Индульгенция что это такое простыми словами в бизнесе
Значение слова «индульгенция»
[От лат. indulgentia — снисходительность, милость]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.
ИНДУЛЬГЕ’НЦИЯ, и, ж. [латин. indulgentia — прощение] (истор., церк.). В католической церкви — папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
индульге́нция
1. религ. в католической церкви — освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди
2. истор. документ, свидетельство об отпущении греха
3. перен. прощение за какие-либо неблаговидные деяния, совершённые ранее или которые могут быть совершены в будущем ◆ Но оснований для выводов, сделанных частью комментаторов (о том, что в послании содержится индульгенция правительству Касьянова до президентских выборов), на мой взгляд, нет. Любовь Шарий, «Послание президента и „политический импульс“», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: колхозный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое индульгенция
«Грешник, когда не хочешь ты
Печься, вариться, жариться
Тысячу лет в чистилище
И без конца в аду —
Здесь добудь индульгенцию,
Тяжких грехов прощение,
И за толику малую
Всевышний тебя спасет».
Шарль де Костер, бельгийский писатель, «Легенда об Уленшпигеле»
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова, прямое значение которых стало уже давно неактуальным, но они по-прежнему активно используются в современном языке (становятся нарицательными).
Так произошло с термином индульгенция, который уже пятьсот лет как не актуален, а мы все его используем как историзм. Но что это такое, что оно означало изначально и как его следует понимать сейчас? Будет интересно, не переключайтесь.
Индульгенция — это.
Под красивым словом индульгенция большинство ошибочно понимает отпущение грехов. Но такое определение хоть и очень распространено, но не совсем верно.
Чтобы разобраться в том, что такое индульгенция, какое она имеет отношение к прощению грешников, нужно проследить историю этого явления. Тем более что оно сыграло немаловажную роль в расколе католической церкви.
В переводе с латыни indulgentia означает «милость» или «прощение». В самом общем богословском смысле это Божья благодать, дарованная как исцеление от последствий совершенного греха.
В XI веке во Франции индульгенции появились, как своеобразный юридический документ, подтверждающий, что за согрешившего, но покаявшегося верующего вступаются перед Богом высшие церковные чины (папа или епископы). Заступничество духовенства заключалось в особой молитве за грешника.
Но индульгенция – это отпущение не самого греха, а временной кары за совершенные греховные деяния.
Чтобы понять, что это значит, нужно разобраться с категорией кары за грехи.
Кара за грех
В самом начале становления христианства согрешивший должен был делом на протяжении определенного отрезка времени доказывать искренность своего покаяния перед общиной. Уже в IV веке у епископов было право сокращать время покаянного наказания (епитимии) при очевидных доказательствах чистосердечного раскаяния – что-то типа досрочного освобождения.
К началу раннего средневековья было довольно четко определено, сколько каких поступков нужно совершить, чтобы загладить какой-то конкретный грех. Это и была временная кара. За смертные грехи полагалась вечная кара.
Временную кару можно было искупить усиленными молитвами, паломничеством к святым местам, постом, добрыми делами, подаяниями и проч. Таким образом, Бог становился как бы пострадавшей стороной, нуждающейся в компенсации за причиненные грешником страдания.
Церковные наказания (временная кара) были очень суровы, поэтому уже в VII веке начались попытки их смягчения путем различных замен одного наказания на другое, в том числе и денежной компенсацией в виде пожертвований церкви вместо, например, годового курса усиленных молитв.
Вначале такой подход вызвал негодование у верующих, это очень смахивало на богохульство, но вскоре споры утихли, а пожертвования церкви во имя искупления грехов стали нормой.
Расцвет индульгенций во времена Крестовых походов
Само слово indulgentia появилось при папе Александре II в XI веке, когда необходимо было стимулировать граждан к участию в Крестовых походах.
На Клермонском соборе в 1095—1096 гг. было объявлено, что всем, кто непосредственно участвует в Крестовом походе или оказывает финансовую поддержку, полагается indulgentia plenaria, или полное прощение временной кары, причем не только для них, но и для ближайших родственников – живущих и даже усопших.
Народ валом повалил в крестоносцы – за 200 лет, начиная с 1096 года было организовано 8 Крестовых походов, в которых участвовали даже женщины и дети.
За эти же столетия сформировалось несколько искаженное понимание индульгенции не как «досрочного освобождения» от временной кары, а как прощение самого греха.
Такое искажение набирало обороты, и вскоре прощение грехов за деньги или за какие-то благочестивые поступки дошло до такой точки, когда стало возможным даже отпущение будущих согрешений.
Неисчерпаемая сокровищница добрых дел
В XIV веке папа Климент VI создал учение, которое логично и красиво объясняло, что значит индульгенция, – это вовсе не погоня церковных чинов за звонкой монетой, а Божья милость, ставшая возможной из-за наличия некой «сокровищницы добрых дел», где накоплены все заслуги Христа, его сподвижников и всех святых.
Эти сусеки добра принадлежат Церкви, и она распоряжается ими по своему усмотрению, как бы покрывая согрешения неразумных христиан запасами святости их благочестивых предшественников.
Как торговля индульгенциями спровоцировала раскол
К XVI веку злоупотребления в продаже индульгенций приобрели ужасающий размах. Уже никто не учитывал, раскаялся ли человек в своем прегрешении, какая временная кара ему положена – денежный взнос считался весомым основанием для получения права на отпущение грехов.
*Сатана продает индульгенции
Индульгенции разлетались, как горячие пирожки, с их помощью собирали деньги на войны, строительство в Риме собора Святого Петра, на содержание двора и т.п. Выдавать документ об отпущении грехов имели право папа, епископы, монахи нищенствующих орденов, таких как францисканцы и доминиканцы, а также особая каста священников-распространителей индульгенций, которых называли квестариями.
Все это привело к тому, что немецкий богослов Мартин Лютер 31 октября 1517 года написал 95 тезисов о наболевшем и прибил их к воротам церкви в городе Виттенберге. Так началась великая Реформация, которая привела к расколу католической церкви и появлению протестантизма.
95 тезисов были посвящены объяснению покаяния и индульгенции в исходном их смысле, Лютер призывал вернуться христиан к истокам веры, напоминая в одном из тезисов: «Прежде церковные наказания налагались не после, а перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния».
«Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается».
Мартин Лютер, 1517 год.
Спустя полвека в 1567 году папа Пий V запретил продажу индульгенций, хотя это не остановило Реформацию. Сегодня понятие индульгенции снова означает освобождение от временной кары за те грехи, в которых верующий уже покаялся на исповеди.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (6)
А что плохого в том, чтобы за свои грехи жертвовать церкви деньги? Ведь церковь на эти суммы много добрых дел творила, хоть и не обошлось без тех священников, что поклонялись золотому тельцу.
Любопытно, что индульгенция — это не бесплатная услуга. Получается, мирские блага все же могут принести пользу духовной жизни. Хуже всего, что прощение как бы давалось даром, и не требовало никакого искупления делами или поступками.
Не удивительно, что эта возмутительная практика вызвала раскол. Возможность получить индульгенцию фактически нивелирует значимость основных заповедей.
Если человек богат, то почему бы с него не взять деньги в качестве наказания за грех, это же лучше, чем он бы молился по сто раз на дню.
А в наши дни что означает это слово, как нарицательное понятие? Видимо, вседозволенность или некое исключительное право, которое идет вразрез с самими же законами, установленными государством.
Заповеди одни для всех. Нигде нет оговорки о том, что грешить можно, если потом хватит денег откупиться.
Что значит индульгенция?
Противники Церкви чаще всего в спорах используют тему обогащения Церкви, утверждая, что она существует только для того, чтобы собирать с людей финансы. Одним из подтверждающих аргументов стал факт существования в эпоху Возрождения отпускных бумаг, которые продавались за деньги — индульгенций. Какова истинная причина их продажи и что на самом деле это такое?
Определение понятия
Индульгенция — это освобождающая грамота, которая подтверждала освобождение человека от грехов, при условии его исповедания и покаяния в этих грехах. Происходит от итальянского «indulgeo» — терпеть или позволять.
Часто так называли официальный документ, который жаловал Папа Римский за особые заслуги перед Церковью. Также, индульгенцией называли бумагу, которая была официальным разрешением епитимьи, наложенной служителями ранее. Стоит отметить, что документ был только подтверждением раскаяния в грехах, но не самим отпущением, вопреки распространенному заблуждению.
Существовало понятие полной или частичной индульгенции, которая выдавалась как подтверждение полного прощения или за определенный грех, также можно было получить бумагу как для живых христиан, так и для уже умерших.
