Известия или правда что лучше
«Правда» — лучший подарок
Пока одни твердят о скорой кончине бумажных СМИ, другие делом доказывают: пресса на материальном носителе, как хороший коньяк, год от года только дорожает. Пожелтевшие газеты с родными до боли логотипами стали модным презентом на юбилеи и корпоративные праздники.
Поздравляю. Ваш Бовин
Срочно в номер! Заголовок на первой полосе: «Сегодня родился Человек с большой буквы!» Крупные фото — Маша с пустышкой, Вася в манежике, Иван Иванович с пластмассовой саблей наперевес…
Газета в подарок — бизнес молодой, но популярный. Поисковик выдает несколько десятков предложений: «Репродукция издания с портретом именинника», «Оригинал советской газеты, выпущенный точно по дате», даже «Оригинал с портретом. Не копия!» Очень интересно.
Выбираю одну из компаний с сайтом посолиднее, звоню. Нет проблем, отвечают, приезжайте. В тесном офисе, заставленном столами-коробками-принтерами, сидят сочинители незатейливых славословий. Прямо скажем, не акулы пера. Молодые, хваткие, а главное — счастливые. А почему? Да потому, что хорошее настроение здесь царит весь день напролет: клиенты никогда не скандалят, только благодарят.
Если человек явился на свет, например, 22 апреля 1970 года, ему дарят газету именно за это число. Скажем, «Комсомольскую правду». Понятно, что главной темой будет столетие со дня рождения Володи Ульянова. Ну а второй шапкой номера — сообщение о рождении именинника.
«Желаем тебе дожить до ста лет, пусть мотор в твоей груди работает без перебоев и ремонтов, жизнь будет ровной трассой без ухабов и рытвин!» — вариант поздравления для мужчин. Что-нибудь про полноводную весеннюю реку, жар любви, красоту и рассудительность — для женщин.
Помимо извечного «оставайся таким, как ты есть», популярно напутствие «дотронуться до мечты и насладиться ею». Или «крепко держать руль в твердых руках». Самое шикарное — подпись: спецкор — «Известий», «Труда», «Комсомолки» — такой-то. Может, Боровик, или Бовин? Нет, твой друг Вася. Новодел аккуратно вмонтирован в реальную газетную полосу. Среди статей про достижения механизаторов и обильные всходы. Или про американских супостатов и гонку вооружений. Газету помещают в рамочку. Юбиляр тронут. Гости аплодируют. Бокалы звенят.
— Советские газеты заказывают в основном люди в возрасте, рассказывает Семен, генеральный директор компании, занимающейся этим бизнесом. — Дело тут не только в ностальгии, но и в гордости. Увидеть себя на первой странице ведущего издания — это вызывает настоящий восторг!
Фирма Семена — одна из немногих, легально обосновавшихся на этом рынке. Она печатает репринты «Правды», располагает лицензией и договором с издательством, делает отчисления с каждого реализованного «подарочного продукта».
— А это что? — тычу в номер, датированный 78-м годом.
Да это же свадьба. Пела, поди, и плясала. Читаю передовицу:
«Дорогие наши молодожены! Перед вами — длинный и счастливый путь. » К статье фото — парочка. Целуются. Рядом — статья из оригинала той тревожной эпохи: «Новый приступ истерии в Пекине».
— А ничего, что рядом с истерией?
— Вообще-то, не очень, — соглашается гендиректор. — Большинство клиентов предпочитают благожелательный контекст. Особенно те, кто родился или женился в дни похорон вождей. Но мы выходим из положения: предлагаем подверстать что-то более оптимистическое с другой полосы. Или взять газету годом позже — юбиляру как раз годик.
— А еще был случай, — к разговору подключается один из сотрудников. — Человек, которого друзья хотели поздравить через нашу фирму, всю жизнь проработал на железной дороге. И выясняется, что как раз в день его рождения одна центральная газета выходила с новостью про железнодорожников. Тут уж обошлись самым минимумом вкраплений в оригинальный текст. Со строителями такое часто бывает, с учителями…
Для большинства заказчиков важна достоверность, уверены мои новые знакомцы. Интересно же знать, чем жили, что обсуждали, какие телепередачи люди смотрели, когда ты появился на свет.
