История народа принадлежит поэту что значит
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛариса Сенофонова
Похожие презентации
Презентация на тему: » «История народа принадлежит поэту». А.С. Пушкин. Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт-историк. Начиная с юношеского «Воспоминания.» — Транскрипт:
1 «История народа принадлежит поэту». А.С. Пушкин
2 Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт-историк. Начиная с юношеского «Воспоминания в Царском Селе» (1814) голос Клио –одной из девяти муз, покровительницы истории, – постоянно звучит в творчестве Пушкина. К нему, к этому «страшному гласу», он прислушивается всю свою жизнь, стремясь постигнуть ход истории, причины возвышения и падения, славы и позора великих полководцев и мятежников, законы, управляющие судьбами народов и царей.
3 Поражаешься, как много у него произведений исторического звучания. Вся русская история проходит перед читателями Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; Русь крепостная – в «Русалке», в «Борисе Годунове»; восстание Степана Разина – в песнях о нем; великие деяния Петра – в «Медном Всаднике», «Полтаве», «Арапе Петра Великого»; восстание Пугачева – в «Капитанской дочке»; убийство Павла I, правление Александра I, война 1812 года; история декабризма – в целом ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе «Евгения Онегина».
4 Наконец, он заявляет о себе как профессиональный историк. Плодом его тщательных архивных изысканий, поездок, расспросов стариков, изучения мемуарной литературы явилась «История Пугачева». Вслед за «Историей Пугачева» последовала работа над «Историей Петра» – грандиозная по замыслу и объему. Работу над этим произведением прервала роковая дуэль. Кроме того, в бумагах Пушкина остались наброски истории Украины, истории Камчатки. Пушкин намеревался написать также историю Французской революции, историю Павла I. Сохранились наброски, относящиеся к истории допетровской России.
5 За два с половиной месяца до кончины Пушкин сочиняет так и не отправленное письмо к П.Я. Чаадаеву, где уверяет, что «ни за что на свете не хотел бы переменить отечество и иметь другую историю».
6 Современность с ошеломляющей быстротой становилась историей. Такие грандиозные потрясения, как война 1812 года, как восстание декабристов в 1825 году, по масштабам своим, по значению для судеб народа были событиями эпохальными. История же – даже далекая переживалась остро, как современность, как нечто происходящее сейчас, которое могло снова повториться.
7 «Песнь о Вещем Олеге» 1 марта 1822 г. Пушкин переписал набело только что законченную «Песнь о Вещем Олеге» – одно из первых исторических произведений поэта. Еще в конце июля 1821 г. Пушкин в черновой тетради набросал следующий план: «Олег в Византию Игорь и Ольга поход». Портреты Олега и Игоря изображены в верхней части того же листа и отчасти перекрывают начало какого-то письма на французском языке.
8 «Борис Годунов» Характерно, что резкое обострение интереса Пушкина к трагедийным событиям истории страны происходит в самый канун декабрьского восстания: «Бориса Годунова» поэт заканчивает 7 ноября 1825 года. То есть историческая трагедия Пушкина не была уходом в прошлое, создание ее не было вызвано желанием отвлечься от злободневных тревог современной жизни. Произведение это, оставаясь историческим в подлинном смысле этого слова, было в то же время остро злободневным. Поэт словно провидит, предчувствует и предрекает конец царствования Александра I, описывая конец царствования Бориса Годунова. Он настолько уверен в этом, что решается на прямое пророчество, определяя срок своего возвращения из ссылки при новом правлении.
9 19 октября 1825 года, когда рукопись «Бориса Годунова» лежала перед ним почти в готовом виде, он пишет лицейским друзьям: Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюся к вам! Предсказание исполнилось поразительно точно: осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки.
10 «История Пугачева» Сначала было создано произведение историческое – Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где еще живы были люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. В результате Пушкин создал первую в исторической науке документированную биографию вождя крестьянского восстания, в условиях жесткой цензуры сумел достоверно описать многие обстоятельства его жизни.
