Информационные экстерналии что это
Экстерналии. Классификация экстерналий.
Экстерналии — это воздействующие на природу внешние эффекты (или последствия) хозяйственной деятельности человека. В подавляющем большинстве случаев эти последствия негативны: загрязнение воздуха, воды, почвы, деградация биосферы в целом.
Предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый и состоятельный сосед, который осушает свой участок, создает дренаж, подводит дорогу и т.д. В этом случае с большой долей вероятности ваш участок также становится суше, и вы сможете построить надежный дом, вырастить любимые цветы, воспользоваться соседской дорогой и т.д. То есть вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа. Это пример положительных экстерналий.
К сожалению, в охране природы подавляющее число воздействий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов и т.д. И здесь экстерналии можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.
Производители загрязнений заинтересованы, прежде всего, в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую для своего решения дополнительных затрат. Трактуя понятие экстерналий в широком аспекте, в зависимости от различного типа воздействий (во времени, между секторами или регионами и пр.) можно выделить следующие типы внешних эффектов.
Временные (между поколениями) экстерналии. Этот тип экстерналий тесно связан с концепцией устойчивого развития. Современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды. Порождая глобальные экологические проблемы, исчерпывая невозобновимые ресурсы, загрязняя окружающую среду и т.д. в настоящем времени, современное человечество создает огромные экологические, экономические, социальные проблемы для потомков, сужая их возможности удовлетворять собственные нужды. Налицо отрицательные временные экстерналии. Возможны и положительные временные экстерналии. Технологические прорывы, достижения научно-технической революции современников создают возможности по снижению затрат в будущем. Например, освоение дешевых технологий производства энергии (солнечная и пр.) дадут значительный экономический эффект в будущем.
Глобальные (межстрановые) экстерналии. Данный вид экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы у других стран. Загрязнение атмосферы в Великобритании в результате переноса загрязнителей приводит к появлению «мертвых» озер на севере Швеции, необходимости выделения дополнительных затрат для охраны окружающей среды.
Межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в рамках одной страны. Для такой огромной страны как Россия с ее многочисленными административными единицами, областями, субъектами Федерации данная проблема стоит довольно остро. Классическим примером здесь может быть река Волга, когда находящиеся в верхнем течении регионы своими загрязнениями создают дополнительные затраты на очистку воды у «нижних» регионов.
Учет общественных издержек.
Эту проблему впервые исследовал английский экономист Пигу (1887-1959 годы). Он выделил частные (индивидуальные издержки) и издержки общественные (всего общества).Очевидно, что для любого предпринимателя важнейшей целью является минимизация своих частных затрат для увеличения прибыли. И здесь простейший путь — экономия на собственных затратах. Производимые в этом случае экстерналии, внешние эффекты не учитываются самим предпринимателем, и соответственно затраты на их устранение не отражаются в цене товара. В этом случае общество, отдельные люди, предприятия и т.д. будут вынуждены тратить свои дополнительные средства на ликвидацию возникшего ущерба. Таким образом, общие общественные издержки на производство продукции будут состоять из частных издержек и отрицательных экстернальных издержек. Соответственно для случая положительных внешних эффектов общественные выгоды состоят из самих этих эффектов и частных выгод. Имеют место соотношения:
где MSC (MSB) – предельные общественные издержки (выгоды); MPC (MPB) – предельные частные издержки (выгоды); MEC (MEB) – предельные экстернальные издержки (выгоды).
В упрощенном виде общие общественные затраты и издержки (Cs) на производство продукции можно представить в виде индивидуальных издержек (Cp) и экстернальных издержек (E), оцененных в стоимостной форме:
При отсутствии государственного воздействия (налоги, штрафы, законы), без учета экстернальных издержек комбинат будет производить объем продукции по заниженной цене. Учет экстернальных издержек приводит к уменьшению «грязного» производства.
