Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом чего
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
Кривцова М. И., педагог-психолог,
высшая квалиф. категория,
МАДОУ №20 «Дружный хоровод»,
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию обучения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети,имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
В настоящее время о создании специальных условий для получения образования для детей с ОВЗ,говорится в следующих нормативно-правовых актах:
Согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (ст. 23).
• ФГОС ДО так жепредлагают учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения ребенком с ОВЗ образования.
Требования Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО предполагают индивидуализацию образования, в т. ч. поддержку ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональную коррекцию особенностей его развития.
• В федеральном законе «Об Образовании в РФ» (ст. 64) указано, что «. образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.».
Использование индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения. Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.
Некоторые современные педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом. Другая категория педагогов склонна рассматривать ИОМ в личностно-ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.
В результате разнообразия взглядов возникает и множественность подходов к определению понятия «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в сфереинтеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного и нравственно-духовного развития, который строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, где активными участниками являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Поэтому в нашем понимании ИОМ – это специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках детей, овладеть ключевыми образовательными компетентностями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации и стимулировать гармоничное развитие воспитанника.
Такое определение нам ближе, т. к. чаще всего ИОМ в нашей ДОО необходимо разрабатывать для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Чаще всего дети, посещающие группу компенсирующей направленности, имеют диагноз ОНР разной степени тяжести.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
В ряде случаев сопутствующим общему недоразвитию речидиагнозом бывает дизартрия.
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.
При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка с ТНР необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития»(Л. С. Выготский, но и «горизонты развития» (Н. Н. Поддьяков, когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве (Ж. Пиаже, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
-создать благоприятные условия для общего развития ребенка и освоения ООП ДО;
— корректировать речевое развитие детей;
-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуально-волевого развития, расширять кругозор;
-корректировать зрительно-моторные нарушения, общую и мелкую моторику;
-способствовать формированию у воспитанников положительной оценки себя и своих способностей;
-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения.
Это обеспечивает успешное освоение каждым воспитанником основной общеобразовательной программы дошкольного образования, личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей и приносит преимущества социальному, нравственному и когнитивному развитию каждого ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрутавключает следующие компоненты:
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута,его успешность зависит от соблюдения комплекса факторов:
— учёт особенностей, интересов и потребностей самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— учёт возможностей ДОО удовлетворить образовательные потребности детей;
— учёт оснащённости материально-технической базы ДОО.
Мы используем ИОМ в работе с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности и имеющими трудности освоения адаптированной образовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрутвоспитанника с ОВЗ включает следующие разделы:
Индивидуальный маршрут сопровождения___
2. Дата поступления в учреждение.
ИОМпредназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями, поэтому есть пункт 3.
3. Заключения врачей –специалистов:невролога (наличие дизартрии, СДВГ, отоларинголога о состоянии слуха, хирурга-стоматолога о длине подъязычной связки, ортопеда о врожденных нарушениях осанки и т. д.
4. Заключение ТПМПК – уточненный диагноз.
5. Заключение ППк (протокол № от):
— например, по результатам первичного мониторинга затруднено освоение программы своей возрастной группы; необходима разработка и реализация ИОМ (ведущий специалист учитель-логопед); Делается вывод, что наиболее эффективны индивидуальные формы обучения;
6.Психолого-педагогическая характеристика ребенка: включает анамнез развития, итоги диагностических обследований специалистов, заключение об успешности освоения ООП ДО, особенности поведения, семейной ситуации.
7. Образовательный маршрут
В данном разделе в пояснительной записке авторы ссылаются на нормативные документы, регулирующие процесс обучения ребенка.
В данном разделе может быть помещен учебный план или сетка занятий ребенка.
8. Организация сопровождения (указываются специалисты, привлечение внешних ресурсов, направления работы, план работы, функциональные обязанности специалистов).
Для ребенка с ТНРвыделяется следующая последовательность этапов сопровождения: Сл. 12
• диагностический (проводится обследование ребенка специалистами и воспитателями);
Результат: создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребёнку с нарушениями речи. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОО и родителей.
После каждого этапарезультаты сопровождения обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме ДОО, где коллегиально вырабатывается дальнейшая стратегия сопровождения детей, корректируются и согласовываютсяцели и задачи.
• конструктивный (основной) этап предполагает собственно коррекционную работу с ребенком; Реализацию коррекционно – развивающих программ.
Результат: устранение отклонений в речевом психическом, физическом развитии. Сл. 15
• контрольный (заключительный) этап- проведение повторной диагностики, которая позволяет оценить эффективность проведенной работы и наметить перспективу дальнейшего развития детей.
Результат: решение о прекращении коррекционной работы с ребёнком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных программ, направление детей 6-7 летна ТПМПК по набору в классы СКК происходит посредством коллегиального заключения педагогов на ППк ДОО.
9. Содержание работы по сопровождению ребенка
•постановка цели: обеспечение условий для усвоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и интеграции в образовательном учреждении;
• формулировка задач коррекционной работы педагогов;
• определение основных форм работы специалистов и предполагаемого результата;
Родителям таких детей необходима психолого-педагогическаяподдержка, просвещение,часто коррекция родительско-детских отношений, так как обе стороны испытывают трудностив общении, социальной адаптации. Поэтому предусмотрен пункт 9.
10. Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание)
Указываются цели, задачи, ожидаемые результаты, направления и формы работы с семьей.
11. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам на последующую ступень обучения.
Результативность использования данной программы– анализ условий эффективной работы ИОМ. Примерный прогноз развития ребенка включает описание положительной динамики развития ребенка, изменений семейной ситуации. Рекомендации формулируются исходя из особенностей ребенка с ОВЗ.
Обучение дошкольников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
1. При выборе способов индивидуального подхода к детям опираться на знание их личностных особенностей.
2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей. Замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с неразвитыми познавательными интересами и низкой учебной мотивацией, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
3. Обеспечивать на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивное восприятиеобразовательной деятельности ребенком.
4. Непротивопоставлять более успешных детей слабоуспевающим.
5. Подвергать критике только конкретные действия ребенка, не задевая его личность (замечания без эмоциональной окраски и осуждения).
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут становится персональным путем реализации личностного потенциала ребенкас ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг его интересов, компенсировать недостатки развития и обучения, повысить самооценку, интегрировать его в социум.
4. Н. В. Нищева Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. – С. Пб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
6. Федеральные государственные требования дошкольного образования.
7. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об Образовании в РФ».
Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.
Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
Наталья Сидорова Бондарева
Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
2 Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
Для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка предусмотрено составление и реализация индивидуального образовательного маршрута <16,361>.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленна на развитие его индивидуальных способностей, другими словами, это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании <26,8>.
ИОМ – это документ, в котором указываются всё, что касается конкретного ребёнка: мероприятия коррекционного и развивающего характера, их эффективность в отношении ребёнка и данные об усвоении программного материала.
Цель ИОМ – создание благоприятных условий, позволяющих раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. Построение маршрута основывается на учёте полученных в ходе обследования (диагностики) данных и рекомендациях ПМПК <26,26>.
Основные направления построения образовательного маршрута:
— вопросы обучения и социальной адаптации;
Индивидуальный образовательный маршрут определяется потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка, а также существующими стандартами содержания образования.
Создание индивидуального маршрута начинается в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с изучения нормативно-правовой базы, включающей Закон «Об образовании РФ», Конституции РФ, и многих других.
Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута:
— целевой компонент (постанова целей, определение задач образовательной работы);
— содержательный компонент (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка);
— технологический компонент (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка);
— диагностический компонент (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический компонент (условия и пути достижения педагогических целей);
— результативный компонент (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) <26,30>.
Схема построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника:
1. Изучение запроса педагогов. В беседе с воспитателями выслушиваются замеченные проблемы усвоения программы или поведения, после его анализируется вся информация и организуется наблюдение за конкретным ребёнком.
2. Наблюдение. Используя карты наблюдений, регистрируют результаты наблюдений учебной деятельности, самостоятельной деятельности и результаты наблюдения за ребёнком во время прогулки.
3. Установление контакта с ребёнком. Контакт с ребёнком устанавливается с помощью беседы. Результаты такого контакта заносятся в бланк протокола беседы.
4. Сбор данных. В бланке психолого-педагогического представления указывают информацию о ребёнке и его семье, о соматическом здоровье ребёнка, причины разработки ИОМ и т. д.
5. Подбор диагностических методик. Учитывая возраст и особенности ребёнка, подбирается подходящая диагностическая методика.
6. Проведение диагностических работ. По выбранной методике проводится диагностика, полученные данные фиксируются в диагностической карте ребёнка. Такие мероприятия могут проводиться в несколько этапов.
7. Обработка результатов. По итогам всех вышеописанных действий, происходит написание заключения.
8. Разработка ИОМ. Исходя из результатов всех проведённых диагностик, наблюдений, сбора информации, а также от постановки целей, проектируют индивидуальный маршрут развития ребёнка, целью которого является расширение зоны ближайшего развития и формирование когнитивной сферы дошкольника.
Бывает ещё другая ситуация, когда схема построения ИОМ начинается со второго этапа, наблюдения. Это происходит в тех случаях, когда психологу нужно самостоятельно провести наблюдения и изучение каждого воспитанника с целью выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, коммуникативные, комплексные, познавательные, психомоторные). После чего происходит установление контакта с подгруппами детей, и при необходимости, индивидуально. Затем следует диагностический этап для выявление причин трудностей детей (ребёнка). Далее этап конструирования. Построение индивидуального образовательного маршрута на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Следом идёт этап реализации ИОМ в процессе жизнедеятельности дошкольников, после чего следует завершающий этап,с целью выявления результатов действия ИОМ для определения: сохранились трудности или нет.
Выбор схемы построения маршрута определяется в каждом случае индивидуально.
Следующим этапом работы педагога-психолога является разработка плана индивидуальных занятий с ребёнком. Длительность занятий и их количество в неделю определяется исходя из возраста и особенностей ребёнка.
После реализации ИОМ, психолог проводит итоговую диагностическую работу. Затем составляется сравнительный анализ результатов, в которых сопоставляют цели и задачи с фактическим итогом. Пишется отчёт. Делаются выводы о продуктивности проведённой работы между специалистами.
Также проводится консультация для родителей, даются рекомендации.
Именно при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка проявляется профессионализм педагога-психолога.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации.
Завершением образовательного маршрута служит портфель личных достижений (индивидуальное портфолио достигнутых результатов) <26,31>.
Изучая структуру и содержание индивидуальных маршрутов, нельзя составить строго определённы правила выстраивания данного маршрута. Вся организация по проектированию носит сугубо индивидуальный характер, зависящий от различных факторов,среди которых:
— возраст ребёнка;
— категория особых потребностей;
— характерные особенности ребёнка;
— цель и задачи ИОМ; и др.
В образовательном учреждении может быть предусмотрен пример (образец) построения маршрута, но невозможно «подогнать» каждого ребёнка под образец, куда проще и эффективнее «подогнать» этот образец под каждого конкретного ребёнка. Однозначного «рецепта приготовления» ИОМ развития ребёнка просто не существует.
Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению
Ольга Татаренко
Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.
Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Цель Индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т. е. на результаты освоения специальной коррекционной (логопедической) и общеобразовательной программ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка
«…Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого дошкольным образовательным учреждением и или целостной образовательной средой;
как «неформальные заказчики», «предъявляя» дошкольному образовательному учреждению образовательные потребности, речевой, социальный, психологический профиль и иные индивидуальные особенности ребенка;
на стадии реализации ребенок-логопат выступает как субъект осуществления коррекционного образования.»
Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения.
Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.
Третий этап. Проанализируйте, что ребенок может делать, а в чем испытывает затруднения.
Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях, на уроках и в повседневной жизни.
Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на уроках, занятиях у педагогов, а какие – на занятиях у воспитателя, с родителями.
Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, чтобы ребенок освоил новый материал без стрессов и напряжения.
Седьмой этап. После того, как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения.
Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет педагогу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.
Индивидуальная программа составляется сроком на один-два месяца. Далее ее содержание дополняется или корректируется. Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результата его обследования и заключения педагога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.
«Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута» можно представить следующим образом:
целевой (постановка целей получения коррекционного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении коррекционного образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания коррекционной работы, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
— структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);
— сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
— регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);
6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»
При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы специальной педагогики:
Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку-логопату возможно только на основе специальной комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе коррекционного обучения и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Устранение нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя коррекционно-педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
Принцип прогнозирования динамики речевого развития ребенка.
Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в коррекционном процессе.
Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми 5–6 лет «Детям о Великой Отечественной войне» Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми по теме: «Детям о Великой Отечественной войне» (возраст 5-6 лет).
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Берегите бумагу” Образовательная область: познавательное.