Испуг у ребенка 3 лет что делать

Испуг у ребенка 3 лет что делать

Родители интересуется, как снять испуг у ребенка, и не зря! Существует целый спектр эмоций, который мы называем «страхом». Туда входит беспокойство, испуг, страх, тревога, ужас, паника, а иногда даже шок. Все эти чувства схожи – они указывают на то, что среда, или же ситуация, в которой находится человек, воспринимается как опасная. Разница в интенсивности чувства и его направленности на какой-то объект. Например, испуг – ситуативная реакция, которая обычно вызвана резким, неожиданным событием (громким звуком, внезапным прикосновением, резко вспыхнувшим огнем или машиной, проехавшей прямо перед носом). Так что вопрос как лечить испуг у ребенка не совсем корректен – испуг это не болезнь, а эмоциональное состояние. Испуг сам по себе проходит довольно быстро, однако он может оставить яркий след в памяти, и перерасти в страх. Чтобы этого не произошло, следует адекватно отреагировать на испуг ребенка. Поведение родителей влияет на то, как ребенок дальше будет вести себя в пугающих ситуациях. Если родитель поддерживает ребенка, ему будет проще справится с переживанием. А если ругает или осуждает за страх(«Чего ты испугался, воды/собак/темноты только девчонки боятся!», или за случайные последствия (выронил телефон от страха), негативные впечатления от ситуации усилятся. Важно оказать ребенку поддержку и заботу, восстановить чувство безопасности.

Вот что следует делать родителю, когда ребенок испугался:

Слишком активное лечение испуга у ребенка тоже не полезно – когда ребенок видит, что родитель напуган, зачастую сильнее самого ребенка, или же слишком много заботится, спрашивает, опекает малыша и старается оградить от любых опасностей, ребенок перенимает отношение родителя. Раз он так волнуется, ситуация действительно значимая, и даже если изначально ребенок о ней не беспокоился, он начнет сильнее боятся и переживать.

Не менее важный для родителей вопрос – что делать, если ребенок боится?

Страх – более устойчивое состояние, и, в отличие от испуга, чтобы чувствовать страх, не обязательно сталкиваться с реальным объектом, одна мысль он нем может пугать. Например, ребенок, который боится темноты, чувствует страх, не только оставшись в темном помещении, но и представляя, что когда он ляжет спать, в его комнате выключат свет. Часто страхи возникают из-за неприятной, пугающей ситуации, с которой человек столкнулся в прошлом, и пережил сильные эмоции. Ему страшно вновь пережить то же самое. Справится со страхом несколько труднее, чем с испугом. Но можно обратить внимание на следующие моменты:

Есть и другие способы борьбы со страхом. Однако, если после исчезновения у ребенка одного страха сразу появляется другой, есть вероятность, что мы имеем дела с тревогой. Тревога, в отличие от страха и испуга, часто не связана с каким-то определенным событие, предметом, или предыдущим опытом. Это общее чувство беспокойства, волнения, переживания, что что-то может пойти не так, или случится что-то плохое, хотя, зачастую, человек сам не понимает, что именно. Если справится с испугом, страхом или тревогой в домашних условиях не получается, лучше обратиться на консультацию к психологу, который поможет понять причины и придумать решение проблемы.

Источник

Как снять испуг у маленького ребёнка

Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть фото Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть картинку Испуг у ребенка 3 лет что делать. Картинка про Испуг у ребенка 3 лет что делать. Фото Испуг у ребенка 3 лет что делать«Мы с супругом смотрели фильм. Наша дочка спала в своей кроватке в соседней комнате. Внезапно мы услышали её крик. Из комнаты, где она спала выбежал наш кот. Мы поняли, что он разбудил нашу девочку, и не просто разбудил, а напугал, так как борт кроватки был поднят, а значит, кот в неё запрыгнул. Я взяла дочь на руки, но она стала плакать ещё сильнее. Объятия не помогали. Утешения отца так же не возымели успеха. Игрушки не отвлекали ребёнка от плача. От мультиков она отворачивалась. И даже грудь, которая гарантированно снимала тревогу ребёнка, оказалась непринятой. Мы носили её по квартире, пытались напоить, пели песни, но ребёнок на каждую новую попытку успокоить реагировал воплем. Она продолжала рыдать и выкручиваться. Истерика длилась около 2х часов. Что делать, мы не знали.»

Екатерина, мама Вики (10 мес)

Ситуация испуга у маленького ребёнка практически каждым родителям знакома. Спасительный рецепт успокоения оказывается до примитивного простым, и от этого может вызывать недоверие. Но давайте, для начала, рассмотрим процессы протекающие в психике во время сильного волнения. Тогда станет понято, как можно помочь малышу своими силами, успокоить его при испуге.

Специфика работы с маленькими детьми заключена в том, что они не могут сказать нам о том, что произошло. Особенно это касается детей до одного года. Единственный доступный им язык коммуникации – язык тела. Плач и истерические конвульсии – это единственный способ сообщить родителям, что произошло нечто ужасающее. Нечто, угрожающее представлению о целостности и безопасности мира.

Как правило, испуг у маленьких детей сопровождается ярко выраженным соматическим (телесным) проявлением. Своим телом ребёнок демонстрирует крайнюю степень возбуждения. Иногда протекание испуга вполне возможно перепутать с сильной нелокализованной болью в теле малыша. Испуг у маленького ребёнка способен вызвать расстройство аппетита, сна и общего самочувствия. У тоддлеров (ребёнок в возрасте от года до трёх лет) сильный испуг способен привести к необъяснимой плаксивости, заиканиям и другим нарушениям речи (алалия, мутизм, дизартрия, дислалия) в только зарождающемся умении говорить. Такой комплекс симптомов является признаком нарушения психической деятельности, и для её налаживания, скорее всего, нужно будет обратиться к специалисту по детской психике.

Испуг — защитная реакция

Для начала давайте разберёмся, чем отличаются такие понятия как испуг, страх, боязнь. В их отношении к опасности их легко разграничить:

Про иллюзию выбора или «Кем ты хочешь стать когда вырастешь?» В тот момент, когда родителям необходимо помочь подростку самоопределиться они «ненавязчиво» навязывают ему вариант, который, как им кажется, лучше и перспективнее.

— Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна;

— Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся;

— Испуг имеет в виду состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней не подготовлен, он подчеркивает момент неожиданности.

В страхе есть что-то, что защищает от испуга и, следовательно, защищает и от невроза, вызываемого им. Получается, что детские страхи защищают психику. Обычно состояние тревоги чаще всего является страхом. И один из способов ослабить интенсивность переживание – это перевести страх в боязнь. То есть обозначить, дать символизацию чувству и определить объект. Так как боязнью чего-то конкретного проще управлять, чем страхом чего-то неизвестного. Некоторые боязни защищают так же и тело. Если ребёнок не будет бояться, например, электрического тока в розетках, это может приводить к весьма болезненным и грустным последствиям для него и семьи. Потому внушение родителями боязни к естественным опасностям является педагогической нормой. Испугу будет посвящены другие части статьи.

Как происходит испуг на уровне психики

Для этого нужно познакомиться с тем, как функционирует психическая энергия у людей. В теле человека существует, так называемый “внешний слой” (защиты от раздражений), который благодаря постепенному понижению чувствительности предохраняет все более глубокие слои от травм. Одним из видов такой защиты является умеренная толерантность к обыденным раздражителям, таким как общий фон (звуков, касаний, света, … ), до тех пор, пока раздражение не станет столь интенсивным, что способно проломить эту защиту, тогда такое возбуждение становится травматическим. Человеческий организм оказывается неспособным удержать чрезмерные возбуждения в психическом аппарате. И здесь возникает задача преодолеть это раздражение путём психического связывания избыточного раздражения, что бы затем их нейтрализовать. Основная задача превратить эту возмущённую энергию в потенциальную, то есть «связать» её психически. Чем выше ресурс энергии, тем выше будет её связывающая сила; и наоборот, чем ниже этот потенциал, тем меньше эта система будет в состоянии воспринимать, усваивать энергию, тем сокрушительнее могут быть последствия такого прорыва “защиты от раздражения”

Дети в момент испуга не обладают таким развитым потенциалом психической энергии, но таким ресурсом обладают взрослые. Возбуждённая несвязанная психическая энергия отводится ребёнком через тело – возникает истерическая реакция на испуг. У взрослых людей это называется состоянием аффекта, когда потенциал энергии практически исчерпывается.

Условием возникновения испуга является отсутствие подготовленности, которой является страх. Так как в состоянии страха в теле создаётся защитный переизбыток энергии, которая аккумулируется в органе восприятия, где ожидается сильное раздражение. Таким образом испуг должен преобразоваться в конечном итоге в страх или даже боязнь. В тот вид страха, который несёт защитную функцию, и формирует безопасное поведение.

Почему дети из-за испуга плохо спят

Сон и сновидения являются самым надёжным путём исследования глубинных психических процессов человека. Больные травматическим неврозом, перенесшие ситуацию катастрофы или другой, сильно впечатляющий, момент в жизни, во время сновидения возвращаются в травматическую ситуацию и пробуждаются с новым испугом. В состоянии сна психика занята переработкой травматических событий (если мы говорим о тревожном сне в результате испуга) и повторение сильного переживания должно способствовать выработке “нормальной” боязни. И без помощи детского психоаналитика этот процесс может затянутся на неопределённое время.

Последствия испуга

Процессы сильного возмущения психической энергии оставляют так называемые “мнестические следы” – это следы воспоминаний, которые не имеют ничего общего с сознанием. Они могут оставаться продолжительными и стойкими, если вызвавший их процесс никогда не доходил до сознания. Проще говоря – это те сильнейшие переживания в жизни человека, которые впечатываются на “подкорку” бессознательного, что часто называется “травмировать психику”. В приведённом случае, теоретически у Вики могли бы появиться фобия котов, темноты, сна в кроватке или боязнь оставаться одной или множество других неблагоприятных последствий. Момент внезапного испуга является главным этиологическим условием травматического невроза. Такой невроз может развиться как у взрослых, так и у очень маленьких детей, для лечения которого можно обратиться к психоаналитику.

Как снять испуг у малыша в случае самопомощи

Снятие испуга на примере

Человеческая речь – это дар, способный исцелять.

Источник

10 признаков стресса у ребенка

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть фото Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть картинку Испуг у ребенка 3 лет что делать. Картинка про Испуг у ребенка 3 лет что делать. Фото Испуг у ребенка 3 лет что делатьСлово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

3. Агрессивность

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Источник

Интервью с неврологом

Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть фото Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть картинку Испуг у ребенка 3 лет что делать. Картинка про Испуг у ребенка 3 лет что делать. Фото Испуг у ребенка 3 лет что делать

Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть фото Испуг у ребенка 3 лет что делать. Смотреть картинку Испуг у ребенка 3 лет что делать. Картинка про Испуг у ребенка 3 лет что делать. Фото Испуг у ребенка 3 лет что делать

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *