как комментаторы узнают игроков на футбольном поле
Как футбольные (футбольные) комментаторы узнают игроков мгновенно?
Каждый игрок имеет огромное количество на своем трикоте.
Это делает распознавание их простым. Вам просто нужен список, который соответствует номерам имен.
Если игрок достаточно хорошо известен, комментатор будет знать игрока уже.
Если команда достаточно хорошо известна, есть вероятность, что комментатор уже знает игроков, так как он, скорее всего, уже прокомментировал их игру.
Иногда можно сказать, что комментатор не знаком с именами. Это происходит на турнирах, в которых есть участники, которых «часто не видят».
Например, небольшие страны на международных турнирах (например, Исландия на чемпионате Европы), впервые участвующие в международных клубных турнирах из малых лиг или любой любительской команды.
Я не футбольный комментатор, но я думаю, что довольно легко работать.
Я подозреваю, что благодаря сочетанию исследований и опыта. Перед игрой они проведут исследование двух команд, которые играют, их рекордов друг против друга, интересной статистики и игроков, которые могут начаться.
Они узнают, какому игроку назначен какой номер, где они играют на поле и как они выглядят. Я предполагаю, что если это команда, с которой они не знакомы (что часто случается в Лиге Европы), они будут смотреть клипы другой команды и привыкать наблюдать за своими игроками и определять, кто есть кто.
Наконец, им почти наверняка помогает наличие большого количества дисплеев высокой четкости перед ними.
Я не футбольный комментатор. Просто фанат. Но, будучи просто фанатами, я могу легко вспомнить 22 имени игрока на поле, если бы мне было интересно поучаствовать в матче. Я могу посмотреть старый матч 1970-х годов, просто чтобы увидеть игру Йохана Круффа. В результате я запомнил всех 22 игроков на поле, хотя в начале боя я знал только Йохана Круффа. Я даже могу знать, кто пас мяч, и получить мяч.
это я, просто фанат футбола, немного интересующийся футбольным матчем и смотрящий по телевизору. Теперь поговорим о коментаторе. не только они интересуются и любят футбол, но и это их работа. В то время как я просто вижу матч, когда они играют, комментаторы проведут много исследований, прежде чем матч начнется. Кроме того, большую часть времени они видели пьесу с поля, которая ближе, чем мы видели по телевизору.
так как они узнали их мгновенно? во-первых, интерес, во-вторых, исследования, остальное опыт.
Шпаргалки комментаторов, которые сведут вас с ума
Журнал Eight by Eight сфотографировал самые выразительные шпаргалки английских комментаторов Ника Барнса и Арло Уайта. Блокноты, разноцветные ручки, фломастеры, линейки, стикеры и несколько часов работы – вы удивитесь, но в 2015-м такое возможно. Кирилл Благов показывает эти и другие предматчевые записи тех, кто помогает людям смотреть спорт.
Ник Барнс, BBC Radio Newcastle
Прежде, чем оказаться на радио, Барнс трудился мясником и менеджером отдела в одном из супермаркетов сети Sainsbury’s. С этой работой связаны его худшие воспоминания: резать и фасовать по пластиковым контейнерам печень в семь утра – так себе удовольствие.
Отец Барнса был архитектором. Наблюдая в детстве за тем, как на белых листах появляются разнообразные эскизы, Ник увлекся рисованием. Позже по работе он сопровождал «Ньюкасл» в еврокубковых поездках, и в каждом городе старался заглядывать в галереи. В свободное время Барнс рисует пейзажи, по возможности с использованием акварели.
Впервые зафиксировать информацию о футбольном матче Барнс попробовал в 1992 году. В 2003-м он начал работать корреспондентом на играх «Сандерленда», а с 2008-го не пропустил ни одного матча команды.
Каждому матчу в блокноте Барнса отведен разворот. Первая страница содержит справочную информацию о сопернике «Сандерленда»: стартовый состав из предыдущего матча, последние результаты команды, информация о стадионе (если матч выездной) и другие детали. Вторая страница – протокол матча, обновляется во время эфира.
