Исполнитель блокировки соид что это
Что такое “СОИД” в квитанции
Для большинства собственников многоквартирных домов вопрос расшифровки статей начислений является сложным и непонятным. Много разных расчетов, показателей, в которых необходимо разбираться, чтобы понимать за что ты платишь. Управляющие компании не всегда готовы давать открытую информацию о начислениях и структуре платы.
Часто у людей возникает непонимание строки в квитанции под названием «КР на СОИ» или «СОИД». Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к законодательству.
Статья 154 Жилищного Кодекса формулирует понятие следующим образом:
«СОИД – это коммунальные ресурсы (КР), потребляемые при использовании и содержании общего имущества (СОИ) в многоквартирном доме (Д).»
То есть это ресурсы водоснабжения, электроснабжения и водоотведения, которые были затрачены на обслуживание мест общего пользования многоквартирного дома. Такими территориями для расчета электроэнергии являются:
Для холодного и горячего водоснабжения применяются площади:
Для расчета затрат по строке «КР на СОИ» используется общепринятая формула:
КР на СОИ=N*SОИ*Sпом./Sобщ.
Где N-норматив потребления КР на СОИ, который устанавливает Региональная служба по тарифам (2,4)
SОИ- площадь помещений, входящих в состав общего имущества (кв.м);(1000 кв.м.)
Sпом- площадь квартиры (или нежилого помещения), для которого ведется расчет размера платы за КР на СОИ (кв.м); (45 кв.м.)
Sобщ.- Общая площадь всех квартир и нежилых помещений в доме без учета мест общего пользования (кв.м.). (4000 кв.м.)
Пример расчета КР на СОИ эл.энергии для помещения площадью 45 кв.м.
КР на СОИ = N*SОИ*Sпом./Sобщ = 2,4*1000*45/4000=27 кВт
Таким образом, показатель «КР на СОИ» является важнейшей составляющей структуры платы и необходим для обеспечения комфортного пребывания в местах общего пользования. Понимание этого вопроса – залог прозрачных и обоснованных платежей по квитанции управляющей компании.
СОИД и ОДН этовзаимоисключающие вещи!? Вознаграждения банков за платежи ЖКХ. Норматив потребления на водоотведение.
Если СОИД на ОДН налезет, то кто кого заборет? Вправе ли удерживать комиссию с платежей ЖКУ и норматив воодотведения..
Пустой по тексту и содержанию 2019 год приближается к окончанию и наступает время подведения итогов (встреч), а значит даче пояснений и консультаций.
Основные темы этих сборов, от года к году хоть и видоизменяются, но крутятся в основном возле учета энергоресурсов и содержания имущества МКД и, что лучше УК или ТСЖ.
Иногда акценты смещаются и «на-гора» выходит, что-то конкретное. Сегодня это СОИД (содержание общего имущества МКД) и ОДН (общедомовые нужды), вознаграждение платежных агентов, иных кредитных организаций при проведении платежей за ЖКУ и норматив по водоотведению (канализация).
Надо освежить-обновить память, полистать «нормативку».(внизу окончании я приведу ссылки на ответы МинЖКХ области).
Вопрос 1. СОИД и ОДН, взаимоисключающие это вещи и (или) вполне благоприятно существующие рядом.
Началось все с ПП РФ № 1498 от 26.12.16г., которое вроде бы однозначно установило, что с 01.01.2017г., у многоквартирного дома находящегося в управлении УК/УО или ТСЖ/ЖСК — Общедомовых нужд НЕТ.
И вместо ОДН жилищные услуги (ЖУ) получают иные составляющие — СОИДы по:
— Электроэнергии;
— Холодной воде;
— Горячей воде;
— Отведении сточных вод;
— Содержании общего имущества.
А раз с 01.01.2017г., коммунальные ресурсы(КР) на СОИД стали ЖУ и входят в состав платы за содержание жилого помещения, то полученные за них деньги могут быть потрачены только на содержание общего имущества МКД.
Расчет КР на СОИД, до 10.08.2017г. они предлагают делать так:
норматив * пл-дь мест об-го поль-я * пл-дь жил-го помещ-я / пл-дь всех жилых и нежилых помещ-й * тариф.
