Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех

Видео мастер-класса «Секрет успеха управленческих систем», проведенного гуру менеджмента Ицхаком Адизесом эксклюзивно для слушателей ИБДА РАНХиГС

26 января в ИБДА РАНХиГС выступил один из ведущих мировых экспертов в вопросах лидерства и менеджмента, эффективности ведения бизнеса и государственной службы Ицхак Адизес. Он провел закрытый мастер-класс для слушателей ИБДА: «Секрет успеха управленческих систем».

Ицхак Адизес является научным консультантом программ ЕМВА и МВА ИБДА.
Предлагаем вашему вниманию видео, отснятое в этот день.

Краткое содержание лекции Ицхака Адизеса

При этом компания успешна настолько, насколько хорошо мышление тех, кто в ней работает, а соображения одного человека недостаточно. В этой связи цель обучения в России именно в том, как начать взаимодействие в компании. Причиной сложившегося в нашей стране корпоративного поведения доктор Адизес назвал культуру страха, которая пришла еще со сталинских времен. Эту автократичность сложно изменить, а кроме этого необходимо учитывать следующие особенности: если дать свободу тем, кто привык к автократии, то получается анархия, люди привыкли к руководителям-автократам. Получается некий замкнутый круг.

Если говорить о ситуации в мире, цены на нефть упали, поскольку возник избыток предложения: открыты новые месторождения, а государства стараются переходить на альтернативные источники энергии. В этих обстоятельствах России необходимо изменить структуру экономики, должны быть созданы новые отрасли, а предпринимательство плохо развивается в атмосфере страха. Поэтому так необходимо ощущение безопасности, отсутствие боязни государства и уверенность в верховенстве закона.

Затем эксперт пояснил действие культуры доверия на примере распространенной поговорки: «Что-то даешь, а что-то берешь». Выражение звучит по-разному в разных странах, и там, где последовательность действий иная, как раз распространены проблемы с культурой доверия (например, Ближний Восток). При культуре взаимного уважения и доверия возникает открытость и дух предпринимательства, вследствие чего происходит рост экономики. То есть дело совсем не в природных ресурсах (Швейцария, Япония). Управленцы и работники, правительство и бизнес должны быть объединены.

Ицхак Адизес выделил факторы, которые помогают создать необходимую корпоративную культуру (по восходящей важности):

Выступление эксперта собрало полный зал и вызвало большой интерес. Отвечая на вопросы собравшихся, гость отметил, что во время кризиса важно сосредоточиться на внутренней работе и изменениях.

Источник

Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех

«Добейся успеха!» Эти слова каждый слышал не раз. Но как же это сделать? Доктор Ицхак Калдерон Адизес — один из самых известных бизнес-консультантов мира, который работал с компаниями в 52 странах, и автор многих книг, вышедших в МИФе, предлагает собственный взгляд на суть успеха.

Путь к пониманию

Я потратил полвека на то, чтобы методом проб и ошибок убедиться в одном занимательном факте: моя мама, у которой даже не было начального образования (в те времена для женщин учеба считалась необязательной), была права. Но об этом расскажу немного позже. А пока начнем с рассмотрения вопроса. В чем секрет успеха абсолютно любой системы?

Есть такая формула:

Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть картинку Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Картинка про Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех

Поясню, что здесь имеется в виду.

Внешняя интеграция — это способ, которым организация или любая другая система связана с окружением, внешней средой. Ни система, ни человек, ни семья, ни компания и ни страна не существуют в вакууме.

В бизнесе внешняя интеграция измеряется при помощи выяснения, какую долю рынка занимает компания, размерами ее прибыли, количеством повторных продаж, добавленной экономической ценностью (EVA), коэффициентом возврата инвестиций (ROI), чистым доходом на акцию и другими показателями. Если говорить о человеке, то высчитать внешнюю интеграцию можно путем оценки его профессиональных успехов, карьерного роста, статуса в обществе, заработка, высотой положения в иерархии организации. Для государства этими определяющими параметрами будут платежный баланс, среднегодовой доход на душу населения, рост экономики, торговая конъюнктура.

Внутренняя дезинтеграция — сущность другого порядка: это внутренние проблемы и препятствия, которые можно наблюдать в организациях. Например, сплетни и слухи, недопонимание, подлости, разочарование и неудовлетворенность в работе, текучка кадров и другие проявления дезинтеграции.

Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть картинку Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Картинка про Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех

В личной жизни внутренняя дезинтеграция есть функция всей неразберихи, что «живет» в наших мыслях: сомнений, недоверия и отсутствия самоуважения и в сочетании с самыми деструктивными видами нашего поведения. В стране дезинтеграция проявляется как дискриминация в обществе, где конфронтации случаются часто и по любым поводам, будь то пол, вероисповедание, принципы, национальность или цвет кожи.

