Институт культуры что это
Институты культуры и искусств 2021
Выбирать для поступления институты культуры и искусств могут не только те, кто с детства мечтал стать артистом, певцом, танцором балета или художником. Творческие вузы России предлагают больше сотни направлений и профилей обучения: от вокала и реставрации до модного дизайна среды, суперактуальной компьютерной анимации, современной фотографии и косвенно, но все-таки относящегося к культуре и искусству продюсерства.
Список институтов культуры и искусств
Всего в России больше сотни университетов, академий и институтов культуры и искусств. Большинство из них относится к узкопрофильным учебным заведениям, в которых готовят бакалавров, специалистов и магистров в определенных направлениях искусства: живописи, музыке, дизайне, хореографии.
Брендами уже давно стали театральные вузы:
Вряд ли в России найдется человек, который не знает, где лучше всего учат артистов и режиссеров большого экрана. Поступление в легендарный ВГИК, один из старейших в мире университетов кинематографии (год основания – 1919), – мечта тысяч молодых людей, влюбленных в кино.
Все, кто хоть немного небезразличен к изобразительному искусству, если и не прекрасно знают, то хотя бы слышали о знаменитых на весь мир учебных заведениях:
Императорская академия художеств – теперешний Санкт-Петербургский институт им. Репина – основана в 1757 г. при содействии царствовавшей тогда Елизаветы Петровны. По утвержденному через семь лет лично Екатериной II уставу, все будущие живописцы, скульпторы и архитекторы учились 15 лет. Возможно, академия стала первым российским вузом, внедрившим еще в XVIII веке систему бесплатных «зарубежных стажировок»: одаренные выпускники для усовершенствования мастерства командировались в так называемую пенсионерскую поездку во Францию или в Италию.
На слуху даже у тех, кто имеет весьма приблизительное представление о нотной грамоте, и российские музыкальные вузы со славной историей:
Отдельные программы или целые факультеты творческой направленности есть еще как минимум в 70 вузах, среди которых такие возглавляющие все составляющиеся в стране рейтинги флагманы российского высшего образования, как:
На хорошем счету в российской образовательной системе, а нередко и в дальнем зарубежье, еще как минимум полтора десятка институтов культуры и искусства:
Направления обучения
В академиях, университетах и институтах культуры и искусств можно получить самые разные творческие профессии и специальности: музыковеда, художника, вокалиста, культуролога, реставратора, режиссера-постановщика театрализованных шоу, искусствоведа.
Факультеты и специальности
Вузы, предоставляющие образование в одной области искусства, как правило, ведут обучение по большому количеству профилей. Так, художественные академии по направлению «Дизайн» предлагают специализации от модельера одежды до 3D-визуализатора, дизайнера виртуальных миров и дополненной реальности.
В мире творчества и креатива всё устроено по-особенному, но с учетом ФГОСов, конечно, – иначе учебному заведению не удастся получить ни лицензию на образовательную деятельность, ни тем более государственную аккредитацию программ. Так, например, как и в большинстве творческих вузов, в институте искусств при РГУ имени Косыгина факультетов в привычном понимании нет – есть пять кафедр и 10 мастерских и лабораторий, таких как: моделирования обуви, фотографики, ювелирных изделий, кружевного искусства.
Уровни и форматы обучения
Классическим образовательным уровнем в творческой сфере остается специалитет. По программам бакалавриата в большинстве вузов изучают вокал, хореографию, дирижирование, музыковедение, культурологию и ее различные профили. Конечно же, есть и магистратура (преимущественно на уровне второго высшего образования), аспирантура (нередко дистанционная), ассистентура-стажировка и даже докторантура. Обучение в большинстве вузов очное, но предлагается и заочный или дистанционный формат (чаще всего для аспирантуры).
Условия поступления в университет культуры
Чтобы поступить на специальности, связанные с искусством или культурой, кроме обязательных предметов ЕГЭ надо дополнительно сдать, как правило, литературу или историю, реже обществознание (это нужно уточнять в конкретном учебном заведении) и пройти творческое испытание, характер которого зависит от направления обучения. Абитуриенты театральных институтов могут играть этюды, художественных академий – рисовать эскизы, хореографических училищ – танцевать. Также во многих вузах проводят профессиональное собеседование.
При всей кажущейся недостижимости творческого образования проходные баллы в институты культуры не заоблачные. Конечно, чтобы стать студентом-бюджетником программы «Менеджмент креативных проектов» в РАНХиГС или поступить на «Историю искусств» во ВШЭ, ЕГЭ по каждому предмету надо сдать не меньше чем на 90 баллов. Но в стопроцентно творческих вузах к школьным академическим успехам абитуриентов приемные комиссии более снисходительны. К примеру, проходной порог в ГИТИСе – на уровне 61,5–79, во ВГИКе на кинооператорстве – и вовсе 54. Главное – талант, потенциал и харизма.
К тому же при немалой (от 50 до 395 тысяч рублей) стоимости коммерческого обучения в художественных, хореографических, музыкальных и других творческих вузах довольно внушительные квоты на бесплатный набор студентов.
Перечень институтов культуры и искусства с большим количеством бюджетных мест:
1 | Академия имени Гнесиных | 225 |
2 | Консерватория имени Чайковского | 225 |
3 | РГУ имени Косыгина | 167 |
4 | ВГИК | 128 |
5 | Академия имени Строганова | 125 |
6 | МГПУ | 125 |
7 | ГИТИС | 89 |
8 | Музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова | 60 |
9 | Академия имени Сурикова | 52 |
10 | Институт имени Шнитке | 49 |
11 | Театральный институт имени Щукина | 46 |
12 | Академия Глазунова | 45 |
13 | МГУ 35 (на программе «История искусств») | 35 (на программе «История искусств») |
14 | Московский строительный университет | 30 («Реставрация») |
15 | ВШЭ | 28 («История искусств») |
Где работать после окончания
Согласно мониторингу рынка труда последних пяти лет, наиболее востребованы выпускники вузов кинематографии и живописи, средние позиции достались музыкантам. Многие актеры начинают с должности аниматора со средней зарплатой 40 тыс. рублей. Большим спросом пользуются дизайнеры – в зависимости от профиля размер стартовых гонораров составляет от 20 до 80 тысяч. Представители музыкальных специальностей могут работать концертмейстерами, преподавать в учебных заведениях, выступать на сцене. Средняя зарплата учителя по классу фортепиано в зависимости от региона варьируется от 20 до 50 тысяч. Художники предпочитают фриланс, официальное трудоустройство предполагает доход в 20–60 тыс. руб. Карьера искусствоведа может начинаться с работы в музее каталогизатором объектов, представляющих культурную ценность, и развиваться в самых разных направлениях: от должности автора в арт-журнале до консультанта антикварного магазина или эксперта крупной аукционной компании уровня Christie’s.
Какое бы направление обучения вы ни выбрали в институте культуры и искусства, полученная профессия обязательно будет в жизни источником позитива: что же тогда можно назвать счастьем, если не возможность получать деньги за работу, которая приносит удовольствие и творческое удовлетворение.
Институты культуры и искусств в Москве, Санкт-Петербурге, России: список вузов, специальности, профессии, поступление
Гуманитариям, которые не хотят получать специальность, связанную с изучением точных или естественных наук, стоит обратить внимание на вузы искусств. Мы приведем список институтов культуры в России и расскажем, какие специальности можно там получить.
Больше полезных советов, которые помогут выбрать вуз, получают подписчики одного из наших телеграм-каналов. А те, кто подписаны на оба, всегда в курсе выгодных предложений.
Институт культуры: специальности
Направления подготовки зависят от профиля высшего учебного заведения. Есть университеты, которые специализируются на конкретной сфере искусства:
Также существуют институты, где собраны несколько специализаций. В таких университетах обычно несколько профильных факультетов:
Кроме того, факультеты и специальности, связанные с искусством и культурой есть в классических университетах:
Мы составили рейтинг вузов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.
Институты культуры и искусств в Москве
В Москве есть и классические университеты, и вузы, которые специализируются на конкретной отрасли: ГИТИС, МХАГИ, МГК им. Чайковского. Мы рекомендуем обратить внимание на следующие университеты искусств Москвы.
Московский государственный институт культуры
Основанный как библиотечный институт, сегодня МГИК готовит специалистов самого разного профиля: от артистов балета до тележурналистов. В вузе представлены все основные направления, связанные с современной культурой: декоративно-прикладное искусство, музеология, звукорежиссура, музыкально-инструментальное искусство, социально-культурная деятельность и пр.
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина
РГУ объединяет в себе направления подготовки, связанные с технологиями, дизайном и искусством. Здесь готовят:
Российская государственная специализированная академия искусств
РГСАИ специализируется на подготовке в сфере музыкального (концертное исполнительство, музыкально-театральное искусство, звукорежиссура) и изобразительного искусств (живопись, графика, дизайн). В вузе активная творческая жизнь: студенты дают концерты, участвуют в постановках, организовывают выставки.
Литературный институт имени А. М. Горького
В этом вузе готовят будущих литературных работников: писателей, корректоров, переводчиков, журналистов. В Литинституте особая система вступительных испытаний: вместо сертификатов ЕГЭ нужно представить оригинальную работу на свободную тему, написать этюд и пройти творческое собеседование.
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
МГГЭУ предлагает абитуриентам следующие направления подготовки, связанные с культурой:
Университет привлекает абитуриентов социальными программами и помощью в трудоустройстве.
Университеты культуры и искусств Санкт-Петербурга
В городе 2 основных вуза, которые занимаются подготовкой по разным направлениям культуры и искусства.
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
СПбГИК предлагает широкий выбор специальностей:
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
СПбГУП также отличается разнообразием направлений подготовки: здесь готовят режиссеров для различных областей деятельности (звукорежиссура, кино и телевидение, театр) и журналистов (телевидение, онлайн-СМИ, работа в пресс-службах, реклама, пиар).
На сайте вуза есть профориентационное тестирование, которое поможет выбрать нужную абитуриенту траекторию. Мы тоже предлагаем такие тесты.
Артистов кино и театра, а также мастеров живописи готовят профильные университеты культуры СПб:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
В институте культуры можно получить интересную творческую профессию
Вузы культуры и искусства России
Вы также можете поступить в институт культуры в другом регионе РФ. Большой выбор образовательных программ и бюджетные места для поступления на них предоставляют такие вузы культуры России:
Поступление в институт культуры
К сожалению, нельзя дать однозначные ответы на самые популярные у абитуриентов вопросы про институты культуры:
Все это зависит от конкретного учебного заведения и специальности. Но можно выделить следующие закономерности:
А учиться на отлично в вузе культуры вам поможет студенческий сервис. Его эксперты умеют справляться даже с самыми сложными учебными работами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Институт культуры что это
ДИСТАНЦИОННОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ В МГИК 2020
ДИСТАНЦИОННОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ В МГИК 2020
Новости
Презентация проекта «Александр Невский» как дань памяти великому князю
В этом году отмечается 800-летие со дня рождения великого князя Александра Ярославича, получившего прозвище Невский
дата публикации: 16.12.2021
Праздничный концерт к 30-летию кафедры музыкального образования
Кафедра музыкального образования отметила своё 30-летие в Большом зале УТЦ,
дата публикации: 15.12.2021
Творческая встреча с Эркином Юсуповым во МГИК
Концертмейстер группы тромбонов симфонического оркестра Большого театра России Эркин Юсупов провёл творческую встречу во МГИК.
дата публикации: 14.12.2021
Вечер современной хореографии: что сделало его таким волшебным
Кафедра современной хореографии МГИК встретилась со студентами ГИТИС, МГУ и другими приглашенными гостями на главной сцене института.
дата публикации: 09.12.2021
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов призвал российских студентов участвовать в олимпиаде «Я – профессионал»
В этом учебном году проводится юбилейный, пятый, сезон олимпиады «Я – профессионал».
дата публикации: 04.12.2021
Культурный weekend или как провести выходные с пользой?
На минувшей неделе в стенах Московского государственного института культуры прошел первый профориентационный интенсив «Территория творчества», участниками которого стали не только самые культурные абитуриенты страны, но и их родители.
дата публикации: 03.12.2021
МГИК и АГУ: дружба между вузами
Расширять границы коммуникации – это про наш институт! Московский государственный институт культуры подписал договор о сотрудничестве с Абхазским государственным университетом (АГУ).
дата публикации: 03.12.2021
Успей зарегистрироваться на открытый драматургический конкурс «Цех драматургов»
Заявки принимаются до 15 декабря.
дата публикации: 02.12.2021
Мастер-класс солистки Большого театра Марины Шутовой
30 ноября во МГИК прошел мастер-класс заслуженной артистки РФ, солистки Государственного академического Большого театра Шутовой Марины Алексеевны.
Институты культуры: наука, образование, искусство, религия
Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Так, потребность в создании ценностей вынуждает людей закреплять и поддерживать отношения. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются, то есть общество санкционирует и закрепляет удовлетворение потребностей в определенных объемах и определенными методами и способами.
Институты культуры представляют собой сферы организации духовной жизнедеятельности людей: образовательную, научную, религиозную, художественную. Каждой сфере соответствует свой институт культуры:
Все эти институты призваны к накоплению социально значимых ценностей, норм, знаний и опыта, передачи культуры от одного поколения к другому.
Важной частью институтов культуры являются коммуникационные институты, призванные производить и распространять информацию, которая выражена в символах.
Все перечисленные институты организуют деятельность людей и различных учреждений в соответствии с определенными нормами, правилами и функциями.
Наука
Наука как социальный институт представляет собой организацию, которая обеспечивает эффективность научной деятельности и использование ее результатов. Наука удовлетворяет потребность общества в объективном знании.
Для своего функционирования как социального института наука выработала следующие ценности и нормы ( по Р.Мертону):
Научное открытие является достижением, которое обменивается ученым на признание и вознаграждение. Именно научное достижение определяет статусность и престиж ученого.
Наука становится социальным институтом со своей организацией(научным сообществом), системой ролей, своими особенностями и присущими ей чертами.
В XX веке наука является производительной силой общества, она выстраивается в систему экономических, технологических, нравственных и других отношений. Так, наука становится социальным институтом, который организует и регулирует производство и применения знания.
Образование
Образование является тем институтом, в котором потребляется продукт науки. Именно в образовании научное знание закрепляется, поэтому эти два института находятся во взаимодействии друг с другом.
Институт образования является транслятором социально-культурного опыта от поколения к поколению. Потребность в передаче знания привела к формированию специальных учебных заведений (школ, лицеев, университетов и т.д.). Регулирование института образования обеспечивается системой норм и правил, группой людей (учителей, преподавателей и др.) и учреждений.
Искусство
Искусство представляет собой институт регуляции деятельности людей по отношению к художественным ценностям. Это отношения между художником и обществом (публикой); между художником и посредником, обеспечивающим распространение произведений искусства; отношения художника и критика.
Институт искусства удовлетворяет потребности в передаче культурного наследия, поиска решений духовных проблем, самореализации и воспитания личности.
Религия
Религия представляет собой социальный институт, включающий формальные и неформальные правила, идеи и ценности, а так же нормы, которые регулируют повседневную жизнедеятельность людей. Религия определяет систему отношений человека и Бога (сверхъестественных сил), которые дают человеку духовную опору и выступают объектом его поклонения (веры).
Религия направлена на осознание предельных смыслов человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связи человека с мировым универсамом. Религия указывает на духовно-практические пути для постижения и получения смысла жизни. Она дает духовные ориентиры для преодоления человеком своей ограниченности, имеет свои специфические формы осознания и переживания единства человека и мира.
Структурными элементами религии как социального института являются:
Так же религия выполняет мировоззренческую, компенсаторную, интегрирующую, регулятивную и другие функции.
Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции
Дата публикации: 27.04.2019 2019-04-27
Статья просмотрена: 13740 раз
Библиографическое описание:
Бердникова, А. Ю. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции / А. Ю. Бердникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58460/ (дата обращения: 21.12.2021).
В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.
Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения.
В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения» [1, c. 45].
При рассмотрении такой категории, как «культура», невозможно обойти стороной и явление, которое выступает главным распространителем культуры в обществе. Речь идет о социальных институтах культуры или культурных институтах — комплексе социальных культурных структур и учреждений, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.
В человеческом обществе постоянно возникают и развиваются социальные связи, взаимодействия, отношения, которые необходимо закреплять и делать обязательными для всех людей. Эта функция отведена социальным институтам культуры. Без их вмешательства эти процессы приобрели бы противоречивый и нестабильный характер.
«Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе» [2, c. 78]. В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков. В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества.
Социальные институты культуры осуществляют укрепление и распространение культуры в социуме, способствуют социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяют человеку стать творческой и образованной личностью, создают возможности для культурной деятельности, обеспечивают взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранят и передают накопленный опыт. К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, семью и др.
Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы:
1) зарождение потребности человека в культурной деятельности;
2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное;
3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности;
4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности;
5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством.
Социальный институт культуры имеет ряд признаков, которые не характеризуются особой нормативностью и не всегда четко проявляются в тех или иных культурных структурах и учреждениях. Но, тем не менее, они выступают удобным средством для описания и анализа процессов образования культурных институтов различного порядка. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки:
1) наличие в обществе культурных объектов, осознание их необходимости для человека;
2) наличие культурных субъектов — людей, которые вступают в отношения по поводу конкретного культурного объекта;
3) консолидация культурных объектов и субъектов в организацию, располагающую сводом закрепленных норм и правил;
4) существование специальных норм, правил, регламентов и санкций, которые регулируют деятельность культурных объектов в обществе и поведение культурных субъектов в пределах определенного культурного института.
Каждый социальный институт культуры представляет собой четко слаженную систему. Это означает, что все элементы в нем взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом. В структуру культурного института входят три основных компонента. В первую очередь кадры, которые набираются согласно целям, задачам и принципам конкретного социального института культуры. Во-вторых, материальные средства, которые обеспечивают деятельность культурного института (финансы, необходимое оборудование, помещение и др.). И, в-третьих, система функций, предусмотренная уставом культурной структуры или культурного учреждения.
Главная цель любого социального института — это удовлетворение той или иной общественной потребности. Социальный институт культуры в данном случае не является исключением. Но помимо этого культурные институты выполняют и другие, не менее важные функции. К ним относятся:
1) регулирование деятельности культурных субъектов путем использования системы норм и правил, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие в обществе;
2) создание возможностей и необходимых условий для культурной деятельности различного характера;
3) социализация индивидов, интеллектуальный и творческий рост личности, приобщение человека к культурным ценностям;
4) обеспечение культурной интеграции и устойчивости культурного института, то есть взаимодействия, взаимозависимости и взаимной ответственности между членами социальной группы;
5) обеспечение коммуникации, передача информации в рамках общества;
6) сохранение культурно-значимых форм и феноменов культурной деятельности, преемственность в развитии культурных традиций, хранение и передача накопленного опыта.
Данные функции социального института культуры оказывают положительное воздействие и на отдельного индивида, и на общество в целом. Однако культурные институты могут и отрицательно влиять на человеческое общество. Данный процесс можно рассмотреть на примере средств массовой информации. Во-первых, такой институт культуры содержит в себе уже готовые ответы на вопросы, которые интересуют людей и, соответственно, не способствует духовной эволюции человека. А во-вторых, СМИ основываются не на образах, ориентированных на реальность, а на совокупность имиджей, которые воздействуют на бессознательную сферу психики человека.
Таким образом, социальные институты культуры представляют собой совокупность структур и учреждений, которые регулируют культурную деятельность людей в обществе. Они имеют определенное строение и ряд характерных признаков, процесс их становления проходит в несколько этапов. Социальные институты культуры могут влиять на людей как положительно, так и отрицательно. Но, тем не менее, они твердо укрепились в жизни каждого человека, и их исчезновение приведет к культурному упадку и деградации общества.