Другим существенным аспектом учета общественных интересов является анализ общего соотношения выгод предприятия-загрязнителя и компенсаций с его стороны жертвам загрязнения. Предположим, что наш химический комбинат предполагается только построить. И прибыль от его работы для собственника будет настолько велика, что она позволит компенсировать всем потенциальным реципиентам их дополнительные издержки, вызванные загрязнением, и оставит часть прибыли собственнику. То есть ничьи интересы не будут ущемлены. Эта ситуация соответствует критерию оптимальности по Парето. Данный случай интернализации экстерналий на основе рыночных переговоров связан также в теории с теоремой Коуза
Экстерналии развития информационного рынка Манохин, Василий Александрович
В настоящее время отставание России в области высоких технологий
является весьма ощутимым как в количественном, так и в качественном
отношении, а по отдельным технологиям оно может быть и
непреодолимым. Сокращение информационного разрыва между Россией и
ведущими странами, преодоление сырьевой направленности развития
экономики, доминирования импорта над экспортом компьютерной техники и
других ИТ- товаров непосредственно связаны с расширением сектора
информационно-коммуникационных технологий, развитием
информационного рынка. Индустрия информационных технологий обеспечивает значительный вклад в рост валового внутреннего продукта и развитие экономики нашей страны. Начиная с 2000 г., она растет темпами, в четыре раза превышающими средние показатели экономического роста. В 2008 году доля этого сектора в экономике России впервые достигла 5%. Количество пользователей сети Интернет к началу 2009 г. достигло более 40 млн человек. Количество широкополосных подключений к сети Интернет возросло в России более чем на 50%. Общее количество эксплуатируемых в стране персональных компьютеров увеличилось по сравнению с предыдущим годом более чем на 35% и в настоящее время превышает 31 млн штук. Объем экспорта информационных технологий, прежде всего программного обеспечения и услуг по его разработке, превысил 1,5 млрд долларов. Информационные технологии начинают использоваться в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, в научно-технической сфере и сфере образования.
Однако есть и другие реалии. По оценкам международных организаций, Россия занимает место в шестом десятке стран как по использованию информационных технологий, так и по развитию информационной инфраструктуры. В стране сохраняется неравенство в доступе к информации
и информационньш технологиям по регионам и различным группам населения, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества. Информационный рынок в России характеризуется рядом структурных диспропорций. Преобладающую долю стоимости этого рынка сегодня составляют импортируемые оборудование и программное обеспечение, и лишь в секторе услуг доминируют отечественные компании. Сохраняется зависимость российской информационной инфраструктуры от зарубежных информационных технологий вследствие невысокой конкурентоспособности продукции отечественной микроэлектронной промышленности, российского телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники и программных продуктов. Более 95% всех информационных и телекоммуникационных систем, эксплуатируемых в Российской Федерации, создано на базе зарубежных информационных технолопій. Растет зависимость российской радиоэлектронной промышленности от поставок зарубежной элементной базы. Все более усиливается тенденция простого «потребления» импортных технологий и услуг, наукоемких промышленных изделий. Вовлечение в торговый оборот результатов научных исследований в области создания информационных технологий, выполненных в России, весьма незначительно.
новыми процессами и тенденциями, что делает его постоянно востребованным объектом научных исследований, в том числе и в рамках экономической теории. Недостаточная разработанность многих проблем, связанных с развитием информационного рынка, их актуальность и значимость для хозяйственной практики России предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования, его цель, задачи и область исследования.
Степень разработанности проблемы.
Е. Ясина, СТ. Мелюхина, Р.Т. Зяблгок, Р.II. Малахинова, Р.И. Цывлева и др.
Основоположниками теории постиндустриального общества, служащей методологической основой формирующегося информационного общества, были такие ученые как Д. Белл, О. Тоффлер, И. Массуда, Ж. Фурастье, Дж. Гелбрейт. Термин «информационная экономика» был введен М.Поратом в 70-х годах XX века, и в дальнейшем рассматривался в работах Ф.Махлупа, Дж. Стиглера, К. Эрроу и других. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемой формирования новой экономики, информационной экономики и информационного рынка следует выделить Е.Авдокушина, Ю.Арского, Ю. Дрешера, С.Дятлова, В.Бугорского, А.Колмогорова, А. Румянцева, Л.Добрынина, А. Демина, Г. Журавлеву, В.Тихомирова, В. Тамбовцева, В. Иноземцева, Т. Николаеву, Е.Петрову, И.Стрелец, и других.
В современной научной литературе, как правило, рассматриваются отдельные аспекты информационного рынка. Одна часть работ посвящена социальным аспектам информационного общества (Т. Андрианов, А. Ракитов,), вторая,— техническим проблемам информатизации (М.Арутюнян, С.Карминский, Н.Ермошкин,), третья — секторам информационного рынка, таким как связь, телевидение, медиа (Т.Садовская, Н.Сёмкина, Е.Вартанова). Есть работы, в которых исследуются экономические проблемы эффективного
I. Рассмотреть рынок информационных ресурсов как объект экономического
г; анализа. ::’.-.
1. Проанализировать современные Процессы развития глобального информационного рынка.
Раскрыть специфические тенденции развития информационного рынка в России
Проанализировать развитие й реструктуризацию информационного рынка в условиях рецессии мировой экономики.
Выявить положительные и отрицательные экстерналии развития информационного рынка.
Объектом исследования выступает информационный рынок как атрибут современной рыночной экономики.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и развития информационного рынка в развитых странах, в России, сопровождающиеся определенными экстерналиями.
Методологическую основу исследования ‘составляет единство диалектического и исторического подхода,’ формально-логические методы, методы системного подхода, абстрактно-логического, экономико-статистического, структурно- функционального и сравнительного анализов, методы сравнения, группировок, разработки логических схем. В диссертационном исследовании применялись также методы графического отображения.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих
отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам становления
информационного рынка, информационного и постиндустриального
общества, информационной экономики; научные работы по проблемам информационного аспекта современной экономики, теории информации, кибернетики, синергетики; законодательные акты Российской Федерации и отдельных регионов, относящиеся к предмету исследования.
Информационно-эмпирической базой послужили материалы официальных статистических органол Российской Федерации, данные международных статистических исследований зарубежных и отечественных авторов, материалы периодической печати, а также материалы научных и научно-практических конференций, интернет-ресурсы.
Рабочая гипотеза диссертации заключается в том, что развитие
информационного рынка как в развитых странах, так и в России сопряжено с
различными дуальными экстерналиями, как положительными, так и
отрицательными. Дуальными экстерналиями, такими как технологическая
сингулярность, электронный институционализм, аутонойезис
Научная новизна исследования состоит в следующих положениях:
доступности информации и информационных технологий; повышение качества и диверсификация образования, в т.ч. развитие дистанционного образования, мультимедийных технологий; медицинского обслуживания (телемедицины), социальной защиты населения; повышение уровня управляемости экономики (переход от макроэкономического регулирования к информационно-нейронному управлению).
экстерналиями являются технологическая сингулярность, электронный институционализм, аутопойезис.
формирование новых секторов, активное вхождение в глобальный информационный рынок, «утечка мозгов», существование региональных и структурных диспропорций, изменение предпочтений со стороны потребителей данного рынка, широкое распространение пиратского программного обеспечения.
Разработана модель ценообразования на рынке информационных ресурсов, отражающая нелинейный характер зависимости цен на различные информационные ресурсы, как от факторов спроса, так и от факторов предложения.
Теоретическая значимость работы состоит в углублении теоретико-методологического подхода к исследованию информационного рынка, выявлению присущих ему дуальных экстерналий и способов их сбалансирования. Теоретические положения работы могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем информационного рынка, информационной экономики, цикличности на данном рынке, специфике его развития в российской действительности.
Практическая значимость исследования. Выводы, представленные в
работе, доведены до уровня практических рекомендаций по реализации
основных положений государственной стратегии формирования
эффективного информационного рынка, обеспечения устойчивого
экономического роста на инновационной основе. Основные выводы
диссертационного исследования могут быть использованы субъектами
информационного рынка при выработке тактики и стратегии
экономического поведения, анализе и прогнозировании своей деятельности.
Предложенные рекомендации могут быть использованы
государственными органами при разработке федеральной и региональной социально-экономической политики, целевых программ развития непосредственно информационного рынка, при разработке долгосрочных комплексных программ развития высокотехнологичных секторов, а также при определении мер по сбалансированию экстерналий развития информационного рынка.
Материалы диссертации могут использоваться при разработке новых программ по целому ряду дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях соответствующего профиля. Научные данные диссертационной
работы могут использоваться в учебном процессе Саратовского государственного социально-экономического университета при проведении занятий по курсам: «Основы экономической теории», «Макроэкономика», «Теория информационной экономики», «Теория регулирования рыночной экономики», «Теория отраслевых рынков».