Формула успеха раскрыта.

Вопрос заключается в следующем. Как эта формула предопределяет успех?
Предлагаю мое собственное объяснение.

Из курса физики мы знаем, что энергия постоянна (статична). Я понял, что запасы этой статической, фиксированной энергии имеются в любой системе. Сначала она тратится на то, чтобы справиться с внутренней дезинтеграцией, и только после этого ее остаток перетекает на внешнюю интеграцию.

Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть картинку Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Картинка про Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех

Энергия есть везде, – источник.

Например, если вы заболели, то на все остальное сил у вас будет не очень-то и много. А в компании, где дезинтеграция сильна, большая часть энергии уйдет на то, чтобы защититься, cохранить политическую и управленческую силу отдельных сотрудников и их положение.

Скажем, менеджер приходит на заседания рабочей группы, хотя этого совсем не хочет, на должен. И все ради того, чтобы сохранить собственное положение в компании.

Каков вывод? Нужно стремиться к уменьшению дезинтеграции. Тогда освободится гораздо больше энергии на внешнюю интеграцию, а следовательно, появятся серьезные шансы на успех.

Дезинтеграция как болезнь

Что же все-таки значит «внутренняя дезинтеграция»? Предлагаю определить этот термин через его противоположность. Как минимизировать дезинтеграцию? Правильно. Только повысив интеграцию.

А что такая внешняя интеграция? Как можно описать интегрированную организацию?

Интеграция соотносится со здоровьем, а дезинтеграция — с болезнью.

Вспомните, что мы говорим о физически или душевно больном человеке? Он разбит. То же самое и в отношении семьи или целого государства. Поделен на части. Дезинтегрирован.

Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Смотреть картинку Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Картинка про Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех. Фото Ицхак адизес что такое менеджмент телеканал успех

Итак, в чем же секрет успеха?

Во-первых, не во внешней интеграции. Это лишь результат, «побочный эффект» успеха. Итог. Нужно понять, что же способствует успеху первоначально. Получается следующее.

Успех — это не внешняя, но внутренняя интеграция. Здоровое состояние системы.

Разве это не отражено во многих языках: русском, испанском, английском, иврите? «Здравствовать» означает «быть здоровым», и мы говорим это людям и даже в отношении компаний. Поднимая бокал вина, мы желаем всем быть здоровыми. На разных языках.

Настоящий секрет успеха в том, насколько здорова система. Или человек, семья, компания, страна. Поэтому стоит сфокусироваться на здоровье и интегрированности системы. Следите за тем, как налажены подсистемы. Нужно сбалансировать все усилия. Это похоже на табло, где отображается результат игры в теннис. Оно говорит о том, насколько хорошо вы сыграли. Однако если вы будете следить только за ним, но не обращать внимания на теннисные мячи, летящие к вам, толку не будет. Это не поможет выиграть. Именно поэтому лучше сконцентрироваться на игре, которая, в свою очередь, даст положительный результат (а уже его вы увидите на табло).

Какова же тогда роль управленцев? Лидеров? Родителей? Президента? Вы наверняка уже догадались. Они должны делать вверенную им «систему» здоровой.

Моя мама, совершенно невзирая на то, о чем я ей рассказывал — достиг ли успеха в работе с клиентом, выпустил ли книгу, вздыхала и говорила: «Главное, чтобы ты был здоров». И, думаю, она имела в виду следующее: «Это, конечно, хорошо, что ты успешен, но самое важное — быть здоровым».

Источник

«Идеальный руководитель» — ключевые идеи из книги Ицхака Адизеса

Ицхак Адизес, специалист по реструктуризации компаний и политических структур, рассказал о собственной методике управления, совершенно не похожей на общепринятую. Он указывает на недостатки бизнес-школ и курсов МВА, считая, что их подход давно устарел и только сбивает с толку будущих менеджеров, уверенных, что их учат быть идеальными руководителями.

Константин Смыгин, основатель сервиса книжных идей MakeRight, поделился с читателями vc.ru выводами из книги Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель».

О чем эта книга

Книга рассказывает о мифическом существе, которое автор сравнивает со сказочным единорогом, — идеальном руководителе. Он прекрасен, но его не существует в природе. Мало кто об этом знает или хотя бы задумывается: многие компании уверены, что такого человека можно обучить, воспитать, а лучше нанять на работу уже подготовленного. Однако их ждет одно разочарование за другим. А все потому, что идеальный менеджер должен сочетать в себе качества, которых слишком много для одной личности.

В мире множество бизнес-школ, колледжей и университетов, занятых подготовкой высокопрофессиональных менеджеров. Почему они не могут справиться с тем, к чему их готовили?

По мнению автора, готовили их неправильно. При первом же столкновении с практикой вся их теоретическая база оказывается бесполезной. А все потому, что преподавание менеджмента и представление о нем ориентированы на индивидуализм. Менеджер должен и планировать, и управлять, и мотивировать. Он собирает команды и ставит им задачи. При этом он проявляет одновременно чуткость, рациональность и дар предвидения, обладает харизмой, дотошностью, строгостью и рассудительностью.

Но разве может все это воплотиться в одной личности? Автор считает, что процесс менеджмента слишком сложен для одного человека, независимо от его талантов и теоретической подготовки. Немаловажно и то, что современного менеджера практически не учат работать в команде.

В связи с этим Адизес рассказывает о своем эксперименте. Он собрал высшее руководство одной фирмы в конференц-зале и предложил составить список пяти самых важных задач, стоящих перед организацией. Адизес уточнил, что при этом нельзя упоминать имена и объяснять проблемы, но все проблемы должны быть в компетенции присутствующих.

Когда все составили свои списки, Адизес, не заглядывая в записи, задал вопрос: «Какие из этих проблем были и в прошлом году? А в позапрошлом?». Ответ — почти все. Тогда он спросил: «А какие из них так и не будут решены через три года?». И снова ответ — почти все. Последний вопрос: «Сколько из этих проблем исчезли бы, если бы вы работали как одна команда?». Оказалось, что все до одной. На практике же один менеджер взваливает на себя десяток проблем и не умеет работать в команде.

Значит, нужно распределить обязанности между несколькими людьми?

Это первое, что приходит в голову, и это правильно. Нужно не просто распределить обязанности между равнозначными менеджерами, а сделать так, чтобы эти люди образовали команду. Она должна быть эффективной и результативной, и при этом работать на перспективу. Эффективность и результативность в долгосрочной перспективе — это и есть успешный менеджмент. Так, по мнению Адизеса, работает любая организационная структура, будь то семья или международная корпорация.

Адизес специально акцентирует внимание на долгосрочности: бывает, что фирма какое-то время процветает, а потом успех сходит на нет. Чаще всего это случается потому, что руководители высшего и среднего звена слишком заняты решением текущих проблем и не находят времени подумать о будущем.

И как обеспечивать эффективность и результативность в долгосрочной перспективе?

Адизес считает, что для этого необходимы следующие функции:

Р отвечает за производство результатов, А — за эффективность, Е управляет изменениями, а I объединяет все элементы для долгосрочного сотрудничества. Начальные буквы этих слов образуют аббревиатуру PAEI — так называемый код руководителя, придуманный Адизесом.

Адизес считает эти функции своеобразными витаминами для поддержки «организма» — компании. Если какой-то функции не хватает, у нее начинаются проблемы со «здоровьем»: снижение доходов, замедление процессов, текучка кадров, потеря позиций на рынке.

Этих функций не так уж много. Можно ли найти менеджера, в котором сочетаются они все?

Автор считает, что таких менеджеров нет, средний человек может сочетать от силы две функции. Выполнять все четыре функции можно какое-то время, решая текущие задачи, но не в долгосрочной перспективе. Поэтому нужно искать команду дополняющих друг друга менеджеров, каждый из которых осуществляет по одной функции.

В одном человеке эти качества противоречат друг другу: Р (производителя) раздражает дотошность и бюрократизм А (администратора), Е (предприниматель) постоянно фонтанирует идеями, сбивая с толку Р и I (интегратора, который стремится к гармоничным отношениям в коллективе). Каждый должен играть свою роль и понимать, чем заняты остальные.

Адизес приводит пример удачного сочетания нескольких функций в одном человеке — в руководителе, у которого одинаково хорошо развиты Р, Е, и А. Это замечательный администратор, успешный производитель и предприниматель, благодаря чему его дело процветает. Но оно моментально рухнет, если он уйдет или умрет, поскольку отсутствует объединяющая функция I. Смена не подготовлена, все держится на одном человеке.

По мнению Адизеса, эти функции должна выполнять любая организационная структура, в том числе и семья. Муж строит карьеру и зарабатывает, выполняя Е и Р, а жена отвечает за дом и детей, следя за порядком и объединяя семью, то есть выполняет функции, А и I. Если оба заняты карьерой и зарабатыванием денег (Р и Е), то их дополняют домработница (А) и семейный психолог (I).

Что будет, если в организации выполняются не все функции PAEI, а только несколько?

В этом случае, по мнению Адизеса, возникает неправильный менеджмент. Так бывает и в случае, если какая-то функция управления избыточна, а другие слабы или отсутствуют вовсе. Адизес ввел собственную классификацию такого менеджмента.

Герой-одиночка (P) — прекрасный исполнитель, благодаря чему и выбился в начальники. Тут и начались проблемы: он не умеет работать в команде, не привык рисковать, не хочет брать ответственность за решения и предпочитает все делать сам, как истинный трудоголик. Хотя он постоянно занят, производительность его невысока. Он бросает одно и хватается за другое. Его стол постоянно завален, и в этом хаосе пропадает большинство незаконченных дел. Он ничему не обучает своих подчиненных: у него на это нет времени.

Бюрократ (A) очень озабочен соблюдением правил. Он все документирует, постоянно составляет инструкции и заставляет весь коллектив им следовать. Погрязая в мелочах, он не видит цельную картину. Подчиненные Бюрократа, по мнению Адизеса, — типичные канцелярские крысы. Он любит искать и находить виноватых.

Если в менеджере ярко выражена функция Е и напрочь отсутствуют остальные, он превращается в Поджигателя. Голова Поджигателя занята инновациями и преобразованиями, переполнена идеями, ему некогда заниматься текучкой. В отличие от Бюрократа, он видит картину с высоты птичьего полета, но не собирается вникать в детали. Его идеи чаще всего фантастичны, и одна постоянно вытесняет другую. Подчиненные не спешат выполнять его распоряжения, зная, что в скором времени они сменятся новыми.

Горячий сторонник (I) стремится всем угодить и поддержать все предложения, любой ценой избегая конфликтов. Он политик и интриган, но в целом не ведущий, а ведомый. Его убеждения меняются в зависимости от конъюнктуры. Главное для него — чтобы в организации был мир и покой, а сотрудники не ссорились.

Адизес считает, что со временем любой однофункциональный менеджер, чьи недостающие качества не компенсирует команда, может превратиться в Мертвого пня, который равнодушен к своей работе и желает лишь одного — спокойно дождаться пенсии.

Если функции несовместимы между собой, как они могут взаимодействовать?

Это, по мнению Адизеса, и есть успешный менеджмент. Для него нужна целая команда руководителей, дополняющих друг друга, как пальцы на руке. Все пальцы разные, у каждого свои параметры. Рука, на которой все пальцы указательные или безымянные, неработоспособна. Для менеджмента это означает, что нужно нанимать людей разного типа.

У каждого члена команды менеджеров не должно быть прочерков в РАЕI-коде. Прочерк появляется, когда человеку свойственна единственная функция, к тому же сильно гипертрофированная. Он не пытается время от времени выполнять другие функции, как делает большинство. Не потому что не может или не хочет — он их не понимает и не приемлет. Хороший менеджер владеет набором навыков управления, признает достоинства других и рад работать с теми, кто непохож на него.

Пусть при этом неизбежны конфликты — они, как считает Адизес, обладают созидательной силой, если носят конструктивный характер. Браки часто заключают непохожие друг на друга люди — конфликты неизбежны и в этом случае. Кто-то не выдерживает и уходит, но в хороших семьях учатся слушать и понимать другого при всем несходстве личностей.

А если конфликт будет деструктивным?

Тут все зависит от руководителя. В команде менеджеров, выполняющих четыре функции, обязательно должен быть лидер, который способен сделать энергию конфликта созидательной. Он умеет создать атмосферу доброжелательности, в которой столкновение мнений — обычное дело, но никто не переходит на взаимные оскорбления и не плетет интриги.

Лидер — член команды менеджеров, но по общему соглашению окончательное слово всегда за ним. Обмениваясь разными, часто противоположными мнениями, команда учится видеть проблему с разных сторон. Так используется весь потенциал четырех функций. Лидер, по мнению автора, — это большой палец руки. Он может взаимодействовать с любым другим пальцем или со всеми одновременно, и без него рука не сможет полноценно работать.

Адизес рассказывает, что на собрании его команды должны быть заслушаны все присутствующие. Выступления проходят в порядке, который Адизес называет «железными правилами». Каждый говорит столько, сколько захочет, и никто не должен его перебивать — иначе заплатит штраф. Когда выступление закончилось, оратор смотрит вправо — это значит, что он ждет вопросов. Желающие задать вопросы поднимают руки, и сначала получает слово первый человек справа, к которому оратор обратится по имени (такое обращение снижает возможность конфликта).

Собрание длится 1 час 20 минут, ни секундой дольше. Если на нем выработали общую идею, то каждый записывает ее на листке бумаги, разделив его на графы «Вопросы», «Сомнения», «Возражения». Впоследствии все это изучает лидер: благодаря разным точкам зрения он видит картину в целом.

Если лидер чувствует, что на собрании вот-вот произойдет стычка, то он прерывает обсуждение и переносит его на ближайший день, когда все придут в себя. Постепенно команда благодаря лидеру учится терпимости, пониманию и вырабатывает эффективные совместные решения.

Каким должен быть лидер, чтобы руководить командой совершенно непохожих людей?

Лидер может не отличаться по должности от других членов команды, стоять на ступеньку выше них или вовсе возглавлять компанию — это не имеет принципиального значения. Главное, чтобы он имел большой жизненный опыт и психологическое чутье и умел объединять людей.

Адизес упоминает президента McDonalds Рэя Крока, который считал себя деревенским парнем, не разбирающимся в тонкостях финансов и маркетинга, зато подчеркивал свое умение нанимать подходящих людей и учить их работать на общее дело. По Адизесу, для лидера главное — чтобы в его РАЕI-коде преобладала I, хотя периодически он может выполнять и другие функции.

Когда речь идет о команде менеджеров, автор имеет в виду высшее руководство или любого начальника? Не разрастется ли управленческий аппарат, если вместо одного начальника появится четыре?

Адизес считает, что любой участник рабочего процесса в какой-то степени им управляет. В пример он приводит работу предприятий в социалистической Югославии, где он был консультантом. Решения там принимались сообща, всем коллективом, и никто не мог навязать его сверху. При всех недостатках социалистической системы Адизес ценит ее дух коллективизма и кое-что готов оттуда позаимствовать.

Говоря о команде вместо одного, Адизес имеет в виду не наём новых людей, а реорганизацию уже работающих. Команду могут образовать

Адизес утверждает, что этот принцип надо использовать в любой организации, тогда как классический менеджмент посвящен в основном производству или продажам.

Можно ли развить недостающую функцию? Или это как талант — либо есть, либо нет?

Функция — не совсем талант. Она, конечно, сильно зависит от определенных черт характера. Хороший менеджер, по Адизесу, может знать все четыре функции, но только одну из них выполнять хорошо — ту, что ему ближе всего.

Из администраторов с тягой к порядку не получаются фонтанирующие идеями предприниматели, а последних не заставишь заниматься бумажной работой. Для хороших результатов в долгосрочной перспективе людям нужно работать в соответствии с их склонностями и талантами. Главное — уметь определить этот талант.

В чем практическая польза книги Ицхака Адизеса?

Менеджеры-практики найдут в ней множество полезных идей, кто-то из них, возможно, возьмет на вооружение методологию четырех функций и научится продуктивно работать в команде. Кому-то будет полезно узнать о том, как поворачивать конфликты в конструктивное русло. Рядовому читателю, не имеющему прямого отношения к менеджменту, будут интересны идеи автора о принципах современного управления.

Есть ли в книге недостатки?

Адизес полон идей (он определяет себя как представителя Е-типа, для которого это характерно), и порой они одновременно выплескиваются на страницы книги, так что читатель может потерять нить рассуждений. Иногда мысль прерывается на полуслове, и автор пишет, что еще подумает над ней. Тем не менее достоинств в книге гораздо больше, чем недостатков, что подтверждается большинством отзывов.

Источник

Ицхак Адизес: как не попасть в ловушку менеджмента

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» недавно вышла книга Ицхака Адизеса «Как преодолеть кризисы менеджмента», написанная в конце 1970-х годов, но актуальная по сей день. Адизес – президент Adizes Institute в Калифорнии, один из ведущих экспертов по менеджменту и повышению эффективности работы компаний, автор более чем 20 книг.

Идея этой книги родилась у Адизеса, когда коммивояжер, предлагавший ему последнее издание Британской энциклопедии, попал впросак, не сумев найти ни в одном из 30 томов определения менеджмента. «Это заставило меня остановиться и задуматься. Что есть менеджмент? В некоторых странах, если кто-нибудь попробует управлять так, как это делаем мы в Соединенных Штатах, он рискует попасть под уголовное преследование или даже сесть в тюрьму. В израильском кибуце менеджер (секретарь кибуца) управляет несколько лет, а потом возвращается к обычным обязанностям, например, доить коров. Принята практика ротации управленческих функций. Израильтяне не приемлют профессиональный менеджмент, и если кто-то попытается на самом деле управлять другими, то есть указывать им, что и как делать, он может быть запросто отозван избирателями».

На основании исследований, как управляются разные коллективы, Адизес пришел к выводу, что руководителям приходится выполнять некие функции, которых ни закон, ни давление социума отменить не могут. И выделил четыре роли, которые должен исполнять менеджер, чтобы организация оставалась эффективной долго: производитель результатов (P), администратор (A), предприниматель (E) и интегратор (I).

В своей книге Адизес подробно расписывает роли, определение соотношений между которыми важно для диагностики эффективности управления. «Я обнаружил, что по тому, какая именно из ключевых ролей не отработана, можно определить конкретный стиль управленческих ошибок», — уверен автор.

С разрешения издательства мы приводим с сокращениями главу, описывающую стиль неправильного менеджмента, условно названный автором «Одинокий рейнджер».

Стиль одинокого рейнджера

Давайте посмотрим, что происходит, когда менеджер играет только роль производителя. Назовем его P000, исходя из аббревиатуры PAEI. Это указывает, что он не администратор, не предприниматель, не интегратор, а только производитель (возможно, великолепный).

Что происходит с менеджером, который выполняет только роль производителя? Он не координирует, не администрирует, не делегирует, не планирует, не контролирует исполнение. Он не предлагает новых направлений или революционных решений, не особенно хорошо умеет работать с людьми. Он не создает команду и не развивает способностей окружающих его сотрудников — он слишком занят достижением результата. Когда его внимание обращают на новую проблему, он бросает то, что делал в этот момент, и полностью погружается в новую задачу. На самом деле, как показывают наблюдения, он постоянно кидается от одного дела к другому, от кризиса к кризису. Чем больше он суетится, тем больше он доволен своей работой. Вот почему ничем не ограниченного деятеля P000 я называю еще Одинокий рейнджер.

По мнению Одинокого рейнджера, время нужно тратить на борьбу с самыми актуальными проблемами организации. Он не думает о долгосрочном планировании, новых направлениях, о том, что будет с компанией через десять лет.

Одинокого рейнджера легко узнать в любом отделе любой организации. Неважно, какова его область ответственности, — бухгалтерия, исследования, продажи, операции, — он занят тем, что все время что-то делает, делает, делает… У него есть потребность все делать самому. Он первым приходит в офис утром и уходит последним. Он — трудоголик, а если работы нет, такой человек начинает нервничать. Если ему не о чем беспокоиться… и это его беспокоит!

Когда я вижу менеджера, который воспринимает любую задачу как собственную ответственность, менеджера, который старается избежать делегирования полномочий или ответственности подчиненным, я точно знаю, что передо мной Одинокий рейнджер.

В организации, которой управляет Одинокий рейнджер, существует серьезный дисбаланс нагрузки. В то время как руководитель перегружен работой, остальным определенно нечем заняться. Приходя в такую организацию, люди сразу ощущают недостаточную напряженность рабочего ритма. Кажется, что у сотрудников офиса есть бесконечно много времени, чтобы принять очередного посетителя. Но достаточно войти в кабинет руководителя — и ощущение сразу меняется.

Тут чувствуется напряженность — менеджер говорит быстро и отрывочно; телефон постоянно звонит; секретари поспешно входят и выходят.

Подчиненные такого руководителя — едва ли больше чем просто зрители. Если у руководителя есть секретарь, тот обычно завален таким количеством работы, которое не переделать никогда. Тем не менее, несмотря на жалобы Одинокого рейнджера на постоянный завал работы, он счастлив, только когда сильно занят.

Причина кроется в понимании таким человеком собственной роли и в основанной на этом самооценке. Одинокий рейнджер оценивает свой успех и вклад в дело компании по тому, насколько напряженно он работает. Спросите его, как дела, и в ответ услышите что-то типа: «Мы продали (или произвели)…» или «В последнее время я работаю до глубокой ночи». И «последнее время» может означать всю его жизнь!

Когда Одинокому рейнджеру предлагают уменьшить нагрузку, у него находится масса причин, по которым это просто невозможно. Он берет на себя больше и больше дел, какие-то выполнять уже не успевает, так как по-прежнему пытается все сделать самостоятельно.

Если спросить Одинокого рейнджера, почему он не делегирует некоторые из задач, типичный ответ таков: «Они не смогут сделать как нужно». На вопрос: «Почему же ты их не научишь?» такой человек, скорее всего, скажет, что у него нет времени. Вот так Одинокий рейнджер оказывается в собственной ловушке. Он слишком много работает, тратя все свое время на создание результата. Поэтому времени на обучение других уже не остается. Это, в свою очередь, означает, что вокруг него нет сотрудников, которым можно было бы передать часть задач. А значит, он обречен работать до ночи! В результате такой человек оказывается трудящимся больше всех в организации. Обычно Одинокий рейнджер жалуется на то, что день слишком короток. Ему бы добавить к рабочим дням хотя бы пару воскресений, чтобы доделать все, что не успел за неделю.

Одинокий рейнджер отказывается делегировать работу из-за особенностей его самовосприятия. Если он передаст кому-то часть работы, ему самому останется меньше, и потому он не будет выглядеть хорошим менеджером в собственных глазах. Он хочет быть незаменимым, хочет, чтобы проблемы ждали, когда он найдет на них время. На его столе всегда полно бумаг и несделанных заданий. Он всегда торопится — и ему это нравится.

Передача полномочий сделает работу скучной.

Так как Одинокий рейнджер все-таки не в состоянии все сделать самостоятельно, он создает целый штат «порученцев» — сотрудников, которые помогают ему по мелочам, но не имеют стабильных обязанностей. Большую часть времени эти люди проводят в ожидании нового поручения, которое всегда появляется в виде кризиса, который должен был быть разрешен «еще вчера».

Очень часто порученцы не имеют опыта или подготовки в том, что им приходится делать. Менеджер обычно обращается к ним так: «Прошу, помоги справиться с кризисом». Одинокий рейнджер — это универсальное явление. И подчиненные Одинокого рейнджера одинаковы во всем мире, хотя и могут называться по-разному в разных странах. В Соединенных Штатах их называют «бегунки». Дословный перевод названия такой позиции в Мексике inginiero ibeme — «пойди, принеси мне кое-что», в Израиле их называют «мальчики на побегушках». «Бегунки» и «мальчики на побегушках» — это не обязательно исполнители нижнего звена. Во многих компаниях подобные функции для Одинокого рейнджера выполняют вице-президенты.

Они помогают президенту компании, просто выполняя его мелкие просьбы и не имея значительной самостоятельности. Как правило, если в организационной структуре есть много «помощников президента», это значит, что во главе компании стоит Одинокий рейнджер. Он не делегирует полномочия — он просто использует помощников для борьбы с новым кризисом.

Одинокий рейнджер уважает тех, кто стремится делать, созидать, достигать. Но всех, кто пытается помочь ему систематизировать усилия или наладить делегирование полномочий и администрирование, он считает «теоретиками», которые не могут «взять и сделать». Обычно на попытки улучшить планирование, коммуникации и т. д. он реагирует так: «Мы не можем себе позволить тратить слишком много времени на долгосрочные вещи. Нам слишком много всего нужно сделать прямо сейчас. Если результата не будет сегодня, завтрашнего дня может уже не быть!» Или он может сказать: «Глупо слишком много волноваться о будущем. У нас тут целая железная дорога, которой нужно управлять сейчас». И отправляется кому-нибудь звонить, что-нибудь продать или тушить очередной пожар.

Занятый ежедневным управлением работой железной дороги, Одинокий рейнджер не особенно заботится о направлении развития. Ему не важно, как кладутся рельсы или откуда берется оборудование. Единственное, что для него важно, — как дорога работает сегодня. Планируя, он нередко ограничивается неделей или месяцем.

Получается, что Одинокий рейнджер может построить прекрасную дорогу — но не туда, потому что у него нет времени проверить, придут ли рельсы в нужную точку.

Одинокий рейнджер любит быть на передовой. Он с бóльшим удовольствием сделает работу сам, чем будет руководить другими. Массу руководителей такого типа можно встретить в творческих организациях. Многие из этих организаций страдают от не в меру усердного художественного руководителя, который скорее предпочтет ставить спектакли самостоятельно, чем планировать, что и кем должно быть поставлено в театре. Приглашенные режиссеры иногда разрывали контракт в ходе репетиций, не выдерживая слишком частого вмешательства художественного руководителя. Менеджеры по продажам и врачи, ставшие руководителями, нередко ведут себя подобным образом.

Стремление Одинокого рейнджера делать все самому можно увидеть и в его нежелании учить других, и в том, какие методы обучения он использует, если вынужден это делать. Он не видит смысла в систематических тренингах для сотрудников. Он предпочитает отношения мастера и подмастерья, когда подчиненные учатся в процессе работы. «Почему они не проявляют заинтересованность, не берут инициативу в свои руки, почему не продемонстрируют мне, на что способны? — жалуется обычно Одинокий рейнджер. — Кто меня учил? Никто! В этом бизнесе нет никаких секретов, просто делай свое дело. Тот, кто готов упорно трудиться, без проблем справится с работой». Таким образом, для P000 рецепт успеха прост: упорный труд и слепая преданность. Если человек терпит неудачу, объяснение тоже очень просто: он не старался или не хотел достаточно много работать.

Одинокого рейнджера возмущают подчиненные, которые не выдают результата, — он всегда обвиняет подчиненных и даже не станет слушать доводы о том, что сотрудников систематически никто не поддерживает (что на деле значит, что никакой поддержки не было вовсе).

Однажды я наблюдал классический образец Одинокого рейнджера. Будучи вице-президентом компании, он проводил в офисе больше всех времени. Его подчиненные были недозагружены работой и недостаточно квалифицированны. Он сам постоянно был в состоянии кризиса. Когда я работал над бюджетными процедурами с одним из сотрудников Одинокого рейнджера (у него самого не было времени на такие вещи), он заглядывал к нам в кабинет с вопросом: «Чем вы заняты?» — «Мы готовим процедуру бюджетирования. А вы?» — «А я занят продажами, чтобы заработать достаточно денег и оплатить все это!» — был его саркастический ответ.

Организация под управлением Одинокого рейнджера не может расти, так как он сам не растет. Он недостаточно гибок и слишком прост. Он легко может «перегореть» и выйти из строя, как мы увидим позже. Покидая компанию, он оставляет необученный персонал. Так как у него не было времени учить сотрудников, делегировать его полномочия некому. Одинокий рейнджер выполняет одну из необходимых функций менеджмента, но одной этой функции недостаточно.

Краткое описание стиля

Исключительная роль: производитель результата.

Как добивается результата: выполняет работу.

Доминирующее поведение: всегда занят.

Фокус внимания: что делается в настоящий момент.

Основные личностные качества: абсолютно предан своей области деятельности; усердный работник.

Критерии самооценки: насколько много лично он работает.

Типичная жалоба: день слишком короток; у меня слишком много дел; мне не хватает времени.

Принятие решения: стреляет «от бедра»; вначале действует, потом думает и слушает.

Если есть свободное время: он найдет себе еще работы.

Предпочитает нанимать: всегда готовых «мальчиков на побегушках»; тех, кто может сделать работу независимо от наличия указаний; людей, подобных себе.

Подчиненные Одинокого рейнджера

Стиль подчиненных: порученцы.

Продвижение подчиненных: если они всегда под рукой и готовы выполнять любые поручения; если они выполняют задание независимо от того зачем и как.

За что подчиненные получают похвалу: за результаты.

О чем подчиненные не информируют начальника: о том, сколько они на самом деле могут сделать.

Неприемлемое поведение подчиненных: болтаются в ожидании нового задания.

Управленческая культура

Приходит и уходит с работы: приходит первым, уходит последним.

Подчиненные приходят и уходят с работы: приходят позже начальника и уходят, когда он еще на рабочем месте.

Насколько часто проводятся собрания коллектива, за какой срок оповещается персонал: собрания проводятся редко. Когда такой руководитель решит провести собрание, он делает это спонтанно, приглашает людей к себе по одному, объясняя это тем, что на полноценное собрание нет времени.

Посещаемость собраний сотрудниками: зависит от обсуждаемой проблемы, обычно низкая.

Повестка дня собрания: обсуждается последний кризис. Собрание является реакцией на ситуацию, которая уже имеет место или неизбежна.

Кто говорит на собраниях: разговоры ведутся один на один; обычно обсуждаются спускаемые сверху вниз директивы.

Обучение персонала: по принципу «делай как я».

Отношение к системному менеджменту: принижает его значение, считая, что оно отнимает слишком много времени от «управления железной дорогой».

Отношение к конфликтам: раздражается; считает, что сотрудники должны просто работать.

Отношение к переменам: противостоит, так как нет времени делать больше; приемлет перемены, только если они дают немедленный результат.

Тип информации, которую считает ценной: техническая профессиональная информация; не станет делиться ею; не имеет времени, чтобы ее добыть.

К чему подходит творчески: разные вопросы в рамках организации.

Отношение к менеджерам разных стилей

Чистый производитель результата (Одинокий рейнджер, Р000): ценит таких людей, так как они похожи на него.

Чистый администратор (Бюрократ, 0A00): не уважает.

Чистый предприниматель (Поджигатель, 00E0): избегает.

Чистый интегратор (Суперпоследователь, 000I): не уважает или игнорирует.

0-менеджер (Мертвый пень, 0000, нет определенной управленческой роли): презирает.

Да, еще одна важная мысль из введения: менеджеров, которые эффективно совмещают в себе все четыре роли, не существует. «Я утверждаю, что выполняться должны все четыре роли, но не одним человеком, а командой дополняющих друг друга управленцев», — говорит автор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *