Интернет платформа что это такое простыми

Платформа для онлайн-обучения: что это и в чем ее польза?

Каждый человек, который интересовался обучением в Интернете, сталкивался с понятием «платформа для онлайн-обучения». Чаще всего поисковые сервисы выдают несколько страниц с материалами, где сравниваются множество различных платформ. Глаза разбегаются, а отсутствие понимания, что это в принципе такое, отбивает желание продолжать поиск. Именно поэтому мы написали статью, в которой расскажем, что такое платформа для онлайн-обучения и зачем она нужна.

Что такое онлайн-обучение?

Онлайн-обучение – это частный вид дистанционного образования, который реализуется через Интернет. От классического дистанционного обучения оно отличается тем, что не требует очных встреч преподавателя и ученика для экзаменации и практического обучения. Передача материала, его закрепление, контроль успеваемости и развитие навыков происходят в онлайне.

Такой вид обучения имеет преимущества в сравнении с традиционным или классическим дистанционным:

Но не стоит думать, что обучение через Интернет – это гораздо проще, чем его традиционная форма. В нем также нужно продумывать уроки, проверять домашние задания, контролировать успеваемость учеников. К этому добавляются дополнительные задачи, например, открывать доступ к урокам, поддерживать связь с учащимися, мотивировать их заниматься каждый день, принимать оплату, если курс коммерческий, и другие.

Именно в качестве решения этих задач выступают платформы для онлайн-обучения. Ниже мы расскажем о них подробнее.

Что такое платформа для онлайн-обучения?

Платформа для онлайн-обучения – это информационное пространство, размещенное в Интернете, которое выступает посредником между учеником и учителем. Можно сказать, что это связующее звено, которое позволяет максимально повысить эффективность обучения через Интернет.

Платформа является одновременно способом связи между учеником и учителем, хранилищем уроков, координатором процессов обучения и набором инструментов для управления и повышения качества обучения в онлайн-школе.

Как работает платформа для онлайн-обучения?

Все учебные материалы, загруженные автором курса, хранятся на сервере или в облаке. Программное обеспечение платформы позволяет автору настраивать курс так, как ему будет удобно, а ученикам обеспечивает доступ к урокам.

Использование обучающих платформ позволяет автору автоматизировать монотонные процессы, такие как открытие доступа к занятиям, проверка домашних заданий, анализ статистики, обратная связь ученикам и другие. Кроме этого, созданный на платформе курс может пройти неограниченное количество учеников.

Дополнительные функции, разнящиеся от платформы к платформе, повышают эффективность онлайн-школ. Например, брендирование интерфейса курса делает вас более узнаваемым, игрофикация повышает мотивацию учеников к обучению, онлайн-тестирование разгружает преподавателя и позволяет беспристрастно оценить знания ученика.

Хорошую платформу для онлайн-обучения можно сравнить с дорогим музыкальным инструментом для музыканта, хорошими кистями и красками для художника или быстрым автомобилем для гонщика. Это инструмент, который при правильном использовании увеличивает результаты работы в разы.

Кому будет полезно использовать платформу для онлайн-обучения?

Платформы приносят пользу всем людям, перед которыми стоит задача построить простую систему обучения через Интернет, нацеленную на результаты учеников.

В частности, можно выделить три категории авторов:

Авторы коммерческих курсов

Эксперты, которые хотят зарабатывать на обучении через Интернет, являются самым большим сегментом пользователей онлайн-платформ. Простота в запуске школы даже без специальных технических знаний, удобная настройка и управление процессами, возможность вести школу в одного – это то, что помогает им достигнуть своей цели.

Предприниматели, которым необходимо обучать сотрудников

Корпоративное обучение – это необходимое условие для стабильного развития компании. При этом оно отрывает сотрудников от работы, стоит больших денег и требует затрат времени, которого часто бывает недостаточно.

Поэтому все больше компаний переводят обучение сотрудников в Интернет. Курсы на платформе позволяют обучать целые отделы и филиалы, не отрывая их от работы. Такие курсы позволяют ввести корпоративные стандарты, повторять их для каждого нового сотрудника, управлять им через одно окно в браузере. Немаловажно, что такой формат позволяет компаниям обучать своих сотрудников в десятки раз дешевле, не теряя в качестве полученных знаний.

Вузы и другие учебные заведения

Все больше учебных заведений добавляют к своим очным программам заочные, которые можно проходить через Интернет. Курсы на платформе помогают преподавателям координировать студентов, рассылать им дополнительные материалы и домашние задания, автоматизируют тестирование.

Какой бы ни была цель создания онлайн-курса, платформы помогают авторам и их ученикам достигать ее.

Основные функции онлайн-платформы для обучения

Современные коммерческие платформы обладают всем набором функций, необходимых для комфортного и качественного обучения. Мы перечислим только основные из них, те, которые облегчают преподавание через Интернет всем авторам, вне зависимости от цели их курса.

Простота в запуске школы

Если вы пользуетесь качественной платформой, то сможете создать и запустить свою школу в считанные дни. Например, АнтиТренинги предоставляют своим пользователям интуитивно понятный конструктор курсов и бесплатную помощь технической поддержки, что позволяет запустить школу в течении 1-3 дней.

Удобство связи с учеником

Платформы для онлайн-обучения обладают встроенными средствами связи между учеником и учителем. Это могут быть встроенные чаты и видеозвонки, либо интеграция платформы со сторонними мессенджерами.

Автоматизация процессов

Основная функция платформы для онлайн-обучения – это оптимизация и автоматизация монотонных и рутинных процессов. Это и проверка домашних заданий, и рассылка напоминаний ученикам, и открытие доступа к урокам, и многое другое. Также именно платформа позволяет ученикам автоматически переходить к следующему уроку, после того как они сдали задание за предыдущий.

Четкий контроль школы

Современные платформы для онлайн-образования позволяют автору курса управлять ими через одно окно браузера. Вы можете редактировать уроки и домашние задания, управлять продвижением школы, настраивать дополнительные функции, контролировать каждый процесс в школе. Аналитика и статистика поможет вам управлять школой не вслепую.

Координация и тонкая настройка

Хорошая платформа для онлайн-обучения дает своему пользователю множество функций, которые позволяют сделать его школу уникальной. Они могут быть встроенными или представлять собой интеграции со сторонними сервисами, которые позволяют пользоваться ими через личный кабинет платформы.

Список полезных функций платформы для онлайн-обучения можно продолжать еще долго. Он будет зависеть от выбранного вами сервиса и необходимости конкретной функции для достижения цели вашего курса. Поэтому при выборе платформы обращайте особое внимание именно на тот функционал, который нужен лично вам.

Можно ли обучать через Интернет без платформы?

Да, это возможно, но такой формат проведения уроков сопряжен с рядом трудных задач.

Во-первых, связь с учениками нужно будет поддерживать через множество чатов и звонков в различных мессенджерах. Это усложняет работу и преподавателю, и учащемуся.

Во-вторых, потребуется координировать множество различных процессов и программ для их выполнения. Онлайн-тесты, вебинарные комнаты, платежные сервисы, планировщики занятий, контроль учеников и преподавателей на курсе – это даже не половина списка. Без платформы обучение через Интернет становится сложнее с каждым новым учеником.

В-третьих, собирать статистику обучения будет либо очень сложно, либо невозможно. При этом управление школой без статистики похоже на управление автомобилем вслепую.

В-четвертых, количество рутинных и монотонных процессов будет изматывать автора курса. Эту проблему можно решить, если нанять администраторов и преподавателей, но это не решит проблему, а только снизит влияние следствий, причем, за ваш счет. Кроме этого, повышение стоимости обучения, которую влечет за собой необходимость платить за работу специалистам, оттолкнет потенциальных учеников.

В-пятых, онлайн-школы без использования платформ развиваются очень медленно. Одновременно привлекать новых учеников, доводить их до результатов, управлять школой и решать множество сопряженных задач – очень ресурсоемкая работа. В таком формате обучения энергии, времени и денег будет недостаточно для устойчивого и быстрого роста.

Для того чтобы избежать этих трудностей, подавляющее большинство авторов размещают свои курсы на специальных платформах.

Вывод

Платформы для онлайн-обучения – это сервисы, которые выступают посредником между учеником и учителем при дистанционном обучении через Интернет. Эти платформы автоматизируют и оптимизируют работу школы, что снижает себестоимость обучения, нагрузку на преподавателя, делает обучение в ней проще и эффективнее.

Платформы одновременно выступают как хранилище ваших уроков в сети Интернет, так и системой, позволяющей ученику получить к ним удобный доступ. Для автора курса они представляют собой набор инструментов, который упрощает запуск и управление школой.

Обучение через Интернет возможно и без использования платформы, но КПД такой работы будет низким. Поэтому авторы успешных онлайн-курсов пользуются платформами, ведь затраты на их покупку незначительны в сравнении с выгодой, которую они приносят.

Источник

Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 19 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2021/4/19/sajt_informacionnyj_resurs_informacionnaya_sistema_onlajn-platforma__chto_eto_takoe_i_kak_oni_vzaimo

Как показывает практика, ошибки в выборе подлежащей применению правовой нормы нередко связаны с тем, что правоприменители, сталкиваясь в законе с определением неюридического понятия, не всегда могут уяснить, что же имел в виду законодатель, давая такую дефиницию. Это обосновывает тезис о том, что в законе целесообразно формулировать критерии, которые позволяли бы распространить законоположения на ту или иную ситуацию, но не давать определения понятий, не относящихся к числу юридических (а юридических – с большой осторожностью[1]).

Изложенную позицию хорошо иллюстрирует наша с О.В. Исаевой статья «Понятие сайта (веб-сайта) для целей права»[2], в которой дан анализ понятия «сайт» и сделан вывод о том, что содержащаяся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) легальная дефиниция является неверной. В рамках настоящей работы в развитие указанной статьи хотелось бы рассмотреть ряд взаимоувязанных понятий, которые не всегда понимаются соответственно их содержанию, что способствует возникновению правоприменительных проблем.

1. Сайт

В п. 13 ст. 2 Закона об информации дана следующая дефиниция: «сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»».

Это определение нельзя назвать ни ясным, ни верным хотя бы потому, что программа для ЭВМ никак не может быть отнесена к разновидностям информации. Кроме того, с технической точкой зрения все, что сопряжено с Интернетом, бесспорно, можно рассматривать в ключе компьютерных программ, но для целей правильной квалификации правоотношений, возникающих по поводу того или иного объекта, необходимо четко устанавливать, в чем состоит практическое предназначение того или иного технологического явления, его прикладное значение.

Как показали проведенные исследования, для разрешения вопросов правовой охраны сайта в качестве объекта интеллектуальных прав не годится предлагаемое Законом об информации понимание сайта как «совокупности компьютерных программ и иной информации»: сайт (веб-сайт) представляет собой особым образом структурированную информацию – в виде совокупности связанных между собой веб-страниц и электронных файлов, объединенных одним доменным именем.

При этом надо отметить, что в контексте интеллектуальной собственности правовая охрана предназначается вовсе не сайту в целом, а (1) творческой компоновке контента сайта (авторско-правовая охрана составного произведения), (2) внешнему виду сайта (авторско-правовая охрана произведения дизайна), (3) дизайнерскому решению интерфейса сайта или его визуальных элементов (патентно-правовая охрана промышленного образца). В развитие сказанного следует заметить, что и для отнесения сайта к числу сложных объектов интеллектуальных прав нет оснований. Причем признанию сайта сложным объектом препятствует не только то, что перечень таких объектов, содержащийся в ст. 1240 ГК РФ, является закрытым, но и то, что сложная («многослойная») структура присуща программному обеспечению для управления контентом сайтаCMS (англ. Content Management Software или Content Management System), которое не входит в состав сайт (подробнее см. об этом упомянутую выше статью).

2. Информационный ресурс

Сегодня в отечественных публикациях и правовых актах довольно часто встречается термин «информационный ресурс», который обычно употребляется в качестве синонима понятия «сайт».

Примечательно, что в ранее действовавшем законодательстве об информации[3] термин «информационный ресурс» означал «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)»[4]. В комментариях к законодательству того периода подчеркивалось, что информационные ресурсы – это не сведения в чистом виде, а именно документированная информация, которая допускает фиксацию на разных видах носителей (бумага, машиночитаемые носители, память ЭВМ и проч.) и различную организацию хранения и использования (архив, фонд, банк данных, база данных и проч.). При этом наибольшее распространение получил подход, согласно которому информационные ресурсы и есть сами материальные носители информации [5].

В ныне действующем Законе об информации используется и понятие «документированная информация», и понятие «информационный ресурс».

Понятие «документированная информация» определено как «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» (п. 11 ст. 2 Закона об информации). В ст. 11 Закона об информации сформулированы положения, касающиеся порядка документирования информации, и здесь же обозначена допустимость возникновения права собственности на материальные носители, содержащие документированную информацию. Изложенное дает повод заключить, что законодатель прямо отграничил документированную документацию от материальных носителей.

Понятие «информационный ресурс» употребляется в действующем Законе об информации более 170 раз. И хотя его легального определения нет в ст. 2 Закона об информации, закрепляющей понятийный аппарат, в ч. 1 ст. 15.8 Закона указывается, что под термином «информационный ресурс» понимаются «сайт в сети «Интернет» и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин». Это дает основания для вывода о том, что законодатель однозначно отказался от уравнивания информационного ресурса с документированной информацией[6].

Содержащийся в ст. 15.8 Закона об информации перечень объектов, относящихся к информационным ресурсам, сформулирован, казалось бы, как закрытый. Причем надо заметить, явно инородным объектом в нем смотрятся компьютерные программы, включение которых в этот список, по всей видимости, обусловлено легальным толкованием сайта в качестве «программы для ЭВМ и иной информации», на что указывалось выше.

Вместе с тем нельзя не замечать, что этот перечень дан в названной статье для целей именно этой статьи. В литературе же к сетевым информационным ресурсам (информационным ресурсам в сети Интернет) стабильно относят не только веб-сайты или отдельные страницы веб-сайтов, но и разнообразные электронные файлы, веб-чаты, ресурсы с графикой, аудио- и видеофайлами, автоматизированные базы данных, размещенные на одном или нескольких электронном носителе информации (смартфоне, компьютере, ноутбуке, планшете, видеорегистраторе, GPS-навигаторы, внешние накопители информации, сетевые устройства и проч.)[7]; более того, отмечается, что в перечне информационных ресурсов прямо не упоминается, в частности, портал[8] и проч.

Таким образом, следует признать, что понятие «информационный ресурс» сегодня толкуется довольно широко и охватывает всевозможные разновидности структурированной информации. К числу информационных ресурсов относят как самые простые виды сайтов (например, сайты-визитки, персональные (домашние) страницы), так и значительно более сложные (например, промо-сайты, сайты интернет-изданий (сетевых изданий СМИ), разнообразные информационные порталы (в частности, библиотеки, коллекции аудиокниг и видеокурсов), корпоративные сайты, а также сайты интернет-магазинов, онлайн-сервисов, социальных сетей и проч. Это находит подтверждение и в самом Законе об информации: так, в п. 1 ч. 4 Закона в качестве информационного ресурса упоминается новостной агрегатор, в ч. 11 ст. 10.4 Закона – сетевые издания, в п. 1 ч. 3 ст. 10.5 Закона – аудиовизуальный сервис, в п. 1 ч. 12 ст. 10.5 Закона – социальная сеть и т.д.

Вместе с тем, как было показано выше, наметилась тенденция охватить понятием «информационный ресурс» не только сайты в классическом их понимании, но и другие объекты, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. И здесь возникает опасность слишком широкого толкования понятия «информационный ресурс», что уже произошло в отношении термина «интернет-ресурс».

Изначально под понятием «интернет-ресурс» понимались веб-страницы и электронные файлы (электронные документы), но затем это понятие было признано крайне удобным для обозначения всего того, что может быть идентифицировано (тогда как термин «документ» перестал рассматриваться как универсальный)[9]. В результате сегодня понятие «интернет-ресурс» нередко используется для обозначения практически всего, что встречается в Интернете – не только веб-сайтов, электронных файлов и документов, но и доменных имен, электронных адресов, метаданных, мобильных приложений, баз данных и т.д.

3. Информационная система

В п. 3 ст. 2 Закона об информации понятие «информационная система» определено как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

В публикации Е.В. Войниканис и В.О. Калятина было высказано мнение, что термин «информационная система», включающий в качестве составной части понятие базы данных, по сути, используется законодателем вместо понятия «база данных», закрепленного в законодательстве об интеллектуальной собственности[10]. Иного мнения придерживается А.И. Савельев: он рассматривает базы данных в качестве неотъемлемой составляющей информационной системы, отмечая, что «различного рода IT-системы, информация в которых не структурирована (организована) в базах данных, не могут быть квалифицированы в качестве информационной системы»[11], и подчеркивает, что при буквальном толковании из легального понятия «следует неразрывная функциональная взаимосвязь самой информационной системы в целом и обеспечивающих обработку данных информационных технологий и технических средств, т.е. необходимого для существования самой информационной системы программного и аппаратного обеспечения» [12]. Аналогичную позицию о том, что «в основе любой информационной системы лежит база данных с содержащейся в ней информацией и такая база данных выступает основным компонентом любой информационной системы», высказывает Н.В. Бузова[13].

В рассматриваемом ключе информационная система вполне допускает ее признание разновидностью информационного ресурса (как указывалось выше, это прямо закреплено в ч. 1 ст. 15.8 Закона об информации). Однако наличие базы данных и неотделимость обеспечивающих программных и аппаратных средств принципиально отграничивает информационные системы от рядовых веб-сайтов – последние обычно представляют собой некоторую совокупность информации, размещенной на нескольких взаимосвязанных веб-страницах, и не включают в свой состав программное обеспечение. Таким образом, информационная система, подпадающая под широкое понятие «информационный ресурс», является значительно более сложным объектом, нежели сайт. Это позволяет говорить о том, что все сайты относятся к числу информационных ресурсов, но нередко сайт – это только составляющая информационной системы.

Важно заметить, что в актуальных зарубежных исследованиях, посвященных различным аспектам информационных систем, отмечается, что эта система представляет собой набор компонентов, предназначенных для сбора, обработки, хранения и распространения информации (в том числе для целей принятия решений). При этом к компонентам информационной системы относят: (1) аппаратное обеспечение (оборудование); (2) программное обеспечение (операционная система и прикладные программы); (3) данные (структурированные в базах данных или собранные в хранилищах данных); (4) телекоммуникации; (5) людей (программистов, операторов и пользователей информационной системы); (6) процесс (серия шагов для достижения желаемого результата или цели)[14].

Такое понимание стало результатом эволюции самой информационной системы, которая изначально, действительно, была близка к автоматизированному банку данных (и классическим примером здесь, вероятно, будут различного рода справочно-правовые системы). Однако уже к началу 2000 гг. информационные системы начали усложняться, что дало повод говорить о том, что они представляют собой совокупность технического, программного и организационного обеспечения вкупе с персоналом, предназначение которой состоит в обеспечении пользователей информацией[15]. К числу информационных систем стали относить поисковые системы, размещенные в открытом доступе государственные реестры, интернет-магазины и проч.

Сегодня информационные системы применяются практически повсюду: «Каждый раз, когда вы идете за покупками, вы взаимодействуете с информационной системой, которая управляет запасами и продажами. Даже поездка в школу или на работу приводит к взаимодействию с транспортной информационной системой, влияющей на светофоры, камеры и т.д. Торговые автоматы подключаются и обмениваются данными с помощью Интернета вещей (IoT). Компьютерная система вашего автомобиля не просто управляет двигателем – данные об ускорении, переключении передач и торможении всегда записываются. И, конечно же, каждый смартфон постоянно подключается к доступным сетям через Wi-Fi, записывая ваше местоположение и другие данные»[16]. Подобное многообразие приводит к тому, что ученые испытывают трудности при формулировке общего определения разбираемого понятия.

Вместе с тем для целей настоящей работы можно говорить об информационной системе как совокупности технологического, информационного, коммуникационного компонентов и человеческих ресурсов, которые позволяют собирать, обрабатывать, хранить и распространять данные для достижения конкретных целей, включая принятие решений.

4. Онлайн-платформа (интернет-платформа / цифровая платформа )

Информационные системы рассматриваются разными авторами не только в техническом смысле – напротив, довольно часто они изучаются в русле инструментария ведения коммерческой деятельности, так как позволяют создавать разнообразные бизнес-площадки: «Многие крупные компании полностью построены на информационных системах. К ним относятся eBay, в основном торговый маркетплейс; Amazon, расширяющийся электронный торговый центр и поставщик услуг облачных вычислений; Alibaba, электронная торговая площадка для бизнеса; и Google, поисковая компания, которая получает большую часть своего дохода от рекламы по ключевым словам при интернет-поиске»[17]. Именно в этом контексте термин «информационная система» может быть свободно заменен термином «онлайн-платформа» (интернет-платформа или цифровая платформа (англ. digital platform)).

Разбирая вопросы онлайн-платформы, надо предварительно подчеркнуть, что слово «платформа» используется во многих значениях. Так, говоря о платформе, под ней могут подразумевать, например, упоминаемое ранее CMS – программное обеспечение для управления содержимым сайта (цель использования которого состоит в обеспечении работоспособности сайта и актуализации контента сайта) или операционную систему, или аппаратную платформу компьютера (аппаратные средства, операционная система, программное обеспечение и проч.).

Рассматривая онлайн-платформу не в техническом ключе, а исходя из ее реального предназначения в качестве инструмента бизнеса, крайне удачной следует признать дефиницию, сформулированную Организацией экономического сотрудничества и развития, которая определила понятие «онлайн-платформа» как «цифровой сервис, который облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то фирмы или отдельные лица), которые взаимодействуют через сервис посредством Интернета»[18]. В этом понятии внимание не акцентируется на технической стороне онлайн-платформы, но отражено предназначение цифровой платформы – оно состоит в создании благоприятных условий для обмена товарами и услугами на соответствующем рынке, вследствие чего онлайн-платформа может рассматривать как организатор торгового оборота (в широком смысле), что, безусловно, позволяет поддержать мнение о том, что здесь есть основания говорить о появлении нового субъекта права[19].

Изложенное позволило мне сделать вывод о том, что онлайн-платформы сегодня не могут рассматриваться в качестве обычного посредника между сторонами. Это скорее посредник sui generis – у него особые задачи, особый функционал, особые возможности, и точно особая роль в торговом обороте[20]. И поэтому можно говорить о том, что онлайн-платформа в совокупности с оператором этой платформы должны пониматься как новый, самостоятельный субъект торгового права, который является организатором торгового оборота.

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] Здесь нельзя не вспомнить слова Франца Бернхефта, отметившего: «Определения часто бывают неверными вследствие трудности найти выражение, способное охватить данное явление во всех его направлениях. В старом торговом уложении, которое принадлежит к лучшим образцам законодательства, даже определение слова «купец» (следовательно, основного понятия), было совершенно неточно с точки зрения установления круга лиц, охватываемых этим понятием. В таких случаях определения, конечно, не обязывают, но раз они внесены в закон, их, естественно, гораздо труднее устранить при практическом применении права, чем тогда, когда они были установлены каким-либо ученым. Юридические конструкции тоже должны были по возможности отсутствовать в законе. И они могут быть неправильными, так как законодатель может иногда ошибаться, и эти конструкции, разумеется, не имеют силы, но при их наличности большей частью бывает сомнительно, не скрывается ли под неверной идеей приказание, которое, естественно, само по себе обязывает» (Бернхефт Ф. Гражданское уложение Германской империи в процессе его образования // Гражданское право Германии: Хрестоматия избранных произведений Франца Бернхефта и Йозефа Колера. / сост. Р.С. Куракин, Е.В. Семенова / пер. с нем. В.М. Нечаева. М., 2014. С. 22)

[3] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу).

[4] Интересно, что прежде действовавшим законодательством об информации допускалась возможность объявления отдельных объектов федеральных информационных ресурсов общероссийским национальным достоянием – на это обращает внимание, в частности, Л.К. Терещенко (Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства (монография). М.: Инфра-М, ИЗИСП, 2013).

[5] В связи с чем подчеркивалось, что «объектами вещных прав в данном случае выступают не сами сведения, а содержащие их материальные носители» (Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2004 (автор комментария – В.В. Погуляев). Надо отметить, что и В.А. Дозорцев понимал информационные ресурсы как материальные носители, что нашло отражение в следующих его заключениях: «Действующее законодательство (речь здесь идет об утратившем силу Законе об информации. – прим. М.Р.) различает права на сами сведения и права на их материальные носители. Закон об информации говорит о праве собственности на информационные ресурсы (см., например, ст. 6), под которыми он понимает «отдельные документы и массивы документов» (ст. 2, см. также ст. 4 и др.), т.е. конкретные материальные носители информации, а не саму информацию. Такие носители действительно могут быть объектами права собственности. О необходимости различать право на информацию и право на информационные ресурсы говорит и ст. 18, устанавливающая, что «право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам». Правда, терминология и формулировки, использованные в этой статье и во всем Законе, оставляют желать лучшего (видимо, их недостатки объясняются тем, что опыт регламентации информационных отношений еще не накопился)» (Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом // Юридический мир. 2000. № 12, 2001. №№ 1, 2 (СПС «КонсультантПлюс»)).

[6] Но отечественные работы по информатике продолжают раскрывать понятие информационного ресурса как «отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов» или совокупности данных.

[7] Першин А.Н. Осмотр сетевых информационных ресурсов – новый вид следственного действия // Российский следователь. 2020. № 1. С. 14.

[8] См.: Леднева Ю.В. Правовое обеспечение внедрения в бюджетные отношения информационно-телекоммуникационных технологий // Финансовое право. 2017. № 11. С. 9-14 (СПС «КонсультантПлюс»).

[9] См. об этом: Tim Berners-Lee A Short History of «Resource» in web architecture // URL: https://www.w3.org/DesignIssues/TermResource.html

[10] Войниканис Е.А., Калятин В.О. База данных как объект правового регулирования. Учебн.пособие. М.: Статут, 2011.

[11] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. С. 19.

[12] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». С. 20.

[13] Бузова Н.В. Государственные реестры – базы данных, охраняемые как объекты смежных прав? // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 72.

[14] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond (2019) // URL: https://opentextbook.site/informationsystems2019/

[15] Такая позиция была отражена в ряде работ (см., например, William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant’s Handbook. Systems Analysis and Design. CRC Press, 1998; Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. М., 2003).

[16] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond.

[17] Zwass, Vladimir. Information system // Encyclopedia Britannica, 2 Nov. 2020, // URL: https://www.britannica.com/topic/information-system

[18] OECD, “The Digital Transformation of SMEs”, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship (Paris, 2021), pp. 111-151.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *