Как исправить ошибку в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте
За что наказывает ГИТ: топ ошибок работодателей
Проверка ГИТ — явление не частое. Но когда инспекторы принимаются за дело, мало кому из работодателей удается избежать финансовых потерь. Разберем, на что обращать внимание, чтобы не погрязнуть в штрафах от ГИТ.
Нарушения порядка расчетов с работниками
Выплаты работникам инспекторы проверяют с особым тщанием. На чем часто горят работодатели:
Платить зарплату нужно не меньше двух раз в месяц в четко установленные дни. Если дата выплаты попала на выходной или праздник — выдать деньги нужно накануне. За задержку даже в один день инспекторы наказывают штрафами.
За зарплату ниже минималки компанию не только накажут штрафами, но и заставят пересчитать сумму оплаты труда, доплатить разницу и выплатить компенсацию.
Отпускные нужно выдать не меньше, чем за три дня до начала отпуска.
Не факт, что это спасет компанию от штрафа, но можно попробовать объяснить инспектору, что вины работодателя нет. Возможно, удастся отделаться устным замечанием или предупреждением.
4. Задержка окончательного расчета.
Рассчитаться с работником нужно в день увольнения. Отклонения от этой даты допустимы в двух случаях. Если работник перед увольнением уходит в отпуск, тогда расчет производят в последний рабочий день перед уходом в отпуск. Если работник получает зарплату наличными, но не пришел за расчетом — не позже следующего дня после предъявления работником требования о расчете.
За задержку окончательного расчета компанию накажут штрафом.
Ошибки в документах
Чаще всего работодатели забывают знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами и приказами. Обычно инспекторы предписывают исправить нарушение, но могут и привлечь к ответственности за нарушение трудового права. Поэтому лучше заранее пролистать документацию и устранить недочеты.
Следующий пакет ошибок — это неправильно оформленные документы или их отсутствие.
Трудовой договор
Часто забывают включить в содержание обязательные условия:
Расчетный листок
Работодатели либо не оформляют их совсем, либо формируют их неправильно.
Расчетный листок должен содержать данные:
Четыре основных нарушения при составлении документа:
Индексация зарплаты
Инспекторы обязательно задают вопрос об индексации заработной платы.
Порядок и периодичность индексации можно прописать в положении об оплате труда, коллективном договоре или издать отдельное положение об индексации.
Не запрещено прописывать порядок индексации и в трудовых договорах. Но в этом случае каждый раз при проведении индексации придется подписывать новое допсоглашение.
Индексацию можно не проводить, если предприятие регулярно повышает оклады и выдает премии. Но тогда в локальном акте нужно указать, что повышение окладов и выплата премий приравниваются к индексации.
Если документов об индексации нет — работодателя привлекают к ответственности.
Нарушение порядка СОУТ
В связи с пандемией Правительство продлило результаты действия СОУТ. Если результаты спецоценки истекли в период с апреля 2020 до конца февраля 2021, то они признавались действительными до 1 марта 2021 года. Если после наступления этой даты результатов новой СОУТ не будет — работодателя оштрафуют.
Не стоит забывать о внеплановой спецоценке. Мероприятие в отношении новых рабочих мест нужно провести в течение года со дня их создания.
Помните, что работников необходимо ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней со дня утверждения отчета. Плюс опубликовать на своем сайте информацию о классах / подклассах условий труда и мероприятиях по охране труда. За нарушение порядка проведения СОУТ инспекторы накажут штрафом.
Отсутствие инструктажей по технике безопасности и охране труда
Работодатели обязаны проводить вводный инструктаж по технике безопасности для каждого работника, которого принимают по трудовому договору.
Кроме того работодатели должны проводить первичные, повторные, внеплановые, целевые инструктажи. Данные о проведении всех видов инструктажей регистрируют в соответствующих журналах. При проверке инспекторы проверяют журналы на наличие подписей инструктирующего, инструктируемого и дат проведения инструктажа. Даты инструктажа сверяют с датами приема на работу и началом самостоятельной работы по табелям учета рабочего времени.
