Интервенции что это психология
Понятие психологической интервенции
Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство,
или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)
психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными
целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть
методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать
конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение,
стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг,
советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта,
которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с
пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами
Психология и медицина применяют различные виды вмешательств
(интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций,
используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные
(фармакотерапия), хирургические, фи-зикальные (физиотерапия) и
Психологические интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.
Клинико-психологические интервенции характеризуются: I) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.
Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.
Методы клинико-психологических интервенций — это психологические
средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или
невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо
на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте
взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто
нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).
Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка
(упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и
воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в
профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические
интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации,
являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-
психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение
определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть
направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более
близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны
четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность
клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с
определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая
проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с
изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться
Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики
(теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные
действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических
интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо
базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких
теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.
Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три цели
клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами
развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация.
Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и
реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует
термину психотерапия. Исходя из понимания психотерапевтического
вмешательства как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно
связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных типа:
психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический). Каждый из
них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,
терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими
приемами и средствами.
Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым. В настоящее время, можно лишь указать две основные точки зрения:
Полная идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации трудa.
Психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики.
Психологическая коррекция и психологическое вмешательство понимают как целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство реализуются в различных областях человеческое практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции профилактики, лечения, реабилитации и развития. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают.
31. Место психотерапии и психологической коррекции в комплексном лечении больных с психическими, поведенческими и психосоматическими расстройствами!
Психотерапия— система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психотерапия является специфическим инструментом психологического лечебного воздействия на личность больного и через неё — на нервные механизмы, управляющие жизнедеятельностью организма. Этим определяется то особое место, которое психотерапия занимает в реабилитации больных.
При эндогенных и соматогенных психозах, как и в случаях соматической патологии, «точками приложения» психосоциальных методов, применяемых в единстве с биологическими и обычно на их основе, становятся соучаствующие в проявлении болезни личностные образования, система отношений больного (прежде всего, отношение к болезни, к лечению, к своему положению среди людей), а также внешние факторы, затрудняющие его адаптацию. Нарушения адаптации у психически больных по миновании активного периода болезни могут быть связаны с разнообразными стойкими изменениями, вызванными как самой болезнью, так и длительной социальной и эмоциональной депривацией, конфликтной психологической ситуацией и иными неблагопрятными влияниями среды («вторично усвоенные формы поведения», госпитализм). В других случаях они могут быть связанными с изъянами формирования личности в преморбидном периоде, выявление и возможная коррекция которых становятся одним из условий эффективной реабилитации. Было бы напрасным ожидать устранения этих и подобных им искажений высших личностных свойств от одних только биологических средств лечения. Соматобиологиче-ские, в частности, психофармакологические средства способствуют большей или меньшей нормализации базисных психических функций — психической активности, психомоторики, эффективности — и оказывают на болезненные переживания и нарушенное поведение лишь опосредованное влияние. Устранение этих нарушений зависит также от адекватного и своевременного использования психосоциальных воздействий, недостаточность которых нередко имеет следствием фиксацию переживаний и затягивание болезненного состояния.
Индивидуальная психотерапия является необходимым компонентом системы, в которой решаются, прежде всего, задачи, относящиеся к осознанию факта болезни, первоначальному выявлению характера болезненных переживаний, выработке мотивации к лечению и коррекции реакций на болезнь. Вместе с тем, она не использует богатых возможностей социального опыта, складывающегося при взаимодействии больных в группе. Поэтому в связи с целями реабилитации больных особенно возрастает роль групповой или коллективной психотерапии.
Психологическая интервенция
В прикладной психологии, интервенция (вмешательство) – это действия, направленные на изменения в человеке. Существует широкий спектр стратегий вмешательства, и они направлены на различные типы проблем.
В большинстве случаев это означает любые действия, используемые для изменения поведения, эмоционального состояния или чувств. Психологические интервенции имеют много разных применений, и наиболее распространенное – для лечения психических расстройств, чаще всего применяющего методы психотерапии. Конечная цель заключается не только в облегчении симптомов, но и в определении основной причины психических расстройств.
Для лечения психических расстройств интервенции могут сочетаться с психоактивными препаратами, однако в нашей статье мы не будем касаться этой сложной темы.
Когда человек заболевает психическими расстройствами, самая сложная задача состоит в том, чтобы убедить его в необходимости лечения, потому что зачастую он сопротивляется любым изменениям. Поэтому если вы терапевт или родственник, от вас требуется большое терпение и умение убеждать.
Некоторые психологи считают, что психологическая интервенция должна отвечать следующим критериям:
Давайте же разберемся, в чем состоит суть самой терапии.
Как это работает?
Теория интервенции заключается в том, что планируемое, не угрожающее посредничество в негативной ситуации может положительно повлиять на результат. Вмешательства могут помочь изменить поведение, которое мешает благополучию человека, его семьи и друзей.
Цель любого вмешательства – принять меры, которые приведут к позитивным изменениям в том, как человек думает и что чувствует, а также предотвратят саморазрушительное поведение.
Теперь давайте рассмотрим наиболее интересные и популярные методы интервенции в психиатрии.
Метод песочницы
Эта интервенция помогает человеку обрести внутренний мир, а также содержит потенциал для развития личности в целом, включая ее интеллектуальные и духовные аспекты. Роль терапевта в том, чтобы помочь клиенту (как правило, ребенку) выразить внутренние силы. Метод песочницы состоит из создания клиентом трехмерной картины с миниатюрными фигурами на подносе с песком.
Миниатюрные фигуры, представляющие все аспекты жизни и фантазии, расположены на полках возле песочного лотка. Также доступно большое количество строительных материалов, из которых клиент может изготовить необходимые предметы.
Терапевт позволяет человеку проявить свою фантазию и больше не дает никаких инструкций. Особенность песочницы заключается в том, что, когда клиент моделирует и перемещает фигуры в лотках, его психика одновременно переходит в новые и более здоровые формы.
Пустой стул
Перед человеком ставится пустой стул. Терапевт дает клиенту указание представить кого-то сидящим на нем (в том числе и самого себя), а затем начать разговаривать со своим «собеседником» при помощи речи или жестов.
Клиент может выговориться, обсудить наболевшее, задать вопросы и получить ответы. Данная техника дает человеку настоящий и непосредственный опыт. Если в самом начале он может воспринимать интервенцию скептически, то через какое-то время верит в происходящее.
Почему данная техника работает: это одна из тех интервенций, которая помогает человеку переходить от пустых разговоров (что он ведет в своей голове бесконечно) к полноте непосредственного, настоящего опыта – ощущения, аффекта, познания, движения.
Как только мы начинаем задействовать свое тело при решении психологических проблем, появляется новый опыт, который может изменить ситуацию в лучшую сторону.
Основная терапия
Основная терапия используется для лечения широкого спектра неврозов, включая тревогу и депрессию. Цель состоит в том, чтобы вернуться к истокам боли (которая всегда возвращается к нам время от времени), пережить ее правильным образом и, таким образом, исцелить человека.
Суть методики в том, чтобы вернуться к точному нейрофизиологическому состоянию, которое имело место сразу после психологической травмы. Лечение является открытой терапией, в которой терапевт остается доступным для пациента столько, сколько необходимо.
Еще одна цель основной терапии в том, чтобы восстановить доступ пациента к его подавленным чувствам и, следовательно, освободить его от последствий сдерживания эмоций. Более того, клиент может впоследствии использовать эту технику самостоятельно, когда полностью изучит ее.
Иллюзия голода
Созданная психологом Джорджем Вайнбергом, эта интервенция является одной из самых популярных. Но, что еще лучше – вы сами можете попробовать ее дома без помощи терапевта.
Многие люди решают обратиться за профессиональной помощью, чтобы понять, почему они пьют алкоголь, переедают, используют экспрессивные жесты во время бури эмоций и делают многое другое. Фрейд сказал бы, что у них есть бессознательные мотивы, которые блокируются сознанием. Такие мотивы могут просачиваться через сны, оговорки или свободные ассоциации.
Вернемся к Вайнбергу и его определению интервенции «Иллюзия голода»: «Человек, который сознательно останавливает свое шаблонное поведение, подвергается иллюзии, которая становится ярко выраженной в тот момент, когда возникает импульс для возобновления привычки. Я называю это иллюзией голода».
Словом, когда мы пытаемся сознательно изменить автоматическую реакцию, то в эту секунду как будто испытываем голод. Вайнберг говорит, что в такой момент мы возвращаемся в момент формирования этой привычки и, скорее всего, корни уходят в детство.
Например, если человек привык размахивать руками, чтобы его выслушали, он может избежать этого автоматического поведения. В эту секунду его память переносится в прошлое, когда он пытался общаться со своими старшими братьями и они не слышали его до тех пор, пока он не начал размахивать руками. Теперь он бессознательно разыгрывает поведение, которое было необходимо в детстве, но больше не нужно. Если вам удастся вернуться в прошлое, вы можете проанализировать ситуацию и с этой минуты начать контролировать ситуацию.
Эту интервенцию можно применять для разнообразных ситуаций. Например, вы можете выяснить, почему у вас возникает желание:
Так, если вы обычно по пятницам ходите в бар с друзьями и выпиваете, остановитесь на секунду и спросите себя, зачем вы это делаете. Возможно, потому что думаете: «Они будут считать меня слабаком». Так что, может быть, вы пьете для того, чтобы чувствовать себя мужественным. Скажите себе и своим друзьям: «Нет, я больше не пью», и посмотрите, что произойдет. Это позволит многое узнать о себе.
Суть упражнения проста: как можно чаще останавливайте себя перед автоматическим действием и задумывайтесь, что сейчас происходит у вас в голове.
Помимо рассмотренных, существует еще много методов интервенции, и о некоторых из них мы вкратце расскажем:
Любой вид психологической интервенции направлен на изменение состояния человека в лучшую сторону. Этот вид терапии уже успел завоевать огромную популярность у людей по всему миру, причем многие из них проводят сеансы самостоятельно. Если вас беспокоит ваше психическое состояние, вы вполне можете попробовать применить что-то из того, о чем мы поговорили. Но имейте в виду, что наша статья носит лишь рекомендательный характер, поэтому будет лучше, если за более детальными рекомендациями вы обратитесь к специалисту.
Самораскрытие психотерапевта. Интервенции в терапии.
Находясь в терапевтической позиции, психотерапевт может использовать такую интервенцию как самораскрытие (self disclosure) — поделиться с клиентом своей личной историей или чувствами.
Варианты самораскрытия психотерапевта.
(Вейнер (Weiner M. F., 1972)
1) чувства — в данном контексте они означают эмоциональную реакцию «здесь и теперь» на конкретного пациента или событие (например: «Вы мне нравитесь»);
2) аттитюды (к определенным явлениям) — повторяющиеся чувства в аналогичных ситуациях («Я люблю собак»);
3) мнения — суждение о пациенте или явлении («Вы можете нравиться», «Вы производите впечатление уверенного человека», «Любому может быть страшно в такой ситуации»).
4) формулировки — обоснование суждения о пациенте в связи с его биографией («Вы нравитесь потому, что…»);
5) ассоциации — мысли, возникшие в связи с обсуждаемым моментом («Ваш поступок (или внешность) вызвал у меня воспоминание о…» «, Это напоминает мне…»);
6) фантазии — более сложные формы ассоциаций («Мысленно я представляю вас и его (ее) и то, как вы встречаетесь после этой беседы и обсуждаете…»);
7) пережитый опыт — реально обоснованная ассоциация, связанная с затронутой темой («Это напоминает мне то, что я пережил…»);
8) тело — мимика, жесты, телодвижения как невербальные типы самораскрытия, сопутствующие словам или заменяющие их;
9) история («Я родом из Сибири»);
10) отношение к окружающим («Я реагирую так же, когда моя жена… »);
11) окружающие («Моя жена…»).
Признание терапевтом своих ошибок.
Возможные опасности
Кажется, клиенты должны испытывать надежду и утешение в том, что они не одиноки, и такой опытный человек, как терапевт, испытывал в детстве то же (гонения, обесценивание), был так же беспомощен, но выжил и успешен.
Однако, реакция клиента может быть и иной. Бывает, что клиент чувствует себя скорее отодвинутым на второй план.
Иногда клиенты, услышав историю терапевта, чувствуют себя униженными или начинают испытывать стыд, если терапевт в истории рассказал о своих успехах.
Психоаналитик Нэнси МакВильямс пишет: «…пациенты воспринимают откровения психотерапевта как пугающую смену ролей, словно бы терапевт признаётся пациенту в надежде, что пациент успокоит терапевта».
В психоанализе роль психоаналитика — быть «зеркалом для пациента». Отсутствие информации и личных историй аналитика позволяет сохранить более свободным пространство психотерапии для бессознательных фантазий клиента.
У терапевта, работающего в гештальт-подходе, больше возможностей для самораскрытия, однако, возникает вопрос:
Каковы же рамки самораскрытия терапевта?
(Из книги «Гештальттерапия: шаг за шагом»)
Главный ориентир — соответствует ли данная интервенция задачам терапии?
Поможет ли оно продемонстрировать понимание, усилить опору клиента на себя, углубить процесс, внести ясность, и не пересечется ли со всплывающими проекциями?
Все наши замечания должны проходить один и тот же тест: в интересах ли пациента это самораскрытие?
Бывает, что раскрытие может не принести явной пользы клиенту. Однако, сдерживание терапевтом своих чувств чревато его отстранѐнностью и неспособностью быть с клиентом здесь и сейчас.
Примеры применения самораскрытия.
Решив выразить свои переживания, убедитесь, что ваша интервенция просто описывает ваши чувства, мысли или образы, а не отягощена интерпретациями или суждениями. Говоря, используйте настоящее время. «Я осознаю, что печалюсь/злюсь/ чувствую удовольствие, слушая вас». «Я волнуюсь, слушая о том, как вас оскорбили». Это гораздо яснее, чем «Плохо, что так случилось» или «Ему не следовало так с вами обращаться».
Чувства терапевта «здесь и сейчас»
История терапевта.
Если в процессе терапии клиент просит терапевта «Расскажите о себе», хорошо бы сначала узнать, что стоит за этим вопросом. Возможно, клиент испытываете какие-то переживания в терапии и ему было бы спокойнее переключиться на историю терапевта, чем продолжать какую-то тему. В этом случае терапевт может поинтересоваться причиной такого интереса, но если клиент относительно недавний, возможно терапевту полезнее показать пример откровенности и ответить на вопросы, вернувшись к теме позднее. (Особенно важно потом вернуться к теме, если клиент впервые за время терапии начал задавать личные вопросы терапевту. Хорошо бы обсудить, что стало причиной и возможностью этого. )
Иногда раскрытие терапевтом своей личной истории может вызвать яркие чувства у клиента. И только время может показать, была ли интервенция терапевта успешной.
Отношения с окружающими, личный опыт терапевта.
Уровень самораскрытия выбирается терапевтом индивидуально. Однако, не стоит забывать, что у клиентов нет обязательств по сохранению этой информации в тайне.
Ялом считает, что не стоит опасаться, что клиент будет требовать все больше и больше фактов из личной жизни терапевта.
Пациенты хотят, чтобы психотерапевт был всезнающим, бесконечно надежным и неуязвимым. Некоторые из моих пациенток, не раз имевшие дело с ненадежными мужчинами,
боятся моей (и вообще мужской) моральной слабости.
СПРАВКА ПО ТЕРМИНУ: Самораскрытие терапевта перед пациентом (self disclosure). Прием, описанный в 1958 г. Сидни Маршалом Джурардом (Jourard S. М.), канадским психотерапевтом.
Психологическая интервенция
В психологии существует такое понятие, как интервенция. Сама по себе психологическая интервенция способствует изменению человеческих чувств, поведенческих норм или же состояния. Благодаря интервенции можно не только существенно улучшить состояние, но и понять, чем оно было вызвано.
Как работает психологическая интервенция
Суть интервенции состоит в том, что вмешательство извне может существенно повлиять на поведение пациента, благодаря чему у него наладятся отношения с окружающими. Целью любого вмешательства является принятие мер, которые повлекут позитивные изменения в поведении и мыслях человека. Ниже будут представлены несколько примеров метода психологической интервенции.
Песочница
Такой метод помогает человеку обрести гармонию с самим собой. В данном случае клиент должен создать на подносе, усыпанным песком, картину с маленькими фигурками. Миниатюры выступают в качестве каких-либо жизненных аспектов, также клиенту доступны другие вспомогательные детали, которые он может перемещать на свое усмотрение.
Метод пустого стула
Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Во время терапии клиент может задавать вопросы, жестикулировать и получать ответы. Если изначально такой подход дает сомнения, то вскоре человек начинает верить в происходящее. Эта техника работает, потому что помогает клиенту перейти от мыслей к действию.
Основная терапия
Суть такой терапии заключается в том, что пациент должен вернуться к источнику своей боли и правильно прожить все стадии.
Иллюзия голода
Такую технику человек может проделывать дома самостоятельно. Суть ее заключается в следующем:
Таким образом, когда пациент в чем-то себе отказывает, он как будто испытывает чувство голода. При помощи такой интервенции, вы можете понять, что вами движет, когда вы что-либо делаете. Суть такой интервенции предельно проста, человеку просто надо себя постоянно останавливать и думать о том, нужно ли ему это делать и что оно даст. Развить осознанность можно и самостоятельно: с помощью курса «Детоксикация мозга».
Любой вид психологической интервенции направлен на изменение состояния человека в лучшую сторону. Такая терапия уже долгое время пользуется большой популярностью.