Информационный менеджмент это что

Информационный менеджмент

Информационный менеджмент — это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70-х гг. XX века.

Содержание

Сфера и задачи

Сфера информационного менеджмента

Сфера информационного менеджмента — совокупность всех необходимых для управления решений на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех её формах и состояниях, так и с предприятием в целом. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), так чтобы каждый менеджер получал только релевантную информацию, но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д., преподаётся как инновационная специальность.

Задачи информационного менеджмента

Литература

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Информационный менеджмент» в других словарях:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — Управление информацией и управление с помощью информации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

информационный менеджмент — Организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как на самом предприятии, в фирме или объединении, так и за его пределами. [ГОСТ 7.0 99]… … Справочник технического переводчика

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как на самом предприятии, в фирме или объединении, так и за их пределами … Юридическая энциклопедия

информационный менеджмент — 3.4.1.2. информационный менеджмент: Организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как на самом предприятии, в фирме или объединении, так… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

информационный менеджмент — Rus: информационный менеджмент Eng: information (resources) management Fra: management d information Организованное управление работой предприятия, фирмы или объединения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации,… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

Информационный менеджмент — организационное управление работой учебно воспитательного учреждения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как в самом учреждении, так и за его пределами … Педагогический словарь

МЕНЕДЖМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ … Юридическая энциклопедия

информационный — 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Менеджмент — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) означает разработку (моделирование), создание… … Википедия

Источник

Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи

Информационный менеджмент это что. Смотреть фото Информационный менеджмент это что. Смотреть картинку Информационный менеджмент это что. Картинка про Информационный менеджмент это что. Фото Информационный менеджмент это что

Информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.

В целом менеджмент (управление) — это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов в требуемые результаты. Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации — людей, координируя их деятельность.

Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов.

Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений.

Информация – комплексное понятие, то есть:

 условие и средство делового общения;

 средство доведения до общества сведений об организации;

 источник сведений о внешней среде;

Информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации.

Информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.

Информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а ко всей информационной деятельности организации, при этом являясь значительно более масштабным понятием, чем управление документооборотом.

Таким образом, информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.

Другими словами, информационный менеджмент – процесс управления на базе компьютерных технологий обработки информации с применением управленческих информационных систем как базового инструмента для работы менеджеров на всех уровнях управления в различных предметных областях.

Выделяют три вида информационного менеджмента: управление предприятием (организацией), внутренней документацией и публикациями. Первый из видов включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.

Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.

Сфера информационного менеджмента — совокупность всех необходимых для управления решений на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех её формах и состояниях, так и с предприятием в целом. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), так чтобы каждый менеджер получал только релевантную информацию, но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д., преподаётся как инновационная специальность.

Задачи информационного менеджмента

К задачам информационного менеджмента можно относятся:

Формирование технологической среды информационной системы;

Развитие информационной системы и обеспечение её обслуживания;

Планирование в среде информационной системы;

Формирование организационной структуры в области информатизации;

Использование и эксплуатация информационных систем;

Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;

Управление персоналом в сфере информатизации;

Управление капиталовложениями в сфере информатизации;

Формирование и обеспечение комплексной защищённости информационных ресурсов;

Управление информационными потоками.

В круг задач менеджмента входят также разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами. Важное значение имеют организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным миром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д. Все возрастающая важность информационного менеджмента привела к появлению специалистов (информационных менеджеров), занимающихся его задачами. Эти специалисты должны преобразовывать пассивную корпоративную информацию в источники правдивых, так называемых рафинированных, сведений, определяющих успехи фирмы.

Информационный менеджмент превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.

Информационный менеджмент необходим:

В заключении важно отметить то, что сама дисциплина «Информационный менеджмент» является достаточно «молодой», но ее основы зародились намного раньше. Все цели, которая ставит перед собой данная дисциплина при ее изучении, существовали еще задолго до возникновения информационного менеджмента. Все то же самое можно сказать и о задачах и функциях. Так же все входящие компоненты существовали обособленно друг от друга. В итоге многие управленческие решения выполнялись на достаточно низком уровне и довольно медленно, что в наше время очень губительно для современной организации.

Информационный менеджмент это что. Смотреть фото Информационный менеджмент это что. Смотреть картинку Информационный менеджмент это что. Картинка про Информационный менеджмент это что. Фото Информационный менеджмент это что

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

IT1204: Международные стандарты в области ИТ

Информационная сфера — это, во-первых, сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний, во-вторых, совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Информационный менеджмент — это специальная область менеджмента, охватывающая все аспекты проблемы управления в сфере создания и использования информационных ресурсов.

Поскольку информационные потоки пронизывают сегодня все сферы деятельности человека, для более точного определения необходимо ограничить понимание информационного менеджмента двумя значениями:

Общественные отношения, возникающие в информационной сфере при осуществлении информационных процессов, называются информационными, в свою очередь, деятельность по осуществлению информационных процессов называется информационной.

Рассматривая информационные отношения, необходимо отметить, что, несмотря на все их разнообразие, они происходят между составными частями информационной сферы. Схематично информационную сферу можно представить в виде пяти областей (рис. 1).

Информационный менеджмент это что. Смотреть фото Информационный менеджмент это что. Смотреть картинку Информационный менеджмент это что. Картинка про Информационный менеджмент это что. Фото Информационный менеджмент это что

Рис. 1. Структура информационной сферы

Хотя на схеме между областями проведены четкие границы, в жизни такое разграничение невозможно, поскольку функции областей информационной сферы часто пересекаются, а связи между областями носят характер сложный и взаимозависимый. Одни и те же действующие лица могут выступать в разных ролях и включаться в разные области.

Что же собой представляет сфера информационного менеджмента?

Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов. Цель информационного менеджмента — повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем и технологий.

Предмет информационного менеджмента — процессы создания, эксплуатации и развития информационной системы предприятия.

Область профессиональной деятельности менеджера — обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и информационными системами на уровне организации, обеспечение использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные информационные ресурсы и информационные системы организаций экономической, производственной и социальной сфер, информационные ресурсы и информационные системы подразделений систем управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные организации в сфере информационного бизнеса. Профессиональная деятельность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и информационные системы научно-производственных объединений, научных, конструкторских и проектных организаций, органов государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предприятием целей. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

Основные направления информационного менеджмента:

Задачи информационного менеджмента:

Информационный менеджмент в организации решает стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий характер, ориентированный на выполнение работ по конкретным направлениям.

Источник

Специальность «Информационный менеджмент»: описание дисциплины, требования к профессии

Информационный менеджмент это что. Смотреть фото Информационный менеджмент это что. Смотреть картинку Информационный менеджмент это что. Картинка про Информационный менеджмент это что. Фото Информационный менеджмент это что

Информационный менеджмент – это наука об управлении информационными системами в любых масштабах: от общегосударственного до узкоспециализированного. Чаще всего ИТ-менеджеру приходится работать с IT-средой внутри одной компании. Но и в таком случае необходимо обращать внимание то на прогресс технологий во всем мире, то на некие специфические и малоизвестные ИТ-области.

Впервые попытки сознательно использовать ИТ-технологии для улучшения бизнес-результатов предпринимались в 1960-е годы. Классический пример успеха в этой области – изобретение американскими авиакомпаниями сервисов заказа и продажи билетов. На сегодняшний день фактически ни одна организация не функционирует без IT. Первоначально управление в этой сфере поручали простым менеджерам в союзе с техническими специалистами, но к настоящему времени профессия «информационный менеджмент» стала вполне самостоятельной и незаменимой.

Обучение по специальности «информационный менеджмент»

В России эта специализация получила признание позднее, чем за рубежом (где соответствующее понятие было известно уже в 1970-х годах). До недавних пор должности, связанные с IT-управлением, в нашей стране чаще всего занимали люди с дипломом менеджера, прошедшие курсы повышения квалификации или просто накопившие опыт работы в технической сфере, или наоборот – технические сотрудники, обладающие определенными талантами в управленческой области. Однако теперь самостоятельная дисциплина «информационный менеджмент» преподается уже во многих учебных заведениях. Выпускники, получившие профильное образование, имеют шанс начать карьеру с достаточным багажом знаний, тратить меньше сил на накопление опыта и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Специальность «информационный менеджмент» предполагает обучение основам ИТ-технологий, применяемых при регулировании коммуникационных потоков. Прослушивая лекции, студенты знакомятся с традиционными и инновационными моделями бизнес-процессов, с правилами автоматизированного документооборота, учатся руководить персоналом, осваивают специфику работы со всеми видами деловой информации.

При поступлении в вуз нужно иметь высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию, а иногда – также по иностранному языку. Профессия находится на стыке между гуманитарными и техническими областями, между информатикой и бизнесом. Учебный процесс предполагает ознакомление как с достижениями техники, так и с особенностями человеческих взаимоотношений.

Люди, имеющих высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».

Должность информационного менеджера

Когда IT-технологии только начинали внедряться, ими хаотично управляли, с одной стороны, технические рабочие и программисты, а с другой стороны – представители топ-менеджмента, для которых это не было существенной частью служебных обязанностей. Первые нередко слабо понимали нужды сотрудников и клиентов, заставляли их подстраиваться под свои интересы, плохо ориентировались в стратегических вопросах развития бизнеса. Вторые обычно мало знали о новых технологиях, их требования трудно было согласовать с реальным положением дел.

Вскоре стало ясно, что передача руководящих полномочий профильным сотрудникам резко повышает эффективность информатизации рабочего процесса. Это решение реализуется несколькими способами – что привело к появлению на рынке большого количества различных вакансий для ИТ-менеджеров.

Во-первых, такой профессионал может трудиться в специализированной компании, которая на правах аутсорсинга управляет информационной архитектурой фирм-клиентов. Такой метод организации работы с ИТ особенно распространился в последнее время благодаря возможности выполнять многие действия в режиме удаленного доступа (а эта возможность, в свою очередь, обязана своим появлением успешному распространению ИТ-технологий).

В крупных фирмах, работающих с особо сложными технологиями, по-прежнему сохраняются собственные ИТ-отделы. Главным ИТ-менеджером такой компании является директор по IT, нередко имеющий статус заместителя гендиректора. Ему подчиняется начальник отдела, а тот, в свою очередь, часто имеет в своем подчинении не только технических работников, но и менеджеров низшего звена, занимающихся отдельными узкими вопросами.

Наконец, на предприятиях, основная деятельность которых непосредственно связана с ИТ-сферой, ИТ-менеджеры возглавляют большое количество различных направлений. Они ориентированы уже не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на взаимодействие с потенциальными и реальными клиентами. Особая позиция – менеджер ИТ-проектов. Такие специалисты в течение ограниченного срока занимаются достижением некоей комплексной цели в ИТ-сфере – например, контролируют разработку новой компьютерной программы или создают для предприятия систему информационной безопасности.

Подходы, направления и задачи информационного менеджмента

В деятельности информационного менеджера реализуются следующие подходы:

Все эти подходы на практике пересекаются. IT-менеджер имеет право сосредоточиться, например, на решении некоего денежного вопроса – но при этом он обязан учитывать и потребности пользователей, и организационные моменты.

В ИТ-менеджменте выделяются три основных направления – собственно управление информационными системами, их стратегическое развитие и IT-маркетинг. Оперативное управление ориентировано в первую очередь на настоящее, стратегическое развитие – на будущее (как правило, на грядущие три-пять лет). IT-маркетинг обретает важность в том случае, если компания занята производством и продажей IT-продуктов, то есть предлагает свои разработки в IT-сфере широкому кругу клиентов.

Независимо от выбранного подхода и направления, ИТ-менеджер должен уметь решать следующие задачи:

Источник

Информационный менеджмент и его особенности

Сущность информационного менеджмента

Быстрое практическое развитие менеджмента, а также работы по формированию единой теории управления дают возможность озвучить его устоявшееся определение.

Итак, под менеджментом принято понимать разработку, создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль общественно-хозяйственных систем, сумма современных принципов, методов, средств и форм управления производством для того, чтобы повысить его эффективность и увеличить объемы прибыли.

В свою очередь, под информационным менеджментом (сокр. «ИМ») понимают специальную отрасль менеджмента, которая выделилась в качестве самостоятельного направления в конце 70-х годов прошлого столетия. Сферой информационного менеджмента считается совокупность разнообразных видов информации во всем ее проявлении, которая необходима для осуществления управления на всех стадиях жизненного цикла организации.

При этом возможно определить не только ценность и эффективность использования непосредственно информационных данных и знаний, но и иных видов ресурсов организации, которые в той или иной мере входят в контакт с информацией: технологических, кадровых, материальных и прочих.

Информационный менеджмент реализуется в рамках конкретно взятой организации, где информация является самостоятельным фактором производства, лежащим в фундаменте всего процесса принятия управленческого решения.

Информационный менеджмент относится не только к самому понятию информации, а непосредственно к информационной деятельности предприятия. Иными словами, инновационным менеджментом можно назвать управление деятельностью по формированию и последующему применению информации на благо той или иной организации.

На сегодняшний день словосочетание «информационный менеджмент» не подразумевает какую-то конкретную предметную область. Условно можно назвать такие самые популярные на современном этапе трактовки информационного менеджмента, которые отображены на рисунке ниже (рис. 1).

Информационный менеджмент это что. Смотреть фото Информационный менеджмент это что. Смотреть картинку Информационный менеджмент это что. Картинка про Информационный менеджмент это что. Фото Информационный менеджмент это что

Цель информационного менеджмента заключается в обеспечении эффективного развития организации с помощью регулирования самых разных вариаций ее информационной деятельности.

Что касаемо задач информационного менеджмента, то ими принято считать следующие:

Понятие «информационный менеджмент» может трактоваться как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле менеджмент понимают в качестве синонима «делопроизводства» по ГОСТу Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», то есть в качестве управления процессом подготовки и формирования официальной документации.

В широком смысле информационный менеджмент трактуют как технологию, составляющими которой являются документация, рабочий персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и эксплуатации информационных ресурсов.

На сегодняшний день имеют место следующие объекты управления в информационном менеджменте:

Виды информационного менеджмента

На сегодняшний день принято выделять несколько видов информационного менеджмента, которые более подробно изложены на рисунке 2.

Информационный менеджмент это что. Смотреть фото Информационный менеджмент это что. Смотреть картинку Информационный менеджмент это что. Картинка про Информационный менеджмент это что. Фото Информационный менеджмент это что

Управление организацией состоит из вопросов организации информационных источников, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки информации, гарантии безопасности данных.

Согласно временной протяженности задач управления, принято различать стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Определение «стратегический» относительно информационного менеджмента подразумевает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных (на 3-5 лет) целей по всем векторам, с другой стороны – выбор пути достижения намеченной цели и определение перечня задач, разрешение которых приведет к цели в будущем.

Стоит отметить, что данные задачи решаются на уровне высшего звена руководства предприятия. Выбранные решения долгосрочных задач создают собой наборы исходных данных (задания) для оперативного, то есть самого краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это промежуток времени до 1 календарного года)

Круг задач менеджмента включает в себя разработку, внедрение, эксплуатацию и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, которые обеспечивают деятельность организации. В данных сетях стоит обеспечить управление информационными ресурсами.

Информационное общество

Целевое направление информационного менеджмента – формирование нового информационного общества, что, на сегодняшний день, представляется возможным лишь на основании технологий информационного менеджмента, в том числе вместе с автоматизированными информационными системами в качестве базового компонента информационного менеджмента и информационного общества.

Отличительными чертами информационного общества принято считать:

Информационные системы

Согласно наличию различных векторов деятельности предприятия, особенностей и уровней структуры выделяют несколько главных видов информационных систем:

Все перечисленные системы в организациях нужны для оказания содействия сотрудникам или управленцам каждого уровня в обслуживании функциональных областей, например, продаж и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. С ходом развития процесса компьютеризации, информатизации и методов менеджмента подвергаются изменениям и информационные системы, их структура, возможности и функционал.

К примеру, из управляющих систем MIS с ходом роста интеллектуальных способностей возникли системы поддержки принятия решений (Decision Support System (DSS)). Сегодня MIS способны преобразоваться в системы планирования ресурсов организации, либо организационные информационные системы (Enterprise Resource Planning (ERP)).

Помимо этого, на трансформацию информационных систем оказываются влияние и воздействие в методах управления. Иерархическая (вертикальная) система управления начинает стираться, ее сменяет горизонтальная, а связи обретают менее формализованный характер. Не прекращается и процесс изменения методов инновационного менеджмента: на смену пооперационного управления сегодня приходит реинтеграция (объединение) операций и знаний – возникли методы всеобщего управления качеством (Total Quality Management) и их полная трансформация реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering).

Таким образом, можно говорить и об изменениях и информационных систем. За последнее время получил интенсивное развитие новый вектор менеджмента – управление знаниями, что обусловило приобретение системами знаний KWS вида систем управления знаниями и электронной «нервной системы» организации.

Ключевым инструментом информационного менеджмента стали информационные технологии в качестве совокупности методов, приемов и средств, которые осуществляют информационный процесс согласно заданным требованиям. Информационные технологии дают возможность формировать автоматизированные информационные системы субъектов, осуществлять телекоммуникационные среды, гарантировать взаимодействие данных систем и, соответственно, помогают создать единое информационное пространство.

Итак, в заключение стоит признать, что информационный менеджмент можно представить в качестве совокупности информации (основного предмета труда и продукта), информационных технологий (инструмент преобразования информации) и информационной системы (сфера деятельности менеджмента). Все данные компоненты информационного менеджмента обладают существенной спецификой, что, в конце концов, и является принципиальным отличием информационного менеджмента от менеджмента в остальных отраслях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *