Институт вычислительной математики Российской академии наук
матем., Москва, образование и наука, РФ
Институт вычислительного моделирования Сибирского отделения Российской академии наук
г. Красноярск, образование и наука, РФ
Институт вычислительного моделирования Сибирского отделения Российской академии наук
г. Красноярск, образование и наука, РФ
институт восстановительной медицины
мед., образование и наука
Институт ветеринарной медицины
укр.: ІВМ, Інститут ветеринарної медицини
мед., образование и наука, укр.
издательство «Весь мир»
Полезное
Смотреть что такое «ИВМ» в других словарях:
ИВМ СО РАН — ИВМ ИВМ СО РАН Институт вычислительного моделирования Сибирского отделения Российской академии наук с 1997 ранее: ВЦК СО РАН http://icm.krasn.ru г. Красноярск, образование и наука, РФ ИВМ ИВМ СО РАН Институт вычислительного моделирования… … Словарь сокращений и аббревиатур
ИВМ РАН — ИВМ ИВМ РАН Институт вычислительной математики Российской академии наук матем., Москва, образование и наука, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
ИВМ РАН — Институт вычислительной математики Российской академии наук (ИВМ РАН) Здание МИАН, в котором расположен ИВМ РАН Международное название Ins … Википедия
ИВМ РАН — Институт вычислительной математики Российской академии наук … Словарь сокращений русского языка
Премия ИВМ РАН имени А. Ю. Соколова — Премия ИВМ РАН имени А. Ю. Соколова ежегодная премия, присуждаемая в декабре Институтом вычислительной математики РАН за успехи в освоении современной техники, а также за работу с молодыми кадрами. Её лауреатами могут быть молодые … Википедия
Премия ИВМ РАН имени А.Ю.Соколова — Премия ИВМ РАН имени А. Ю. Соколова ежегодная премия, присуждаемая в декабре Институтом вычислительной математики РАН за успехи в освоении современной техники, а также за работу с молодыми кадрами. Её лауреатами могут быть молодые научные… … Википедия
Институт вычислительной математики (ИВМ) РАН — (улица Губкина, 8). Создан в 1980 в виде отдела на правах института при Президиуме ; с 1992 современное название. Основные научные направления вычислительная математика, разработка численных методов, математическое моделирование… … Москва (энциклопедия)
Институт вычислительной математики РАН — Институт вычислительной математики Российской академии наук (ИВМ РАН) Здание … Википедия
Институт вычислительной математики — Российской академии наук (ИВМ РАН) Здание МИАН, в котором расположен ИВМ РАН Международное название Ins … Википедия
Институт вычислительной математики Российской академии наук — (ИВМ РАН) Здание МИАН, в котором расположен ИВМ РАН Международное название Ins … Википедия
Он должен помочь детям подготовиться ко взрослой жизни.
Новый школьный предмет добавится к имеющимся в программе российских школ в обозримом будущем. Обучение по новым стандартам планируется ввести с 1 сентября 2022 года, но в некоторых школах программы могут претерпеть изменения уже в грядущем сентябре.
Минпросвещения не планирует вводить в школьную программу новый предмет по изучению основ финансовой грамотности. Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства, дополнительной нагрузки на учеников в связи с этим не будет.
В начальной школе эти навыки будут изучаться в рамках окружающего мира и математики. В средней школе ученикам будут давать углубленные знания о финансах, финансовых инструментах, защите от мошенничества, рациональном использовании средств. Материал будет включен в программу по обществознанию, информатике, географии и ряду других предметов
Ранее сообщалось, что занятия по финансовой грамотности будут обязательными для учащихся с первого по девятый классы. При этом знания по финансовой грамотности закреплены в новых ФГОСах (федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования). Стандарты разработало Минпросвещения при участии Банка России.
Известно, что обучение по новым ФГОСам начнется с 1 сентября 2022 года. Однако по согласованию с родителями программы могут быть изменены уже в 2021 году.
Институт вычислительной математики Российской академии наук
( ИВМ РАН )
Institute of Numerical Mathematics, RAS
119991, Москва, ул. Губкина, д.8
Институт вычислительной математики — один из институтов Отделения математических наук Российской академии наук. В настоящее время расположен в Москве, на 6-7 этажах нового здания Математического института РАН им. Стеклова на ул. Губкина, дом 8.
Содержание
Организация работы в ИВМ РАН
В ИВМ РАН с 1991 г. нет разделения по отделам, лабораториям, секторам. Основное подразделение — проект, над которым работает творческий коллектив.
Творческие коллективы ИВМ РАН
1.
«Оптимальные методы в задачах вычислительной математики»
Руководитель — гл.н.с., д.ф.-м.н. В. И. Лебедев
2.
«Разработка эффективных численных методов решения эллиптических задач и уравнений Навье-Стокса»
Соруководители — гл.н.с., д.ф.-м.н. Ю. А. Кузнецов, в.н.с., д.ф.-м.н. Г. М. Кобельков
3.
«Создание программной среды для исследования информационных свойств программ алгоритмов»
Руководитель — гл.н.с., академик. В. В. Воеводин
4.
«Разработка и анализ эффективных матричных методов для задач вычислительной физики»
Руководитель — в.н.с., член-корр. РАН Е. Е. Тыртышников
5.
«Сопряженные уравнения и методы теории управления в нелинейных задачах математической физики»
Соруководители — в.н.с., д.ф.-м.н. В. И. Агошков, гл.н.с., академик Г. И. Марчук
6.
«Математическое моделирование процесса противоинфекционной защиты: энергетика и адаптация»
Соруководители — гл.н.с., академик Г. И. Марчук, в.н.с., д.ф.-м.н. А. А. Романюха
7.
«Исследование крупно- и мезомасштабной динамики вод Мирового океана и окраинных морей России на основе моделирования и анализа данных наблюдений»
Руководитель — гл.н.с., академик А. С. Саркисян
8.
«Исследование роли Мирового океана в процессах глобальных изменений»
Соруководители — гл.н.с., академик Г. И. Марчук, в.н.с., д.ф.-м.н. В. Б. Залесный
9.
«Разработка глобальных моделей климата и создание научной основы для изучения предсказуемости его изменений»
Руководитель — гл.н.с., академик В. П. Дымников
10.
«Разработка экспертных систем для оценки региональных последствий глобальных изменений климата»
Руководитель — гл.н.с., член-корреспондент РАН В. Н. Лыкосов
11.
«Численное моделирование динамики и кинетики газовых примесей и аэрозолей в атмосфере. Применение моделей к Арктическому региону»
Руководитель — в.н.с., д.ф.-м.н. А. Е. Алоян
12.
«Определение объёма биомассы растительного покрова по данным аэрокосмического мониторинга»
Руководитель — в.н.с., д.ф.-м.н. В. В. Козодеров
Дирекция ИВМ РАН
Советы в ИВМ РАН
В ИВМ РАН действуют:
История
ИВМ РАН создан в 1980 г. как Отдел вычислительной математики АН СССР согласно постановлению Президиума АН СССР № 343 от 27 марта 1980 года о необходимости создания при Президиуме Отдела вычислительной математики на правах научно-исследовательского института. 1 октября 1991 года по постановлению Президиума АН № 215 Отдел вычислительной математики АН преобразован в Институт вычислительной математики — ИВМ РАН (согласно указу президента РСФСР № 228 от 21 ноября 1991 года «Об организации Российской академии наук»).
Фактический организатор и директор Отдела, а затем Института вычислительной математики с 1980 по 2000 год — академик Г. И. Марчук. С 2000 года по настоящее время Г. И. Марчук — почетный директор ИВМ РАН, а директором ИВМ РАН является академик В. П. Дымников.
Образование и современные технологии
При ИВМ РАН действуют аспирантура и докторантура, кроме этого проводят исследования по соответствующим специальностям аспиранты МФТИ и МГУ. ИВМ РАН является одним из базовых институтов МФТИ (кафедра ММФП МФТИ), а также принимает участие в поддержке работы кафедры вычислительных технологий и моделирования факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Кроме этого, сотрудники ИВМ РАН преподают и в других высших учебных заведениях.
С 2004 года в ИВМ РАН функционирует свой современный кластер, на котором сотрудниками и аспирантами ведутся расчёты, необходимые для их исследовательской работы.
Для стимулирования работ с молодёжью и вовлечения её в современные технологии в ИВМ РАН с 1995 года ежегодно присуждается Премия ИВМ РАН имени А.Ю.Соколова.
В 1989—2004 гг. институт совместно с кафедрой ММФП МФТИ и ЗФТШ, а также его отдельные сотрудники оказывали помощь в организации углублённых занятий по ряду предметов московской школе № 59 им. Н. В. Гоголя.
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» разработана на основе ФГОС ООО, с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования и является составной частью ООП ООО.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Данная программа призвана помочь обучающимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью обучающиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные универсальные учебные действия
ориентация в системе требований при обучении математике;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;
умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;
анализировать условие задачи;
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Выпускник получит возможность научиться :
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Выпускник получит возможность научиться :
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Предметные образовательные результаты
выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин
решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений
Выпускник получит возможность научиться :
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.
понимать существо понятия алгоритма
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций.
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей :
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
2.Содержание учебного предмета, курса ( по блокам для каждого класса отдельно)
Признаки делимости (3часа)
Рассматриваются методические подходы к решению задач на признаки делимости, вводятся признаки делимости на 11, 19, 25(с доказательством). Особое внимание следует уделить задачам на остатки, так как в программном материале таких задач практически нет.
Решение логических задач ( 7 часов)
В данной теме предлагаются различные методы решения нестандартных задач: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, водится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов. Решение задач является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств учащихся, имеет большую практическую направленность, вызывает интерес учащихся.
Геометрическая смесь (2 часа)
Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание и построением фигур одним росчерком пера. Учащиеся впервые встречаются с таким разделом математики, как топология, знакомятся с признаками вычерчивания фигур одним росчерком.
Комбинаторные задачи и решение уравнений (5 часов)
Комбинаторные задачи являются новыми для учащихся. Рассматриваются способы решения таких задач (метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения). Вводится понятие факториала. Уделяется внимание на решение задач с помощью уравнений в целых числах, рассматриваются неопределённые уравнения.
3.Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
Неспособность к зачатию затрагивает как женщин, так и мужчин. В России в 2018 году бесплодие диагностировано у 88 тысяч женщин и 47,9 тысячи мужчин. Один из способов лечения бесплодия — экстракорпоральное оплодотворение, ЭКО.
У нас уже была статья о том, чего ждать от процедуры ЭКО и как получить на нее квоту. В этой статье расскажу об особенностях процедуры, показаниях и противопоказаниях, а также о стоимости ЭКО без квоты.
И снова предупреждаем: советуйтесь со специалистами
Процедура ЭКО и любые другие вопросы, связанные со здоровьем, индивидуальны. Необязательно, что у всех было или будет так же, как описано в статье. Любые вопросы о здоровье, показаниях и противопоказаниях к процедуре обсуждайте со своим лечащим врачом.
Что такое процедура ЭКО
ЭКО — процедура искусственного оплодотворения. Во время ЭКО яйцеклетку оплодотворяют в лабораторных условиях — так получается эмбрион, зародыш человека. Эмбрион выращивают в лаборатории и подсаживают в матку женщины, после чего ожидают развития беременности.
ЭКО используют для лечения бесплодия или зачатия здорового ребенка, если у одного или обоих родителей есть серьезные генетические заболевания, например гемофилия — несвертываемость крови. Еще ЭКО применяют в случае, когда уже родился один больной ребенок с хромосомной «поломкой», например с синдромом Дауна. При этом родители почти всегда здоровы.
Делают ли одиноким женщинам. Одинокая женщина имеет такое же право на ЭКО, как и семейная пара. Для процедуры понадобится ее информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и биоматериал — донорские сперматозоиды, а также яйцеклетки или донорский эмбрион, если яйцеклетки женщины непригодны для оплодотворения.
Как часто можно делать. Законодательно количество попыток ЭКО не ограничено, но ограничения может поставить лечащий врач. Если первая попытка ЭКО не удалась — эмбрион не прижился, — вторую теоретически можно делать уже в следующем менструальном цикле, если для этого нет противопоказаний.
Если при ЭКО используется стимуляция суперовуляции — когда выращивают несколько яйцеклеток, — процедуру можно делать не больше двух раз в год. Подсаживать замороженные эмбрионы можно чаще — три-четыре раза в год. Об этих и других особенностях и методиках процедуры расскажу ниже.
Болезненна ли процедура. Женщине может быть неприятно или больно от инъекций, а также во время или после различных процедур. Например, во время стимуляции суперовуляции или после пункции — извлечения яйцеклеток из яичников. В остальном ЭКО — почти безболезненная процедура. Врач извлекает яйцеклетки под общим или местным наркозом — во время процедуры женщина ничего не чувствует. Подсаживают эмбрионы без наркоза, но с помощью мягкого катетера — это тоже не больно.
Еще неприятные ощущения могут возникать во время подготовки к ЭКО. Например, при проверке маточных труб на проходимость.
Вероятность положительного результата. К сожалению, ЭКО не гарантирует наступления беременности и рождения живого и здорового ребенка.
Шансы на успех зависят от нескольких факторов: возраста женщины, причин бесплодия и подхода к лечению.
По данным регистра вспомогательных репродуктивных технологий — ВРТ — за 2017 год после переноса эмбрионов с собственными яйцеклетками беременность наступила у 38% женщин, это 38 417 беременностей на 101 051 перенос. Из них родили 70% женщин — 26 931 роды из 38 417 беременностей.
Отчет регистра ВРТ за 2017 годPDF, 6,2 МБ
При использовании донорских яйцеклеток забеременели 45% женщин — 3499 беременностей на 7777 переносов. Родили — 69%.
В отчете есть погрешность. Например, более чем из 200 клиник в России отчитались только 159 — на основе этих данных был сформирован отчет.
Вероятность положительных результатов ЭКО также отличается в разных клиниках. В одних процент приживаемости эмбриона может быть выше среднего показателя, в других — ниже. Например, частота наступления беременности в одной из московских клиник — 50,4%, а в одной из петербургских — 54%.
Безопасность ЭКО
У процедуры ЭКО есть свои риски и осложнения.
Многоплодная беременность. При ЭКО женщине могут подсадить несколько эмбрионов: так больше шансов, что хотя бы один из них приживется и беременность наступит. Но если приживутся два — наступит многоплодная беременность.
Выносить несколько детей трудно: они могут не выжить или родиться инвалидами. Многоплодная беременность может привести к внутриутробному кислородному голоданию, замедлению роста одного из детей или преждевременным родам — рождению недоношенных детей.
Синдром гиперстимуляции яичников. Яйцеклетки находятся в фолликулах. В нормальном менструальном цикле в фолликуле яичника женщины созревает одна яйцеклетка. При проведении ЭКО одной яйцеклетки может быть недостаточно: она может не оплодотвориться или эмбрион получится плохого качества.
Стимуляция суперовуляции может повлечь за собой синдром гиперстимуляции яичников — СГЯ. Это реакция организма на гормональные препараты, при которой яичники становятся опухшими и болезненными. СГЯ бывает разной степени: легкой, средней и тяжелой.
Национальный центр биотехнологической информации США: Ovarian hyperstimulation syndrome
При легкой степени наблюдается вздутие и боли в животе. Возможна тошнота, рвота и увеличение яичников с 5 до 12 см. При средней степени тяжести наблюдается асцит — когда в брюшной полости скапливается жидкость. При тяжелой форме повышается вязкость крови и появляется риск образования тромбов. При очень тяжелых формах возможен летальный исход, однако риск небольшой — один случай на 450 000—500 000.
Тяжелые формы СГЯ, по данным Минздрава, наблюдаются в 1—5% всех циклов ЭКО. Согласно другим источникам, тяжелые случаи встречаются примерно в 1% случаев и обычно связаны с извлечением более 20 фолликулов. Легкие формы СГЯ бывают у 2—6% женщин.
Внематочная беременность наступает, когда оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к полости вне матки, например к маточной трубе. Такой риск существует, даже несмотря на то, что при ЭКО эмбрион сразу переносят в полость матки. Дело в том, что после переноса эмбрион еще один-два дня «ищет», где ему прикрепиться, и может покинуть матку.
Внематочную беременность прерывают, потому что женщина может погибнуть: создается риск разрыва органа, в котором развивается такая беременность.
Внематочная беременность при ЭКО наступает приблизительно у 2—5% женщин.
Выкидыш. ЭКО не гарантирует, что беременность не прервется естественным образом. Частота выкидышей у женщин, которые зачали с помощью ЭКО, такая же, как у женщин, которые зачали самостоятельно, — 15—25%. С возрастом женщины риск выкидыша увеличивается.
Другие осложнения. До и после извлечения яйцеклеток могут возникать неприятные ощущения, например боли в животе, или осложнения: кровотечения, воспаления и инфекции.
Также у женщины может проявиться аллергия на препараты, которые врач использует при подготовке к ЭКО. Существует повышенный риск образования тромбов в течение первого триместра из-за стимуляции суперовуляции.
Показания к назначению ЭКО
Бесплодие, не поддающееся лечению. Если беременность не наступает через 12 месяцев регулярной половой жизни без контрацепции, ставят диагноз «бесплодие». Женщинам старше 35 лет диагноз ставят раньше — через 6 месяцев.
Диагностика причин бесплодия
После диагноза «бесплодие» будущих родителей отправляют на обследование, чтобы установить его причины.
Женщины сдают анализы на определение уровня пролактина, гонадотропинов и стероидных гормонов в крови. Проходят обследование органов малого таза — матки и придатков. Мужчины сдают спермограмму.
Оба партнера сдают анализы на наличие заболеваний, передающихся половым путем.
Когда врачи установят причину бесплодия, мужчина и женщина проходят лечение, чтобы повысить шансы наступления беременности естественным путем. Это может быть медикаментозная терапия или хирургическое вмешательство.
Например, женщинам иногда необходима лапароскопическая операция на матке или яичниках, удаление миомы или полипов в матке. Чтобы усилить выработку яйцеклеток и сперматозоидов, врач может назначить гормональную терапию.
Если через 9—12 месяцев после постановки диагноза никакое другое лечение не помогло, бесплодие считается неизлечимым. В этом случае делают ЭКО. Для женщин старше 35 лет этот срок могут сократить по решению врачебного консилиума.
Заболевания, при которых беременность невозможна без ЭКО: например, повреждение, закупорка маточных труб или их отсутствие, нарушение овуляции или аномалии спермы.
Сохранение фертильности женщины при раке и других заболеваниях. Если женщина серьезно больна, она может заморозить собственные яйцеклетки и воспользоваться ими в будущем. Это нужно, когда лечение болезни может негативно повлиять на возможность зачать ребенка.
ВИЧ. ЭКО проводят в дискордантных парах — когда ВИЧ-инфекция диагностирована только у одного партнера. ЭКО позволяет снизить риск инфицирования партнера при попытке зачатия.
Противопоказания
Противопоказания делятся на абсолютные и относительные. При абсолютных ЭКО нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Например, когда у женщины нет матки. При относительных противопоказаниях ЭКО можно делать при определенных обстоятельствах — это решает лечащий врач. Например, если накануне процедуры женщина сломала руку, ЭКО перенесут.
Вот общие противопоказания к проведению процедуры ЭКО:
Порядок проведения процедуры
Протокол ЭКО. Когда женщина вступает в программу, врач составляет протокол ЭКО — план лечения. Это таблица-календарь, в которой по дням и часам расписывают, какое лекарство принять и какую инъекцию сделать.
Протокол бывает коротким и длинным. Короткий протокол начинается с первых дней менструального цикла. Длинный — с 20—21 дня цикла. Первый этап длинного протокола — подготовительный, или регулирующий, — подавляет выработку гипофизом собственных гормонов и таким образом готовит яичники к выработке фолликулов одинакового качества. Только затем следует стимуляция овуляции.
Длительность протокола зависит от репродуктивного здоровья женщины и эффективности прошлого, как правило, короткого протокола. Например, если у женщины есть такие заболевания, как эндометриоз или миома матки, или в предыдущем протоколе яйцеклетки получились плохого качества, используют длинный протокол.
Еще бывает протокол ЭКО в естественном цикле — без гормональной терапии — и криопротокол — когда подсаживают ранее замороженные эмбрионы.
Подготовка к процедуре. Перед ЭКО будущие родители проходят множество обследований.
Женщины сдают анализ мочи и крови, мазки, проходят цитологическое исследование шейки матки и УЗИ органов малого таза, флюорографию и ЭКГ. Женщинам до 35 лет делают УЗИ молочных желез, старше 35 — маммографию.
По показаниям женщине назначают консультацию или осмотр врача-генетика и эндокринолога, проводят УЗИ щитовидной железы и паращитовидных желез, почек и надпочечников.
Мужчины сдают спермограмму. Оба партнера — анализы на ВИЧ.
Стимуляция суперовуляции. Суперовуляцию проводят с помощью гормональных подкожных инъекций. Инъекции женщина может делать самостоятельно или приезжать в клинику.
Терапия длится 8—22 дня в зависимости от плана лечения. Каждые три-четыре дня врач делает женщине УЗИ для отслеживания роста фолликулов. Когда фолликулы становятся достаточно зрелыми, из них извлекают яйцеклетки.
Стимуляцию суперовуляции делают не всегда. Например, женщина может отказаться от терапии и попробовать ЭКО в естественном цикле. Тогда из фолликула извлекают яйцеклетку, которая созрела естественным образом, и оплодотворяют ее. В этом случае также проводится пункция.
Пункция фолликулов яичника. Если была стимуляция суперовуляции, за 32—36 часов до пункции женщине делают инъекцию гормона ХГЧ или аГнРГ, чтобы запустить процесс овуляции и помочь яйцеклетке дозреть.
После этого в назначенное время женщина приезжает в клинику для пункции. Врач через стенку влагалища прокалывает фолликулы и извлекает их содержимое. Процедура занимает 15—30 минут в зависимости от количества фолликулов. Она всегда проводится под наркозом, часто общим. В большинстве случаев ее делают трансвагинальным способом при помощи прибора вроде шприца. Реже — лапароскопическим, то есть через прокол живота.
Криозаморозка ооцитов. Чтобы сохранить яйцеклетки для использования в будущем, их можно криоконсервировать.
Криозаморозка ооцитов актуальна для женщин, которые не планируют рожать сейчас, но и не хотят лишиться шанса сделать это в будущем.
Кроме того, криозаморозка ооцитов рекомендована:
Ооциты оплодотворяются, и появляются эмбрионы.
Культивирование эмбрионов. Получившиеся эмбрионы выращивают в течение 2—5 дней в лаборатории и только потом переносят в матку женщины.
Криозаморозка эмбрионов. При ЭКО обычно получается несколько эмбрионов. Из них женщине подсаживают один-два, а остальные могут криоконсервировать. Если беременность в результате первой попытки ЭКО не наступает, при второй делают ЭКО по криопротоколу.
Сохранять и замораживать оставшиеся эмбрионы не обязательно. Пара может пожертвовать их для исследования или другой паре, а может утилизировать.
Внутриматочное введение эмбрионов. Эмбрионы подсаживают в матку на 2—6 сутки после пункции фолликулов. Это делают при помощи специального мягкого катетера, поэтому анестезия обычно не нужна.
Количество подсаженных эмбрионов зависит от предпочтений женщины или пары, возраста женщины, истории ее болезни и качества эмбрионов. Женщинам до 35 лет в первом цикле ЭКО подсаживают только один эмбрион. Если несколько попыток ЭКО были неудачными, врач может порекомендовать перенести в матку два или больше эмбрионов, чтобы увеличить шансы на беременность.
Минздрав рекомендует подсаживать не более двух эмбрионов за раз из-за рисков возможной многоплодной беременности. Если женщина напишет информированное добровольное согласие, ей могут подсадить три эмбриона.
ПГТ. Процедура ЭКО может включать в себя предымплантационное генетическое тестирование — ПГТ, когда эмбрион проверяют на генетические заболевания до переноса в матку.
Например, хромосомы эмбриона можно проверить на наличие аномалий, таких как синдром Дауна. В некоторых случаях можно выбрать пол ребенка, если есть риск конкретного заболевания, которое гораздо чаще встречается у мальчиков или девочек. Однако ПГТ не гарантирует рождение здорового ребенка на 100% и беременные женщины потом все равно проходят специальные обследования — скрининги — на наличие отклонений у плода.
По заключению врача-генетика ПГТ может быть обязательным — например, если есть высокий риск наследственного заболевания у ребенка, например гемофилии или мышечной дистрофии Дюшенна.
Поддержка лютеиновой фазы. В день пункции фолликулов или в течение трех дней после нее женщине назначают прием прогестерона. Этот гормон нужен для поддержания лютеиновой фазы репродуктивного цикла, при котором организм готовится к наступлению беременности. Поверхность матки утолщается, чтобы плодное яйцо, содержащее эмбрион, смогло на ней закрепиться и в дальнейшем расти и развиваться. Другими словами, прогестерон помогает эмбрионам прижиться.
Через три-четыре недели проводится УЗИ органов малого таза, чтобы обнаружить плодное яйцо в полости матки и исключить внематочную беременность.
Удаление лишних эмбрионов. Если в результате ЭКО прижилось больше эмбрионов, чем женщина рассчитывала, лишние удаляют. Противопоказание для удаления — угроза прерывания беременности.
Методики
Существуют различные методики проведения ЭКО.
С ИКСИ. Если сперматозоиды малоактивны и не могут самостоятельно проникнуть в яйцеклетку, оплодотворения не будет. В таком случае врачи используют метод ИКСИ, или ICSI — от английского IntraCytoplasmic Sperm Injection.
Национальный центр биотехнологической информации США: ICSI
Показания для ИКСИ такие:
С ИМСИ. ИМСИ, или IMSI — от английского Intracytoplasmic morphologically selected sperm injection, — улучшенная версия ИКСИ.
Национальный центр биотехнологической информации США: IMSI
При ИМСИ лучший сперматозоид выбирают с помощью более мощного микроскопа — более чем с 6000-кратным увеличением. Затем лучшие сперматозоиды также вводят в яйцеклетки специальными инструментами. Согласно Минздраву, пока нет доказательств того, что ИМСИ лучше ИКСИ, поэтому ИМСИ используется реже и не используется при ЭКО по ОМС.
Однозначных зарубежных исследований в пользу ИМСИ тоже нет. Но есть доказательства, что иногда ИМСИ эффективнее с точки зрения наступления беременностей и снижения частоты выкидышей.
Мнения об эффективности ИМСИ противоречивы. Согласно большинству исследований, использовать этот метод на постоянной основе не нужно. Но он может сработать, если другие методы лечения мужского бесплодия не помогают.
С ИВМ. Суть методики ИВМ, или IVM — от английского In vitro maturation, заключается в том, что яйцеклетки получают без использования гормональной терапии. Она работает так: у женщины берут несколько незрелых фолликулов и отправляют их дозревать в специальный инкубатор. Когда фолликулы созревают, из них получают яйцеклетки, а дальше все идет как при обычном ЭКО: оплодотворяют яйцеклетки, выращивают эмбрионы и подсаживают их женщине.
Национальный центр биотехнологической информации США: IVM
Методику ИВМ используют, когда есть противопоказания для гормональной стимуляции, например эндометриоз или гормонально-зависимые опухоли.
ИВМ позволяет сохранить фертильность — способность давать потомство — женщины, если у нее обнаружат онкологические заболевания. В таком случае у женщины могут забрать фолликулы даже в день обнаружения болезни и потом начать лечить рак. При обычном ЭКО — без ИВМ — забор фолликулов может занять несколько месяцев.
Методику с ИВМ также могут использовать, если женщина хочет избежать гормональной терапии и таких осложнений, как СГЯ и гормонозависимых новообразований, например рака молочной железы и яичников.
Эта методика пока не получила широкого распространения и не входит в базовую программу ОМС.
С хетчингом. Чтобы понять, что такое хетчинг, надо знать, как «устроен» эмбрион.
В начале есть две отдельные клетки — ооцит, или яйцеклетка, и сперматозоид. Когда сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, образуется зигота. Зигота начинает делиться — так появляется эмбрион. На первых стадиях развития эмбрион защищен специальной оболочкой, которая оберегает его от внешних воздействий. На 5—7 день развития эмбриона эта оболочка истончается и рвется — эмбрион «вылупляется» и продолжает расти и развиваться. Но не всегда у эмбриона получается разорвать оболочку. И если этого не происходит, он погибает и беременность не наступает.
При естественном зачатии это не страшно — женщина даже не узнает, что оно произошло, и попробует забеременеть в следующем месяце. Но при ЭКО ставки слишком высоки.
Хетчинг — это методика, при которой специалисты рассекают оболочку эмбриона перед его переносом в матку.
Хетчинг рекомендуют по следующим показаниям:
Что входит в цену ЭКО
Первичная консультация может быть платной или бесплатной — в зависимости от клиники. На ней будущие родители задают врачу вопросы, которые их интересуют. Если пара принимает решение вступить в программу ЭКО, их направляют на обследования.
Диагностика и обследование. Обследования проходят и женщина, и мужчина. На этом этапе врач выясняет, может ли пара или одинокая женщина участвовать в программе. Без предварительного обследования ЭКО не сделают.
При наличии заболеваний врач прописывает лечение, после которого пара проходит обследование снова.
Наблюдение у репродуктолога. Репродуктолог — врач, который занимается лечением бесплодия. Он следит за тем, чтобы беременность наступила и в результате нее родился здоровый ребенок. Пара наблюдается у репродуктолога до наступления и во время беременности.
Кроме репродуктолога женщина также посещает терапевта и эндокринолога. Если у кого-то из ее родственников есть генетические заболевания — врача-генетика.
Стоимость разных программ ЭКО
Стоимость ЭКО различается в регионах и клиниках. Но просто сравнивать цены недостаточно, так как существуют разные программы и дополнительные услуги. Также цены могут различаться в зависимости от того, включена в программу стоимость лекарств или нет.
Согласно приказу Минздрава, в базовую программу входят такие манипуляции:
С донорскими половыми клетками. ЭКО с донорскими биоматериалами — яйцеклетками и сперматозоидами — обойдется так же или дороже базовой программы. В этом случае нужно доплатить за донорский материал.
При суррогатном материнстве. Суррогатное материнство — вынашивание и рождение ребенка по договору между женщиной, которая будет вынашивать и рожать ребенка, и биологическими родителями. Оно используется, когда биологическая мать ребенка не может его выносить и родить по медицинским показаниям.
Показания к суррогатному материнству такие:
ЭКО с суррогатной матерью состоит из следующих этапов:
Стоимость программы суррогатного материнства в московской клинике «Альтра-вита» — 2,6 млн рублей за одноплодную беременность, и 3,5 млн рублей — за многоплодную. В петербургской «Аймед» — 2,5—2,8 млн рублей.
Остальные расходы будущие родители оплачивают самостоятельно, например вознаграждение суррогатной матери после рождения ребенка. Суррогатной матерью может бесплатно стать родственница или подруга, если они согласны.
Стоимость ЭКО в клиниках Москвы. В Москве ЭКО можно сделать в 67 клиниках.