Сотрудников, которые работают только с вычислительной и оргтехникой, от первичных инструктажей можно освободить. Но это решение должно подтверждаться приказом.
Повторно инструктировать офисных работников тоже не нужно. А вот весь остальной персонал должен получать повторные инструктажи раз в полгода.
Проводить инструктаж должен специально обученный специалист. Если такого в компании нет, руководителю придется самому пройти обучение в специализированном центре.
Проверку знаний работников должна проводить комиссия в составе не менее трех человек. Все члены комиссии должны пройти проверку знаний в учебном центре.
Руководители и ИП часто считают соблюдение правил техники безопасности несущественной ерундой. Однако такое отношение приводит к реальным штрафам.
Отсутствие медосмотров
Если работник не прошел обязательный медосмотр, допускать его к работе запрещено. Для выявления нарушений инспектор сравнивает дату выдачи заключения с данными из табеля учета рабочего времени.
Если медосмотр не состоялся по причине коронавирусных ограничений — предприятие не накажут. Однако для некоторых категорий работников медосмотр обязателен независимо от действующих ограничений. В частности к ним относятся: занятые на вредных работах, в пищевой промышленности, общепите, торговле, а также работники медорганизаций и детских учреждений.
После снятия ограничений в регионе направлять работников на медосмотры нужно в обычном порядке.
Невыдача СИЗ
Работников, занятых на вредных и опасных работах, нужно обеспечивать СИЗ. Выдачу СИЗ нужно фиксировать в личной карточке учета. Карточки оформляют по унифицированной форме (приложение к приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н). Напротив каждого выданного СИЗ должна стоять подпись работника.
Инспекторы тщательно проверяют ведение карточек. Необеспечение работников СИЗ карается штрафом.
Штрафы для работодателей
Нарушение трудового законодательства и других норм трудового права влекут штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ:
1. Не выдали зарплату, выплатили ее не полностью, воспрепятствовали свободному выбору банка для получения зарплаты, установили зарплату ниже минимальной, оформили трудовой договор с нарушениями:
2. Нарушили законодательство о труде:
3. Нарушили порядок проведения СОУТ или не провели ее совсем:
4. Допустили сотрудника к работе без прохождения медосмотра или инструктажа по технике безопасности:
5. Не обеспечили сотрудников СИЗ:
При обнаружении повторных нарушений штрафы увеличиваются, а руководителю организации может грозить дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
103 типовые ошибки по охране труда в документах
Время чтения: 6 мин
Важно! Прочитайте перед применением!
В этой статье мы собрали типовые нарушения, которые встречаются во время проведения выездных документальных аудитов. Как правило после таких аудитов клиент получает перечень замечаний и решает как поступить дальше: исправлять самому или прибегнуть к нашей помощи.
Вы можете использовать эту статью как чек-лист. Но учитывайте следующее — данный перечень типовой, то есть не учитывает специфику организации. Тем самым, указанные ниже замечания могут быть в абсолютно любой организации!
Приказы – 19 типовых нарушений:
1. Ответственные по приказам за охрану труда – не обученные в учебном центре сотрудники.
2. Обучение у ответственных по приказам – просрочено.
3. Не указана обязанность в проведении инструктажа на 1 группу, периодичность инструктажа 1 раз в год.
4. Отсутствует необходимое обучение на группу по электробезопасности у ответственного за проведение инструктажа.
5. Комиссия по охране труда по обучению и проверке знаний – меньше трех человек.
6. В составе комиссии по обучению и проверке знаний – не обученные сотрудники.
7. В составе комиссии по обучению и проверке знаний – обучение просрочено.
8. Перечень выдачи средств индивидуальной защиты не введен в действие приказом по организации.
9. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств не введен в действие приказом по организации.
10. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи СИЗ (Спец.одежда).
11. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи СИЗ при трудоустройстве.
12. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи смывающих и обезвреживающих средств при трудоустройстве.
13. Инструктажи на рабочем месте проводят работники не обученные в учебном центре.
14. Инструктажи на рабочем месте проводят работники не назначенные приказом.
15. Инструктажи на рабочем месте проводят работники с просроченным обучением в учебном центре.
16. Не все работники расписались за проведенный инструктаж.
17. Инструктаж на рабочем месте проводится 1 раз в год.
18. Инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
19. Вновь разработанные инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
Инструктажи – 15 типовых нарушений:
20. Не оформлены программы первичного инструктажа (вообще нет такого вида документов).
21. Программа первичного инструктажа оформлена не на все профессии/должности.
22. Программа первичного инструктажа оформлена одна на все должности/профессии.
23. Программа первичного инструктажа не предусматривает распределение инструкций.
24. В программе первичного инструктажа не указано время на изучение вопросов по времени.
25. Программа первичного инструктажа включает не все инструкции, которые предусмотрены для должности/профессии.
26. Стажировка не оформляется.
27. Отсутствует бланк стажировки.
28. Бланк стажировки оформлен неправильно.
29. Бланк стажировки заполнен неправильно.
30. Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки оформлен неправильно.
31. Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки заполнен неправильно.
32. Не верно указывается количество смен в стажировке.
33. Не верно выбран ответственный за проведение стажировки.
34. Не собраны подписи на распоряжениях.
Журналы – 12 типовых нарушений:
35. Не указан вид инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
36. Отсутствуют журналы «учет журналов по охране труда, учет выдачи журналов по охране труда».
37. Не указаны даты и количество смен о проведенной стажировке.
38. Отсутствуют подписи как работников, так и инструктирующих их лиц.
39. Не проводится инструктаж на 1 группу по электробезопасности.
40. Не все сотрудники проходят вводный инструктаж (отсутствуют подписи сотрудников, за проведенный инструктаж).
41. Нарушена последовательность дат инструктажей.
43. Не ведется журнал учета инструкций по охране труда.
44. Просрочены даты по пересмотру инструкций по охране труда в журнале.
45. Отсутствует журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
46. Не ведется журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
Инструкции по охране труда (ИОТ) – 12 типовых нарушений:
47. Отсутствуют инструкции:
48. ИОТ при работе с ЭВМ;
49. ИОТ для пешеходов;
50. ИОТ по оказанию первой помощи;
51. ИОТ для персонала с 1 группой по электробезопасности.
52. Не разработаны ИОТ для всех профессий, которые числятся в штатном расписании.
53. В ИОТ не указаны вредные и опасные факторы, действующие на работника.
54. Главный раздел ИОТ «во время работы» содержит минимум информации (3-5 строчек) о правилах безопасности при выполнении работ.
55. В инструкциях встречается термин «техника безопасности».
56. В инструкциях встречаются ссылки на устаревшие законодательные документы (например, ППБ 01-03).
57. В инструкциях пункт «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» — во всех инструкциях разный, более того, противоречит текстам других инструкций.
58. Инструкция не содержит 5 обязательных разделов, в правильной последовательности, либо разделы перепутаны между собой.
59. В инструкции перепутаны последовательности 5 обязательных разделов.
60. В инструкцию по охране труда включены должностные обязанности работника.
61. Инструкция по охране труда состоит из 1 пункта.
62. Срок утверждения инструкции (ий) – более 5 лет. (Например,утверждены в 2009 году и с тех пор – не пересмотрены, не продлены).
63. Работники не ознакомлены с инструкциями по охране труда.
Перечни – 6 типовых нарушений:
64. Перечень выдачи СИЗ отсутствует.
65. Перечень выдачи СИЗ устарел.
66. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств отсутствует.
67. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств устарел.
68. Перечень инструкций по охране труда отсутствует или устарел.
69. Контингент профессий и должностей по медицинским осмотрам отсутствует, не соответствует результатам АРМ (СОУТ).
Программы обучения по охране труда – 6 типовых нарушений:
Программа обучения для руководителей и специалистов:
70. продолжительность обучения 10-20 часов,
71. отсутствуют экзаменационные билеты.
Программы обучения для работников:
72. — продолжительность обучения более 20 часов,
73. — отсутствуют экзаменационные билеты.
Программы обучения по видам работ:
74. — продолжительность обучения более 20 часов,
75. — отсутствуют экзаменационные билеты.
Протоколы обучения по охране труда – 9 типовых нарушений:
Протоколы обучения по охране труда для руководителей и специалистов:
77. оформляются с нарушением периодичности,
78. не оформляются на новых работников.
Протоколы обучения по охране труда обучения для работников:
80. оформляются с нарушением периодичности,
81. не оформляются на новых работников.
Протоколы обучения по охране труда по видам работ:
83. оформляются с нарушением периодичности,
84. не оформляются на новых работников.
Личные карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств 4 типовых нарушения:
Карты учета выдачи СИЗ:
86. На спец.одежду отсутствуют сертификаты соответствия.
87. ведутся с замечаниями.
Карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств:
89. ведутся с замечаниями.
Положения – 7 типовых нарушений:
90. Отсутствует положение об обеспечении работников СИЗ.
91. Отсутствует политика организации в области охраны трду
92. Отсутствует положение о системе управления охраной труда
93. Отсутствует положение об обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами.
94. Отсутствует положение об обучении по охране труда.
95. Отсутствует положение о расследовании несчастных случаев на производстве.
96. Работники и специалисты не ознакомлены с положениями.
97. Новые работники не ознакамливаются с положениями.
СОУТ (АРМ) – типовых нарушений:
98. Работники не ознакомлены с результатами СОУТ (АРМ).
99. Новые работники не ознакамливаются с результатами СОУТ (АРМ).
100. Перечень выдачи СИЗ не совпадает с перечнем, указанным в АРМ.
101. Работникам не установлены доплаты за вредные условия труда, по результатам АРМ.
102. У АРМ вышли сроки «годности» (проводилась больше 5 лет назад).
103. СОУТ не проведена на вновь образованных рабочих местах (на вновь введенной должности/профессии).
Инструктаж по охране труда: разбор ошибок и советы, как их избежать
юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе
Разберем 3 главные ошибки, которые допускают работодатели, когда проводят инструктажи для сотрудников
Ошибка 1. Руководитель компании возложил на специалиста по охране труда обязанность проводить все виды инструктажей
Нельзя возлагать на специалиста по охране труда обязанность проводить инструктажи на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой. Это не предусмотрено ни действующим ЕКС, ни профстандартом «Специалист в области охраны труда» и противоречит требованиям законодательства РФ (абз. 2 пункта 2.1.4 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования Российской Федерации № 1/29 от 13.01.2003, далее — Порядок обучения).
80 000 руб. — штраф для работодателя за нарушение требований п. 2.1.4 Порядка обучения (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Как правильно
Ошибка 2. Не проводят инструктажи дистанционным сотрудникам
Роструд в информации от 01.07.2020 № б/н по обзору актуальных вопросов от работников и работодателей за июнь 2020 разъяснил:
Как правильно
Рекомендуем проводить инструктажи, обучение по охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим с дистанционными сотрудниками, чтобы не нарушить требования закона и не попасть на штраф до 130 000 руб.
Ошибка 3. Не оформляют локальные документы, которые подтверждают факт проведения инструктажей
Как правильно
Соблюдайте требования закона.
Для проведения инструктажей по охране труда разработайте и утвердите инструкции. Инструкции по охране труда разрабатывает руководитель структурного подразделения, согласовывает проект со специалистом по охране труда и представительным органом работников (при наличии), затем подает на утверждение руководителю организации. Такой порядок установлен в ст. 8 и 372 Трудового Кодекса. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда, а также требования к их содержанию регламентируются Методическими рекомендациями по разработке государственных требований охраны труда,
утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80.
Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (должностей), так и на отдельные виды работ. Инструкции для работников разрабатываются на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции, а при ее отсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, требований безопасности, изложенных в технической документации организации — изготовителя оборудования, с учетом конкретных условий производства.
Обучение по охране труда проводится в соответствии с требованиями Порядка обучения,
утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Для специалистов и руководителей периодичность обучения — раз в 3 года. Для работников рабочих профессий периодичность и форму проведения обучения определяет руководитель организации.
Обязательно обучайте в обучающих организациях (требования п. 2.3.2 Порядка обучения,
утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29):
Если создадите в организации комиссию по проверке знаний требований охраны труда, сможете внутри организации обучать сотрудников, которые не указаны в п. 2.3.2 Порядка обучения,
утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
Решите создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда, утвердите приказом ее состав. В состав комиссии включите не менее трех сотрудников, которые прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в учебном центре.
Обучение по пожарной безопасности должно быть организовано в двух формах: в виде инструктажей и в виде пожарно-технического минимума:
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения ПТМ определяет руководитель организации.
Обучение ПТМ проводят в обучающих организациях для руководителей, специалистов и работников организаций, назначенных приказом ответственными за пожарную безопасность, проведение ПТМ и противопожарного инструктажа в целом по организации или на отдельном объекте защиты. Также с отрывом от производства обучение проводится в отношении работников, которые выполняют на предприятии газоэлектросварочные и другие пожароопасные работы, руководят добровольной пожарной дружиной, созданной на предприятии.
Члены добровольной дружины, а также работники круглосуточной охраны могут пройти обучение по программе ПТМ внутри своих комиссий. Внутри предприятия необходимо организовать работу постоянно действующей комиссии, разработать программу ПТМ. Не забудьте, что обязательным является согласование программы обучения.
Журнал повторного инструктажа по охране труда
Существует несколько видов инструктажа по охране труда для работников. Повторный проводят с определенной периодичностью после первичного. По окончании проведения процедуры заполняют соответствующий журнал, где указывают данные о работнике, дату и другие сведения. Разберемся, как должен выглядеть журнал повторного инструктажа по охране труда и как правильно его заполнить.
О повторном инструктаже
Повторными инструктажами будут считаться те, которые проводятся уже после того, как был прослушан первичный. Первичный же обязаны пройти работники, которых только что взяли на должность (даже если она временная или по совместительству); переведенные из других подразделений; рабочие подрядчика; граждане, которые проходят производственную практику и другие категории.
Если перечисленные работники проходили первичный инструктаж (а они обязаны были это сделать), то следующие будут уже повторными. Их нужно проводить не реже одного раза в полгода, при необходимости или по распоряжению руководства или организатора такого «обучения».
К сведению! Кроме первичного и повторного, существуют вводный, внеплановый, целевой инструктажи. Проведение каждого из них в обязательном порядке требуется регистрировать в соответствующих журналах.
Повторный инструктаж осуществляется с целью закрепления имеющихся знаний, навыков. Его содержание аналогично первичному. Программы для него берут такие же, как и разработанные для первичного: например, лекция может быть проведена по охране труда, по безопасному выполнению каких-либо работ.
Программу можно изучить в Приложении Б.2 к ГОСТ 12.0.004-2015 и взять из нее необходимые темы. К примеру, можно включить данные моменты:
К сведению! Те работники, которые вовремя не прошли инструктаж, не могут быть допущены к работе, даже если причина была уважительная.
Заполняем журнал регистрации повторного инструктажа
Журнал должен соответствовать ГОСТ 12.0.004-2015, который вступил в силу с 1 марта 2017 года. Документ нужно защитить от изъятия из него страниц, для этого страницы потребуется пронумеровать и сам журнал прошить.
Форма для журнала регистрации повторного инструктажа законодательно не закреплена, поэтому можно использовать общую, которая опубликована в качестве приложения к указанному выше ГОСТУ, и заполнить только требуемые графы либо разработать собственную только для повторного инструктажа.
На титульном листе необходимо указать такие сведения:
Страницы представляют собой таблицы для заполнения. Они должны содержать такие графы:
В форме, представленной в ГОСТе, есть и другие графы. Их при повторном инструктаже заполнять не нужно. Если компания разрабатывает свою форму журнала только для данного вида инструктажа, то можно включить только указанные выше графы.
К сведению! Наш образец — это форма, данная в ГОСТ 12.0.004-2015.