По мере развития этого понятия и распространения его, их стали выдавать заранее, перед тем, как человек сделает что-то неблаговидное — так называемое «прощение авансом», которое выдавалось служителями знатным людям или сторонникам Церкви.
Богословское обоснование
В католическом катехизисе указано, что индульгенция является отпущением временной кары за грехи, при условии, что вина за них уже заглажена. При этом отмечалось, что получить отпускную грамоту может только христианин, который получил определенное расположение Церкви, которая имеет власть распределять и наделять дарами Христа.
Стоит отметить, что Католическая Церковь считала последствием греха:
Индульгенция — свидетельство того, что человек освобожден именно от временного наказания, таким образом это не было «приобретением Спасения за деньги» как считают многие. При этом приобрести бумагу можно было только при обязательном выполнении ряда условий:
Таким образом, отпущение нельзя было просто купить, требовалось совершить ряд действия и освободиться от греха, доказав это делами веры и милосердия.
История возникновения и развития
Изначально были созданы книги-руководства для священников, которые брали на себя ответственность и принимали в Лоно Церкви христиан-отступников, которые раскаивались в прегрешениях. С конца VII века они активно использовались при исповеди, облегчая священнику процесс принятия раскаяния и помогали выбрать соответствующее наказание/дело милосердия для человека в качестве его доказательства веры.
Термин «indulgentia» также использовался в светском праве в Средние века в качестве отпускной бумаги для преступников, которым дарили амнистию в честь праздника Пасхи. В Церкви появляется термин в XI веке, а богословски обосновал его Гуго Сен-Шерский в своих трудах.
После этого папа Климент VI в 1343 году официально утверждает догмат, подтверждающий, что правом отпущения грехов обладает только глава католиков.
Развитие продажи индульгенций набирает особую силу в 1300-1500-е гг. и превращается в злоупотребление и «торговлю Спасением». Именно повсеместная продажа отпущений, без соблюдений условий и осознания, что же это такое, стала ключевым фактором в развитии Реформации Мартина Лютера. В 1567 году продажа грамот была официально запрещена папой Пием V.
Современное положение
Учение кардинально было пересмотрено на Ватиканском Соборе 1962-1965 гг. В результате этого был выпущен документ «Руководство по индульгенциям» в 1968 г., который дополнили в 1999 году. В нем собраны основные понятия и термины, которые были пересмотрены Католической Церковью относительно индульгенций.
Виды отпускных грамот
За историю индульгенций, существовало несколько основных видов этого документа, который выдавался просящему. Среди них были:
Индульгенцию мог получить живой человек, самостоятельно пройдя весь процесс от исповеди до дел милосердия. Также можно было получить отпущения для умершего родственника по ходатайству его семьи.
Применение в религии
В 1727 году на Константинопольском соборе официально был принят догмат о выдачи индульгенций четырьмя патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Это стало причиной распространения практики продажи отпущения грехов за пределы католической церкви.
В православии
Распространение католического учение об отпущении грехов посредством выдачи соответствующей грамоты распространилось в XVI–XVIII века и на Греческую Церковь. Там также появилась практика продажи спасения за деньги, но она при этом не подразумевала процесса исповедания и раскаяния. Со временем продажа их была запрещена, но выдача подобных отпущений бесплатно практиковалась вплоть до ХХ века.
В католицизме
Изначально, индульгенция была милостью к грешникам, позволяющей даже отступникам вновь получить прощение. Из-за отсутствия четких правил практика переросла в догму, а в последствии и просто бизнес. Несмотря на изначально хорошее основание, жадность и распущенность человека привела к трагедии Церкви, отголоски которой есть и сегодня.
Продажа индульгенций стала одной из ключевых причин распространения Реформации, а также рождения и роста протестантских церквей, т.е. раскола в Западной Церкви.
Отношение Православия
Православная Церковь, в отличии от Католической, понимает сам грех и понятия прощения иначе. Если католики считают, что грех страшен наказанием, то православные догмы говорят о том, что в он сам и есть наказание, т.е. согрешая, человек наказывает самого себя.
Католики пытались догматически объяснить природу индульгенции как необходимость спасения от «временного наказания», т.е. последствия греха. Православие же не находит необходимости в этих документах, поскольку грех уже есть наказание и раскаяние в нем освобождает человека, без дополнительных условий.
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
В католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства
Смотреть что такое ИНДУЛЬГЕНЦИЯ в других словарях:
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимьи. Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годично. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
(от лат. indulgentia — снисходительность, милость) в католической церкви полное или частичное прощение «грехов», даваемое верующему церковью (об. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
индульгенция ж. Грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
индульгенция ж. ист.indulgence
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Индульгенция — ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимьи. Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе (325) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божьей благодати. Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием (Busse), т. е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала таким образом удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежной вирой (Wergeld) по определенному тарифу. Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и не способная изменить грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться по крайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; напр. поста — пением псалмов или милостыней, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в IX в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам и монастырям ради искупления грехов стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов. В XI в., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах, на Клермонском соборе (1095-1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежной помощью, полное или частичное прощение канонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище. Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Но зато тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало-помалу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками. Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на И. Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Климент VI в половине XIV стол. утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг. под предлогом ведения войны с турками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме и для покрытия издержек своего двора, отдал на откуп И. и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской Реформации. В споре Лютера против торговли И., производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против И., а против злоупотребления ими, т. е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские И., утверждал он, не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут только освободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву, и то только относительно живых, так как И. не в состоянии освободить от чистилища. Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре «Речи об отпущении и благодати», где отвергал схоластическое учение о сатисфакции как третьей части таинства покаяния или о необходимости искупления грехов «добрыми делами», чем подрывал теоретическое основание И. Доминиканцы Конрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, дать теоретическое оправдание практическому пользованию И. По существу, их учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом († 1245) и Фомой Аквинским († 1274). Учение это, отвергнутое Реформацией, было утверждено буллой папы Льва Х (9 ноября 1518 г.) и сохранено без изменений Тридентским собором. По его постановлениям таинство покаяния должно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения (contritio co r dis, confessio oris, satisfactio operis). На исповеди разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мук ада; но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать удовлетворение, которое определяется церковью. Под именем временных наказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное по каноническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью в чистилище, для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат после смерти очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказания основана на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся таким путем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этой сокровищницы через посредство И. церковь может раздавать блага тем, кто в них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, на сколько его отпускает И.; согрешивший получает его не безвозмездно, потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считать эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Так как характер и размер подвига не принимается в расчет, то наряду с участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей, поклонением мощам и т. п. могут стоять денежные пожертвования на благочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшей мере, что согрешивший с верой идет навстречу благодатному действию церкви. Если при этом отпущение дается под условием участия в благочестивом предприятии, то жертвователь по размеру своего дара участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта при помощи И. может устранить на земле возложенное наказание. Церковь имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на земле получают И. для умершего. На том же основании, по которому заупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мучения христиан в чистилище, должны иметь силу и И.; хотя умерший не может сам простирать «просящую руку», ее заменяют заслуги святых, находящиеся в распоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. И., которые церковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modum absolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только как могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну. В новейшее время возник спор о том, действительны ли папские И. только для церковных наказаний или их влияние простирается и на чистилище; последнее воззрение, которое поддерживается традицией и естественно вытекает из общего смысла учения об И., одержало верх и было подтверждено папой Пием VI. Вопрос об И. рассматривается со строго-католической точки зрения в сочинении Gr ö ne «Der Ablass» (Регенсб., 1863). И. восточных патриархов, известные под именем разрешительных грамот, были распространены в Малороссии и на Руси XVII в. Они продавались за деньги и, по словам Крижанича, «разрешали от всех грехов, не поминая ни слова об исповеди или покаянии». Вост. патриархи привозили их с собой, а иногда печатали в Москве. Так, в 1655 г. патриарху Гавриилу отпечатано было 1000 грамот, в 1668 г. патриарху Макарию — 2000. Ср. Н. Лихачев, «О разрешительных грамотах вост. патриархов» (М., 1893).
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Индульгенция (по-латыни милость) — в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В 12—13 вв. католическая церковь вела широкую торговлю индульгенциями, которые превратились в своего рода налог на христиан. В качестве теоретического обоснования права церкви на индульгенцию служило утверждение, что огромные заслуги Иисуса Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемый запас божественной благодати, которой распоряжается церковь для раздачи её достойным. Так в 151-4г. и 151-6г. папа Лев X под предлогом ведения войны с турками передал на откуп индульгенцию и наложил контрибуцию почти на всю Европу. Торговля индульгенциями, производившаяся преимущественно доминиканцами, вызвала бурный протест гуманистов и послужила одним из поводов к германской и швейцарской Реформации. В своих знаменитых тезисах М. Лютер утверждал, что папские индульгенции не могут простить греха или избавить от Божьей кары. Продажа индульгенций папством не прекращена полностью и в настоящее время. Индульгенции восточных патриархов, известные под названием разрешительных грамот, продавались за деньги в Малороссии и на Руси в 17 в.
Синонимы:
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
• Indulgentia. Помилование виновного, возможное: 1. перед произнесением приговора, 2) после определения приговора перед выполнением ег. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
1) Орфографическая запись слова: индульгенция2) Ударение в слове: индульг`енция3) Деление слова на слоги (перенос слова): индульгенция4) Фонетическая т. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
(иноск.) — выдававшийся папою отпуск грехов прошлых, а иногда — будущих Ср. Что значит золото. Через него мы можем,Купивши индульгенцию,Грешить бе. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Индульгенція (иноск.) — выдававшійся папою отпускъ грѣховъ прошлыхъ, а иногда — будущихъ. Ср. Что значитъ золото. Черезъ него мы можемъ,Купивши и. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Индульгенция (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торгов. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Индульгенция (indulgence), полная или частичная отмена христ. церковью наказания за грех, а также отпущение грехов. Идея И. существовала в той или иной форме еще на заре христианства, однако широкое распространение получила с 11 в., когда ее давали тем, кто отправлялся в крестовый поход. И. можно было получить, произнеся опред. молитву, совершив к.-л. доброе дело, приняв участие в крестовом походе или пожертвовав деньги церкви. За последнее И. подвергались резкой критике Мартина Лютера и др. видных деятелей Реформации. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ж. ист.indulgence fполучить индульгенцию церк. — obtenir une indulgenceдать индульгенцию — donner une idulgenceСинонимы: грамота
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Грамота об «отпущении грехов», выдаваемая католической церковью от имени папы римского. В средние века получила широкое распространение выдача И. не только за особые заслуги перед церковью, но и за деньги. И. превратились в крупный источник доходов для католической церкви и духовенства. Торговля И. была одной из причин, вызвавших Реформацию (16 в.). Выдача И. практикуется и современной католической церковью. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
(от лат. indul-gentia милость) папская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католич. церковью. И. обосновывается богословами тем, что католич. церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, девой Марией и святыми, к-рыми можно покрывать грехи людей. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ж. ист. indulgence f получить индульгенцию церк. — obtenir une indulgence дать индульгенцию — donner une idulgence
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. индульге/нции; мн. индульге/нции, Р. индульге/нцийСинонимы: грамота
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
-и, ж. Грамота об отпущении грехов у католиков, выдаваемая обычно за высокую плату церковью от имени папы римского.[От лат. indulgentia — снисходитель. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Ударение в слове: индульг`енцияУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: индульг`енция
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
(лат. indulgentia — милость, прощение) — в католич. церкви полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в видеСинонимы: грамота
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
индульгенцияאִינדוּלגֶנציָה נ’* * *התמכרותותרנותמחילהפיוסСинонимы: грамота
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Rzeczownik индульгенция f Historyczny indulgencja
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ж. ист. индульгенция («күнөөнүн кечирилгендиги» тууралу Рим папасынын атынан сатыла турган грамота; бул чиркөөнүн таасирин чыңдоо жана динге ишенүүчүлөрдөн акча өндүрүп алуу үчүн иштелген алдоонун бир түрү). смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Выдавать/ выдать индульгенцию кому. Книжн. Устар. Прощать кому-л. что-л., извинять кого-л. Ф 1, 91.Синонимы: грамота
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
индульге’нция, индульге’нции, индульге’нции, индульге’нций, индульге’нции, индульге’нциям, индульге’нцию, индульге’нции, индульге’нцией, индульге’нциею, индульге’нциями, индульге’нции, индульге’нциях. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Ж tar. dini indulgensiya (katoliklərdə: günahların bağışlanması haqqında Roma papası adından pul ilə verilən fərman; indulgensiya katolik ruhanilərinin əlində varlanma vasitələrindən biri idi). смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
в католической церкви папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов как совершенных, так и будущих. Продавалась за деньги или выдавалась за особые заслуги перед церковью. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
папская грамота, свидетельство об отпущении грехов, как совершенных, так и будущих, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. смотреть
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ж. лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу.
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
纵容〔阴〕(天主教的)赎罪券, 赦罪符. выдать ~ию 赐给赦罪符; 〈转, 书〉饶恕, 特许. Синонимы: грамота