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались
на международных и внутривузовских конференциях. Результаты
научных исследований отражены в 11 научных публикациях, в том числе в трёх публикациях в изданиях, рекомендуемых ВАК (1,4 п.л.). Общий объем научных публикаций автора по теме диссертации составляет 4,2 п.л.
Структура диссертации обусловлена поставленными задачами, целью и логикой исследования. Диссертация включает введение две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Что такое экстерналии, и каково их значение в экономической теории
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие экстерналии
Экстерналии – это влияние экономического взаимодействия двух субъектов на третьих лиц, напрямую не относящихся к сделке.
Впервые об экстерналиях написал Артур Пигу в своей книге «Экономическая теория благосостояния». Так же экстерналии называют «внешними эффектами». Это понятие было введено Самуэльсоном в конце пятидесятых.
Влияние экстерналий приводит к потере рыночного равновесия, происходит снижение эффективности по Парето, что ведет к рыночному провалу. Рыночное или экономическое равновесие представляет собой положение хозяйственной системы, при котором произведено столько продукции, сколько потребители готовы выкупить по текущим ценам. То есть, экономические силы находятся в балансе, поэтому они не будут стремиться к изменениям. Оптимальность Парето характеризует состояние хозяйственной системы, при котором улучшение одного из показателей обязательно приведет к ухудшению другого. Парето считал, что если изменения экономической структуры не ведет убыткам и приносит пользу определенному кругу лиц, то их можно считать улучшающими.
Влияние экстерналий ведет к провалу рынка или к его фиаско. Здесь понимается ситуация, при которой рыночный механизм не работает. Несмотря на то, что спрос и предложение стремятся к равновесию, а улучшения по Парето все равно ведут к общему ухудшению ситуации. Такая ситуация сигнализирует о необходимости прямого административного вмешательства в национальное хозяйство с целью выравнивания диспропорций.
Таким образом, экстерналии являются частью экономического взаимодействия субъектов. Они оказывают косвенное влияние на поведение и хозяйственную деятельность других экономических агентов, не имеющих отношения к трансакции между двумя субъектами. Экстерналии дестабилизируют рыночную систему, требуя от государства прямого вмешательства в текущие события с целью выравнивания рыночной конъюнктуры.
Виды экстерналий
Внешние эффекты не отражаются в ценах. То есть, это дополнительный экономический эффект от сделки, которого могут достичь стороны вне зависимости от стоимости. Экстреналия проявляется именно в момент потребления или сбыта благ. Все эффекты разделяют на:
Готовые работы на аналогичную тему
При этом экстерналии могут нести положительные или отрицательные изменения, быть благоприятными или неблагоприятными. Например, производя готовую продукцию, предприятие попутно загрязняет окружающую среду, что негативным образом сказывается на природных ресурсах, а значит, на здоровье населения. Чтобы компенсировать негативное воздействие фирма берет на себя обязательства инвестировать в приобретение очистительных сооружений, проведение мероприятий по снижению объемов выбросов. Положительный эффект может произойти, если предприятие арендует здание исторического значения, и вкладывает средства в его реставрацию.
Внешние эффекты могут иметь форму производственного, потребительского и смешенного воздействия. Производственный эффект был описан выше, когда предприятие своей хозяйственной деятельностью наносит урон окружающей среде. Оно так же может влиять на работу других субъектов, чья активность напрямую связана с природными ресурсами. Положительный эффект для потребителей может проявляться через проведение предприятием различных общественных мероприятий, организации социальной помощи, вложения в инфраструктуру, что может принести населению пользу.
Экстерналии могут быть технологическими, не относящимися к рыночной активности. А могут быть денежными, связанными с колебанием цен на ресурсы. Так же различают предельные и интрамаржинальные эффекты. Результаты, к которыми приводит воздействие экстерналий, подразделяют их на не противоречащие или противоречащие теории Парето. Инструментом устранения внешнего эффекта становится либо государство и его меры прямого вмешательства в процесс. Либо предприятие может самостоятельно провести переговоры с субъектом, получающим воздействие в качестве третьего лица.
Значение экстерналий в экономической теории
Разные экономисты предлагали различные методы преодоления воздействия внешних эффектов. Пигу видел выход в государственном вмешательстве, а Коуз предлагал отдать решение проблемы рыночному саморегулированию. Он считал, что вопрос воздействия экстерналий можно решить через установление права собственности на их производство. Так же ученые установили основные причины провалов рынка. Суть рыночного фиаско заключается в отсутствии согласованности между формальными и неформальными нормами и правилами в обществе. К причинам относят:
Экстерналии проявляются под воздействием административных барьеров на рынок. Положительное влияние стимулирует приток средств на рынок и в бюджет, а отрицательное ведет к росту трансакционных издержек. Последние связаны с затратами, которые не способствуют экономии от масштаба. Если негативные последствия воздействия внешних эффектов велики, то происходит уменьшение потока денежных средств, что снижает уровень жизни населения.
Негативный эффект экстерналий ведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, что повышает сумму общих издержек. Она переходит на каждого члена социума. Эти издержки называются предельными социальными издержками. Если их измерить, можно выявить причины провала рынка и ликвидировать их, либо предпринять меры для того, чтобы они не повторялись. Пока ученые не доказали эффективность барьерного регулирования внешних эффектов. Но они укрепились в понимании, что неуплата налогов губительна не только для государства, но и для предприятий, и общества в целом.
Таким образом, внешние эффекты могут оказывать положительное или негативное воздействие на рынок. В зависимости системы управления страной выбираются методы преодоления этого влияния, а также проводятся мероприятия по ликвидации провалов рынка, чтобы он мог самостоятельно стабилизировать экономику страны.
Понятие экстерналий
В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий.
Экстерналии — внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на другую сторону (некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую). Экстерналии могут возникать как в результате производства, так и потребления товаров и услуг. Имеют важное значение для учета экологического фактора в экономическом развитии.
Экстерналии могут быть
· отрицательными (возникают в случае, когда деятельность одной стороны вызывает издержки у других сторон, уменьшение их благосостояния)
· положительными (возникают в случае, когда деятельность одной стороны приносит выгоды другим, увеличивает их благосостояние).
Предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый и состоятельный сосед, который осушает своей участок, создает дренаж, подводит дорогу и т.д. В этом случае с большой долей вероятности ваш участок также станет суше и вы сможете построить надежный дом, вырастить любимые цветы, воспользоваться соседской дорогой и пр., т.е. вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа. Это пример положительных экстерналии. Классическим примером положительных внешних эффектов является образование. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям: образованные люди обычно получают более высокие доходы, чем менее образованные. Но образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу, в котором каждый его член выигрывает от того, что другие граждане получают хорошее образование. Экономика в целом также выигрывает от наличия более универсальной и более производительной рабочей силы.
К широко распространенным в жизни примерам отрицательных внешних эффектов можно отнести поездки на автомобиле или курение, когда жители районов с интенсивным транспортным движением или некурящие — жертвы данных видов загрязнения среды — могут нести дополнительные издержки, в частности, на охрану своего здоровья.
В теории наиболее хорошо изучена проблема отрицательных экстерналии в области охраны окружающей среды.
В области охраны окружающей среды подавляющее число воздействий связано с возникновением отрицательных внешних эффектов: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов, экологические ущербы и т.д.
Отрицательные внешние эффекты обычно незначительно сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние,экстернальные, издержкиобычно игнорируется как проблема, требующая для своего решения дополнительных затрат.
В результате издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие. И здесь возникает вполне резонный для экономики вопрос: почему люди, предприятия и пр., подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникшие у них отрицательные экстерналии, различные виды ущерба?
Проблему экстерналий, связанные с ними издержки первым исследовал А. Пигу в работе «Экономика благосостояния» (1920). Он выделял частные, индивидуальные издержки и общественные издержки, затраты всего общества. Экстернальные издержки отражают разницу между общественными и частными издержками.
Важнейшей задачей экономического механизма природопользования, прямых и рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды является интернализация экстерналий.
Интернализация экстерналий – процесс включения экстерналий в рыночный механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах.
Оценка экстерналий, их отражение в цене является одной из сложнейших экономических проблем. Существование внешних эффектов ставит вопрос о реальной цене продукции предприятий для общества. Очевидно, что недоучет в цене экстернальных издержек, неэффективность рынка в их адекватном отражении искажает цену и делает ее заниженной с точки зрения действительных общественных издержек. В случае отрицательных экстерналий имеет место перепроизводство «вредных» товаров и услуг, в случае положительных внешних эффектов — недопроизводство товаров и услуг.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет