Инвалид нода что это
Дети с ОВЗ, что за диагноз
Ограничения и нарушения в процессе ведения нормальной жизнедеятельности особенно ощутимы у детей, так как они хотят играть, бегать, быть активными и тд. Поэтому при наличии проблем со здоровьем у малышей возникает масса трудностей, в том числе, психологического характера. В таких случаях моральные страдания испытывают не только дети, но и их родители.
Как бы там ни было, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считают особой категорией, когда требуются специальные условия для их воспитания, образования, социальной адаптации. Чем больше ребёнок с ограничениями по здоровью будет приспособлен, лучше обучен и самостоятелен в жизни, тем успешнее можно считать реализацию задач государства в отношении таких граждан.
Что такое ОВЗ?
Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.
Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:
— неумение испытывать уверенность в себе.
Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.
В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:
1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;
2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;
3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;
4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.
Комбинированные группы ОВЗ
В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:
— при необходимости дополнительно консультируют родителей;
— психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;
— с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;
— адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.
Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.
Категории детей с ОВЗ
Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:
— задержку психического развития;
— нарушения опорно-двигательного аппарата;
— проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);
— аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;
— речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;
— слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;
— комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.
Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.
Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.
Возможности детей с ОВЗ
Для реализации эффективной работы необходимо точно представлять, что будет доступно и понятно для каждой категории детей. Каждый тип имеет спектр возможностей, а именно:
1. При нарушениях слуха любой степени дети плохо понимают и усваивают устную речь, поэтому уровень их эмоционального и интеллектуального развития снижается, а вот обучение в специальной школе под контролем дефектолога, сурдолога, психолога даёт хорошие результаты.
2. Слабовидящие и слепые дети познают мир через осязание и слух, им нужно представить внешний вид предмета для развития речи, поэтому в образовательный процесс обязательно вовлекается логопед (научит соотносить слова с предметами). Также полезны занятия физкультурой для улучшения координации движений.
3. Речевые аномалии, не сопровождающиеся интеллектуальными, могут посещать обычное образовательное учреждение. Вне группы ребёнок индивидуально занимается с психологом, дефектологом, логопедом. Так как мнения специалистов относительно обучения в спецшколе или вместе со здоровыми детьми в данном случае разные, решение следует принимать только персонально.
4. При ЗПР или особенностях умственного развития играет роль степень нарушения. В лёгких случаях на фоне медленного развития речи можно учиться. В будущем такой ребёнок сможет нормально ухаживать за собой, выполнять простую работу. Если имеет место средняя степень умственной отсталости, обучение показано специальное в узком кругу. При выходе из группы необходим постоянный присмотр. Что касается тяжёлых нарушений, обучение при их выявлении считается невозможным.
5. Расстройства аутистического спектра различаются по синдромам. Но в целом рекомендуется начать оказание психолого-педагогической помощи малышу как можно раньше, потому что это позволит лучше адаптироваться в дальнейшем. Например, при синдроме Аспергера симптоматика во взрослом возрасте полностью исчезает у 20 % людей, хотя сложности с некоторыми навыками останутся (неспособность к эмпатии, трудности с общением).
Сопровождение детей с ОВЗ
Данный процесс включает в себя такие направления психолого-педагогической работы, как:
— диагностика через наблюдение, анкетирование, тестирование – специалисты в ходе индивидуальной работы определяют степень ограничений ребёнка в личностном плане и в вопросах получения образования;
— подготовка индивидуального плана для последующей коррекции нарушений и создания особых условий обучения;
— собственно процесс получения знаний, навыков, периодической диагностики, консультирования родителей.
Кстати, родители могут выбрать учебное заведение для ребёнка — с инклюзивным или специальным образованием. Но многое зависит от фактического состояния малыша, его умений и тд. А некоторым больше подходит домашнее образование, хотя оно и считается не способствующим развитию бытовых, социальных навыков и пр.
Школы для детей с ОВЗ
Многие современные школы стремятся работать на принципах инклюзивного образования, то есть для удобства и самостоятельности детей с ограничениями по здоровью обустраиваются и оборудуются классы. Обучение происходит по адаптированным программам, причём ребёнку с ОВЗ со стороны учителей должно предоставляться особое внимание без ощущения своей ущербности, слабости.
Специальную работу проводят и со здоровыми школьниками — их учат адекватно общаться с особыми детьми, принимать их ограничения и тд. Таким образом стремятся создать комфортную обстановку в классе, повысить образовательный уровень и мотивацию к усвоению материала.
Дети ОВЗ в детском саду
Так как особые группы в детсадах стали создаваться недавно, не все понимают, о чём идёт речь. Дело в том, что теперь право на обучение детей с ОВЗ вместе со всеми подлежит строгой защите, поэтому родители выбирают, где их ребёнок получит основные знания:
— в специальном коррекционном садике (или группе);
— в группе у специалиста, знающего принципы инклюзивного образования.
Последний вариант предпочтительнее, так как интеграция нездорового ребёнка к обычным сверстникам происходит грамотно. В частности, для дошколят с особенностями создаётся безбарьерная образовательная среда, гарантирующая равенство со всеми, но не отменяющая сопровождение специалистов (психологов, медиков), оценку уровня адаптации и взаимовлияния одних детей на других.
Работая с детьми с ОВЗ, особенное внимание уделяют:
— физическому воспитанию по индивидуальному плану, в котором есть различные упражнения, в том числе, направленные на коррекцию дефектов;
— познавательному интересу, позволяющему стимулировать интерес ребёнка к познанию мира с ориентировкой на его особенности (заторможенность, излишняя активность и пр);
— социальной коммуникации – так как сложности с общением и самооценкой есть даже у малышей с ограниченными возможностями, педагоги дополнительно развивают их социальные навыки, уверенность, способность взаимодействовать со сверстниками.
НОДА — что это в ОВЗ?
Расшифровывается понятие, указанное в подзаголовке, как нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Большинство детей с такой проблемой в состоянии учиться в обычных школах, если двигательные нарушения позволяют это делать.
Важно создать условия для обучения и жизни, чтобы ребёнок имел возможность делать всё сам (и перемещаться тоже). Но если школа не доступна, обучают на дому или дистанционно.
Отметим, что часть детей имеет диагноз ДЦП, поэтому аномалиям со стороны опорно-двигательного аппарата нередко сопутствуют проблемы в интеллектуальной сфере. По итогу им необходимо обучение с учётом присутствующих ограничений.
Если НОДА спровоцированы органическими повреждениями мозга, специалисты могут выявить у ребёнка сложности с речью, мышлением, восприятием. При этом нарушения интеллекта будут тем сильнее, чем раньше возникло поражение органа.
В целом дети с НОДА могут иметь особенности поведения, к примеру:
— высокую эмоциональную возбудимость;
— чрезмерная эгоистичность, инфантильность;
— руководство исключительно эмоциями удовольствия;
— нежелание подчиняться требованиям и правилам коллектива.
Усилия специалистов при работе с такими детьми направлены на адаптацию их поведения согласно установленным нормам, рамкам. Например, ребёнок учится соблюдать правила, уважать окружающих и держать свои эмоции под контролем.
Оформление статуса и льготы при ОВЗ
Чтобы войти в число льготников, необходимо сначала получить статус ОВЗ. Данный процесс подразумевает:
— обращение к лечащему врачу за подтверждением особенностей у ребёнка и получением направления на медкомиссию;
— прохождение осмотра у каждого рекомендованного специалиста, где фиксируются ограничения, мешающих нормальному усвоению программы обучения (врачи выдают соответствующие справки);
— присвоение особого статуса.
Итоговую справку выдают только на государственной психолого-медико-педагогической комиссии. Справка актуальна в течение одного календарного года и не даёт никаких пособий, материальных благ малышу и его родителям (официальным представителям).
При этом детям с ОВЗ положены различные льготы, а именно:
— возможность обучаться по инклюзивной программе;
— безвозмездное питание в столовой учебного заведения;
— бесплатная дефектологическая, психологическая, логопедическая помощь;
— дополнительное время при сдаче выпускных экзаменов в школе.
Чем отличается рёбенок с ОВЗ от ребёнка-инвалида?
Хотя в широком смысле все инвалиды относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, не любое ОВЗ даёт право на установление инвалидности и получение преференций. То есть обозначенные понятия — это не одно и то же.
К примеру, дети-инвалиды не в состоянии обслуживать себя сами, испытывают большие проблемы с обучением, передвижением и тд. Их жизнедеятельность сильно ограничена. А дети с ОВЗ, несмотря на недостатки в здоровье, могут обучаться в спецусловиях.
Кроме того, статус ОВЗ подтверждается справкой из ПМПК, а инвалидность — федеральной медико-социальной экспертизой. Есть разница и в льготах: дети-инвалиды получают денежные выплаты (пенсию и не только), а обладатели ОВЗ могут рассчитывать только на особое обучение.
ФГОС в отношении детей с ОВЗ
Указанная аббревиатура расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. Имеются в виду особые требования, предъявляемые к российским учебным заведениям с целью создания преемственности и единства различных обучающих программ.
Как отмечалось выше, образовательную программу для детей с ОВЗ строят по принципу доступности в плане получения знаний, причём по соответствию ФГОСам. Речь идёт о федеральных стандартах ОВЗ, где представлены рекомендации, касающиеся обучения детей с ограничениями по здоровью.
ФГОСы требуют от ДОУ и школ:
— создания безбарьерной среды;
— написания и применения обучающих спецпрограмм;
— реализации комплексного подхода к ученикам в индивидуальном порядке;
— реализации психолого-педагогических условий для выявления и удовлетворения образовательных потребностей детей с нарушениями.
Работать по ФГОС ОВЗ могут в учебных заведениях, осуществляющих инклюзивные программы. Здесь, как и в привычных заведениях, следуют принципам гуманизма, индивидуальности. Для обычных садов и школ действуют стандартные ФГОСы.
Также благодаря ФГОСам, перевод ребёнка (здорового или с ОВЗ) из одного садика в другой (или из школы в школу) должен пройти без особых сложностей. Но в случае с особыми детьми важно, чтобы в новом учреждении работали воспитатели и учителя, прошедшие подготовку.
В заключение ещё раз отметим, что ранняя педагогическая, психологическая, медицинская поддержка детей с ОВЗ (а их достаточно много), обеспечивает им успешную социальную адаптацию. У большинства таких граждан даже при инвалидности есть возможность учиться и взаимодействовать со сверстниками. Кстати, от отношения здоровых взрослых и детей к особенным членам общества качество социализации тоже зависит. Поэтому не последнее значение имеет психолого-педагогическая работа с обычными детьми, их родителями. Только совместными усилиями можно достичь толерантности и высоких результатов в разных сферах, включая, процесс обучения.
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в ДОО
юлия гладкова
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в ДОО
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
— дети с церебральным параличом (ДЦП);
— с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
— с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.
1. В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями.
У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
2. Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений.
Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
3. Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения.
Они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития:
— 40—50% детей имеют задержку психического развития;
— около 10% — умственную отсталость разной степени выраженности.
В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич — это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного.
В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой (1974—1978), которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов.
Согласно этой классификации выделяются 5 форм детского церебрального паралича:
При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций.
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики). Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске; у большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления — костыли, трости и т. д. ; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.
Наиболее часто интеллектуальные нарушения при ДЦП выявляются в синдроме органической задержки психического развития. Эта задержка психического развития рассматривается как «первичный» дефект, связанный с патогенезом самого заболевания, с постнатальной ретардацией и гетерохронией развития мозга, поэтому ее условно обозначают как «органическая задержка психического развития».
Закономерности развития детей с НОДА
— У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций
-В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функций рук.
-Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей.
-неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;
-выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов);
-сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
-отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем.
Особенности развития детей с НОДА
-Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов.
-Трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
-Низкая познавательная активность, проявляющейся в пониженном интересе к заданиям,
плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.
-Расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости.
-Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим.
У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.
Нарушения формирования личности выражается в личностной незрелости, астенических проявлениях, а иногда псевдоаутические проявления.
Особые образовательные потребности у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса. В связи с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
— обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
— требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
— необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения, современных образовательных технологий;
— наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
— коррекция произносительной стороны речи.
Особенности образовательного процесса обучающихся с НОДА
-Потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка;
-Потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
-Потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
-Потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
-Потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
-Потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
-Потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.
Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: «Волшебный цветик-семицветик». Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.
Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.
Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание.
Комплекс игр для развития дыхательного аппарата «Снег в бутылочке» Цель: Учить правильному дыханию (вдох через нос, выдох через рот).Материал: маленькая пластиковая бутылка, трубочка.
Нестандартное оборудование для профилактики опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.
Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.
Консультация «Развитие артикуляционного аппарата» Хочу представить вашему вниманию очередную работу на тему «ЗКР». Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят.