Искусство для искусства что значит
Краткий словарь по эстетике
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство») — эстетическая концепция, утверждающая абсолютную самостоятельность и автономность художественного творчества, отрицающая связь искусства с общественной жизнью, моралью, наукой и политикой. Термин «искусство для искусства» впервые употреблен в 1818 г. французским философом- эклектиком В. Кузеном: «Необходима религия для религии, мораль для морали, искусство для искусства». Теория же искусство для искусства возникает после поражения демократических революций в европейских странах первой половины XIX в., когда появились социально-политические предпосылки для декадентских течений в эстетике и искусстве. Она выражает «безнадежный разлад художников с окружающей их социальной средой» (Г. В. Плеханов). Теоретические аргументы концепция искусство для искусства черпала в односторонней интерпретации учения Канта о специфике эстетического отношения («суждения вкуса»), провозгласившего «незаинтересованность» эстетического принципа. Эта концепция получила развитие в творчестве французского поэта Т. Готье, группы «Парнас» и др. Идеи «чистого искусства» встречаются у Г. Флобера, О. Уайльда и др. Если в XIX в. лозунг искусство для искусства часто выражал протест против господства буржуазной пошлости и рассудочного утилитаризма в искусстве, то в XX в. теория «чистого искусства» по существу утратила критический пафос, превратившись в программу декадентства.
В России искусство для искусства получило отражение в творчестве и эстетических теориях Фета, Майкова, Фофанова и др. Революционно-демократическая эстетика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов) выступила с резкой критикой теории и художественной практики «чистого искусства», игнорировавшего общественную проблематику в художественном творчестве.
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
Полезное
Смотреть что такое «»ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»» в других словарях:
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства… … Философская энциклопедия
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство»), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились… … Энциклопедический словарь
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к середине 19 в … Современная энциклопедия
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ) название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т.… … Большой Энциклопедический словарь
“Искусство для искусства” — (“чистое искусство”), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи “искусства для искусства” оформились в теорию к середине 19 в. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Искусство для искусства — С французского: L art pour I art. Автор этих слов французский философ Виктор Кузэн (1792 1867), который впервые высказал эту мысль в 22 й лекции курса философии, прочитанного им в Сорбонне (1818). Этот тезис, вызвавший горячие споры, впоследствии … Словарь крылатых слов и выражений
«Искусство для искусства» — («чистое искусство»), эстетическая концепция 19 – нач. 20 в., утверждающая самоцельность и самодостаточность художественного творчества, независимость искусства от политики, идеологии и злободневных общественных проблем, провозглашающая высшей… … Литературная энциклопедия
«искусство для искусства» — «искусство для искусства», «чистое искусство», название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и… … Художественная энциклопедия
Искусство для искусства — («Искусство для искусства», ) «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов,… … Большая советская энциклопедия
Искусство для искусства
Явное и целенаправленное утверждение искусства ради искусства — явление сугубо современное. Сама фраза начинает появляться только в первые годы XIX века, и только через некоторое время после этого можно сказать, что у нее появились узнаваемый смысл и намерение. Именно этого и следовало ожидать. Ибо прежде чем возникнет необходимость и основание утверждать, что художественная деятельность самодостаточна и произведения искусства являются самоцелью, должен возникнуть определенный интеллектуальный и культурный климат.
До тех пор, пока структура жизни — индивидуальная и социальная, экономическая и функциональная, теоретическая и практическая — относительно компактна и сплочена, мало поводов для возникновения частных групп с сильным чувством собственных интересов и задач в отличие от интересов других групп. Люди, очевидно, все это время исполняли разные роли, требующие разных навыков и направленные на различные цели; и их соответствующие обязанности и полномочия варьировались в широком спектре. Но и действительная структура общества, и отношение людей к обществу были в значительной степени целостными и организменными. Следовательно, те виды деятельности, которые мы теперь достаточно четко различаем, такие как религия, мораль, политика, право, наука, техника, искусство и т. д., ранее не рассматривались и не практиковались таким сепаратистским образом. Одни и те же люди часто занимались несколькими из этих видов деятельности, которые рассматривались как отдельные виды деятельности. Хотя люди, несомненно, занимались искусством, они, за некоторыми исключениями, не очень-то сознавали себя художниками.
