Какие группы параметров технического состояния выделяют при технической диагностике
Техническая диагностика и методы технического диагностирования
Периодическое и плановое техническое диагностирование позволяет:
выполнять входной контроль агрегатов и запасных узлов при их покупке;
свести к минимуму внезапные внеплановые остановки технического оборудования;
управлять старением оборудования.
Комплексное диагностирование технического состояния оборудования дает возможность решать следующие задачи:
проводить ремонт по фактическому состоянию;
увеличить среднее время между ремонтами;
уменьшить расход деталей в процессе эксплуатации различного оборудования;
уменьшить объем запасных частей;
сократить продолжительность ремонтов;
повысить качество ремонта и устранить вторичные поломки;
продлить ресурс работающего оборудования на строгой научной основе;
повысить безопасность эксплуатации энергетического оборудования:
уменьшить потребление ТЭР.
Прогнозирование технического состояния это определение технического состояния объекта с заданной вероятностью на предстоящий интервал времени, в течение которого сохранится работоспособное (неработоспособное) состояние объекта.
Существуют различные методы технического диагностирования:
Визуально-оптический метод реализуется с помощью лупы, эндоскопа, штангенциркуля и других простейших приспособлений. Этим методом пользуются, как правило, постоянно, проводя внешние осмотры оборудования при подготовки его к работе или в процессе технических осмотров.
Взаимосвязь параметров вибрации
Тепловизиониый (термографический) метод реализуется с помощью пирометров и тепловизоров. Пирометрами измеряется температура бесконтактным способом в каждой конкретной точке, т.е. для получения информации о температурном ноле необходимо этим прибором сканировать объект. Тепловизоры позволяют определять температурное поле в определенной части поверхности диагностируемого объекта, что повышает эффективность выявления зарождающихся дефектов.
Магнитный метод используется для выявления дефектов: микротрещин, коррозии и обрывов стальных проволок в канатах, концентрации напряжения в металлоконструкциях. Концентрация напряжения выявляется с помощью специальных приборов, в основе работы которых лежат принципы Баркгаузсна и Виллари.
Существуют различные методы регистрации частичных разрядов:
метод потенциалов (зонд частичных разрядов Lemke-5);
акустический (применяются высокочастотные датчики);
электромагнитный (зонд частичных разрядов);
Кроме того, для технического диагностирования валов электрических машин, корпусов трансформаторов могут использоваться следующие методы: ультразвуковой, ультразвуковая толщинометрия, радиографический, капиллярный (цветной), вихретоковый, механические испытания (твердометрия, растяжение, изгиб), рентгенографическая дефектоскопия, металлографический анализ.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Диагностические параметры и нормативы
Чтобы определить, в каком состоянии находится автомобиль или его элемент, необходимо знать параметры его технического состояния, заданные нормативно-технической документацией предприятия-изготовителя.
Параметры технического состояния (структурными параметрами) — это физические величины (выраженные в миллиметрах, градусах и т.п.), определяющие связь и взаимодействие элементов автомобиля и его функционирование в целом. Например, параметрами технического состояния сопряжения поршень—цилиндр двигателя могут быть размеры сопряженных деталей поршней и цилиндров, которые определяют зазор между ними, овальность и т.п. В процессе эксплуатации параметры технического состояния изменяются от номинального до предельного значения под влиянием различных конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов. Предельные значения структурных параметров обусловлены вероятностью отказов и неисправностей автомобиля и являются в основном значениями технико-экономического характера.
Возможность непосредственного измерения в процессе эксплуатации структурных параметров (износов, зазоров) сопряжений механизмов автомобиля без их разборки весьма ограничена. Поэтому при диагностировании пользуются косвенными признаками, отражающими техническое состояние автомобиля. Эти признаки называются диагностическими параметрами и представляют собой пригодные для измерения физические величины, связанные с параметрами технического состояния автомобиля и несущие информацию о его состоянии.
Диагностический параметр — это мера проявления технического состояния автомобиля и его элементов по косвенным признакам, определяемая количественными значениями.
Диагностическими параметрами могут быть параметры рабочих процессов (мощность, тормозной путь, расход топлива и др.), сопутствующих процессов (вибрация, шум и т.п.) и геометрические величины (зазор, люфт, свободный ход, биение и др.).
Для обеспечения надлежащей достоверности и экономичности диагностирования диагностические параметры должны обладать чувствительностью, однозначностью, стабильностью, информативностью.
Чувствительность диагностического параметра — это отношение его приращения к соответствующему изменению структурного параметра.
Чем больше значение этой величины, тем чувствительнее диагностический параметр к изменению структурного параметра.
Однозначность диагностического параметра определяется монотонно возвращающей или убывающей зависимостью его от структурного параметра в диапазоне от начального до предельного изменения структурного параметра.
Стабильность диагностического параметра определяется дисперсией его значения при многократных измерениях в неизменных условиях при одном и том же значении структурного параметра. Нестабильность диагностического параметра снижает достоверность оценки технического состояния механизма, что в некоторых случаях заставляет отказаться от удобных методов диагностирования. Так, например, именно это является одной из основных причин, по которой площадочные тормозные стенды, несмотря на некоторые их преимущества, не нашли широкого применения на практике. Для определения истинного состояния тормозной системы на таких стендах необходимо проводить целую серию измерений, что представляет определенную трудность.
Информативность диагностического параметра является главным критерием, положенным в основу определения возможности применения параметра для целей диагностирования. Она характеризует достоверность диагноза, получаемого в результате измерения значений параметра.
Рис. Сравнительная схема информативности диагностических параметров: а — информативного (П); б — малоинформативного (П’); в — неинформативного (П»); f1, f2 — функции распределения параметров соответственно исправных и неисправных объектов
Диагностические параметры механизма, как и структурные, являются переменными случайными величинами и имеют соответствующие номинальные и предельные значения. С увеличением пробега автомобиля диагностические параметры могут либо увеличиваться (вибрации и др.), либо уменьшаться (давление масла и т.д.). Существующая связь между диагностическими и структурными параметрами позволяет без разборки автомобиля и его элементов количественно оценить их техническое состояние.
Диагностические нормативы — это количественная оценка технического состояния диагностируемой системы. К ним относятся:
Определение технического состояния системы в данный момент и прогнозирование ее работоспособности в период предстоящей наработки выполняются путем сравнения измеренного значения диагностического параметра с его допустимым значением.
Какие группы параметров технического состояния выделяют при технической диагностике
Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей.
Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи.
Наши документы
Наши разрешительные документы.
Социальная сеть экспертов
Общение экспертов и специалистов в области ЭПБ и ОПО
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Техническое диагностирование
Задачами технического диагностирования являются:
Контроль технического состояния проводится с целью проверки соответствия значений параметров объекта диагностирования требованиям технической документации, и определение на этой основе одного из видов технического состояния в данный момент времени. Видами технического состояния объекта диагностирования являются: исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное.
Исправное состояние: состояние объекта диагностирования, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Работоспособное состояние: состояние объекта диагностирования, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Прогнозирование технического состояния – это определение технического состояния объекта диагностирования с заданной вероятностью на предстоящий интервал времени. Целью прогнозирования технического состояния является определение с заданной вероятностью интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние объекта диагностики.
Когда проводится техническое диагностирование?
Техническое диагностирование с применением методов неразрушающего и разрушающего контроля проводится:
Как проводится техническое диагностирование?
Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:
По результатам работ по техническому диагностированию составляется технический отчет с приложением протоколов неразрушающего контроля.
Кто проводит техническое диагностирование?
Работы по техническому диагностированию с применением методов неразрушающего и/или разрушающего контроля осуществляются лабораториями, аттестованными в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-44-02), утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 2 июня 2000 г. № 29.
ООО «Химнефтеаппаратура» имеет собственную аттестованную лабораторию неразрушающего контроля и технической диагностики Свидетельство № 91А070223, оснащённую необходимым оборудованием, приборами и средствами измерений, поверенными в установленном порядке, укомплектованную специалистами неразрушающего контроля II уровня, аттестованными в соответствии с ПБ 03-440-02 с правом выполнения видов контроля:
Все специалисты аттестованы в комиссии Ростехнадзора по промышленной безопасности в соответствующих областях. Персонал прошел обучение и допущен к работам на высоте с подъемников и вышек. В составе подразделения есть специалисты по геодезическому контролю, прошедшие специализированное обучение.
ООО «Химнефтеаппаратура» проводит техническое диагностирование:
1 Приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2016 г. N 490 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах»;
2 Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»;
3 ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния;
4 ГОСТ 22761-77 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Бринеллю переносными твердомерами статического действия;
5 ГОСТ Р 55724-2013 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые;
6 СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений;
7 РД 03-421-001 Методические указания по проведению диагностирования технического состояния и определению остаточного срока службы сосудов и аппаратов;
8 РД 10-112-5-97 Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 5. Краны мостовые и козловые;
9 РД 10-197-98 Инструкция, по оценке технического состояния болтовых и заклепочных соединений грузоподъемных кранов;
Стоимость услуги зависит от технических характеристик объекта диагностики и применяемых методов неразрушающего контроля.
ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины и определения
Technical diagnostics.
Terms and definitions
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области технического диагностирования и контроля технического состояния объектов.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2. В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе «Определение» поставлен прочерк.
2.3. В табл. 1 в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты на английском языке.
4. Пояснения к ряду терминов, установленных настоящим стандартом, даны в приложении.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Изделие и (или) его составные части, подлежащие (подвергаемые) диагностированию (контролю)
Состояние, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект
Technical state of an object
Область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов
Определение технического состояния объекта.
1. Задачами технического диагностирования являются:
контроль технического состояния;
поиск места и определение причин отказа (неисправности);
прогнозирование технического состояния.
2. Термин «Техническое диагностирование» применяют в наименованиях и определениях понятий, когда решаемые задачи технического диагностирования равнозначны или основной задачей является поиск места и определение причин отказа (неисправности). Термин «Контроль технического состояния» применяется, когда основной задачей технического диагностирования является определение вида технического состояния
Проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени.
Technical state inspection
Примечание. Видами технического состояния являются, например, исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное и т.п. в зависимости от значений параметров в данный момент времени
Контроль выполнения объектом части или всех свойственных ему функций
Определение технического состояния объекта с заданной вероятностью на предстоящий интервал времени.
Technical state prediction
Диагностирование, при котором на объект подаются рабочие воздействия
Диагностирование, при котором на объект подаются тестовые воздействия
Диагностирование по ограниченному числу параметров за заранее установленное время
Аппаратура и программы, с помощью которых осуществляется диагностирование (контроль)
Средство диагностирования (контроля)
Technical diagnosis equipment
Свойство объекта, характеризующее его пригодность к проведению диагностирования (контроля) заданными средствами диагностирования (контроля)
Diagnosability of an object (controllability)
Совокупность средств, объекта и исполнителей, необходимая для проведения диагностирования (контроля) по правилам, установленным в технической документации
Система диагностирования (контроля)
Система диагностирования (контроля), обеспечивающая проведение диагностирования (контроля) с применением средств автоматизации и участием человека
Автоматизированная система диагностирования (контроля)
Computer-aided test system
Система диагностирования (контроля), обеспечивающая проведение диагностирования (контроля) без участия человека
Автоматическая система диагностирования (контроля)
Automatic test system
Совокупность предписаний, определяющих последовательность действий при проведении диагностирования (контроля)
Алгоритм диагностирования (контроля)
Algorythm of technical diagnosis
Комплекс взаимоувязанных правил, методов, алгоритмов и средств, необходимых для осуществления диагностирования на всех этапах жизненного цикла объекта
Формализованное описание объекта, необходимое для решения задач диагностирования.
Примечание. Описание может быть представлено в аналитической, табличной, векторной, графической и других формах
Параметр объекта, используемый при его диагностировании (контроле)
ВИДЫ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ (КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ)
Средство диагностирования (контроля), являющееся составной частью объекта
Встроенное средство диагностирования (контроля)
Built-in test equipment
Средство диагностирования (контроля), выполненное конструктивно отдельно от объекта
Внешнее средство диагностирования (контроля)
External test equipment Test station
Средство, предназначенное для диагностирования (контроля) одного объекта или группы однотипных объектов
Специализированное средство диагностирования (контроля)
Special purpose test equipment
Средство, предназначенное для диагностирования (контроля) объектов различных типов
Универсальное средство диагностирования (контроля)
General purpose test equipment
Автоматизированное средство диагностирования (контроля)
Computer-aided test equipment
Автоматическое средство диагностирования (контроля)
Automatic test equipment
ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
(КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ)
Интервал времени, необходимый для проведения диагностирования (контроля) объекта
Продолжительность диагностирования (контроля)
Степень объективного соответствия результатов диагностирования (контроля) действительному техническому состоянию объекта
Достоверность диагностирования (контроля)
Характеристика, определяющая возможность выявления отказов (неисправностей) в объекте при выбранном методе его диагностирования (контроля)
Полнота диагностирования (контроля)
Характеристика, задаваемая указанием составной части объекта с точностью, до которой определяется место отказа (неисправности)
Вероятность того, что неисправный (неработоспособный) объект в результате диагностирования (контроля) признается исправным (работоспособным)
Вероятность того, что исправный (работоспособный) объект в результате диагностирования (контроля) признается неисправным (неработоспособным)
Вероятность того, что при наличии отказа (неисправности) в результате диагностирования принимается решение об отсутствии отказа (неисправности) в данном элементе (группе)
Вероятность того, что при отсутствии отказа (неисправности) в результате диагностирования принимается решение о наличии отказа (неисправности) в данном элементе (группе)
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Алгоритм контроля технического состояния
Алгоритм технического диагностирования
Вероятность ложного отказа в данной группе условная
Вероятность ложного отказа в данном элементе условная
Вероятность ложного отказа при диагностировании условная
Вероятность ложного отказа при контроле условная
Вероятность ложной неисправности в данной группе условная
Вероятность ложной неисправности в данном элементе условная
Вероятность ложной неисправности при диагностировании условная
Вероятность ложной неисправности при контроле условная
Вероятность необнаруженного отказа в данной группе условная
Вероятность необнаруженного отказа в данном элементе условная
Вероятность необнаруженного отказа при диагностировании условная
Вероятность необнаруженного отказа при контроле условная
Вероятность необнаруженной неисправности в данной группе условная
Вероятность необнаруженной неисправности в данном элементе условная
Вероятность необнаруженной неисправности при диагностировании условная
Вероятность необнаруженной неисправности при контроле условная
Глубина поиска места неисправности
Глубина поиска места отказа
Диагностирование техническое рабочее
Диагностирование техническое тестовое
Достоверность контроля технического состояния
Достоверность технического диагностирования
Контроль технического состояния
Объект контроля технического состояния
Объект технического диагностирования
Поиск места и определение причин неисправности
Поиск места и определение причин отказа
Полнота контроля технического состояния
Полнота технического диагностирования
Приспособленность объекта к диагностированию
Прогнозирование технического состояния
Продолжительность контроля технического состояния
Продолжительность технического диагностирования
Система диагностирования автоматизированная
Система диагностирования автоматическая
Система контроля автоматизированная
Система контроля автоматическая
Система контроля технического состояния
Система контроля технического состояния автоматизированная
Система контроля технического состояния автоматическая
Система технического диагностирования
Система технического диагностирования автоматизированная
Система технического диагностирования автоматическая
Состояние объекта техническое
Средство диагностирования автоматизированное
Средство диагностирования автоматическое
Средство диагностирования внешнее
Средство диагностирования встроенное
Средство диагностирования специализированное
Средство диагностирования универсальное
Средство контроля автоматизированное
Средство контроля автоматическое
Средство контроля внешнее
Средство контроля встроенное
Средство контроля специализированное
Средство контроля технического состояния
Средство контроля технического состояния автоматизированное
Средство контроля технического состояния автоматическое
Средство контроля технического состояния внешнее
Средство контроля технического состояния встроенное
Средство контроля технического состояния специализированное
Средство контроля технического состояния универсальное
Средство контроля универсальное
Средство технического диагностирования
Средство технического диагностирования автоматизированное
Средство технического диагностирования автоматическое
Средство техническою диагностирования внешнее
Средство технического диагностирования встроенное
Средство технического диагностирования специализированное
Средство технического диагностирования универсальное
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЭКВИВАЛЕНТОВ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Algorythm of technical diagnosis
Automatic test equipment
Automatic test system
Built-in test equipment
Computer-aided test equipment
Computer-aided test system
Diagnosability of an object
External test equipment
General purpose test equipment
Special purpose test equipment
Technical diagnosis equipment
Technical state inspection
Technical state of an object
Technical state prediction
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ
1. К термину «Техническое состояние объекта»
К факторам, под воздействием которых изменяется техническое состояние объекта, можно отнести действия климатических условий, старение с течением времени, операции регулировки и настройки в ходе изготовления или ремонта, замену отказавших элементов и т.п.
Об изменении технического состояния объекта судят по значениям диагностических (контролируемых) параметров, позволяющих определить техническое состояние объекта без его разборки.
2. К термину «Приспособленность объекта к диагностированию (контролепригодность)»
Приспособленность объекта к диагностированию (контролепригодность) обеспечивается со стадии его разработки.
Конструкция объекта и его составных частей должна обеспечивать доступ к контрольным точкам без разборки узлов и механизмов, за исключением вскрытия технологических люков, заглушек и т.д., открывающих доступ к местам сопряжений датчиков со средствами диагностирования (контроля) и исключать возможность повреждения сборочных единиц при присоединении средств диагностирования (контроля).
К аппаратурным средствам диагностирования (контроля) относят различные устройства: приборы, пульты, стенды, специальные вычислительные машины, встроенную аппаратуру контроля вычислительных и управляющих машин и т.п.
Программные средства диагностирования (контроля) представляют собой программы, записанные, например, на перфоленте. При этом используют как рабочие программы объекта, содержащие дополнительные операции, необходимые для диагностирования (контроля) объекта, так и программы, специально составленные исходя из требований диагностирования (контроля) объекта.
Рабочие программы позволяют осуществлять диагностирование (контроль) объекта в процессе использования его по прямому назначению, а специальные программы требуют перерывов в выполнении объектом его рабочих функций.
Примерами объектов, диагностируемых программными средствами, являются универсальные или специализированные вычислительные, управляющие или логические машины.
4. К термину «Алгоритм технического диагностирования (контроля технического состояния)»
Алгоритм диагностирования (контроля) устанавливает состав и порядок проведения элементарных проверок объекта и правила анализа их результатов. Элементарная проверка определяется рабочим или тестовым воздействием, поступающим или подаваемым на объект, а также составом признаков и параметров, образующих ответ объекта на соответствующее воздействие. Конкретные значения признаков и параметров, получаемых при диагностировании (контроле), являются результатами элементарных проверок или значениями ответов объекта.
Различают безусловные алгоритмы диагностирования (контроля), у которых порядок выполнения элементарных проверок определен заранее, и условные алгоритмы диагностирования (контроля), у которых выбор очередных элементарных проверок определяется результатами предыдущих.
Если диагноз составляется после выполнения всех элементарных проверок, предусмотренных алгоритмом, то последний называется алгоритмом с безусловной остановкой. Если же анализ результатов делается после выполнения каждой элементарной проверки, то алгоритм является алгоритмом с условной остановкой.
5. К термину «Диагностическое обеспечение»
Диагностическое обеспечение объекта включает правила, методы, алгоритмы и средства технического диагностирования.
Для того, чтобы объект был приспособлен к диагностированию, необходимо при его проектировании разрабатывать диагностическое обеспечение.
Диагностическое обеспечение проектируемого объекта получают в результате анализа его диагностической модели. Строится диагностическая модель на основе предполагаемой конструкции, условий использования и эксплуатации объекта. В результате исследования диагностической модели устанавливают диагностические признаки, прямые и косвенные параметры и методы их оценки, определяют условия работоспособности, разрабатывают алгоритмы диагностирования. Совокупность этих данных называют диагностическим обеспечением.
6. К термину «Диагностическая модель»
В качестве диагностических моделей могут рассматриваться дифференциальные уравнения, логические соотношения, диаграммы прохождения сигналов и др.
По методам представления взаимосвязей между состоянием объекта, его элементами и параметрами, диагностические модели подразделяют на следующие виды: непрерывные, дискретные, специальные.
Выбор того или иного типа модели для представления конкретного объекта зависит от целого ряда таких факторов, как условия эксплуатации, возможное конструктивное выполнение, тип комплектующих элементов и т.п.
Выбор диагностических моделей производится с учетом:
7. К термину «Диагностический (контролируемый) параметр»
Для каждого объекта можно указать множество параметров, характеризующих его техническое состояние. Их выбирают в зависимости от применяемого метода диагностирования (контроля).
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам
Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
Академией наук СССР
Министерством высшего и среднего образования РСФСР
Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольственным закупкам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 26.12.89 № 4143