Изложение сочинение это что
Разница между сочинением и изложением
Изложение и сочинение – виды творческих работ, развивающих речевые навыки и способность выражать мысли в синтаксически и стилистически правильно организованном тексте. В общеобразовательных школах их написание входит в программные требования к изучению языка и литературы, а также некоторых других гуманитарных дисциплин, например, истории и изобразительного искусства. Эти виды работ отличаются целью выполнения, структурой и содержанием.
Определение
Сочинение – это самостоятельная творческая работа, в которой раскрытие темы отражает позицию автора. Структура сочинения включает вступление, основную часть и заключение; его содержание может иметь форму рассуждения, сравнительной характеристики, описания или повествования.
Изложение – вид письменной или устной работы по развитию речи, выполнение которой заключается в передаче основного содержания воспринимаемого на слух текста с сохранением его структуры и стилистических особенностей.
Сравнение
Главное отличие кроется в значении слов излагать и сочинять. Изложить можно то, что услышал, понял и запомнил. Именно это составляет основную задачу при подготовке к написанию изложения. Она требует внимания к тексту и сосредоточенности при составлении плана, с которого рекомендуется начинать работу в черновом варианте, чтобы не нарушить последовательность в изложении текста и не упустить важных для его содержания деталей.
Сочинить можно только свой собственный текст, то есть, написать сочинение – значит передать в форме связной речи мысли и чувства, вызванные проблемой, отраженной в теме. Чтобы иметь такую возможность, необходимо изучить саму тему и подобрать фактический материал, на основании которого суждения автора приобретут убедительность и будут подтверждены ссылками на достоверные источники.
Содержание сочинения и выбор лексических средств для передачи в нем
авторской мысли зависят от типа творческой работы.
В сочинении повествовательного характера описываются события или ситуации, затрагивающие проблемы морально-этического, общественно-исторического или мировоззренческого плана. Умение автора сделать обоснованный вывод в такой работе свидетельствует о его глубоком понимании темы и способности к самостоятельному анализу.
Сочинение-рассуждение строится с акцентом на проблемных вопросах, которые не могут иметь однозначных ответов. В нем главным мотивом является субъективная авторская позиция.
Работа над сочинением с элементами описания развивает образное мышление и позволяет использовать обширный ряд средств художественной выразительности, которые помогают предать впечатления от картин природы, произведений искусства, внешности человека, отражающей богатство его внутреннего мира.
Более сложным видом творческой работы считается сочинение-характеристика. В нем автор должен продемонстрировать владение приемами сопоставления и анализа, при помощи которых необходимо охарактеризовать литературных героев в соответствии с их ролью в раскрытии идейного содержания произведения.
Сочинение-эссе – произвольная форма изложения авторской мысли, наиболее полно раскрывающая способность автора к правильной аргументации, логическому построению текста, уместному использованию в нем необходимых художественных средств и приемов.
В отличие от сочинений, изложения бывают только двух типов: устные и письменные. Они не требуют выражения авторской позиции. В работе над изложением преследуется цель передать содержание текста близким к исходному, не внося в него элементы анализа и оценочных суждений. В изложении крайне важны фактическая основа и логическая связь фрагментов, благодаря которым текст сохраняет свою информативность и художественное своеобразие.
Как писать сочинение-изложение. Общие требования к сочинению
Умение обобщать свои наблюдения, а также точно, последовательно и интересно излагать мысли необходимо людям всех профессий. Сочинение – это творческая работа, которая учит излагать, выражать свои мысли и чувства, учит рассказывать о прочитанной книге или о жизненных наблюдениях правильным, ясным и ярким языком. Сочинения бывают разные: от краткого ответа на вопрос (это тоже своеобразное сочинение) до развернутого сообщения на тему, которая требует обоснованного анализа фактов, определенных выводов.
Сейчас, в связи с заданием для самостоятельной
В V-VIII классах вы писали изложения, т. е. пересказывали содержание литературного произведения или его части в той последовательности, которая дана автором произведения. Сочинение-изложение отличается от такого пересказа тем, что в нем есть элементы творческой работы, элементы наблюдения и анализа литературного произведения. Надо рассказать содержание так, чтобы ясно выступало и отношение автора произведения к тому, о чем он повествует, и ваше собственное отношение к персонажам, событиям, их освещению в произведении.
Передавая содержание, используйте
И сочинение-изложение, и любая другая работа творческого характера должны удовлетворять следующим общим требованиям:
Хорошее знание и понимание художественного материала; полное соответствие содержания работы выбранной теме и законченность в ее раскрытии; точное, краткое, нешаблонное изложение мыслей; продуманный отбор цитат (помните: цитата не повторяет, а доказывает мысль); убедительное доказательство каждой высказанной мысли; логическая связь между отдельными мыслями; стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Несколько слов об эпиграфе.
Эпиграф – это небольшая цитата (например, чье-то высказывание, пословица или поговорка), выражающая главную мысль сочинения. Неправильный выбор эпиграфа может повлечь за собой грубую ошибку – искажение темы сочинения. Эпиграф – желательная, но не обязательная часть сочинения.
Стилистика – это важный раздел науки о языке, изучающий свойства, особенности разных типов речи: разговорной, научной, ораторской, деловой и, конечно, художественной1.
“.Грамматика,- говорит Белинский,- учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо совсем не одно и то же”. Грамматика учит правильно строить речь, а “говорить хорошо” учит стилистика. Мысль и чувство в самых различных интонациях и оттенках выражаются словом.
От выбора слов, от их значения в соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного выражения вашей мысли, вашего чувства.
КАКОВЫ ПРИЕМЫ ЦИТИРОВАНИЯ? Цитата: “И сказал Игорь дружине своей: “Братия и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон”.
Цель использования: для доказательства мысли о смелости, воинской чести князя Игоря. Первый прием – точное цитирование (грамматически оформляется как прямая речь): Князь Игорь – человек смелый, отважный. Отправляясь в поход против половцев, он обращается к дружине с призывом с честью постоять за свободу родины: “Братия и дружина!
Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон”.
Второй прием – изложение содержания цитаты (с включением или без включения отдельных слов и выражений из нее): Отважный воин, князь Игорь, отправляясь в поход, призывает дружинников помнить о воинской чести в бою за родину. Он говорит, что лучше погибнуть, чем бесславно сдаться в плен. Князь зовет дружинников сесть “на своих борзых коней” и двинуться к Дону.
Третий прием – ссылка на цитату: Князь Игорь отличается смелостью и воинской честью. Об этом свидетельствует его обращение к дружине перед началом похода.
Related posts:
Что такое изложение и как его писать?
Что такое изложение?
Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.
Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.
Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.
Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
Какие существуют виды изложения?
Как правильно писать изложение?
Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.
Порядок написания изложения:
4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:
Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!
Учимся писать изложения в начальной школе
Определение
– это самостоятельная творческая работа, в которой раскрытие темы отражает позицию автора. Структура сочинения включает вступление, основную часть и заключение; его содержание может иметь форму рассуждения, сравнительной характеристики, описания или повествования.
– вид письменной или устной работы по развитию речи, выполнение которой заключается в передаче основного содержания воспринимаемого на слух текста с сохранением его структуры и стилистических особенностей.
Чем отличается сочинение от изложения
Изучение литературы в школе — это очень увлекательно и познавательно. Именно на этом предмете мы знакомимся с творчеством великих авторов, с шедеврами русской и зарубежной литературы. Но бывают и сложности в изучении. Преподаватели требуют учить стихотворения, писать сочинения и другие творческие работы. Сегодня мы разберем, что такое изложение, научимся правильно его писать, а также рассмотрим некоторые хитрости, которые намного облегчат вам работу.
Начнем мы с самого понятия того, что такое изложение. Приведем настоящий пример работы
пятиклассника и разберем все ошибки, которые допускать не стоит. Попробуем написать идеальное изложение, учитывая поправки педагога. Предлагаем приступить незамедлительно.
Итак, что такое изложение? Это один из видов творческой работы по литературе. Преподаватели очень часто используют изложение для контроля знаний учеников. Чтобы получить высокую оценку за четверть, необходимо изрядно постараться и довести качество своих творческих работ до идеального состояния.
В чем заключается смысл изложения? Вы читаете, или вам зачитывают небольшой текст, как правило, из классической литературы. Далее необходимо
проанализировать прочитанное или услышанное и написать краткий пересказ, сохранив основную мысль произведения или его отрывка. Есть и такой вид работы, как устное изложение. Для чего его применяют? Изложение (устное и письменное) позволяет формировать навыки правописания и стилистики, что очень необходимо для выживания в нашем обществе. После окончания школы ученик должен представлять собой сформированную личность, которая может красиво и гладко излагать свои мысли, имеет определенные цели в жизни.
Сначала преподаватель читает текст. Задача ученика заключается в фиксировании необходимых данных (числа, имена, последовательность событий и так далее). Учитель дает некоторое время для написания чернового варианта, ученик должен оставлять пустые места там, где это необходимо (что-то забыл, не успел записать). Далее текст читается повторно. Это последний шанс что-то дополнить в своем изложении. Дополняется черновой вариант, проверяется орфография, пунктуация, стилистика. Следующий этап — написание чистового варианта.
Часто встречается такая практика: совместно с изложением необходимо выполнить небольшое творческое задание (озаглавить текст, написать развернутый вывод, то есть свое отношение к проблеме, дополнить незаконченную мысль и так далее).
Когда преподаватель первый раз читает текст, необходимо делать некоторые наброски. Очень важно на этом этапе сформировать план изложения. Одна часть — это отдельный абзац. Необходимо внимательно слушать и делить весь текст на смысловые части. Записывайте их, так и получится план. Он позволяет написать красивый и стройный текст, не запутаться в последовательности происходящих в тексте событий.
Сравнение
Главное отличие кроется в значении слов излагать
и
сочинять
. Изложить можно то, что услышал, понял и запомнил. Именно это составляет основную задачу при подготовке к написанию изложения. Она требует внимания к тексту и сосредоточенности при составлении плана, с которого рекомендуется начинать работу в черновом варианте, чтобы не нарушить последовательность в изложении текста и не упустить важных для его содержания деталей.
Сочинить можно только свой собственный текст, то есть, написать сочинение – значит передать в форме связной речи мысли и чувства, вызванные проблемой, отраженной в теме. Чтобы иметь такую возможность, необходимо изучить саму тему и подобрать фактический материал, на основании которого суждения автора приобретут убедительность и будут подтверждены ссылками на достоверные источники.
Содержание сочинения и выбор лексических средств для передачи в нем
авторской мысли зависят от типа творческой работы.
В сочинении повествовательного характера описываются события или ситуации, затрагивающие проблемы морально-этического, общественно-исторического или мировоззренческого плана. Умение автора сделать обоснованный вывод в такой работе свидетельствует о его глубоком понимании темы и способности к самостоятельному анализу.
Сочинение-рассуждение строится с акцентом на проблемных вопросах, которые не могут иметь однозначных ответов. В нем главным мотивом является субъективная авторская позиция.
Работа над сочинением с элементами описания развивает образное мышление и позволяет использовать обширный ряд средств художественной выразительности, которые помогают предать впечатления от картин природы, произведений искусства, внешности человека, отражающей богатство его внутреннего мира.
Более сложным видом творческой работы считается сочинение-характеристика. В нем автор должен продемонстрировать владение приемами сопоставления и анализа, при помощи которых необходимо охарактеризовать литературных героев в соответствии с их ролью в раскрытии идейного содержания произведения.
Сочинение-эссе – произвольная форма изложения авторской мысли, наиболее полно раскрывающая способность автора к правильной аргументации, логическому построению текста, уместному использованию в нем необходимых художественных средств и приемов.
В отличие от сочинений, изложения бывают только двух типов: устные и письменные. Они не требуют выражения авторской позиции. В работе над изложением преследуется цель передать содержание текста близким к исходному, не внося в него элементы анализа и оценочных суждений. В изложении крайне важны фактическая основа и логическая связь фрагментов, благодаря которым текст сохраняет свою информативность и художественное своеобразие.
Скачать материал
так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 7 класс
Приложение 3. Изложения
14.12.2011 118518 2392
Приложение 3. Изложения
Рекомендации учителя перед изложением
При первом чтении текста учителем важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами.
Если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, «фотографию», о которой идет речь. Если текст повествует о чем-либо, зафиксируйте во время чтения последовательность действий, событий, запишите на «кинопленку» памяти. В случае рассуждения постарайтесь уловить его логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе.
После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите к нему запомнившиеся ключевые слова. Учтите, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного распределения вашего текста на абзацы. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков.
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.
(225 слов) (По К.И. Чуковскому)
2. Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»
В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.
Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.
В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны — отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их.
(152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)
1. Озаглавьте текст.
2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.
С Тузиком я встретился в июле.
Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.
И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».
Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.
Страшного увидел я «парикмахера».
Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.
Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.
«Это тебе подарок! — кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. — Тузик звать!»
Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок — Тузик — наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.
(202 слова) (По Ю.И. Ковалю) Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Расскажите об одной из них.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Способ работы над изложением с элементами сочинения в начальной школе
Эта работа не должна никак направляться учителем. Школьникам ничего не предлагается, не подсказывается и тем более не навязывается. Авторское завершение текста или другие формы ответов сообщаются детям только на этапе анализа работ. От учащегося совсем не требуется, чтобы их ответы совпадали с текстом оригинала. Иногда молодые авторы раскрывают по сравнению с авторской концовкой, интересные и ценные аспекты ситуации, делают другие, не менее верные выводы.
Следующий этап работы – сопоставление ответов школьников друг с другом и с текстом оригинала. Он имеет огромный развивающий потенциал, и его реализация целиком зависит от мастерства и такта учителя. Создание собственных частей изложения, которое ставит школьников перед необходимостью самостоятельного решения поставленных задач, гораздо больше способствует их духовному росту, чем обычные работы, основанные на восприятии готового содержания. А для учителя такие работы дают яркую картину уровня интеллектуального, нравственного и речевого развития каждого из учеников. При желании и умении учителя обсуждение этих работ может стать настоящей школой культуры речевого общения. Беседа с детьми показала, что такое задание вызывает большой интерес и к самой работе, и к ответам друг друга.
Изложение с элементами сочинения является работой комплексного типа и оценивается как одна работа двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Отметка записывается дробным числом. Качество содержания и речевого оформления, уровень орфографической, пунктуационной и языковой грамотности определяются по соответствующим критериям, отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку”. План при выставлении отметки не учитывается. Оценка может быть повышена на балл, если объём изложения значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2 раза) или понижена на балл, если объём не достигает среднего уровня. К объёму изложения всегда следует относиться как к примерному, более всего учитывать качество выполнения коммуникативно-речевой задачи, принимая во внимание точность, ясность мысли, адекватность её речевого оформления. Не следует принижать роль второй части работы – сочинение. Для оценки сочинения важно учитывать:
— соответствие работы ученика типу речи, преимущественному для данного высказывания;
— выдержанность стиля, избранного учеником для своего высказывания;
— достаточность аргументации в связном тексте-рассуждении;
— адекватность содержания ученического высказывания к исходному тексту;
— точность и глубина оценок в высказываниях учащихся.
Важен также гибкий подход учителя к работе каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт ошибок здесь неуместен). Комплексный характер работы может вызвать некоторые сложности, связанные с оценкой содержания и речевого оформления (первая оценка). Как быть, если, пересказывая текст, ученик успешно справился с поставленной задачей, а вторую часть работы написал довольно беспомощно? Это свидетельствует о том, что основная проблема, поставленная в тексте, понята неверно или ученик не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. Как оценить работу, в которой вторая часть написана слишком кратко, однако ученик сумел при этом выразить правильное понимание основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие работы не может быть поставлена, даже если изложение отвечает всем требованиям, предъявляемым к отличным работам. Если же с задачей написать небольшое сочинение ученик не справился совсем, то за такую работу первая оценка не может быть выше, чем три балла (при условии, если изложение написано вполне удовлетворительно). Та часть работы, которая является небольшим сочинением, особенно ярко выражает творческие возможности ученика, уровень его речевого и интеллектуального развития. Поэтому оценка работы в целом в большей степени определяется успешностью написания сочинения.
Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объёму и лёгких по содержанию прозаических произведений. После прочтения всего рассказа учитель задаёт детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем останавливается на самых существенных моментах. Таким образом, ученики уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.
Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит составление плана. Навыки составления плана требуют умения в двух-трёх словах обобщать основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к текстам или частям текста, нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием и части прочитанного рассказа.
Для обучения учащихся написанию изложения может проводиться такая подготовительная работа:
Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала, средней части или конца) недостаёт в каждом из них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из копны соломы выскочил большой серый заяц и пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним, но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго смотрели вслед ему, а потом все стали говорить, какой был заяц и кто его первым увидел”. Проводится работа над начальной частью рассказа. В тексте непонятно без начала, кто именно из ребят оказался на поле около леса, как спугнули зайца; может быть, они были на прогулке, громко разговаривали.
“Ребята сели на бережок и стали разговаривать, играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни возьмись, показался ястреб и как бросится на утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба палкой. Но разве это так просто – попасть в летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал, ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как ребята оказались на берегу, какое у них было задание (а их послали стеречь утят). Учитель должен обратить внимание детей на то, что из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём говорится дальше, где и когда произошёл случай. Озаглавьте рассказ.
Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь, что может случиться дальше? Придумай и расскажи продолжение этих историй. “Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со мной произошёл такой случай. ”. “Однажды ребята позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся сказать и полез вместе с ними в воду. ”.
Подробно ли говорится в средней части этого рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе ёжик!”
На подготовительных уроках нужно обратить внимание детей на то, что, слушая текст, следует “настроится” не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения: как начинается текст; как завершается; какие языковые средства использует автор, чтобы выразить своё отношение; как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используется повтор; в каких случаях употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать учащимся, чтобы, делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, они не только стремились составить план, но и записывали те слова, словосочетания, которые показались им особенно яркими, выразительными. Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что записывать. Надо сказать ученикам, что не следует записывать многое, возможно использование условных графических обозначений.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти: упражнение на словесную память, упражнение “разрезанное предложение”, “от слова к рассказу”, “картинка – слово – рассказ”. Вы почувствуете, когда можно легко и доступно перейти к написанию изложения с элементами сочинения. В результате нет боязни не справиться с изложением, работа идёт легко и увлекательно.
Так можно предупредить вопросы учеников, продуманно снабдив их подходящими концовками и сберечь немало сил школьников, которые вынуждены пока находить средство завершение текста по интуиции.
К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причём исправления не считаются помарками и не приводит к снижению оценки.
Учитель должен время от времени проходить вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать свою помощь, особенно на этапе редактирования.
Представляем конспекты уроков, посвящённых написанию изложения с элементами сочинения (3 класс).
Тема: Изложение – сочинение “Собака на плоту”
Цель: Написать изложение и придумать конец.
Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но это будет не простое изложение. Это изложение – сочинение. Вы должны будете написать изложение и придумать, сочинить его недостающую часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как можно его озаглавить? Какой части недостаёт? “Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное очень исхудало, и смотрело на всех жалобными, голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как же она оказалась в море?” Далее работа по вопросам:
— как можно озаглавить текст?
— на сколько частей можно разделить?
— как озаглавим каждую часть?
— составление плана, опорных слов
План | Опорные слова |
1 Собака на плоту | Однажды, плот, издалека, подплыв, поближе, моряки, корабль |
2. Животное накормили | Исхудало, жалобные, голодные глаза, накормили, как же |
3. История собаки |
— какой части недостаёт? Что непонятно без неё? (недостаёт третьей части, в которой рассказывается, как собака оказалась в море)
— запишите по плану текст изложения, используя опорные слова и свой вариант истории. Помните о памятке к работе по написанию изложения с элементами сочинения.
В этом изложении – сочинении может быть и другой вариант работы: недостающую часть написать в начале изложения, изменив последнее предложение. При первичном знакомстве детей с текстом можно предложить приём активного слушания. Перед глазами детей должна висеть памятка, которую они повторяют до прочтения изложения. И учащиеся уже при первом прочтении текста начинают записывать, зарисовывать слова – памятки. Потом из этих слов составляют предложения, после второго чтения текста учителем, вносят изменения и дополнения, только потом записывают изложение – сочинение в тетрадь.
Проведённый нами урок по написанию изложения с элементами сочинения “Собака на плоту” был первой пробой пера учеников в этом виде работы. С заданием справились все учащиеся. Этому способствовали подготовительные уроки. Вот некоторые варианты концовок детей: “Мальчики строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку. Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов, они спустили его на воду и привязали, чтобы не уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот, верёвка развязалась. Так она оказалась в море”. “Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними увязалась собака. На берегу они увидели плот, решили подшутить над собакой. Заманили её, отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть, но было поздно. Так она оказалась в море”.
Мы не остановились на достигнутом и нами была проведена дальнейшая работа с учащимися по написанию этого вида изложения.
Тема: Изложение – сочинение “Мёд в кармане”
Цель: Написать изложение, придумать и дописать концовку
Детям сообщается тема и цель урока. Учитель напоминает, что пользуемся приёмом активного слушания, вспоминаем соответствующую памятку. Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда. Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам, а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья. ” Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно озаглавить? На сколько частей можно разбить текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите опорные слова каждой части, используя свои записи, рисунки.
Составление плана, опорных слов.
План | Опорные слова |
1. Мальчики собрались в лес | пирожки, мамы, завернули в бумагу, положили в карман |
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? | маленькая бутылочка мёда, сяду один и съем |
3. Мёд в кармане | пришли в лес, достали пирожки, вдруг, пчела, за ней вторая, третья. |
4. Чтоже дальше? |
Вот один из вариантов детского творчества в написании концовки: “Мальчики очень удивились, почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.
Для написания следующего типа изложения – сочинения от детей потребуется умение анализировать текст и интерпретировать его.
Тема: Изложение – сочинение “Муравей”
Цель: Написать изложение, выразить своё отношение к поступку человека
Сообщение детям темы, цели урока, настрой на активное слушание, чтение текста. “Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день тащил он ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника. По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: “Гляди-ка, ягода”. Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю: “Поди прочь, привык на готовенькое!” Засунул ягоду в рот и пошагал дальше”. А. Приставкин. Муравей.
Анализ работ показывает, что учащиеся справляются с этим заданием успешно. Например, вот как выразила своё отношение к человеку ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и он теперь должен вернуться к своей семье с пустыми руками. Его семья осталась голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны, полезны. В содержание текста “Муравей” можно заглянуть глубже: речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе. “Человек! Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в большом. Бережно относись ко всему сущему на земле. О тебя лично зависит сохранение равновесия на земле”. Это текст, заложенный в подтексте, без специальной подготовки не осознаётся учениками. Так, глагол “тащил” ученики заменяют “нёс”, опускают определение “тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы ученики глубже поняли смысл этого изложения можно предложить им такие вопросы и задания:
Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?
Какие слова и выражения помогают понять отношение автора к происходящему?
Наиболее удачные работы: “Человек поступил неправильно. Он оказался злым и жестоким по отношению к муравью и всему его семейству. Нужно бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле”. Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого, аналитического чтения, пониманию и интерпретации текста.
Написание изложения с элементами сочинения не совсем привычное в повседневной школьной практике творческое упражнение. Оно поможет детям проникнуться творческим настроением, испытать первые муки речевого творчества, может стать для ребят праздником неожиданностей, удивления, радости. Каждое итоговое творческое задание в многообразной работе по развитию связной письменной речи в начальной школе, каждая детская работа – это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, с изучением конкретного раздела науки о языке. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уровне.