Инклюзия что это такое

И — инклюзия: что такое общество равных возможностей

Инклюзия что это такое. Смотреть фото Инклюзия что это такое. Смотреть картинку Инклюзия что это такое. Картинка про Инклюзия что это такое. Фото Инклюзия что это такое

Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.

Что такое инклюзия

Инклюзию часто сравнивают с культурным разнообразием. И это не удивительно, ведь в современном мире под ней понимают все, что позволяет погрузиться в среду с возможностью расширить свой опыт. В узком смысле инклюзия связана больше с «инклюзивным образованием» и «инклюзивными технологиями» — то есть, это принцип, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с окружающим миром.

Стоит отметить, что пандусы, кнопки вызова помощи, специальные лифты и перевод на шрифт Брайля нельзя назвать инклюзивными технологиями, а если это есть в школах или университетах — доступным образованием. В технологичном мире все работает несколько иначе. Инклюзия сейчас — это равные права и прогрессивные технологии. Устройства синтеза речи, ресурсные классы для школьников, доступность цифровизации и рабочие места для всех людей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия что это такое. Смотреть фото Инклюзия что это такое. Смотреть картинку Инклюзия что это такое. Картинка про Инклюзия что это такое. Фото Инклюзия что это такое

Инклюзия и глобальная повестка

В 2019 году Организация Объединенных Наций даже утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь инклюзивность является одним из ключевых принципов устойчивого развития, которым стараются следовать большинство современных корпораций.

Глобальная повестка меняется: технологический прогресс позволяет людям объединяться, добиваясь того, чтобы они были замечены и услышаны. Инклюзия выходит на первый план: фокус смещается в сторону расового, культурного, социального и гендерного разнообразия.

Источник

Что такое инклюзия простыми словами? — «Мы рады всем!»

Инклюзия простыми словами: объясняем

Итак, начнем с классического определения:

Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.

Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.

А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?

Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.

Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.

Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.

Подробнее — в материале коллег из благотворительной организации «Перспектива».

Источник

Инклюзивное общение: памятка для тех, кто хочет лучше понимать людей с инвалидностью

Инклюзия что это такое. Смотреть фото Инклюзия что это такое. Смотреть картинку Инклюзия что это такое. Картинка про Инклюзия что это такое. Фото Инклюзия что это такое

За свою жизнь мы встречаем сотни людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. В этом материале собраны мнения экспертов в реабилитации, рассказы людей с инвалидностью и советы от их коллег, чтобы каждый из нас мог лучше понимать окружающих и не боялся возможных трудностей инклюзивного общения.

В первую очередь

Любой человек хочет, чтобы с ним общались на равных. И напротив — мало кому будет приятно, если собеседник в первую очередь обращает внимание на болезнь-ограничения, а не на человека. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью независимы и участвуют в общественной жизни без посторонней помощи, но даже если вы видите, что человек не справляется с какой-либо задачей, это не повод нарушать этикет общения. Если вы чувствуете желание помочь человеку справиться с какой-либо ситуацией, то достаточно негромко уточнить: «Простите, я могу вам чем-то помочь?»

«Если в класс или на работу пришел новый человек, и у него инвалидность, то просто поприветствуйте его. Не зацикливайтесь на инвалидности», — говорит учитель-дефектолог, методист Реабилитационно-образовательного центра № 76 Елена Кузьмина.

Глаза в глаза, или Как следует общаться с человеком на коляске

Когда человек находится в инвалидном кресле, во время разговора с ним лучше, чтобы его и ваши глаза были примерно на одном уровне. Объяснение этому очень простое: если вы все время будете стоять, собеседнику на коляске постоянно придется поднимать голову, а вам — смотреть на него сверху вниз. Инклюзивный этикет рекомендует присесть куда-нибудь, чтобы вы и другой человек находились на одном уровне, но не следует приседать прямо возле коляски для общения с малознакомым человеком — это дурной тон и нарушение его личного пространства.

В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой люди с инвалидностью не только проходят реабилитацию, но и помогают другим уже в качестве сотрудников. «Человек на инвалидной коляске в полной мере может выполнять все те же функции, что и обычный сотрудник. Главное, чтобы его рабочее место было оборудовано должным образом. Но если работодатель приглашает специалиста с инвалидностью на работу, значит, такая возможность уже предусмотрена и человек с инвалидностью будет чувствовать себя здесь самостоятельным. Повышенное внимание к его персоне совсем ни к чему и даже может обидеть», — рассказывает Игорь Грудкин, оператор ЭВМ, сотрудник центра им. Л. И. Швецовой.

Игорь уточняет, что такие базовые вещи, как информация о существующих в организации правилах и требованиях, расположение кабинетов — это то, о чем рассказывают всем новым сотрудникам — неважно, есть у них инвалидность или нет. Для сотрудника с инвалидностью, как и для любого нового члена коллектива, важны участие коллег и уважительное отношение.

В Ресурсном центре для инвалидов (РЦИ) работает специалист с нарушениями опорно-двигательного аппарата Анжела Исмаилова. Каждое утро, встречаясь с другими сотрудниками у входа или на лестнице, Анжела всегда пропускает коллег вперед, хотя другие работники учреждения готовы подождать. «Если вы встречаетесь в дверях или на лестнице с человеком, который передвигается медленнее вас или испытывает какие-либо трудности в передвижении, совершенно нормально спросить, не нужна ли ему помощь, но также допустимо спросить, можно ли его обогнать и пройти вперед», — поясняет Евгения Нестерова, заместитель директора РЦИ.

Сотрудники Центра реабилитации инвалидов «Царицыно» в основном проводят комплексную реабилитацию людям с детским церебральным параличом. При работе и общении с людьми с ДЦП следует помнить, что им присущи гиперкинезы — непроизвольные движения тела или конечностей. Также не нужно отвлекаться на непроизвольные движения собеседника — просто создайте вокруг него больше свободного пространства.

Следует помнить, что в отдельных случаях люди с ДЦП имеют проблемы с речью. В разговоре с таким человеком нужно обращаться непосредственно к нему, а не к его сопровождающему. «Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника», — заключает Юлия Киселева, логопед центра «Царицыно».

Важно помнить, что инвалидная коляска, опорная трость и другие средства, облегчающие передвижение, являются частью личного пространства человека, которое необходимо уважать.

Неслышащие сотрудники и язык жестов

Марина Аврина, специалист по социальной работе, живет с нарушениями слуха. На протяжении 20 лет она работала учителем в школе для неслышащих детей, а сейчас занимается информационным направлением в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла». Марина рассказал, как общаться со слабослышащими людьми на работе и как помочь им чувствовать себя комфортно в коллективе.

«Коллеги относятся ко мне как к равноценному партнеру, руководство не принижает мои способности и всячески поддерживает мое творческое начало», — делится Марина. Она начала работу в центре «Ремесла» в апреле 2021 года, но уже успела выпустить два социальных ролика и более 20 публикаций для социальных сетей.

Если вы общаетесь со слабослышащим человеком, которого сопровождает сурдопереводчик, смотрите в глаза не переводчику, а вашему собеседнику. Старайтесь, чтобы ваши лицо и рот были видны: многие люди с нарушенной функцией слуха хорошо умеют читать по губам. Марина Аврина подчеркивает, что в период масочного режима общение между говорящим и глухим человеком затруднено. Поэтому перед тем, как задать вопрос или передать нужную информацию, лучше снять маску — так человек сможет видеть артикуляцию собеседника.

Если в учреждении звучит объявление по громкоговорителю, необходимо лично предупредить сотрудника с нарушениями слуха или отправить ему сообщение в мессенджере. Также человек с нарушениями слуха всегда будет рад, если вы проявите интерес к изучению жестового языка и будете знать хотя бы несколько базовых слов.

«Привет, я Коля!»: правила общения с незрячими людьми

Обращаясь к любому человеку, в первую очередь нужно поздороваться. Но если ваш собеседник — слабовидящий или незрячий человек, важно не просто поприветствовать его, но и назвать свое имя, а в случае, если вы не одни, представить всех участников разговора. В неформальной обстановке можно дополнительно описать внешность или какие-то характерные черты говорящих.

Сотрудники пансионата для инвалидов по зрению рассказали о своем коллеге Николае Чикляеве, который работает в отделе социальной реабилитации и психологической поддержки и с детства не видит. «Мы не теряемся, общаемся на равных и стараемся не обидеть неосторожными высказываниями», — говорит Степан Борисов, коллега Николая, специалист по социальной работе пансионата. Во время общей беседы сотрудники пансионата не забывают пояснять своему незрячему коллеге, к кому в данный момент обращаются, и обязательно называют себя.

Если человеку с нарушениями зрения требуется помощь, его не тащат за собой, а направляют и при необходимости дают краткое описание местности, обязательно предупреждают о препятствиях на пути. При спуске или подъеме по ступенькам человека сопровождают.

В первые рабочие дни сотрудника с нарушениями зрения не нужно усаживать: достаточно направить руку на спинку стула или подлокотник, тем самым предоставляя возможность потрогать предмет, обозначив рабочее место. Для незрячего человека это означает «видеть руками».

Инклюзия с малых лет: как общаться с детьми с инвалидностью

Но мало кто обладает большими знаниями и опытом взаимодействия с незрячими людьми, а особенно с детьми, чем специалисты Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1). Сотрудники дошкольного отделения этого учреждения с первых дней обучения в детском саду помогают открыть окружающий мир незрячему ребенку — мир предметов, запахов, звуков. Ребят учат взаимодействовать с окружением и ориентироваться в пространстве. Ежедневные занятия и выезды в парки, музеи и игровые зоны помогают ребенку с глубокими нарушениями зрения быстрее социализироваться. «Я уже жду не дождусь, как стану первоклассником и буду вместе с другими детьми ходить на уроки, играть на переменах и ездить в летний лагерь! Я уже учусь ходить с белой тростью», — поделился семилетний Петя, выпускник дошкольного отделения ШОР № 1.

«Взрослые и дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, очень часто чувствительны к изменениям погодных условий, — рассказывает Юлия Петровичева, педагог-психолог Комплексного реабилитационно-образовательного центра. — Поэтому если при общении с вами такой человек проявляет повышенную раздражительность или нервозность, то причина может крыться в метеозависимости. В такой ситуации педагог может поддержать ребенка, немного снизив темп занятия и объем учебной нагрузки, добавив больше игровой деятельности, рассказав интересную историю или сказку, а может быть, приглушить свет и дать ребенку 5–10 минут отдохнуть».

При общении с детьми, имеющими особенности здоровья и развития, специалисты Реабилитационно-образовательного центра № 76 рекомендуют быть вдвойне внимательными и терпеливыми, но не забывать о том, что ребенок должен ощущать себя наравне с другими детьми. Даже детям с ограниченными возможностями здоровья гиперопека может только навредить: ребенку нужно постепенно учиться самостоятельности и отстаиванию своих личных границ.

Учителя Центра реабилитации и образования № 7 (ЦРО № 7) поделились особенностями обустройства учебного процесса для детей с синдромом гиперактивности. «В процессе урока таким деткам нужно давать возможность на короткое время переключить внимание, но не нужно резких замечаний типа „сядь ровно“ или „не крутись“. Лучше всего выполнить двигательную „разрядку“», — говорит Елена Каверина, учитель русского языка и литературы ЦРО № 7. Она также отметила, что каждые 15–20 минут на уроке рекомендовано проводить физкультминутку, а во время коллективных игр ребенка с синдромом гиперактивности стоит ограничить лишь одним партнером.

Доверие и сотрудничество — это то, на чем должно строиться общение с любым ребенком. Предлагайте помощь только тогда, когда это действительно необходимо, стремитесь к созданию атмосферы взаимоуважения, чтобы дети не стеснялись к вам обращаться. А вот хвалить детей с инвалидностью или ОВЗ следует только за реальные успехи — они не должны чувствовать себя оторванными от остальных.

В заключение

Последнее универсальное правило — не забывать об улыбках, позитивных эмоциях и хорошем настроении. Даже если вы что-то сказали не так и где-то ошиблись, ваши искренность и открытость намного важнее, чем беспрекословное соблюдение этикета.

Читайте также

Инклюзия что это такое. Смотреть фото Инклюзия что это такое. Смотреть картинку Инклюзия что это такое. Картинка про Инклюзия что это такое. Фото Инклюзия что это такое

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Инклюзия что это такое

В июне 1994 года в Испании была подписана «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Среди принципов, которые были освещены в декларации, есть несколько основных, в которых и заключена центральная идея самой инклюзии:

«Инклюзия не подразумевает только лишь обучение детей с инвалидностью в обычной общеобразовательной школе. Изначальный принцип инклюзивного обучения состоит в том, чтобы предоставить всем детям, независимо от их способностей, этнической принадлежности, языковой культуры комфортные условия обучения в школьных стенах».

Принципы инклюзии:

Инклюзия и интеграция: в чем разница?

Когда ребенок учится в обычной общеобразовательной школе, чаще всего его индивидуальные особенности не учитываются. Подвижки в этом процессе сейчас есть, но они пока не очень значимы. К сожалению, чаще всего ребенка оценивают на среднем школьном уровне, проверяя лишь зазубренный материал учебника. В этом смысле несовершенна сама система оценивания знаний: мы, педагоги, не можем учитывать уровень ребенка до получения этих знаний, и вынуждены ставить «тройку» даже в том случае, если школьник прошел большой путь и значительно улучшил собственные навыки. Мы не имеем возможности отталкиваться от изначального уровня знаний ребенка.

Специальное, или коррекционное образование направлено на обучение ребят с особенностями, для которых придуманы методики, помогающие им учиться. И вот здесь хочется подчеркнуть, что инклюзия ни в коем случае не отменяет идею коррекционного образования. Родители каждого ребенка с инвалидностью или какими-то еще особенностями развития могут самостоятельно решить, где ему будет комфортнее учиться — в обычной школе или в специальной.

Инклюзия что это такое. Смотреть фото Инклюзия что это такое. Смотреть картинку Инклюзия что это такое. Картинка про Инклюзия что это такое. Фото Инклюзия что это такое
Интегрированное образование предполагает некое изменение исходных данных ребенка и подстраивает его под обычные школьные условия с помощью различной терапии, коррекции и реабилитации. Это означает, что система подстраивает ребенка под себя. И тут кроется основное отличие интеграции от инклюзии. В инклюзивном образовании система подстраивается под потребности ребенка, а не наоборот.

«Если детей с расстройствами аутистического спектра собрали в одном кабинете и выпускают по индивидуальному графику на перемены и в столовую — это не инклюзия, это интеграция. Инклюзивная культура предполагает полное погружение всех детей в обычную школьную среду».

Стереотипы и подходы к пониманию инвалидности

Стереотипы окружающих не дают человеку с инвалидностью жить нормальной жизнью. В обществе распространены две крайности: с одной стороны мы их жалеем, с другой стороны, если человек с инвалидностью принимает участие в паралимпийских играх или каждый день приходит на работу, мы считаем его героем. Но комфортно ли людям с инвалидностью каждый день быть в плену этих стереотипов?

«Жалость не дает развиваться личности».

Зачастую родители задают вопрос: как вы думаете, ребенку с инвалидностью будет комфортно в обычном классе? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что все дети разные, но нужно учитывать простую вещь: ребенку с инвалидностью необходимо находиться среди обычных детей, чтобы он социализировался.

Подходы к пониманию инвалидности:

«Человек на коляске ощущает себя беспомощным до тех пор, пока ему нужна помощь других людей. Но если среда, в которой он живет, благоустроена, и ему доступен поход в магазин или библиотеку, вы не будете испытывать к нему жалость и каждый раз думать: „Бедненький, как же он заберется по этой огромной лестнице!“».

Инклюзия что это такое. Смотреть фото Инклюзия что это такое. Смотреть картинку Инклюзия что это такое. Картинка про Инклюзия что это такое. Фото Инклюзия что это такое
В России пока только осуществляется переход от медицинского подхода к социальному — наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и должна соблюдать ее условия.

«Медицинский подход подразумевает, что ученик с инвалидностью болен и его надо лечить. В социальном подходе все иначе: как проблема воспринимается не сам ребенок, а система образования, в которую ему предстоит погрузиться и которую нужно подстраивать под разных людей».

Язык и этикет

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы (нажмите на изображения, чтобы увеличить):

«Помните, что в первую очередь перед вами находится человек — вместо „инвалид“ используйте словосочетание „ребенок с инвалидностью“».

Общие правила этикета, составленные людьми с инвалидностью

Не стесняйтесь спрашивать, как правильно, у самих людей с инвалидностью!

Что такое «Уроки доброты»?

Цикл из пяти уроков — впоследствии их стали называть «Уроки доброты» — был разработан Региональной Общественной Организацией Инвалидов «Перспектива» в рамках реализации программы школьных занятий по пониманию инвалидности. В основе «Уроков доброты» лежат занятия по пониманию инвалидности, проводимые в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия знакомят школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помогают преодолеть непонимание и предрассудки по отношению к ним.

Основная цель «Уроков доброты» — изменить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и имеет равные права и возможности. Тематика занятий одинакова для всех возрастов учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах. Самое главное — дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.

Задачи «Уроков доброты»:

Курс школьных занятий проводится молодыми людьми с инвалидностью, прошедшими обучение по ведению занятий.

Источник

Как дети с особенностями развития учатся в обычных школах

И что для этого нужно

ВЦИОМ, фонд «Обнаженные сердца» и ассоциация «Аутизм-Регионы» провели исследование об отношении россиян к инклюзивному образованию. 59% наших соотечественников впервые услышали этот термин, а еще 16% затруднились ответить.

Фонд «Обнаженные сердца» более десяти лет работает над созданием инклюзивного общества — открытого и доступного людям с особенностями развития, в том числе в сфере образования.

Мы помогаем детям с расстройствами аутистического спектра и выраженными нарушениями коммуникации, интеллекта и поведения учиться в школах. А также обучаем специалистов грамотно работать с разными детьми в процессе обучения.

В статье расскажу, что такое инклюзивное образование по закону, как оно выглядит на практике и чем наш фонд помогает ученикам с особыми потребностями.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Что такое инклюзивное образование

Инклюзивное образование — это форма обучения, при которой у всех детей, в том числе с особенностями развития, есть возможность учиться совместно. Эту возможность гарантирует и закон об образовании: все дети могут учиться в школе, независимо от уровня их способностей или существующих диагнозов.

При этом родители могут выбрать, где именно будет учиться ребенок: совместно со школьниками без особенностей здоровья или в отдельном классе, специальной школе или особом учреждении — например, в детском реабилитационном центре, центрах психолого-педагогической или медико-социальной помощи.

Если родители выбрали обычную школу, отказать в зачислении могут, только если в классах нет свободных мест. В этом случае найти школу помогут районные управления или комитеты по образованию. Исключение — школы с конкурсным отбором: даже если там есть места, зачислить туда ребенка можно только по результатам экзаменов.

Если для успешной социализации и обучения ребенку нужны специальные условия, школа создаст их на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ПМПК. На это государство выделит отдельное финансирование. В заключении ПМПК может указать как необходимое оборудование, так и услуги дополнительных специалистов.

Программа должна корректироваться в зависимости от психофизических возможностей ребенка. То есть каждого ребенка школа должна обеспечить программой, которая позволит ему развиваться в силу своих возможностей.

Как помогать другим

Как включить ребенка с особыми потребностями в образовательный процесс

Вот что понадобится школе, чтобы успешно включить в образовательный процесс ребенка с особыми возможностями здоровья.

Служба сопровождения. Трудно представить себе учителя, который знает, как обучать ребенка с любыми существующими в мире особенностями в развитии. Поэтому преподавателям нужна помощь, чтобы они смогли модифицировать учебные материалы и задания под индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Помочь в этом ему должны специалисты службы сопровождения, которые понимают потребности детей с теми или иными нарушениями: педагоги-психологи, логопеды, социальные и специальные педагоги, тьюторы. Их задача — не только рассказать, что нужно делать учителям, но и самим быть частью образовательного процесса: проводить оценку поведения учеников с особенностями, выстраивать программу обучения и помощи, объяснять особенности нового ученика и взрослым, и детям.

Наличие в школе психолога, логопеда или специального педагога далеко не всегда гарантирует, что этот специалист владеет современными и эффективными технологиями обучения детей и сопровождения инклюзии. Скорее всего, ему тоже нужна будет профессиональная помощь.

Во многих случаях возникает необходимость в тьюторе, который будет сопровождать ребенка. Кому-то это будет нужно только на период адаптации, а другим детям потребуется на все время обучения.

Тьютор работает с учеником на уроках: например, помогает справиться с нежелательным поведением или более подробно объясняет инструкции. А на переменах поддерживает школьника в процессе общения со сверстниками и сопровождает во время перемещений по школе, если это необходимо. Чтобы эффективно выстраивать свою работу, тьюторы также нуждаются в специальном обучении.

Оборудование. Инклюзия во многих случаях предполагает изменение среды и материалов. Например, могут понадобиться пандусы и подъемники, которые есть далеко не во всех школах. А также системы дополнительной или альтернативной коммуникации — планшеты и компьютеры, на которых ребенок будет выполнять задания. Еще нужны надписи, учебники и пособия для детей, которые пользуются шрифтом Брайля.

Дополнительная работа со всеми сотрудниками школы. Инклюзия предполагает, что потребности детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охрана, и родители типично развивающихся детей.

Если ребенок пользуется средствами дополнительной или альтернативной коммуникации, важно, чтобы его понимали не только учителя, но и другие люди, с которыми он сталкивается в школе. Например, если школьник использует вместо речи «говорящую» программу на планшете, учителя должны не только давать ему дополнительное время на ответ, но и научить одноклассников играть вместе с этим ребенком.

Как фонд «Обнаженные сердца» готовит детей с особенностями развития к инклюзивному образованию

С особенностью развития человек рождается и живет всю жизнь. Поэтому и поддержка ему нужна не только в школе, но и гораздо раньше.

Часто фонд начинает работать с детьми и их родителями еще до детского сада: это помогает на самом раннем этапе включить ребенка в образовательный процесс вместе с нейротипичными сверстниками. Так фонд работает с семьей Давида.

Когда мальчику исполнился год, родители начали замечать, что ребенок потерял приобретенные навыки и стал вести себя не так, как другие дети. Он не отзывался на свое имя, мало смотрел в глаза, часто перебирал пальцами рук у рта и носа, перестал есть ложкой и не показывал на предметы.

Дальше особенности поведения Давида становились заметнее: он начал ходить кругами, постоянно прыгал и махал руками. Все это напугало родителей, и они обратились за помощью к педиатру. Но врач ничем не смогла помочь.

Тогда родители пошли в частную клинику, где ребенку поставили диагноз «аутизм». Мальчику тогда было два года. Несмотря на то что отец Давида врач, даже он почти ничего не знал про этот диагноз.

Родители начали искать информацию в интернете и так наткнулись на фонд «Обнаженные сердца». В итоге ребенка пригласили в программу поведенческого вмешательства ASSERT, которая основана на прикладном анализе поведения.

Программа ASSERT состоит из набора техник — специалисты индивидуализируют их в соответствии с навыками, которым нужно обучить ребенка. Вот некоторые из них:

С июня Давид занимается бесплатно пять дней в неделю по четыре часа. Благодаря занятиям у Давида уже после первых недель появились большие достижения. Мальчик стал более социально активным, научился просить и отказываться, ждать. У него появилось подражание, он начал смотреть в глаза, играть в игрушки, используя их функциональность. Еще Давид стал общаться с помощью PECS — это специальная система общения путем обмена изображениями.

Кроме того, мальчик сказал свои первые слова: «мама», «папа» и даже «дятел». На детской площадке он не боится взаимодействовать с другими детьми, хотя из-за того, что Давид пока не до конца полноценно разговаривает, возникают недопонимания.

Как обучать детей с аутизмом

Аутизм — это самое часто встречающееся нарушение развития. Дети с аутизмом могут не откликаться на свое имя, не смотреть в глаза и избегать прикосновений. У них могут быть сложности в самообслуживании и трудности с речью. Многим детям с аутизмом трудно адаптироваться к изменениям и понимать социальные правила.

Последние годы принято говорить о расстройствах аутистического спектра — РАС. Спектр означает, что особенности, сильные стороны и потребности у разных людей сильно отличаются.

Есть дети с РАС, которым требуется лишь незначительная помощь и адаптация: большую часть времени они обучаются вместе со всем классом. А есть те, кто большую часть учебного времени проводят в отдельном классе, встречаясь со своими типично развивающимися сверстниками лишь на отдельных уроках или во время перемены. Нет и не может быть одной стандартной программы, которая подходила бы всем детям с РАС.

Однако исследования показывают, что наиболее успешные подходы в обучении детей с аутизмом основаны на идеях прикладного анализа поведения:

Родителям Давида фонд тоже предложил занятия — в проекте «Ранняя пташка». Отец и мать мальчика благодаря этому смогли узнать больше о РАС, как жить с ребенком с таким диагнозом и получить практические навыки взаимодействия с ним. А еще смогли познакомиться с другими родителями детей с аутизмом. По их словам, теперь жизнь с ребенком с РАС стала проще и легче.

У Давида хорошие перспективы, и родители надеются, что с помощью занятий мальчику удастся максимально приблизиться к нормотипичным детям и пойти в обычные садик и школу. Параллельно родители готовятся и к альтернативным вариантам — инклюзивным и специальным учебным заведениям.

Чем полезно инклюзивное образование

Иногда школам пытаются «отдать» особенных детей, но при этом не дают ничего другого: ни дополнительных тьюторских ставок, ни оборудования, ни обучения персонала. Такой подход — прямой путь к неудачам и конфликтам: учителя без дополнительной подготовки не представляют, как вести себя с детьми с инвалидностью, и не могут научить этому других школьников.

Возможно, поэтому в опросе ВЦИОМ 57% опрошенных опасаются риска роста конфликтов, агрессии, насмешек в инклюзивной среде. Все эти люди боятся, что детей станет больше, а ресурсов и поддержки на всех просто не хватит. При этом респонденты, у чьих детей есть опыт обучения в инклюзивных школах и детских садах, позитивно относятся к инклюзивному образованию.

На самом деле инклюзивный класс полезен как детям с особенностями развития, так и ученикам без них и даже государству.

Дети с особенностями развития, которые учатся в инклюзивных классах, больше склонны к положительному социальному и эмоциональному поведению, чем дети, которые занимаются отдельно. Например, обучение в обычном классе может вдохновить и побудить учеников с нарушениями интеллекта учиться лучше.

Еще обучение в обычной школе помогает ребенку с особенностями развития приобрести необходимые социальные навыки. Человеку, которого не брали в детский сад и школу, считая «необучаемым», будет гораздо труднее осваивать принятые в обществе правила и нормы во взрослом возрасте.

Чтобы дети с особенностями развития не потеряли навыки социализации за летние каникулы, существуют инклюзивные лагеря. В рамках проекта «Лето» фонд «Обнаженные сердца» оказывает поддержку организаторам таких лагерей

Кроме того, существует так называемый когортный эффект: чем старше человек, тем меньше вероятность, что он получал адекватную помощь с детства. В результате появляются проблемы, которые напрямую могут быть не связаны с диагнозом или инвалидностью. Например, паника или агрессия из-за невозможности выразить свои чувства, если человек не пользуется речью и у него нет средств дополнительной или альтернативной коммуникации.

У людей с выраженными двигательными нарушениями могут возникать дополнительные проблемы с дыханием, пищеварением. А также боли, контрактуры и деформации, если люди длительное время находятся в неправильном положении из-за отсутствия специального оборудования.

Многие годы огромное количество детей с нарушениями — например, с церебральным параличом или синдромом Дауна, — проживали в учреждениях закрытого типа: интернатах и домах ребенка. Система группового воспитания негативно влияет на любого ребенка, а для детей с особыми потребностями она просто губительна. Поэтому плачевное состояние многих детей в подобных учреждениях во многом связано с неадекватными условиями проживания, а не с изначальным диагнозом.

Дети без особенностей развития становятся более понимающими и развивают положительное отношение к различиям. В школе повышается общий уровень толерантности, уменьшается частота случаев травли в отношении всех детей, в том числе типично развивающихся сверстников. Дети становятся продуктивнее и активнее.

Для государства такая политика имеет не только гуманистическое, но и экономическое обоснование. В 2015 году было проведено социологическое исследование компанией «Бостон Консалтинг Групп»: на школьном проекте фонда «Обнаженные сердца» они показали, что каждый рубль, который фонд вкладывал в школьную образовательную программу для детей с РАС, экономил региону два рубля.

Это связано с тем, что ребенок с аутизмом в этом случае не сидит в четырех стенах, а занят, и у него меньше поведенческих нарушений. Поэтому его родители могут работать и платить налоги, а его братья и сестры — жить обычной жизнью, семья включена в общество.

Что тормозит развитие инклюзии

Общество меняется быстрее, чем школа успевает осваивать новые технологии обучения. Отсюда возникает некоторое сопротивление. А еще многие люди просто никогда не видели успешных примеров инклюзии и поэтому в нее не верят.

Как россияне относятся к инклюзивному образованию

Две трети россиян — 66% — положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей.

Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов, а 13% относятся нейтрально. Больше позитивных оценок среди молодежи от 18 до 24 лет — 81%, меньше — среди людей старшего возраста, от 60 лет, — 57%.

При этом сам термин «инклюзивное образование» остается малоизвестным для большинства людей. Каждый пятый респондент слышал про инклюзивное образование — 24%, но только каждый десятый — 11% — смог верно описать, что это такое.

Есть и другие причины, которые мешают развитию инклюзивного образования — расскажу о них подробнее.

Трудности с получением правильного диагноза. Сейчас в России проживают 722 000 детей с инвалидностью. Но, например, среди них только 39 000 детей с официально установленным диагнозом «аутизм». Это явно заниженные данные: Минздрав еще в 2013 году подтвердил, что уровень распространенности аутизма в популяции составляет 1%. Получается, что детей с аутизмом в нашей стране должно быть диагностировано намного больше, более 300 тысяч.

Из-за такого разрыва департаменты образования просто не представляют себе масштаба потребностей и не обеспечивают школы всем необходимым оборудованием и нужными специалистами.

К счастью, в последнее время эта ситуация стала меняться: Минздрав принял новые клинические рекомендации по аутизму, которые вступят в силу зимой 2022 года.

В этом документе тщательно проанализированы эффективные практики постановки диагноза, возможности лечения сопутствующих аутизму состояний, программы психолого-педагогической поддержки и уровни их доказательности. Скоро количество детей с официальным диагнозом «аутизм» вырастет, а значит, можно надеяться и на расширение инклюзивных программ в школах.

Недостаточная подготовка специалистов. Важные специальности и области профессиональных знаний долгие годы отсутствовали в России и только начинают появляться: например, прикладной анализ поведения, альтернативная и дополнительная коммуникация, физическая терапия и эрготерапия.

Чтобы познакомить школьных учителей и других специалистов с современными практиками и подходами к помощи детям с особенностями развития фонд «Обнаженные сердца» запустил проект «Обучение»

Все это необходимо для того, чтобы инклюзия была полноценной и помощь получали все участники образовательного процесса: от самого ребенка с особыми возможностями здоровья до учителей и родителей одноклассников.

Незнание или игнорирование законодательства. Любой ребенок вправе учиться в школе, которую выбрали для него его родители, а задача школы — предоставить ему образовательные услуги в соответствии с его потребностями.

К сожалению, до сих пор не все школы об этом знают и необоснованно отказываются принимать ребенка. А у родителей не всегда есть силы и свободное время, чтобы добиваться своего с помощью жалоб и судебных тяжб.

Как помочь развивать инклюзивное образование в России

Фонд «Обнаженные сердца» более десяти лет помогает становлению инклюзивного общества, открытого к людям с особенностями развития. В основном фонд работает с детьми с аутизмом, церебральным параличом и другим нарушениями развития.

Фонд помогает детям через обучение взрослых, родителей и специалистов, которые с ними работают. Такой подход позволяет реализовать потенциал каждого ребенка, повысить качество жизни семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития.

Вы можете поддержать работу НКО и оформить регулярное пожертвование в ее пользу:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *