Известно что восточная сибирь это энергетически развитый регион
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.
Укажите номера предложений, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Агропромышленные предприятия и города Восточной Сибири полностью обеспечены энергоресурсами гидроэлектростанций, построенных на Енисее и Ангаре.
2) Мощная гидроэнергетика Восточной Сибири служит прежде всего для того, чтобы обеспечить энергоресурсами цветную металлургию – отрасль, которая считается основой промышленной специализации региона.
3) В Восточной Сибири основным источником энергии служат гидро-электростанции, которые были построены на крупнейших реках региона – Енисее и Ангаре.
4) Главной отраслью промышленной специализации в Восточной Сибири принято считать не гидроэнергетику, а цветную металлургию, для которой в первую очередь и используются значительные гидроэнергетические мощности
5) В Восточной Сибири производится выплавка алюминия, требующая не только наличия редкого сырья в промышленных масштабах, но и значительного количества электроэнергии.
(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3) главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.
Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3) главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Пространство, которое занято кем-чем-н., на котором что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места на место.
2) Участок земной поверхности, местность. Живописные места.
3) Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. Место в вагоне.
4) Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. Место искусства в жизни человека.
5) Должность, служба. Вакантное место.
(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3) главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.
В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.
Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.
Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
все ДИРЕКТОРА гимназий
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А.Есенин.
2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда.
3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.
4) В журнале «Литературном наследии» можно найти новые интересные сведения о творчестве Л. Н.Толстого.
5) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
6) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.
7) В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.
8) Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому драматическому театру.
9) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для абонентов сотовой связи специальную экоакцию.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) под..брать, н..дорвать, с..действие;
2) р..яный, валер..яна, л..ёт;
3) пр..равнять, пр..брежный, пр..стегнуть;
4) бе..характерный, ра..бросанный, ра..трёпа;
5) нао..рез, на..кусывать, по..ставлять.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удва..вать, лестн..чка
3) обид..лся, мотылёч..к
5) фланел..вый, заносч..вый
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преобразу..мый, (боец) служ..т
3) перекин..шь, вычита..мые
4) сломл..нный, (он)разыгрыва..т
5) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
Ключи до сих пор (не)найдены.
Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
Брат (не)удостоил Мишу даже взглядом.
Здание (не)построено в срок.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ТАК(ЖЕ), как и другие представители московского света, Фамусов ценит чины и богатство, (ПО)ЭТОМУ он ищет для своей дочери подходящую партию.
(В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни этот поэт был независим в своих суждениях и (ПО)ЭТОМУ одинок.
Чацкий возвращается в Москву, ЧТО(БЫ) обрести счастье, и приходит к Фамусовым, (ПО)ТОМУ что любит Софью.
(ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ, нельзя отделить стихотворение «Арион».
Дальний лес постоянно стоит перед глазами и (КАК)БУДТО (ВО)ВСЕ не двигается с места.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.
В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А. С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.
2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.
3) Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.
4) Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.
5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пространство напротив (1) находившегося между крыльцом и глухой стеной окна (2) было забрано высокими досками (3) позволявшими видеть (4) только небольшой клочок неба.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Советники Зевеса (1)
Живете ль вы в небесной глубине,
Иль(2) божества всевышние(3) всему
Причина вы(4) по мненью мудрецов(5)
И следуют торжественно за вами
Великой Зевс с супругой белоглавой
И мудрая богиня, дева силы,
Афинская Паллада, – вам хвала.
Примите гимн(6) таинственные силы!
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
2) Кабель обеспечивал связь между командным пунктом и передним краем обороны.
3) Разрыв кабеля произошёл в ложбинке, так что противник не видел связиста, когда тот отыскивал концы оборванного провода.
4) Кабель был проложен ночью, накануне боя, о котором ведёт речь рассказчик.
5) Связиста сильно ранило только один раз, во время миномётного обстрела, осколками мины.
(1)Немецкие миномёты били по всей равнине, взметая снег вместе с комьями земли. (2)Вчера ночью через эту смертную зону связисты проложили кабель. (3)Командный пункт, следя за развитием боя, слал по этому проводу указания, приказы и получал ответные сообщения о том, как идёт операция. (4)Но вот сейчас, когда требовалось немедленно изменить обстановку и отвести передовую часть на другой рубеж, связь внезапно прекратилась.
– (5)Обрыв, – с сожалением резюмировал телефонист после отчаянных попыток выйти на связь.
(6)И вот тогда один человек поднялся, запахнул белый халат, взял винтовку, сумку с инструментами и сказал очень просто:
– (7)Я пошёл. (8)Разрешите?
(9)…Я не знаю, что говорили ему товарищи, какими словами его напутствовал командир. (10)Все понимали, на что решился человек, отправляющийся в эту проклятую зону…
(11)Провод шёл сквозь разрозненные ёлочки и редкие кусты. (12)Вьюга звенела в осоке над замёрзшими болотцами. (13)Человек полз. (14)Немцы вскоре заметили его. (15)Маленькие вихри от пулемётных очередей, курясь, затанцевали хороводом вокруг. (16)Снежные смерчи разрывов подбирались к связисту, как косматые призраки, и, склоняясь над ним, таяли в воздухе. (17)Горячие осколки мин противно взвизгивали над самой головой, едва не задевая взмокшие волосы, вылезшие из-под капюшона, и, шипя, плавили снег совсем рядом…
(18)Он не услышал боли, но почувствовал, должно быть, страшное онемение в правом боку. (19)Оглянулся и увидел, что за ним по снегу тянется розовый след. (20)Двинулся дальше и метров через триста нащупал среди вывороченных обледенелых комьев земли колючий конец провода. (21)Здесь прерывалась линия. (22)Очевидно, близко упавшая мина порвала провод и далеко отбросила другой конец кабеля. (23)Ложбинка эта вся простреливалась немецкими миномётами. (24)Но надо было отыскать другой конец оборванного провода, проползти до него, снова срастить разомкнутую линию, восстановить связь.
(25)Грохнуло и завыло совсем близко. (26)Невыразимая боль обрушилась на человека, придавила его к земле. (27)Но он, как одержимый, продолжал движение дальше по склону холма. (28)Он помнил только одно: надо отыскать висящий где-то там, в кустах, конец провода. (29)Нужно добраться до него. (30)Уцепиться. (31)Подтянуть. (32)Связать. (33)И он нашёл. (34)Два раза падал человек, прежде чем смог приподняться. (35)Что-то снова жгуче стегнуло его по груди, он повалился, но опять привстал и схватился за провод.
(36)…Он силится сблизить руки, свести концы провода вместе. (37)Он напрягает мышцы до судорог. (38)Всего лишь несколько сантиметров разделяют теперь концы провода! (39)Отсюда к переднему краю обороны, где ожидают сообщения отрезанные товарищи, идёт этот провод… (40)И назад, к командному пункту, тянется он. (41)И надрываются до хрипоты телефонисты… (42)А спасительные слова помощи не могут пробиться через какие-то жалкие сантиметры проклятого обрыва! (43)Неужели
не хватит жизни, не будет уже времени соединить концы провода? (44)Он старается встать, опираясь на локти. (45)Потом он зубами зажимает один конец кабеля и в исступлённом усилии, перехватив обеими руками другой провод, подтаскивает его ко рту. (46)Теперь не хватает не больше сантиметра. (47)Человек уже ничего не видит. (48)Искристая тьма выжигает ему
глаза. (49)Он последним рывком дёргает провод и успевает, закусив оба его конца в месте обрыва, сжать челюсти. (50)Есть ток! (51)И человек валится лицом в снег, неистово, всем остатком своих сил стискивая зубы. (52)Только бы не разжать… (53)А там, на командном пункте, просиявший телефонист кричит в трубку:
– (54)Да, да! (55)Слышу! (56)Арина? (57)Я – Сорока! (58)Петя, дорогой! (59)Принимай: номер восемь по двенадцатому.
(60)…Человек не вернулся обратно. (61)Так и остался на линии. (62)До конца.
Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) – русский советский писатель, один из основоположников отечественной детской и юношеской литературы.
Известно что восточная сибирь это энергетически развитый регион
Укажите номера предложений, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Агропромышленные предприятия и города Восточной Сибири полностью обеспечены энергоресурсами гидроэлектростанций, построенных на Енисее и Ангаре.
2) Мощная гидроэнергетика Восточной Сибири служит прежде всего для того, чтобы обеспечить энергоресурсами цветную металлургию – отрасль, которая считается основой промышленной специализации региона.
3) В Восточной Сибири основным источником энергии служат гидро-электростанции, которые были построены на крупнейших реках региона – Енисее и Ангаре.
4) Главной отраслью промышленной специализации в Восточной Сибири принято считать не гидроэнергетику, а цветную металлургию, для которой в первую очередь и используются значительные гидроэнергетические мощности
5) В Восточной Сибири производится выплавка алюминия, требующая не только наличия редкого сырья в промышленных масштабах, но и значительного количества электроэнергии.
(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3) главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.
Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
(2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства — выплавки алюминия. (3)(Неслучайно) главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Правильный ответ: 2, 4, именно в этих предложениях верно передана информация, содержащаяся в тексте.
Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.
Известно что восточная сибирь это энергетически развитый регион
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Пространство, которое занято кем-чем-н., на котором что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места на место.
2) Участок земной поверхности, местность. Живописные места.
3) Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. Место в вагоне.
4) Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. Место искусства в жизни человека.
5) Должность, служба. Вакантное место.
(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3) главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.
Укажите номера предложений, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Агропромышленные предприятия и города Восточной Сибири полностью обеспечены энергоресурсами гидроэлектростанций, построенных на Енисее и Ангаре.
2) Мощная гидроэнергетика Восточной Сибири служит прежде всего для того, чтобы обеспечить энергоресурсами цветную металлургию – отрасль, которая считается основой промышленной специализации региона.
3) В Восточной Сибири основным источником энергии служат гидро-электростанции, которые были построены на крупнейших реках региона – Енисее и Ангаре.
4) Главной отраслью промышленной специализации в Восточной Сибири принято считать не гидроэнергетику, а цветную металлургию, для которой в первую очередь и используются значительные гидроэнергетические мощности
5) В Восточной Сибири производится выплавка алюминия, требующая не только наличия редкого сырья в промышленных масштабах, но и значительного количества электроэнергии.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Правильный ответ: 2, 4, именно в этих предложениях верно передана информация, содержащаяся в тексте.
Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.