11 Сам Пушкин гордился высоким профессионально- научным уровнем «Истории Пугачева» – тем, что он впервые ввел в научный оборот «исторические сокровища», а именно: множество неизвестных документов, писем, свидетельств, мемуаров, тем, что все это было проанализировано с добросовестностью и осмотрительностью исследователя. «Я прочел все, что было напечатано о Пугачеве, – писал Пушкин, – и сверх того 18 толстых томов in volio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».
12 «Полтава» Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого».
Конкурс знатоков истории и литературы «История народа принадлежит поэту»
Разработка конкурса знатоков истории и литературы.
Посвящается А.С. Пушкину
Конкурс организуется учителем истории и проводится как урок-игра или во внеурочное время. Участники конкурса – девятиклассники; устраивается состязание двух команд.
Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях. Некоторые вопросы и задания предполагают воспроизведение сведений, полученных на уроках, другие посильны участникам, глубоко интересующихся историей и литературой, обладающих гуманитарной эрудицией.
Музыкальное вступление. Чайковский “Апрель”.
… Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец –
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами…
А.С. Пушкин. “Вольность”. 1817 г.
Ведущий: Н.М.Карамзин в своей “Истории государства Российского” провозгласил: “История народа принадлежит государю!” Будущий декабрист Никита Муравьёв возражал: “История принадлежит народу”. За этим крылась позиция демократическая, антимонархическая.
Пушкин выдвигает своё кредо: “История народа принадлежит поэту”. И это не просто красивая фраза. Что она означает? Поэт сам отвечает на этот вопрос: осмысление, исследование истории литературно-художественными средствами.
Пушкин первый и единственный поэт-историк. Историзм для Пушкина – средство разобраться в настоящем, понять, “куда влечёт нас рок событий”.
Вся наша история проходит перед читателями Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в “Песне о вещем Олеге”, в сказках; Русь крепостная – “Русалке”; в “Борисе Годунове”; восстание Степана Разина – в песнях о нём; великие деяния Петра – в “Медном всаднике”; в “Арапе Петра Великого”; восстание Пугачёва – в “Капитанской дочке”; правление Александра I, война 1812 г., история декабризма – в ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе “Евгения Онегина”.
Сегодня мы проведём викторину по произведениям А.С. Пушкина, в которых он выступает не просто как поэт-писатель, но и как историк.
1-й тур
Посвящён начальной поре творчества поэта и его изгнанничеству.
(На подготовку отводится 30 секунд. Все вопросы оцениваются в 3 очка).
1. С осени 1819 г. по лето 1820 г. Пушкин состоял в Петербургском литературном обществе “Зелёная лампа”.
Вопрос: С каким тайным политическим обществом была связана деятельность “Зелёной лампы”?
“Союз благоденствия” – одна из ранних организаций будущих декабристов.
2. Музыкальный критик В.Ф. Одоевский в 1842 г. выступил со статьёй об опере, написанной на сюжет поэмы Пушкина: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, – черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его. Он цветок нежный и цветёт лишь один раз в столетие”.
Вопрос: О какой опере идёт речь? К какому времени истории русского государства относятся события, о которых повествуется в поэме?
Глинка. Опера “Руслан и Людмила”. Действие поэмы отнесено ко временам Киевского князя Владимира Красно Солнышко.
3. До правительства дошли слухи о дерзких стихах и эпиграммах Пушкина на политические темы.
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном,
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел –
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел.
Вопрос: О каком императоре пишет Пушкин? Как он оценивает деятельность этого императора?
4. Пушкин был современником графа Алексея Андреевича Аракчеева. Он написал на него знаменитую убийственную эпиграмму “На Аракчеева”:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести…
Вопрос: Почему период русской истории с 1815 по 1825 гг. стали называть аракчеевщиной?
Александр I пожаловал Аракчеева в управители России. Он назначил графа представителем Военного департамента Государственного совета. Символом деятельности Аракчеева стали “военные поселения”. Их смысл состоял в том, что многие военнослужащие наряду со службой должны были заниматься сельским хозяйством, а крестьяне, находившиеся в зоне деятельности воинских частей, должны были нести в свободное от сельхозработ время военную службу.
Система военных поселений, основанная часто на грубом попрании человеческой личности, просуществовала до 1857 г.
Ведущий: Весной 1820 г. Пушкин отбыл в “мягкую, “воспитательную” ссылку на юг: в начале – Кишинёв, потом – Одесса.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос.
Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в единый поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи, но не изменившем главной своей любви – внутренней свободе. Единственное, что выше сил Пушкина – это “даровать свободу” своим творениям – далеко не все они из-за цензуры могли появиться в печати, по крайней мере, в неискажённом виде. Возможно, в стихотворении “Птичка” (1823 г.) поэт говорит об этом.
5. В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Вопрос: О каком старинном русском обычае говорит Пушкин в этом стихотворении?
Существовал старинный русский обычай – в день Благовещенья, 25 марта, выпускать на волю птиц из клеток. В последних строках этого стихотворения Пушкин с большой силой и поэтичностью выражает своё горячее стремление к свободе.
Ведущий: В Михайловском Пушкин много работает над романом в стихах “Евгений Онегин”, начатом ещё на юге в 1823 г. Несколько вопросов посвящены этому роману.
1. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
“Когда же чёрт возьмёт тебя!”
2. Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Вопрос: Что в пушкинское время представлял собой способ передвижения “на почтовых”? Какой способ передвижения ещё существовал в тот период?
В пушкинское время существовало два способа передвижения на дальние расстояния: на “почтовых”, т.е. на казённых лошадях, и “на долгих”, или “на своих”, т.е. на собственных лошадях.
7. Вторая глава романа знакомит нас с семьёй Лариных, с деревенской жизнью. Мы знаем, что мать Ольги и Татьяны успешно занималась хозяйством. В строфе XXXII мы читаем:
Вопрос: Что означает выражение “брила лбы”?
“Брила лбы” – отдавала своих крепостных в солдаты. При сдаче в солдаты рекрутам выбривали волосы надо лбом.
Как звали отца Татьяны и Ольги Лариных? Какой чин он занимал на государственной службе? Военной или гражданской?
Только XXXVI строфа 2-й главы даёт нам ответ на этот вопрос. Мы читаем:
…Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.
Согласно “Табели о рангах”, опубликованном в 1722 г., чин бригадира на военной службе соответствовал чину статского советника на гражданской.
9. Седьмой главе поэмы предшествуют три эпиграфа.
1-й: Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать? Дмитриев. “Освобождённая Москва”.
2-й: Как не любить родной Москвы? Баратынский. Поэма “Пиры”.
3-й: Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.
Вопрос: Из какого литературного произведения взят третий эпиграф?
Третий эпиграф к седьмой главе взят из комедии Грибоедова “Горе от ума”.
10. Описывая быт деревенских помещиков, Пушкин говорит:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Вопрос: Когда на Руси пели подблюдные песни и почему они так называются?
Подблюдные песни – народные обрядовые песни, исполнявшиеся на святках при гаданиях. Девушки, гадая, опускали кольца в блюдо с водой и вынимали их под эти песни.
2-й тур. Кому принадлежат слова?
Русские писатели о Пушкине
(по 2 вопроса к команде)
Командам раздаются по две карточки с цитатами о творчестве
1. “Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко…”
а) М.Ю. Лермонтов;
б) Л.Н. Толстой;*
в) Н.А. Некрасов.
2. “Он (Пушкин) дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами и едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни”.
а) Ф.М. Достоевский;
б) А.А. Фет;
в) И.С. Тургенев*.
3. “При имени Пушкина тотчас осеняем мысль о русском национальном поэте. В само деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, какой он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте и такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.
а) Ф.И. Тютчев;
б) Н.В. Гоголь;*
в) А.П. Чехов.
4. “Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы; и поэтому простор и свобода для всякого бесценные, для него были, сверх того, могущественными вдохновителями. В нашем же тесном и душном заточении природу можно было видеть через железные решётки, а о жизни людей только слышать”.
а) И.И. Пущин;*
б) Е.А. Баратынский;
в) П.А. Вяземский.
3 тур. Русский литературный анекдот.
Ведущий. Расцвет этого жанра пришёлся на пушкинскую эпоху. Тогда анекдот уже не просто был реальным и полноправным участником литературного процесса, но и начал осмысляться как достаточно важный и ценный элемент культуры. Под анекдотом в пушкинское время понимали и исторические сочинения, и литературные портреты. Но в основе литературного анекдота лежал необычный случай, невероятное реальное происшествие.
Финал анекдота придаёт всему рассказу особую остроту и прелесть, вводя его в атмосферу подлинного творчества.
Наследие старинных русских рассказчиков и острословов не должно быть забыто.
1. Пушкин, участвуя в одном журнале, обратился письменно к издателю с просьбой выслать гонорар, следуемый ему за стихотворение. В ответ на это издатель письменно же спрашивал: “Когда желаете получить деньги, в понедельник или во вторник, и все ли двести вам прислать разом или пока сто?”
На этот вопрос лаконично последовал ответ Пушкина: (какой именно?).
(Ответ: “Понедельник лучше вторника тем, что ближе, а двести рублей лучше ста тем, что больше”).
2. Однажды Пушкин, гуляя по Тверскому бульвару, повстречался со своим знакомым, с которым был в ссоре. Подгулявший N, увидя Пушкина, идущего ему навстречу, громко крикнул:
– Прочь шестёрка! Туз идёт!
Всегда находчивый А.С. Пушкин ничуть не смутился при восклицании своего знакомого.
Вопрос: Что ответил Пушкин?
(Ответ: – Козырная шестёрка и туза бьёт… – преспокойно ответил он и продолжил путь дальше).
3. Кто-то желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
– Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашёлся:
Вопрос: Каков был ответ Пушкина?
(Ответ: – Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись).
4. Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал про себя какую-то книгу.
Сам граф лежал на диване. На полу около письменного стола играли его двое детишек.
– Саша, скажи что-нибудь экспромтом… – обратился граф к Пушкину. Пушкин мигом, ничуть не задумываясь, скороговоркой отвечает:
– Детина полоумный лежит на диване.
– Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич, – строго проговорил он.
– Ничуть… Но вы, кажется, не поняли меня… Я сказал…
Вопрос: Что сказал Пушкин?
(Ответ: – Дети на полу, умный лежит на диване).
5. Спросили у Пушкина про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?
Пушкин отвечал строго и без желания поострить.
Вопрос: Что ответил Пушкин?
(Ответ: – Не знаю, ведь я с ней разговаривал по-французски).
6. Пушкин говаривал про Д.В. Давыдова: “Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают…”
Вопрос: Что же думают про Давыдова писатели?
(Ответ: – Писатели про него думают, что он отличный генерал).
4 тур. “Что за прелесть эти сказки!”
Блиц-турнир для капитанов
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь (Жена).
Не хочу быть чёрною крестьянкой,
Хочу быть … (столбовою дворянкой).
История народа принадлежит поэту
МОУ «Красногрбатская средняя общеобразовательная школа»
«История народа принадлежит поэту»
Выполнила ученица 8а класса
п. Красная Горбатка
II. «История народа принадлежит поэту»:
1) Роль лицея в становлении Пушкина как историка.
Пушкина на причины трагических событий в истории.
4) «Тот подлец, кто не желает перемены правительств в России!»
5) «Я пророк, ей-богу пророк!»:
IV. Список литературы.
«История народа принадлежит поэту»
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец –
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами.
Пушкин выдвигает своё кредо: «История народа принадлежит поэту». И это, в свою очередь, не просто красивая фраза.
II. «История народа принадлежит поэту»
1) Роль Лицея в становлении Пушкина как историка
Начало размышления Пушкина о путях исторического процесса было положено лекциям лицейских профессоров.
