Интерсек радфем либфем чем отличается
ЖизньОт суфражисток
до радфем: Ключевые направления феминизма
Рассказываем, какие направления феминистской мысли существуют
феминистская идеология менялась и расширялась на протяжении всего своего существования: в её рамках возникло множество течений, как знаменитых, так и малоизвестных. Первая волна феминизма пришлась на середину XIX — начало XX века: она была направлена на борьбу за избирательные и другие права женщин, за их эмансипацию. В конце 1960-х — 1970-е годы возникла вторая волна феминистского движения — борьба против дискриминации по половому признаку, затронувшая вопросы семьи, репродуктивных прав, сексуальных, политических и экономических отношений. Третья волна феминизма возникла в 1990-е и, по мнению некоторых исследователей, продолжается и сейчас: помимо вопросов равноправия она также поднимает проблемы, связанные с расой, классом, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.
Нередко феминистские течения, как, например, экофеминизм, поднимают вопросы и из других сфер. Рассказываем о различных течениях и движениях феминизма, а также их целях.
Антирасистский
феминизм
Несмотря на то что феминистское движение стремится говорить от лица всех женщин, его нередко обвиняют в игнорировании проблем меньшинств. Движение антирасистского феминизма ставит во главу угла идею о том, что феминизм не должен ограничиваться борьбой за права белых представительниц среднего класса и должен обращать внимание на проблему угнетения женщин разных рас. Антирасистский феминизм включает в себя борьбу с сексизмом, расизмом и классовым угнетением.
Писательница и поэтесса Элис Уокер впервые употребила термин «womanism» — альтернативу термину «феминизм», который подразумевает также защиту женщин разных рас и разного происхождения.
Интерсекциональный
феминизм
Интерсекциональный феминизм возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. Название этой феминистской социологической теории дала профессор Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя сама концепция, безусловно, существовала и раньше. Представители интерсекционального феминизма говорят о том, что не существует единого и универсального женского опыта, а борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом.
Культурный
феминизм
Культурный феминизм — направление внутри радикального феминизма, сторонницы которого говорят, что женщины, благодаря своей природе или особенному женскому историческому опыту обладают особыми женскими (феминными) качествами, которые, в свою очередь, противоположны мужским (маскулинным) качествам. Женскими качествами является связь с другими людьми (как биологическая — через беременность, так и моральная), сопереживание, единение — все эти качества способствуют формированию идеи «сестринства».
Теоретики культурного феминизма по-разному оценивают, как связанность с другими людьми влияет на жизнь женщин: одни считают, что способность к беременности и деторождению стала причиной угнетения женщин, другие считают, что эта способность помогла сформировать особую женскую культуру, такую же богатую, как политика или наука. Но все они сходятся в том, что в мире, свободном от патриархата, все люди смогут свободно проявлять заботу друг о друге.
Либеральный
феминизм
Либеральный феминизм возник раньше других направлений феминизма; исторически он связан с суфражистским движением. Его цель — обеспечить женщинам равные права и возможности с мужчинами: дать им возможность получать образование, иметь оплачиваемую работу и участвовать в политической жизни наравне с мужчинами, добиться того, чтобы их роль в обществе не ограничивалась ролью домохозяйки и жены. Основным средством для достижения этой цели либеральный феминизм считает реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин.
Сейчас основными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с конкретными проблемами. Идеи либерального феминизма получили наибольшее распространение в современном обществе.
Марксистский
феминизм
В основе идеологии марксистского феминизма лежат работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он рассматривает угнетение женщин как частный случай капиталистического и классового угнетения и считает мужчин господствующим классом, который эксплуатирует женщин. Угнетение женщин идеология марксистского феминизма связывает с институтами частной собственности, а освобождение женщин считает частью классовой борьбы пролетариата.
Самый важный механизм мужского господства — контроль над женской сексуальностью («Сексуальность для феминизма то же самое, что труд для марксизма», — считает феминистка Кэтрин Маккиннон). Большой вклад в развитие идеологии марксистского феминизма внесла Россия — во многом благодаря деятельности Александры Коллонтай. В 1960–1970-е годы теоретики марксистского феминизма подняли важную проблему бесплатного домашнего женского труда.
К марксистскому феминизму близок социалистический феминизм. Он выдвигает идею двойного угнетения женщин — структурами патриархата и капитализма. Саму систему подавления женщин в социалистическом феминизме называют «капиталистическим патриархатом».
Поп-феминизм
Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.
Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.
Постмодернистский
феминизм
Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.
Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.
Постколониальный
феминизм
(феминизм постколониальной волны)
Постколониальный феминизм возник в противовес мейнстримовым западным феминистским идеям, которые в основном защищают права белых женщин среднего класса. Он обращает внимание на проблемы женщин, живущих в странах третьего мира, на опыт женщин, живущих в постколониальных культурах.
Эта теория проводит параллели между патриархальным и колониальным угнетением: опыт женщин в патриархальном обществе во многом схож с опытом жителей колониальных стран. Женщины, жившие в колониальных странах, сталкивались и с угнетением по признаку пола, и с колониальным угнетением. Постколониальный феминизм обращает внимание на уникальный опыт и уникальные проблемы женщин разных рас и разного происхождения.
Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм утверждает, что равноправие не может установиться исключительно благодаря реформам, поскольку неравенство скрыто в глубинных слоях человеческой психики. Психоаналитический феминизм развивает теорию бессознательного и критикует те её части, которые откровенно дискриминируют женщин — например, представление о женской зависти к пенису и о том, что женщины ощущают свою неполноценность. Задача психоаналитического феминизма — анализ патриархальных структур бессознательного.
Психоаналитический феминизм часто выступал не как самостоятельная ветвь феминистического движения, а в сочетании с другими направлениями, в особенности с движениями второй волны.
Радикальный
феминизм
Ключевым понятием для радикального феминизма является патриархат — система социальных структур и практик, которая подчиняет и угнетает женщин, пронизывающая все сферы человеческих отношений. Радикальные феминистки считают причиной угнетения женщин патриархальные гендерные отношения. Радикальный феминизм борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав.
Радикальные феминистки известны благодаря своему активизму. Они говорят о необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата. При этом радикальный феминизм нередко критикуют за слишком обобщённый взгляд на женщин, не учитывающий расовых и классовых различий.
Сепаратистский
феминизм
Сепаратистский феминизм — форма радикального феминизма, получившая наибольшее развитие в 1970-е. Он продвигает идею физического, психологического, эмоционального и духовного отделения от мужчин. Сепаратистские феминистки выступают против гетеросексуальных отношений, а также против рабочих и личных отношений с мужчинами в принципе: они считают, что мужчины не могут принести никакой пользы феминистскому движению и только способствуют утверждению патриархальных отношений.
Начало движению положила организация «Ячейка 16», основанная Роксанной Данбар. Программа организации подразумевала целибат, сепарацию и тренировки по самообороне. Лесбийские отношения никогда не были частью программы «Ячейки 16», но именно она заложила основы лесбийского сепаратизма. Сепаратистские коммуны возникают и в наши дни.
Сексуально позитивный феминизм
Между этими двумя противоположными на первый взгляд точками зрения есть и общее: представительницы обоих течений выступают против сексуального насилия и эксплуатации женской сексуальности, но выбирают для решения этих проблем разные методы.
Суфражизм
Либеральный феминизм зародился из идей движения суфражисток, получившего наибольшее распространение в Великобритании и США. Их целью было достижение юридического и политического равенства женщин с мужчинами; они требовали предоставить женщинам избирательные права, а также выступали против дискриминации женщин в экономической и политической сферах.
Изначально движение суфражисток было мирным (например, они рассылали письма членам парламента и организовывали комитеты), но после того как эти действия не принесли должного результата, им пришлось прибегнуть к более жестоким методам. Они разбивали окна, бросали камни, поджигали почтовые отделения и резали телефонные провода, а также участвовали в столкновениях с полицией и устраивали голодовки. Основное достижение суфражисток — всеобщее избирательное право (в США оно было принято в 1920 году, а в Великобритании — в 1928-м).
Трансфеминизм
Трансфеминизм — направление феминизма, борющееся за права трансгендерных женщин и поднимающее вопросы гендерной идентичности, которыми занимаются не все феминистские течения. Трансфеминистсткое движение борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам дискриминации — трансфобии и мизогинии; такой вид угнетения описывают общим термином «трансмизогиния». В среде радикальных феминисток достаточно высок уровень трансфобии.
«Скажи что-нибудь по-феминистски»: словарь терминов от Екатерины Поповой
Феминизм
Феминизм — это общественно-политическое движение, цель которого — борьба с дискриминацией женщин. Часто феминизм ошибочно называют движением за равные права, в результате чего феминисток призывают защищать и интересы мужчин, которые постоянно жалуются, что им в одно лицо приходится служить в армии и работать на шахтах. Но нет, мужчины и их проблемы феминисток не касаются. Феминизм — для женщин и про женщин. Ни про мужчин, ни про роботов, ни про вымирающие виды морских млекопитающих. Запомните: только про нарушение прав женщин.
Равенство
Казалось бы, знакомое всем слово с очевидным значением, однако оно нуждается в пояснениях почти всегда, когда о нём заходит речь. Часто говорят, что равенство давно достигнуто: женщины уже сто лет как имеют право избирать и быть избранными, получили доступ к образованию, могут владеть имуществом. Однако зафиксированные в документах равные права — это еще не равенство.
На самом деле существуют два похожих, но все же разных понятия: равенство и гендерный паритет. Паритет предполагает одинаковые цифры, равенство — ещё и одинаковое отношение. Иными словами, паритет — это когда в подмосковном Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах занимается равное количество мальчиков и девочек. Равенство — когда и тех, и других записывают на курсы компьютерной анимации, а не отправляют туда только мальчиков, оставив девочкам кружки рукоделия, как это случилось весной этого года.
Патриархат
Патриархат — это социальная система, где центром и основными выгодополучателями семейной, экономической, политической и общественной жизни являются мужчины. Принято считать, что патриархат давно канул в Лету и женщины сейчас являются полноправными участниками всех отношений. Однако цифры говорят об ином: до сих пор две трети всех неграмотных людей в мире — женщины; во всех странах и на всех специальностях женщины зарабатывают в среднем на 10-30% меньше мужчин; профессии с самыми низкими зарплатами достаются в основном женщинам; женщин всего лишь 20% в парламентах и практически нет среди топ-менеджеров крупных компаний. Даже там, где достигнут гендерный паритет, до равенства еще очень далеко.
Радфем
Радфем — это сокращенное обозначение радикальных феминисток. Вопрос о том, на основании чего относить феминисток к радфему, до сих пор не имеет однозначного ответа и вызывает споры среди последовательниц движения. При этом стать радфем в глазах окружающих очень просто: достаточно, например, озвучить статистику, сказав вслух, что 90% тяжких преступлений совершается мужчинами — и всё, уже по Сети несётся слух, что ты радикальная феминистка. При этом упоминание радикализма сразу вызывает у людей мысли о взрывах, революциях, убийствах и терроре: ходят слухи, что радикальные феминистки мечтают уничтожить всех мужчин или хотя бы сепарироваться от них, построив отдельные города, размножаясь партеногенезом и абортируя младенцев мужского пола.
Гендер
Гендер очень часто путают с полом, однако эти понятия лишь взаимосвязаны, а не тождественны. Пол — биологическая характеристика, гендер — социальная. Гендер вмещает в себя биологический пол и связанную с ним социализацию — предписываемые модели поведения, общественные ожидания и оценки. Гендерная социализация (ЖГС — женская, МГС — мужская) — это жизненный путь человека, начиная с розовой или голубой распашонки после рождения и заканчивая требованиями вести себя по-разному в одних и тех же ситуациях в зависимости от половой принадлежности. Иными словами, мужчина — добытчик и охотник на мамонтов, женщина — хранительница очага.
Вторая смена
Вторая смена — это неоплачиваемый домашний труд женщин: уход за детьми, стариками и больными, уборка, стирка и прочие хозяйственные дела. Название подчеркивает, что домашняя работа точно так же необходима для существования семьи, она циклична, постоянна и отнимает много времени. Каждый день, возвращаясь домой, женщина заступает во вторую смену: готовит, надраивает, гладит, раскладывает вещи по местам, помогает детям с уроками и делает ещё сотни дел, которые отнимают часы её жизни, но при этом не приносят дохода и не закладывают фундамент ее будущего благополучия.
Неоплачиваемый домашний труд женщин — вторая смена — оценивается в десять триллионов долларов в год, что составляет 13% мирового ВВП. В любой точке мира мужчины вовлечены в домашнюю работу меньше женщин: в развитых странах они тратят на неё в два раза меньше времени, в развивающихся — в четыре. Любые разговоры о несправедливом распределении хозяйственных дел заканчиваются предложением «договориться», однако, как показывает практика, проблема решается не в рамках отдельной семьи, а на уровне государства. Наименьший разрыв между занятостью второй сменой в Дании, Норвегии и Швеции, где равенство официально провозглашено целью государственной политики.
Абьюз
Абьюз в какой-то степени синонимичен понятию домашнего насилия — это жестокое обращение с близким человеком, принимающее самые разные формы. Физический абьюз — это избиения, сексуальный — изнасилования и принуждение к сексу, психологический — оскорбления и унижения, финансовый — запрет самостоятельно распоряжаться деньгами.
Абьюз является системной проблемой: по данным ООН, каждая третья женщина в мире повергалась физическому насилию, а дискриминация женщин на рынке труда приводит к тому, что мужчины зарабатывают больше — и потому присваивают право «добытчика» распоряжаться всем семейным бюджетом. По информации Росстата, в России от домашнего насилия в 2016 году пострадало 16 млн женщин, а уж сколько молодых матерей вынуждены во время декрета, не имея своего дохода, отчитываться за каждую купленную прокладку, вообще никто не считает.
Репродуктивное принуждение
Неглект
В переводе с английского neglect означает пренебрежение, заброшенность, отсутствие заботы. Неглект — это форма абьюза, когда зависимого человека лишают необходимой ему помощи или присмотра. Неглект — это не купить лекарство больному человеку; не давать денег на еду жене, не имеющей собственных доходов; оставить маленького ребенка одного в квартире с открытыми окнами. Существует эмоциональный неглект, когда человека лишают необходимой ему эмоциональной поддержки. Неглект также может проявляться в форме нарушения обязательств и договоренностей, когда человек обещает помочь, купить, прийти — и не делает этого. При этом неглект, когда жертвой его является взрослый человек, крайне редко воспринимается как проступок: скорее обвинят женщину, которая «пилит» мужа за то, что он не купил продукты, чем самого мужа, который «забыл».
Газлайтинг
Газлайтинг — это психологическая манипуляция, которая заставляет человека усомниться в том, что он адекватно воспринимает реальность. Иными словами, газлайтинг — это способ внушить кому-то мысль, что он не в здравом уме и не в твердой памяти. Сам термин производен от названия пьесы «Газовый свет», в которой муж прятал и переставлял в доме вещи, чтобы внушить жене, что она теряет рассудок. Проявления газлайтинга могут быть самые разные — от попыток убедить человека, что он что-то говорил или делал (чего на самом деле не было), и до постоянного прессинга на тему «ты слишком остро реагируешь, это ненормально».
Сталкинг
Сталкинг произошло от английского stalking — «преследование». Сталкинг может принимать самые разные формы: телефонные звонки, письма, постоянные «случайные» встречи на улице, а также прямые угрозы и оскорбления. Больше 80% сталкеров — мужчины, жертвы сталкинга — чаще всего женщины. Очень часто сталкинг трактуют как романтическое поведение: ведь считается, что «нет», сказанное женщиной, означает «может быть», а потому сталкера воспринимают едва ли не как жертву, несчастного влюбленного, и никто не думает, что чувствует женщина, раз за разом сталкивающаяся с навязчивым поклонником, игнорирующим ее отказы. Между тем большинство сталкеров, не получив желаемого результата, переходят к оскорблениям и угрозам — а некоторые и приводят их в исполнение.
Харассмент
Харассмент переводится с английского как «домогательство, приставание, причинение беспокойства». Очень часто термин толкуют слишком узко, подразумевая под ним склонение к сексу зависимых женщин — например, подчиненных. На самом деле понятие гораздо шире — это действия, которые нарушают личное пространство женщины и неприкосновенность ее частной жизни, унижают ее. Это могут быть нежелательные прикосновения, намеки с сексуальным подтекстом, грубые шутки, письма с пошлыми фотографиями, высмеивание женщин и многое другое. В России закона о харассменте нет, а потому препятствовать ему практически невозможно. В большинстве статей о том, что делать, если вас домогаются, психологи советуют «отвлечь внимание», строго сказать, что на работе вы не собираетесь заводить романы, или пожаловаться в отдел кадров.
Объективация
Объективация — отношение к женщине как к инструменту, служащему для сексуального удовлетворения мужчины. Иными словами, ценность женщины сводится к тому, что ей можно «вдуть». Соответственно, она всячески должна подчеркивать свою пригодность к выполнению «предназначения»: хорошо выглядеть, быть умелой и страстной любовницей, не отказываться, исключить из процесса собственные потребности (а еще лучше не иметь их вовсе). Объективация приводит к тому, что женщин воспринимают как предмет, у которого не может быть ни желаний, ни воли — лишь функциональность. Хорошая, годная женщина — молодая, красивая и доступная, все остальные — никому не нужный мусор.
Бодишейминг
Бодишейминг — это насмешки, издевательства и оскорбление людей за то, как они выглядят. В словарях обычно говорится, что преследование ведется за «недостатки внешности», однако мишенью может стать любая женщина. Стандарты привлекательности настолько размыты, что некрасивой можно объявить каждую: то девушка слишком худая, то слишком полная, то недостаточно подтянутая. Бодишейминг — прямое следствие объективации, из-за которой ценность женщины сводится к ее красоте и сексуальности.
Бодипозитив
Бодипозитив — общественное движение, девиз которого: «Мое тело — мое дело». Идеология бодипозитива базируется на тезисе, что нельзя никого осуждать за то, как он выглядит, и тем более давать какие-то предписания и требовать соблюдения стандартов. В рамках бодипозитива считается, что каждый человек вне зависимости от своей внешности достоин уважения и принятия, все люди разные и не обязаны соответствовать навязанному массовой культурой и рекламой идеалу. Бодипозитив — это, пожалуй, одно из самых превратно понимаемых движений: большинство людей считает, что он про красоту, в то время как он про невмешательство в отношения человека и его тела. Иными словами, бодипозитив — не про то, что толстые люди тоже красивы, а про то, что нельзя советовать им худеть или требовать, чтобы они скрывали свои далекие от эталона тела.
Мизогиния
Виктимблейминг
Менсплейнинг
Менсплейнинг — это манера мужчин снисходительно разговаривать с женщинами, считая их если не дурочками, то как минимум людьми, некомпетентными в обсуждаемом вопросе — без всяких попыток предварительно узнать, а что же собеседница знает по выбранной для разговора теме. Каноническим примером менсплейнинга считается описанный американской журналисткой и писательницей Ребеккой Солнит эпизод: на вечеринке она начала говорить о своей последней работе об Эдварде Майбридже, однако ее перебил мужчина. Он начал рассказывать о книге про этого фотографа, вышедшей недавно: как вы догадываетесь, это была книга Ребекки, но мужчина даже мысли не допускал, что говорит с ее авторкой.
Кукусик
Происхождение термина туманно, но считается, что он производен от слова «нитакусик», который, в свою очередь, появился в «мойнетакой»-обсуждениях. Кукусиками обычно называют мужчин, которые посвятили если не всю жизнь, то хотя бы часть ее противостоянию феминисткам в целом и ужасному радфему в частности. Кукусики приходят в фемпаблики напомнить, что мужчины работают на шахтах, служат в армии и подвергаются изнасилованиям; объясняют на своих страницах, что домашняя работа — это проявление любви и природное предназначение любой женщины; объединяются в сообщества, чтобы ругать девушек, которые предпочли им иностранных болельщиков; пишут длинные и нудные тексты, в которых угрожают женщинам «нестоянием» за кроссовки с платьем, татуировки, пирсинг и небритые ноги.
Конечно, это далеко не исчерпывающий список терминов, которые используют для своей риторики феминистки. Есть еще интерсекциональность, которую часто называют едва ли не основой третьей волны, временами возникает необходимость почекать свои привилегии, а рядом с кукусиками в фемпабликах обитают феминисты-ясны-соколы. Однако в качестве базовых приведенных понятий вполне хватит. А дальше — как пойдёт. Может, загуглите еще десяток незнакомых. А то и, чем чёрт не шутит, придумаете парочку своих.