Ирп терапия что это

Статьи

Все статьи данного сайта являются объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе в интернете) или иное использование информации и материалов без предварительного разрешения правообладателя

Что такое полюбить себя?

Что такое полюбить себя?

Этот вопрос часто задают на консультации.

Как бы вы описали человека, который любит себя?

Я бы сказала, что это человек, который умеет принимать себя любым, который сумел принять даже те свои части, которые не любил. А как это сделать?

Объявила я тему лекции: «Как полюбить себя». И пришел такой вопрос: «Как тебе удалось полюбить себя безусловно?»

Не могу сказать, что мне удалось это полностью. Я к этому стремлюсь.

Мой учитель, автор метода Интегративно-ресурсной терапии, Вера Леонтьевна Савеличева говорит так. Любить себя — это собрать в своем сердце униженных и оскорбленных, обиженных и осужденных, брошенных и покинутых, трансформировать травматические ситуации в опыт, а негативные переживания в любовь.

Но кто осудил, бросил, унизил? Я! В какой-то момент жизни Я так отнеслась к себе, к какой-то своей части. А как найти эти части себя? Нужно обращать внимание на то, что бесит, раздражает меня в окружающем мире, в других людях. Кто же меня бесит и раздражает в других? Это именно те Я, которые я осуждаю, которые не люблю в себе. Зато они так сильно меня любит, что весь мир мне сигналит: внимание.

Какая часть меня хочет быть услышана? Кого я осудила, спрятала, никому не показываю?

Не раз в жизни слышим: «Не суди, да не судим будешь!» Ох как это сложно! Даже священник знакомый однажды признался: «Дал себе обещание, никого не осуждать. И ни дня не проходит, чтоб я это обещание не нарушил». Если судите, то будете судимы. Кем? Собой. Многие спрашивают: «Даже если никто не знает?» Никто — это кто? Я же знаю.

Однажды на группе был мужчина, Сергей. Он пришел с тем, что не знал, чего в жизни хочет. Желаний нет. Заходит в кафе или ресторан, оплатить может любой салат, а выбирает самый дешевый.

Я ему говорю: «Тебе сколько лет? А тогда было сколько? Сколько лет мальчик сидит в этой тюрьме за брелок и значок? За убийство человека столько не дают, а ты сам себя осудил за брелок и значок на 35 лет. Какой опыт ты получил тогда? Как бы ты сейчас ему помог, этому мальчику? Давай уже выпустим этого мальчика из тюрьмы. Как теперь тебе его не хватает, этого мальчика, который знал, чего хотел! Он просто не знал, как опасно скрывать, что взял чужое: воспользоваться невозможно, а в стыде живешь столько лет! Теперь-то ты это знаешь. Можно покаяться и больше так не делать».

Как Сергей поступал по отношению к себе? Может купить все салаты, а покупает самый дешевый. Мальчик наказан. Какие могут быть желания у осужденного на «одиночку» на 35 лет? Ему нельзя ничего хотеть. Невозможно любить кого-то искренне, если не любишь себя. Сергей говорит: «Я понял. Мне еще себя оправдывать и оправдывать! Поеду в отпуск, этим и займусь! С любовью и радостью на свободу!»

Прошла неделя. На группу Сергей пришел с целым листом желаний, которых до этого не знал! Я хочу покупать, готовить и кушать вкусную еду. Я хочу покупать красивую одежду, я хочу обновить автомобиль, я хочу встретить женщину и т.д., словно в нем проснулась та часть, которая хочет. (Как я тогда пошутила, похоже ты уже встретился со своей внутренней женщиной).

Через некоторое время он встретил женщину.

Конечно, у него на протяжении нескольких лет была большая работа с собой, включая работу с телом, дыханием, тренинги. Волшебство творит сам человек, когда он хочет преобразить свою жизнь!

Замечательный психотерапевт Вера Леонтьевна Савеличева на своих консультациях и тренингах говорит: «Полюбить себя — это оправдать всех наших обиженных и осужденных. Стать адвокатом для самого себя. Выпустить их на свободу, приняв опыт! Стать более великодушным родителем по отношению к самому себе. И когда ты оправдаешь себя – тогда некому судить. Ибо судит тот, кто осужден. Униженный унижает, чтобы возвысится за счет унижения другого. Оскорбляет – оскорбленный. Бросает брошенный. Оправдывает оправданный. Возвышенный возвышает!».