Куда ушел архив «Известий»
Другое направление этого бизнеса — дарить настоящую старую газету. Особенно если дата, которую человек собирается отмечать, совпадает с каким-то эпохальным для страны событием. Например, пуск ДнепроГЭСа, День Победы, полет Гагарина, встреча наших хоккеистов с канадцами в 1972 году, открытие Олимпиады-80. Но где сейчас те издания? Ведь недаром говорят, что газета живет один день. Оказывается, ничего невозможного нет.
Захожу на сайт интернет-магазина «Оригиналы. Не копии». Делаю онлайн заказ: 12 Апреля 1961. А пожалуйста! «Известия» — 4800 рублей. «Правда» — 3800. «Сельская жизнь» — 2800. «Труд» — 3400. Звоню.
— А что, газеты настоящие?
— Конечно, у нас доступ к частному архиву.
Называю гагаринскую дату. На том конце провода включается музыка. Менеджеры совещаются.
— Ой, а за этот день все раскупили, — слышу в ответ. — Есть только «Известия», но цена, сами понимаете, уже другая.
— Тридцать тысяч! — выдыхает телефон.
Ничего себе! Неужели кто-то платит такие огромные деньги?
— Наоборот, это слишком дешево, — считает библиограф Лидия Петрова, сотрудник отдела периодики Российской государственной библиотеки (РГБ), бывшей «Ленинки». — Скорее всего, продавцы предлагают хорошо сделанные копии. Цена исторического экземпляра, скажем, если бы его продавал частный коллекционер на аукционе, измерялась бы сотнями тысяч.
Где же их берут, эти подлинники? Старые издания, выпущенные на тонкой, ломкой бумаге, вряд ли могут хорошо сохраниться, провалявшись десятилетиями на дачном чердаке. Необходимы специальные условия, стеллажи, подшивки, папки, важны и температурный режим, влажность. Все это может обеспечить только библиотека.
Самый большой архив отечественной периодики располагается в Москве. В химкинском филиале РГБ — более 670 тысяч единиц хранения: газеты и журналы, вышедшие на русском языке с XVIII века по сегодняшний день. Раритеты, вроде первого номера «Искры», а также военная и эмигрантская периодика — в старом здании на Воздвиженке. Еще одно крупное хранилище в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Архивы существуют и при муниципальных библиотеках всех крупных городов России — от Ханты-Мансийска до Твери.
— А к вам, — спрашиваю у Петровой, — с предложениями продать газетку не обращаются?
— То и дело! Совсем недавно просили «Правду» конца сороковых для одного губернатора — ему хотелось настоящую газету, не репринт. Мы, конечно, отказали: что будет с фондами, если из них все выкупят?
Старые газеты хранятся и в самих редакциях. Одна из богатейших ретроспективных коллекций располагалась в знаменитом здании редакции «Известий» на Пушкинской площади. Сейчас редакция переехала. А как же уникальная библиотека?
— Книжный фонд передан в дар историко-литературному музею-заповеднику А.С. Пушкина в Больших Вяземах, — рассказал «Культуре» управляющий делами ОАО «Известия» Борис Шведько. — Газеты все оцифрованы, бумажные экземпляры переданы на хранение в РГБ. Это пришлось сделать потому, что непонятна судьба самого здания на Пушкинской. Сейчас оно сдается в аренду различным компаниям, так что условий для существования библиотеки нет. А собрание было действительно уникальным — у нас хранились не только все номера газеты с момента ее основания, марта 1917 года, но и бесценный фотоархив: снимки, сделанные во время Нюрнбергского процесса, очереди в Москве за хлебом, показ Ива Сен-Лорана в 1959-м. Такие снимки, а тем более газеты, выпущенные в дни великих — печальных и радостных — событий, бесценны. Не знаю, кто распродает газеты, копирует, вклеивает поздравления. На мой взгляд, это называется разбазариванием культурных ценностей.
Пахомова, Горшков и я
Решив выяснить, не черкнул ли чего спецкор центральной прессы по случаю моего появления на свет, направляюсь в Историческую библиотеку. Пара формальных бумажек — и подборка за искомую дату на столе. Итак, в день моего рождения «Правда» отмечала успешное завершение пятилетки тружениками совхоза имени Горького Люберецкого района. План сдачи овощей перевыполнен на 140,9%. В подвале полосы статья «На спущенных шинах». Что-то об инфляции и безработице в Бельгии. Передовица «Известий» оптимистичнее. Заметка под ностальгическим заголовком «Работать хорошо, работать споро» повествует о достижениях швейного объединения «Салют», обеспечившего граждан 26 тысячами добротных пальто со знаком качества.
Дальше — триумф советского спорта. «Впервые в истории чемпионатов Европы по фигурному катанию весь пьедестал почета заняли советские мастера танцев на льду. Блистательный дуэт — Людмила Пахомова и Александр Горшков — в шестой раз подряд был признан «золотым».
Открываю «Советскую культуру». Письмо воображаемому коллеге, сочиняющему фельетон к Новому, 2000 году — тогда далекому и плохо представляемому. «Дорогой друг, хочу выразить тебе искреннее сочувствие. Вижу, как, пригорюнившись, сидишь ты перед своей электронно-звуковой пишущей машинкой, настроенной на частоту твоего голоса, нервно покусываешь лазерную авторучку, до отказа заполненную великолепными, еще не бывшими в употреблении метафорами, парадоксами и афоризмами. А на душе у тебя совсем не празднично. Ты чувствуешь огромную ответственность перед смехотворцами всех времен и народов, перед шестью с половиной миллиардами читающих землян и даже новоселами на соседних планетах. И твое волнение понятно. Ты мучительно придумываешь новые сюжеты, повороты. Новые. А где их взять, если юмористическая нива задолго до тебя вспахана и перепахана поколениями сеятелей смеха?» Очень даже прилично написано, а главное, злободневно.
Подхватив папки с подшивками, бегу в отдел копирования, запрашиваю цифровые реплики.
— Только ксерокс, — отрезает тетенька. В ее голосе звучат торжествующие нотки. Наверное, так произносили сакральное: «Пива нет!».
— Согласно закону об авторском праве, — как заправский юрист выпаливает она, — тексты, фотографии, графические изображения не допускаются к цифровому копированию, распространению, публикации или иному использованию в коммерческих целях без получения письменного разрешения правообладателя.
Соглашаюсь на ксерокс. Вот они — «Правда», «Известия», «Труд» и «Пионерская правда», выпущенные в год и день моего рождения, теперь держу на столе.
Копии делаются не полноразмерные, а на листах формата А4. Чтобы прочитать, придется складывать пазл. В стандартный размер «взрослой» газетной полосы таких умещается ровно четыре, в «Пионерке» — две. Можно скрепить листы скотчем, вклеить свое фото и набранные на современном компьютере хорошие слова о себе любимой. Только зачем? Пусть уж лучше рапортуют труженики села. Машут рукоплещущим трибунам победители олимпиад. Ткачихи подводят итоги прошедшей пятилетки. А строители центрального участка БАМа укладывают «золотое звено».
Но есть, как говорится, и другое мнение. «Огромное спасибо за вашу идею, работу! Всем все очень понравилось!» — читаю отзыв на сайте продавцов. Сами про себя написали? Не думаю. Вполне представляю, как виновник торжества сначала насторожился. «Вот, Петрович, — говорит кто-то из гостей, — написали про тебя в газете». Густо покраснел. Может, даже выронил вилку. А потом счастливо расхохотался вместе со всеми. Да, репринт. Да, незатейливый текст. Но ведь газета — старая, советская, с узнаваемым, впечатавшимся в душу логотипом.
kap1914
kap1914
Занимаясь анализом общественно-политического дискурса, я довольно много ежедневно работаю с различными периодическими изданиям. Вот о них я и решил сейчас написать. Мне хотелось бы остановиться на печатных новостных периодических изданиях, а именно разномастных газетах, которые ежедневно освещают текущие политические, экономические, социальные процессы. Оценивая их, я старался придерживаться следующих критериев: значимость подымаемых тем и объективность (понимаемая трояко: стремление к научному, доказательному, корректному изложению; представленность различных точек зрения; отсутствие открытых способов манипуляции). В целом, могу сказать, что несмотря на то, что наиболее тиражные издания являются весьма слабыми, у нас на медийном рынке все же есть издания, которые вдумчивому читателю позволяют понять, что именно творится в России.
Наиболее же либеральным изданием – общепризнанно – можно назвать «Новую Газету». На мой взгляд, ее можно читать лишь из трех побуждений: 1) хочется альтернативной повестки дня 2) хочется узнать, о чем думают наши либералы 3) хочется понять либеральную оппозицию. Конечно, там появляются неплохие статьи, особенно материалы К. Рогова, однако в целом качество оставляет желать лучшего. После «Независимой», «Коммерсанта» и «Ведомостей» контраст очевиден. «Новая» не очень любит писать на действительно серьезные темы; либеральная интерпретация для нее подчас важнее объективности. Если политические события хоть как-то освещаются (и порою даже бывает качественная аналитика), то про экономику Вы там не найдете ничего (равно как и по международной тематике), по крайней мере ничего стоящего. Не радует и засилье в последнее время таких тем, как наши политзаключенные и российские тюрьмы, с высоким градусом сочувствия ко всем нашим зэкам (что симптоматично). Вместе с тем «Новая газета» умеет колоть власть, и ряд ее расследований и сливов заслуживает внимания.
Из известных у нас осталась разве что «Московский комсомолец». Что могу сказать? Газета, казалось бы, с высоким налетом оппозиционности, критичности, однако когда надо – уверенно мочит врагов власти и участвует в подковёрных играх. Значимые проблемы вроде бы полностью и не обходятся стороной, но доминируют все же различные мелочи из разряда «убийства, воровство, сенсации», что сбрасывает ее в разряд «желтых» изданий. Аналитики печатают мало, экспертов тоже не так много (чувствуется у, но интересные мысли встречаются. Весьма характерно, что несмотря на то, что чуть ли не в каждом номере власть и общество бичуются за отсутствие нравственности и высоких идеалов, на последних страницах газета не устает печатать объявления о предлагаемых сексуальных услугах проституток. Оно и понятно – выживать-то надо!
«Правда» и «Известия»
«Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Большевики прекрасно понимали важность информации, необходимость донесения своих идей до широких масс. А донести эти самые идеи в начале XX века можно было только одним способом — радио только-только делало первые шаги, о телевидении вообще ещё никто не знал, оставалось только печатное слово. Так что известная формула, высказанная Лениным, была не просто красивой фразой, а суровой реальностью, одним из важных элементов революционной борьбы.
Первой была «Искра», причём отнюдь не исключительно «ленинская», как было принято говорить в советское время. Задачей новой газеты было объединение разрозненных российских и заграничных марксистских кружков, и потому у истоков «Искры» стояли, помимо Ленина, известные деятели революционного движения: Г. В. Плеханов, Л. Мартов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, А. Н. Потресов. Редакция газеты первоначально располагалась в Мюнхене (в апреле 1902 года редакция переехала в Лондон, через год — в Женеву), а первый номер «Искры» был набран и свёрстан в Лейпциге к 11 (24) декабря 1900 года. В среднем «Искра» выходила тиражом около 8 тысяч экземпляров. С середины 1901 года газета издавалась раз в месяц, а с 1902 года — каждые две недели. В Россию газета доставлялась и распространялась нелегально. Для того чтобы увеличить тираж «Искры», в России были организованы несколько подпольных типографий, перепечатывавших как отдельные статьи, так и целые номера газеты.
Из-за раскола между Лениным и Плехановым в октябре 1905 года «Искра» прекратила своё существование. Большевики издавали газеты «Вперёд», «Пролетарий», в октябре 1905 года в Петербурге выходила первая легальная газета «Новая жизнь». А в 1912 году главным печатным органом большевиков стала «Правда».
В январе 1912 года в Праге состоялась 6-я Всероссийская конференция РСДРП, на которой было решено издавать ежедневную газету для рабочих. Первый номер «Правды» вышел в Петербурге 22 апреля (5 мая) 1912 года (с 1922 года 5 мая отмечался как День печати). Стоила газета 2 копейки, в номере описывались Ленские события (расстрел рабочих на якутских приисках), освещалось рабочее движение в России и мире, были опубликованы телеграммы и письма с мест.
Центральным органом РСДРП с 1908 по 1917 год была газета «Социал-демократ», издававшаяся за границей и распространявшаяся в России нелегально. Но фактически главной газетой большевиков была «Правда». Газета издавалась легально, хотя в период с 1912 года до начала Первой мировой войны правительство 8 раз закрывало издание. Однако газета продолжала выходить, только под другим названиями: в 1913 году — «Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», в 1914-м — «Пролетарская правда», «Путь правды», «Рабочий», «Трудовая правда».
После Февральской революции 1917 года с 5 (18) марта 1917 года «Правда» стала издаваться как орган ЦК и Петроградского комитета РСДРП(б). А несколькими днями ранее представители различных социалистических партий, рабочие, члены социал-демократической (меньшевистской) и трудовой фракций Государственной думы учредили Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. 27 февраля (13 марта) 1917 года впервые вышел печатный номер совета. С названием особо не мудрствовали: на первой странице ровными прямыми буквами, без всяких изысков было отпечатано: «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов». Хотя большевики и входили в состав Петросовета, но главенствующую роль в нём играли эсеры и меньшевики, так что «Известия» до поры до времени оставались меньшевистской газетой.
После прихода к власти большевики попытались полностью подчинить себе прессу. 27 октября 1917 года по распоряжению Временного революционного комитета (ВРК) были закрыты 10 крупнейших российских газет, а их полиграфическая база (оборудование и запасы бумаги) были конфискованы, в результате чего большевистские газеты, в том числе «Правда» и «Известия», получили в своё распоряжение лучшее на тот момент полиграфическое оборудование. В «Декрете о печати», вышедшем в тот же день, указывалось на необходимость подобных мероприятий против «контрреволюционных» газет. Однако в том же Декрете говорилось, что «как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Да и в резолюции I Всероссийского съезда советских журналистов, состоявшемся о ноябре 1918 года, подчёркивалась недопустимость политической цензуры, отстаивалось право печати на свободную критику деятельности как местных, так и центральных органов власти. Однако эти «золотые слова», к сожалению, так и остались словами. Партийно-советская печать постепенно становилась неотъемлемой частью новой политической системы, а она, как известно, инакомыслие не слишком приветствовала. К концу 1918 года на территории Советской России практически не осталось оппозиционных газет и журналов.
Зато тиражи советских газет росли с каждым годом: если в начале 1918 года тираж «Правды» составлял 85 тысяч, то через год — уже более 150 тысяч экземпляров. Тираж «Известий ВЦИК» (после Октябрьской революции газета стала печатным органом новой власти) в 1919 году превысил 400 тысяч экземпляров. В это же время обозначилось некое соперничество между двумя главными газетами страны. И надо сказать, до начала 30-х годов в этом негласном споре верх одерживали «Известия», именно эта газета считалась главной газетой страны. В «Известиях» печатались все декреты Совнаркома и прочих органов центральной власти. Во времена относительной свободы в пользу «Известий» играла их ориентация на широкий круг читателей, «Известия» были газетой для всех, тогда как «Правда» выполняла свою политическую функцию, оставаясь рупором правящей партии. Главный редактор «Известий» Николай Бухарин, с именем которого неразрывно связана история не только этой газеты, но и всей отечественной журналистики 20–30-х годов, старался привлекать к работе профессиональных журналистов, известных писателей и публицистов. «Правда» же делала ставку на рабкоров-общественников, которые в свободное от основной работы время писали материалы для газеты. Естественно, что и качество текстов было разным, и потому-то советский читатель в те годы, когда он ещё мог выбирать, какую газету ему покупать, делал свой выбор в пользу «Известий». Но с середины 30-х годов, когда страну захлестнула волна массовых репрессий, все газеты стали «на одно лицо». «В „Известиях“ нет правды, а в „Правде“ — известий» — такой печальный каламбур родился в те времена. В советской журналистике настал период полного её подчинения власти, эпоха полного контроля над прессой. Единственным светлым пятном стала, как ни странно, Великая Отечественная война, когда журналисты, как и весь народ, печатным словом работали на Победу. Со страниц «Правды», «Известий» и других газет к бойцам Советской Армии и тем, кто оставался в тылу, обращались А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, С. Я. Маршак, И. Г. Эренбург. В самые тяжёлые годы войны их слово вселяло веру в то, что враг рано или поздно будет повержен.
Начавшаяся после прихода к власти Никиты Хрущёва оттепель, эпохальный XX съезд КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, не могли не сказаться на отечественной журналистике. И вновь, как и в 20-е годы, ярко проявилась разница между двумя главными газетами страны. Летом 1959 года главным редактором «Известий» был назначен Алексей Иванович Аджубей — талантливый журналист и великолепный организатор газетного дела. До этого он возглавлял «Комсомольскую правду» и сумел за несколько лет поднять её тираж до невиданных высот. К тому же Алексей Аджубей занимал, если можно так сказать, ещё одну «должность» — он был зятем Никиты Хрущёва, а такая приближённость к первому лицу государству значила очень много. С таким главным редактором «Известия» были просто обречены на успех. Газета стремительно меняла свой облик, становилась изданием, для которого главными были интересы читателя, а не обслуживание идеологических запросов власти. Избавить газету от чрезмерной идеологизированности и заштампованности, сделать её близкой читателю — этой цели стремился добиться Аджубей. Однажды он составил перечень запрещённых к употреблению в газете штампов, вроде «огромный интерес общественности», «немеркнущая дружба народов», «горячий приём» и прочее. И только когда корреспонденты буквально взмолились, прося главного редактора отменить это решение (без привычных штампов их работа резко замедлилась), Аджубей отменил запрет.
Естественно, что такая редакционная политика сразу же нашла отклик у народа. В отличие от «Правды», которую выписывали по принуждению (подписаться на главный орган партии обязан был каждый член КПСС), «Известия» выписывали «для себя». Уже через год после прихода в редакцию Аджубея «Известия» получили более 600 тысяч писем от читателей. С 1959 по 1964 год тираж «Известий» возрос почти в четыре раза: с 1,6 миллиона до 6 миллионов экземпляров.
В конце 1964 года Алексей Аджубей должен был занять должность министра иностранных дел СССР, указ о его назначении уже был подготовлен. Но в октябре 1964-го Никита Хрущёв был снят с поста Генерального секретаря. Алексей Аджубей не только не стал министром, но и был уволен с должности главного редактора «Известий» и отправлен в «ссылку» в журнал «Советский Союз».
Затем были годы «застоя», когда газеты «застаивались» вместе со всей страной, и перестроечный всплеск, во время которого народ жадно впитывал информацию, возле киосков «Союзпечати» выстраивались длинные очереди, а тиражи газет и журналов били все рекорды. А 22 августа 1991 года вышел указ Бориса Ельцина о приостановке издания газет КПСС, в том числе и «Правды». Советский Союз просуществовал ещё четыре месяца, но эпоха советской печати на этом закончилась…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ
ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ Питерская поп-рок группа ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ активно выступала на сценах города и страны во второй половине 80-х. Она выросла из существовавшего в стенах Рок-клуба эфемерного АТТРАКЦИОНА – собственно, даже не группы, а, как бы сказали сейчас,
ИЗВЕСТИЯ НИКОЛАЯ СМИРНОВА-СОКОЛЬСКОГО
ИЗВЕСТИЯ НИКОЛАЯ СМИРНОВА-СОКОЛЬСКОГО Юмористическая газета. Единственный номер вышел в апреле 1922 г. в Москве. Напечатана на 4 стр., без иллюстраций. Выпущена известным артистом эстрады, сатириком Н. П. Смирновым-Сокольским. Программу газеты автор-редактор изложил в
«ПРАВДА»[3]
«ПРАВДА»[3] См. также раздел «Анонимные цитаты и
Правда
Правда На прошлом занятии я рассказал вам об идее фильма. Напомню — основная функция идеи — структурная организация истории. Именно идея определяет формулу финала. Что же менее всего хотят услышать создатели фильма после финальных титров?«Не верю!»Как убедить зрителя?