Начиная с эпохи Возрождения, связное культурное и интеллектуальное единство начинает разрушаться, и в конце XVIII века оно приходит к полному краху. К тому времени дивергентные и разделяющие тенденции начинают действовать по всей социальной структуре, находя свое выражение в том, что мы называем религиозными, политическими, научными и промышленными революциями. Вдохновленные интенсивной преданностью определенным ценностям и целям, люди объединяются в различные группы, каждая из которых обладает сильным чувством собственной идентичности и миссии. В результате этого широкого социального и культурного движения люди начинают думать о себе как об ученых, министрах, политиках, финансистах или художниках. Они утверждают, что как таковые имеют функцию особой важности и поэтому требуют особых привилегий.
«Искусство для искусства», «чистое искусство»
«Искусство для искусства», «чистое искусство» это сложившееся во Франции в 19 веке условное название ряда эстетических предпочтений и концепций, общий внешний признак которых — утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. По существу же в разных условиях концепции «Искусства для искусства» различны как по социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Часто концепции «Искусства для искусства» являются реакцией на повышенный «утилитаризм» отдельных школ и направлений, на попытки подчинения искусства политической власти или социальной доктрине. В подобных случаях защита оказывается самозащитой искусства от враждебных ему сил, отстаиванием его духовной специфики, его самостоятельности в ряду других форм сознания и деятельности. Стремление создать мир красоты вопреки некрасивой действительности исходит из преувеличенного представления о собственной мощи искусства в преображении жизни и часто приводит к эстетству. Впрочем, в реальной художественной практике провозглашение какого-либо художественного факта «чистым искусством» оказывается, как правило, сознательной или невольной мистификацией, часто прикрытием консервативной и иной непопулярной в данный момент тенденции (например, в России в период либеральной активности 1860-х, когда сторонники «Искусства для искусства» защищали свой общественный консерватизм, прибегая к авторитету А.С.Пушкина).
Стремление к отстаиванию «чистого искусства» наблюдается в воззрениях Древнего Востока, в греко-римской античности (в «александрийской» поэзии, в римской литературе последних веков империи), в период позднего Возрождения — в маньеризме, гонгоризме. Впервые понятие «Искусство для искусства» сформулировано в книге Г.Э.Лессинга «Лаокоон» (1766). Идеи оформляются в определенную теорию в 19 веке, во многом как реакция на крайности утилитаризма Просвещения. Учение И.Канта о практической незаинтересованности «суждения вкуса» (эстетических переживаний), отдельные формулы Ф.Шиллера об искусстве как об «игре» и об эстетической «видимости» (Шиллер Ф. Статьи по эстетике) послужили для романтиков не только подкреплением мыслей о свободе вдохновения, но, абсолютизированные, они стали теоретическим истоком концепции «Искусства для искусства». Век «железный» (Е.А.Баратынский) вызвал и расцвет социального анализа реализма, и ответную деятельность защитных сил искусства как такового. Их односторонность главенствует в эстетической мысли последователей романтизма. Характерное явление — школа «парнасцев» во Франции и ее мэтр Т.Готье (предисловие к роману «Мадемуазель де Мопен», 1835—36); их склонность к совершенной форме, стремление к выразительной пластике словесного изображения приводят к художественному эффекту; но это достигается ценою подчеркнутого игнорирования общественности и социальности. По словам Готье, сила Ш.Бодлера в том, что он «стоял за безусловную свободу искусства, он не допускал для поэзии иной цели, кроме поэзии» (Бодлер Ш. Цветы Зла). Характерное противоречие: защита абсолютной независимости искусства оборачивается фактической несвободой в выборе тем, запретом на гражданские проблемы. Убежденным защитником теории «Искусства для искусства» был О.Уайлд.
«Искусство для искусства» в России
В русском искусстве лозунги «Искусства для искусства» стали по-настоящему воинствующими с 40-50-х 19 века, когда их полемически противопоставили натуральной школе или «гоголевскому направлению». Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова» (1841) уверял: «Поэзия не имеет никакой цели вне себя, но сама себе есть цель». Позже в статье «Взгляд на русскую литературу 1847» под влиянием либерального окружения он изменил свой взгляд: «Мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей собственной сфере… есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало». Со второй половины 19 века наиболее острым предметом спора явились суждения Пушкина о свободе художника, высказанные в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830) и др. Противники «гоголевского направления» (А.В.Дружинин, С.С.Дудышкин, П.В.Анненков, отчасти «молодые» славянофилы) абсолютизировали отдельные лирические формулы поэта («Не для житейского волненья…» и т.д.), выдавая их за основной мотив пушкинской эстетики и обходя их конкретно-исторический смысл. Решительно отвергая «Искусство для искусства», Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов в силу известной своей ограниченности, метафизичности и полемической предвзятости не опровергли трактовки произведений Пушкина сторонниками теории «артистизма» и обратили свою критику против самого поэта, признавая его лишь великим мастером формы. Д.И.Писарев довершил низвержение Пушкина и закрепил недоразумение: отождествление собственно программы «Искусства для искусства», эстетикой ее сути с требованием свободы вдохновения, внутренней независимости художника, а только это и отстаивал Пушкин. К школе «чистого искусства» в русской поэзии 19 века привычно относили ряд поэтов (А.А.Фет, А.Н.Майков отчасти Н.Ф.Щербина в «антологических» стихах), потому что в своей поэзии они иногда демонстративно сторонились политической и гражданской проблематики. Тенденции этой школы в пору общественной реакции 1880-х сказались в поэзии А.Н.Апухтина, А.А.Голенищева-Кутузова, К.М.Фофанова. Но, в отличие от прежней эпохи, подобная поэзия не столько избегала гражданственности, сколько выражала разочарование в иллюзиях «всеобщего блаженства» (говоря словами А.К.Толстого), свойственных умонастроению определенных слоев либеральной интеллигенции; очевидно, она не укладывается в рамки «Искусства для искусства». В литературных школах, возникших вслед за символизмом (эгофутуризм, имажинизм, отчасти акмеизм), идея «Искусства для искусства» себя в сущности исчерпала на русской почве. В.Я.Брюсов, А.Белый и, особенно, А.А.Блок с течением времени все настойчивее утверждали связь поэзии с жизнью общества, хотя и ставили искусство выше любой духовной деятельности.
«Искусство для искусства»
Полезное
Смотреть что такое «»Искусство для искусства»» в других словарях:
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — эстетич. концепция, отрицающая связь художеств. творчества с обществ. жизнью, с трудовой и обществ. историч. практикой людей, противопоставляющая иск во действительности как некую абсолютную, замкнутую в себе ценность, как самоцель. В истории иск … Философская энциклопедия
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства… … Философская энциклопедия
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство»), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились… … Энциклопедический словарь
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к середине 19 в … Современная энциклопедия
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ) название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т.… … Большой Энциклопедический словарь
“Искусство для искусства” — (“чистое искусство”), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи “искусства для искусства” оформились в теорию к середине 19 в. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Искусство для искусства — С французского: L art pour I art. Автор этих слов французский философ Виктор Кузэн (1792 1867), который впервые высказал эту мысль в 22 й лекции курса философии, прочитанного им в Сорбонне (1818). Этот тезис, вызвавший горячие споры, впоследствии … Словарь крылатых слов и выражений
«искусство для искусства» — «искусство для искусства», «чистое искусство», название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и… … Художественная энциклопедия
Искусство для искусства — («Искусство для искусства», ) «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов,… … Большая советская энциклопедия