С особой торжественностью возвещалось, что телесные наказания в Лицее запрещаются. Устанавливались совершенно необычные для того времени, можно сказать, «демократические» нормы взаимоотношений между воспитанниками, а также их отношения с профессурой и служителями. В одном из лицейских документов говорилось: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место, пока не исправиться». В отношении служителей, то есть прислуги, говорилось, что воспитанникам запрещается кричать на них, «бранить их, хотя бы они были и крепостные люди». С профессурой устанавливались отношения не только официальные. Лицеисты, как потом повелось, бывали в семьях профессоров, проводили с ними вечера в беседах и чаепитии.
Всё это породило благодатную атмосферу свободного, равного общения, доверительности, душевной открытости. Особое значение для братского сплочения лицеистов, для их «неразрывной отрадной связи» имело то обстоятельство, что воспитанники должны были прожить вместе все шесть лет безвыездно. Запрещались даже отпуска на каникулы. Родным дозволялись посещения только по праздникам. Этот замкнутый, своеобразный мирок образовал скоро «лицейскую республику» под боком у монарха: в итоге первый выпуск Лицея дал результаты, на которые учредители заведения при всём своём либерализме и не рассчитывали.
Не случайно пушкинский выпуск считался впоследствии «рассадником свободомыслия», а для двора само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов. Слава Лицея как питомника декабристов вышла даже за пределы России.
Разумеется, система преподавания в Лицее сама по себе не преследовала цели воспитывать бунтарей и тираноборцев. Но достаточно было уже и того, что она способствовала быстрому умственному созреванию лицеистов, развивала у них критическое, самостоятельное мышление.
Но как бы хороши ни были одни преподаватели и гувернеры и как бы ни были дурны другие, всё это ещё мало объясняет, почему Лицей стал купелью гения Пушкина, почему из стен его вместе с поэтом вышло столько характеров сильных, умов блистательных. Состав преподавателей мало изменился и в последующие годы, однако ни один последующий выпуск несравним с пушкинским.
Ответ на этот вопрос следует искать ещё и в особенностях политической и духовной жизни России в тог период, когда Пушкин был лицеистом, когда расцветала его муза.
Рождение Пушкина как поэта совпало с духовным рождением нации, с утверждением русского народа как народа великого и самобытного, призванного к гигантским историческим свершениям на мировой арене. Для этого утверждения и понадобилось такое потрясение, как Отечественная война 1812 года.
Без войны 1812 года, вернее, без победы над Наполеоном в этой войне, Пушкина как великого национального русского поэта не было бы, как не было бы и декабристов.
Вся бурливая и переменчивая полоса годов, совершенно исключительная для России по насыщенности событиями и «клокотанию умов», была периодом лицейской жизни первого, пушкинского выпуска, вся она «прокатилась» через юное сознание, воспламенила сердца лицеистов, породив «души прекрасные порывы».
Пушкин в это время «днюет и ночует» у офицеров лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Внимательно слушает их речи. Впитывает в себя их мысли и чувства, проникается их настроениями, размышлениями; провожает войска в поход к Можайску, Бородину, Москве, на поля жестоких сражений. «Воспоминания в Царском Селе» запечатлели в своих звучных строфах все эти события, начиная с мрачных дней отступления к Смоленску, когда
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают.
до битвы на полях Бородина, до пожара Москвы. Завершает повествование о бедах и горестях народных широкая картина общего патриотического подъема, подвигнувшего всю нашу Родину на решительный бой с врагом.
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем возжены.
Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря.
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
— Тиран и народ. Задушенный душитель вольности. Вот тема для поэта!
Пушкин вскочил на большой стол у окна, растянулся на нём (в его привычках было писать лёжа) и тут же, глядя на мрачный дворец, написал большую часть знаменитой оды «Вольность». На следующий день он принёс её Тургеневым оконченную и переписанную набело.
Она произвела действие взрывчатое; спокойно читать её невозможно, каждая строка разила, жгла, влекла в бой, клеймила позором:
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Никогда ещё после Радищева поэтический стих на Руси не звучал так набатно, так обличительно, гражданственно:
Увы! куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слёзы;
Везде неправедная Власть
В сгущённой мгле предрассуждений
И Славы роковая страсть.
Поэт обращается к истории Франции и России, чтобы понять истоки тирании. Они там, по мнению поэта, где нарушаются принципы сочетания «вольности святой»,, с законами «естественного права и равенства», где закон необязателен для владык и для народа.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Смелость неслыханная: восемнадцатилетний поэт даёт уроки царям и народам, угрожает им «страшным голосом Клии»! Имя Пушкина сразу стало известно всей читающей России (ода расходилась в списках). Не было такого образованного офицера, который не знал бы оды «Вольность», «Деревню», «К Чаадаеву» наизусть.
4) «Тот подлец, кто не желает перемены правительств в
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Глубокое разочарование охватило русское общество после триумфальной победы над Наполеоном и возвращением наших войск из Парижа. Александр I никак не оправдывал надежд, которые на него возлагались либеральными кругами.
Бунтом была чревата не только деревня, все слои населения имели основания быть недовольными правлением Александра I.
Понятны теперь пушкинские слова: тот подлец, кто не желает перемен правительства в России!
Кипела политическими страстями Франция, в Испании восставший народ заставил короля объявить конституцию, бурлили Португалия и Италия («тряслися грозно Пиренеи, вулкан Неаполя пылал. «), Греция боролась за освобождение от турецкого ига. Казалось, в одной только России часы истории остановились, и стрелки их по-прежнему показывали здесь середину давно прошедшего XVIII с его дикими феодальными обычаями. Как и в XVIII веке,
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея.
Пушкин (если судить по десятой главе «Онегина») был осведомлён о ходе развития декабристского движения, о помыслах и речах чуть ли не каждого из главных заговорщиков.
В политических беседах с ними созревали его собственные взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Пути политического переустройства России Пушкин пытался найти в истории страны.
5) «Я пророк, ей-богу пророк!»
Политика и история для Пушкина неразрывны. Его политические умонастроения невозможно понять, не принимая во внимание взглядов исторических. И, с другой стороны, именно насущный политический интерес, больные проблемы России «теперешней» побудили Пушкина глубоко заняться историей своей страны. Происходящие на глазах поэта события осмысливались им как нечто, придающее новый смысл цепи событий уже прошедших, а само строение этой цепи позволяло угадывать их дальнейший ход.
Современность с ошеломляющей быстротой становилась историей. Такие грандиозные потрясения, как война 1812 года, как восстание декабристов в 1825 году, по масштабам своим, по значению для судеб народа были событиям эпохальным.
Знаменательно, что резкое обострение интереса Пушкина к трагедийным событиям истории страны происходит в самый канун декабрьского восстания: «Бориса Годунова» он заканчивает 7 ноября 1825 года. Поэт словно провидит, предчувствует и предрекает конец Александрова царствования, описывая конец царствования Бориса Годунова. Он настолько уверен в этом, что решается на прямое пророчество, определяя срок своего возвращения из ссылки при новом правлении. 19 октября 1825 года, когда рукопись «Бориса Годунова» лежала перед ним почти в готовом виде, он пишет лицейским друзьям:
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье;
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
Предсказание исполнилось поразительно точно: осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки.
Когда поэт создавал «Бориса», перед взором его стоял не только цареубийца Александр I. Его замысел бесконечно шире нравоучительной аналогии двух царствований. Пушкина занимает, прежде всего, вопрос о природе народного мятежа, о мнении народном, которое сильнее неправой власти державной и которое рано или поздно карает эту власть. В этом и есть отход от чисто просветительского понимания истории.
Народное мнение и есть «Клии страшный глас», прозвучавший смертным приговором над Годуновым. Проклятие тяготеет и над его сыном Феодором. И потому боярин Пушкин уверен в победе самозванца Димитрия. Когда Басманов, командующий войсками Феодора, говорит с усмешкой превосходства боярину Пушкину, что у Димитрия войска «всего-то восемь тысяч», Пушкин отвечает, нимало не смущаясь:
Ошибся ты: и тех не наберёшь –
Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только сёла грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют,
А русские. да что и говорить.
Перед тобой не стану я лукавить;
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
А мнением; да! Мнением народным.
Трагедия окончена Пушкиным за месяц до восстания на Сенатской площади. Срока восстания он, конечно, не знал. Но то, что восстание назревает, он не мог не чувствовать. Не мог не размышлять он о его удаче или неудаче, будет ли оно поддержано мнением народным? Будут ли царские генералы с восставшими? Почему бы и нет? Было известно, что генерал Ермолов, адмирал Мордвинов втайне сочувствуют заговорщикам.
Далёкий предок поэта, выведенный в трагедии, безоговорочно на стороне «бунтовщиков», и Годунов бросает по его адресу: «Противен мне род Пушкиных мятежный». К этому роду с гордостью причисляет себя и сам поэт. Сам он сердцем всегда на стороне мятежа, на стороне восставших и во времена былые и в настоящем.
— Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Увы! Молчал народ и после расстрела на Сенатской площади в декабре 1825 года.
Мнение народное произнесло свой приговор над Борисом Годуновым, убийцей царевича Дмитрия, произнесло устами юродивого:
— Нельзя молиться за царя-ирода!
Но и тот, который воспользовался именем Димитрия и стал орудием возмездия, орудием суда истории, запятнал себя детской кровью.
Да здравствует царь Димитрий Иванович?! Народ молчит. И в этом молчании вновь слышится «Клии страшный глас».
— Нельзя молится за царя-ирода!
Пушкин был пророком.
И в те же примерно месяцы, когда Пушкин писал «Бориса», из-под его пера вышло стихотворение «Андрей Шенье», посвященное молодому французскому поэту, казнённому во времена якобинской диктатуры. В его уста Пушкин вкладывает такие слова:
Мы свергнули царей.
Убийцу с палачами Избрали мы в цари.
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая, нет,- не виновна ты.
В порывах буйной слепоты,
В презренном бешенстве народа,
Сокрылась ты от нас; целебный твой сосуд
Завешен пеленой кровавой;
Но ты придёшь опять со мщением и
-И вновь твои враги падут;
Народ, вкусивший раз твой нектар
Всё ищет вновь упиться им;
Как будто Вакхом разъярённый,
Он бродит, жаждою томим;
Для раннего Пушкина были характерны приёмы исторической «перелицовки» сюжетов, прямого наложения прошлого на настоящее. Тогда это было выражением самого отношения Пушкина к истории, чертой его незрелого ещё исторического мышления. В последующие годы, усвоив подлинно исторический взгляд на события прошлого и настоящего, Пушкин всё же иногда продолжает сознательно пользоваться прежними приёмами для того, чтобы зашифровать свои мысли и настроения, выдать их за мысли и настроения того или иного исторического лица.
Ты презрел мощного злодея;
Твой светоч, грозно пламенея,
Жестоким блеском озарил
Совет правителей бесславных;
Твой бич настигнул их, казнил
Сих палачей самодержавных;
Твой стих свистал по их главам;
Ты звал на них, ты славил Немезиду;
Ты пел Маратовым жрецам
Шенье (а в действительности сам Пушкин) обращается к тирану (то есть Александру) с резким обличением и зловещим пророчеством:
Моей главой играй теперь:
Она в твоих когтях.
Но слушай, знай, безбожный:
Мой крик, мой ярый смех преследует тебя!
Пей нашу кровь, живи, губя:
Ты всё пигмей, пигмей ничтожный.
И час придёт. и он уж недалёк:
Падёшь, тиран! Негодованье
Воспрянет наконец. Отечества рыданье
Разбудит утомлённый рок.
Без сомнения, именно эти строки имел в виду Пушкин, когда, узнав о смерти Александра I, писал: «Я пророк, ей-богу, пророк! Я «Андрея Шенье» велю напечатать церковными буквами. «
Наиболее сильные строки из «Андрея Шенье» с надписью «На 14 декабря» широко распространялись в списках после декабрьского восстания. Теперь они были обращены к НиколаюТ
Накануне казни декабристов с особой остротой читались по России такие строчки из «Андрея Шенье»:
Заутра казнь, привычный пир народу:
Но лира юного певца
О чём поёт? Поёт она свободу:
Не изменилась до конца!
После событий, 1825 года Пушкин попадает в удушающие объятия Николая, поэт рвался уехать из России, уехать куда угодно, но Николай «объятий» не разжимал. И Пушкину оставалось действовать только, так сказать, легальными средствами. В этом видел он свой святой долг перед погибшими и сосланными, перед Россией!
Поэт ищет в истории русской образ правителя, который мог бы служить примером и укором для Николая. И обращается к личности Петра I. В Петре Пушкина привораживала мятежная натура, личность, не желающая плыть по течению.
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав. –
Ужо тебе. » И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось.
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне.
Этого жалкого выкрика бедного безумца оказалось достаточно, чтобы «горделивый истукан» потерял покой, чтобы он снялся со своего торжественного пьедестала и бросился в погоню за обидчиком! Евгений смертельно испуган, но ведь и Всадник ранен этой угрозой не на шутку, если с сатанинским рвением преследует свою жертву.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
И что же? Где опустил гордый конь свои копыта минуту спустя? На мостовую, в суетной погоне за сумасшедшим! Какая дума теперь на челе Всадника? Догнать, разорвать, отомстить, повергнуть! Забыв о своем державном, монументальном величии, о великих думах, он теперь просто преследователь жалкой жертвы.
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
Всегда народ к смятенью тайно склонен:
Так борзый конь грызет свои бразды.
Но что же? Конем спокойно
Конь иногда сбивает седока.
В начале XIX века никто на Западе, наверное, и не подозревал о какой-то особой «русской душе». В русских барах, разъезжающих по заграницам, видели богатых представителей полуварварской страны, которые настолько стыдятся её, что из кожи лезут вон, чтобы больше походить на иностранцев, и у которых, видимо, родной язык настолько беден, что они даже между собой не говорят по-русски. Чацкий у Грибоедова имел основания посетовать:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Мы все ощутили себя русскими с появлением Пушкина. С ним мы почувствовали, что значит быть русским, с ним научились испытывать гордость за русский народ, за его славную историю. С ним исполнились веры в великое будущее России.
Есть в пушкинском творчестве вообще и в поэзии его в особенности одна характерная черта. Его творчество не расслабляет читателя, не вгоняет его в пустую мечтательность, в тоску и меланхолию, в тупик безысходности, не бьёт по нервам. Оно всегда удивительно жизнеутверждающе. Оно оставляет свет надежды в самых безнадёжных, трагических ситуациях. Оно продолжает оставаться таким и в Михайловской ссылке, и в страшном 1826 году, и во всё последующее время удушающего николаевского правления. Как бы ни было самому поэту тяжело и безысходно, он остаётся в своём творчестве щедрым дарителем света и тепла, мудрости и глубины, уверенности и достоинства.
Скольким людям пушкинская поэзия помогла выжить, не сломиться, не согнуться в самые тяжёлые моменты! Они припадали к пушкинской поэзии, как чистому роднику, и заряжались энергией и надеждой.
И потому-то без Пушкина не утвердилась бы столь прочно вера народа в своё величие, в свою талантливость, в своё высокое историческое призвание в духовной работе всего человечества. Можно согласиться с Достоевским: «. не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой (в какой это явилось потом, хотя всё ещё не у всех, а у очень лишь немногих) наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов».
IV. Список литературы
2. Коровина в школе. – М.: Просвещение, 197с.
4. Маймин и творчество. – М.: Правда, 1990. – 327с.
7. России первая любовь: сборник / Сост М.: книга – 1983. – 240с.