Известно что будущего императора воспитывала бабушка

Царская педагогика: как бабушка Катя II воспитывала будущего царя Сашу I

Императрица считала, что ее маленький внук, «господин Александр» — чрезвычайно понятливый для своего возраста ребенок.

Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Смотреть фото Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Смотреть картинку Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Картинка про Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Фото Известно что будущего императора воспитывала бабушка
Великие князья Александр и Константин

Действительно, он рано уловил характер взаимоотношений между отцом и бабкой и инстинктивно принял сторону сильнейшего. Проводя в кабинете Екатерины по три-четыре часа ежедневно, мальчик был весел и послушен, даже когда у него резались зубки, но в присутствии родителей закусывал удила и становился так своенравен, что Павел Петрович и Мария Федоровна поневоле обращались к помощи бабушки, к вящему удовольствию последней.

«Все кричат, что бабушка делает чудеса,— с гордостью писала она Гримму,— все требуют, чтобы мы продолжали вместе играть»; «этот ребенок всех приводит в восторг, особливо меня. Я все могу из него сделать. »

И она продолжала настойчиво проводить в жизнь свой план воспитания, невзирая на то, что это вызывало нараставшую раздражительность в Павле. Она как могла старалась привязать Александра к себе: мастерила с ним разные игрушки, принимала участие в его забавах или просто оставляла его рядом с собой во время занятий государственными делами, предоставляя ему заниматься, чем вздумается.

В феврале 1779 года императрица уехала в Могилев на встречу с Иосифом II.

Там, скучая по внуку, она принялась составлять для него небольшую «азбуку изречений».

Так появилась на свет «Бабушкина азбука». Она состояла из нескольких сотен изречений, затрагивающих разные стороны жизни, но в основном нравоучительных, вроде следующих: «Всякое дитя родится неученым. Долг родителей дать детям учение. Дитя родителям оказывает благодеяние покорностью и почтением. Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна. Праздность есть мать скуки и многих пороков. Честность есть неоцененное сокровище. Законы можно назвать способами, коими люди соединяются и сохраняются в обществе, и без которых бы общество разрушилось. Платон Афинейский советовал рассерженному человеку смотреться в зеркало. Римский император Тит плакал, в который день не учинил какого ни на есть добра. Спросили у Солона: как Афины могут добро управляемы быти? Солон ответствовал: не инако, как тогда, когда начальствующие законы исполняют». К изречениям были добавлены «Выборные российские пословицы»: «Всуе законы писать, когда их не исполнять»; «красна пава перьем, а человек ученьем»; «милость хранитель государства» и т. п.

Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Смотреть фото Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Смотреть картинку Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Картинка про Известно что будущего императора воспитывала бабушка. Фото Известно что будущего императора воспитывала бабушка
Страница из «Бабушкиной азбуки»

«Бабушкина азбука» стала настольной книгой не только Александра, но и множества других русских детей. В 1781 году она была издана в Петербурге: тираж в 20 тысяч экземпляров разошелся за две недели!

Результаты бабушкиного воспитания сказались очень скоро. С малолетства введенный в круг основных жизненных понятий, Александр рано начал думать о смысле жизни вообще и своей в частности. Его детский ум тревожили недетские вопросы. Уже в три с половиной года он настойчиво требовал ответить ему, «отчего люди на свете и зачем он сам явился на свет». Сердце его начало формироваться так же рано, как и ум. Он был начисто лишен свойственной детям неосознанной жестокости. «У него слезы на глазах,— умилялась императрица,— когда он думает или видит, что у него ближний в беде».

Между тем, Павел, видя, что бабушкина педагогика все больше отдаляет от него сыновей, стал выказывать ей свое неудовольствие. Семейная ссора на этот раз была улажена тем, что императрица отправила великокняжескую чету в путешествие заграницу. 14 сентября 1781 года Павел Петрович и Мария Федоровна выехали из Царского Села. Под именем графа и графини Северных они посетили Австрию и Италию и на месяц остановились в Париже, где были на приемах у Людовика XVI и Марии-Антуанетты, встречались с Даламбером и Мармонтелем и просили Бомарше прочесть для них «Женитьбу Фигаро», о которой говорила вся Европа.

Путешествие укрепило в Павле дух рыцарственного монархизма и усилило отвращение к идеям Просвещения, которые он и ранее недолюбливал.

