Инвестиционная недвижимость это что
Инвестиционная недвижимость это что
Классификация недвижимости как инвестиционной недвижимости либо недвижимости, занимаемой владельцем
(введено поправкой, утв. Приказом Минфина России от 17.12.2014 N 151н; в ред. МСФО (IFRS) 15, утв. Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Инвестиционное имущество предназначено для получения арендной платы или прироста стоимости капитала, или того и другого. Следовательно, инвестиционное имущество генерирует потоки денежных средств в значительной степени независимо от других активов, которыми владеет предприятие. Это отличает инвестиционное имущество от недвижимости, занимаемой владельцем. Производство или поставка товаров или услуг (или использование имущества в административных целях) генерируют денежные потоки, которые относятся не только к недвижимости, но и к другим активам, используемым в процессе производства или поставки. МСФО (IAS) 16 применяется для отражения недвижимости, занимаемой владельцем.
(в ред. поправки, утв. Приказом Минфина России от 11.06.2015 N 91н)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Ниже приведены примеры инвестиционного имущества:
(a) земля, предназначенная для получения прироста стоимости капитала в долгосрочной перспективе, а не для продажи в краткосрочной перспективе в ходе обычной хозяйственной деятельности;
(b) земля, дальнейшее предназначение которой в настоящее время пока не определено. (В случае, если предприятие не определило, будет ли оно использовать землю в качестве недвижимости, занимаемой владельцем, или для продажи в краткосрочной перспективе в ходе обычной хозяйственной деятельности, то считается, что земля предназначена для получения прироста стоимости капитала);
(c) здание, принадлежащее предприятию (или находящееся во владении предприятия по договору финансовой аренды) и предоставленное в аренду по одному или нескольким договорам операционной аренды;
(d) здание, не занятое в настоящее время, но предназначенное для сдачи в аренду по одному или нескольким договорам операционной аренды;
(e) недвижимость, строящаяся или реконструируемая для будущего использования в качестве инвестиционного имущества.
9. Далее приведены примеры статей, не являющихся инвестиционной недвижимостью, поэтому находящихся вне сферы применения настоящего стандарта:
(в ред. МСФО (IFRS) 15, утв. Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(a) недвижимость, предназначенная для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности или находящаяся в процессе строительства или реконструкции с целью такой продажи (см. МСФО (IAS) 2 «Запасы»); например, недвижимость, приобретенная исключительно для последующей продажи в краткосрочной перспективе или для реконструкции и перепродажи;
(см. текст в предыдущей редакции)
(c) недвижимость, занимаемая владельцем (см. МСФО (IAS) 16), в том числе (помимо прочего) недвижимость, предназначенная для дальнейшего использования в качестве недвижимости, занимаемой владельцем; недвижимость, предназначенная для будущей реконструкции и последующего использования в качестве недвижимости, занимаемой владельцем; недвижимость, занимаемая сотрудниками предприятия (независимо от того, платят ли сотрудники арендную плату по рыночным ставкам или нет), а также недвижимость, занимаемая владельцем и предназначенная для выбытия;
(e) недвижимость, сданная в аренду другому предприятию по договору финансовой аренды.
11. В некоторых случаях предприятие предоставляет дополнительные услуги арендаторам принадлежащей ему недвижимости. Предприятие рассматривает такую недвижимость как инвестиционное имущество, если эти услуги составляют незначительную часть соглашения в целом. Примером является случай, когда собственник офисного здания предоставляет арендаторам, занимающим это здание, услуги по охране и текущей эксплуатации.
12. В некоторых случаях предоставляемые услуги являются более значительными. Например, если предприятие имеет в собственности гостиницу и управляет ею, то услуги, предоставляемые постояльцам, являются существенными для соглашения в целом. Следовательно, гостиница, управляемая владельцем, представляет собой не инвестиционное имущество, а недвижимость, занимаемую владельцем.
13. Иногда трудно определить, являются ли дополнительные услуги настолько существенными, что недвижимость не может быть классифицирована как инвестиционное имущество. Например, собственник гостиницы иногда передает выполнение некоторых функций третьей стороне по договору управления. Условия подобных договоров бывают самыми различными. С одной стороны, собственник может, по существу, занимать положение пассивного инвестора. С другой стороны, собственник может просто передать сторонней организации ежедневные функции, при этом сохраняя подверженность риску изменений потоков денежных средств от деятельности гостиницы.
(п. 14А введен поправкой, утв. Приказом Минфина России от 17.12.2014 N 151н)
15. В некоторых случаях предприятие имеет в собственности недвижимость, которую арендует и занимает его материнское предприятие или другое дочернее предприятие. Такая недвижимость не отражается как инвестиционное имущество в консолидированной финансовой отчетности, поскольку с точки зрения всей группы данный объект является недвижимостью, занимаемой владельцем. Однако с точки зрения предприятия-собственника объект является инвестиционным имуществом, если он соответствует определению, приведенному в пункте 5. Следовательно, в своей индивидуальной финансовой отчетности арендодатель отражает эту недвижимость как инвестиционное имущество.
Предоставление в аренду инвестиционной недвижимости
Признание объекта ОС инвестиционной недвижимостью
Согласно пункту 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи, признаются инвестиционной недвижимостью.
Таким образом, объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.
Согласно пункту 3 Методических указаний по применению федерального Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237:
Выдержка из документа
«К инвестиционной недвижимости относится полученное (созданное, приобретенное) имущество для целей предоставления его в аренду (субаренду). При этом право осуществления субъектом учета функций (деятельности) по предоставлению государственного (муниципального) имущества в аренду должно быть предусмотрено его учредительными документами.
Признание объекта основных средств в составе группы „Инвестиционная недвижимость» прекращается с момента прекращения договора аренды и если в дальнейшем его использование в целях получения арендных платежей (платы за пользование (арендной платы) не предполагается.»
Коротко
1. Объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.
2. Если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду, объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.
3. В группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.
Таким образом, если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду; объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 611 ГК РФ имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором.
Стандартом «Основные средства» предусмотрено включение в группу «Инвестиционная недвижимость» движимого имущества, составляющего единый имущественный комплекс с объектом недвижимости. Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства»:
Выдержка из документа
«Перевод объектов основных средств в группу основных средств „Инвестиционная недвижимость» или исключение из нее должно проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемых субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, в случае изменения назначения их использования.»
Следовательно, в группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.
Для учета инвестиционной недвижимости в Едином плане счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) применяются счета:
Методологи Минфина России отмечают, что при наличии в Балансах (ф. 0503130, 0503730) (утв. приказами Минфина России от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н) остатков по счетам 101 13, 101 33 в Пояснительных записках (ф. 0503160, 0503760) (утв. этими же приказами) необходимо приводить выдержки из Устава учреждения, подтверждающие правомерность применения данных счетов.
Наглядным примером учреждения, у которого в учете могут быть объекты инвестиционной недвижимости, являются так называемые бизнес-инкубаторы, которые создаются в субъектах РФ (муниципальных образованиях) в форме бюджетных или автономных учреждений, наделенных полномочиями по оказанию услуг и использованию имущества, переданного им в оперативное управление. Предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью таких учреждений (код услуг 68.20.2 «Предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства нежилых помещений» в соответствии с базовым перечнем государственных (муниципальных) услуг).
Примеры выдержек из Устава соответствующего учреждения (рис. 1, 2):
Признается ли инвестиционной недвижимостью часть здания
Если в аренду передается не все здание, а только отдельные помещения, признается ли такое здание инвестиционной недвижимостью? Если здание, помещения которого передаются в аренду, имеет один кадастровый номер, но в бухгалтерском учете арендуемым объектам присвоены отдельные инвентарные номера, признаются ли отдельные помещения инвестиционной недвижимостью? Давайте разберемся.
Согласно пункту 10 IAS 40, если недвижимость включает в себя часть, которая удерживается для получения арендной платы или в целях получения выгоды от прироста стоимости, и другую часть, которая удерживается для целей производства или поставки товаров, или оказания услуг либо в административных целях, то организация учитывает эти части раздельно, если указанные части могут быть проданы по отдельности (или отдельно друг от друга сданы в финансовую аренду). Если же эти части нельзя продать по отдельности, то соответствующая недвижимость будет являться инвестиционной недвижимостью, только если ее часть, удерживаемая для использования в производстве или поставке товаров, или оказания услуг либо в административных целях, будет незначительной.
В отличие от Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость», Стандарт «Основные средства» не содержит подобных ограничений и требования применять критерий значительности. Поэтому отдельные помещения, имеющие индивидуальные инвентарные номера, по нашему мнению, могут признаваться объектами инвестиционной недвижимости.
Согласно пункту 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н:
Выдержка из документа
«. отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.»
В пункте 1 части III.3 Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда»), доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, финансовое ведомство уточняет:
Выдержка из документа
«Принятие решения об обособлении в отдельный инвентарный объект основного средства части имущества, передаваемого в пользование по операционной аренде, является исключительной компетенцией субъекта учета (не является обязательным). Такое решение целесообразно принимать исключительно в случае, когда такой объект имущества субъект учета предполагается в дальнейшем (по завершении срока полезного использования объекта учета аренды (по завершении договора аренды (пользования) использовать как самостоятельный объект (с обособлением выполняемой им целевой функции).»
Поскольку, в отличие от IAS 40, Стандарт «Основные средства» не содержит примеров отнесения частей объектов ОС к инвестиционной недвижимости, рекомендуем учреждению согласовать свою позицию по данному вопросу с Минфином России и как минимум отразить принятое решение в отношении признания/непризнания здания (помещений) объектом инвестиционной недвижимости в Учетной политике учреждения.
Реклассификация объектов ОС в объекты инвестиционной недвижимости
Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства» перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» должен проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемые субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества в случае изменения назначения их использования.
При первом применении Стандарта «Основные средства» необходимо перенести остатки по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, со счетов 101 00, 104 00 на счета 101 03, 104 03 в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (письмо Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 перенести остатки на 01.01.2018 по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, можно документами Переход на применение приказа 64н (НФА).
Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества при реклассификации в течение года отражается в учете в корреспонденции со счетом 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).
Учет передачи объектов инвестиционной недвижимости в аренду
Согласно пункту 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, объекты учета аренды классифицируются для целей бухгалтерского учета объектами учета операционной аренды, если из условий пользования имуществом предусматривается:
Как правило, бизнес-инкубаторы предоставляют имущество в аренду на несколько лет. При этом предусматривается льготный период, в течение которого к ставке арендной платы применяются понижающие коэффициенты в зависимости от срока аренды.
Предоставление нежилых помещений в аренду с учетом предусмотренных понижающих коэффициентов квалифицируется как операционная аренда на льготных условиях.
Операции, возникающие при передаче во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) объектов инвестиционной недвижимости, признаваемых для целей бухгалтерского учета объектами операционной аренды, и документы, которыми они отражаются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», приведены в таблице.
1С:ИТС Бюджет
Об оформлении данных операций арендодателем в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» см. в статьях «Предоставление в аренду инвестиционной недвижимости» (для редакции 1 и редакции 2 ).
Таблица. Операции по передаче инвестиционной недвижимости в операционную аренду*
Операция
Бухгалтерские записи
Документ БГУ1/Операция
Документ БГУ2/Операция
Передача имущества в аренду
Передача в операционную аренду инвестиционной недвижимости
«Передача НФА в (возврат из) безвозмездное (возмездное) пользование» / «Передача в аренду основных средств»
«Передача объектов ОС, НМА, НПА», вид передачи «Передача ОС, НМА, НПА в аренду (25)» / «Передача НФА по договору аренды / безвозмездного пользования»
Передача в операционную аренду движимого имущества, входящего в единый имущественный комплекс
«Передача НФА в (возврат из) безвозмездное (возмездное) пользование» / «Передача в аренду основных средств»
«Передача объектов ОС, НМА, НПА», вид передачи «Передача ОС, НМА, НПА в аренду (25)» / «Передача НФА по договору аренды / безвозмездного пользования»
Признание предстоящих доходов от предоставления имущества в аренду по справедливой стоимости.
Одновременно отражается начисление расходов будущих периодов по упущенной выгоде от передачи имущества в аренду на льготных условиях
«Начисление доходов будущих периодов» / вид операции «Передача в аренду на льготных условиях» / «Передача в безвозмездное пользование, аренду на льготных условиях»
Признание доходов по аренде доходами текущего финансового года в сумме арендного ежемесячного (ежеквартального) платежа.
Одновременно отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов, а также отложенных расходов по упущенной выгоде от передачи имущества в аренду на льготных условиях.
Дебет 2 401 20 242 Кредит 2 401 50 242 (25Х) на сумму списания расходов будущих периодов
«Списание доходов будущих периодов»
«Списание доходов будущих периодов»
Выставление первичных документов арендатору
Выставление акта об оказании услуг арендатору
«Акт об оказании услуг» / «Реализация услуг по аренде (НУ, НДС)»
«Списание доходов будущих периодов»
Выставление счета-фактуры арендатору
Поступление арендной платы от арендатора
Дебет 2 201 ХХ 510 Кредит 2 205 21 660;
Дебет 2 17 ХХ 121
«Приходный кассовый ордер» / «Поступление доходов от покупателей (205 20-30,70-80; 209 70)»,
«Кассовое поступление» / «Поступление доходов от реализации (205 20, 30, 70, 80; 209 70)»
«Приходный кассовый ордер / Поступление доходов (205 00, 209 00)»,
«Кассовое поступление / Поступление доходов (205 00, 209 00)»
Признание расходов по содержанию переданного в операционную аренду имущества при условии дальнейшего предъявления арендатору (пользователю) для возмещения
Дебет 2 401 20 200 Кредит 2 302 00 730
(2 105 00 440, 2 104 00 4Х0, 2 401 50 200)
«Услуги сторонних организаций», «Списание материалов», «Начисление амортизации ОС и НМА», «Операция (бухгалтерская)» и др.
«Поступление услуг, работ», «Акт списания материалов», «Начисление амортизации ОС и НМА», «Операция (бухгалтерская)» и др.
Начисление доходов по условным арендным платежам (доходов от возмещения затрат на содержание переданного в пользование имущества)
Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
Поступление платы от арендатора по условным арендным платежам
Дебет 2 201 ХХ 510 Кредит 2 205 35 660;
Дебет 2 17 ХХ 135
«Приходный кассовый ордер» / «Поступление доходов от покупателей (205 20-30,70-80; 209 70)»,
«Кассовое поступление» / «Поступление доходов от реализации (205 20, 30, 70, 80; 209 70)»
«Приходный кассовый ордер» / «Поступление доходов (205 00, 209 00)»,
«Кассовое поступление» / «Поступление доходов (205 00, 209 00)»
Примечание:
* В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
Как я заработал 117% годовых на инвестиционной квартире в 2020 году
И почему считаю, что продавать жилье почти всегда выгоднее, чем сдавать
К 2020 году мы накопили 735 305 Р — и задумались, куда их вложить.
Расскажу, какие варианты я рассматривал и как смог увеличить накопления на 117% за год.
Какие были варианты
Как ответственный отец, я решил стать частным пенсионным фондом для своей семьи. Хотелось сохранить и приумножить эти деньги, чтобы потом, например, обеспечить детей недвижимостью. Ведь государство выделило эти средства именно на детей, поэтому более целевое их расходование сложно было придумать.
Мои родители были бы в ужасе от такой идеи: при долге больше миллиона я собирался использовать свободные деньги не для погашения, а для инвестирования. Но мне ближе точка зрения минфина США, который считает, что долги нужно обслуживать, а не гасить.
Я считаю, что, пока дают в долг на хороших условиях, лучше больше занимать, а не больше экономить. При этом свободные деньги стоит вкладывать в развитие. Об этом писал и Т—Ж — в уроке про балансовый отчет курса «Как заработать на акциях»:
«У компании может быть пугающе большой долг, но выплачивать его нужно не в следующем году, а в течение 30 лет, так что для бизнеса это не проблема».
В моем случае компания — это моя семья.
Я прикинул в теории варианты вложений и сравнил их. Вот между чем я выбирал:
Я сравнивал эти варианты по четырем параметрам.
Порог входа: от какой суммы есть смысл инвестировать. Депозиты и акции — самые удобные, в них можно входить с любой суммой. Комнаты в Санкт-Петербурге стоят от 1 млн рублей. В новостройку с учетом ипотеки можно было войти от 500 тысяч.
Доходность — ее я измерял в процентах годовых, чтобы удобно было сравнивать с классическим инструментом — банковским вкладом.
Центробанк на конец 2019 года насчитал среднюю ставку 6%, но в относительно надежном банке она была бы еще ниже.
При пессимистичном варианте комнату, купленную за 1 700 000 Р в коммуналке в центре, можно было бы сдать за 10 000 Р в месяц. Дороже вряд ли бы получилось, потому что на окраинах за 15 000 Р можно было снять уже целую квартиру. Коммунальные услуги оплачивали бы арендаторы, и приносила бы комната таким образом 7% годовых.
В акциях я смело взял для себя прибыльность портфеля Уоррена Баффетта, которую посчитали на vc.ru, — 20%.
Страховка — возможность вернуть средства в случае форс-мажора. Банковский вклад застрахован, поэтому я мог бы получить свои деньги обратно.
По новостройкам ситуация со страховкой тоже стала лучше: с лета 2019 года заработала система эскроу-счетов. Ее суть в том, что деньги, которые вы отдаете застройщику, теперь хранятся на счетах не застройщика, а банка. И в случае банкротства застройщика эти деньги вам вернутся.
Комнату в коммуналке можно продать — и деньги вернутся, тут вроде бы все прозрачно. Теоретически она может подешеветь, но вряд ли сильно. Кстати, уже в 2021 году комнаты в коммуналках резко подорожали вслед за новостройками. Об этом, например, писали в РБК.
Незастрахованными были только акции.
Доступ к деньгам — возможность быстро и без потерь вынуть деньги из актива в случае необходимости. С банковским вкладом это возможно, но вы потеряете проценты. При досрочном расторжении фактически вернут только тело вклада.
В недвижимости процесс продажи долгий, получить средства быстро практически невозможно.
А вот акции для быстрого вывода денег подходят лучше всего — но непонятно, насколько удачный момент будет, когда потребуются деньги: вдруг рынки упадут.
Таблица сравнения вариантов моих вложений
Депозит | Комната | Новостройка | Акции | |
---|---|---|---|---|
Порог входа | 10 000 Р | 1 000 000 Р | 500 000 Р | 10 000 Р |
Доходность | 6% | 7% | 9% | 20% |
Страховка | Есть | Де-факто есть: хоть как таковой страховки и нет, с комнатой вряд ли что-то случится | Эскроу | Нет |
Быстрый доступ к средствам | Есть, но с потерей процентов | Нет | Нет | Есть |
Итог | + | + | ++ | +++ |
По итогам сравнения я решил вложиться в новостройки. Подкупило введение системы эскроу-счетов и очень выгодная процентная ставка: можно взять длинные регулярно дешевеющие деньги в большом количестве на 20—30 лет по ставке меньше 5%. До этого момента в нашей стране я таких предложений не встречал.
Как видно из таблицы, если бы я рассматривал в тот момент акции, вложился бы в них.
Если говорить о сложном проценте, то в новостройках помимо стандартного удорожания на 9% в год были еще два фактора:
Но прогнозировать это было сложно, и я решил считать по факту, через год.
Насколько стоит доверять прогнозам специалистов
Ситуация на рынке в феврале 2020 года была пессимистичной: несмотря на введение эскроу-счетов предыдущим летом и снижающиеся ставки, ажиотажа не наблюдалось и все аналитики в один голос утверждали, что рынок ждет если не падение, то стагнация.
«Жилье в приближающемся году будет неуклонно дорожать, а вот спрос на квартиры понизится», — сообщали в группе компаний «Прок».
«С вводом эскроу-счетов в июле 2019 года ряд девелоперов просто перестанет продавать квартиры на ранних стадиях готовности. Интерес инвесторов к таким проектам будет соответственно угасать», — уверяли на сайте spbhomes.ru.
«В первые месяцы года сделки с недвижимостью в России совершались в большом количестве, но уже во втором полугодии наблюдалось падение продаж… Есть вероятность, что в ближайшее время цены на недвижимость перестанут расти, а рынок новостроек может просесть еще», — подтверждали в блоге «Домклика».
Ни про ковид, ни про политику тогда еще ничего не было известно. Зато я прекрасно понимал, что деньги под подушкой съест инфляция.
Выбор застройщика
До 2020 года я скептически относился к новостройкам: меня пугала вероятность, что дом не достроят, а деньги уйдут в карманы руководству застройщика. Но ситуация изменилась, и я начал присматриваться к таким объектам. Вот что для меня имело значение.
Эскроу-счета. Главным и основным триггером стало введение системы эскроу-счетов летом 2019 года. Пусть квартиры и подорожали, но теперь я был уверен, что первоначальный взнос, который я отнес застройщику, в случае форс-мажора вернется. И лежать он будет не на счете застройщика, а в моем банке. А если что-то случится, деньги из застройщика буду выбивать не я с пикетом у офиса, а сам банк — у него, думаю, возможностей побольше.
Сейчас новостроек, которые достраиваются не по эскроу-счетам, все меньше и меньше, скоро они исчезнут совсем.
Ликвидность. Нужно было выбрать то, что затем можно продать. Сдавать недвижимость невыгодно, это видно из таблички, в которой я сравниваю инструменты для инвестирования. Кроме того, сдача недвижимости — это, по сути, вторая работа, а не пассивный доход. Это я прекрасно усвоил, сдавая загородный дом во время пандемии.
Прибыль приносит покупка и продажа недвижимости. При аренде нужно больше работать руками, при купле и продаже — головой, а премия за работу во втором случае больше.
Я нашел несколько локаций с крупными массивами новостроек, которые попадали по бюджету в мой первоначальный взнос, и сформулировал несколько пунктов, по которым сравнивал районы.
Городская прописка. Это важно для людей, которые покупают недвижимость. Многие готовы за это переплатить или в принципе не рассматривают локации с областной пропиской. Поговаривают, в области есть проблемы с медициной, школами, а ближайший МФЦ может быть в 30 километрах.
Метро. Тут все понятно: чем ближе к метро, тем выше ликвидность.
Рост стоимости квадратного метра с февраля 2019 по февраль 2020. Эти данные я смотрел на сайте bn.ru, выкладки в среднем по городу приведу дальше в статье.
Расположение по отношению к кольцевой автодороге. Квартиры внутри КАД продавались лучше, чем снаружи. Для меня это парадокс: возьмем, например, Шушары. Это район, где есть метро, пусть и далеко, есть городская прописка, но расположен он за КАД — и поэтому считается менее престижным, чем Кудрово, район с областной пропиской, который расположен внутри КАД.
Особняком для меня стояли Шушары: там городские власти выкупают жилье для социальных программ и расселения коммуналок. Вероятность того, что не достроят дом, в котором квартиры выкупают городские власти, невелика.
В самом начале 2020 года в Шушарах были сданы еще четыре «социальных» дома, о них даже писал «Деловой Петербург»
Про Мурино я слышал от знакомых несколько историй о построенном, но не сданном в эксплуатацию доме.
Сравнение комплексов по ликвидности
Кудрово | Мурино | Парнас | Шушары | Комендантский проспект | |
---|---|---|---|---|---|
Прописка | Область | Область | Город | Город | Город |
Метро | 2 км | 300 м | 700 м | 3 км | 1 км |
Рост стоимости квадратного метра | 9% | 9% | 5% | 11% | 11% |
Расположение по отношению к КАД | Внутри | Снаружи | Внутри | Снаружи | Внутри |
Застройщик | Обычный | Не очень | Надежный | Надежный | Обычный |
По совокупности критериев победил Парнас — по всем параметрам, кроме роста стоимости квадратного метра, он был в лидерах, а риск в инвестициях не лучшая стратегия.
Район известен своей плотной застройкой, за что его часто критикуют, но в городе почти все районы с такой застройкой.
Из плюсов там городская прописка, своя станция метро и «Икея» в пешей доступности — по крайней мере от того места, где я купил квартиру. Сам район находится внутри КАД.
Из минусов — соседство с промзоной и, как ни странно, та же кольцевая: на въезде и выезде из района постоянно пробки. Но выездов три, а не один, как бывает в других спальниках. Еще к минусам можно отнести отсутствие парков, детских садов и поликлиник: район новый, запланированную инфраструктуру еще не успели построить. Но когда достроят, должно стать неплохо.
Еще мне было удобно туда ездить: та же ветка метро, без пересадок. Такого принципа я придерживался и при покупке квартиры, и при строительстве загородного дома, чтобы всегда иметь возможность быстро и удобно добраться до объекта на общественном транспорте.
Как победить выгорание
Выбор планировки и отделки
Количество комнат. Я посоветовался с друзьями и пришел к выводу, что две однокомнатные квартиры лучше одной трешки: чем дешевле объект, тем сильнее он дорожает и тем легче продается.
Но банк отказался разбить одобренную мне сумму на два объекта. Пришлось искать такую квартиру, чтобы разом использовать всю сумму. Впрочем, мне все равно не хватало первоначального взноса на две однушки или студии — пришлось бы где-то занимать.
Отделка. Сам я жить в квартире не планировал, поэтому стремился свести траты времени и денег на этот бизнес-проект к тем, что требуются на открытие депозита, то есть к минимальным. Из этих соображений я выбирал квартиру подороже, но с полной отделкой от застройщика — чтобы нужно было только мебель расставить.
Процесс покупки
Но я хотя бы забронировал выбранный объект — двушку, которую называют евротрешкой из-за объединенной кухни-гостиной.
В офисе продаж мне показали планировку вживую: можно было пройтись по комнатам, постучать головой о низкие потолки — о, этот снобизм жителей старого фонда! — заглянуть в санузлы и посидеть на кухне, в общем, ощутить себя на месте будущего покупателя именно в той отделке, что обещает застройщик. И поразмышлять, готов ли я, как будущий покупатель, заплатить на 5% годовых больше за квартиру в ипотеку? Вроде бы готов.
После бронирования меня связали с менеджером из головного офиса. Она попросила контакты менеджера в банке, где у меня уже был одобрен кредит, и они напрямую все обсудили. От меня потребовалось только нотариальное согласие супруги на покупку — я в очередной раз задумался, когда мы уже заведем брачный договор и перестанем кормить этих нотариусов.
В итоге я купил квартиру с такими параметрами:
График моих платежей по кредиту
Процентный период | Дата платежа | Ежемесячный платеж | Погашение основного долга | Погашение процентов | Остаток основного долга |
---|---|---|---|---|---|
1 | 30.04.2020 | 18 828,42 Р | 3656,45 Р | 15 171,97 Р | 2 990 277,03 Р |
2 | 01.06.2020 | 16 661 Р | 3670,45 Р | 12 990,55 Р | 2 986 606,58 Р |
3 | 30.06.2020 | 16 661 Р | 3253,91 Р | 13 407,09 Р | 2 983 352,67 Р |
4 | 31.07.2020 | 16 661 Р | 3700,06 Р | 12 960,94 Р | 2 979 652,61 Р |
5 | 31.08.2020 | 16 661 Р | 3285,13 Р | 13 375,87 Р | 2 976 367,48 Р |
6 | 30.09.2020 | 16 661 Р | 3299,87 Р | 13 361,13 Р | 2 973 067,61 Р |
7 | 02.11.2020 | 16 661 Р | 3745,22 Р | 12 915,78 Р | 2 969 322,39 Р |
8 | 30.11.2020 | 16 661 Р | 3331,50 Р | 13 329,50 Р | 2 965 990,89 Р |
9 | 31.12.2020 | 16 661 Р | 3774,99 Р | 12 886,01 Р | 2 962 215,90 Р |
10 | 01.02.2021 | 16 661 Р | 3363,40 Р | 13 297,60 Р | 2 958 852,50 Р |
11 | 01.03.2021 | 16 661 Р | 3342,12 Р | 13 318,88 Р | 2 955 510,38 Р |
12 | 31.03.2021 | 16 661 Р | 4644,13 Р | 12 016,87 Р | 2 950 866,25 Р |
13 | 30.04.2021 | 16 661 Р | 3377,39 Р | 13 283,61 Р | 2 947 488,86 Р |
14 | 31.05.2021 | 16 661 Р | 3821,25 Р | 12 839,75 Р | 2 943 667,61 Р |
В день сделки я приехал с первоначальным взносом в офис застройщика, подписал ДДУ, забрал договор и поехал в банк.
В банке мне открыли счет, куда перевели сумму кредита, я внес в кассу наличными первоначальный взнос — и деньги ушли в банк застройщика. Я получил на руки кредитный договор и уже с ним, а также с доверенностью и ДДУ еще раз поехал в офис застройщика, чтобы отдать документы на регистрацию. Вся процедура заняла у меня полный рабочий день.
Приятный бонус, который выяснился в процессе покупки, — пока дом не построен, квартиру не надо страховать. Таким образом, я сэкономил на страховке 22 427 Р в год: столько стоила бы страховка моей квартиры на вторичном рынке при аналогичной сумме ипотеки.
я сэкономил на страховке
Зарегистрированный в Росреестре ДДУ мне выдали через месяц. Теперь я должен был ждать постройки дома и платить по графику.
Коронакризис и попытка продажи квартиры
2020 год внес коррективы в мои планы. Во время коронавирусного кризиса меня не уволили, но доход на основном месте работы просел. Зато я нашел сразу несколько новых источников дохода.
Кроме того, я начал резко резать расходы:
Не вложись мы в стройку в феврале 2020, за этот год деньги проели бы почти наверняка. А так — вынуть их было сложно, пришлось крутиться и что-то придумывать.
В октябре 2020 года я увидел, что квартира подорожала, и выставил ее на продажу за 5,4 млн рублей.
В интернете я прочитал, что, пока дом не сдан и ключи не получены, можно продать квартиру и не платить 13% налога на прибыль. Но консультация с моим налоговым инспектором эти надежды развеяла: налоги придется платить в любом случае.
Вообще, крайне всем рекомендую узнать имя своего налогового инспектора и обращаться к нему за разъяснениями по различным вопросам: это очень удобно. Инспекторы, по моему опыту, с радостью всех консультируют. Отдельную благодарность выражаю Петроградскому отделению ФНС Санкт-Петербурга
Как происходит продажа квартиры по переуступке
В апреле у меня появилась покупательница. Это была женщина, которая разъезжалась с детьми: они разменивали большую квартиру на Комендантском проспекте с доплатой на две — для женщины и для ее дочери. 20 апреля 2021 года мы договорились о цене, оставалось оформить документы.
У покупательницы была в наличии вся сумма. Это немного сократило сроки заключения сделки: нам не пришлось ждать, пока банк одобрит ипотечный кредит. И все равно процедура продажи квартиры по переуступке показалась мне очень долгой.
После этого мы обратились к покупательнице с вопросом, как ей удобнее. Она решила, что хочет нотариальный договор купли-продажи — это договор, заверенный у нотариуса, который позволяет минимизировать риски при сделке: нотариус проверяет, вменяем ли продавец, и ставит свою подпись. Оспорить такую сделку очень сложно. Также нотариус берется за составление самого договора купли-продажи квартиры по цессии и берет на себя услуги по подаче документов в Росреестр.
Для подготовки договора купли-продажи нотариус попросила меня заранее предоставить следующие документы:
В назначенный день, 19 мая 2021 года, мы с покупательницей пришли в отделение банка. Покупательница полностью внесла оговоренную стоимость квартиры — 5 500 000 Р — в следующих пропорциях:
С двумя справками — о полном погашении кредита и об открытии аккредитива — мы пошли к нотариусу.
Нотариус прочитала нам договор цессии, выяснила, есть ли вопросы, поставила свои печати. Мы расписались в ее журнале. После этого она выдала нам договор купли-продажи для Росреестра и отправила нас обратно в банк — снимать обременение.
Я полностью закрыл кредит, но это еще не означало, что с квартиры снято обременение в пользу банка: требовалась отдельная процедура. Отдав договоры купли-продажи банку, мы уточнили сроки снятия обременения и стали ждать. Нам сказали, что это произойдет в течение 5—7 дней.
Через семь дней я позвонил в банк «Дом-рф» и спросил, сняли ли уже обременение с моей квартиры. Мне довольно резко ответили, что у банка на это есть до 30 календарных дней. Это меня очень расстроило, тем более что в отделении мне сообщали совсем другую информацию. Но на банк я повлиять не мог. Видимо, таким образом «Дом-рф» старается побольше заработать. Аккредитив в мою пользу открыт у них, но забрать его я не могу — и банк как может задерживает сроки: это же для него бесплатные деньги.
Смс о том, что с квартиры снято обременение, пришло 9 июня, то есть через три недели. Я пулей понесся за документами, забрал их у банка и отнес нотариусу. Нотариус снова отправила документы в Росреестр, но теперь уже на регистрацию квартиры без обременения на нового собственника. Квартира была зарегистрирована 16 июня, то есть через семь дней.
В общем, как выяснилось, снятие обременения в банке занимает гораздо больше времени, чем регистрация квартиры на нового собственника.
18 июня я наконец-то пришел в отделение за своими деньгами, но тут выяснилось, что деньги надо было заранее заказать. Аргумент, что я заказывал их еще 19 мая, не возымел действия. Пришлось заказать деньги на следующий день.
20 июня я снова пришел за деньгами. Кассир удивленно спросил: «Вы что, всю сумму будете наличными снимать? У нас нет информации, что вы заказали всю сумму. А давайте мы вам 100 тысяч выдадим, а остальное на счет переведем в любой банк, какой скажете? Там комиссия не очень большая».
Тут я пришел в ярость. Мало того что банк месяц не отдавал мне мои деньги — собственником квартиры я уже не был, а денег так и не видел, — так мне еще и пытались навязать комиссию на пустом месте! Поговорив с кассиром на повышенных тонах, я получил на руки всю сумму и покинул отделение.
Так завершилась продажа нашей квартиры.
Считаем прибыль
По этой метрике прибыльность — 50% годовых.
Но не будем забывать про магию сложного процента и кредитное плечо, которое нам так удачно предоставил банк.