Источник

Ирп терапия что это

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

Психолог Анна Оголь запись закреплена

Вера Леонтьевна Савеличева (ф-т психологии МГУ 1969—1974), доктор психологии Ph.D., действительный член Европейской Академии Естественных Наук, директор Социально-психологического Центра «Вера» 31 год, психотерапевт 40 лет.

Когда возникает психотравматическая ситуация, у человека происходит сильное эмоциональное потрясение на физическом, эмоциональном, ментальном и духовном уровнях, нарушается его идентификация с одной или несколькими частями своей личности (субличностями). В ИРП это называется «Ударом». Не успевая выразить негативные чувства или сдерживая себя, человек «застревает» в них, Его жизненная энергия блокируется, превращается в неиспользуемый закрытый ресурс.

Особенность Метода ИРП состоит в том, что психотерапевт помогает клиенту взять ресурс там, где он не ожидает — принять отверженные субличности: униженных и оскорбленных, обиженных и осужденных, брошенных и покинутых. Метод позволяет клиенту максимально быстро и эффективно выйти из эмоционального потрясения и восстановить ресурсное состояние, сохранив опыт, полученный в травматической ситуации.

Источник

Базовые основы клинической психологии в ИРП

АНО ДПО «Междисциплинарный Европейский Университет Глубинной психологии имени Леопольда Зонди» (МЕУ ГП им. Л.ЗОНДИ ) совместно с « Социально-психологическим центром имени Савеличевой В.Л. »

при поддержке Европейской Академии естественных наук (ЕАЕН)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

2021-2022 учебный год.

Дистанционно-модульное обучение с очной стажировкой по программе

«Базовые основы клинической психологии в Интегративно-Ресурсной Психотерапии ( ИРП)»

Мирошник Е.В., доктор психологии, ректор АНО ДПО «МЕУ ГП им. Л.Зонди», руководитель Инновационного Центра «Ресурс», действительный член Европейской Академии естественных наук (ЕАЕН), руководитель отделения «Инновационные технологии в психологии» ЕАЕН;

Савеличева В.В., психолог, руководитель «Социально-психологического центра имени Савеличевой Веры Леонтьевны».

вопросов

профессиональной переподготовки

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. посмотреть

ОБРАЗЕЦ ДИПЛОМА. посмотреть

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

Обучающиеся, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие итоговую аттестацию (очную стажировку), получают диплом установленного образца профессиональной переподготовки в области практической психологии с применением психосоматического подхода. Диплом удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в сфере практической психологии.

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

— специалисты, бакалавры и магистры гуманитарных/технических специальностей имеющие диплом о высшем/среднем специальном образовании;

— студенты старших курсов вузов (диплом получают только по предоставлению диплома с предыдущего учебного заведения).

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

1. Диплом установленного образца МЕУ ГП им. Зонди;

2. Сертификат прохождения НИР (на русском и английском языках)

Квалификация:Практический психологФорма обучения:Дистанционно-модульная с очной стажировкой* (н еобходимо наличие компьютера и доступа в сеть Интернет)График обучения:

Дистанционное ознакомление с лекционным материалом; онлайн работа с преподавателями: 2-3 раза в неделю с 19:00 по 21:30 по московскому времени (согласно графика по модулям Программы). Внимание: Расписание онлайн занятий может меняться!

*Выписка из Приказа Минобрнауки №499 от 01.07.2013г.: «Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.»

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

Запись на обучение (учебная часть):

Телефон: +7 (965) 414-82-64

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

1.Договор с АНО ДПО «МЕУ ГП им. Л.Зонди»
2.Анкета слушателя (в формате Excel)
3.Заявление с согласием на использование личных данных
4.Разрешение на использование личных данных
5.Копия СНИЛС
6.Копия паспорта
7.Копия диплома об образовании (высшем или среднем специальном)
8.Копия свидетельства о смене фамилии (при разных ФИО в дипломе и паспорте)
9.Квитанция об оплате

Источник

В пространстве Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины идет интенсивная интеграция результатов исследований ученых и практиков разных регионов и стран в таких областях науки, как медицина, психология, психотерапия. В этом поле естественным образом появляется необходимость объединения многих идей, точек зрения для решения задач по оказанию эффективных психологических и психотерапевтических услуг.

Идея создания ресурсного подхода в психотерапии родилась при разработке комплексных программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и их семей. Эта задача была успешно решена, создана программа «Глория», которая успешно распространяется в России и в странах СНГ и используется для организации службы психологического сопровождения беременных и рожениц. В процессе создания и внедрения этой программы мы набрали огромный массив информации о проблемных зонах современной семьи и способах их компенсации. В результате выявилось, что при оказании консультативной психотерапевтической помощи семье успех зависит не только от теоретической и практической модели консультирования, но и от возможностей и способностей самих членов семьи, их ресурсов и мотивированости на работу.

Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались и теорией Маслоу, и концепцией инстинктов Гарбузова, и теорией психических доминант Ухтомского. Объединяя эти авторские подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.

Инстинкт в данном случае и есть динамическая сила бессознательного, запускающая все виды психосоматической жизни человека. Эта динамическая сила и есть базовый ресурс, который может разворачиваться у каждого человека по-особому, в зависимости от его генетических паттернов, подсознательной памяти (вытесненной на ранних этапах развития), стратегий воспитания и обучения. Эту инстинктивную динамическую силу мы называем иногда жизненной силой человека, которая проявляется как сила духа, иммунитета, интеллекта, творческого потенциала и лидерства.

А.А. Ухтомский писал: «Вопрос о ресурсах человека волновал многих ученых и исследователей на протяжении многих столетий и всегда сопрягался с вопросами о ресурсах физических и психических (духовных). Если ресурсы рассматривать как многогранные возможности человека, то становится понятным, что до сих пор мы еще не смогли во всей полноте описать и изучить все тонкости этой многогранности».

Простейшие программы самосохранения кроются в рефлексах, и видные российские физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов уделили изучению их многие годы. С деятельностью больших полушарий головного мозга И.М. Сеченов связывает четыре категории психических процессов: инстинкты (внутреннее побуждение), осмысленное чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних в осмысленное действие (поведение). Правда, за счет каких механизмов все это происходит, Сеченов не говорит.

Важными процессами оказались в этой связи процессы торможения и возбуждения. Открытие центрального торможения, необходимого для точной координированной деятельности нервной системы, факты и наблюдения помогли И.М. Сеченову выдвинуть положение об обязательном существовании ряда структур, обеспечивающих преобразование воздействий среды в нервные сигналы, их переработку и передачу к исполнительным органам: 1) структур «станций усиления» рефлекторных актов, 2) структур «центрального торможения». Все это акты подсознательной деятельности, участвующей в саморегуляции и организующей все процессы жизнедеятельности нашего организма. Среди актуальных для человека сигналов можно выделить боль как яркий сигнал на травмирующее воздействие или на существенное нарушение естественного состояния органов. Здесь важно, что боль имеет большое значение как показатель состояния организма для выработки человеком решения и действий по устранению причины болевого сигнала. Цепочка «страх-напряжениеболь», описанная Д. Ридом (американским врачом), добавляет к этому рассуждению идею, что подсознательная реакция на опасность (страх) может вызвать напряжение и усилить болевое ощущение. Эта цепочка особенно актуальна, когда мы сталкиваемся с такой естественной болью, как родовая боль у женщин, и в связи с ней можно наблюдать инстинктивное поведение женщин (дыхание, крики, принятие особых поз).

Наблюдая за поведением новорожденных, можно так же с уверенностью сказать, что человек обладает данными ему природой инстинктами, которые по своей форме являются общимруководством жизнедеятельности организма. Форма и сущность инстинктов человека практически не разработана в современной науке.

Созданное Ухтомским учение о доминанте сегодня рассматривается как прочная методологическая платформа для понимания законов организации целенаправленного поведения животных и человека. Несмотря на то, что в основе доказательств реального существования доминантных отношений в деятельности нервной системы лежали чисто физиологические, лабораторные исследования, А.А. Ухтомский никогда не ограничивал принцип доминанты областью только физиологических процессов, а увязывал его с фундаментальными вопросами человеческого бытия и познания, его личной социальной сущности и психическими процессами. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших общебиологических обобщений нашего времени, привлекая пристальное внимание ученых различных специальностей, так как позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические законы поведения человека как личности, а также социальные проблемы общения человека как члена общества.

Мечта Ухтомского о единении разума и инстинктов человека стала для нас программой к действию и направлением исследований и поисков. Опираясь на структуру, выделенную В.И. Гарбузовым, мы взяли за основу 7 базовых инстинктов: инстинкт самосохранения, продолжения рода, альтруизма, познания, лидерский, свободы и сохранения достоинства. Эти инстинкты для нас явились теми уровнями проявления психических и физических ресурсов индивида, которые динамизируют и регулируют жизнедеятельность человека. При этом каждый человек в процессе жизни формирует свой уникальный профиль ресурсов, в зависимости от генетических программ родителей и предков, обстоятельств вынашивания и рождения, воспитания, обучения, полученных навыков адаптации и самоорганизации.

Выявление доминирующего инстинкта в какой-то мере приводит к пониманию сущности доминанты Ухтомского, который видел в ней фокусировку силы, потенциала человека. В этом направлении проходили исследования В.И. Гарбузова, предложившего свою модель инстинктов человека.

Рассматривая инстинкты как ресурсы, мы увидели в них новое содержание и качество, в отличие от концепции Гарбузова. Поэтому созданный нами тест по определению ресурсного потенциала (РП) существенно отличается от теста Гарбузова.

В Тесте РП мы выявляем доминирующий инстинкт как базовый ресурс, который позволяет человеку эффективно интегрироваться в любой ситуации. А инстинкт с минимальными показателями может являться для нас мишенью психотерапии и психокоррекции, хотя ресурсный подход предполагает равноценную работу со всеми инстинктами как ресурсами.

В тесте ПО-РП нами предложена система выявления блоков памяти, относящихся к травмированному перинатальному опыту. В перинатальной психологии выявлено, что перинатальный опыт существенно влияет на формирование базовых психофизиологических программ подсознания, а это значит, влияет на характер поведения, стратегии самореализации и развития. Перинатальная травма как физическое явление в процессе жизни может быть компенсирована, но как печать психологической травмы может быть вытеснена в глубинные слои подсознания и влиять на общее психическое здоровье и ресурсный потенциал человека.

В идеале ресурсный потенциал человека может быть однородным, когда все инстинкты проявлены во всей полноте и дают полное удовлетворение жизнью. Но мы понимаем, что психофизиологическая система очень динамична и состояние удовлетворения не может быть все время стабильным. Но направленность на удовлетворенность все же можно сохранять и повышать эффективность самореализации на всех уровнях жизни.

В ресурсную модель психотерапии входят:

Эти технологии являются самостоятельными методиками проведения психотерапии, но связаны общей теоретической моделью ресурсов человека.

Мы старались создать совершенно независимые от существующих моделей с подобным названием технологии и главной целью ставили задействовать имеющийся, но латентный ресурсный потенциал, с использованием ресурсов доминирующего инстинкта. Для этого разработан пакет диагностических методик, позволяющий осуществлять анализ причин ресурсного дефицита. Высокая адаптивность и ресурс самосохранения, например, позволяет иногда человеку, пережившему тяжелые лишения, кризис, найти в себе такой ресурс, который может сравниться с возможностями сверходаренного человека. Ресурс способностей к сопереживанию гармонии и красоты иногда позволяет человеку создавать универсальные источники блага для большого числа людей в виде музыки, поэзии, фильмов, которые в кризисных ситуациях могут быть спасителями, дать новый импульс к жизни.

Ресурс сохранения достоинства, чести не позволяет нам упасть в собственных глазах и дает шанс стать Человеком, дает возможность осознавать свое качество и гордиться своими достижениями.

Проводя пациента через этапы осознания своих возможностей, мы наблюдаем перерождение человека и плодов его деятельности. Вместе с полученными результатами терапии открываются способности к рисованию, пению, музыке и другие таланты.

Наблюдения показали, что эта модель не имеет противопоказаний и эффективна при любых проблемных ситуациях.

При применении данного метода возможно восстановление репродуктивного здоровья у женщин и мужчин с бесплодием, когда никакие методы не приносят успехов.

Пример 1:

Пример 2:

Женщину 38 лет с бесплодием в анамнезе пригласили для работы в группу ресурсной терапии для беременных с осложненным протеканием беременности. Пройдя курс из 10 занятий, женщина отметила улучшение общего состояния здоровья, улучшение взаимоотношений в семье, желание проявлять себя в творчестве. Через 3 месяца она забеременела. Пройдя курс подготовки к родам, успешно родила.

Группа ресурсной терапии для женщин с осложненной беременностью существует уже 10 лет, и результаты говорят об успешной компенсации невротического компонента репродуктивной патологии. Пройдя психодиагностику, женщины проходят сначала курс ресурсной арт-терапии и формируют стабильный пласт позитивных эмоций, поддающихся осознанию и включенных в реальную жизнь, во взаимоотношения в семье.

Далее идет работа с рефлексами и настройка рефлекторных зон, связанных с репродуктивными функциями. Следующий этап связан с формированием ресурсов голосового аппарата, который помогает прочувствовать новые силы, добытые в работе с телом и эмоциями.

Последним этапом является работа по подготовке к родам и родильное умение дается не как технология, а как искусство. Здесь женщины научаются чувствовать свою инстинктивную природу и проявлять ее естественным образом.

Десятилетняя работа терапевтической группы позволила создать уникальную женскую субкультуру рождения, в которой есть место и родильным песням, в которых удачно проявляется инстинктивная потребность голосить, но с чувством внутренней эстетики и любви. Собран объемный материал отчетов о результатах прохождения терапии и родового процесса.

Можно сделать вывод о том, что применение модели инстинктов как ресурсов помогает видеть не патологию и ограничения человека, а его возможности и перспективы развития. При таком подходе к болезни и дисфункции мы опираемся на новое мировоззрение, позитивно ориентированное по отношению к клиенту, подтверждающее его уникальность и неограниченные возможности. Занимаясь общим развитием больного, развивая его ресурсный потенциал, формируется новая реальность, новые силы, новые концепции, которые помогают человеку не только совладать со сложным периодом жизни и его проблемами, но и конструктивно его перестраивать.

Литература:

Коваленко Н.,

Источник

Ирп терапия что это

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Практика сказочной песочной терапии

ВЕБИНАР: Методика комплексной дородовой подготовки

ВЕБИНАР: Теория и практика куклотерапии в работе с детьми и взрослыми

Скоро

I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Ресурсный подход в психотерапии

Автор

Ирп терапия что это. Смотреть фото Ирп терапия что это. Смотреть картинку Ирп терапия что это. Картинка про Ирп терапия что это. Фото Ирп терапия что это

В наше нестабильное время важно уметь пользоваться прежде всего своими собственными ресурсами прежде, чем прибегать к незнакомым новым технологиям, – слишком много профанации и дилетантства. Также в период эпидемий важно понимать, на чем строится фундамент ресурсов человека и как его можно укреплять. Именно этими задачами занимается ресурсная психотерапия, которую разработала автор и о которой уже много лет мы говорим на секции «Ресурсная психотерапия» в рамках конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги.

Ресурсный подход в психотерапии – это результат интеграции психологических наук в медицину и результат запроса на методы помощи пациентам, способным к саморазвитию и активному участию в процессе лечения. Ведь часто болезнь представляет собой не только соматическое, но и психическое страдание, не только биологическое, но и социальное явление, как по происхождению, так и по его последствиям. Современный клиницист обязан считаться с психикой больного, учитывать его отношение к болезни, его личностные ресурсы и способности. Немаловажно для практического врача – знать историю возникновения патологии, исследовать каким образом формировались его психофизиологические ресурсы от рождения до начала заболевания, какие запускные механизмы имели место быть, какие патогенные влияния испытывал пациент [3].

Сегодня становятся актуальными клиент-центрированный подход, персонализированная медицина, индивидуально-направленные услуги в медицине. Все это требует реорганизации подготовки врачей с учетом большого объема психологии и психотерапии в программах подготовки клиницистов [12]. Сегодня идет накопление практического опыта, связанного с попытками сближения профессиональных интересов интернистов, психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов в широкой области медицинской практики. Такое сотрудничество способствует пополнению знаний в смежных специальностях, формированию исчерпывающей картины болезни (ее психической и соматической составляющих, «в таких случаях речь идет об интеграции, но не о простом суммировании или подмене знаний специалистов» [12].

Ресурсная психотерапия создавалась сначала для оказания помощи женщинам в период беременности и родов. Практика показывала, что некоторые методы психотерапии могут быть неэффективными и даже вредными для данного контингента, особенно для женщин невротического склада. Применение методов ресурсной психотерапии, имеющих как профилактическое, так и общетерапевтическое значение, стало важным подспорьем для врачей в системе родовспоможения [8]. Это направление, в котором реализуется исследование психосоматического причинного слоя осложнений, решается задача целенаправленной коррекции внутренней картины болезни с учетом социальных и личностных причин ее вызвавших. Ресурсная психотерапия интегрировала в себе знания таких областей медицины как акушерство, педиатрия, семейная психотерапия, а так же рефлексотерапия и неврозология. В широком смысле ресурсная психотерапия является частью психологии и гуманистической медицины, опирающейся на представление о неповторимости человеческой личности и реализующей во врачебной и консультативной практике идею единства психического, физического и социального [5].

Понятийной и концептуальной базой ресурсной психотерапии явилась перинатальная психология (Коваленко Н.П.) и ее методы, которые предлагались для диагностики и коррекции психоэмоциональных проблем в период беременности и родов. Этот блок знаний выявил целый спектр закономерностей и взаимосвязей психического и физического не только у самой беременной, но и у супруга, ребенка и других родственников.

Выявилось, что семья как живой организм, имеющий генетическую общность, оказывает на психофизиологические процессы матери и ребенка сильные воздействия и могут быть как поддерживающими и ресурсными, так и разрушительными и обесточивающими, в зависимости от качества эмоционального фона и культуры взаимоотношений.

Так же и ресурсы самой женщины могут быть сформированы с благоприятным акцентом на материнство, а могут быть не сформированы и отягощать течение беременности родов. Так идея Материнской Доминанты, которая была описана А.А.Ухтомским, нашла применение в наших исследованиях. В настоящее время создан комплект диагностических методик, который позволяет исследовать ресурсный потенциал женщины (и ее мужа) в период деторождения, чтобы четко моделировать объем коррекционной и терапевтической работы для достижения наилучшего исхода родов и реализации родительства. Часто семья, ожидающая ребенка, не придает значения тем коллизиям, которые существуют в семейной системе и не представляют возможным изменения. Однако практика показывает, что психокоррекционная работа снижает риски тяжелых родовых патологий на 30-40%, в некоторых случаях даже на 60-70%, что показывает важность оказания профилактических и психокоррекционных мероприятий до родов. Хорошо подготовленная женщина рожает мягче, имеет меньше болевых переживаний, меньше стрессовых нагрузок, легче переносит послеродовой период. Ей удается мягко корректировать сложные семейные неурядицы и легче переживать новую роль матери. Подготовленная женщина легче сотрудничает с персоналом роддомов и правильно ведет себя в родильном зале. Это все облегчает работу персонала и делает роды менее травматичными.

Становится очевидным, что психопрофилактические мероприятия, предусмотренные в ресурсной психотерапии, являются основой организации в системе родовспоможения психологической подготовки к родам. Чаще такая работа осуществляется вне роддома и качество таких услуг не может быть гарантировано, так как ведут такую работу непрофессионалы. Четко организованная работа в контакте женской консультации и роддома могут сделать такую подготовку эффективной и досягаемой для женщин. Однако, психопрофилактическая работа важна не только в акушерской практике, но в других областях медицины. Ресурсная психотерапия – это уже универсальная модель, которая может быть применима при решении многих клинических задач.

Важнейшее место в кругу вопросов, связанных с практикой психопрофилактики и ресурсной психотерапией, занимает проблема взаимоотношений между ресурсным психотерапевтом и его пациентом (психологом и клиентом). В перинатальной психологии описаны актуальные связи в системе отношений роженица-акушерка, беременная-врач и выявлены или ятрогенные, или позитивные развивающие воздействия. Все зависит от качества коммуникаций в этой системе отношений. Далеко не каждый специалист, даже высокого профессионального уровня, способен по-человечески поддержать больного, стать при этом для него в какой-то мере психологом, чем просто врачом. Нужно помнить и то, что чрезмерная психотерапевтическая активность врача может привести к ятрогенным влияниям, так совместить две профессии довольно сложно и ошибок не избежать. Женщина в период родов или человек, переживший стресс, потерю, травму, становится очень впечатлительным и чрезмерно восприимчивым и может фиксировать малейшие дисгармоничные действия персонала и переживать их как травму. Безоговорочное же принятие всех жалоб и неумение выявить истинные чувства больного чревато не только непредсказуемостью поступков и намерений пациента, но и падением профессионального авторитета врача в глазах его коллег и пациентов.

Средствами ресурсного психотерапевтического подхода при наличии эффективного контакта психотерапевта, врача или психолога с больным можно ускорить решение целого ряда важных задач. Можно добиться оптимальной реализации общего плана диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий. Первичный курс ресурсной психотерапии имеет психопрофилактическое и психокоррекционное значение и при применении ресурсной психотерапии в случае психогенных соматических расстройств на первый план выдвигается собственно терапевтический аспект.

Чувственный компонент реакции личности на болезнь почти всегда включает эффект беспокойства, тревожности, страха, иногда тоскливой подавленности или апатии.

При любом заболевании опасения за его исход, озабоченность по поводу того, как это отразится на работе, семейной жизни, страх перед предстоящим обследованием, процедурами или операцией представляют тот эмоциональный фон, который может осложнить течение болезни и негативно отразиться на результатах проводимого лечения. Поэтому снижение выраженности подобных переживаний, снятие эмоционального напряжения является в ряде случаев одной из главных целей психотерапевтического подхода [1]. Патогенность тревожных состояний во время беременности хорошо изучена перинатальными психологами и доказана необходимость подготовки женщин к регуляции эмоциональных и поведенческих реакций на стресс во время беременности и после родов [13]. Для этого в ресурсной психотерапии предусмотрены методики активизации творческого потенциала больной (или беременной), с помощью которых осуществляется коррекция эмоционального состояние и пост-стрессового синдрома. Это ресурсная арт-терапия, ресурсные инсталляции и тренинг само-регуляции. Хорошо изучено явление – накопленный стресс – дистресс, при котором не только эмоциональная сфера переживает сверхнагрузки, но и физиология начинает давать сбои. Здесь так же показана работа в русле ресурсной психотерапии.

Преобладание тоскливого или апатического аффекта также может выступать в качестве причины либо в качестве одного из следствий вынужденной гипокинезии, поэтому другой важной задачей часто становится повышение активности больного. Необходима мобилизация всех внутренних ресурсов на борьбу с заболеванием. В беседах с больным должна настойчиво проводиться мысль о том, что процесс выздоровления может быть замедлен или ускорен его собственным отношением к болезни и лечению. Для решения этой задачи в ресурсной психотерапии так же применяется «ресурсная арт-терапия», голосотерапия и др. Применение этих методик для беременных с угрозой невынашивания, с сопутствующими беременности патологиями показала их корректность и эффективность.

Пробудить у пациента чувство жажды жизни, активное желание саморазвития, изменение возможностей, приобретения навыков, которые могут быть применены за стенами лечебного учреждения – это трудная задача, требующая времени. Обычно, в случае гипернозогнозии на первом этапе психокоррекции показаны методы «поддерживающей» психотерапии, направленные на редукцию чувства страха, отчаяния и беспомощности. Такая техника эффективна у больных с выраженным «избеганием опасности», чертами зависимости, инфантильности, тревожности, ориентации на авторитет врача. Психотерапия на данном этапе носит преимущественно симптоматический характер и решает задачи снижения уровня тревожности, отвлечения внимания от ипохондрических переживаний, осмысления лечебного процесса [10].

Но такой подход обладает малой эффективностью и эффект удерживается малое время. Задача ресурсной психотерапии – формирование у больного активной и самостоятельной установки на возможность выздоровления и на активное «соучастие» в процессе лечения, готовность к тренингу и экспериментам, исследование причин болезни, способность активно участвовать в анализе результатов и принятии ответственности за результаты лечения. Сейчас в период пандемии, это особенно важно.

В случае гипогнозии на первом этапе лечения целесообразно использование «рациональной» психокоррекции с директивно-суггестивными элементами, направленной на разъяснение пациенту необходимости лечения, пагубности последствий нарушения режима и попыток самолечения. Некоторые авторы отмечают эффективность такой психотерапии в первую очередь у больных с выраженным «поиском нового», низким уровнем тревожности, высокой активностью и самоконтролем, недооценкой существующей опасности [10]. Для них важен процесс активизации их ресурсного потенциала, творческая активность, что обеспечивает ресурсная психотерапия.

На дальнейших этапах психотерапии таких пациентов показаны методики, направленные на коррекцию гипертрофированных представлений пациента о собственной компетентности в ситуации болезни, развитие его альтруистических эмоциональных стратегий, сопереживания, способности к сотрудничеству и уважению других. Таким пациентам показана ресурсная арт-терапия для активизации творческого потенциала через саморефлексию. В момент самоизоляции особенно показан этот метод самопознания и саморазвития.

Современная медицина – прежде всего медицина доказательная, основанная на протоколах и стандартах диагностики, лечения и профилактики конкретных заболеваний. С одной стороны, стандарты – огромное достижение в предотвращении врачебных ошибок, а с другой – это инструкции, в которых пока не предусмотрены психосоматические взаимоотношения. В связи с этим назрела необходимость разработки четких, стандартизированных программ диагностики психических расстройств в общемедицинской практике. Так на наш взгляд, учитывая ресурсный подход в психотерапии необходимо усиление профилактических программ, которые и могут развивать ресурсный потенциал человека и осуществлять корректирующее воздействие в момент первичных отклонений, не позволяя формировать патологии соматизированной.

Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались теорией А.Г. Маслоу [9], и концепцией инстинктов В.И. Гарбузова [4] и теорией психических доминант А.А. Ухтомского [11]. Объединяя эти авторские подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.

Идея создания ресурсного подхода в психотерапии родилась при разработке комплексных программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и их семей. Эта задача была успешно решена, создана программа «Глория», которая успешно распространяется в России и в странах СНГ и используется для организации службы психологического сопровождения беременных и рожениц [6]. В процессе создания и внедрения этой программы мы набрали огромный массив информации о проблемных зонах современной семьи и способах их компенсации. В результате выявилось, что при оказании консультативной психотерапевтической помощи семье успех зависит не только от теоретической и практической модели консультирования, но и от возможностей и способностей самих членов семьи, их ресурсов и мотивированности на психотерапевтическую работу.

Уже много лет в Санкт-Петербурге на базе Балтийского Гуманитарного Института (ЧОУ ВО БГИ), Новосибирского государственного университета (ФГАОУ ВО «НГУ») проводится повышение квалификации психологов, а также усовершенствование врачей и психотерапевтов в области ресурсной перинатальной психологии и психотерапии, проводятся конференции при поддержке СПбГУ, НИИ АГ им. Д.О. Отта. Детальное изучение вопроса о причинах психосоматических осложнений дает право предположить, что личностно-средовые факторы занимают одно из первых мест в генезе соматических заболеваний [2].

Для оказания профилактической и терапевтической помощи женщинам в климактерическом периоде (с сочетанными патологиями) разработана программа «Камелия», которая имеет выраженный терапевтический эффект у женщин с психосоматическими осложнениями. Разработаны диагностические методики для работы с ресурсом семьи и выявления причин возникновения психосоматических расстройств на фоне эмоциональных травм, накопленных в семье [7].

Это показывает универсальные свойства методик ресурсной психотерапии и их высокую эффективность. Таким образом, ресурсный подход является перспективным направлением в профилактике психосоматических патологий.

Ресурсы человека – это результат его усилий и конкретных действий. Именно этот тезис – основа тактики ресурсной психотерапии.

Список литературы

Автор

Коваленко Наталья Петровна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *