Истина объективна потому что

Объективность истины и преемственность научного знания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и критерии истины

Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его в том виде, в каком он самостоятельно существует, независимо от человека и его сознания.

Известно несколько форм истины:

В целом же существует столько форм истины, сколько видов занятий. Особое место отводится научной истине, которую характеризует несколько специфических признаков. В первую очередь это направленность на раскрытие сущности, что и является отличием от обыденной истины. Помимо того, научная истина системна, упорядоченность знаний в ее пределах, обоснованность и доказательность знаний.

Объективная истина – это такой тип содержания наших знаний, который не зависит от человека или целого человечества. Другими словами, объективная истина – это такое знание, содержание которого задается объектом, то есть оно отражается в той форме, в которой существует.

Вопрос, касающийся критериев истины, то есть обоснований достоверности суждений изучается в гносеологии, или теории познания.

Один из главных принципов диалектического подхода к познанию – это принцип конкретности истины, предполагающий в первую очередь точный учет всевозможных условий, в которых находится объект познания, выделение его главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

Принцип конкретности истины требует рассматривать факты не в соответствии с обобщенными схемами и формулами, а учитывая реальные условия и конкретную обстановку. Критерий истинности расположен не в мышлении как таковом и не в действительности, рассматриваемой за гранью субъекта. Если человек будет сравнивать свое понятие вещей с другими понятиями, достоверными, то он опосредованно будет сравнивать свое понятие и сам предмет.

Соотношение истины и заблуждения, абсолютности и относительности

Многие философы считали, что относительность истины заключена в самом объекте познания. Любой объект познания является по своей сути неисчерпаемым, изменчивым, обладающим множеством разных свойств. В связи с этим полное изучение объекта практически невозможно. Любая истина относительна, из-за того, что в ней объект отражен не полностью, а лишь его часть.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины выражает диалектику познания в движении к истине, а в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постичь истину в одном акте познания невозможно, познание – это продолжительный процесс.

Процесс познания протекает через несколько относительных истин, относительно верных отражений независимого от человека-объекта, к абсолютной истине, то есть максимально полному отражению рассматриваемого объекта.

Можно сказать, что относительная истина является своеобразной ступенью на пути к абсолютной истине. В относительной истине находят отражение крупицы абсолютной истины, и каждый шаг познания будет добавлять в знание об объекте все новые части абсолютной истины, что приближает к полному овладению абсолютной истиной.

Можно сделать вывод, что истина одна, и она объективна, так как в ней содержится знание, которое не зависит ни от человеческого желания, ни от всего человечества, но при этом она же и относительна, так как не дает исчерпывающих знаний относительно объекта.

Вместе с тем истина конкретна, так как свое значение сохраняет только для определенного времени, места и окружающих условий, а при их изменении может стать относительной истиной или ложью. Конкретность истины, с одной стороны, направлена против догматизма, которые игнорирует любые изменения, а с другой стороны, против релятивизма, которые отрицает объективную истину, формируя агностицизм.

Известно четыре основных доказательства относительности истины.

В философской литературе можно встретить точку зрения, в соответствии с которой относительная истина строится из объективной истины и заблуждения.

Заблуждение – это разновидность содержания сознания, которое не соответствует реальному положению дел, однако принимается в качестве истинного.

Например, идея о самозарождении жизни на Земле, которая только после работ Пастера была забыта. Или мысли о неделимости атомов, стремления алхимиков древности найти философский камень, посредством которого они смогут легко все превратить в золотые слитки. Заблуждение является результатом однобокого отражения окружающего мира, ограниченности знаний в определенный момент времени, а также сложности решаемых проблем.

Ложь – это целенаправленное искажение реальных событий, чтобы обмануть кого-либо.

Зачастую ложь выступает по маской простой дезинформированности, то есть подмены из корыстных побуждений достоверной информации на недостоверную, а истинного знания на ложное.

Даже практике не может выступать достоверным критерием истины. Это происходит из-за того, что в процессе любой практической деятельности человек соизмеряет, сопоставляет знания и объект, опредмечивает его, чем и устанавливает степень его соответствия объекту. Практика стоит на ступень выше теории в связи с тем, что у нее есть ряд достоинств не только в ее всеобщности, но и в непосредственной действительности, так как в практике могут быть воплощены знание, но при этом она остается предметной.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 08 2021

Источник

Истина объективна потому что

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Во-первых, это — объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что объективен материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сход¬ство с оригиналом. Поэтому-то в познании существует та¬кой-момент, который не зависит от нашего сознания, а все¬цело определен воздействием на него внешнего мира. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть объек¬тивная истина.

Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чув¬ственной ступени познания эта форма определена предыс¬торией человека и особенностями биохимических и физио¬логических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях ведем познание.

В-третьих, это — абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.

В-четвертых, это — относительность истины как при¬близительное, верное лишь при определенных условиях, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном раз¬витии, в то время как на каждом уровне познания мы име¬ем дело с его конечными формами. Выражение бесконеч¬ного в конечном возможно только благодаря упрощению действительности, которое и ведет к приблизительности, а следовательно, к относительности наших знаний. Отра¬жение, которое еще недавно было адекватным, через не¬которое время перестает быть таковым. Например, геоцен¬трическая концепция была заменена гелиоцентрической, подтвердив относительность наших знаний о мире. Точно также атомистическая теория, в которой утверждалась принципиальная неделимость атомов, просуществовала как абсолютная истина, начиная с учения Демокрита (V в. до н. э.) вплоть до XX в., когда был открыт электрон.

Се¬годня происходит пересмотр теории «большого взрыва» и вытекающих из нее таких проблем, как возраст нашей Вселенной, проблема мерности пространства, конечности и бесконечности мира. Если в естественных науках глав¬ная трудность познания сопряжена со сложностью и мно¬гообразием мира, то в социальных науках к этому прибав¬ляется и изменение самих законов и общих условий соци¬альных форм бытия.
Понятием истинности знаний пользуются все, но в раз¬ных философских направлениях ему придают различный смысл. Идеалистическая философия, в отличие от матери¬алистической, отрицает истину. Так в объективном идеа¬лизме она рассматривается как соответствие вещей их по¬нятиям (Гегель, современный неотомизм). Для субъектив¬ного идеализма соответствие понятий с вещами не может существовать, так как самих объектов либо вообще не су¬ществует, либо это соответствие никак нельзя установить. Поэтому вопрос об истинности сводится здесь к правиль¬ности тех методов и процедур, которые применяются, или к абстрактным критериям простоты, удобства или даже красоты теории (К. Поппер, неопозитивисты и др.).

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Что есть истина? Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

Чтобы установить соответствие длины двух стержней, достаточно приложить их друг к другу. Чтобы установить соответствие фотографии и оригинала, необходимо, чтобы они вызывали у нас сходные зрительные ощущения. Но как установить соответствие знаний, выражаемых в символической знаковой форме, физическим процессам, историческим событиям, процессам, происходящим в сознании других людей, в мире их внутренних переживаний?

В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то как в таком случае определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истинности знания.

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Для того чтобы можно было выявить этот критерий, немаловажную роль играет то обстоятельство, что информация, поступающая в мозг человека, отражает не просто природные и социальные объекты и процессы сами по себе. Она фиксирует их в процессе взаимодействия и изменения этих объектов самим человеком, осуществляющим предметно-орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности.

Не противостоя сознанию, практика является его основой и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Немаловажно и то, что практику надо брать во всем ее объеме, во всей сложности, подвижности, противоречивости, в тенденциях ее развития.

Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину. Процесс познания представляется все более полным и точным.

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Истина, оценки, ценности; факторы, стимулирующие и искажающие истину. Наше знание имплицитно, то есть в неявном виде, всегда содержит в себе сложную систему правил, в том числе и правила прагматические. Это значит, что из определенного вида знании можно извлечь определенные указания, рекомендации или нормы деятельности. Так, из утверждения «дом стоит на горе» можно вычитать правило: «тот, кто желает попасть в данный дом, должен подняться на данную гору». Если первое утверждение истинно, то правило, точнее его практическое осуществление, позволяет одновременно решить две задачи: подтвердить истинность правила и достичь цели.

Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и неоднозначная. В этом пункте теория познания должна учитывать реальный социальный и культурный контекст, в котором вырабатываются и используются знания. Бывают ситуации, когда знания намеренно или ненамеренно, бессознательно, искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.

Особую роль играет отношение к такого рода знаниям в тот период, когда разрабатывается концепция развития различных сфер общества, от которой зависят сами судьбы развития страны, народа. В этом случае историческая истина и социальная польза должны пониматься, как то, что выгодно подавляющему большинству членов общества, а не отдельным группам, стоящим у власти. Поэтому исследование взаимоотношений таких оценок познания, как полезность и истинность, бесполезность и ложность, «выгодность» или «невыгодность», составляет важную задачу теории познания, особенно при исследовании практической реализации наиболее актуальных видов и форм знания.

Источник

Что такое истина — ищем истинное трактование, определяем ее критерии и изучаем виды (абсолютная и относительная истины)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие истины часто упоминают преподаватели, учёные, религиозные деятели и другие представители интеллектуальной элиты.

Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

Логичность.

Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Частный случай субъективной истины – это правда.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Выводы

В этой статье вы прочитали более 10 определений этого сложного понятия. И во всех из них было кое-что общее. Истину нельзя потрогать или увидеть.

Люди придумали это абстрактное понятие для того, чтобы было удобно описывать свои стремления к познанию мира, проделанные в этом направлении шаги и достигнутые результаты. Стремление к истинному знанию – это топливо в двигателе познания мира.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Написано много, некоторые утверждения справедливы, другие выражают лишь субъективные представления. Но нет главного — определения истины. Видов правды очень много, у каждого человека есть своя правда, у каждого сообщества — своя (скомбинированная).

Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной. Истина одна и она всеобъемлюща: «Я есть Путь и Истина, и Жизнь». Истина — Бог и Его Промысел, или план всего творения, план Вселенной, ее суть от элементарной частицы до сверхгалактик, а на земле — от элемента до земного шара. В ней все: и законы бытия, и предназначения, и цели, и пути развития. Можно, конечно, и нужно изучать и рассматривать отдельные части и даже частицы, не забывая при этом о единстве мироздания и его разумном устройстве. Нельзя игнорировать Создателя!

«Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной.» — разумеется она одна, по вашей, мало чем обоснованной вере, где в противовес можно поставить другую веру, что бога нет и не может существовать в природе. У всех людей единственная истина, своя. Где для всех существ без исключения истина идёт в первую очередь из себя. Со своим поиском своего raison d’être. (Смысла существования)

Патриция, прошу без домыслов! Истина и вера — разные понятия. Законы природы не верою утверждаются. «Истина идёт в первую очередь из себя»? Каждый сам устанавливает силу тяготения, свой молекулярный состав, придумывает закон сохранения и превращения энергии?! Вы большой ученый! Пора выдвигать Вас на Нобелевскую премию.

Михаил, отличный комментарии! Я с вами абсолютно согласна. Истина ОДНА! Всё остальное это мнения и отклонения от Истины.

Большинство, даже верующие в Создателя, не видят / не знают Истины полностью, т.к. очень много мусора было придумано, чтобы затмить Истину. Столько учений о Создателе и его плане, но большинство лживы и противоречивы. Необходимо, много времени и терпения изучая, сравнивая и анализируя на пути к Правде. Но замечательно то, что если действительно хочется «докопаться» до Истины, то нужно просто попросить Создателя помочь в этом. «Двери» к истинному знанию необыкновенно чудным образом начнут открываться.

Спасибо за материал!

Без человека нет понятия об истине, потому суждение, что Земля вращается вокруг Солнца — это истина независящая от сознания человека, само по себе ложно.

На самом деле, все утверждения, что у каждого есть собственная истина, можно назвать ложными! Истина может быть только одна. А вот личные меркантильные интересы, действительно, могут быть у каждого свои.

У нее есть 2 фундаментальных свойства. Она вечна и неизменна. Она же есть Абсолютная. Относительной истины нет по самому определеию

Источник

Истина: объективное и субъективное, абсолютное и относительное. Критерии истины

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Истина – это адекватное и идентичное отражение объекта (в широком смысле – действительности) субъектом (в живом созерцании и мышлении), знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Первый и исходный признак истины – объективность, т. е. обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина – это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по форме: истина является таковой только для людей, которые познают ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях).

Истина – это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающее устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающее изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной объективной истины. Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Вопрос о разграничении истинного знания и заблуждения, лжи – это вопрос о критериях истины. В истории философии выдвигались разные основания для критериев истины: ясность и отчетливость знания (Р. Декарт); чувственные данные (Л. Фейербах); общезначимость (то, что признается многими людьми); прагматизм (то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху); конвенционализм (то, что соответствует условному соглашению); авторитетность (то, во что люди сильно верят, то, что соответствует мнению авторитетов) и т. д.

Критерий истины (греч. criterion – «мерило для оценки чего-либо») – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Мы можем выделить логические и практические критерии истинности знания. К логическим критериям можно отнести ясность, отчетливость, непротиворечивость, верифицируемость и не фальсифицируемость знания, его логическую обоснованность, доказанность. Основным критерием истины является общественная практика.

Истина объективна потому что. Смотреть фото Истина объективна потому что. Смотреть картинку Истина объективна потому что. Картинка про Истина объективна потому что. Фото Истина объективна потому что

Научные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она истинна. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми. Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

Проверка практикой на «истину» знания не есть одноразовый акт, не есть нечто неизменное, она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. Это значит, что критерий практики одновременно и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какое-либо теоретическое или иное положение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *