Как правильно исправить ошибку в журнале по охране труда
Инструктаж по охране труда: разбор ошибок и советы, как их избежать
юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе
Разберем 3 главные ошибки, которые допускают работодатели, когда проводят инструктажи для сотрудников
Ошибка 1. Руководитель компании возложил на специалиста по охране труда обязанность проводить все виды инструктажей
Нельзя возлагать на специалиста по охране труда обязанность проводить инструктажи на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой. Это не предусмотрено ни действующим ЕКС, ни профстандартом «Специалист в области охраны труда» и противоречит требованиям законодательства РФ (абз. 2 пункта 2.1.4 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования Российской Федерации № 1/29 от 13.01.2003, далее — Порядок обучения).
80 000 руб. — штраф для работодателя за нарушение требований п. 2.1.4 Порядка обучения (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Как правильно
Ошибка 2. Не проводят инструктажи дистанционным сотрудникам
Роструд в информации от 01.07.2020 № б/н по обзору актуальных вопросов от работников и работодателей за июнь 2020 разъяснил:
Как правильно
Рекомендуем проводить инструктажи, обучение по охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим с дистанционными сотрудниками, чтобы не нарушить требования закона и не попасть на штраф до 130 000 руб.
Ошибка 3. Не оформляют локальные документы, которые подтверждают факт проведения инструктажей
Как правильно
Соблюдайте требования закона.
Для проведения инструктажей по охране труда разработайте и утвердите инструкции. Инструкции по охране труда разрабатывает руководитель структурного подразделения, согласовывает проект со специалистом по охране труда и представительным органом работников (при наличии), затем подает на утверждение руководителю организации. Такой порядок установлен в ст. 8 и 372 Трудового Кодекса. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда, а также требования к их содержанию регламентируются Методическими рекомендациями по разработке государственных требований охраны труда,
утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80.
Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (должностей), так и на отдельные виды работ. Инструкции для работников разрабатываются на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции, а при ее отсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, требований безопасности, изложенных в технической документации организации — изготовителя оборудования, с учетом конкретных условий производства.
Обучение по охране труда проводится в соответствии с требованиями Порядка обучения,
утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Для специалистов и руководителей периодичность обучения — раз в 3 года. Для работников рабочих профессий периодичность и форму проведения обучения определяет руководитель организации.
Обязательно обучайте в обучающих организациях (требования п. 2.3.2 Порядка обучения,
утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29):
Если создадите в организации комиссию по проверке знаний требований охраны труда, сможете внутри организации обучать сотрудников, которые не указаны в п. 2.3.2 Порядка обучения,
утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
Решите создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда, утвердите приказом ее состав. В состав комиссии включите не менее трех сотрудников, которые прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в учебном центре.
Обучение по пожарной безопасности должно быть организовано в двух формах: в виде инструктажей и в виде пожарно-технического минимума:
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения ПТМ определяет руководитель организации.
Обучение ПТМ проводят в обучающих организациях для руководителей, специалистов и работников организаций, назначенных приказом ответственными за пожарную безопасность, проведение ПТМ и противопожарного инструктажа в целом по организации или на отдельном объекте защиты. Также с отрывом от производства обучение проводится в отношении работников, которые выполняют на предприятии газоэлектросварочные и другие пожароопасные работы, руководят добровольной пожарной дружиной, созданной на предприятии.
Члены добровольной дружины, а также работники круглосуточной охраны могут пройти обучение по программе ПТМ внутри своих комиссий. Внутри предприятия необходимо организовать работу постоянно действующей комиссии, разработать программу ПТМ. Не забудьте, что обязательным является согласование программы обучения.
103 типовые ошибки по охране труда в документах
Время чтения: 6 мин
Важно! Прочитайте перед применением!
В этой статье мы собрали типовые нарушения, которые встречаются во время проведения выездных документальных аудитов. Как правило после таких аудитов клиент получает перечень замечаний и решает как поступить дальше: исправлять самому или прибегнуть к нашей помощи.
Вы можете использовать эту статью как чек-лист. Но учитывайте следующее — данный перечень типовой, то есть не учитывает специфику организации. Тем самым, указанные ниже замечания могут быть в абсолютно любой организации!
Приказы – 19 типовых нарушений:
1. Ответственные по приказам за охрану труда – не обученные в учебном центре сотрудники.
2. Обучение у ответственных по приказам – просрочено.
3. Не указана обязанность в проведении инструктажа на 1 группу, периодичность инструктажа 1 раз в год.
4. Отсутствует необходимое обучение на группу по электробезопасности у ответственного за проведение инструктажа.
5. Комиссия по охране труда по обучению и проверке знаний – меньше трех человек.
6. В составе комиссии по обучению и проверке знаний – не обученные сотрудники.
7. В составе комиссии по обучению и проверке знаний – обучение просрочено.
8. Перечень выдачи средств индивидуальной защиты не введен в действие приказом по организации.
9. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств не введен в действие приказом по организации.
10. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи СИЗ (Спец.одежда).
11. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи СИЗ при трудоустройстве.
12. Работники не ознакомлены с перечнем выдачи смывающих и обезвреживающих средств при трудоустройстве.
13. Инструктажи на рабочем месте проводят работники не обученные в учебном центре.
14. Инструктажи на рабочем месте проводят работники не назначенные приказом.
15. Инструктажи на рабочем месте проводят работники с просроченным обучением в учебном центре.
16. Не все работники расписались за проведенный инструктаж.
17. Инструктаж на рабочем месте проводится 1 раз в год.
18. Инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
19. Вновь разработанные инструкции по охране труда не введены в действие приказом.
Инструктажи – 15 типовых нарушений:
20. Не оформлены программы первичного инструктажа (вообще нет такого вида документов).
21. Программа первичного инструктажа оформлена не на все профессии/должности.
22. Программа первичного инструктажа оформлена одна на все должности/профессии.
23. Программа первичного инструктажа не предусматривает распределение инструкций.
24. В программе первичного инструктажа не указано время на изучение вопросов по времени.
25. Программа первичного инструктажа включает не все инструкции, которые предусмотрены для должности/профессии.
26. Стажировка не оформляется.
27. Отсутствует бланк стажировки.
28. Бланк стажировки оформлен неправильно.
29. Бланк стажировки заполнен неправильно.
30. Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки оформлен неправильно.
31. Бланк допуска к самостоятельной работе после стажировки заполнен неправильно.
32. Не верно указывается количество смен в стажировке.
33. Не верно выбран ответственный за проведение стажировки.
34. Не собраны подписи на распоряжениях.
Журналы – 12 типовых нарушений:
35. Не указан вид инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
36. Отсутствуют журналы «учет журналов по охране труда, учет выдачи журналов по охране труда».
37. Не указаны даты и количество смен о проведенной стажировке.
38. Отсутствуют подписи как работников, так и инструктирующих их лиц.
39. Не проводится инструктаж на 1 группу по электробезопасности.
40. Не все сотрудники проходят вводный инструктаж (отсутствуют подписи сотрудников, за проведенный инструктаж).
41. Нарушена последовательность дат инструктажей.
43. Не ведется журнал учета инструкций по охране труда.
44. Просрочены даты по пересмотру инструкций по охране труда в журнале.
45. Отсутствует журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
46. Не ведется журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
Инструкции по охране труда (ИОТ) – 12 типовых нарушений:
47. Отсутствуют инструкции:
48. ИОТ при работе с ЭВМ;
49. ИОТ для пешеходов;
50. ИОТ по оказанию первой помощи;
51. ИОТ для персонала с 1 группой по электробезопасности.
52. Не разработаны ИОТ для всех профессий, которые числятся в штатном расписании.
53. В ИОТ не указаны вредные и опасные факторы, действующие на работника.
54. Главный раздел ИОТ «во время работы» содержит минимум информации (3-5 строчек) о правилах безопасности при выполнении работ.
55. В инструкциях встречается термин «техника безопасности».
56. В инструкциях встречаются ссылки на устаревшие законодательные документы (например, ППБ 01-03).
57. В инструкциях пункт «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» — во всех инструкциях разный, более того, противоречит текстам других инструкций.
58. Инструкция не содержит 5 обязательных разделов, в правильной последовательности, либо разделы перепутаны между собой.
59. В инструкции перепутаны последовательности 5 обязательных разделов.
60. В инструкцию по охране труда включены должностные обязанности работника.
61. Инструкция по охране труда состоит из 1 пункта.
62. Срок утверждения инструкции (ий) – более 5 лет. (Например,утверждены в 2009 году и с тех пор – не пересмотрены, не продлены).
63. Работники не ознакомлены с инструкциями по охране труда.
Перечни – 6 типовых нарушений:
64. Перечень выдачи СИЗ отсутствует.
65. Перечень выдачи СИЗ устарел.
66. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств отсутствует.
67. Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств устарел.
68. Перечень инструкций по охране труда отсутствует или устарел.
69. Контингент профессий и должностей по медицинским осмотрам отсутствует, не соответствует результатам АРМ (СОУТ).
Программы обучения по охране труда – 6 типовых нарушений:
Программа обучения для руководителей и специалистов:
70. продолжительность обучения 10-20 часов,
71. отсутствуют экзаменационные билеты.
Программы обучения для работников:
72. — продолжительность обучения более 20 часов,
73. — отсутствуют экзаменационные билеты.
Программы обучения по видам работ:
74. — продолжительность обучения более 20 часов,
75. — отсутствуют экзаменационные билеты.
Протоколы обучения по охране труда – 9 типовых нарушений:
Протоколы обучения по охране труда для руководителей и специалистов:
77. оформляются с нарушением периодичности,
78. не оформляются на новых работников.
Протоколы обучения по охране труда обучения для работников:
80. оформляются с нарушением периодичности,
81. не оформляются на новых работников.
Протоколы обучения по охране труда по видам работ:
83. оформляются с нарушением периодичности,
84. не оформляются на новых работников.
Личные карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств 4 типовых нарушения:
Карты учета выдачи СИЗ:
86. На спец.одежду отсутствуют сертификаты соответствия.
87. ведутся с замечаниями.
Карты учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств:
89. ведутся с замечаниями.
Положения – 7 типовых нарушений:
90. Отсутствует положение об обеспечении работников СИЗ.
91. Отсутствует политика организации в области охраны трду
92. Отсутствует положение о системе управления охраной труда
93. Отсутствует положение об обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами.
94. Отсутствует положение об обучении по охране труда.
95. Отсутствует положение о расследовании несчастных случаев на производстве.
96. Работники и специалисты не ознакомлены с положениями.
97. Новые работники не ознакамливаются с положениями.
СОУТ (АРМ) – типовых нарушений:
98. Работники не ознакомлены с результатами СОУТ (АРМ).
99. Новые работники не ознакамливаются с результатами СОУТ (АРМ).
100. Перечень выдачи СИЗ не совпадает с перечнем, указанным в АРМ.
101. Работникам не установлены доплаты за вредные условия труда, по результатам АРМ.
102. У АРМ вышли сроки «годности» (проводилась больше 5 лет назад).
103. СОУТ не проведена на вновь образованных рабочих местах (на вновь введенной должности/профессии).
Нарушения требований охраны труда: 10 ошибок
Руководители некоторых компаний говорят: «У меня только офисные работники, их работа не связана с вредным производством, нет опасных и сложных механизмов, они не работают на улице под дождем и снегом. От чего охранять их труд?». Эти руководители считают, что их компании могут обойтись без охраны труда. И ошибаются.
Нарушения требований охраны труда
Трудовой кодекс РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Давайте составим рейтинг топ-10 типичных нарушений в этой сфере (рейтинг основан на статистике Роструда, судебной и правоприменительной практике).
1. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда руководителей
Ситуация из практики. В компании меняется директор: готовится решение учредителей, трудовой договор, приказ и т.д. А про обучение по охране труда директора нередко забывают. Между тем обязанность обучить директора в учебном центре предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком обучения по охране труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее — Порядок). Причем такое обучение должен пройти не только директор, но и все руководители, которые организуют работу подчиненных.
При отсутствии протоколов по проверке знаний требований охраны труда и удостоверения о проверке знаний инспектор может не только оштрафовать компанию, но и отстранить руководителей от работы (ст. 76 ТК РФ).
2. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда рядовых работников
Если в отношении руководителей отсутствие обучения еще можно понять (необходимо произвести определенные затраты для обучения работников в учебном центре), то причины отсутствия обучения и проверки знаний охраны труда для рядовых работников непонятны. Ведь никаких затрат в этом случае не требуется, достаточно сделать следующее:
Не правда ли, несложная процедура? Однако это нарушение второе в рейтинге, и за него работодателей также привлекают к ответственности, а сотрудников отстраняют от работы.
Специалист по охране труда: нормативные акты
3. Отсутствие спецоценки условий труда
Часто работодатели не проводят спецоценку, потому что это затратное мероприятие. Успокаивает только то, что тратить деньги нужно один раз в пять лет. Но еще встречается непроведение спецоценки по незнанию.
Ситуация из практики. В небольшой компании есть только офисный персонал. Спецоценку не проводили, потому что думали, что для офисного персонала этого не требуется. При проверке инспекция выписала штраф, ведь согласно Федеральному закону «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ спецоценке подлежат все рабочие места, кроме дистанционных работников и надомников.
4. Отсутствие медосмотров работников
В отличие от предыдущих трех нарушений, отсутствие медосмотров не всегда приводит к административной ответственности, потому что не все работники подлежат медосмотрам. Для того чтобы не ошибиться в этом вопросе, работодателям следует тщательно изучить не только Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, посвященный медосмотрам, но и иные нормативные акты. Например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003. Согласно данному документу лица, работающие с компьютерами более 50% рабочего времени должны проходить обязательные медосмотры.
В случае если медосмотры для работников обязательны, а документов, подтверждающих их прохождение, нет, инспектор труда может привлечь компанию к ответственности и наложить штраф, а также отстранить работников от работы.
5. Отсутствие средств индивидуальной защиты
Непредоставление спецодежды — распространенное нарушение для производственной сферы. Его причины ясны: выдача спецодежды требует затрат. Но иногда спецодежду не предоставляют и по незнанию. Например, согласно Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н в спецодежде должны быть и водитель, и дворник, и сторож, и уборщица.
Поэтому работодателям стоит проверить, есть ли в компании такие и иные работники, которым полагается спецодежда. И если есть, то следует одевать работников в спецодежду и делать отметки в личной карточке учета выдачи СИЗ согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. № 290н, иначе штрафов не избежать.
6. Сокрытие несчастного случая
Несчастные случаи подлежат расследованию — ст. 227 ТК РФ. Бывает, что компании не расследуют их намеренно, чтобы облегчить себе жизнь. Какие могут быть последствия? Например, сотрудник во время рабочего времени упал, сломал ногу. Работодатель не стал расследовать несчастный случай, попросил работника сказать в больнице, что он упал дома. Работник так и сделал, а нога срослась неправильно, потребовалось длительнее лечение. Работник узнал, что при несчастном случае на производстве предусмотрены различные гарантии, и обратился с жалобой в инспекцию труда о том, что несчастный случай не был расследован. Это явный случай сокрытия.
Но бывает так, что компания и не думала скрывать несчастный случай.
Ситуация из практики. В компании произошел тяжелый несчастный случай, значит, следует в течение суток уведомить госорганы (ст. 228.1 ТК РФ). Работодатель уведомил всех, кроме объединения профсоюза, думая, что если профсоюза в компании нет, то и уведомлять этот орган не стоит. А инспектор труда счел этот случай сокрытым, так как уведомление объединения профсоюзов и в этом случае обязательно. Каковы последствия? Не только штраф, но и то, что несчастный случай расследует не комиссия, а инспектор труда единолично.
7. Отсутствие компенсаций за вредные условия труда
Если условия труда вредные, то компания должна предоставлять работнику компенсации (дополнительную оплату, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск согласно ст. 117, 92, 147 ТК РФ). Понятно, что компаний нередко не предоставляют работникам компенсации из-за желания сэкономить. Но такая экономия может привести к немалым финансовым затратам. Работники могут обратиться в суд и взыскать с работодателя не только компенсации, но и проценты по ст. 236 ТК РФ, и возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).
8. Отсутствие специалиста по охране труда
Должность специалиста по охране труда вводится в организации, когда количество сотрудников превышает 50 (ст. 217 ТК РФ). Если компания небольшая, то необязательно вводить целую ставку, можно и на часть ставки принять работника по внешнему или внутреннему совместительству. А если компания выросла, то для расчета количества работников следует использовать Межотраслевые нормативы численности, утвержденные Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.
Инспектор труда обязательно попросит штатное расписание. Если в документе не будет должности специалиста по охране труда, компанию оштрафуют.
9. Отсутствие инструкции по охране труда
Некоторые компании не разрабатывают инструкции по охране труда, хотя согласно ст. 212 ТК РФ обязаны это делать. Почему они этого не делают — непонятно, ведь для этого затрат никаких не требуется.
Так вы убережете компанию от штрафа за отсутствие инструкций.
10. Отсутствие инструктажей по охране труда
Обязанность проводить инструктажи по охране труда предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком. Причина их непроведения также остается загадкой. Ведь для их проведения требуется только утвердить программы инструктажей и завести журналы регистрации инструктажей согласно ГОСТ 12.0.004-90.
Проводить вводные инструктажи требуется для всех работников при приеме на работу, а первичные инструктажи — на рабочем месте для работников, связанных с эксплуатацией, и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
Отсутствие журналов регистрации инструктажей и программ будет расцениваться инспектором труда как нарушение. Это станет поводом к привлечению компании к административной ответственности.
Больше информации — на нашем дистанционном курсе «Охрана труда».
Узнать подробности →
Ответственность за нарушения законодательства по охране труда
Чтобы посчитать, какие убытки могут привести указанные выше нарушения, используйте таблицу наказаний согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ:
За что наказывает ГИТ: топ ошибок работодателей
Проверка ГИТ — явление не частое. Но когда инспекторы принимаются за дело, мало кому из работодателей удается избежать финансовых потерь. Разберем, на что обращать внимание, чтобы не погрязнуть в штрафах от ГИТ.
Нарушения порядка расчетов с работниками
Выплаты работникам инспекторы проверяют с особым тщанием. На чем часто горят работодатели:
Платить зарплату нужно не меньше двух раз в месяц в четко установленные дни. Если дата выплаты попала на выходной или праздник — выдать деньги нужно накануне. За задержку даже в один день инспекторы наказывают штрафами.
За зарплату ниже минималки компанию не только накажут штрафами, но и заставят пересчитать сумму оплаты труда, доплатить разницу и выплатить компенсацию.
Отпускные нужно выдать не меньше, чем за три дня до начала отпуска.
Не факт, что это спасет компанию от штрафа, но можно попробовать объяснить инспектору, что вины работодателя нет. Возможно, удастся отделаться устным замечанием или предупреждением.
4. Задержка окончательного расчета.
Рассчитаться с работником нужно в день увольнения. Отклонения от этой даты допустимы в двух случаях. Если работник перед увольнением уходит в отпуск, тогда расчет производят в последний рабочий день перед уходом в отпуск. Если работник получает зарплату наличными, но не пришел за расчетом — не позже следующего дня после предъявления работником требования о расчете.
За задержку окончательного расчета компанию накажут штрафом.
Ошибки в документах
Чаще всего работодатели забывают знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами и приказами. Обычно инспекторы предписывают исправить нарушение, но могут и привлечь к ответственности за нарушение трудового права. Поэтому лучше заранее пролистать документацию и устранить недочеты.
Следующий пакет ошибок — это неправильно оформленные документы или их отсутствие.
Трудовой договор
Часто забывают включить в содержание обязательные условия:
Расчетный листок
Работодатели либо не оформляют их совсем, либо формируют их неправильно.
Расчетный листок должен содержать данные:
Четыре основных нарушения при составлении документа:
Индексация зарплаты
Инспекторы обязательно задают вопрос об индексации заработной платы.
Порядок и периодичность индексации можно прописать в положении об оплате труда, коллективном договоре или издать отдельное положение об индексации.
Не запрещено прописывать порядок индексации и в трудовых договорах. Но в этом случае каждый раз при проведении индексации придется подписывать новое допсоглашение.
Индексацию можно не проводить, если предприятие регулярно повышает оклады и выдает премии. Но тогда в локальном акте нужно указать, что повышение окладов и выплата премий приравниваются к индексации.
Если документов об индексации нет — работодателя привлекают к ответственности.
Нарушение порядка СОУТ
В связи с пандемией Правительство продлило результаты действия СОУТ. Если результаты спецоценки истекли в период с апреля 2020 до конца февраля 2021, то они признавались действительными до 1 марта 2021 года. Если после наступления этой даты результатов новой СОУТ не будет — работодателя оштрафуют.
Не стоит забывать о внеплановой спецоценке. Мероприятие в отношении новых рабочих мест нужно провести в течение года со дня их создания.
Помните, что работников необходимо ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней со дня утверждения отчета. Плюс опубликовать на своем сайте информацию о классах / подклассах условий труда и мероприятиях по охране труда. За нарушение порядка проведения СОУТ инспекторы накажут штрафом.
Отсутствие инструктажей по технике безопасности и охране труда
Работодатели обязаны проводить вводный инструктаж по технике безопасности для каждого работника, которого принимают по трудовому договору.
Кроме того работодатели должны проводить первичные, повторные, внеплановые, целевые инструктажи. Данные о проведении всех видов инструктажей регистрируют в соответствующих журналах. При проверке инспекторы проверяют журналы на наличие подписей инструктирующего, инструктируемого и дат проведения инструктажа. Даты инструктажа сверяют с датами приема на работу и началом самостоятельной работы по табелям учета рабочего времени.
Сотрудников, которые работают только с вычислительной и оргтехникой, от первичных инструктажей можно освободить. Но это решение должно подтверждаться приказом.
Повторно инструктировать офисных работников тоже не нужно. А вот весь остальной персонал должен получать повторные инструктажи раз в полгода.
Проводить инструктаж должен специально обученный специалист. Если такого в компании нет, руководителю придется самому пройти обучение в специализированном центре.
Проверку знаний работников должна проводить комиссия в составе не менее трех человек. Все члены комиссии должны пройти проверку знаний в учебном центре.
Руководители и ИП часто считают соблюдение правил техники безопасности несущественной ерундой. Однако такое отношение приводит к реальным штрафам.
Отсутствие медосмотров
Если работник не прошел обязательный медосмотр, допускать его к работе запрещено. Для выявления нарушений инспектор сравнивает дату выдачи заключения с данными из табеля учета рабочего времени.
Если медосмотр не состоялся по причине коронавирусных ограничений — предприятие не накажут. Однако для некоторых категорий работников медосмотр обязателен независимо от действующих ограничений. В частности к ним относятся: занятые на вредных работах, в пищевой промышленности, общепите, торговле, а также работники медорганизаций и детских учреждений.
После снятия ограничений в регионе направлять работников на медосмотры нужно в обычном порядке.
Невыдача СИЗ
Работников, занятых на вредных и опасных работах, нужно обеспечивать СИЗ. Выдачу СИЗ нужно фиксировать в личной карточке учета. Карточки оформляют по унифицированной форме (приложение к приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н). Напротив каждого выданного СИЗ должна стоять подпись работника.
Инспекторы тщательно проверяют ведение карточек. Необеспечение работников СИЗ карается штрафом.
Штрафы для работодателей
Нарушение трудового законодательства и других норм трудового права влекут штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ:
1. Не выдали зарплату, выплатили ее не полностью, воспрепятствовали свободному выбору банка для получения зарплаты, установили зарплату ниже минимальной, оформили трудовой договор с нарушениями:
2. Нарушили законодательство о труде:
3. Нарушили порядок проведения СОУТ или не провели ее совсем:
4. Допустили сотрудника к работе без прохождения медосмотра или инструктажа по технике безопасности:
5. Не обеспечили сотрудников СИЗ:
При обнаружении повторных нарушений штрафы увеличиваются, а руководителю организации может грозить дисквалификация на срок от одного года до трех лет.