После вступления в силу 258-ФЗ от 29.07.17г., а именно с 11.08.2017г. Собственникам разрешили, после принятия решения на общем собрании. Либо вести расчет платы за КР на СОИД исходя из среднемесячного объема КР, либо показаний общедомового прибора учета.
Ну и конечно, если решение осуществлять расчеты по общедомовому узлу(прибору) было уже принято ранее, то тут и без отдельного собрания плату за КР на СОИД осуществляют только на основании показаний общедомового узла(прибора) учета.
Мозголомные заключения, но так не редко бывает, при муроводских направленных на замыливание сути проблем документах.
Вопрос 2. Правомерность вознаграждения по «проведение» платежей за ЖКХ(ЖКУ) кредитными организациями, платежными агентами, иными банковскими структурами. Ведь запретов на это в законодательстве нет (отсутствует).
Но обмана и мошенничества было тьма. Поэтому постановлением от 05.09.2019г. № 1164, установлен прямой запрет на включение в тариф РСО (вода — газ — мусор — тепло — электричество) расходов на платежные услуги.
И с момента вступления его в силу, 13.09.2020г., платежные услуги оказываемые банками, иными организациями при внесении платы за КУ, будут оплачены потребителем КУ непосредственно в банке.
Поэтому если вас, склоняют оплатить комиссию в ином месте, реализуйте своё гражданское право — откажитесь оплачивать и доведите им требования ПП РФ от 05.09.2019г. № 1164.
Вопрос 3. Начисление норматива потребления на водоотведение при использовании и содержании общего имущества.
Водоотведение — это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованных систем.
Тут все просто, если конструктивные особенности дома, предусматривают возможность потребления этого вида КР, то соответственно оплачивать его надо.
И если хотите узнать его порядок, обращайтесь не посредственно к законодательному органу власти в вашем регионе (стране). У нас Такие. Но фактического (в квитанциях) применения СОИД водоотведения, мне не приходилось наблюдать.
Принято считать, что Упростить (сократить) — Значит понять. У меня вышло не очень, по этому делаю ссылки на первоисточник.
Норматив водотведения ответ МинЖКХ РО : Здесь
ОДН & СОИД: сходство и различия
Вот уже полтора года на смену привычной всем аббревиатуры ОДН (общедомовые нужды) в платежные квитанции пришло новое сокращение — СОИД (содержание общего имущества дома). А все потому, что с 1 января 2017 года в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд. Однако люди до сих пор путаются в этих понятиях и не понимают, для чего нужно было вносить изменения в порядок оплаты мест общего пользования. В чем разница и для чего проведена реформа, разбирался «Путеводитель по ЖКХ».
Почему ОДН стали СОИД?
В общедомовые нужды входит оплата расходов на холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, а также на отведение сточных вод, потребляемых и необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Иными словами, это разница между показаниями общедомового прибора учета и личных счетчиков жильцов.
До 1 января 2017 года ОДН относились к коммунальной услуге, начисление по ее оплате осуществлялось отдельной строкой в платежке и не входило в состав платы за содержание и ремонт помещения. Теперь же СОИД начисляется также отдельной строкой в едином платежном документе, но уже в составе платы за содержание жилого помещения.
Целью подобного изменения в жилищном законодательстве является мотивация к энергосбережению, учету и контролю. Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер общедомовых нужд. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций, что должно мотивировать их более тщательно вести контроль расходов энергоресурсов, пресекать попытки воровства и т.д.
Откуда ноги растут
Еще летом 2015 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Закон был направлен на более эффективную работу отрасли и улучшение платежной дисциплины. Самыми революционными в нем стали изменения, в результате которых с 01.01.2017 плата за содержание общедомового имущества года стала включать в себя плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества МКД. Начисляется такая плата исходя из величины потребления, рассчитанной по нормативу, который устанавливается на уровне субъектов.
Введение новых правил начисления с января 2017 года было продиктовано необходимостью приведения расчетов к реальной картине потребления. Специалисты Минстроя РФ считают, что перевод коммунальной услуги в жилищную, где действуют строгие нормативы, позволит более прозрачно начислять плату за ресурсы, расходуемые на нужды дома.
