Инструктор цк кпсс что за должность
Партийный аппарат конца 80-х
В аппарат ЦК КПСС я пришел в самом начале 1979 года и проработал почти шесть лет инструктором Отдела организационно-партийной работы, затем пять лет в должности заведующего сектором одного из подразделений Социально-экономического отдела и почти год заведующим сектором Общего отдела, причем сектором, отвечающим за техническое обеспечение работы Политбюро и Секретариата ЦК.
Еще во времена административных новаций Н.С.Хрущева сложилась практика, когда работники Орготдела ЦК, курируя все местные партийные комитеты, вместо кропотливой работы по проверке исполнения партийных решений, контроля за работой с кадрами, отбором в партию нового пополнения и расстановкой коммунистов постоянно занимались целой кучей хозяйственных вопросов: проведение посевных и уборочных кампаний на селе, выполнение плановых заданий в строительном комплексе (особенно по вводным промышленным объектам), расшивка заторов на железнодорожных магистралях, контроль за устранением последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий и многим, многим другим в том же плане. Беда была в том, что партийный аппарат всех уровней, от ЦК до райкома, вмешивавшийся в производственные и управленческие вопросы, практически никак напрямую не отвечал за результаты деятельности хозяйствующих субъектов и последствия выполнения данных им рекомендаций. А Орготдел ЦК подменял зачастую не только хозяйственные органы, но и даже отраслевые отделы ЦК КПСС.
Беда была и в том, что экономика страны стала очень сложной, в ней накапливались проблемы, которые все отрицательнее сказывались на развитии самого государства.
Насколько я помню, в “Капитале” Карла Маркса есть рассуждение о соотношении политики и экономики. Суть его в том, что экономика развивается по своим собственным объективным законам, не зависящим от идеологии. Если политика проводится в направлении, совпадающем с направлениями развития экономики, то государство процветает, а если она проводится в каком-то другом направлении, то развитие государства или тормозится, или вообще останавливается.
А если отсутствие нормальной оплаты труда к тому же компенсируется разного рода узаконенными привилегиями и льготами, то это ведет к значительному усилению привлекательности государственных должностей для разного рода пройдох, лоббированию ими введения новых льгот, порождает беспринципность и серьезные перекосы в отношениях вышестоящих органов с нижестоящими, любого начальства с подчиненными.
На каком же этапе партийный и комсомольский билет первый раз стал как бы пропуском к материальным благам, к карьере, собственному благополучию в первую и самую главную очередь?
Мне кажется, что первый шаг к этому был сделан опять же после XX съезда КПСС и дегероизации всей сталинской эпохи, а развит дальше в брежневские времена, тогда, когда все усилия были сосредоточены на борьбе за кадровую стабильность, когда технологическое и социально-экономическое развитие страны было окончательно подчинено устаревшим идеологическим догмам, а политика по формированию рядов КПСС фактически перестала адекватно соответствовать процессам, идущим в обществе.
Уровень оплаты труда работников аппарата ЦК КПСС в 80-е годы совершенно не соответствовал тем задачам, которые аппарат должен был решать. Инструктор ЦК получал 350 рублей в месяц, что было значительно ниже уровня оплаты труда тех категорий талантливых специалистов, которые в это время работали в народном хозяйстве. Поэтому аппарат ЦК формировался за счет аппаратчиков из нижестоящих комитетов, а также людей, имеющих в своей биографии определенные моменты, позволяющие им внешне соответствовать требованиям, предъявляемым к работникам аппарата ЦК, но которых при невысокой зарплате привлекали перспективы карьерного роста и открывающиеся властные возможности, а также аппаратные льготы.
Именно из этого круга лиц и именно таким способом к концу 80-х годов сложился руководящий слой партийного аппарата союзного и республиканского уровней: знаменитые М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев, В.А.Медведев, В.П.Разумовский, С.С.Шушкевич, Л.М.Кравчук, Э.А.Шеварднадзе, В.А.Бакатин и многие другие, сыгравшие трагическую роль в истории КПСС и Советского государства.
Сформировавшиеся таким образом к концу 70-х годов кадры партийного аппарата высшего уровня были сильны главным образом в управленческой дипломатии, маневрировании на паркете высоких кабинетов, устанавливании связей с вышестоящими чиновниками. Все больше начинались цениться не знания, умение глубоко разобраться в сложной обстановке и предложить правильные пути выхода из нее, а умение понять, чего хочет начальство, умение быстро и четко исполнить то, что тебе поручено даже если в этом поручении нет никакого смысла и пользы для дела.
Все больше и больше становилось партийных руководителей разных уровней, которые не вникали в государственную сущность дел, которыми они занимались, слабо разбирались в экономических и народнохозяйственных последствиях предлагаемых ими решений и действий. Все сильнее становилась тяга к облегченной, но сравнительно обеспеченной жизни.
Вспоминаются странности в практике повседневной работы Орготдела ЦК в предперестроечные годы. На местах все уже начинало активно подгнивать, набирали обороты негативные процессы в экономике, внутрипартийной жизни, даже в самом отборе нового пополнения в КПСС, все больше проблем появлялось в кадровой политике. А в Орготделе, как и во всем аппарате ЦК было все спокойно.
Утром работники аппарата выстраивались в длинную очередь у газетного киоска, приобретали чуть не по десятку газет (стоили они тогда 2-3 копейки за экземпляр). Практически до обеда на рабочем месте без спешки и даже не таясь от начальства эти газеты просматривались.
В таком контексте серьезные негативные явления, которые вскрывал во время командировки тот или иной работник ЦК, руководством воспринимались как частности, вполне допустимые в большом деле, не влияющие на ход событий и не вызывающие озабоченности.
Было одно довольно комичное действо, которое происходило в Орготделе каждую субботу в начале 80-х. Считалось хорошим тоном для ответственного работника Отдела, есть у него какие-то дела или нет, обязательно выйти на работу в субботу. Это как бы свидетельствовало о том, что Отдел напряженно и слаженно трудится и в выходные дни.
Где-то около 11 часов дня из своего кабинета выходил курирующий Орготдел Секретарь ЦК КПСС Иван Васильевич Капитонов и отправлялся в обход помещений Отдела. Он заходил выборочно в тот или иной кабинет (главным образом к заместителям заведующего Отделом или завсекторами), здоровался, интересовался, как идут дела в регионе, жал руку и шел дальше. Обход заканчивался к 12 часам. После этого все сворачивали свои газеты и отправлялись по домам. Ивану Васильевичу даже в голову не приходило, что его просто, грубо говоря, дурят.
Характерно то, что Горбачев в своих мемуарах даже не раскрывает, что же было сделано конкретно по каждому из этих направлений, насколько далеко удалось продвинуться в работе. Получается, что само мероприятие и явилось результатом всей работы, а практические итоги руководство ЦК не интересовали. Поэтому и аппарат ЦК КПСС вместо организации дела на местах, контроля за исполнением принятых решений по полдня читал газеты, сидя в кабинетах на Старой площади.
Как-то получилось, что партийные деятели разного калибра за многие годы привыкали выдавать желаемое за действительное, а в партийном аппарате засело немало людей заскорузлых, с большим самомнением и манерой поучать.
Суммируя, можно сказать, что кризис советской государственной системы управления заключался в том, что ей где-то в конце 60-х и начале 70-х годов вдруг стали не нужны мозги и инициатива. Люди, обладающие этими достоинствами, в систему шли все неохотнее, из системы как-то сами собой выпадали, а иногда и просто разными способами из нее выдавливались. Наступала эра карьеристов и приспособленцев, людей угодливых и беспринципных.
Уже к началу 80-х годов забавно и одновременно грустно было наблюдать, как иногда менялся внешний вид человека, назначенного с должности инструктора на должность заведующего сектором ЦК.
К концу перестройки, году так в 1989, 1990, когда в местных парторганизациях начались “демократические” заварушки, этих выдвиженцев начали направлять первыми секретарями обкомов. Почти все они с этой работой не справились.
Новое в блогах
Воспоминания инструктора горкома КПСС о выборах и работе Советов народных депутатов.
Процедура выборов включала четыре этапа.
Подготовка включала в себя обустройство избирательных участков. Проверялась исправность урн, плакатов, портретов, столов. В буфеты завозились пиво, бутерброды, конфеты и прочее, развертывались книжные киоски, назначались наблюдатели. Важным делом было подготовить наличие трудовых подвигов к этому дню и интервью с интересными людьми. Все это потом по радио транслировалось по городу. Особой агитации не было, просто плакаты на улицах, радио, газеты привычно давали спецвыпуски, а в почтовые ящики периодически поступали стандартные приглашения с адресом участка.
Все слушанья, чтения, выступления, поправки были отрежессированы и вписаны в сценарий, все как-будто взаправду, все реально. На самом деле всю работу делал один инструктор горкома с помощью парочки инструкторов райкома. А они действовали в рамках темы, утвержденной секретарями горкома. Вот и вся демократия. В исполкоме все указания горкома принимали под козырек. Еще бы, как правило, председатель исполкома и изампреды назначилась из числа состарившихся партработников. Исполком молодые инстукторы так и называли в шутку – «кладбище партийных работников».
Вот и вся демократия. На самом деле просто часть огромной и отлаженной машины КПСС. А поскольку это была именно машина, то при желании вывести из строя её было легко, что и случилось в конце 80-х годов. Она дернулась, вздрогнула, запарила и крякнув в последний раз застыла мертвой глыбой. Опять при желании и искусстве ремонтников машина эта может ожить и начать работать в том режиме, какой придумает инженер
Общее представление о ветвях власти
В советском правоведении обычно анализировались три ветви власти: административная, представительская и контрольная. Административная ветвь была образована государственными органами управления производством, распределением, потреблением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами. Представительская ветвь была образована Советами народных депутатов и их органами управления. Контрольная ветвь была сформирована государственными органами, в функцию которых входит законо- и нормоохранительная деятельность (прокуратура, народные суды, Государственный арбитраж, Комитет народного контроля, Госатомнадзор и аналогичные общегосударственные контрольные институты), а также структурными подразделениями министерств и ведомств), осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил (санитарно-эпидемиологические станции Минздрава, охотинспекции и др.).
Должности в ветвях власти были строго фиксированы, как в служебных телефонных справочниках. Перечни должностей для функционеров системы управления выступали схемами поведения, они указывали, к кому и по какому вопросу необходимо обращаться для решения конкретных вопросов.
Этот уровень образован четырьмя ветвями: административной, политической, представительской и контрольной, строение которых было воплощено в иерархизированные списки должностей.
Рисунок 8. Список должностей на высшем уровне руководства СССР
Совмина СССР
председатели Бюро
министры Обороны, иностранных дел
председатель КГБ
Верховного Совета СССР
генеральный прокурор, председатель Верховного Суда
председателя Совмина СССР
Верховного Совета СССР
заведующих отделами ЦК КПСС
руководителей правоохранительных органов
республиканских комитетов партийного контроля
Субординационные связи в политической ветви власти задавались самой иерархией должностей. Координационные же связи осуществлялись Секретариатом ЦК КПСС (высшим органом координирующей деятельности в политической ветви) и через заседания отделов ЦК. Координирующие отношения в рамках ветви политического руководства необходимы были прежде всего потому, что она была сильно разветвлена: руководителю секретариата было субординировано 12 секретарей ЦК КПСС, каждый из которых курировал деятельность 3—10 отделов ЦК.
По формальным критериям первые заместители министров иностранных дел, обороны и председателя Комитета государственной безопасности по рангу и месту в иерархии административной власти могли быть соотнесены с заместителями Председателя Совета Министров. Это значит, что их фактическое положение существенно выше, чем то, которое задается наименованием их должностей. Такие соотношения наблюдались и во многих других случаях. Казалось бы, бюро Совета Министров должно было курировать отрасли народного хозяйства, представленные совокупностями министерств н ведомств. В реальности это было далеко не так. В частности, Госстрой СССР контролировал не более 51 % капиталовложений в строительство в стране.
Председателям бюро Совета Министров СССР были подчинены их первые заместители в ранге министров СССР, членов Совета Министров и заместители председателей. Административная ветвь на этом уровне макроструктуры завершалась главами союзных министерств и ведомств, председателями Госкомитетов Совета Министров СССР. Необходимо различать Госкомитеты в ранге бюро Совета Министров (такие, как Государственный комитет по образованию) и в ранге министерств (Госкомтруд). Министрам СССР и председателям Госкомитетов были подчинены их первые заместители и заместители.
Контрольная ветвь в этом блоке макроструктуры специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. Уже на самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты (Госатомнадзор, Госархконтроль, Государственный комитет по стандартам, Главное управление по охране государственных тайн в печати, и др.). К этой же ветви относились подразделения министерств и ведомств, осуществлявшие ведомственный контроль: санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, службы охотнадзора и рыбнадзора и др.
Отсутствие высшего руководителя контрольных служб страны и их разно ведомственность затрудняют соотнесение должностей в иерархиях. Высшими руководителями являлись Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного суда СССР, председатель Комитета народного контроля, в то время как ранги руководителей других контрольных служб несколько ниже (в частности, руководителей ведомственных инспекций, заместителей министров соответствующих министерств). Подчиненные им должности, такие как заместитель Главного санитарного врача СССР, выходят за границы высшего уровня макроструктуры. Руководителям контрольных служб были подчинены первые заместители и заместители. Субординационные связи задавались самой структурой ветвей власти, в то время как координационные связи реализовались в форме коллегий, президиумов, заседаний. Общего координационного органа для всех структурных единиц контрольной ветви власти не было. В какой-то степени координирующие функции осуществлялись в таких органах, как сессии Верховного Совета СССР, принимающие или отменяющие законы и нормы.
Координационные связи на высшем уровне формировали структуру из административной, политической, представительской и контрольной ветвей. Высшим координирующим органом для всех ветвей было Политбюро ЦК КПСС. Перед распадом КПСС в него входили Генеральный секретарь ЦК КПСС, часть секретарей ЦК, Председатель Совета Министров СССР и его первый заместитель, министры обороны и иностранных дед, Председатель Президиума Верховного Совета СССР и его первый заместитель, председатель Комитета партийного контроля, впервые секретари Московского горкома, Ленинградского обкома партии и первый секретарь ЦК партии Украины, председатели Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. Таким образом, Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и правоохранительных органов в функционировании системы управления обществом. Координирующая роль Политбюро ЦК КПСС, если говорить о тактике управления, осуществлялась Пленумом ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и партии, а также руководители республиканских и областных парторганизаций, деятели науки и культуры.
Функционирование системы управления обществом на высшем уровне макроструктуры в основных своих особенностях определялось съездом КПСС, который задавал Цели развития и средства их достижения на пять лет. Решения съезда конкретизировались в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР», которые принимались сессией Верховного Совета и становились законами государственного функционирования. Сессия Верховного Совета утверждала назначения на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях власти.
Высшему уровню управления страной был субординирован уровень «Союзная республика». В нем в принципе сохранялись все отношения, описанные применительно к уровню «Государство в целом»: иерархии административной, политической, представительской и контрольной ветвей власти были устроены так же, как и на высшем уровне управления. Единственное отличие касалось административной ветви, где существовали предприятия и организации, подчиняющиеся непосредственно союзным министерствам и ведомствам. Управление такими организациями координировалось партийными органами республики, да и то не всегда.
Области (края) как территориально-административная единицы были в структуре РСФСР, Казахстана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии. В других союзных республиках этот блок макроструктуры отсутствовал, и районы непосредственно были подчинены республиканским органам власти. Система управления в этом блоке принципиально отличалась от описанных выше уровней управления. На уровне страны в целом и союзной республики ветви власти были структурно разделены, хотя по функциям административная и контрольная ветви пересекались. В системе управления областью (краем) происходило дальнейшее ветвление административной, представительской и контрольной ветвей с последующим их слиянием в специфические для этого и нижележащих уровней комплексные ветви власти.
Рисунок 9. Список должностей на уровне области (края).
Зачем инструктора ЦК КПСС Яковлева послали в Америку
Сергей Кургинян, политолог
Раз уж разговор зашёл о советской партийной элите, то необходимо сказать, что не только у КГБ и ГРУ имелись тайные каналы связи с зарубежными элитными кругами. В КПСС тоже была группа, у которой имелись свои выходы за границу. Различие между партийными и спецслужбистскими каналами межэлитных коммуникаций заключалось в том, что если КГБ и ГРУ в то время ориентировались на Англию и Францию, то партийцы ориентировались на США.
Отто Вильгельмович Куусинен был старым работником Коминтерна, и отвечал за связи с коммунистическими партиями зарубежных стран. О.В. Куусинен работал в Коминтерне в 1921-1939 годах, а в 1920-1938 годах в аппарате Коминтерна вместе с Куусиненом работал Борис Рейнштейн — тот самый Борис Рейнштейн, которого один из руководителей ФРС Уильям Томпсон в 1917 году перед революцией привёз с собой в Петроград в качестве переводчика, а затем, уезжая после успешно проведённой Октябрьской революции обратно в Америку, оставил Ленину в качестве секретаря.
Таким образом, через Рейнштейна у Куусинена могли быть связи с американскими банкирами, профинансировавшими большевистскую революцию, и даже непосредственно руководившими ею, а также с наследниками этих американских финансистов. В пользу этой версии говорит тот факт, что и Куусинен, и Рейнштейн с 10 ноября 1924 года были членами Американской комиссии Коминтерна. Учитывая, что после апреля 1956 года Хрущёв стал проводить согласованную с США политику, Куусинен мог ему понадобиться для тайных переговоров с американцами в обход спецслужб.
Юрий Владимирович Андропов в 1940-1951 годах работал с Куусиненом в Карелии, и не исключено, что его дальнейшая карьера была связана с тем, что Отто Вильгельмович замолвил за него слово.
Будучи послом в Венгрии, Андропов занял позицию, совершенно противоположную позиции Серова — если председатель КГБ тянул время и ничего не делал для подавления восстания, то посол Андропов прямо требовал разогнать повстанцев силой (что соответствовало совместным интересам СССР и США). Таким образом, Андропов в те годы придерживался американского вектора в политике. Возможно, Куусинен уже тогда посвятил его в кое-какие тайны своих американских связей, но сейчас это выяснить невозможно, остаётся только предполагать.
21 февраля 1957 года был создан Отдел ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран. Заведующим этим только что созданным отделом был назначен Андропов, а в июне 1957 года секретарём ЦК КПСС по международным делам стал Куусинен, и Андропов снова, как и когда-то в Карелии, оказался у него в подчинении.
Кроме того, заведующим Международным отделом ЦК КПСС по связям с коммунистическими партиями капиталистических стран был с 1955 года Борис Николаевич Пономарёв, который в 1936-1943 годах работал в Коминтерне, причём был помощником Генерального секретаря Исполкома Коминтерна Георгия Димитрова.
В 1963 году Пономарёв создал группу консультантов при своём международном отделе, а 2 января 1964 года точно такую же группу консультантов создал при своём отделе Андропов (с мая 1962 года он, оставаясь зав. отделом, одновременно был секретарём ЦК КПСС). Среди консультантов Андропова были Александр Бовин, будущий помощник Брежнева, и Георгий Шахназаров, будущий помощник Горбачёва.
17 мая 1964 года Куусинен умер, и Андропов остался единственным секретарём ЦК по международным делам.
Можно считать уже точно установленным, что с 1964 года к Андропову перешли партийные каналы связи с американцами.
В 1964-1967 годах руководителем группы консультантов Юрия Владимировича Андропова в аппарате ЦК КПСС был Георгий Аркадьевич Арбатов. Как сообщил Г.А. Арбатов в интервью журналу «Русская жизнь» 1 февраля 2008 года, до 1964 года он, Арбатов, работая в журналах «Коммунист» и «Проблемы мира и социализма», а затем в Институте мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР, неофициально консультировал Куусинена, а затем Андропов взял его консультантом уже официально.
Так вот, именно через Арбатова и осуществлялись контакты Андропова с американцами — об этом свидетельствует фрагмент интервью Арбатова журналу «Русская жизнь», который сейчас процитируем:
Таким образом, связи с Киссинджером означали связи и с американской разведкой, и с финансовой олигархией, и с высшей политической элитой Америки.
Но было бы абсолютно ошибочно думать, что тайные контакты с американцами ограничивались Куусиненом, Андроповым и Арбатовым. Для осуществления этих контактов готовились целые группы контактёров!
В январе 1958 года было подписано советско-американское соглашение об академическом обмене, которое предусматривало обмен между СССР и США студентами и аспирантами, и их стажировку соответственно, в американских и советских вузах.
С чисто научной точки зрения мероприятие действительно полезное — студенты и аспиранты получат новые знания, позаимствуют зарубежные научные достижения, тем самым ускорят развитие отечественной науки. Но это в теории. На практике вместо настоящих студентов и аспирантов из СССР в США отправили «стажироваться» группу сотрудников КГБ, ГРУ и аппарата ЦК КПСС.
В числе направленных в 1958 году на стажировку в Колумбийский университет в Нью-Йорке был Александр Николаевич Яковлев, инструктор Отдела науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР, обучающийся в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС (партийное учебное заведение, готовящее работников для центральных партийных учреждений, т.е. Яковлев готовился к более высокой должности). В 1986 году Яковлев стал секретарём ЦК КПСС, а в 1987 — членом Политбюро ЦК КПСС.
Входил в эту группу и оперуполномоченный центрального аппарата Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР Олег Данилович Калугин, ставший в 1973 году начальником управления внешней контрразведки ПГУ, а в 1980 году — первым заместителем начальника Управления КГБ по городу Ленинграду и Ленинградской области.
Имён других направленных на стажировку мы не знаем, но к настоящим студентам и аспирантам ни один из них не имел ни малейшего отношения. Процитируем книгу Олега Калугина «Прощай, Лубянка!»:
Наконец нашу группу «студентов» из ПГУ вызвали в ЦК ВЛКСМ, где мы познакомились с остальными участниками советско-американской программы студенческого обмена. Были здесь гражданские лица, представители военной разведки и, конечно, партийного аппарата в лице аспиранта Академии общественных наук при ЦК КПСС Александра Яковлева. Принимал нас Сергей Романовский — холеный, самоуверенный комсомольский чиновник… Мы сидели в его просторном кабинете и слушали со скучающим видом его длинные сентенции о пользе международных контактов. Всем нам было известно, что мы первые советские студенты, выезжающие в Америку после войны…
От Колумбийского университета к нам прикрепили Стива Видермана, который ивел в последующем четверку советских студентов, состоявшую из двух сотрудников КГБ, одного — ГРУ и одного от ЦК КПСС.
Итак, ни одного настоящего студента среди отправленных на учёбу в Америку нет — все они сотрудники КГБ, ГРУ, ЦК КПСС. И за организацию поездки отвечает ЦК ВЛКСМ. Но комсомол занимается чисто организационными вопросами. Комсомол над партийным аппаратом, КГБ и ГРУ не властен, дать задание на отбор для поездки сотрудников этих органов может только ЦК КПСС, при этом приказать силовым структурам могли только два человека — Первый секретарь ЦК Хрущёв и второй секретарь Суслов. Из того, что в дальнейшем расскажем про Яковлева, станет ясно, что инициатива исходила от Суслова.
И обратите внимание — «мы первые советские студенты, выезжающие в Америку после войны». А это значит, что до войны (то есть при Сталине) точно такие же студенты тоже ездили на «стажировку» в США. Таким образом, это была давно наработанная практика — с какой-то целью отправлять разведчиков и партийных чиновников в Америку под видом «студентов».
Сразу отбросим вариант, что их туда отправляли на самом деле учиться — для этого можно было бы направить настоящих студентов или научных работников, а не 35-летнего партийного чиновника Яковлева, например.
И вряд ли их отправили в Америку шпионить. Это в американских фильмах одни сплошные идиоты, а в американских спецслужбах работают умные люди, и они прекрасно видят, что это не студенты приехали, а, так сказать, «коллеги» из конкурирующей организации. Это доказывает следующая цитата из мемуаров Калугина:
Американские студенты нас не чурались. Иногда до двух-трех утра мы сидели с ними в пивном баре по соседству, горячо обсуждая волновавшие их вопросы. Некоторые молодые люди отличались навязчивостью, и мы относили их к агентам ФБР, приставленным к нам с целью изучения и наблюдения. О таких субъектах мы докладывали в представительство СССР при ООН своему куратору из резидентуры КГБ Федору Кудашкину. Он представлял контрразведывательную линию и опекал нас главным образом в плане ограждения от возможных провокаций.
Так что агенты ФБР прекрасно знали, что из себя представляют эти студенты, и пасли их «до двух-трех утра». Никакой шпионаж при постоянной слежке невозможен — все контакты будут сразу же зафиксированы. Но задача этих «студентов» — не шпионить. Опять цитата из книги О.Д. Калугина «Прощай, Лубянка!»:
Первые дни пребывания в Америке были заполнены встречами и знакомствамикак официальными, так и частного порядка. На факультете журналистики меня представили декану, профессору Эдварду Баррету, во время второй мировой войны возглавлявшему службу новостей Управления стратегических служб, а позже работавшему помощником госсекретаря США по вопросам связи с общественностью…
Но я приехал в Америку не как зевака и праздный турист. Я должен был обзаводиться полезными и перспективными связями.
Итак, задача советских «студентов» из КГБ, ГРУ и ЦК КПСС — знакомства, встречи и связи. Причём встречи и связи весьма специфические. Обратите внимание — сотрудника КГБ Калугина определили учиться на факультет, который по странному стечению обстоятельств возглавляет бывший высокопоставленный сотрудник Управления стратегических служб. А Управление стратегических служб — это организация, которая в 1947 году была реорганизована в Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
Почему сотрудника КГБ отправили учиться под руководством бывшего чиновника из ЦРУ? Да и слово «бывший» здесь как-то неуместно. «Бывший» разведчик — это нонсенс.
В КГБ СССР существовало такое понятие — «действующий резерв».
Офицеры действующего резерва выполняли и официальные функции, т. е. работали на новой работе, и неофициальные — их основной задачей было осуществление деятельности в интересах КГБ.
Нечто подобное было и в США. Генри Киссинджер, например, и после ухода из военной разведки, судя по некоторым воспоминаниям о нём, участвовал в мероприятиях, носивших явно разведывательный характер. Так что «бывших» не было ни у нас, ни у них.
Понять, зачем была необходима такая стажировка, можно из следующего отрывка из воспоминаний Калугина:
Александр Яковлев, старший из нас по возрасту, пользовался авторитетом как ветеран войны и работник ЦК КПСС, но не более. Его взгляды на американскую действительность отражали официальную, жесткую точку зрения, и они, кажется, совпадали с его личным негативным мнением об американском образе жизни. Мы тоже не были либералами, но проявляли гораздо большую гибкость в суждениях, не желая с ходу отталкивать собеседников своей кондовостью.
Несмотря на антикоммунизм, неприятие «иностранных» идеологий, американцы были чувствительны и открыты всему, что напоминало им об их буйной истории, войне за независимость, против рабства. В 1959 году, когда Фидель Кастро, молодой бунтарь, свергнувший диктатуру Батисты, выступал в Колумбийском университете, его встречали как национального героя. Я тоже стоял в толпе энтузиастов и чуть не плакал от счастья. Да, думал я, с американцами можно найти общий язык.
Скажи сейчас кому-нибудь на Кубе, что Фиделя Кастро в Америке встречали как национального героя — по морде дадут, но в реальности «кубинская революция», скорее всего, это нечто вроде нашей Октябрьской. Но это уже другая тема.
Главное здесь другое. Задача стажировки заключалась в том, чтобы убедить таких советских «студентов», как Александр Яковлев, «с его личным негативным мнением об американском образе жизни», что «с американцами можно найти общий язык».
Иными словами, работников КГБ, ГРУ и ЦК КПСС направляли в Америку для того, чтобы проверить, насколько они подходят для неформальных контактов с американцами. Если подходят, если убеждаются, что «с американцами можно найти общий язык», тогда в дальнейшем будут осуществлять тайные контакты, будут неофициально и тайно встречаться с американцами, возможно, с теми же сами, с которыми они общались во время стажировки.
Ведь одних только Куусинена и Арбатова для тайных советско-американских контактов не хватит, обсуждать надо множество вопросов, поэтому специально готовятся кадры будущих переговорщиков. И процесс этот шёл постоянно, и Колумбийским университетом не ограничивался. Если бы Яковлев и Калугин не попали на страницы газет в годы перестройки, то мы бы и о Колумбийском университете ничего не узнали.
После развала СССР многие отставные сотрудники КГБ писали статьи и целые книги, что Яковлев и Калугин были завербованы американцами во время стажировки, и стали шпионами или агентами влияния. Это делается, скорее всего, для того, чтобы отвлечь внимание от самого главного вопроса: зачем сотрудников КГБ, ГРУ и ЦК КПСС отправляли в Америку знакомиться с «бывшими» сотрудниками ЦРУ?
А ведь ЦРУшниками дело не ограничивалось! С 1961 года в Колумбийском университете работал сам Збигнев Бжезинский, фактически главный идеолог Демократической партии США, оказывающий влияние на политику всех президентов-демократов вплоть до Обамы. И следующие партии советских «студентов» могли «учиться» уже под его руководством.
Кстати, и сам Калугин в книге «Прощай, Лубянка!» пишет, что уже после Колумбийского университета, в 1960-е годы, работая в резидентуре ПГУ в Нью-Йорке, организовывал советскому журналисту Юрию Жукову встречу со Збигневом Бжезинским.
Ни секунды не сомневаюсь, что и у Яковлева, и у Калугина были «несанкционированные контакты» с американцами, о которых с возмущением пишут многие отставники из КГБ, только они были не примитивными «шпионами» и даже не «агентами влияния», а теми людьми, через которые осуществлялись тайные переговоры между советскими и американскими элитами.
Приведу довольно большой отрывок из статьи Сергея Кургиняна «Без оглядки на «потом», опубликованной в газете «Завтра» (№ 08 (692) от 21 февраля 2007 г.):
Потому что есть так называемые «каналы». Спутаете их с агентурой — подорвете, а не исправите ситуацию. Вопрос этот — почти не обсуждался. И потому поясню.
Приезжает высокопоставленный американец в СССР. Ездит по нашим элитным семьям (получившим на это, как вы понимаете, санкцию органов). Отбирает нашу элитную молодежь. В его списке — десять человек. Список пересылается в посольство США. Их спецслужбы фильтруют список. Оставляют семь человек. А дальше… Дальше список пересылается в КГБ и на Старую площадь. Снова фильтруется. Остается пять человек.
Это агенты? Агенты влияния? Окститесь! Это круче! Это двусторонний канал…
Например, то, что сообщил покойный А.Н.Яковлев о снятии Хрущева. О том, как Михаил Андреевич Суслов за день до этого снятия поручил молодому Яковлеву написать антихрущевскую статью под будущий сброс главы государства. Понятно ведь, что такие поручения дают только наивернейшим сотрудникам!…
Яковлев — верный «сусловец»? А одновременно архитектор перестройки. Тогда Суслов — кто?…
Кто и зачем снимал Хрущева? Почему это так плотно наложилось на убийство Кеннеди? Какова реальная роль Освальда в этом убийстве и пакет советских акций в предприятии «супруга Освальда» (может быть, тут интереснее всего именно она, Марина)?
Следует раз и навсегда уяснить: тайные контакты между американцами и большевиками были налажены задолго до революции, продолжались и после революции, и не прерывались до последних дней существования советского государства. Контакты были у Сталина, у Ленина, у Хрущёва, и у последующих советских лидеров.
Официально, для простого народа, да и для абсолютного большинства партийных чиновников и работников спецслужб, СССР и США считались врагами, и на официальных переговорах, через МИД и Госдепартамент, через советского и американского посла, по-настоящему серьёзные вещи обсуждать было нельзя, чтобы не ввести в курс дела случайных людей и не вызвать огласки.
Если помните по предыдущей главе, даже один из высших руководителей ЦРУ Фрэнк Визнер не подозревал об истинном характере советско-американских отношений, и в СССР об этом тоже знали единицы, поэтому по-настоящему серьёзные контакты осуществлялись только тайно, и через специально отобранных людей, в чью официальную компетенцию советско-американские переговоры не входили.
Между советскими и американскими элитами обсуждались самые разные вопросы, и версия Кургиняна о том, что убийство Кеннеди и снятие Хрущёва как-то связаны между собой, заслуживает самого пристального внимания.
Кстати, до сих пор мало кто знает про Михаила Андреевича Суслова, который был вторым человеком в партии при Хрущёве и Брежневе. Причём при Брежневе он был реальным руководителем страны, так как Леонид Ильич был большим любителем охоты, застолий, женщин, всяческих увеселений, а к конкретной работе относился прохладно, и с удовольствием перепоручал её Суслову.
Михаил Андреевич Суслов официально был секретарём ЦК КПСС по идеологии, а фактически руководил абсолютно всем, вплоть до чёрной металлургии. Нынешний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей книге «Без правых и левых» вспоминает, как в 1973 году его, секретаря парткома Карагандинского металлургического комбината, вызвали к Суслову по вопросам развития комбината, и Михаил Андреевич «стал задавать вопросы, причем интересоваться самыми мелкими подробностями, делал пометки в блокноте».
Заседания Секретариата — главного рабочего органа ЦК КПСС — проводил не Брежнев, а Суслов. Как они проходили, вспоминает А.Н. Яковлев (фрагменты из его интервью, в статье Евгения Жирнова «После тяжелой и продолжительной работы», журнал «Коммерсантъ Власть», №2 (455), 22.01.2002):
Власть у него [Суслова] была несусветная. На политбюро ходили как на праздник. Там ничего не случалось: хихоньки и хахоньки, Брежнева заведут, и он давай про молодость и про охоту рассказывать. А на секретариатах Суслов обрывал любого, кто на миллиметр отклонялся в сторону от темы: «Вы по существу докладывайте, товарищ». Когда Суслов был в отъезде, за него секретариаты вел Андрей Павлович Кириленко. Так Суслов, возвращаясь, первым делом отменял скопом все решения, принятые без него. Он был очень самостоятельным в принятии решений на секретариате. Ни с кем не советуясь, объявлял: «Решать будем так!» Когда некоторые хитрецы говорили, что другое решение согласовано с Брежневым, отмахивался и отвечал: «Я договорюсь».
Для более полного представления приведём также отрывок из статьи Е. Жирнова «Чисто сусловское византийство» (журнал «Коммерсантъ власть» от 24.10.2005) с другим рассказом Яковлева о Суслове:
Рассказывал о Суслове Александр Николаевич с затаенным восхищением. И несколько раз подчеркивал, что генерального секретаря Брежнева никто в ЦК не боялся. А Суслова боялись все.
…на секретариат ЦК единственный раз за время своего руководства партией пришел Брежнев. Суслов хотел уступить ему председательское место, но он сел по правую руку от Суслова.
Именно Суслов был главным организатором переворота 1964 года — смещения Хрущёва, именно Суслов 13 октября 1964 года на заседании Политбюро потребовал от Хрущёва уйти в отставку, и даже сам написал за него заявление об уходе, и дал расписаться, а на следующий день, 14 октября, на Пленуме ЦК КПСС зачитал доклад об ошибках и «волюнтаризме» Хрущёва, а затем — заявление от имени Хрущёва с просьбой освободить его от занимаемых должностей, после чего члены ЦК проголосовали за уход Хрущёва в отставку.
Следует учитывать, что отец Михаила Суслова — Андрей Андреевич Суслов — в 1904-1916 годах работал на нефтепромыслах в Баку, и там попал под надзор полиции как подозреваемый в связях с революционерами. Если Вы ещё не забыли, забастовками на нефтепромыслах (в которых так был заинтересован Рокфеллер) руководил Сталин, так что карьерный рост Суслова-младшего в годы правления Сталина был далеко не случайным — он происходил из хорошей революционной семьи, лично знакомой Сталину.
И по характеру Суслов тоже был подстать Иосифу Виссарионовичу — такой же аскет. Его одежда была настолько старой, что Брежнев как-то предложил членам Политбюро скинуться по десятке и купить Суслову новый плащ. Кроме того, Михаил Андреевич регулярно вызывал бухгалтера ЦК и сдавал ему под расписку свою практически нетронутую зарплату.
С 1947 года М.А. Суслов был секретарём ЦК ВКП(б) / КПСС, одновременно в 1946-1949 и в 1953-1954 годах — заведующим отдела внешней политики (внешних сношений), затем переименованным в международный отдел ЦК КПСС. Так что зарубежные партийные связи также находились в его компетенции.
Не исключено, что снятие Хрущёва было согласовано с американцами, так как те поняли, что Никита Сергеевич пытается сделать развал СССР через выход союзных республик невозможным (присоединение к России Карело-Финской ССР и готовящееся путём «освоения целины» присоединение Казахской ССР, а затем и других республик). Механизм самоликвидации Союза ни один советский лидер не решался тронуть, а Хрущёв решился, за что и был убран.
Александр Яковлев, получивший впоследствии прозвище «архитектор перестройки», был доверенным человеком Суслова, после возвращения из Америки работал инструктором, зав. сектором, 1-м заместителем заведующего, и.о. заведующего Отделом пропаганды ЦК КПСС.
В 1973 году Яковлева отправили послом в Канаду. По официальной версии, его якобы «сослали» за то, что он написал статью «Против антиисторизма» в «Литературной газете», не понравившуюся Брежневу, но эта версия не выдерживает никакой критики.
Во-первых, статья была опубликована ещё осенью 1972 года, а в Канаду Яковлев уехал только в следующем году. Во-вторых, как вспоминает Георгий Арбатов в интервью журналу «Русская жизнь», «через несколько дней после этой статьи мы встретились с Яковлевым в кабинете Брежнева… Зашла речь о статье Яковлева. Брежнев ему говорит: «Ты, конечно, совершил ошибку. Но я знаю, что ты хотел только добра, поэтому ни о чем не думай, работай дальше». И обнял его».
Так что скандальная статья — это камуфляж, дымовая завеса, призванная отвлечь внимание от истинных причин направления Яковлева в Канаду. А перед Арбатовым, который сам — один из переговорщиков с США, спектакль устраивать не надо, и можно честно сказать, что статья ни на что не повлияла, и если Яковлева затем отправят за границу, то это не ссылка.
Сами подумайте — не для того же Яковлева в Колумбийском университете стажировали, чтобы он потом в совковом агитпропе призывал «теснее сплотить ряды в борьбе за дело великого Ленина»! Сначала Суслов послал его в Америку, там к нему присмотрелись — для контактов подходит. Затем Суслов его к себе ещё больше приблизил, присмотрелся попристальнее — свой, надёжный человек, доверять можно. Показал его Брежневу. Тому Яковлев тоже понравился (вспомните рассказ Арбатова, как Брежнев обнял Яковлева; хоть Леонид Ильич обниматься любил, но с людьми никак не ниже уровня главы государства или члена Политбюро, а тут какой-то и.о. завотделом — и ведь обнял, причём демонстративно, в присутствии человека, через которого были связи с Киссинджером).
А ведь Канада граничит с США, и пограничный контроль между ними отсутствует (то есть можно тайно встретиться с нужными людьми, которые приедут в Канаду из США вроде как по личным делам. Официальному послу в США такие вещи поручать нельзя — слишком много к нему приковано внимания. А переговоры тайные, и лишние свидетели ни к чему.
Кроме того, глава государства в Канаде — английская королева, так что можно и по английским неофициальным каналам договориться о чём-то в случае необходимости. Официальный посол в Англии для тайных контактов не годится, а вот если некий британский лорд поедет в Канаду, ну, например, типа как на охоту, и там встретится в лесу с советским послом, такую встречу в случае засветки можно выдать за чисто случайную — мало ли кто ещё любитель охоты. Это пример возможной организации контактов, а все реальные подробности мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Но есть очень серьёзный признак, что Яковлев наладил контакты и по английской линии.
Главным противником Брежнева и Суслова, стремившимся занять место Генерального секретаря, был член Политбюро ЦК КПСС Александр Николаевич Шелепин, бывший председатель КГБ, затем секретарь ЦК КПСС, а с 1967 года — председатель ВЦСПС, то есть глава советских профсоюзов, которые, кстати, распоряжались очень серьёзными денежными суммами.
В 1975 году товарищ Шелепин отправился с официальным визитом в Великобританию. Не он один туда ездил, но всех советских деятелей английская публика воспринимала весьма спокойно. А вот как только в Англию приехал Шелепин, в стране начались массовые демонстрации протеста.
Когда Шелепин вернулся в Советский Союз, его сняли с должности и вывели из Политбюро, за то, что он так опозорил родную страну и сорвал официальный визит, тем самым ухудшил советско-британские отношения. Поэтому демонстрации в Англии пришлись очень кстати — Суслов и Брежнев много лет пытались избавиться от Шелепина, но не было подходящего повода для основной массы членов ЦК, относившихся к Шелепину совсем неплохо. А демонстрации протеста против визита Шелепина такой повод предоставили.
Если Вы думаете, что демонстрации происходят просто так, ни с того ни с сего, что устроить демонстрацию очень легко, попробуйте сами организовать демонстрацию, ну, хотя бы на десять тысяч человек. И для КГБ это также было довольно сложно — после истории с шахтёрскими забастовками в 1920-х годах британские спецслужбы пресекали такие вещи на корню.
Поэтому вероятно, что англичане сами, специально, устроили демонстрации протеста, и тем самым помогли Брежневу и Суслову снять Шелепина. А те взамен тоже оказали британцам какую-то важную услугу. И тайные переговоры проходили скорее всего именно через Яковлева. По крайней мере, по открытым источникам другого кандидата, пользовавшегося таким же абсолютным доверием Брежнева и Суслова, и имевшего возможность неофициально контактировать с британцами, не просматривается. Впоследствии Яковлев стал почётным доктором Даремского и Экзетерского университетов в Великобритании.
Все «несанкционированные контакты» посла Яковлева в Канаде, которые фиксировали слишком бдительные КГБшники — это не шпионаж, это тайные переговоры по поручению лидеров государства с представителями американской элиты. И все «несанкционированные контакты» Калугина — то же самое. Но к нему вернёмся чуть позже, а пока про Яковлева.
Яковлев был тайным переговорщиком такого уровня, что про его истинную роль долгое время не знал даже председатель КГБ Андропов. Когда Андропов, получая от сотрудников КГБ, не понимавших истинного предназначения Яковлева, информацию о его подозрительных контактах, докладывал Брежневу и Суслову, те сразу ставили его на место.
Приведём пример из статьи Е. Жирнова «Чисто сусловское византийство» (журнал «Коммерсантъ власть» от 24.10.2005):
О том, что было дальше, мне … рассказывал Виктор Чебриков [в то время — зам. председателя КГБ]:
«Я помню такой случай. Юрий Владимирович Андропов показал мне записку, с которой он был на докладе у Брежнева. О том, что Яковлев по всем признакам является агентом американской разведки. Леонид Ильич прочел и сказал: ‘Член ЦРК [Центральной ревизионной комиссии КПСС] предателем быть не может’. Андропов при мне порвал эту записку».
А вот пример из интервью Яковлева (в статье Е. Жирнова «После тяжелой и продолжительной работы», журнал «Коммерсантъ Власть, 22.01.2002):
Когда из Канады в мою бытность послом выдворили советских шпионов, Андропов вынес вопрос обо мне на Политбюро. Встал и начал говорить о том, что громкое выдворение произошло по моей вине, из-за моих слабых контактов с канадским руководством. И что нужно решать кадровый вопрос — отзывать меня. Вдруг Суслов говорит: «Товарища Яковлева не КГБ назначал послом в Канаде». Андропов посерел и сел. Брежнев усмехнулся и сказал: «Переходим к следующему вопросу».
Но такие проколы случались у Андропова только поначалу, когда он думал, что все тайные каналы связи между советскими и американскими элитами проходят через него (Арбатов-Киссинджер и т.д.), а у Брежнева и Суслова своих личных каналов не существует.
Кстати, Киссинджера из-за таких контактов тоже считали шпионом — советским; в Америке есть масса книг, в которых столь же яростно доказывают, что Киссинджер — советский шпион, как и у нас доказывают, что Яковлев — американский шпион. Просто не все понимают мысль Сергея Кургиняна, вынесенную в эпиграф к этой главе: «Это агенты? Агенты влияния? Окститесь! Это круче! Это двусторонний канал».
Так вот, когда Андропов наконец понял истинную роль Яковлева, он прекратил на него любые «наезды». А когда Андропов сам возглавил государство, то в мае 1983 года он послал своего предполагаемого преемника Михаила Горбачёва к Яковлеву в Канаду. На инструктаж.
Но к этому вопросу более подробно вернёмся позже, а пока необходимо разобраться, как партийный чиновник Андропов оказался во главе КГБ, и зачем он собрал команду, устроившую после его смерти новую «перестройку» в СССР — вторую после той, которую начал проводить Берия.