Испытываемая личностью нужда в чем либо отражена в понятии
Ускорение процесса выработки одного навыка под влиянием уже приобретенного другого навыка отражено в понятии
(выберите один вариант ответа): а) перенос, б) экстериоризация, в) интерференция, г) автоматизация
67) Как лучше всего удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке…
(выберите один вариант ответа): а) с помощью достижений, б) с помощью активности, в) с помощью аффиляции, г) с помощью любознательности
68) Л.Н. Толстой в романе «Война и мир » описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле битвы: «Он не слышал звука пуль, визжащих со всех сторон, снарядов, пролетающих через него, не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. Он следовал за генералом и напряженно размышлял о чем-то». Какое свойство внимания появилось у Пьера Безухова…
(выберите один вариант ответа): а) распределение, б) рассеянность, в) сосредоточенность, г) переключение
69) Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть…
(выберите один вариант ответа): а) принципа развития, б) принципа личностного подхода, в) принципа детерминизма, г) принципа единства сознания и деятельности
70) Что означает термин «иерархия потребностей»…
(выберите один вариант ответа): а) их многообразие, б) уровень их осознанности, в) наличие соподчиненности, г) их действенность
71) Какое из перечисленных понятий наиболее подчеркивает биологическую сущность человека…
(выберите один вариант ответа): а) субъект, б) индивид, в) личность, г) человек
72) Испытываемая личностью нужда в чем-либо отражена в понятии…
(выберите один вариант ответа): а) мотив, б) потребность, в) интерес, г) убеждение
73) Что из перечисленного относится к проявлениям направленности личности…
(выберите один вариант ответа): а) мировоззрение, б) качества ума, в) чувства, г) способность
74) Что считается высшим видом эмоциональных состояний…
(выберите один вариант ответа): а) страсти, б) настроения, в) стрессы, г) чувства
75) Воля выполняет следующие функции…
(выберите один вариант ответа): а) осмысления, б) обобщающая, в) оценочная, г) тормозящая
76) Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач…
(выберите один вариант ответа): а) холерик, б) сангвиник, в) флегматик, г) меланхолик
77) Отличительными признаками какого типа темперамента являются: высокая сензитивность, низкая пластичность, низкий темп реакций…
(выберите один вариант ответа): а) меланхолического, б) флегматического, в) холерического, г) сангвинического
78) Какого человека можно безошибочно считать способным…
(выберите один вариант ответа): а) любознательного, б) любящего своего дело, в) быстро добивающегося успеха в своем деле, г) целеустремленного во всем
79) Характерная для данного индивида система методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение, выражена в понятии…
(выберите один вариант ответа): а) темперамент, б) характер, в) способности, г) индивидуальный стиль деятельности,
80) Какой тип личности описывается в следующей характеристике:
« Психологический тип личности, для которого характерны такие черты как обращенность к своему внутреннему миру, замкнутость, затрудненность в общении, избегание активных контактов с другими людьми. Активность его по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью»…
(выберите один вариант ответа): а) интервал, б) экстернал, в) интроверт, г) экстраверт
81) Предмет познания педагогики…
(выберите один вариант ответа): а) процесс становления личности развивающегося человека, б) история развития человеческого общества, в) учебно-воспитательный процесс, г) процесс воспитания
82) Укажите правильное определение педагогики…
(выберите один вариант ответа): а) искусство, которое опирается на передовые достижения всех наук, б) наука о закономерностях развития воспитания, разрабатывающая цели, задачи, методы, содержание воспитания, в) наука, изучающая индивидуально-психологические особенности личности
83) Шесть основных категорий общей педагогики…
(выберите один вариант ответа): а) обучение, образование, самообразование, самовоспитание, ЗУН, цель, б) обучение, образование, дидактика, самовоспитание, ЗУН, цель
84) Процесс и результат овладения определенным уровнем ЗУН деятельности по конкретной профессии называется…
(выберите один вариант ответа): а) профессиональное образование, б) профессиональная подготовка, в) профессиональная переподготовка
85) Авторы концепции развивающего обучения…
(выберите один вариант ответа): а) Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, б) В.В.Давыдов, А.К.Маркова,
86) При каком стиле педагогического общения используется тактика невмешательства…
(выберите один вариант ответа): а) авторитарном, б) попустительском, в) демократическом, г) личностно-ориентированном
87) К методу проверки знаний относятся…
(выберите один вариант ответа): а) мозговая атака, б) демонстрация, в) итоговый срез, г) упражнение
88) Методы организации учебно-познавательной деятельности…
(выберите один вариант ответа): а) словесные, наглядные, поисковые, б) практические, исследовательские, словесные, в) словесные, наглядные, практические
89) Обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через (по Д.Б.Эльконину)…
(выберите один вариант ответа): а) содержание усваиваемых знаний, б) методы обучения, в) технические средства обучения, г) организационные формы обучения
90) Дидактику как систему научных знаний впервые разработал…
(выберите один вариант ответа): а) Я.А.Коменский, б) И.Г.Песталоцци, в) Ж.Ж.Руссо, г) К.Д.Ушинский
91) Основными категориями педагогики являются…
(выберите один вариант ответа): а) знания, умения, навыки, б) созревание, система, социализация, в) среда, наследственность, воспитание, г) воспитание, обучение, образование
92) Установите соответствие метода педагогического исследования и его характеристики…
(выберите один вариант ответа): а) Анкетирование, б) Беседа, в) Наблюдение, г) Педагогический консилиум
1) метод получения информации, основанный на письменном опросе людей;
2) метод получения информации на основе словесной коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на предусмотренные программой исследования вопросы;
3) целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем непосредственной регистрации исследователем хода и результатов педагогического процесса;
4) разновидность экспертной оценки, полученной на основе коллективного обсуждения результатов изучения воспитанности и обученности школьников.
93) Цели обучения определяются…
(выберите один вариант ответа): а) мастерством педагога, б) индивидуальными особенностями учащегося, в) потребностями и возможностями общества, г) средствами обучения
94) Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его…
(выберите один вариант ответа): а) индивидуальность, б) управляемость, в) целостность, г) целенаправленность
95) Движущими силами процесса обучения является (ются)…
(выберите один вариант ответа): а) образовательная активность ученика, б) профессионализм педагога, в) противоречия, возникающие в ходе обучения, г) закономерности и принципы его построения
96) Установите соответствие между понятиями и определениями типов семей…
(выберите один вариант ответа): а) семьи, состоящие из матери (отца) с детьми, б) семьи, состоящие из взрослых родителей и детей, которые от них зависят, в) семьи, имеющие трое и более детей
1) многодетные семьи;
3) нуклеарные семьи;
97) Основные принципы управления образовательными системами, существующие в Российской Федерации…
(выберите один вариант ответа): а) принцип самостоятельности, б) принцип саморазвития, в) принцип разнообразия, г) принцип невмешательства
98) Управление образованием реализуется посредством таких процессов, как…
(выберите варианты ответов), а) лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности, б) регистрация образовательных учреждений по фактическому адресу, в) обеспечение учреждений образования методической литературой, г) аттестация образовательных учреждений для установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов
99) Отметьте основные компоненты профессиограммы учителя…
(выберите варианты ответов): а) общегражданские качества, б) специальные знания и умения по предмету, в) физические данные, г) качества, определяющие специфику профессии
100) Отметьте нормативные документы содержания образования…
(выберите один вариант ответа): а) учебные предметы, учебные планы, образовательные программы, б) государственный стандарт, учебный план, образовательная программа, в) компьютерные программы, государственные стандарты, учебная литература.
Умение точно цитировать – талант
гораздо более редкий, чем кажется
II.3. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ:
Сделайте сокращенную запись по содержаниям текста конспектирования, который дан ниже. В Вашем конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости могут быть дополнены, аргументированы, иллюстрированы самыми яркими и в то же время краткими примерами. Ваш конспект может быть кратким или подробным. Слова можно сокращать.
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы
Какие потребности человека – 5 основных теорий в психологии
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Философия.
Каждый человек, обучаясь в школе, не раз слышал про потребности человека (базовые потребности, первичные, вторичные). Более того, каждому известна теория Маслоу о классификации потребностей. Поэтому всем нам известно – каждому человеку необходима пища, вода, жилище, социализация для существования. Но что такое потребность? Как рассматривается в психологии понятие «потребность»? Почему такие потребности присущи только человеку? Какие существуют теории групп потребностей? Давайте вместе разберемся в этом базовом понятии психологии и гуманитарных наук.
Что такое потребности
Термин «потребность» изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.
По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.
По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.
Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.
Основные признаки
В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И «потребность» – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:
Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.
Значение в жизни человека
Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.
Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.
Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.
Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.
Психологическая структура потребностей
Но как же выглядит психологическая структура человеческой потребности (как первичной, так и вторичной)? Потребности человека подразделяются на два структурных элемента. Давайте их рассмотрим.
В данном случае потребности личности рассматриваются в качестве конкретных категорий, вещей, предметов материального мира. То есть фактически у человека всегда есть осознание того, что поможет ему удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому удовлетворение потребностей происходит путем получения каких-ибо объективно выраженных результатов человеческой деятельности.
Когда потребности личности не удовлетворены, у человека возникает дискомфорт. Это, своего рода, стресс. Который выражается в том, что при отсутствии возможности в удовлетворение потребностей у личности возникает стрессовая ситуация, агрессия, раздражённостью и другие характеристики.
Таким образом, структура потребностей выглядит следующим образом. Во-первых, это то, чем можно удовлетворить то или иное стремление. Во-вторых, это то, что будет испытывать человек, еси потребность не удовлетворена. То есть это своего рода мотивация, хоть и основанная на негативных ощущениях.
Развитие потребности
Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:
Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.
Виды потребностей
В психологии достаточно часто потребности разделяются на группы. Они характеризуются и объединяются по определенным признакам и факторам. Давайте рассмотрим каждую такую группу более подробно.
Биологические потребности
Такие потребности часто называют «базовые потребности» или «физические потребности человека». Это означает, что такой набор желаний и представлений характерен абсолютно для каждой личности. В данном случае не имеет значения, какой характер у человека, или какие у него ценности. К биологическим потребностям относят:
Такие потребности также именуют как естественные потребности. Более того, существует классификация низших и высших потребностей. Биологические потребности выступают как низшие потребности человека.
Материальные потребности
Многие исследователи включают в состав материальных потребностей также и биологические. Хотя это не совсем верный подход. Конечно, с помощью предметов материального мира можно удовлетворить естественные потребности. Однако их удовлетворение не является предметом материальных.
Что же включается в состав материальных потребностей? Мы можем выделить следующие виды:
Можно сказать, что материальные потребности – это то, с помощью чего удовлетворяются базовые и более высшие уровни потребностей человека.
Социальные потребности
Общение и социализация – это двигатель нашего прогресса и развития. Поэтому практически с рождения. ребенка появляется твердая необходимость во взаимодействии. Например, маленький ребёнок до 3-4 лет привязан к своей матери. То есть его развитие зависит от привязанности к матери и удовлетворения его социальных потребностей.
В группу социальных потребностей включаются следующие элементы:
Общая психология (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
10.Уровень притязаний и самооценка. Роль самооценки в развитии личности.
11.Процесс формирования и проявления мотива на достижения и избегания неудач.
12.Влияние ценностных ориентаций и установок на мотивационную сферу личности.
13.Понятие направленности личности.
14.Структура направленности личности.
15.Развитие мотивационной сферы в онтогенезе.
16.Методы изучения различных мотивов.
1. Проведите сравнительный анализ проявлений мотива на достижения и мотива избегания неудач.
Тесты для самоконтроля:
1. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности независимо от конкретных условий, есть:
а). Направленность личности
2. Чем различаются потребности человека и животного?
в). Не имеют между собой ничего общего
г). Потребности человека социализированы
д). Человеческие потребности сильнее.
3. Основными характеристиками мотивации успеха являются:
б). Планирование будущего на большие промежутки времени
д). Восприятие времени как бесцельно текущего
4. Как лучше всего удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке?
а). С помощью достижений
б). С помощью активности
в). С помощью аффиляции
г). С помощью любознательности
д). С помощью неудач
5. Что из перечисленного относится к проявлениям направленности личности?
6. Назовите высшие потребности в мотивационной пирамиде А. Маслоу:
б). Потребности в безопасности
в). Физиологические потребности
г). Потребности в самоактуализации
д). Потребности уважения.
7. Что означает термин «иерархия потребностей»?
б). Уровень их осознанности
в). Наличие соподчиненности
д). Меру интенсивности
8. Испытываемая личностью нужда в чем-либо отражена в понятии:
Литература по теме 20
1. Асеев поведения и формирование личности. – М., 1976.
2. Божович и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
3. Вилюнас механизмы мотивации человека. – М., 1990.
4. Ильин и мотивы. – СПб, 2000.
8. Мотивация и личность. – М., 1999.
9. Рубинштейн общей психологии – М., 1989; СПб: Питер, 2002.
10. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М.: Педагогика, 1986.
4. Магун и психология социальной деятельности личности. – Л.: Наука, 1983.
11. Якобсон проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.
· Психологическое тестирование. В 2-х т. – М., 1982.
· Асеев поведения и формирование личности. – М., 1976.
· Ассоциативная психология. Г. Эббингауз, А. Бэн. М.: «АСТ», 1998. —528 с.
· Богоявленская творческих способностей. – М.: «Академия», 2002.
· Божович и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
· Василюк переживания. – М., 1984.
· Вилюнас механизмы мотивации человека. – М., 1990.
· Гальперин по психологии. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.
· Гуревич пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970.
· Дружинин психология. – М, 1997.
· Дружинин общих способностей. Спб., 1998.
· Егорова индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.
· Зинченко и прикладная психология. – М., Воронеж, 2000.
· Иванников механизмы волевой регуляции. М., 1998.
· Эмоции человека. – М., 1980, Психология эмоций. – СПб, 1999.
· Ильин и мотивы. – СПб, 2000.
· Ильин и чувства. – СПб, 2001.
· Китаев-Смык стресса. – М., 1983.
· Корнилова психология. Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002.
· Психология развития. СПб.:Питер, 2000.
· Лазурский науки о характерах. – М., 1995.
· Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.
· Леонтьев механизмы речи. – М., 1970.
· Леонтьев общения. – М.: Смысл, 1997.
· Лурия по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
· Мотивация и личность. – М., 1999.
· Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 2000.
· Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах, 1998.
· Розин : теория и практика. – М., 1997.
· Рыжов психология (методология и методы психологического исследования). — М.: Изд-во МГПУ, 1999. — 278 с.
· Рыжов психологической мысли. – М.: Военное издательство, 2004.
· Стресс без дистресса. – М., 1982.
· Соколова диалогов по психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. — М.: Смысл, 2003. — 687 с.
· Психология раннего детства. — Мн.: Харвест, 2003. — 400 с.
· Рубинштейн и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
· Рубинштейн общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.
· Северцов и психика // Психологический журнал, № 4 (Собр. Соч: в 3т. М.,Л., 1945. Т.3.).
· Теплов и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с.
· Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2003.
· Мотивация и деятельность: В 2 т. – М.: Педагогика, 1986.
· Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. – М., 1997.
· Психологические типы. М.: АСТ; СПб.: Университетская книга, 1996.
· Якобсон чувств и мотивации. – М., МПСИ, 1998.
· Практика и теория индивидуальной психологии. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
· Ахутина речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
o Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
· Бодров стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
· Божович такое воля // Семья и школа. 1981, № 1-4.
· де. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. – М., 1997.
· Братусь в России // Школьный психолог, № 29.
· Бурлачук в проективную психологию. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
· Пол и характер. – М., 1994.
· Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
· Вилюнас эмоций. – СПб, 2004.
· Введение в психологию. — СПб.: Питер, 2002. — 128 с.
· Наследственность таланта. – М.: Мысль, 1996.
· Ганзен целостных объектов. – Л., 1974.
· Гуревич интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 1980, № 2.
· Давыдов развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
· Психология в беседах с учителями. — СПб.: Питер, 2001. — 160 с.
· В мире эмоций. – Киев, 1987.
· Психология и педагогика мышления. – М.:Лабиринт, 1999.
· Истомина памяти. М., 1978.
· Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. // Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология. — М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
· Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. – М.: Прогресс, 1983.
· Климов стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.
· Психология принятия решений. – М., 1975.
· Основы психического развития. // Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология. — М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
· Куликов настроения. – СПб, 1997.
· Леви- Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
· Леви- Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994.
· Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, № 2.
o Магун и психология социальной деятельности личности. – Л.: Наука, 1983.
· Психология бытия. — М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. — 300 с.
· Обухова психология: теории, факты, проблемы. — М., Тривола, 1995.
· Орлов и самовоспитание характера. – М., 1987.
· Павлов свободы. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
· Петренко психосемантики. – Смоленск, 1997.
· Поддъяков дошкольника. – М.: Педагогика, 1977.
· Рабочая концепция одаренности. – М.: Магистр, 1998.
· Равич- и др. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 1999.
· Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.
· Творческое воображение. – СПб, 1901.
· Ришар активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. – М.: ИП РАН, 1998.
· Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 512 с.
· Русалов структуры темперамента. – М.:Смысл, 1992.
· Русалов и темперамент // Психологический журнал. 1993, № 6.
· Савенков ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001.
· Сахарный в психолингвистику: Курс лекций. – Л., 1989.
· Симонов мозг. – М., 1981.
· Скороходова я воспринимаю и представляю окружающий мир. – М., 1954.
· Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976.
· Субботина воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
· Поведение животных. – М.: Мир, 1985.
· Юревич кризис в психологии // Вопросы психологии, № 2.
· Введение в психоанализ: Лекции. — СПб.: Питер, 2001.— 384 с.
· О психоанализе. Пять лекций. // Хрестоматия по истории психологии. — Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 148-184.
· Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000.
· Психология мотивации достижения / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
· Холодная стили: о природе индивидуального ума. – М., ПЕРСЭ, 2002.
· Холодная интеллекта. – СПб.: Питер, 2001.
· Невроз и развитие личности. – СПб.: Питер, 2001.
· Черепанова стресс: помоги себе и ребенку. – М., 1996.
· Шапкин изучение волевых процессов. – М.: Смысл, 1997.
· Дифференциальная психология и ее методические основы. – М.: Наука, 1998.
· Эфроимсон гениальности (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // Человек. – 1997, № 2-6; 1998, № 1.
· Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И План ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – заочная (сокращенный срок обучения)