Как рассчитываются платежи?
С 2017 года расходы на общедомовые нужды, включенные в плату за содержание общего имущества отдельной строки «ОДН» в квитанции, отменены. К общедомовому
имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входят:
— лифты и лифтовые шахты;
— крыши и технические этажи дома;
— межквартирные лестничные площадки и коридоры;
— чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
— земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства (например, клумбы или детская площадка).
Платежи рассчитываются исходя из показаний общедомовых приборов учета тепла, воды и электроэнергии.
СОИД рассчитывается в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ №354. Поскольку СОИД относится к услуге по содержанию общего имущества, то зависит от площади помещения. Соответственно, владелец однокомнатной квартиры платит меньше, чем владелец трехкомнатной.
К слову, ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована Федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015. Согласно ему, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям. Наиболее жесткая административная ответственность наступает за нарушение расчетов, которые привели к увеличению размера начислений для собственников. Штрафы нерадивые управляющие компании заплатят в адрес потребителей.
Курс — на повышение эффективности управления Уже сейчас добросовестные управляющие организации выбирают путь повышения эффективности управления, который включает в себя установку общедомовых приборов учета, энергосберегающие мероприятия, единовременное снятие показаний и выявление неучтенного потребления.
Для наиболее эффективной реализации двух последних пунктов УК и жильцы многих МКД принимают решение об установке счетчиков с автоматической передачей данных. Эти счетчики помогают дистанционно снимать данные с приборов учета всех жильцов МКД. Показания поступают на компьютер управляющей компании или ТСЖ. Если на счетчик оказывается, например, магнитное воздействие или иное вмешательство, то это также мгновенно отображается на компьютере.
На сегодняшний день многие УК и ТСЖ уже опробовали подобные автоматизированные системы и оценили все их достоинства: экономию времени на снятие показаний и их передачу, исключение воровства и отматывания счетчиков жильцами и, как следствие, снижение размера оплаты на общедомовые нужды.
Перерасчет по статье соид на гвс
Владельцам квартир сложно разобраться с запутанными платежами, которые выставляют компании ЖКХ. Относительно недавно в квитанциях ЖКХ появилась графа СОИД. При этом исчез пункт ОДН (общедомовые нужды). Не все собственники многоквартирных домов разобрались, в чем разница.
Что такое СОИ (СОИД) в квитанции
С 1 января 2017 года владельцы получили квитанции, где отсутствует графа оплаты за общедомовые нужды. Плата за ОДН отменена. Однако появилась новая графа с аббревиатурой СОИ или СОИД. Разберемся, что это означает.
Коммунальные ресурсы (КР), связанные с обеспечением нужд многоквартирного дома, представляют собой СОИ или СОИД. Расшифровка СОИД в ЖКХ — это «содержание общего имущества дома».
СОИД обеспечивает оплату затрат на общедомовое имущество (ОИ), которое не относятся к квартирам жильцов. То есть по сути это те же самые общедомовые нужды (ОДН).
В состав услуг по содержанию имущества многоквартирного дома входят услуги по содержанию технических этажей, подвалов, чердаков, колясочных, лифтов, крыш и т.п.
В платежке этот пункт может называться СОИД, СОИ, «Содержание, ремонт и управление ОИ» (то есть общим имуществом). Отдельно могут указываться пункты:
До 2017 года обслуживающие организации несли убытки, связанные с неплатежами или воровством ресурсов в МКД. Но с 1 января 2017 года расходы, относившиеся к коммунальному хозяйству, стали относить к жилищным.
СОИД в платежках не включает плату за капитальный ремонт МКД. Эта позиция указывается в платежном поручении отдельной строкой.
Было ОДН, стало СОИД
ОДН в квитанциях ЖКХ учитывали плату за расход холодного и горячего водоснабжения, электричества, отопления, канализации при обслуживании общего имущества в многоквартирном доме. Если сказать точнее, это разница в показаниях между данными общедомового счетчика и суммы индивидуальных приборов учета собственников.
ОДН в квитанции указывались выделенной строкой и не входили в состав выплаты на содержание и ремонт сооружения. С 1 января 2017 г. СОИД указывается в квитанциях, но входит в состав оплаты за содержание жилого помещения.
Таким образом, Правительство стимулирует УК и ТСЖ бережно относиться к энергоресурсам. Они не могут указать в платежках суммы, превышающие норматив. А разница должна ложиться на плечи управляющей компании. Что стимулирует УК бороться с воровством ресурсов и неплательщиками коммунальных услуг.
Это определено законом №176-ФЗ, принятым Государственной думой в 2015 году.
Новый порядок позволил владельцам платить только за себя, а не за соседей. Так как суммы по указанным позициям начисляются по нормативам. Теперь дефицит за сверхнормативные потери и неплатежи других собственников не перекладывается на добросовестных владельцев.
Что входит в эту статью
Зачастую управляющие компании сознательно не дают расшифровку, что входит в СОИД. Статья № 154 Жилищного кодекса дает разъяснения, какие ресурсы используются при обслуживании и содержании общего имущества многоквартирного дома.
В статью СОИД входит:
Кроме этого определены помещения, пространство которых необходимо учитывать для расчетов СОИД. Эта услуга необходима для поддержания санитарных, противопожарных и других норм, и зависит от площади собственника.
То есть владельцы однокомнатных квартир будут вносить меньшую плату, чем собственники трех комнатных квартир. Расчет СОИД производится на основании Постановления Правительства РФ № 354.
Сезонные работы
Работы, которые связаны с сезонностью, выделяются отдельно.
При расчетах учитывают:
Текущий ремонт
Выполняется согласно графику работ, утвержденному жильцами дома. Его составляют работники УК после проведения осмотра инженерных коммуникаций и состояния многоквартирного дома.
На общем собрании МКД его одобряют, а руководители управляющей компании утверждают. Если возникают внеочередные работы, их включают в график. Инициатором выступает инженерная служба УК или собственник жилья.
Вывоз мусора
Уборка и вывоз мусора входит в обязанности управляющей компании. Очистка урн, которые установлены возле подъезда, должны производиться ежедневно. Однако если в этом есть необходимость, выемку мусора выполняют несколько раз в день.
Для этого в УК должен иметься график, согласно которому производится уборка территории и вывоз мусора. При этом оплата выделяется отдельной строкой в платежке с пометкой СОИД.
УК не имеет право брать дополнительную оплату за вывоз мусора, если такая статья присутствует в платежном поручении.
Электроснабжение
Вычисление норматива оплаты за электричество осуществляется на основании суммарного значения территории помещений общего пользования.
При вычислениях учитываются освещение ОИ и механизмы, которые потребляют электроэнергию:
Вода и водоотведение
Для вычислений принимаются аналогичные данные, как и в предыдущем случае. Потребление ХВС СОИ (холодного водоснабжения) и ГВС (горячего водоснабжения) рассчитывается согласно суммарному объему пространства общего пользования.
Для вычислений берутся объемы помещений:
Сложнее обстоит дело с СОИ на водоотведение. В некоторых субъектах РФ норматив на водоотведение не утвержден. Поэтому в таких регионах запрещено брать отплату на эти нужды.
В платежках можно встретить платеж за отведение сточных вод. Предполагается что горячая и холодная вода, используемая для мытья полов, уборщицы сливают в канализацию. Но из-за сложности начисления и отсутствия норматива на отведение сточных вод иногда УК вообще не берут плату за водоотведение.
Отопление
Оплата за отопление предполагает, что ее предоставляют в помещениях общего пользования, то есть отапливаются холлы, подъезды, технологические этажи и т.п.
Как рассчитывается СОИ
Расчет коммунальных расходов на СОИ не так сложен, как кажется на первый взгляд. Его может выполнить любой собственник. Для этого достаточно воспользоваться формулой расчета:
Пример. Произведем вычисления СОИД электроэнергии. Берем двухкомнатную квартиру 47 м2. Предположим, что норматив равен 4,03.
Расшифровка сокращений в квитанции
Оформляя платежные документы, УК пользуется различными сокращениями. Они не всегда понятны владельцам квартир.
Приведем основные, которые используются обсуживающие организации. Для удобства представим их в табличной форме.
Сокращенное название | Выражение |
Ном. ПУ | В этой графе указывается номер индивидуального прибора учета, установленного в квартире. |
Пл. О/Ж | Указывается совокупная жилая площадь, занимаемая собственником. |
Зарег./прож. | В графе проставляются данные о зарегистрированных гражданах и проживающих фактически. |
УСЗН | «Управление социальной защиты населения» — это учреждение, куда могут обратиться собственники для получения защиты. |
Общ. Пл. дома | Совокупность жилых и нежилых помещений МКД. |
ОДН | Общедомовые нужды. |
Содержание Ж/Ф | Содержание жилого фонда. |
ИПУ, ИТУ | Индивидуальный прибор учета, индивидуальная точка учета. |
КТУ, ОДПУ | Коллективная точка учета, общедомовой прибор учета. |
МОП | Места общего пользования. |
Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!
Пути решения проблем со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса на содержание общего имущества
Действующее законодательство разделяет жилищные и коммунальные услуги. Если первые связаны с выполнением обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то вторые предполагают действия исполнителя по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. При этом самыми затратными при управлении многоквартирным домом являются коммунальные ресурсы, которые управляющая организация обязана покупать у поставщиков ресурса и вовремя их оплачивать. Введение в 2018 году прямых договоров позволило частично убрать эти небалансы с «плеч» управляющих организаций, но не полностью: общедомовое потребление коммунальных ресурсов все равно осталось за управляющими организациями.
Начиная с 2017 года КР на СОИ было включено в состав жилищной услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Однако «игра слов» никого не должна вводить в заблуждение: государство, стремясь оградить ресурсоснабжающие организации от убытков, перенесло необходимость досбора КР на СОИ на управляющие организации, а те – на население.
Природа небалансов по коммунальному ресурсу вполне очевидна: поставщики ресурса не имеют и не хотят налаживать коммерческий учет с конечным потребителем.
Поэтому государство создало систему (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой та часть денег, которая собирается по прямым договорам за коммунальные услуги (ст. 157.
2 ЖК РФ), платится ресурснику непосредственно населением, а все выпадающие небалансы относятся на управляющую организацию, которая вынуждена исполнять эти обязанности по сбору транзитных и чужих денег.
Система эта порочна и в корне несправедлива, поскольку ресурсник понимает, что даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, он все равно получит свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет эти небалансы из прибыли или, собрав с населения.
Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса – это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, а ресурсник получит право начинать шантаж управляющих организаций через органы государственного жилищного надзора.
Часто вмешательство в операционную деятельность управляющей организации по жалобам поставщиков ресурса осуществляет и прокуратура. Такая конструкция правовых норм делает нарушителями в части соблюдения лицензионных требований практически все управляющие организации страны.
Поскольку изначальная правовая норма по своевременной оплате средств ресурсникуне всегда может являться исполнимой (транзитные деньги еще нужно собрать), то органы власти получают рычаги для избирательного коррупционного шантажа.
Такая ситуация всех устраивает: жилищные инспекции и прокуратура доказывают свою нужность государству штрафными санкциями за невыполнение неисполнимых норм, а поставщик ресурса получает денежные средства.
Управляющая организация, чтобы закрыть долги по КР на СОИ, вынуждена финансировать данные расходы из текущего содержания.
Тем самым, дом недополучает жилищные услуги, а сам жилой фонд постепенно деградирует и разрушается.
Таким образом, КР на СОИ является дополнительным бременем расходов, которое было введено для управляющих организаций под заказ РСО-лобби.
Природа сверхнормативного потребления коммунального ресурса
Порядок расчета и начисления платы за КР на СОИ приведен в п. 9.2 и 9.3 ст. 156 ЖК РФ:
1.Если в многоквартирном доме нет коллективного (общедомового) прибора учета, то размер КР на СОИ определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ.
Таким образом, в базовом сценарии управляющая домом организация не сможет выставить жителям плату больше, чем норматив. Все остальные небалансы – предпринимательские риски управляющей организации, которая будет обязана закрыть долги перед поставщиком ресурса, чтобы не получить взыскание.
Все данные небалансы поставщик ресурса отнесет на управляющую организацию и будет с нее их взыскивать.
Нужно помнить, что поставщики ресурса хорошо организованы, у них отличное лобби на всех уровнях власти, а собственникам многих крупных РСО являются приближенные к власти «предприниматели».
В такой ситуации надежд на то, что транзитный сбор в виде КР на СОИ снимут с управляющих организаций, конечно не много, а значит, мы должны работать с тем, что есть.
Варианты решения проблем со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Кр на сои при прямых договорах: как проконтролировать действия поставщика ресурса, чтобы кр на сои не был завышенным
09.03.2021 15:39 9 Марта 2021 в 15:39
Плата за коммунальный ресурс – является сбором транзитных денежных средств, который осуществляется с жителей управляющей организацией. В дальнейшем эти поступления оплачиваются ресурсоснабжающей организации. В случае перехода на прямые договора (предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией) коммунальный ресурс на представление коммунальных услуг жители оплачивают поставщику ресурса на прямую, а за управляющей организацией остается обязанность по оплате коммунального ресурса на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ). В ситуации, когда начисление платы за коммунальные услуги осуществляет ресурсник мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, при которой объемы индивидуального потребления занижаются, а КР на СОИ недобросовестно завышается. В таком случае важной задачей является контроль действия поставщика ресурса.
Варианты оплаты КР на СОИ
КР на СОИ является частью общедомового потребления, которое оплачивается четырьмя путями:- исходя из норматива;- исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (при ее наличии в доме);- исходя из среднемесячного объема потребления с проведением перерасчета размера таких расходов (однако, такой порядок перерасчета Правительством РФ не установлен);- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) по тарифам тарифного органа.При этом для третьего и четвертого случаев необходимо решение общего собрания (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).По факту действующее законодательство в части прямых договоров выстроено таким образом, что все небалансы по КР на СОИ падают на управляющую домом организацию. И если у нее нет решения собственников о том, чтобы распределять КР на СОИ по факту, то все небалансы оплачиваются поставщику ресурса с текущей выручки.Выстроенная государством схема в части оплаты КР на СОИ – полностью порочная, с одной стороны, нарушающая права управляющих организаций, с другой сторон, демотивирующая поставщика ресурса на налаживание коммерческого учета и работу с конечным потребителем. Поскольку ресурсник все равно свои деньги получит, он не ведет никакую работу с потребителями и относит все недосборы и небалансы на управляющую организацию, а та собирает их с жителей.
Способы определения КР на СОИ
Порядок расчета КР на СОИ приведен в п. 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), которым предусмотрено несколько способов такого расчета:1.
При наличии в доме ОДПУ размер КР на СОИ определяется по формуле:Vд = Vодпу – Vпотргде:Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц)Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц).Иными словами, если дом оприборен, то из показаний общедомового потребления поставщик ресурса минусует тот объем, который он самостоятельно выставил жителям (потребителям), а всю разницу относит на управляющую организацию в виде КР на СОИ.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
2. В случае, если ОДПУ вышел из строя, был утрачен или истек срок его эксплуатации, то в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) КР на СОИ определяется по формуле:Vд = Vодн1где:Vодн1 – объем КР на СОИ, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления.3. Если многоквартирный дом не оборудован ОДПУ, либо после выхода ОДПУ строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока эксплуатации ОДПУ, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ, КР на СОИ определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:Vд = Vн/однгде:Vн/одн – определяется по принципу норматива, указанного в п. 21 Правил № 124.4. В случае вмешательства в работу ОДПУ электрической энергии (самовольного срыва пломб), либо при двукратном недопуске представителей гарантирующего поставщика для установки, замены, допуска к эксплуатации и (или) подключения ОДПУ объем КР на СОИ определяется исходя из норматива потребления электрической энергии в целях КР на СОИ с учетом повышающего коэффициента, равного 1,5.
Памятка потребителям: о порядке перерасчета за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» — RSS — Официальный сайт Роспотребнадзора
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентируются положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила).
Согласно п. 31 данных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.
150 Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении данной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности такого рода перерывов, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил).
За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за данный расчетный период. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора: в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3°С, в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 5°С.
При наличии доказательств, подтверждающих период оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, собственники/наниматели жилых помещений вправе обратиться к её исполнителю для принятия мер по перерасчёту платы за такую услугу.
В случае неудовлетворения требований в добровольном порядке потребитель имеет право в соответствии со ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и ст. 11 Гражданского кодекса РФ обратиться в суд за защитой своих прав.
Помните! При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, согласно ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Обобщение судебной практики по вопросам применения законодательства о снабжении энергией при оказании коммунальных услуг (продолжение)
(Окончание. Начало в №№ 1, 2 2017)
Принятие собственниками помещений многоквартирного жилого дома решения о внесении платы за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает товарищество собственников жилья/управляющую компанию от обязанности заключить договор ресурсоснабжения.
Ресурсоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с иском о понуждении товарищества собственников жилья заключить договор энергоснабжения тепловой энергии в связи со сменой способа управления многоквартирным домом. Возражая против удовлетворения заявленных требований, товарищество указало на принятие собственниками помещений в соответствии с Федеральным законом от 29.06.
2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №176-ФЗ) решения о сохранении порядка предоставления услуг, существовавшего до принятия решения об изменении способа управления и создания ТСЖ, то есть такого порядка, при котором исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
3 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Закона № 176-ФЗ) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 18 статьи 12 Закона № 179-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
При разрешении споров относительно обязанности заключать соответствующие договоры ресурсоснабжения арбитражные суды часто сталкиваются с позицией товариществ собственников жилья либо управляющих организаций об отсутствии у них таковой ввиду принятия собственниками помещений решения о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Так, согласно позиции Арбитражного суда Уральского округа, изложенной в постановлении от 16.05.
2016 по делу № А76–13747/2015, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за отпуск воды и прием сточных вод непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую организацию от обязанности заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на оказание коммунальных услуг.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники вправе создавать товарищество собственников жилья.
В письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 разъяснено, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, товарищество собственников жилья в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, уполномоченным на заключение с ресурсоснабжающей организацией договора.
В силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья действующим законодательством не предусмотрены. В данном случае внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого на общем собрании собственников помещений решения также не свидетельствует, что товарищество собственников жилья не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом товарищество собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязано заключать договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности).
Условия, которые должны быть предусмотрены в договоре ресурсоснабжения, установлены в пункте 27 Постановления №124, в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Департамент городского хозяйства
В случае отсутствия КУ или предоставления КУ ненадлежащего качества, или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребителю необходимо обратиться в обслуживающую управляющую организацию. По результатам проверки составляется акт, который подписывается всеми заинтересованными сторонами и является основанием для проведения перерасчета. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления КУ или предоставления КУ ненадлежащего качества. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами. 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя КУ, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами.
Период нарушения качества КУ считается оконченным:
Требования к коммунальной услуге по отоплению
В соответствии с требованиями к качеству КУ температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +20°С (в угловых комнатах +22°С).
Установлено допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (с 0:00 до 05:00 часов) не более, чем на 3°С и допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°С.
В остальное время дня (с 05:00 до 0:00 часов) отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:
Размер снижения месячной платы за КУ по отоплению из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении не может превышать ежемесячный размер платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление или показаний приборов учета.
Требования к коммунальной услуге по горячему водоснабжению
Правилами установлены следующие требования к качеству КУ по горячему водоснабжению:
Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов суммарно в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на магистрали — 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ.
За каждый час, превышающий допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления.
За каждые 3°С снижения температуры горячей воды свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения. При снижении температуры горячей воды ниже 40°С оплата горячей воды производится по тарифу за холодное водоснабжение.
Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается.
За каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды: при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления КУ ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Требования к коммунальной услуге по холодному водоснабжению
Правилами установлены следующие требования к качеству КУ по холодному водоснабжению:
Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет: 8 часов суммарно в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии — в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84).
За каждый час, превышающий допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления.
Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Отклонение давления не допускается. За каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер платы снижается на 0,1 процента.
При давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).