Исповедные ведомости что это такое
Familio.Media
Главные документы генеалога: исповедные росписи
Основные источники, в которых можно найти информацию о предках, живших до революции, — это метрические книги, исповедные ведомости, ревизские сказки и материалы переписей населения. Все это рукописные документы с дореформенной орфографией. Продолжаем цикл текстов о том, как искать информацию о своих предках в дореволюционных документах.
Что это такое?
Исповедные росписи — это ведомости (посемейные списки с указанием возраста), которые ежегодно составляли православные священники для учета прихожан, бывших в этом году на исповеди и причастии. Похожие по форме списки прихожан встречаются среди документов, связанных с католиками и лютеранами.
Каждый православный христианин должен был хотя бы раз в году исповедаться и причаститься Святых Тайн (обычно это происходило во время Великого Поста перед Пасхой, а если по какой-то причине прихожанин не мог быть на исповеди в этот период, он должен был исповедаться во время Петрова или Успенского постов).
Указом Петра I от 8 февраля 1716 года для тех, кто не приступал к исповеди, устанавливались штрафы, а для раскольников — двойное налогообложение по основному налогу (тяглу). Взимание штрафов за непосещение исповеди продолжалось на протяжении всего XVIII века и было отменено лишь в 1801 году — по указу Святейшего Синода от 18 января все штрафы как для православных, так и для старообрядцев (которым разрешалось по указам 1798 и 1800 годов иметь свои церкви) заменялись епитимьей.
В исповедные росписи все прихожане записывались по сословиям:
Внутри каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов. Для каждой семьи приводился полный ее список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось вдовство оставшегося. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей.
Исповедная ведомость содержала три графы, касавшиеся непосредственно исповеди. Графа «Кто были у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был». В графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием» записей совсем мало: священникам рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью, и прибегали они к нему крайне редко. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди: чаще всего «по отлучке» или «по нерадению».
Несмотря на то, что исповедоваться полагалось детям с семилетнего возраста, в исповедные росписи обычно вносили детей старше года. При этом в графе об исповеди священник делал отметку о том, что ребенок не был у исповеди «по малолетству», или ставил прочерк.
Какой период охватывают исповедные росписи?
Обязанность ходить каждый год к исповеди впервые была законодательно закреплена в 1697 году в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана. Священник по этой инструкции был обязан отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.
Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 года окончательно закреплял ведение исповедных ведомостей («записных исповедавшимся книг»): «…учинить именныя прихожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…» Тем же, кто находился в отлучке, указ предписывал исповедоваться у «знатных и неподозрительных священников» и брать у них «заручные письма», которые по возвращении следовало отдавать своему священнику.
Синодский указ от 16 апреля 1737 года вводил формуляр исповедных ведомостей, который действовал вплоть до 1917 года, а также экстрактов из них, направлявшихся в Святейший Синод.
Ведение исповедных росписей (так же, как и метрических книг) продолжалось до 1918 года, хотя в некоторых местах они продолжали составляться даже в 1920-е годы.
Где хранятся исповедные росписи?
Исповедные росписи обычно хранятся в региональных архивах: как в соответствии с современной административной принадлежностью искомого населенного пункта, так и по старому губернскому делению.
Сохранились эти документы гораздо хуже, чем другие ключевые генеалогические источники (метрические книги и ревизские сказки). Исповедные ведомости, составленные после 1860-х годов, встречаются крайне редко. Это связано с тем, что поздние исповедные росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не имеющие исторической и практической ценности, и были уничтожены в ходе макулатурных кампаний 1920–1930-х годов.
Как работать с исповедными росписями?
Чем может помочь сервис Familio?
Определить приход, к которому относился интересующий вас населенный пункт: на странице каждого населенного пункта во вкладке «Приходы» приводится список официальных религиозных общин и культовых сооружений в этом населенном пункте и его окрестностях. На странице прихода во вкладке «Источники» в некоторых случаях можно найти список исповедных ведомостей этого прихода из нашей базы данных. Мы постоянно работаем над дополнением этих списков и привязкой источников к населенным пунктам.
Найти исповедные ведомости, если они не привязаны к населенному пункту, можно в поиске по разделу «Архивные документы».
Исповедальные ведомости (духовные росписи)
Исповедальная ведомость, также называемая духовной или исповедной росписью, представляет собой церковную книгу со списком прихожан, проживавших на близлежащих территориях, но среди местных жителей могли быть и приезжие люди. Основу составляли представители главных сословий: духовенство (священники и другие члены причта), военные, статские, купцы и мещане, крестьяне, дворовые (до начала 60-х годов XIX века) и другие. В исповедную роспись включался ежегодный отчет о приходе, заверенный священнослужителями церкви, которые также вели и метрические книги.
Государственный документ периода XVIII-начала XX веков, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на 3 основополагающие части:
1) «Кто были у Исповеди и Святого Причастия».
В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей, сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определённые выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.
2) «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».
Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в неё вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трёх лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшихся нетрадиционного вероисповедания).
3) «Которые у исповеди не были».
Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к Исповеди.
Содержание исповедной росписи, примеры записей
Мы досконально изучаем, из чего состоят документы, пополняем генеалогические источники информации новыми пунктами, чтобы максимально компетентно подходить к работе с исповедными ведомостями и другими материалами. Также мы расширяем собственный кругозор и знания исторических фактов, наподобие тех, что описаны в этой части статьи «Содержание исповедной росписи». Принципиальная личная позиция позволяет нам безвозмездно делиться накопленным опытом с посетителями сайта и подготавливать на коммерческой основе действительно интересные Родословные (судя по отзывам обратившихся за консультациями), написанные на основе тщательных документальных исследований. Подробнее про содержание исповедальных росписей мы расскажем ниже, перед этим предлагаем ознакомиться с примерами документов для лучшего представления сути статьи, окунувшись в историю.
Пример (образец) исповедной росписи:
«Исповедальные росписи Стародубской епархии города Стародуба церкви Вознесения Господня, 1829 года.
О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людям, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.
Священник Тихон Проценко,
Дьякон Илья Диаковский,
Дьячок Андрей Диаковский.
Мещане и их домашние
№ 77. Алексей Андреев Карпов, 27 лет, жена его Екатерина Тимофеевна, 25 лет, сыновья их Семен, 3 года, Антон, 2 года, Петр, 1 год.
№ 394. Иоанн Дружников, 67 лет, жена его Екатерина, 59 лет, дети их Любовия, 20 лет, Степан, 22 года, Андрей, 36 лет, женат, жена его Иулиания, 32 года, дети София, 6 лет, Дарья, 4 года, Мария, 2 года.»
Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за всё время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ Государства от ведения исповедных росписей произошел после Революции 1917 года, но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.
Пример (образец) исповедальной ведомости:
«Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.
О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людям, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.
Священник Иоанн Преображенский,
Дьякон Василий Лыков,
Дьячок Андрей Лыков.
Мещане и их домашние
№ 5. Параскева Марковна Карпиха, 57 лет, дочери ее Екатерина, 16 лет.
№ 17. Мария Ивановна Карпова, 41 год, сын ее Кирилл, 20 лет.
№ 58. Василий Михайлович Карпин, 44 года, жена его Евдокия Корнильевна, 38 лет, дети их Лаврентий, 18 лет, Евдокия, 11 лет.
№ 149. Иван Тимофеевич Карпин, 51 год, жена его Матрона Онисьевна, 37 лет, дети их Семен, 12 лет, Петр, 3 года, Тимофей, 2 года, Мария, 6 лет.»
В отсутствии метрических книг, исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам Настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шёл непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на Исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков. В конце исповедальной ведомости приводились статистические общие сведения о приходе в виде таблицы, разделенной на сословия.
Форма написания была относительно свободная, а исповедные росписи даже соседних уездов могли сильно отличаться по оформлению и чередованию записей, к чему исследователь должен быть заранее морально подготовлен. Для того, кто ищет, первостепенным значением является расположение фамилий, которые, как правило, шли в начале, что даёт возможность более-менее оперативно разыскать нужного прихожанина (насколько это возможно, исследуя огромные фолианты, пример которых показан на первой фотографии статьи). Однако, поисковик-генеалог должен иметь в виду, что в конце 20-х годов XX столетия, во времена существования РСФСР, исповедальные ведомости начиная от 1865 года и двигаясь к нашему времени, были признаны не имеющими исторической ценности, в связи с чем большая часть фондов была уничтожена.
Где искать исповедные ведомости прихожан церквей
Определение нахождения исповедальных ведомостей не простое занятие, не удивительно, что многие, кто интересуются своей родословной, заказывают услуги по генеалогии, в рамках которых изучаются архивные материалы за несколько лет, а иногда и за десятки лет. Информация, содержащаяся в исповедных росписях населения Российской Империи, обладает особенной ценностью ещё и потому, что в этих документах фиксировались принадлежность жителей к определенному владению, их социальное положение, возраст, место проживания, составы семей, за редкостью род занятий.
Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в Государственных архивах определенного региона. Не лишним будет отметить, что в редких случаях росписи по Исповеди и Причастии можно найти в архивах отдельных церквей. Чтобы отыскать конкретное дело, где закреплена духовная роспись, исследователю необходимо знать примерное место и время проживания искомого человека. Обладая такими исходными данными уже можно проводить тотальный или «точечный» поиск родственника по датам за его период жизни. Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один их которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.
Генеалогические исследователи по неопытности могут завершить поиски, узнав в Государственном учреждении о том, что оригинал книги не сохранился до наших дней. Компетентный же специалист должен обязательно проверить наличие исповедной росписи ещё и в конкретной церкви, прихожанами которой были искомые личности. Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской Империи, обычным делом был дополнительный не церковный учёт причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от Настоятеля храма о пребывании на Исповеди и Святом Причастии. На основе подобных документов тоже может быть добыта ценная информация о родственниках, наряду с исповедальными ведомостями, метрическими книгами, ревизскими сказками и другими основными генеалогическими источниками. Многие энтузиасты публикуют найденные материалы в интернете, можно провести поверхностный поиск и посмотреть, что есть в сети.
Автор: Андреев Максим Александрович
Мы будем признательны, если Вы поделитесь ссылкой на данную публикацию со своими друзьями.
Исповедные ведомости
Исповедные ведомости или росписи, являясь некоторым подобием диптихов или списков кающихся древней христианской церкви, по своему историческому началу в церкви русской восходят к 1718 г., когда именным указом Петра I (февр. 17) приказано было священникам ежегодно подавать «ведомость о неисповедавшихся» для взыскания с таковых штрафа (Полн. Собр. Зак. № 3169); то же распоряжение было подтверждено и в указе от 28 февр. 1722 г., которым предписывалось: «во всех епархиях, во всяких градских и уездных приходах священником учинить прихожаном своим всякаго звания мужеска и женска полу книги, записав в них именно православных и раскольников, означа ясно по домам, в которых книгах под написанием всякая дому оставлять место впредь, на приписку прибылых в тот дом, а убылых подписывать кто куда отбыл в тех книгах именно». Первоначальная форма этих ведомостей была самая простая; каждый причт церковный обязан был вести у себя три именных списка: в 1-й вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во 2-й – не бывшие, в 3-й – раскольники. Списки эти представлялись приходскими священниками поповским старостам, заказчикам или десятильникам, а этими последними в архиерейские дома, откуда посылались в Св. Синод только общие извлечения из списков, с показанием общего количества бывших и не бывших у исповеди по каждой епархии. Но в 1737 г., на конференции Сената с Синодом, была установлена более сложная форма этих списков из 49 граф с 22 заголовками, а указом 16 апр. того же года повелено: «во всех епархиях градским и уездным всех приходских церквей священникам, каждому со своим причтом, сочинить прихожанам своим всякаго чина мужеска и женска пола, от престарелых до сущая младенца, именные, по чинам и домам, верныя с показанием комуждо лет от рождения, росписи». Нынешняя форма исповедных ведомостей или росписей утверждена Св. Синодом 15 окт. 1846 г. и тогда же введена в употребление по церквам. По действующему Уст. дух. конс. (ст. 16) исп. росписи должны вестись во всех приходских церквах в двух экземплярах, из которых один чрез благочинная ежегодно к 1-му октября представляется в консисторию, где составляется особая перечневая ведомость, представляемая в Синод при отчете архиерея о состоянии епархии. Исп. росписи имеют весьма важное значение как в церковном, так и в гражданском отношении. Так событие брака, в случае сомнений, удостоверяется, между прочим, справкою с исповедными росписями (Уст. дух. конс. ст. 260, 266 и Зак. гражд. ст. 35 Свод. зак. т. X, ч. 1-я, изд. 1900 г.); за невозможностью получить метрическое свидетельство, по неимению метр. книг, или при сомнительности обстоятельств, который в них записаны, могут быть в доказательство рождения от законного брака принимаемы и исповедные росписи (Уст. дух. конс. ст. 265; Уст. гражд. суд. ст. 1356); при сомнении в законном возрасте брачующихся справки делаются и с исповедными росписями (Инстр. благоч. ст. 18, примеч. 2-е). Вследствие такого значения испов. росписей на благочинного возлагается обязанность наблюдать за своевременным и верным составлением их приходскими священниками (там же, ст. 40) и, в частности, за тем, чтобы последние с особенною осторожностью показывали супругами таких лиц, которые хотя и поступают на всегдашнее жительство в их приходы, но не ими венчаны, и в подтверждение супружества своего не представляют никаких доказательств (там же, ст. 42). За неисправное ведение росписей священнослужители и причетники наказываются выговором или денежною пенею, а за явное нерадение или неблагонамеренность в ведении этого дела священники могут быть подвергнуты отрешению от места с низведением в причетники (Уст. дух. конс. ст. 192 и 193).
Исповедные ведомости теперь доступны в онлайн-сервисе Главархива «Моя семья»
Онлайн-сервис Главархива Москвы «Моя семья» пополнился исповедными ведомостями православных церквей Москвы и Московской губернии со второй четверти XVIII века до 1860-х годов. По ним можно узнать полный состав семьи, возраст ее членов и место, где они жили. Кроме того, в онлайн-сервис были добавлены более 125 тысяч страниц метрических книг, которые помогают выяснить сведения о рождении, браке и смерти родных до 1917 года. Об этом сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Одна из самых частых причин, почему горожане приходят в архив, — это желание узнать больше о своих предках. Для того чтобы сделать поиск сведений удобнее, в конце прошлого года мы открыли для жителей онлайн-сервис “Моя семья”, который за это время посетили уже почти 1,5 миллиона человек. На данный момент здесь собрано около четырех миллионов страниц метрических книг, более 420 тысяч страниц ревизских сказок, а сейчас мы добавили исповедные ведомости, которые еще больше расширяют возможности горожан в генеалогических исследованиях. Раньше все эти документы были доступны только в читальных залах, теперь же найти нужные сведения можно из любой точки страны и даже мира», — рассказала она.
Исповедные ведомости представляют собой посемейные списки прихожан церкви. Обычно в них включали всех членов семьи, кроме детей в возрасте до года. Сейчас в онлайн-сервисе доступно почти 700 тысяч страниц исповедных ведомостей. Работа по их оцифровке и размещению будет продолжаться.
Исповедные ведомости были ежегодным отчетным церковным документом. В них указывалось, кто был на исповеди, кто причащался. Помимо имен, там записывали место проживания, родственные отношения внутри каждой семьи и возраст прихожан. Например, «крестьяне деревни Ивановской», среди которых могли быть «Иван Иванов, 35 лет; жена его Ольга Васильева, 29 лет; сын их Петр, 10 лет». В исповедные ведомости заносили всех прихожан церкви, даже тех, кто ни разу не был на исповеди.
Новые материалы служат ценным дополнением к уже размещенным в онлайн-сервисе документам — метрическим книгам и ревизским сказкам. По метрическим книгам можно узнать о рождении, браке и смерти своих предков с 1772 до 1917 года. Не все они поступили на хранение в архив, но основная часть таких документов сохранилась.
Ревизские сказки — это своеобразные переписи населения за 1795–1858 года. Особенность ревизских сказок в том, что туда заносили сведения только о представителях податных сословий — крестьянах, мещанах, купцах, цеховых, так как эти документы составляли для последующего обложения налогами. Особые ревизские сказки были для духовного сословия, дворян же в эти документы не включали совсем.
Для того чтобы найти сведения о своих предках в онлайн-сервисе «Моя семья», можно воспользоваться инструкцией на сайте архива. Также запросить сведения о своих родственниках возможно по электронной почте Главархива Москвы: cgam@archive.mos.ru. Правила подачи и расценки размещены здесь.
Получить доступ к оригиналам метрических книг, ревизских сказок и исповедных ведомостей можно в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 09:30 до 15:00. Специалисты помогут решить все возникающие вопросы.
Сейчас пройти в здание Главархива можно только по QR-коду, который подтверждает вакцинацию, отрицательный тест на коронавирус или перенесенную болезнь. Записанные в читальный зал горожане могут заказать нужные документы на сайте, а затем в учреждении поработать с ними. В читальном зале соблюдены все санитарные требования: столы стоят на большом расстоянии друг от друга, регулярно проводится дезинфекция. Посетителям необходимо иметь при себе маску.
Исповедная роспись
Из Википедии — свободной энциклопедии
Испове́дная ро́спись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).
Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».
Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.