как научиться прыгать двойные прыжки в фигурном катании на полу
Как научиться прыгать двойные прыжки в фигурном катании на полу
Подготовительные упражнения для обучения прыжкам в один оборот
Наблюдая детские соревнования, я часто вижу как фигуристы младших разрядов выполняют одинарные прыжки с уже заложенными ошибками. Этот факт очень тревожит, поскольку технические ошибки не позволят в дальнейшем реализовать спортсмену свой потенциал, который, возможно, был дан ему природой. К сожалению, тренеры, форсируя прыжки, обучают своих спортсменов с такими огрехами, что надеяться на результаты в будущем вряд ли стоит. Тренеры начальной подготовки должны более серьезно и ответственно относиться к обучению детей прыжкам в один оборот, ведь каких-то особенных знаний для этого от них не требуется, само фигурное катание содержит в себе весь арсенал элементов, необходимый для грамотной подготовки юных фигуристов к прыжковым элементам. Сегодня речь пойдет о типичных ошибках и способах их исправить (а лучше не допустить), то есть о подготовительных и подводящих движениях, которые помогут тренерам более грамотно научить фигуристов прыжкам.
Одним из основных недостатков подготовки фигуристов в нашей стране является то, что у нас нет стандартизированной системы обучения скольжению. Практика мирового фигурного катания уже в очередной раз нам всем доказала, что базу катания надо закладывать с первых шагов на льду, чтобы затем начать шаг за шагом обучать прыжкам. У нас же в Москве тренерская мысль идет в обратном направлении: сначала учат прыгать, а потом пытаются научить кататься, приглашая различных специалистов по скольжению, не понимая даже, что катание на ребрах — это основа всей прыжковой техники, и чем грамотнее катание (на ребрах и по дугам), тем техничнее будут многооборотные прыжки.
Давайте сейчас даже не будем говорить про вторую оценку, по которой мы уже несколько лет проигрываем западному миру, давайте посмотрим как исполняют прыжки наши и западные фигуристы топ-уровня. Нашей нерадостной отличительной чертой прежде всего можно назвать отсутствие мощной амплитуды прыжка, поскольку на заходе в прыжок наши фигуристы обычно гасят скорость, а на выезде за счет слабой техники скольжения получают куцый выкат, что заставляет их опять усиленно набирать ход, молотя ногами (видимо, от незнания, что ход набирается не столько мышечным усилием, сколько реберным катанием по дугам, за счет работы коленей и голеностопов).
Скольжение по дугам имеет определенную технику, основанную на правильной позиции и верном положении угла каждого сустава (тазобедренного, коленного, голеностопного) по отношению ко льду, а также на положении плеч и их работы на скручивание и раскручивание. Вообще в фигурном катании все повороты делаются головой, плечами, корпусом, тазом, свободной ногой, а конек уже последним участвует в движении. Все эти тонкости надо заложить в спортсмена на начальной стадии обучения, иначе про результат можно забыть сразу.
Вся теория техничного исполнения любых прыжков заключается в секретах наездной дуги, то есть в умении правильно находиться на дуге перед прыжковой фазой. Когда юный спортсмен будет научен скручиванию и раскручиванию корпуса на дугах, тогда этот навык можно перенести на правильную группировку в прыжках. Вращение в три и больше оборотов в прыжке создается не потому, что спортсмен сильно толкнулся, а потому что он владеет определенной техникой, наработанной и в поворотах, и в прыжках, и при накручивании на нужную ногу.
Любой прыжок, какой бы мы ни делали, имеет дугу наезда, в конце которой траектория переходит в крутой неполный завиток, и в создавшийся момент вращения фигурист отталкивается, выполняя прыжок. Понятно, что без владения дугами прыжок грамотно не исполнить.
После отмены «школы» в качестве соревновательной программы, мы допустили непростительную ошибку, убрав ее из учебно-тренировочного процесса, хотя суть фигурного катания не изменилась и скольжение продолжает являться основным критерием судейства в наши дни. Все основные элементы — скобы, крюки, выкрюки, тройки и петли — фигурист должен уметь делать, причем с двух ног (левая, правая), в двух направлениях (вперед, назад) и на двух ребрах (внутрь, наружу). И если каждый поворот надо обязательно уметь делать в «свою сторону», так как функционально это подводящее движение для прыжков, то в «не свою сторону» их надо делать ради дорожек шагов и для общего развития координации спортсмена. Сегодня наши фигуристы не умеют кататься в правую сторону, потому что тренеры не понимают, зачем это нужно, хотя ответ очевиден. У многих современных спортсменов карьера и судьба сложилась бы иначе, если б к многооборотным прыжкам они могли бы приложить скольжение, в том числе и в другую сторону. В настоящее время только Федерация Москвы взялась за труд реанимировать скольжение через обязательное тестирование фигуристов, что принесло уже заметные специалистам положительные результаты в скольжении в шагах, связках, комбинациях, но сколько времени, а главное — возможностей упускают все другие.
Учить прыжки в один оборот можно только после того, как ребенок способен правильно выполнять дуги и необходимые троечные повороты. Обучать двойным прыжкам можно в том случае, если фигурист без ошибок исполняет одинарные прыжки.
Вращения стоя на левой и правой ногах были и остаются подводящими движениями ко всем прыжкам, потому что от них прежде всего зависит развитие вестибулярного аппарата спортсмена. У кого вестибулярный аппарат устойчивый, те и тройные прыжки выполняют, а кто вращается плохо, тот и прыгает плохо. Конкретным подводящим движением является обратный винт, который является базовой позицией для прыжков, и прежде чем начать вообще что-либо прыгать, надо научиться обратному винту. Винт делается через тройку вперед внутрь — назад наружу, где вращение начинается с дуги назад наружу, создавая вращательный момент правым плечом, при котором правая рука стремится к левой. Очень важно на вращениях научить держать позицию в руках, потому что позиция — это баланс. Обычно дети вращаются кто как, но в основном с зажатыми плечами, в то время как они должны быть свободными. Тренеры обычно не акцентируют свое внимание на позицию рук, хотя именно они создают баланс и образуют ту ось, которая будет держать спортсмена.
Для тех многих фигуристов, которые вообще не могут устоять на правой ноге во время вращения, советую еще одно упражнение: начать вращаться в обратном винте, затем подпрыгнуть и дальше продолжить вращение.
Спина является очень важным «органом» у фигуриста. У кого-то она бывает сильной от природы, но чаще всего ее приходится отдельно закачивать, но только не в детском возрасте, иначе ее можно загубить нагрузками. Когда дети только начинают заниматься фигурным катанием, то вообще ничего закачивать не надо, а лучше заниматься общеразвивающими упражнениями на все группы мышц, которые приведут к гармонии всех частей тела, к координации, росту мышечной массы. Однако сейчас, когда все втянулись в прыжковую гонку, можно видеть, как дети со слабой спиной и вялой осанкой, но исключительно на своей физиологии способны делать прыжки в три оборота. Правда, потом, в пубертатный период, эта способность начнет рушиться, прыжки начнут сыпаться, а тренеры наберут новых детей и запустят конвейер заново, вместо того, чтобы грамотно обучать.
Аксель считается базовым прыжком в фигурном катании и обычно разучивается первым. По умению его выполнять можно судить о технической подготовленности фигуриста в целом, поэтому Аксель и самый простой прыжок, и самый сложный одновременно.
На детских соревнованиях я часто вижу, как юные спортсмены, выполняя Аксель в два с половиной оборота, выезжают не вперед по фронту движения, а назад, то есть практически в то же место, откуда шла дуга наезда.
Эта типичная ошибка говорит о том, что фигуристы не обучены переносить центр тяжести с толчковой ноги на маховую. Толкаясь в прыжок, они исполняют накручивающее движение на толчковой ноге, в то время как сам пируэт в воздухе должен выполняться вокруг маховой ноги. Если мах сделан недостаточно широко, то вперед уже не улетишь, а только назад да еще и с наклоном. Здесь важно еще на стадии перекидного прыжка научить переносить в воздухе центр тяжести с толчковой ноги на маховую.
Также в этом упражнении стоит сразу обратить внимание на работу рук, которые в Акселе играют большую роль. Обычно дети не делают мах руками, а практически сразу начинают их складывать в группировку, приближая к корпусу и тем самым запуская вращательное ускорение. Визуально видно, как в таком случае поднимаются плечи и втягивается шея на прыжке, а сам прыжок невысокий и с наклоном корпуса. Спортсмена надо учить не столько делать мах, сколько подать руки также вперед как и маховую ногу, что обеспечит пролет и время на перенос центра тяжести с опорной ноги на маховую, а затем уже переходить к группировке. Этот момент хорошо отрабатывать на вращении «в зонтике»: сначала руки разведены в стороны и лишь потом начинаем их собирать, чтобы обеспечить ускорение.
Обычно тренеры упускают из внимания этот аспект в силу того, что дети способны даже без маха поднимать себя в воздух, легко крутить прыжки, потому что центробежная сила у них очень велика, и тренеры, гоняясь за тройными прыжками в раннем возрасте, совершенно не обращают внимание на отталкивание. В каждом прыжке все начинается с опорной ноги: сначала должен быть отрыв ото льда, который подхватывается уже плечами, руками, группировкой.
Следующий аспект — это работа маховой ноги. Если работе толчковой ноги тренеры уделяют хоть какое внимание, то часто забывают, что что в прыжке важна работа и маховой ноги, потому что кроме высоты любой прыжок, не только Аксель, должен иметь поступательное движение. Правильно исполненный прыжок имеет траекторию полета, поэтому от спортсмена надо добиваться, чтобы свободная нога принимала участие в прыжке, поскольку именно она в момент маха задает направление. Идеальный прыжок тот, из которого спортсмен на выезде имеет длинную выездную дугу, похожий на выезд парницы после выброса. Советую тренерам и спортсменам нарабатывать баланс соответствия в действиях толчковой и маховой ноги, потому что они обе ответственны за прыжок.
Еще один сложный момент Акселя — это толчок в прыжок с дуги наезда, который может осуществляться либо со стопорящего движения, либо через зубец. Я своих спортсменов специально не обучаю никакому из этих движений, поскольку исхожу из положения, что фигурист должен сам найти для себя удобный ему способ. Но я опираюсь на скольжение, ведь, идя на Аксель, спортсмен делает тройку, поэтому надо следить, чтобы дуга отрыва в перекидном и на Акселе была не прямая или пологая, а классическая дуга, как ей положено быть на тройке. В ее конечной точке надо совершить толчок, чтобы сама дуга создала вращательное движение. Новичку в младшем возрасте очень сложно сделать стопорящее движение, потому что он не сможет толкнуться ногой. Другое дело, что в дальнейшем для прыжка в два с половиной или три с половиной оборота нужно уметь осуществлять предтолчковое движение плугом, которое оставляет на льду широкий след от лезвия. У нас в арсенале начальной подготовки есть такой элемент как «остановка плугом», то есть ребром. Ребенок должен уметь ехать на наружном ребре и вдруг остановиться, повернув конек поперек движения, как это делают все танцоры. В момент торможения плугом скорость несколько снижается, а значит легче будет поймать момент (не период) толчка в прыжок. Это движение выполняется не голеностопом, а всем корпусом, и ему надо учить обязательно. Спортсмен будет выполнять толчок в прыжок через стопорящее движение плугом, если в момент торможения его корпус будет работать, не оставаясь позади, иначе уже не толкнуться.
Как научиться прыгать двойные прыжки в фигурном катании на полу
Раскройте секрет как прыгать два и больше оборотов?
Оо: Всегда мучил вопрос, как фигуристы делают столько обротов в воздухе? Я прыгала наизнос, добилась только 1,5. Я брала и только обороты прыгала до одурения. Неужели так надо дальше? потом у меня не получалось больше, сколько не пыжилась.
favi: Где-то уже писали, но не боюсь повториться. Очень сложно перейти от одинарных прыжков к двойным, заставить себя не раскрыться в воздухе (прямо как комментатор ). Прыгайте туры. Правильным считается на полу прыгать «+ один оборот». Т.е. если на полу вы прыгаете 3 оборота, то можно прыгать 2 на льду. Качайте руки резинкой, попробуйте прыгать обороты в боссейн. Прыгайте выше, ведь если вы хотите накрутить дополнительный оборот, вам уже не удастся отделаться легкой подпрыжкой. В общем больше ОФП.
Mousee: Отличная идея про бассейн, надо проведать и попрыгать. кстати а где резину достать можно??
Либела Тулупова: «та самая, знаменитая Лена» как то туры делала на батуте. Вот это было зрелище.
favi: Либела Тулупова А кто такая «знаменитая Лена»? Почему ее никто не знает?
Oo: Имела ввиду прыгать на полу! На катке я едва перекидной делаю. Мне интересно как научиться на полу прыгать. И зачем резиной руки качать?
Либела Тулупова: Angel_in_A wrote: тулупе ноги должны быть с крещены А при других прыжках что, нет? Прыгаем без группировки?
вотэтода!: На одинарных группировка рук должна быть «арбузиком». Т.е. как будо обхватываете руками арбуз. Если сразу на одинарных приучать себя прижимать руки к груди, то закрутиться на двойной будет намного труднее. Главное работать не только руками, но и всей правой половиной корпуса: рукой-плечем-бедром (и голову повернуть не забывать). А руки при прыжке не должны подлетать вверх.
Либела Тулупова: favi wrote: Либо «изображая группировку» уже в момент толчка (Либела, мерси, если ЭТО группировка. Это как раз и есть «прыжки с арбузом в руках». По ощущениям она (группировка) иногда появляется ПОСЛЕ приземления. :)))))))))
Либела Тулупова: В догонку: Специально временно вместо аватара засунула фотку. Где тут хотя бы изображение группировки в мрмент прыжка? А вот виртуальный арбуз, увы, присутствует.
favi: вотэтода! Точно!! Все правильно про арбузик!! И пусть теперь гуляют лесом те, кто меня заставлял руки к груди прижимать! Ведь чувствовал же, что нельзя этого делать! Либела Тулупова Это на аватаре не арбузик, а «Можно я отвечу?!» :))
скорпион: Здравствуйте! Я- любитель. никогда не занималась с тренером, но благодаря видео научилась уже многому. Например я выполняю все прыжки в 1 оборот, винт, спирали. У меня такой вопрос: как начать прыгать большее число оборотов? На полу возможно сделать не больше 1 оборота. скорость скальжения важна? Как подготовить себя: сначала на полу или сразу на льду прыгать?
лиса-13: а костей не жалко?аксель,лутц прыгаете?каскады1-1?с риттбергером?если да,смело в бой,но без каскада не советую-во время2го оборота не удержите ось вращения
margo: скорпион скорпион пишет: Здравствуйте! Я- любитель. никогда не занималась с тренером, но благодаря видео научилась уже многому. Например я выполняю все прыжки в 1 оборот, винт, спирали. У меня такой вопрос: как начать прыгать большее число оборотов? На полу возможно сделать не больше 1 оборота. скорость скальжения важна? Как подготовить себя: сначала на полу или сразу на льду прыгать? конечно ты молодец, что научилась прыгать в один оборот! Но два оборота просто не возможно научиться делать првильно без человека, который хорошо знает как их прыгать(то бишь тренера). Может даже и будет что то получаться, но это будут не настоящие прыжки! Поверь в прыжках, даже одинарных техника продумана вся до мелочей, должны правильно отрабатываться все составные прыжка, необходимо, чтобы кто то смотрел на тебя со стороны и поправлял. Желаю удачи! Мне всегда симпатизируют люди, которые сами все осваивают, сама такая
margo: скорпион пишет: раньше я записывала выступления фигуристов на видек, а потом на замедленном режиме смотрела как выполнять элементы! вот-вот я этим тоже раньше и занималась
лиса-13: без акселя вы просто никуда.попрыгайте на полу,есть тема»психол.барьер»,»как не бояться прыгать»,почитайте.и как вы собрались прыгать2,если акселя боитесь?или с хода назад вам тоже прыгать легче?скорпион пишет: записывала выступления фигуристов на видек, а потом на замедленном режиме смотрела как выполнять элементы и я этим занималась,когда сайта еще не было и я о нем не знала.но с прыжками было тяжело,не знала,чем они отличаются,правила выполнения.кое-что и сейчас неправильно.а тогда,помню,меня запутала фраза коммент.»каскад3сальхов-2ЛУТЦ.а был тулуп.но я этого не знала
favi: Получается без 1,5-акселя 2-риттбергер не прыгнуть? Мне почему-то кажется это одинакого сложным, и там и там, не хватает 0,5 оборота.
лиса-13: да и 2сальхов,наверное,тоже
favi: Ну тогда я спокоен 🙂
favi: Какой смысл тренировать то, что и так хорошо получается?
favi: Сегодня спорили с Юлей, можно ли прыгнуть 2-риттбергер, не прыгая Валлей? Я утверждал, что нет. Еще спорили, нужно ли на 2-риттбергер делать мах ногой? Я говорил, что 2-риттбергер прыгается как тур, без маха ногой. Кто прав?
JAZZgirl: Мне кажется все-таки аксель не самый сложный прыжок, а просто у всех по разному. Мне вот, например, гораздо проще прыгнуть аксель, чем любые другие прыжки)Он у меня как-то с первого раза получился в детстве, и вообще, это мой любимый прыжок. По-моему прыгнуть можно что угодно и когда угодно, весь вопрос в физической подготовке, ну и психологической)) главное, чтобы было ощущение (со стороны), что человек делает это без усилий. и это самое сложное)
Дикий Ангел: напишу то что знаю у меня не получается аксель но зато двойной риттбергер получается, во всех прыжках нет ничего сложного просто надо головой его понять вначале! двойные прыжки от одинарных отличаются не только оборотом но и заходом на прыжок. favi, я на полу еле еле 2 выкручиваю, на льду 2 есть, если ты на полу сделаешь 3, то на льду выйдет 3, 5 за счет скорости. риттбергер делается с махом ногой, так же как и остальные прыжки, иначе как прыгать?
favi: Дикий Ангел пишет: двойные прыжки от одинарных отличаются не только оборотом но и заходом на прыжок. А можно подробнее
Дикий Ангел: favi, на двойной риттбергер например дуга короче и менее закрученная, на сальхов надо следить за плечами чтоб не закручивало как на врашение(я про стандартные заходы) много тонкостей. очень много и на форуме словами объяснить очень это трудно, нужно посмотреть как человек делает, чтобы сказать что не так, а разговоры так и остануться разговорами.
favi: cadox12 пишет: реально ли на полу прыгать 3 оборота с места без разбега? Реально. Я сам видел, как Вован №1 прыгал туры по 3 или даже больше оборотов с места естественно.
favi: Я так понимаю, что умение прыгать в обратный винт, предотвратит от травм голеностопа, возникающих от приземления при недокруте?
лиса-13: никак не могу понять одной вещи..как двойной на полу прыгнуть- понятно.но на большее мне просто не хватает физики.не понимаю,как можно замахнуться и прокрутиться, чтобы вытащить больше 2х оборотов..должно быть приложено совершенно нечеловеческое усилие
вотэтода!: favi пишет: Я так понимаю, что умение прыгать в обратный винт, предотвратит от травм голеностопа, возникающих от приземления при недокруте? Да. И ещё это учит переходить в прыжке в позицию обратного винта, которая необходима для выполнения двух и более оборотов. Просто сначала этот переход получается в последней фазе прыжка и далее после приземления (прыжок в обратный винт), а потом то же самое будет происходить уже только в воздухе, когда двойные прыгать станете.
Fiori: bregalad вы там про обратный винт говорили. это правильно, что без него никуда и именно с ним у меня проблемы, может, поэтому и ридбергер не получается
Manya: А поясниет для необразованных. А что такое туры?
Либела Тулупова: Manya пишет: А что такое туры? прыжки на полу с 2х ног на 2
Manya: Либела Тулупова пишет: прыжки на полу с 2х ног на 2 Когда я так делаю меня в сторону сносит, а когда с 2-х на одну, тогда нормально. Может я не то делаю?
Necro: не знаю как у остальные, а я себя просто в оди прекрасный день заставил на тулупе сделать максимальный мах руками и прыгнул 3 грязных оборота на две ноги. теперь даже сальто не страшно
Mousee: Necro Фига ты даешь! А чем перед этим занимался?
Necro: Mousee ни чем а ещё я делаю 2-й флип, 2-лутц, 2-аксель, прыгаю бедуинский во вращение. занимаюсь 5 месяцев и очень хочу научиться делать 3-й ритбергер (loop)
Mousee: Necro а в детстве ты не занимлся случаем. за 5 месяцев освоить бедуинский в обратный волчек. что-то из области фантастики.
Necro: научился кататься на коньках я в 5 лет а фигурным катанием я занимаюсь 5 месяцев
Mousee: Necro Ну тогда раскрывай нам свои секреты.
Necro: никокого секрета, только очень стараюсь в освоении элементов
Necro: Mousee пишет: за 5 месяцев освоить бедуинский в обратный волчек. что-то из области фантастики. мой тренер сказал :»здесь как каординацию движений схватишь»
Necro: favi ну не все я делаю идеально чисто, но делаю. И потом, я же не учил сначала ёлочку, потом кроссролы, а сразу «взялся грызть гранит катка» и учил перекидные и вращения.
Дикий Ангел: да да видела я примерно такогоже аса, было смешно и горько за то что можно так испортить фигурное катание. видео в студию 2-х прыжков и бедуинского, а потом будем думать что вы там прыгаете за 5 месяцев.
linne: Necro пишет: favi ну не все я делаю идеально чисто, но делаю. И потом, я же не учил сначала ёлочку, потом кроссролы, а сразу «взялся грызть гранит катка» и учил перекидные и вращения. Ужас. То есть ты не умеешь элементарных вещей, у тебя не поставлено нормально скольжение. Интересно, как ты делаешь заход на прыжок и выезд??
favi: И потом, я же не учил сначала ёлочку, потом кроссролы, а сразу «взялся грызть гранит катка» и учил перекидные и вращения. С каких это пор перекидные и вращения стали «гранитом катка»? На моем опыте все начинающие как раз и пытаются начинать с прыжков и вращений. Слишком много несоответствий в вашем рассказе. Даже принцесса льда, прыгнула два оборота только после полгода занятий (не считая сколько она до этого каталась)- а это извините меня сказка. В реальности умножайте на 10x
Necro: linne пишет: То есть ты не умеешь элементарных вещей вы неправильно веня поняли. именно шаги (тройки,скобы,моухоуки,и т. д.) я умею давно.
лиса-13: Necro маловероятно. для этого должен быть тренер, который не отходил бы от тебя, и был бы заинтересован ИМЕННО в том, чтобы ты выучил за максимально короткий срок конкретно прыжки и вращения. и лед хотя бы часов 8 в день ежедневно.
Дикий Ангел: правильно он встал на коньки в 5 лет и до сегодняшнего дня учил тройки скобки маухоки, прыжки в один оборот и аксель, а за последнии 5 месяцев научился прыгать двойные
Mousee: Por$h А на полу прыгаешь 2 оборота?
Mousee: Por$h А имитацию прыжков на полу делаешь? вообще можно переходить к двойным на льду, только наверное стоит сначала приземление на две ноги ноги попробовать и т.п.
Por$h: мм имитацию делаю,с двумя ногами у меня не получиться,приземление на одну получается только. так разворачивает,по привычке наверно=/ Ладно попробую на льду =)) спасибо за совет
Mousee: Por$h Ну так в чем проблема. Если техника одинарного прыжка правильная, то не вижу препятствий к двойным. Необходимо пробовать. Внутренний страх он всегда присутствует и с первого раза скорее всего не получиться. Варианты приземления: недокрут на ход вперед, на две ноги назад, на ж., ну и в идеале с выездом
Фигуристка 5: скажу сразу:прыгаю я очень плохо!Только 0.5 оборота!Хотя я и занимаюсь ещё только один месяц,всё-равно обидно!Но я слышала,что колличество оборотов завист от сила ног(толчка ног).
linne: Фигуристка 5 Ну сами представьте, сильные ноги вас высоко-высоко толкнули, а. а дальше что? 😉 Дальше если не группировка, то никаких многооборотных не будет. Кстати, были в истории фигурного катания спортсмены, которые прыгали невысоко и вообще делали обороты только за счет плотной группировки.
вотэтода!: А наш тренер говорит что если хочешь прыгать аксель на льду, то на полу его надо перекручивать. Но может это только акселя касается.
Maym: Как увеличить оборотность, на льду? Дуга Вам в помощь, правильно положенная дуга и вкручивание по дуге помогут докрутить. Ну и конечно правильное положение корпуса и рук, особенно левой, у левокатающихся. Наклон корпуса по дуге тоже имеет огромное значение, позволяет не вываливаться и не приземляться на две ноги, а на одну.
Lera: а мне кажется самой два оборота не научиться. Надо для этого с тренером заниматься!
Нася: Привет всем. Меня зовут Настя. Мне 10 лет. Я живу в г.Магнитогорске. Я занимаюсь фигурным катанием и прыгаю все двойные а аксель не могу. По этому для меня аксель тежалее