«Бывает, я записываю что-нибудь, а на поле в это время возникает опасный момент, или кто-нибудь забивает гол. В таких ситуациях остается надеяться на моего напарника или на монитор, где можно увидеть повтор», – рассказывает Ник.
Инструменты Барнса: набор фломастеров, выделители текста, красная и черная ручки Pilot толщиной 0.5, еще несколько ручек, линейка и блокнот. Сначала он использовал оксфордский вариант на спирали, а теперь предпочитает Leuchtturm1917 с размером страниц больше, чем А4.
Обратите внимание на общий уровень детализации – от прорисовки флагов до схем стадионов с подписанными названиями трибун. При этом эмблемы команд распечатываются на цветном принтере. В общей сложности оформление занимает 3-4 часа. «Всегда есть, что исправить, – говорит Барнс. – Я редко бываю доволен».
В марте Ник рассказывал, что у него набралось около 340 таких протоколов – их умещают восемь толстых блокнотов. Некоторые страницы позже дополняются автографами главных тренеров команд – например, Дика Адвоката и Гуса Пойета.
Арло Уайт, NBC Sports
Родился в Лестере, что объясняет наличие в гардеробе сразу нескольких галстуков с лисами. «Сохранилась запись, как я в шесть лет пронзительным писклявым голосом комментирую матч «Лестер» – «Дерби», «Лестер» тогда выиграл, а Гари Линекер сделал хет-трик», – рассказывает он о своем первом опыте.
В 25 лет устал заниматься продажами пластика, дозвонился на BBC Radio Derby и получил назначение на матч за FA Vase – трофей для команд, которые играют ниже четвертого по уровню английского дивизиона. Первые два матча Уайт отработал бесплатно. За следующий получил 20 фунтов – правда, по дороге на игру он схватил штраф в 50 фунтов за превышение скорости.
В 2001-м начал полноценную работу на BBC, в числе прочего комментировал матчи чемпионатов мира по футболу и крикету, а также Супербоул. Перешел на NBC весной 2012-го, а через год стал голосом английской премьер-лиги.
В процессе подготовки к игре Уайт использует стикеры, на которые выписывает несколько фактов о каждом игроке. Цвет, которыми выделены факты, как выяснилось, не имеет значения.
Когда появляются стартовые составы команд, стикеры наклеиваются на плотную бумагу или картон. Когда происходит замена, на стикер ушедшего с поля игрока наклеивается новый. Использование стикеров – в большей степени традиция. По словам Уайта, во время игры к ним он обращается довольно редко, и если матч держит в напряжении, до 95% информации просто не используется.
Конор Макнамара, BBC
Похожую систему с наклейками использует ирландец Конор Макнамара с BBC.
Джон Мотсон, BBC
Болельщик «Барнета», голос игр FIFA середины нулевых, один из главных английских комментаторов своего времени. Работал на матче «Норвича» и «Баварии» в Кубке УЕФА сезона-1993/94.
Первая игра в Мюнхене завершилась победой «Норвича» (2:1) и в числе прочего запомнилась дисквалификацией физиотерапевта англичан Тима Шеппарда. Ответный матч ему предстояло смотреть на трибуне – там он пересекся с Мотсоном, который после игры подарил ему свои записки.
На одной из страниц с использованием ручек четырех цветов были выписаны составы команд с информацией об игроках.
Крис Саттон: лучший бомбардир, забил два мяча «Баварии» в товарищеском матче в 1992-м
Джереми Госс: блестящий гол в первом матче, гол месяца в Лидсе, хороший сезон
«Бавария» Мюнхен: тренировались в регбийном клубе, 650 болельщиков, Беккенбауэр утром играл в гольф
Кристиан Циге: забил в субботу «Кайзерслаутерну» и три в двух матчах против «Твенте»
Лотар Маттеус: играл за «Интер» против «Баварии» в 1988-м, когда немцы проиграли 0:2 в Кубке УЕФА.
Заметки, подготовленные Мотсоном в 2012-м перед матчем «КПР» – «Вест Хэм», продают на eBay за 75 фунтов.
Билл Макларен, BBC
Легендарный регбийный комментатор Билл Макларен писал в автобиографии: «Я чувствовал, что должен собрать столько фактов, сколько только смогу. Чтобы даже в паузах слушатель мог узнать что-то интересное».
Предматчевые заметки Макларен называл частью своего комментаторского арсенала. Его дочь рассказывала, что на подготовку к каждому матчу уходило около 40 часов. Летом 1987-го, перед финалом Кубка мира между Новой Зеландией и Францией шпаргалка Макларена выглядела так.
Приветственное предложение, детальная информация об игроках и судьях (в некоторых случаях отмечены профессии), путь команд к финалу, история личных встреч (18:5 в пользу Новой Зеландии), телеаудитория турнира (общий охват – 900 млн), погода («последние три дня были холодными»), расположение Тасманова моря относительно трибун, название самого большого вулкана.
Макларен заготовил даже несколько вариантов предложений, которыми можно закончить репортаж – в зависимости от результата матча.
Как работает спортивный комментатор. Рассказывает Константин Генич
Как Константин Генич попал на ТВ? Почему он не тренирует дикцию перед эфиром? Сколько часов длится рабочий день комментатора? Что пишут поклонники в личные сообщения? В новой авторской рубрике «Спорт за кадром» Екатерина Гаранина расспрашивает героев о том, как устроено спортивное телевидение.
«Думал таксовать»
— В 2005 году вы завершили карьеру. Почему в качестве продолжения выбрали комментаторскую работу?
— К этому пришел не сразу: никогда не думал, что продолжу карьеру на телевидении. Все – счастливое стечение обстоятельств. После футбола особо некуда было податься. Накопить и отложить деньги не удалось. С физкультурным образованием на работу не брали: пытался устроиться в клубы, но получал мягкий отказ: «Мы вам перезвоним». С компаниями, которые занимаются экипировкой, тоже не срослось. Но как-то раз про моего друга, который переходил из «Кубани» в «Торпедо», снимал сюжет Артем Шмельков. Попросил его узнать, есть ли вакансии на ТВ. Артем организовал встречу с Василием Уткиным. Поговорили – так я и появился на телевидении.
— Сразу все получалось легко?
— В 2005–2006 годах еще не было столь активного интернета: комментаторов не обсуждали так активно, как сегодня. И большого рвения попасть в их число не было. Скорее, хотелось попробовать себя в новой сфере. Я коммуникабельный, открытый, с большой самодисциплиной, поэтому все сразу заладилось.
Конечно, вначале я помогал делать сюжеты, потом стал снимать их сам. Позже в «Футбольном клубе» вел аналитическую рубрику. Писал тексты, монтировал видео – вливался в работу. К микрофону меня долго не подпускали – выдерживали, как хорошее вино. Потом началось: отработал в паре чемпионат Украины, прибавились другие игры. Когда Василий Уткин понял, что я созрел для соло, «поощрил» матчем «Кубань» — «Сатурн». Как сейчас помню: выпил 50 граммов в кафе при Останкино, чтобы не потряхивало от волнения.
— Вам пришлось пройти через постановку дикции?
— Да. Отправили к специалисту по фамилии Шибеко, которая работала со всеми комментаторами. Мне рассказали о моих недостатках, плюс я перенес из спортивной жизни в эфир сленг, что запрещено эфирными нормами русского языка. Поправили с ударениями, окончаниями. Учили, как правильно работать языком, чтобы звуки были четкими и как будто вылетали изо рта. Эталоном в этом деле я бы назвал Дмитрия Губерниева: он «выбрасывает» слова, четко произнося каждое. Работал над тем, как держаться в кадре. Василий Уткин, Георгий Черданцев, Юрий Розанов, Дмитрий Федоров, Александр Шмурнов очень помогали на первых порах.
— Первую зарплату помните?
— После футбола денег не было вообще. В какой-то момент подумал: не начать ли таксовать? Но нашлись добрые люди, которые помогали, пока меня не взяли на оклад в штат. Зарплату потратил просто на что-то жизненное. Чуть позже стал получать 24-27 тысяч в месяц. В 2006-м это были не самые плохие деньги.
«Лишняя подготовка может навредить»
— Как готовитесь к матчам? Разминаете язык, пишите напоминалки?
— Я так много общаюсь в течение дня, что дополнительно дикцию не тренирую. Это все нарабатывается с опытом. Даже кролика можно научить комментировать, если заставлять его делать это каждый день. Были дни, когда мог отработать три матча. Владимир Маслаченко возражал и считал, что комментатор должен подходить к эфиру свежим, голодным. А я был молодой и хотел работать.
Раньше тщательнее подходил к матчам: глубоко погружался в каждую команду, выписывал новости по каждому игроку. Это позволило вскоре готовиться к играм России и Испании в облегченном режиме: достаточно было только посмотреть состав. Сейчас выработался свой формат. Смотрю обзоры лиг и в курсе всех событий. Лишняя подготовка может навредить – то, что ты наработал, нужно для общего понимания, чтобы заполнять паузы. Не стоит вываливать все на зрителя в первые 10-15 минут. Погоняй мяч, а дальше игра сама тебя выведет.
Сейчас к малознакомым командам готовлюсь чуть дольше. Как правило, вывожу в поисковике: «Все, что нужно знать о клубе». Есть хорошие сайты с глубокой аналитикой – можно почитать интересные вещи. Там часто качественные переводы с иностранных сайтов.
— Как складывается ваш типовой рабочий день?
— Вчера утро началось с записи программы «100 к 1». А вообще у меня ненормированный рабочий день. Иногда нужно приехать раньше на эфир. Живу за городом: дорога занимает полтора часа. При этом не люблю опаздывать и ждать. Приезжаю на встречи раньше, а потом думаю: «Ну, зачем?».
В 7 утра встает жена, собирает дочек в садик и школу, отвозит, кормит часов в 9-10 меня. Вчера приехал с позднего эфира после Лиги чемпионов к часу дня: утренние съемки, работа, два часа подготовка к онлайну Лиги чемпионов – мы показываем все игровые моменты. Это самое интересное для комментатора: ты должен быть готов ко всем командам и к тому, что ты не знаешь, какой момент покажут следующим. Это держит в тонусе. Потом сам онлайн и вечерний эфир с итогами встречи «Бенфики» и ЦСКА. Основная студия находится в другом крыле, поэтому пришлось бежать из одного корпуса в другой. После мы записывали синхроны для разных программ. И только после этого я поехал домой.
Во время трансляции чемпионата Испании возвращался гораздо позже: с учетом разницы времени игры начинались в двенадцать – час ночи и длились до 3 утра.
«Ломает, когда нет работы»
— Роман Гутцайт говорил, что, бывало, засыпал у гримеров перед утренним эфиром. А вы?
— Нет. Но я понимаю, о чем говорит Роман. Шесть утра, ты глаза не можешь открыть, а тебе надо бодро рассказывать новости. Я отказался вести передачу «Все на Матч», все-таки меня воспринимают как футбольного комментатора. Было бы странно, если бы рассказывал в эфире про другой вид спорта. Это как Валерий Карпин говорил бы о фигурном катании. Выглядело бы глупо.
У гримеров не засыпал, а вот в студии приходилось. Мне было важно сдавать сюжеты в срок. В начале карьеры жил в Ясенево – дорога до Останкино занимала много времени. Оставался спать на диванчике в студии и доделывал сюжет утром, чтобы к обеду был готов. Сейчас таких проблем нет.
— Как сохранить мотивацию, когда работаешь 11 лет? Все время одно и то же.
— Мне кажется, семьи журналистов и особенно, телевизионщиков, обладают особым терпением. Об этом не принято говорить, люди – фанаты своего дела, но это все – пропуск семейных ужинов, праздников.
— Да, об этом не говорят, но мы все – фанаты. Работа подпитывает тебя и семья должна смириться. Конечно, все разные. Можно быть мегазвездой как Малахов, когда фанаты будут тебя съедать, а ты – в роли энергетического донора. Тот, кто живет с таким человеком, должен понимать: это специфика работы. Хорошо, что моя семья понимает, огромное ей спасибо. Дочки иногда не отпускают на работу: надо видеть, как они хватаются за меня со словами «Не уходи». Старшая дочь смотрит эфиры, следит, но как командировка, так печалька. И жена говорит: «Жалко». При этом дети еще и завидуют: «Ой, классно – ты на самолете полетаешь!». Они просто обожают летать на самолетах.
«Девушки не пишут. А жаль»
— У вас 328 000 читателей в Twitter. Что вам пишут? И часто ли пишут поклонницы?
— Мне кажется, больше половины – боты. Поэтому к счастью, все разом не пишут. Я бы закипел, как в фильме «Брюс Всемогущий». Девушки вниманием не балуют. А жаль. Шучу. В основном – гневные твиты за неправильные прогнозы или детали репортажа. Я не очень активен в других сетях, хотя зарегистрирован. И есть проблема: не умею не реагировать на то, что пишут. Иногда это обидные замечания, на которые хочется ответить так же. Коллеги советуют пролистывать.
— Как вас воспринимают футболисты? Как спортсмена или как журналиста – человека по другую сторону баррикад?
— Как комментатора. Мальчики из РФПЛ напыщенные, для них я какой-то парень из второй лиги. Многие знают, что у меня футбольное прошлое, но как спортсмена не воспринимают. Со многими общаюсь, здороваюсь. В целом доверительные отношения: стараюсь не подставлять ребят, если есть личная информация, которая может скомпрометировать. Бывает, обижаются на критику: «Зачем ты это на всю страну сказал?».
— Надо ли выстраивать дружеские отношения с футболистами? Чтобы, например, получать эксклюзивные комментарии, а не общие слова в микст-зоне.
— Известный журналист Лев Филатов считал, что не стоит дружить, иначе не будешь объективным. Но в современном мире все подчинено оперативной информации – ты не можешь не общаться игроками. В основном, это касается пишущих или тех, кто ищет инсайды. С игроками можно общаться. Но дозированно и не использовать это в корыстных целях. Иногда футболистам хочется просто высказаться, выговориться. Помню, как-то летел давно со «Спартаком». Выступил в роли отдушины, свободных ушей. Пришли футболисты, стали рассказывать о проблемах. В своем кругу уже обсудили и хотели поделиться с кем-то еще. Значит, понимали, что можно доверять. Ничего из этого в эфире не использовал. Возможно, в том и секрет.
— Что такое – вершина карьеры комментатора?
— Ее нет. Если ты востребован – это и есть вершина. Если тебе никто не звонит – значит, ты упал. Кто-то считает, что вершина – финал Лиги чемпионов или чемпионата мира. Финал Лиги чемпионов – был, Лиги Европы – был, финал Евро во Франции – был, полуфинал чемпионата мира – тоже. Вряд ли финал что-то изменит для меня в восприятии. Есть задача соответствовать тому высокому уровню, до которого я добрался.
— Вас четыре раза признавали лучшим комментатором НТВ-Плюс. Чем можно заслужить такое признание?
— Многие скептически относятся к этому голосованию: вот какие-то люди на каком-то форуме. Но я дорожу этим. Можно проявить себя в какой-то год, вспыхнуть и выиграть. Четыре года подряд – кропотливый труд. Это люди, которые смотрят очень много футбола и видят твои ошибки. Они ценят труд комментатора. Это – глас народа, целевой аудитории спортивного канала. Если ты выпал за топ-3, значит, что-то делаешь не так. Мама плакала, когда выиграл. Серьезно.
— А что имеет большее значение? Признание коллег, которые знают внутреннюю кухню, или зрителей-слушателей?
— Важно все. Если коллеги тебя не признают, будет неуютно. Если не признает аудитория, возникнет ощущение диалога со стеной. Комментатора делает узнаваемым работа на больших турнирах. Почему все знают Владимира Стогниенко? Он все время работал на больших соревнованиях. То же самое касается Виктора Гусева. Ты можешь работать классно, готовиться пять часов и комментировать «Сассуоло» — «Кьево», которое посмотрит пять человек. Реакция будет от одного человека. Еще 10 напишут: «Жаль, не видел». Получается, отработал сам для себя.
Хотите стать спортивным комментатором? 10 советов Дениса Цаплинда
1. Разминайтесь перед комментированием.
Если вы только что проснулись и сразу сели за микрофон, ничего хорошего у вас не получится. Всё просто: мышцы лица, языка, а также голосовые связки ещё «спят». С момента пробуждения до того мига, когда команды выйдут на поле, а вы поприветствуете телезрителей, должно пройти хотя бы два часа. Ну и непосредственно перед репортажем проведите небольшую разминку для губ, языка и челюстей. Футболисты же разминаются перед матчем. Чем вы хуже? Да и пользу от чтения скороговорок никто не отменял. Не забывайте про Карла и Клару, и у вас никогда не будет проблем с Алдервейрелдом.
2. Не будьте унылыми и скучными.
Даже если матч вызывает лишь зевоту, всегда в ходе подготовки к репортажу можно найти несколько историй или фактов, которыми вам удастся развлечь зрителя в совсем уж тягучих эпизодах. Читайте классиков и современников, расширяйте кругозор самыми разными способами, общайтесь с коллегами, заведите видеоблог. Это поможет вам стать хорошим рассказчиком, и заполнить получасовую паузу, вызванную ливнем или поломкой стадионного освещения, будет для вас плёвым делом.
3. Не увлекайтесь сторонними темами.
Даже если вы нашли какую-то эксклюзивную информацию, которую, на ваш взгляд, необходимо озвучить, будьте осторожны. Углубившись в её изложение, особенно, если вы что-то читаете с листа, можно пропустить опасный момент или даже гол. И упаси вас бог начинать подобное лирическое отступление во время стандартного положения.
4. Наблюдайте, отмечайте и делитесь.
Комментатор не просто тот человек, что «гоняет мяч» по полю и называет фамилии игроков. Отмечайте про себя повторяющиеся и любопытные игровые моменты и периодически делитесь наблюдениями со зрителем: вон защитнику третий раз пробросили мяч под опорную левую; вот хавбек, приняв пас, смотрит под ноги, не видя партнёров; а здесь игроки обороны вытесняют форварда к левому углу штрафной, зная, что он правша; и т.п.
5. Не прячьте свои недостатки.
Если вы картавите, шепелявите или присвистываете, попробуйте сделать из этого уникальную «фишку». Посмотрите на Никиту Ковальчука, Кирилла Дементьева, Владимира Познера, наконец. Они незаурядны и узнаваемы, хоть и не обладают дикцией Игоря Кириллова. А любые попытки завуалировать свои минусы будут походить на то, как стареющая женщина покрывает лицо тоннами пудры: морщин вроде нет, а комичности хоть отбавляй.
6. Купите словарь ударений.
7. Не бойтесь быть на кого-то похожим.
Если вам постоянно говорят, что ваш стиль один в один, как у Стогниенко, Черданцева или Уткина, не переживайте. Если вы комментируете не так давно, то это нормально. Каждый, кто в первый раз берёт в руки гитару, начинает играть, как Цой, Высоцкий или Кобейн. Каждый, кого родители отдают в детстве в футбольную школу, видит себя Роналду или Месси. Это неизбежно. Но с годами работы ваш стиль сам найдёт вас. Вы даже не заметите.
8. Не навязывайте себя.
Вас не должно быть слишком много. Зритель прежде всего смотрит футбол, а комментатор вторичен. Вы не первая скрипка в оркестре. Вы, скорее, хорошо составленная программка, которая помогает пришедшему на концерт ориентироваться в действе. Но, в то же время, не бойтесь пошутить или поделиться своим мнением. Вовлеките зрителя в диалог. Вспомните прекрасного Владимира Маслаченко.
9. Играйте интонацией и динамикой голоса.
«Привяжите» громкость голоса к скорости движения мяча. Этот момент отчасти спорный, но попробуйте говорить громче и динамичнее, если мяч начинает «ходить» от игрока к игроку быстрее. Найдите гармонию своей интонации с тем, что происходит на поле, и не только тогда, когда футболист бьёт по воротам.
10. Расслабьтесь и получайте удовольствие.