Инсталляция систем сигнализации о нештатных ситуациях что это
Охрана труда и безопасность сотрудников является ключевой задачей работодателя. При этом важно не только оснастить рабочие места техническими средствами и индивидуальными средствами защиты, но и уделить внимание уровню квалификации персонала. Для этого в 2019 году составляется и утверждается план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Результатом выполнения плана является оценка результатов деятельности в сфере охраны труда. Ее проводят для уточнения текущего состояния работ в этой области, их эффективности, а также применения новых методов.
Кто устанавливает перечень мероприятий по охране труда в организации?
Опираясь на нормы статьи 217 Трудового кодекса, работодатель обязан выделить службу охраны труда или назначить ответственное за охрану труда лицо. Все они должны иметь соответствующую подготовку, а также опыт работы в этой сфере. Такая обязанность существует у тех организаций, численность работников в которой превышает 50 человек.
Если в штате фирмы менее 50 сотрудников, то такая служба или должность должны создаваться с учетом специфики деятельности организации. Поэтому обязанности специалиста по ОТ может исполнять руководитель или стороннее лицо, привлекаемое работодателем в рамках договора. Это должен быть специалист аккредитованной организации, имеющей право оказывать услуги в области охраны труда.
Формирование группы или назначение специалиста происходит на основании приказа по организации. Эти же люди обязаны разработать план мероприятий по улучшению условий и охране труда, включив туда мероприятия, перечисленные в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 01.03.2012 № 181н. При этом учитывается специфика трудовой деятельности и техническая возможность фирмы все эти мероприятия реализовать.
План составляется на календарный год и утверждается руководителем организации. Это может быть отдельный документ или приложение к коллективному договору.
Основные мероприятия
Полный перечень организационных и технических мер в области охраны труда содержится в приказе 181н. К основным мероприятиям можно отнести:
Как правильно подготовить план мероприятий по охране труда?
План составляется на определенный период, как правило, это календарный год, например 2019. При его формировании учитываются не только мероприятия, которые должны быть проведены, но и уровень финансирования, достаточный для их выполнения в течение текущего года. Заверяется документ приказом по организации.
В ходе составления плана по охране труда проводится анализ случаев на производстве, опираясь на статистику предыдущих периодов, а также берутся во внимание проведенные исследования условий труда в организации, финансовые возможности реализации мероприятий.
При разработке плана следует придерживаться структуры, установленной в ст. 226 ТК и руководствоваться системой планирования, принятой в организации.
C чего начать охрану труда на предприятии в 2021 году
Составление плана мероприятий начинается с составления списка мероприятий и первоочередных мер по охране труда. На основании этих данных происходит планирование соответствующих затрат с использованием статистических методов расчета сумм расходов. Например, применить коэффициент дефлятор.
Обязательно за выполнение каждого пункта плана должно быть назначено конкретное ответственное лицо. При закреплении ответственности и обязанностей по ОТ в нормативных документах следует учитывать эти данные. При установлении сроков выполнения необходимо учитывать следующее:
Законодательство определяет для работодателя минимальный порог средств, которые он обязан расходовать на охрану труда. Это не менее 0,2 % от эксплуатационных расходов (затрат для производственных предприятий или оказания услуг для организации). Организация обязана представлять отчет о затратах в орган статистики и отражать их в бухгалтерском учете. При плановой проверке инспектор ГИТ все эти данные подвергает сверке.
Как составить смету расходов по охране труда?
Унифицированной формы документа не установлено законодательством, каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать его. Основной целью составляемого плана является улучшение производственного климата на рабочем месте, повышение уровня безопасности работы персонала.
Средства, направленные на ОТ, возможно возместить за счет уплаченных взносов в ФСС. Возврату подлежит только 20% взносов на травматизм, которые были уплачены организацией за истекший год. Производится возврат на основании заявления, подаваемого в фонд до 1 августа текущего года, и приложенного к нему плана по охране труда.
Кем установлен перечень мероприятий по охране труда в организации
Главный нормативный акт, в котором закреплен перечень мероприятий по охране труда, проводимых фирмами-работодателями, — приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н. В приложении к данному НПА перечислены следующие мероприятия, которые можно включить в план:
Порядок проведения СОУТ подробно описан в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.
Как составить документацию по охране труда в школе, читайте здесь.
Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда
Фирма-работодатель осуществляет планирование данных мероприятий по следующему алгоритму:
Как создавать службу охраны труда и какие функции она несет, подробно описано в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и ознакомьтесь с материалом.
На финансирование мероприятий по охране труда предприятие должно направить не менее 0,2% от общих производственных затрат (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Предусмотрен штраф за нецелевое использование денежных средств на оптимизацию условий труда работников на основании ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ:
За отсутствие в организации плана мероприятий по охране труда проверяющие органы могут выписать штраф на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:
По ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены еще более строгие наказания за повторное нарушение (в данном случае, повторное выявление отсутствия плана).
Где скачать образец плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Загрузить образец плана мероприятий по охране труда вы можете на нашем портале. Вам доступен документ, структура которого основана на перечне соответствующих мероприятий, утвержденном приказом № 181н.
Итоги
Типовой план мероприятий по охране труда утвержден приказом № 181н. В процессе разработки собственного внутрикорпоративного плана фирма может включить в него те мероприятия из ведомственного перечня, которые считает нужным и способна осуществить исходя из технических возможностей и специфики производства.
Ознакомиться с иными особенностями, касающимися охраны труда на предприятии, вы можете в статьях:
Инсталляция систем сигнализации о нештатных ситуациях что это
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Основные нормативные акты, на основании и в соответствие с которыми составляется и утверждается ежегодно план мероприятий по улучшению условий охраны труда и снижению уровня профессиональных рисков:
1. Трудовой кодекс РФ статьи 212, 226.
2. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ (далее — Приказ МЗСР РФ) №181н от 01.03.2012 г. «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровня профессиональных рисков».
4. Приказ Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
5. Письмо Министерства труда РФ от 23.01.1996 №38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах» (в части не противоречившей трудовому законодательству).
6. Приказ Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (далее Приказ №80н).
7. Приказ Минтруда РФ от 24.01.2014 №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных
производственных факторов, формы отчта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – Приказ № 33н).
В План мероприятий по охране труда включаются правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия по охране труда, направленные на выполнение требований охраны труда.
Мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции, связанные с совершенствованием технологии, изменением объемов и видов продукции, повышением технического уровня производства и т.п., в план не включаются.
На основании вышеуказанных нормативно-правовых актов в план мероприятий по улучшению условий охраны труда и снижению уровня профессиональных рисков можно включить следующие основные мероприятия:
План мероприятий по охране труда согласовывается с профсоюзной организацией предприятия или иным представительным органом работников и утверждается работодателем. Данный план может оформляться в качестве одного из разделов коллективного договора или соглашения.
Разработка и планирование мероприятий по охране труда, включаемых в план мероприятий по охране труда, осуществляются работодателем или уполномоченным им представителем с участием профсоюза или иного представительного органа работников. К выполнению этой работы привлекаются соответствующие службы и подразделения предприятия, а так же специалист по охране труда.
В целях выполнения данной задачи работодатель осуществляет планирование данных мероприятий по следующему алгоритму:
1. Создается служба охраны труда или назначаются лица, ответственные за выстраивание системы охраны труда на предприятии (ст. 217 ТК РФ).
2. Издается приказ о подготовке плана мероприятий по охране труда. Приказом формируется комиссия из числа специалистов, ответственных за разработку плана мероприятий по охране труда.
3. Разрабатывается план мероприятий, включающий мероприятия из перечня, приведенного в приказе № 181н, в которых есть объективная потребность, например исходя из специфики производственных процессов, а также с учетом наличия у предприятия технической возможности проводить соответствующие мероприятия. План мероприятий составляется на определенный год, и в нем отражается расчетный срок проведения каждого мероприятия. Можно также зафиксировать в нем ФИО и должности сотрудников, ответственных за выполнение конкретных мероприятий.
4. План мероприятий утверждается в соглашении по охране труда (принятом в качестве отдельного документа или приложения к коллективному договору).
Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
Дистанционное обучение по всей России
8-800-775-09-71 Звонок бесплатный! Дистанционное обучение
по всей России
8-800-775-09-71
Звонок бесплатный!
Дистанционное обучение по охране труда.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице «Обучение по охране труда».
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России!
Кем установлен перечень мероприятий по охране труда в организации
Главный нормативный акт, в котором закреплен перечень мероприятий по охране труда, проводимых фирмами-работодателями, — приказ Минтруда РФ от 01.03.2012 № 181н. В приложении к данному НПА (нормативно правовому акту) перечислены следующие мероприятия, которые можно включить в план:
Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда
Фирма-работодатель осуществляет планирование данных мероприятий по следующему алгоритму:
Скачать образец плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Загрузить образец плана мероприятий по охране труда вы можете на нашем портале. Вам доступен документ, структура которого основана на перечне соответствующих мероприятий, утвержденном приказом № 181н.
Типовой план мероприятий по охране труда утвержден приказом № 181н. В процессе разработки собственного внутрикорпоративного плана фирма может включить в него те мероприятия из ведомственного перечня, которые считает нужным и способна осуществить исходя из технических возможностей и специфики производства.
Дистанционное обучение по охране труда.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице «Обучение по охране труда».
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России!
Эффективность технических систем безопасности.
Достижение желаемой эффективности технических средства охраны при обеспечении безопасности объектов обеспечивается только системным и обоснованным подходом к их проектированию и инсталляции. Кроме того, такой подход обеспечивает желаемое соотношение эффективность-качество и экономическую целесообразность.
Продолжим рассмотрение охранных устройств, которые относятся к подсистеме средств технической безопасности.
Подсистемы технических средств безопасности
Все перечисленные выше средства безопасности выпускаются для установки в помещениях и на улице. Видеокамеры систем охранного телевидения могут быть управляемыми, неуправляемыми. Датчики охранной сигнализации могут контролировать объем или рубеж. Кнопки тревожной сигнализации могут устанавливаться в стационарном исполнении, а могут быть радиокнопки. Системы контроля и управления доступом используют различные методы идентификации объекта, различные по возможностям исполнительные устройства. Системы контроля покупок используют различные частоты электромагнитного излучения и в результате на рынке предлагаются системы, имеющие различные рекомендуемые условия применения. Системы учета ТМЦ также могут использовать различные способы идентификации. Постепенно, уважаемый читатель мы рассмотрим все перечисленные выше технические средства, их предназначения и рекомендации по использованию.
Требования к системам видеонаблюдения
Самым общим требованием, которому подчиняется весь процесс заказа, инсталляции и применения системы видеонаблюдения, является соответствие требованиям законодательства РФ.
Изображения, получаемые с помощью видеонаблюдения, должны быть адекватны целям, в которых вы планируете их использовать. Необходимо выбирать оборудование и места размещения камер таким образом, чтобы цели эти достигались. И фиксированные, и перемещаемые камеры должны располагаться таким образом, чтобы в зону обзора не попадали участки территории, не представляющие оперативного интереса и не могущие быть поставленными под видеонаблюдение по закону, например, объекты частной собственности граждан. Расположение камер и система в целом должны обеспечивать и достаточно высокое техническое качество изображений.
В случаях, когда оборудование CCTV устанавливается для решения определенной проблемы, установлена ли система таким образом, чтобы осуществлять запись изображений лишь в те периоды, когда проблема фактически наличествует? В качестве альтернативы: рассмотрели ли вы иные способы обработки изображений, не нарушающие прав граждан на неприкосновенность частной жизни? Например, некоторые системы записывают лишь те события, которые могут иметь отношение к целям применения видеонаблюдения, скажем, при наличии движения в определенной зоне объекта. Это к тому же позволит вам сэкономить средства, вкладываемые в устройства хранения данных.
Чтобы оценить, достаточным ли качеством изображения обладает ваша система видеонаблюдения, обратитесь к целям, в которых она должна использоваться и соответствующим требованиям к качеству. МВД рекомендует распределить эти цели на четыре группы:
Важным является то, чтобы система видеонаблюдения производила изображения именно того уровня качества, которое требуется для выполнения поставленных перед ней задач. Если необходимо производить идентификацию, некачественные изображения, неприменимые для этих целей, могут поставить под сомнение целесообразность установки всей системы.
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос необходимо провести анализ проектируемой системы в следующей последовательности:
Последовательность действий, которые рекомендуется выполнить ходе анализа и внедрения системы, показана на рис.1.
Рис.1 Последовательность этапов при выборе, заказе, инсталляции
и эксплуатации систем охранного телевидения
Рис.2 Этапы разработки идеологии построения ССТV
Планируя использование охранного телевидения, следует помнить, что не допускается применение технических средств видеонаблюдения для записи частных разговоров граждан, поскольку это является грубым вторжением в частную жизнь, чаще всего неоправданным. По возможности, избегайте установки систем, обладающих такими возможностями. Если в вашей системе предусмотрены средства записи звука, отключите их, либо выведите из эксплуатации каким-либо иным путем.
Ниже приводится перечень схем, в которых применение аудиозаписи может явиться оправданным и гарантирует соблюдение прав граждан:
В системах, где запись включается для оповещения об определенных угрозах, например, кнопка экстренной связи в салонах автомобилей такси.
В тех немногих случаях, когда применение аудиозаписи является оправданным, необходимо довести факт того, что запись ведется либо может вестись, до сведения граждан.
Использование звуковых средств для передачи информации, предназначенной для наблюдаемых персон, должно быть ограничено лишь сообщениями, непосредственно относящимися к задачам, решаемым с применением системы:
Рекомендации по обращению с записанным материалом и его использование
Хранение и просмотр изображений
Записанные видеоматериалы должны храниться таким образом, чтобы обеспечивалась целостность изображений. Это делается в целях охраны прав граждан, изображения которых хранятся в системе, а также для гарантии того, что материалы в случае необходимости могут быть приняты к рассмотрению правоохранительными органами. Для обеспечения целостности данных необходимо тщательно продумать, на какие носители будет сохраняться информация, а затем обеспечить ограничение доступа к данным. При отсутствии необходимости дальнейшего хранения данных их необходимо удалить с носителей. Момент, в который принимается решение об уничтожении данных, зависит от того, в каких целях вами используется видеонаблюдение.
Многие современные системы видеонаблюдения основаны на технологиях цифровой записи, и эти новые методы имеют свои проблемы и особенности. Когда запись осуществлялась на видеокассеты, было весьма просто вынуть кассету из видеорегистратора и передать ее правоохранительным органам для использования видеоматериалов в интересах расследования. Важно, чтобы вашими материалами смогли воспользоваться правоохранительные органы. Если не заложить такую возможность в систему, само осуществление видеонаблюдения может быть поставлено под вопрос.
Просмотр записанных изображений должен осуществляться в зоне ограниченного доступа, например, в специально предназначенном для службы безопасности помещении. Мониторинг либо просмотр изображений, отснятых в местах, предполагающих высокую степень приватности, должен производиться только специально уполномоченными на это сотрудниками.
Предоставление информации
Предоставление видеоинформации, полученной с помощью системы видеонаблюдения, должно также быть подконтрольным и соответствовать цели, с которой изначально внедрялась система. К примеру, если система устанавливалась с целью предотвращения и выявления преступных действий, видеоматериалы следует предоставлять правоохранительным структурам, занимающимся расследованиями преступлений, однако передавать идентифицируемые видеоизображения людей представителям средств массовой информации и размещать их в сети Интернет не следует.
Для облегчения идентификации изображения могут быть предоставлены СМИ, однако в общем случае это должно осуществляться уполномоченными представителями правоохранительных органов.
Ко всем прочим запросам на предоставление изображений следует относиться с осторожностью, поскольку широкое распространение материалов видеонаблюдения может нанести ущерб тем, кто каким-либо образом связан с содержанием видеозаписей. В некоторых случаях возможна передача изображений третьей стороне, если ее потребность в этих материалах превосходит соображения защиты интересов граждан, находившихся в кадре в момент съемки.
Рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты работы с данными записи систем охранного телевидения:
Окончательное решение о предоставлении материалов принимается организацией, эксплуатирующей систему видеонаблюдения. За ней остается и право отказать, если запрашивающая сторона в своих действиях не опирается на законные требования, подкрепленные, например, судебным постановлением, либо требованиям предоставить доступ к информации. Предоставив данные третьей стороне, к примеру, милиции, вы передаете ей и статус «управляющего данными» относительно переданной порции информации. Таким образом, она будет отвечать за их дальнейшее использование.
Методика предоставления информации должна обеспечивать защиту данных, чтобы гарантировать, что их просмотр возможен только субъектом-получателем.
Сроки хранения данных
Сроки архивного хранения должны лишь отражать те цели, в которых организацией ведется видеонаблюдение.
Вы не должны хранить изображения дольше, чем это необходимо, чтобы система отвечала своему назначению. В отдельных случаях вы можете сохранять изображения и в течение более длительного времени, например, до окончания следствия по уголовному делу, чтобы следственные органы имели возможность изображений в ходе осуществления своих действий.
Рекомендуется на этапе проектирования системы принять решение по вопросам:
Ответственность
Предупреждение о съемке
Вы обязаны известить людей о том, что они находятся в зоне, находящейся под наблюдением. Наиболее эффективный способ такого оповещения, размещение хорошо различимых знаков на входе в контролируемую системой видеонаблюдения зону и присутствие внутри смой зоны дублирующих знаков. Извещения о видеосъемке могут дублироваться объявлениями по трансляции там, где этим средство оповещения принято пользоваться.
Хорошо заметные и визуально понятные знаки, в частности, весьма важны там, где камеры находятся не на виду, а также в местах, где граждане могут не предполагать, что за ними ведется видеонаблюдение. В общем случае, более частое и бросающееся в глаза размещение знаков должно быть там, где люди меньше ожидают применения охранного телевидения. В исключительных случаях, когда ведется запись звуковой информации, об этом должно сообщаться ясно и недвусмысленно.
Если совершенно очевидно, какой организацией ведется видеонаблюдение, то ее упоминание на знаках не обязательно. Например, если система установлена в помещении магазина, то понятно, что за ее эксплуатацию отвечает администрация торговой точки. Все сотрудники организации должны быть предупреждены о том, с кем необходимо связаться при обращении граждан с вопросами, касающимися CCTV. Системы, установленные в общественных местах и торговых центрах, должны сопровождаться знаками с информацией о названии и контактных телефонах компании, учреждения, ответственного за применение средств видеонаблюдения в обозначенной зоне.
Рекомендуется всегда контролировать:
Подконтрольность
Последовав рекомендациям настоящих «Основных требований» при установке вашей системы видеонаблюдения, вы должны убедиться, что она по-прежнему соответствует требованиям законодательства и, прежде всего, не входит в противоречие с Федеральными законами об оперативно-розыскной деятельности.
Персонал, который работает с системой видеонаблюдения или полученными с ее помощью изображениями, должен пройти специальную подготовку, чтобы можно было гарантировать соответствие действий работников нормам настоящих Требований. В частности, поинтересуйтесь, известны ли им:
Все видеоизображения должны быть надлежащим образом защищены, чтобы гарантировать невозможность попадания их в руки злоумышленников. В число мер защиты входят технические, организационные меры и физическая охрана. Например:
Любые документированные процедуры, разработанные вами с учетом рекомендаций настоящих Требований, должны подвергаться периодической проверке, либо назначенным для этой цели сотрудником организации, либо третьей стороной. Это позволит гарантировать, что соответствие нормативам, достигнутое при установке системы, сохраняется в ходе ее эксплуатации.
Подобным же образом должны проводиться периодические проверки (как минимум, раз в год) эффективности применения системы, чтобы убедиться, что она по-прежнему выполняет задачи, для решения которых она изначально предназначалась. Если этого не происходит, систему следует вывести из эксплуатации либо модифицировать.
Рекомендуется обязательно контролировать:
Система охранного телевидения разработана и установлена! Что дальше?
Очень часто затратив немалые деньги на систему, заказчик приобретает некоторый объем железок и заодно уверенность, что теперь «все проблемы решены». Однако без эффективных решений по организации применения системы охранного телевидения можно оказаться в положении владельца ненужных «железок». Дальше необходимо учить персонал. Учить всему. И навыкам эксплуатации системы, и умению принимать решения, и действиям в экстремальных ситуациях.
Как правило, все «косяки» охранных служб в экстренных ситуациях – это прямое следствие найма на работу необученного персонала либо сотрудников, не имеющих опыта практических действий в критических условиях. Оказавшись свидетелями незнакомых и потому неквалифицируемых событий, большинство людей склонны впадать в панику; это, в свою очередь, существенно снижает способность к адекватной оценке ситуации и ее трансляции ответственным за принятие оперативных решений. В реальности это проявляется в сбивчивой торопливой речи, неспособности сфокусировать внимание на приоритетных зонах и даже попросту объяснить, в каком конкретно месте объекта наблюдается нештатная ситуация.
Что делать?
Система контроля и управления доступом (СКУД)
В продолжение рассмотрения темы: Система контроля и управления доступом» предлагаю обратить внимание на взаимодействие в поставщиками и инсталляторами указанных систем, а также на современные требования предъявляемые к ним и согласование этих требований с реальныим потребностями обеспечения безопасности.
Взаимодействие заказчиков с поставщиками и инсталляторами
Во взаимодействии фирм (занимающихся поставкой и монтажом СКУД) с заказчиками проявляется ряд характерных тенденций, обусловленных, скорее всего, определенным сроком существования самого рынка СКУД. Чаще всего Заказчик не общается с поставщиком или для него Поставщик и Инсталлятор выступают в одном лице.
Рис.1. Уровни технических решений по СКУД
Последнее справедливо, но эксперты ТББ рекомендуют Заказчику общаться к Инсталлятору после разработки концепции комплексной системы безопасности, так как именно в этом случае подсистема технических систем безопасности будет сформирована оптимальным образом. Если разработка концепции комплексной системы безопасности будет поручена внешней консалтинговой организации, то эксперты рекомендуют поручить ей выбор инсталляторов и помочь Заказчику организовать и провести тендер. На рис. 1 иллюстрируются уровни технических решений для СКУД.
Особенностью текущего момента является тот факт, что в настоящее время наряду с «первичной» установкой СКУД (имеется ввиду на вновь вводимых объектах охраны), так же проводится модернизация уже существующей СКУД на функционирующих объекта охраны. Отсюда возникают особенности проектных, монтажных и пусконаладочных работ при модернизации функционирующих СКУД:
Потенциальные Заказчики совершено необоснованно полагают, что использование надежного оборудования и программного обеспечения СКУД, а также качественное выполнение монтажных и пусконаладочных работ позволяет отказаться от услуг послегарантийного обслуживания. Если системы функционируют исправно, тона первый взгляд не требуют регулярного выполнения ремонтных и регламентных работ. В силу определенной технической неграмотности Заказчик полагает, что надежные СКУД надежны всегда и во времени их параметры не могут меняться. Однако это далеко не так и сейчас такие компании столкнулись с неприятными последствиями своей политики:
Отсюда вывод: «Заказчикам рекомендуется работать с фирмами, предоставляющими круглосуточную техническую поддержку установленного оборудования и программного обеспечения СКУД, а так же и имеющими склад запчастей в России.
О современном подходе к выбору и внедрению СКУД
Специалисты в области проектирования и инсталляции технических средств безопасности рекомендуют при выборе СКУД учитывать особенности современных условий:
Рассмотрим основополагающие, с точки зрения борьбы с терроризмом и хищениями, тенденции развития и совершенствования СКУД.
Проходная:
Эффективность использования любых технических средств зависит от применяемой технологии контроля доступа и квалификации оперативно-технического персонала. Роль человеческого фактора в конечном итоге может привести к неэффективному использованию самых передовых технических решений. Поэтому особого внимания заслуживает степень автоматизации процессов управления доступом, контроля действий персонала объекта и прогнозирования нештатных ситуаций.
Возможность проведения аналитической работы с использованием современных программно-аппаратных платформ является необходимой качественной характеристикой СКУД.
Транспортное КПП:
Хорошо известный принцип надежности и «живучести» систем в современных условиях приобретает новые качества. Существующее требование к сохранению работоспособности системы при выходе из строя устройств и/или коммуникаций в современных условиях трансформируется в необходимость сохранения работоспособности пропускных устройств и пунктов управления при поражении любой из частей или компонентов системы. Требования сегодняшнего дня:
Следует констатировать, что на рынке СКУД (и интегрированных систем с функцией контроля и управления доступом) в настоящее время практически не существует систем серийного производства, позволяющих решать данный перечень задач в полном объеме.
Таким образом, современная система контроля и управления доступом должна:
СКУД – с чего начать?
Начинать необходимо, как уже отмечалось выше, с формулировки, чего вы хотите, и что вам надо.
Рассмотрим СКУД с точки зрения пользователя и его потребностей, попробуем дать некоторые практические рекомендации и ориентиры для выбора той или иной системы. Лишних денег никогда не бывает, и если кто-то решил их потратить на безопасность офиса, магазина или производства, то стоит это делать со знанием дела, дабы не переплачивать за возможности, которые никогда не будут использоваться. Кроме того, не надо забывать, что при построении такого рода систем не должно оставаться «тонких» мест, и все компоненты системы должны быть сбалансированы.
Например, можно поставить на входной двери офиса (которая сделана из «оргалита») считыватель отпечатков пальцев, который будет открывать электромагнитную защелку. Выглядит такая система, безусловно, очень красиво и дорого, но практической пользы от нее не больше, чем от дешевого китайского замка за 10 долларов.
Итак, перед вами стоит задача: «Оборудовать офис современной СКУД. С чего начать?»
Первый шаг. Сформулировать предназначения вашей будущей системы управления доступом. В данном случае под системой будем понимать не только аппаратно-программную часть, но конкретные цели и задачи, которые предполагается возложить на нее и характер, предназначение и режимы использования объектов защиты и функции персонала, который будет организовывать применение системы и эксплуатировать ее аппаратно-программную часть.
Второй шаг. Выполняется самостоятельно или с привлечением внешних консультантов. Производится анализ имеющихся на рынке СКУД и выбираются те из них, которые обеспечивают требуемую вам конфигурацию и адаптируются в имеющуюся на объекте систему технических средств безопасности.
Третий шаг. Выбор фирмы инсталлятора. Если на ваших объектах уже работали фирмы инсталляторы охранных систем, и вы остались дольны сотрудничеством, то лучше всего опять обратиться к ним, если нет, то целесообразно изучить рынок, предложения требуемых вам услуг и выбрать несколько устраивающих вас компаний. Организовать среди них тендер на получения подряда по выполнению работ на ваших объектах. Сразу обращаем внимание на то, что самые дешевые услуги – не всегда самые лучшие.
Четвертый шаг. Подписание договора. Выделение из своего штат сотрудника, который будет персонально заниматься сопровождением работ по инсталляции СКУД и организации в целом системы контроля и управления доступом. Эксперты предупреждают. Если ваш объект уже охраняется по договору охранным предприятием, то не следует поручать работу по сопровождению инсталляции и организации системы контроля и управления доступом специалистам этого предприятия. С ними можно и нужно согласовывать отдельные вопросы применения системы и ее приемку и т.п., но не более того.
Пятый шаг. Прием СКУД в эксплуатацию. Подписание актов выполненных работ и заключение договора на обслуживание в период гарантийного срока. И т.п.
Рекомендации по основным компонентам:
Коротко о недостатках:
При выборе типа идентификатора имейте в виду следующее:
Считыватель. В зависимости от принципов работы идентификатора меняется и технология считывания кода. Для «Touch Memory» это два электрических контакта, выполненных в виде лузы, для proximity карты это уже достаточно сложное электронное устройство, а для считывания, например, рисунка радужной оболочки глаза в состав считывателя входит миниатюрная телевизионная камера.
Считыватель, по определению, должен быть доступен снаружи помещения, проход в которое необходимо получить. Отсюда и комплекс требований. Если считыватель устанавливается на улице (въездные ворота, наружная дверь здания), то, как минимум, он должен выдерживать суровые климатические нагрузки: жару и холод, снег и дождь. А если прилегающая территория не находится под присмотром, то еще потребуется и механическая прочность для устойчивости против любителей поковырять гвоздем или подпалить зажигалкой, т.е он должен быть антивандальным.
Биометрические считыватели на сегодняшний день все еще очень дороги, поэтому их применение должно быть обоснованным (либо реальной необходимостью, либо вашими амбициями). Кроме того, им свойственны еще некоторые недостатки:
Сетевые и автономные системы. Сетевые системы. Все СКУД подразделяются на два больших класса: сетевые системы и автономные системы. В сетевой системе все контроллеры соединены друг с другом через компьютер, что дает множество преимуществ для крупных систем, но совсем не требуется для «домашней» СКУД. Удельная стоимость одной точки прохода в сетевой системе всегда выше. Кроме того, для управления такой системой уже нужен хотя бы один квалифицированный специалист. Но, несмотря на эти минусы, сетевые системы незаменимы для больших объектов(офисы, производственные предприятия), поскольку управляться даже с десятком дверей, на которых установлены автономные системы, просто не возможно и такая система становится не надежной..
Незаменимы сетевые системы и в следующих случаях:
В сетевой системе из одного места можно не только контролировать события на всей защищаемой территории, но и централизованно управлять правами пользователей, быстро занося или удаляя идентификаторы. Все сетевые системы имеют возможность организовать несколько рабочих мест, разделив функции управления между разными людьми и службами.
Естественно, все количественные характеристики надо рассматривать через призму потенциального роста на несколько лет вперед, поскольку, выложив несколько десятков тысяч рублей за систему сегодня, не хотелось бы встать в тупик через пару лет при подключении еще одной двери к вашей сетевой СКУД. Особого внимание требуют выбор типа СУБД и ОС. При решении данного вопроса обязательно привлеките своих специалистов ИТ, а если служба ИТ у вас на аутсорсинге, то оплатите услуги аутсорсеров. Данный вопрос очень важен и на нем эксперты не рекомендуют экономить.
Автономные системы. Автономные системы дешевле, проще в эксплуатации (часто установка и настройка такой системы доступна даже не очень подготовленному человеку). Что не умеют автономные системы: создавать отчеты по событиям, передавать информацию о событиях на другой этаж, управляться дистанционно и пожалуй все.
Некоторые автономные системы имеют функции копирования базы данных ключей. Это может оказаться полезным, если у вас несколько дверей, в которые ходят одни и те же люди при численности, близкой к сотне или более. Также при большом количестве пользователей рекомендуется использование контроллера, имеющего развитую индикацию (например, жидкокристаллический дисплей), поскольку управление таким устройством намного нагляднее и удобнее. Разница в цене по сравнению с контроллером, имеющим только светодиодную и/или звуковую индикацию, с лихвой окупится в процессе эксплуатации.
Для чего нужен СКУД?
Аббревиатура СКУД фактически обозначает устройство, работающее по принципу ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО замка на вашей двери. Конечно, под понятием замок скрывается масса устройств, преграждающих проход в помещение (здание, территорию и т.д. и т.п.). Все эти устройства в системах контроля доступа обозначаются термином исполнительные устройства.
Исполнительным устройством может быть собственно замок (электромеханический или электромагнитный), электромеханическая защелка, турникет, шлагбаум и т.п. Собственно любая СКУД предназначена для того, чтобы автоматически пропускать тех, кому это положено, и не пропускать тех, кому это запрещено. СКУД позволяет в любое время обеспечить контроль за ситуацией, порядок, безопасность персонала и посетителей, сохранность материальных ценностей и информации. Все отличия существующих систем состоят в том, насколько надежно, качественно, и удобно для пользователя осуществляются функции системы контроля доступа.
Теперь кратко о некоторых терминах, применяемых в описаниях на системы контроля доступа.
СКУД – это совокупность программно-технических средств и организационно-методических мероприятий, с помощью которых решается задача контроля и управления посещением отдельных помещений, территорий, а также оперативный контроль перемещения персонала и времени его нахождения на территории объекта.
В действительности, СКУД, являясь аппаратно-программным комплексом технических средств безопасности, становится важным структурным компонентом системы управления движением персонала. Структурная схема простой СКУД приведена на рис.1.
Рис.1 Структурная схема СКУД
Идентификаторами могут быть магнитные карточки, бесконтактные проксимити карты, брелки Touch Memory, различные радиобрелоки, изображение радужной оболочки глаза, отпечаток пальца, отпечаток ладони и многие другие физические признаки. Устройство, предназначенное для считывания информации с идентификатора, и передачи этой информации в контроллер СКУД называется считывателем (ридером). Сердце СКУД – контролер, предназначенный для обработки информации от считывателей идентификаторов, принятия решения, и управления исполнительными устройствами.
По способу управления контроллеры СКУД делятся на три класса: автономные и централизованные (сетевые) и комбинированные. Исполнительным устройством может быть собственно замок (электромеханический или электромагнитный), электромеханическая защелка, турникет, шлагбаум и т.п.
Принцип организации систем контроля и управления доступом
Термины и определения
Идентификатор пользователя. Это некоторое устройство или признак, по которому определяется пользователь. Идентификаторами могут быть магнитные карточки, бесконтактные проксимити карты, брелки Touch Memory, различные радиобрелки, изображение радужной оболочки глаза, отпечаток пальца, отпечаток ладони и многие другие физические признаки. Каждый идентификатор характеризуются определенным уникальным двоичным кодом. В системе каждому коду ставится в соответствие информация о правах и привилегиях владельца идентификатора. Сейчас применяются следующие типы карт:
Дисциплина прохода. Поддержка такого режима проходов, при котором человек, прошедший в помещение, оборудованное полностью контролируемой точкой прохода, не может пройти ни в какое другое помещение, предварительно не выйдя из контролируемого.
Проходная. Точка прохода, наделенная особыми функциями. Человек, не прошедший через точку прохода, помеченную как проходная, не сможет попасть ни в одно помещение объекта. Как правило, именно по времени прохода через проходную подсчитывается рабочее время.
Фотоидентификация (Photo ID). Возможность вывода на экран монитора компьютера фотографии владельца идентификатора (из базы данных). Фотоидентификация применяется на проходных, как дополнительная мера защиты от несанкционированного прохода. При этом решение о проходе может приниматься как автоматически, так и с подтверждением от контролера на проходной.
Классификация СКУД
Рис.2 Вариант построения сетевой СКУД для офисного здания (управление допуском в кабинеты)
Рис.3 Вариант построения сетевой СКУД для пропуска на территорию персонала и автотранспорта
Автоматизированное рабочее место «Бюро пропусков» (рис.4.) предназначено для внесения в базу данных предприятия информации о посетителе охраняемого объекта, выдаче посетителю индивидуального кодоносителя (карты) для обеспечения регламентированного доступа на охраняемый объект, отслеживания перемещения посетителя по объекту, контроля выхода посетителя и возврата им кодоносителя. Модуль персонализации карт и печати пропусков предназначен для эксплуатации в составе СКУД и выполнения следующих функций:
Рис.4 Автоматизированное рабочее место «Бюро пропусков» в составе сетевой СКУД
Автоматизированное рабочее место «Проходная» (рис.5.) предназначено для визуального наблюдения за проходом на территорию охраняемого объекта. Пользователями системы являются постоянные сотрудники предприятия, а также временные посетители. Каждому сотруднику выдается персональный индентификатор (электронный ключ или карта). Для посетителей предусматриваются гостевые карты. Коды карт и соответствующие им уровни доступа должны быть зафиксированы в БД системы СКУД. В базе данных должна быть занесена информация о сотрудниках и посетителях, позволяющая охраннику (сотруднику службы безопасности предприятия) идентифицировать проходящего человека (например, рост, возраст, цвет волос, фотография или копия документа, и т.п.).
Рис.5. Автоматизированное рабочее место «Проходная» в составе сетевой СКУД
Сотрудник службы безопасности имеет возможность наблюдать протокол происходящих событий. Система может быть настроена таким образом, что каждое событие, связанное с проходом, будет сопровождаться выводом звукового сообщения, которое соответствует событию (например, “Внимание! Попытка прохода с запрещенной картой”). При этом на экране монитора будет отображаться текущее изображение с видеокамеры, направленной на пользователя.
Покидая объект, посетитель возвращает карту, и она может быть использована для повторной выдачи. Чтобы гостевая карта случайно не была унесена посетителем, рекомендуется использовать картоприемник. Он устанавливается на выходе с объекта. До тех пор, пока гостевая карта не будет опущена в картоприемник, выход будет заблокирован.
Классификация СКУД по потребителям
Потребители систем среднего уровня. Одной из тенденций, характерных для традиционных потребителей средних СКУД (офисные здания крупных компаний, бизнес-центры, предприятия оптовой торговли, супермаркеты и т.п.), является тесная интеграция СКУД с системой охранной сигнализации (ОС). Функционирование СКУД и ОС тесно взаимосвязано, и на некоторых объектах устанавливается оборудование данного назначения от одного производителя, обладающее полной аппаратной совместимостью. Извещатели ОС в помещениях, оборудованных средствами контроля доступа, подключаются в этом случае следующим образом:
Потребители систем высшего уровня. На рынке традиционных потребителей больших СКУД (крупные корпорации, имеющие отделения в одном или нескольких городах, мощные производственные компании, авиа- и транспортные компании с распределенной сетью офисов продажи билетов и обслуживания пассажиров и т.п.) также можно выделить ряд тенденций. Одной из них является построение на базе СКУД интегрированных систем безопасности, объединяющих в единый комплекс подсистемы, позволяющие решать различные задачи в сфере технических средств обеспечения безопасности. Центральной частью таких интегрированных систем является программное ядро, обеспечивающее логическое объединение и управление всеми подсистемами:
Таким образом, системы контроля доступа предполагают создание вокруг охраняемого объекта барьера, запрещающего беспрепятственный проход без санкции контроллера, который руководствуется идентификационными признаками, введенными в БД СКУД.
Системы контроля и управления доступом (СКУД) используются на промышленных предприятиях, в офисах, магазинах, на автостоянках и автосервисах, в жилых помещениях.