых основ функционирования процедуры индивидуальных сообщений, с точки зрения автора настоящей статьи, целесообразно обратиться к вопросу эффективности такой процедуры.
Думается, что для оценки эффективности рассматриваемой процедуры целесообразно воспользоваться критериями, предложенными Э. Бернсом:
Доступность процедуры индивидуальных сообщений для граждан государств, признавших соответствующую компетенцию конвенционного комитета, является первым критерием эффективности процедуры.
Таким образом на указанные 6 государств приходится 26,1% общего числа всех жалоб, зарегистрированных в Комитете по правам человека; 65,7% общего числа всех жалоб, зарегистрированных в Комитете против пыток, и 85,7% общего числа всех жалоб, зарегистрированных в Комитете по ликвидации расовой дискриминации.
В этой связи встает вопрос, как лучше использовать ресурсы международной системы защиты прав человека, включая процедуру жалоб или иные механизмы, на устранение серьезных нарушений прав человека, имеющих место во многих странах, откуда направляется незначительное количество сообщений. Для решения этой проблемы в рамках процедуры индивидуальных сообщений необходимо решить вопрос о том, каким образом предоставить реальную возможность физическим лицам в таких государствах подать жалобу.
Существенными препятствиями на этом пути являются низкая информированность населения государств, признавших соответствующую компетенцию комитетов, игнорирование процедуры и недостаточный доступ к помощи экспертов, необходимой для составления и подачи жалобы, а также страх перед преследованиями со стороны властей. Теоретически подача индивидуального сообщения в Комитет не требует больших финансовых затрат, поскольку необязательно нанимать юриста для подачи жалобы, не требуется тратить средства на поездку в Женеву или Нью-Йорк на устные слушания. Тем не менее подача жалобы без экспертной поддержки для многих представляется невозможной, и в целях повышения шансов на успех помощь экспертов часто является необходимой для составления и поддержки жалобы. В настоящее время не существует международной юридической помощи, доступной при подготовке индивидуальных сообщений.
Некоторые практические шаги в целях повышения осведомленности граждан и государственных служащих о процедуре индивидуальных жалоб были предприняты правительствами и неправительственными организациями. Так, например, в некоторых странах после ратификации Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах были проведены семинары для государственных служащих и юристов.
Другим критерием эффективности процедуры служит продолжительность рассмотрения индивидуального сообщения и вынесения решения по нему. С точки зрения лица, подавшего жалобу, быстрое решение по его жалобе представляется весьма желательным. Это объясняется в том числе и тем, что в большинстве случаев требование о необходимости исчерпать все внутригосударственные средства правовой защиты означает, что лицо, подавшее жалобу, может участвовать в судебных разбирательствах на национальном уровне в течение нескольких лет.
На продолжительность рассмотрения и вынесения решения по жалобе влияют следующие факторы:
Andrew Byrnes. An effective complaints procedures in the context of international human rights law // A.F. Bayefsky (ed.), The UN Human Rights Treaty System in the 21st Century. P. 147.
Третьим критерием эффективности процедуры индивидуальных сообщений являются временные меры. В связи с тем, что рассмотрение жалобы часто занимает длительный срок, доступность временных мер по защите лица, подавшего жалобу, от непоправимого ущерба имеет существенное значение. Все договорные органы, обладающие компетенцией на рассмотрение индивидуальных жалоб, вправе требовать от государства принятия временных мер на период рассмотрения жалобы. Такие требования были выдвинуты по ряду дел, в основном касающихся смертной казни и депортации. Обычно государства выполняют требования комитетов по принятию временных мер, хотя в нескольких случаях государственные органы не осуществляли эти меры или предпринимали шаги, которые означали, что требование о временных мерах не может быть исполнено, в частности, приводили в исполнение смертные приговоры.
Следующим критерием является надлежащая правовая процедура. Рассмотрение индивидуальных сообщений всеми четырьмя договорными органами осуществляется в письменной форме. Стороны не уполномочены представлять устные аргументы или доказательства. Тем не менее правила процедуры предусматривают право каждой стороны представлять дело полностью. Предложения некоторых специалистов по проведению устных слушаний постоянно наталкиваются на убеждение большинства экспертов о невозможности рассмотрения комитетами неписьменных доказательств по причине недостаточности времени и ресурсов.
Вместе с тем в определенных случаях устные слушания были бы возможны и целесообразны. Некоторые жалобы, рассмотрение которых затягивается на месяцы и годы в связи с представлением письменных документов, могли бы быть решены комитетами быстро на устных слушаниях в присутствии обеих сторон. В делах, где спорными являются вопросы факта, устные слушания могли бы стать наиболее эффективным способом решения дела. С точки зрения автора настоящей статьи устные слушания не должны проводиться в полном объеме (по примеру британской модели), скорее, они должны быть существенно ограничены во времени и являться дополнением к письменному делопроизводству.
Поскольку в связи с проведением устных слушаний комитеты будут вынуждены тратить больше времени на рассмотрение сообщений, необходимо предусмотреть способы, с помощью которых можно было бы уменьшить общую нагрузку на комитеты. Например, можно предусмотреть процедуру рассмотрения жалоб в камерах комитета. Более того, если Комитет намеревается проводить устные слушания для выяснения вопроса факта, возможно принятие соответствующей процедуры и назначение одного из членов Комитета для установления факта с последующим предоставлением доклада Комитету. Даже в этом случае дополнительные расходы неизбежны. В целях уменьшения расходов члену Комитета, возможно, следует проводить устные слушания в соответствующем государстве.
Пятым критерием эффективности процедуры является публичность. В настоящее время во всех договорных органах, за исключением Комитета по правам человека, рассмотрение дела осуществляется конфиденциально. Первоначальная практика названного Комитета также сводилась к тому, что все дела рассматривались конфиденциально. Таким образом ни Комитет, ни стороны не вправе были разглашать информацию по делу до вынесения решения о приемлемости или до принятия окончательного решения. В действительности это означало, что лицо, подавшее жалобу, не могло комментировать ход заседаний по делу и знакомить общественность с копиями документов, представленных в Комитет другой стороной. Поскольку такие ограничения были весьма существенными и входили в противоречие с практикой большинства государств, Комитет по правам человека пересмотрел собственную позицию по данному вопросу и на своей сессии в апреле 1997 г. снял ограничения в отношении публичности.
Таким образом в настоящее время петиционер вправе знакомить общественность с имеющимися у него материалами дела. Однако, согласно Правилам процедуры Комитета по правам человека, любая из сторон может потребовать, чтобы рассмотрение дела носило конфиденциальный характер, если того требуют интересы правосудия. Кроме того, без изменений осталось правило, согласно которому Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях.
Ключевым индикатором эффективности процедуры индивидуальных сообщений является быстрое и эффективное осуществление государством решения договорного органа. Реализация государством решения Комитета зависит от следующих факторов:
См.: Самович Ю.В. Право на индивидуальное обращение в межгосударственные органы. Кемерово, 2000. С. 26.
Rosalyn Higgins. Role of litigation in implementing human rights // Australian Journal of Human Rights // http://www.austlii.edu.au.
Налицо слабость позиций договорных органов в процедуре индивидуальных жалоб. Это выражается, в первую очередь, в том, что решения («соображения»), принимаемые комитетами по индивидуальным сообщениям, не имеют обязательной юридической силы, а также в том, что комитеты не обладают эффективным механизмом контроля за выполнением своих решений и не в состоянии самостоятельно или при помощи других международных органов оказывать какое-либо существенное давление на государства.
Другим показателем низкой эффективности процедуры индивидуальных сообщений является тот факт, что каждый договорный орган, обладающий соответствующей компетенцией, способен рассматривать ежегодно не более 30 индивидуальных сообщений. При этом качество принимаемых решений, в особенности мотивировочная часть, вызывает обоснованную критику.
Перечисленные проблемы вызваны нежеланием ряда государств активно сотрудничать с комитетами в рамках процедуры индивидуальных жалоб, а также недостатком необходимых финансовых ресурсов и ограничениями во времени (небольшой продолжительностью сессий договорных органов).
Диапазон мнений по поводу того, какие меры необходимо предпринять в целях повышения эффективности рассматриваемой процедуры, достаточно широк. Более того, специалисты расходятся во мнениях относительно задач, которые должны стоять перед договорными органами в процессе применения данной процедуры, а также относительно общего направления, в котором должна развиваться процедура.
Henry J. Steiner, Philip Alston. International human rights in context. Law, politics, morals. 2000. P. 740.
Henry J. Steiner. Individual claims in a world of massive violations: What role for the Human Rights Committee? // P. Alston, J. Crawford (ed.), The Future of UN Human Rights Treaty Monitoring. 2000. P. 41.
По мнению автора настоящей статьи отказ комитетов от обязательной юрисдикции по индивидуальным жалобам будет означать шаг назад, поскольку лишит большинство лиц, подавших индивидуальные жалобы, последней надежды на защиту нарушенных прав. Какие бы критерии дискреционной юрисдикции ни были установлены, отрицательные последствия от введения такой юрисдикции явно перевешивают положительный эффект. Думается, что для повышения эффективности процедуры индивидуальных сообщений вовсе не обязательно пересматривать задачи и функции договорных органов, а также менять основные принципы функционирования комитетов в рамках данной процедуры.
В числе предложений, заслуживающих внимание, необходимо также отметить следующие рекомендации договорным органам:
Реализация этих предложений, на наш взгляд, могла бы положительным образом сказаться на эффективности процедуры индивидуальных сообщений. Вместе с тем, учитывая финансовые трудности и отсутствие у значительного числа государств политической воли, направленной на развитие данной процедуры, осуществление большей части этих мер, в особенности принятие поправок к конвенциям и факультативным протоколам, в ближайшее время представляется маловероятным. При этом предложение о проведении публичных слушаний по индивидуальным жалобам заслуживает дальнейшего изучения, поскольку его реализация может повлечь за собой как позитивные, так и негативные последствия. Кроме того, проведение публичных слушаний (открытых заседаний) также потребует внесения соответствующих изменений в конвенции и факультативные протоколы.
Помимо предложений, направленных на повышение эффективности процедуры индивидуальных сообщений в каждом комитете в отдельности, некоторые специалисты предлагают повышать эффективность такой процедуры путем объединения первых стадий для всех договорных органов. В частности, Джэп Е. Доек выдвигает следующие предложения:
Думается, что предложения Джэпа Е. Доека могут в дальнейшем выступать в качестве одной из тем дискуссии о развитии процедуры индивидуальных сообщений, поскольку меры по реформированию процедуры жалоб, претворение которых в жизнь в ближайшее время представляется весьма вероятным, могут оказаться недостаточными для существенного повышения эффективности рассматриваемой процедуры. Однако следует признать, что в ближайшем будущем ни государства, ни договорные органы, ни значительная часть юристов-международников не готовы поддержать предлагаемые Джэпом Е. Доеком меры.
В целях изменения современного положения в лучшую сторону автор настоящей публикации считает необходимым осуществить следующие меры.
Во-первых, представляется целесообразным применять индивидуальный подход к рассмотрению каждого конкретного сообщения, который должен проявляться в сроках, устанавливаемых договорными органами применительно к стадиям рассмотрения сообщений в зависимости от специфики дел.
Необходимо уделять больше времени рассмотрению дел, не имеющих аналогов в практике договорных органов, а также дел повышенной сложности, акцентируя внимание при этом на правовом обосновании принимаемых решений.
В отношении дел небольшой сложности, аналогичных или идентичных делам, которые были рассмотрены Комитетом ранее, возможно применение правила, схожего с правилом прецедента. При этом договорным органам вовсе не обязательно строго придерживаться данного правила. Такая мера позволит существенным образом сократить сроки рассмотрения значительной части индивидуальных сообщений, поступающих в комитеты, а также придать практике договорных органов последовательность и преемственность вне зависимости от изменения состава этих органов.
Помимо собственной сложившейся практики рассмотрения индивидуальных сообщений каждому комитету следует, на наш взгляд, использовать опыт других конвенционных органов в области рассмотрения индивидуальных жалоб, в том числе ссылаясь на их решения по аналогичным делам. Для обмена опытом необходимо уделять больше внимания процедуре индивидуальных сообщений на совещаниях председателей комитетов и межкомитетских совещаниях.
Во-вторых, для повышения эффективности процедуры индивидуальных сообщений комитетам следует заимствовать положительный опыт друг у друга. Так, например, заслуживает внимание ряд нововведений Комитета по правам человека, а именно: совмещение принятия решений по приемлемости и по существу индивидуального сообщения; отказ от конфиденциальности при рассмотрении жалоб; учреждение должности Специального докладчика по контролю за выполнением решений.
В-третьих, следует уделить особое внимание надзору за выполнением решений договорных органов с привлечением внимания общественности к процедуре индивидуальных сообщений через СМИ, а также при содействии неправительственных организаций и органов ООН.
В целях экономии времени следует также реализовать предложение ряда специалистов о рассмотрении индивидуальных сообщений в составе камер. Для того чтобы практика рассмотрения жалоб камерами не противоречила положениям Конвенции или Факультативного протокола, решения, принятые камерами, должны утверждаться на пленарных заседаниях договорных органов. Думается, что наиболее сложные дела комитетам целесообразно рассматривать в полном составе.
Методические рекомендации по подготовке индивидуального сообщения
Индивидуальное сообщение (доклад) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.
Подготовка доклада и выступление способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Индивидуальное сообщение (доклад) – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники.
Отличительные признаки доклада
· передача в устной форме информации для максимально полного усвоения слушателями;
· публичный характер высказывания;
· стилевая однородность (выдержанность в строго научном стиле);
Этапы подготовки индивидуального сообщения
1. Выбор и осознание темы.
2. Подбор источников и литературы.
3. Работа с выбранными источниками и литературой:
а) ознакомление с материалами, вышедшими, прежде всего, в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);
б) составление библиографии;
в) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;
г) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов).
5. Систематизация фактического материала.
6. Анализ отобранного материала.
7. Составление рабочего плана.
8. Письменное изложение материала в соответствии с планом, что предусматривает строгое следование структуре сообщения.
9. Самоанализ доклада по критериям:
· степень раскрытия сущности вопроса;
· обоснованность выбора источников;
10. Редактирование, переработка текста.
11. Оформление доклада (литературное и техническое).
12. Выступление с докладом.
Рекомендации по выступлению с докладом
Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.
В докладе обязательно должно быть вступление, в котором определяются актуальность заявленной темы, задачи, стоящие перед исследователем.
Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления, который сообщается заранее.
Не рекомендуется выступать экспромтом или полуэкспромтом, не отступать в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста.
Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов, рефератов
КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)?
При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:
Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).
Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом, выделяя самое главное по ходу чтения).
Составьте план сообщения (доклада).
Напишите текст сообщения (доклада).
Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.
Не делайте сообщение очень громоздким.
При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.
Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления ) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией ).
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления :
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего».
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.
Этапы работы над сообщением.
1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.
2. Составление списка используемой литературы.
3. Обработка и систематизация информации.
4. Написание сообщения.
5. Публичное выступление и защита сообщения.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение, заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
выбор источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
составление плана реферата (порядок изложения материала);
выбор литературы (основной и дополнительной);
изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформление реферата согласно установленной форме.
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата
Содержание (с указанием страниц)
Список использованных источников
Во введении дается общая характеристика реферата:
обосновывается актуальность выбранной темы;
определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает. ») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать. » и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).