Благодаря этой поездке Александр на целых два года оказался отторгнут от родителей и именно в таком возрасте, когда в нем формировались задатки характера и личности. Его развитие шло очень быстро. Юный великий князь проявлял редкую любознательность и неподдельный интерес к жизни дворцовой прислуги. Он бродил по людской, кухне, подсобным помещениям и просил научить его готовить, красить, обивать стены обоями, рубить дрова, столярничать, ухаживать за лошадьми. Едва выучившись читать, поглощал книги запоем. Вскочив поутру с постели, он говорил своим няням:

— Я теперь хочу тотчас почитать, а то после мне больше захочется гулять, чем читать, и если я теперь не почитаю, то день у меня пропадет.

На столе у него стоял подаренный Екатериной глобус и, встретив в книге название города или страны, он сразу искал его на нем.

Екатерина II — Гримму, 11 ноября 1782 года, из Зимнего дворца:
«На днях он узнал про Александра Великого; он попросил лично с ним познакомиться, и совсем огорчился, узнав, что его уже нет в живых. Он очень о нем сожалеет».

Ему же, 17 ноября:
«Слушайте, не думайте воображать, что я хочу сделать из Александра разрубателя Гордиевых узлов. Ничего подобного. Александр будет превосходным человеком, а вовсе не завоевателем: ему нет надобности быть им».

Пользуясь страстью Александра к чтению, императрица продолжила пополнение его детской библиотеки книжками собственного сочинения. В 1783 году она написала для обоих внуков сказки о царевичах Хлоре и Февее — аллегорическое изложение своей педагогической системы.

Царевич Хлор красив, умен, не по летам добр, благонравен, смел, весел нравом, учтив и благопристоен (портрет, быть может, чересчур отвлеченно-идеальный, но Александр мальчик понятливый). Один киргизский хан похищает его в свое кочевье и, убедившись в его великом разуме, заставляет искать розу без шипов (сиречь добродетель, доставляющую человеку полное, ничем не отравляемое наслаждение). Жена хана, Фелица, очарованная Хлором, дает ему в спутники своего сына — Рассудок. Из множества дорог, ведущих к цели, они выбирают прямую, хотя и самую трудную, и достигают горы, к вершине которой ведет крутая и каменистая тропинка. Честность и Правда помогают путникам преодолеть все трудности на пути, и на вершине Хлор находит розу без шипов.

Февея-Красное Солнышко в детстве не пеленали, не качали, не кутали; игрушки сообщили ему познания обо всем окружающем; в болезнях он был терпелив, летом и зимой много гулял, ездил верхом. Царевич вырос добрым, жалостливым, щедрым, учтивым и приветливым, говорил только правду. В отрочестве он жил в полном послушании у своих родителей, потом женился, вступил на трон и мудрым правлением заслужил славу и любовь народа.

Шестилетний Александр, как губка, впитывал в себя наставления, содержавшиеся в бабушкиных сказках. Он уже мыслил самостоятельно и умел делать выводы из услышанного, недаром Екатерина однажды обмолвилась, что он «сам себя воспитывает». Не зная, что такое принуждение, он тем не менее умел подчиняться и делал это не только по долгу, но и с охотой. Императрица рассказывала Гримму, что раз, у Константина был насморк и ему запретили подходить к окну, от которого очень дуло, а чтобы он не забыл, на полу перед окном провели мелом черту. Но, несмотря на запрещение, малютка беспрестанно забегал за эту границу. Тогда Александр подошел к нему и сказал:

— Брат, когда мне говорят не ходить далее как до сих пор, то я, чтобы не забыть этого, в уме провожу себе черту позади той, которая мне назначена, и коль скоро, по забывчивости, я переступаю за ту, которую сам себе назначил, то вспоминаю, что не надо переходить следующую.

Источник

ГДЗ история России 8 класс Захаров, Пчелов Русское Слово 2020 Задание: §9 Екатерина I и Пётр II

Стр. 60. Вспомните

Наследники Петра Великого: стали ли они продолжателями его политики?

Наследники Петра Великого не стали продолжателями его дела. Они ничего не делали для укрепления государства, развития его армии и флота. И Екатерина I, и Пётр II, и их непосредственное окружение только пользовались плодами трудов Петра Великого, не создавая при этом ничего нового.

Стр. 63. Вопросы к иллюстрации №1

Сопоставьте официальный прижизненный портрет А.Д. Меншикова (с. 17) и его изображение на картине художника XIX в. В.И. Сурикова. Как отражены живописцами повороты жизни их героя?

Представленные портреты демонстрируют два противоположных образа Александра Меншикова. Если на первом он показан богатым, могущественным и величественным светлейшим князем, то на другом он изображен пожилым, бедным и уставшим человеком. Таким образом, живописец хотел подчеркнуть, что любой человек, в силу обстоятельств, может в один миг потерять всё и оказаться на самом дне общества.

Стр. 64. Вопросы в конце параграфа

1. Сравните стиль правления Петра I и его непосредственных преемников — Екатерины I и Петра II. В чём заключались основные различия?

Главное различие стиля правления Петра I от Екатерины I и Петра II заключается в том, что Петр I управлял государством самостоятельно. Он сам лично принимал решения и контролировал их исполнение. Все реформы и нововведения были осуществлены исключительно благодаря железной воли, решительности и настойчивости Петра Великого. А его непосредственные преемники были не более, чем марионетками в руках других людей. Вместо Екатерины I Россией правил А. Меншиков, вместо Петра II – князья Долгорукие и Голицыны.

2. Прокомментируйте создание Верховного тайного совета при Екатерине I. Какая роль ему отводилась? Кто в него входил?

Верховный тайный совет был создан в 1726 г. фактическим правителем России князем А. Меншиковым для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Члены совета вырабатывали проекты решений, которые потом утверждались императрицей Екатериной I и объявлялись от её имени. Таким образом, Верховный тайный совет стал высшим органом государственной власти в России.

Членами Верховного тайного совета были высшие сановники, которые ранее входили в ближайшее окружение Петра I. Среди них: А. Меншиков (фактический глава), Ф. Апраксин, Г. Головкин, П. Толстой, Д. Голицын, А. Остерман и Карл Фридрих, герцог Голштинский.

3. В чём заключались особенности правления Петра II?

Особенность правления Петра II заключалась в том, что его окружение (в частности князья Долгорукие) сделало некоторые попытки вернуться к допетровским временам. Главное детище Петра Великого, Санкт-Петербург, потерял свой столичный статус, а императорский двор переехал в Москву. И хотя большинство петровских реформ остались неизменными, всё же этот факт свидетельствовал о желании некоторых аристократических семейств вернуться к прошлой жизни и старинным порядкам.

4. Выскажите суждение о том, как частая смена правителей в 1725–1730 гг. сказывалась на внутренней обстановке в стране.

Считаю, что частая смена правителей в 1725–1730 гг. крайне негативно повлияла на внутреннюю обстановку в России. Постоянные заговоры и интриги, смена политического курса, смещение фаворитов только ослабляли государство изнутри, делали его нестабильным.

5*. Составьте исторический портрет А.Д. Меншикова. Почему этого человека называли «баловнем судьбы»?

Александр Данилович Меншиков (1673–1729) получил известность в истории как ближайший сподвижник и личный друг Петра I. Никому другому не доверял царь-реформатор, как Меншикову. Он поддерживал государя во всех его начинаниях. Участвовал во многих походах и битвах Северной войны (в т.ч. и в Полтавской). Отвечал за строительство Санкт-Петербурга. Такая преданность Петру Великому обеспечила Меншикову огромное богатство, могущество и влияние. Александр Данилович занимал многие государственные посты и военные чины. Светлейший князь, кавалер ордена Андрея Первозванного (высшая российская награда), президент Военной коллегии, генерал-губернатор Санкт-Петербурга – вот неполный перечень его титулов и наград. При жизни Петра I Меншиков был произведен в генерал-фельдмаршалы, а после смерти получил высшее воинское звание России – генералиссимуса (один из немногих в отечественной истории, носивших такое звание). При этом светлейший князь отличался большим корыстолюбием и поэтому часто брал взятки, а также присваивал государственные деньги. О злоупотреблениях Меншикова ещё при его жизни ходили легенды.

После смерти своего друга и покровителя Петра Великого, Александр Данилович взял бразды правления государством в свои руки. Опираясь на гвардию, он произвел дворцовый переворот и привел к власти Екатерину I. В период её правления (1725–1727 гг.) Меншиков реально руководил Российской империей, принимая важнейшие государственные решения. И даже после кончины императрицы несколько месяцев сохранял своё могущество. Для упрочнения своего положения он планировал выдать свою дочь Марию замуж за малолетнего Петра II. Однако из-за продолжительной болезни потерял своё влияние на государя, чем воспользовались его давние противники (в частности, князь А. Долгорукий). В результате осенью 1727 г. Меншиков был арестован и лишен всех титулов, наград, званий, имущества, должностей. Вместе с семьей был сослан в Берёзов (Западная Сибирь), где и умер практически в нищете.

Александр Меншиков получил прозвище «баловень судьбы» из-за того, что будучи крайне незнатного происхождения (по одной версии – мелкий дворянин, по другой – торговец пирожками), но благодаря своим умениям и преданности Петру Великому сумел сделать невероятную для того времени карьеру и стать вторым человеком в государстве и даже некоторое время им управлять. В связи с этим в народе возникла известная поговорка – «из грязи в князи», которая нередко используется и в наши дни.

6*. Рассмотрите проблему. В отечественной истории нередко случалось, что на царский трон восходил ребёнок, юноша. Так произошло, например, с основателем династии Романовых Михаилом Фёдоровичем и его внуком Петром I. Подобная судьба досталась и внуку Петра Великого Петру II. В чём заключался «исторический вызов» для юного самодержца? Чем положение Петра II отличалось от положения его прапрадеда и деда?

Историческим вызовом для Петра ІІ можно назвать необходимость сохранения наследия его деда, а также продолжение его преобразований. Это было необходимо для дальнейшего развития Российской империи. Но при этом положение Петра II существенно отличалось от положения его прапрадеда и деда. Дело в том, что и Михаил Фёдорович, и Пётр Великий, не смотря на юный возраст, практически сразу после прихода к власти старались действовать самостоятельно и проводить свою политику. Они сами стремились управлять государством, хотели быть полноценными правителями. Однако, Петра II мало интересовали государственные дела, и к тому же он постоянно находился под опекой и влиянием других людей: сначала А. Меншикова, потом А. Долгорукого. И в конце концов, судьба отмеряла юному императору слишком мало лет жизни, чтобы проявить себя и стать по-настоящему самодержавным правителем России.

IІ раздел

Россия в эпоху дворцовых переворотов

Источник

Известно что будущего императора воспитывала бабушка, Екатерина вторая, в духе просвещения. Эти же идеи юному Александру прививал его воспитатели Лагарп. Вспомни в чем суть идеи просвещения. 1) Жёсткая диоциплина, военная муштра, интерео к пышным парадам
2) Приоритет всему отечественному, русскому как в экономике, так и в культуре
3)Управление страной на основе справедливых законов, предоставление населению гражданских прав и свобод
4) Постепенное подготовка крестьянской революции, овержению монархического режима.

Ответы

определенно, «оттепель» имеет массу противоречий как в духовной сфере, так и в целом. в первое время цензура ослабла и это была одна из черт оттепели – многих запрещенных писателей и поэтов начали разрешать снова, правление сталина разрешалось до критики. но все равно некоторые темы оставались под запретом. например, тема ошибочности революции, недовольство режимом. эти запреты оставались незамеченными некоторыми. например, борис пастернак написал «доктор живаго» и его ждал провал по всем пунктам.

а в 1956 гду повсе вышло письмо цк кпсс, которое было посвящено усилению политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазк антисоветских, враждебных элементов. в том же письма речь шла об увеличении и большой активности антисоветских сил, которая выражалась « контрреволюционном заговоре против венгерского народа».

за период «оттепели» все противоречия вылились в несколько событий: просталинское выступление в тбилиси в 1956 году, преследование бориса пастернака в италии в 1957 году, николаевские докеры отказались отгружать зерно на кубу в 1960е, иосиф бродский был арестован в 1964 году.

на грани войны обычно предпринимается с одной из трёх взаимосвязанных целей

предотвратить исполнение противником его обязательства вынудить уступку опозорить противника

примерами на грани войны считаются

фашодский кризис (1898) танжерский кризис (1905-1906) боснийский кризис (1908-1909) ремилитаризация рейнской области (1936) блокада западного берлина (1948) корейская война (1950) китайско-индийская пограничная война (1962) кубинский кризис (1962) шестидневная война (1967)

в дипломатии катастрофической развязкой обычно является война, что породило в языке устойчивое словосочетание « на грани войны» для обозначения политики, направленной на нагнетание военной угрозы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *