Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания

Способ оценки техники плавания

Владельцы патента RU 2464062:

Изобретение относится к спортивным играм и может быть использовано для оценки эффективности тренировки пловца в процессе тренировки пловца. Способ оценки эффективности тренировки пловца путем измерения скоростных параметров посредством размещенного на пловце датчика. Причем в качестве датчика для измерения скорости пловца используют гидроакустический ультразвуковой излучатель. Измерение скорости пловца производят посредством гидрофона, преобразующего гидроакустические сигналы давления водной среды в электрическое напряжение. Технический результат заключается в том, что повышается точность оценки эффективности тренировки пловца. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к спортивным играм и может быть использовано для повышения эффективности оценки техники плавания в процессе тренировки пловца.

Из уровня техники известен способ оценки техники плавания, включающий измерение скоростных параметров (RU 2399401 C1, А63В 69/12, опубл. 20.09.2010). При этом проводится видеосъемка пловца с передачей изображения на монитор компьютера, на экране которого фиксируют изображение пловца, рассчитывают расстояние, на которое продвинулся пловец при гребке одной рукой и оценивают скоростные характеристики. Данный способ позволяет выявить асимметрию в гребковых движениях рук, что, как и непосредственное определение скорости пловца, недостаточно для эффективной оценки техники плавания.

Изобретение направлено на повышение эффективности оценки техники плавания.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе оценки техники плавания, включающем измерение скоростных параметров, согласно полезной модели, посредством размещенного на пловце датчика измеряют скорость пловца в течение заданного промежутка времени, а технику плавания оценивают по энергетической характеристике пловца, определяемой по следующей зависимости:

При этом в качестве датчика для измерения скорости пловца используют гидроакустический ультразвуковой излучатель, а измерение скорости пловца производят посредством гидрофона, преобразующего гидроакустические сигналы давления водной среды в электрическое напряжение, пропорциональное скорости плавания.

Заявленный способ реализуется следующим образом.

Гидроакустический ультразвуковой излучатель закрепляют на поясе пловца, а на стенке бассейна размещают гидрофон. В процессе плавания неподвижный гидрофон, принцип действия которого основан на эффекте Доплера, принимает гидроакустические ультразвуковые колебания, генерируемые движущимся в сторону гидрофона гидроакустическим ультразвуковым излучателем, при этом частота принимаемого ультразвукового сигнала прямо пропорциональна скорости движения излучателя. Ультразвуковой сигнал преобразуется гидрофоном в переменный ток и подается на вход усилителя, содержащего частотный детектор, на выходе которого появляется частота биений, пропорциональная скорости перемещения гидроакустического ультразвукового излучателя и, соответственно, скорости пловца. Полученная частота биений усиливается, фильтруется по частоте и подается на вход преобразователя частота-напряжение, на выходе которого появляется напряжение, пропорциональное скорости плавания. Для удобства обработки результатов данное напряжение преобразуется в цифровую форму при помощи аналого-цифровых преобразователей.

Таблица 1
Скоростьучастки дистанции
12345678
Средняя скорость, м/с3,08±0,331,54±0,271,72±0,231,06±0,120,53±0,251,18±0,251,18±0,351,21±0,35
Vmax, м/с3,462,562,121,330,971,731,761,8
Vmin, м/с2,561,331,330,970,140,650,580,54
K2,211,371,652,131,021,161,121,1

Для оценки техники плавания по текущему значению скорости пловца на каждом участке дистанции, равной 15 метрам, определяют (измеряют) максимальную скорость «Vmax» и минимальную скорость «Vmin» пловца, и рассчитывают для каждого участка энергетическую характеристику пловца «K» по следующей зависимости:

Анализ приведенных в Таблице 1 энергетических характеристик пловца «K» в различные периоды проплывания 15-метровой дистанции показывает, что наиболее эффективны затраты энергии пловца и лучше техника плавания на 1-м участке после старта и на 4-м участке, в то время как средняя скорость на 4-м участке ниже, чем на остальных участках, кроме 5-го.

1. Способ оценки эффективности тренировки пловца путем измерения скоростных параметров посредством размещенного на пловце датчика, отличающийся тем, что в качестве датчика для измерения скорости пловца используют гидроакустический ультразвуковой излучатель, а измерение скорости пловца производят посредством гидрофона, преобразующего гидроакустические сигналы давления водной среды в электрическое напряжение.

3. Способ оценки техники плавания по п.1 или 2, отличающийся тем, что гидроакустический ультразвуковой излучатель закрепляют на поясе пловца, а гидрофон размещают неподвижно на стенке бассейна.

Источник

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

FIBA Assist Magazine

Олимпийский вестник Юга России

Планета Баскетбол

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»

Высшая мера

Загадка Фишера

Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена

Новая энциклопедия бодибилдинга. Книга 2. Программы тренировок

Взрывная философия

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Замещение элементов техники прикладного плавания на основе квалиметрической оценки моторного веса

В условиях ограниченного бюджета времени обучение прикладному плаванию целесообразно проводить, сообразуясь с ранее освоенными движениями занимающихся. Учитывая психофизиологические трудности начального обучения плаванию взрослых, а также переучивания их с одного двигательного стереотипа на другие виды движений, в качестве возможного и достаточного условия улучшения техники передвижения в воде было принято преобразование лишь одного элемента стилевой вариации плавания без изменения общей структуры сложившихся навыков. В статье разработана формализованная процедура оценки эффективности отдельных элементов техники прикладного плавания. Сформулировано понятие моторного веса элементов. Разработан алгоритм расчета коэффициентов значимости параметров, характеризующих определенный элемент в процессе его функционирования. Представлены примеры вычислений отдельных коэффициентов значимости методами квалиметрии. Установлен неравнозначный вклад элементов в эффективность определенной вариации техники плавания.

Ключевые слова: прикладное плавание, малоэффективные элементы техники, квалиметрическая оценка, моторный вес.

SUBSTITUTION OF ELEMENTS OF THE APPLIED SWIMMING TECHNIQUE BASED ON QUALIMETRIC RATING OF THE LOCOMOTOR WEIGHT

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg

In the conditions of the limited budget of time, it is expedient to provide training in applied swimming, being conformed to earlier mastered movements of the engaged. Considering psychophysiological difficulties of elementary education to swimming of adults, and their reeducation from one motor stereotype to other types of movements, as a possible and sufficient condition of improvement of movement technique in water the transformation of only one element of swimming style variation without change in the general structure of the developed skills has been accepted. In article the formalized procedure for the assessment of efficiency of separate elements of the applied swimming technique has been developed. The concept of motor weight of elements has been formulated. The algorithm for calculation of coefficients of the importance of the parameters characterizing a certain element in the course of its functioning has been developed. Examples of calculations of separate coefficients of the importance have been presented by the qualimetric methods. The inadequate contribution of elements to efficiency of a certain variation of swimming technique has been established.

Keywords: applied swimming, ineffective elements of technique, qualimetric rating, locomotor weight.

В условиях ограниченного бюджета времени обучение прикладному плаванию целесообразно проводить, сообразуясь с ранее освоенными движениями занимающихся. Учитывая психофизиологические трудности начального обучения плаванию взрослых, а также переучивания их с одного двигательного стереотипа на другие виды движений, в качестве возможного и достаточного условия улучшения техники передвижения в воде было принято преобразование лишь одного элемента стилевой вариации плавания без изменения общей структуры сложившихся навыков. Преобразование проводилось по пути замещения малоэффективных гребковых движений более продуктивными действиями.

Для выбора элементов, подлежащих замещению, нами было введено понятие моторного веса. Под моторным весом понималась комплексная характеристика, отражающая вклад данного элемента в эффективность индивидуального способа передвижения в воде. Его оценка осуществлялась по способу определения коэффициентов значимости отдельных параметров каждого из элементов методом, базирующимся на экспертном принципе определения оценок. Суть метода заключается в том, что оценка каждого параметра принимается как средняя из величин, назначаемых некоторым количеством экспертов. Способ сведения воедино оценок отдельных параметров был основан на использовании средней арифметической.

Расчет оценки моторного веса каждого из элементов осуществлялся на основе классификации методов квалиметрической оценки качества объектов [1].

Комплексную оценку величины моторного веса можно рассматривать как двухэтапный процесс:

Достаточно полная оценка эффективности техники элементов возможна, на наш взгляд, при помощи параметров, измеряемых как количественными, так и качественными показателями.

Первым был выбран показатель абсолютной силы тяги, развиваемой при плавании с помощью исследуемого элемента. Высокая информативность этого параметра для оценки уровня скоростно-силовых и технических возможностей широко освещена в литературе [3]. Часто в спорте интегральным показателем эффективности техники служит скорость плавания, рассматриваемая как производное показателей темпа гребков и «шага» плавания [2]. Поэтому в перечень параметров, описывающих технику элементов, были включены такие количественные характеристики, как темп плавания, измеряемый количеством гребков, выполняемых в минуту и «шаг» плавания, измеряемый в метрах.

Оценка эффективности техники плавания с помощью количественных параметров является наиболее объективной, однако не охватывает все существенные аспекты движений в плавании.

Общее количество параметров оказалось равным шести (3 количественных и 3 качественных параметра).

При изучении как количественных, так и качественных параметров, важную роль играет выбор и обоснование шкал измерения. В нашем случае мы использовали балльные оценочные шкалы, являющиеся частным случаем шкал порядка. Назначение балльных оценок производилось экспертами в рамках выбранной оценочной шкалы путем анализа характера проявления каждого из параметров исследуемого элемента на основании имеющегося опыта. Количество баллов в оценочной шкале определялось возможностью различать градации уровня оцениваемого параметра экспертами. При реализации метода ими осуществлялось прямое оценивание значимости выделенного параметра по шкале в диапазоне оценок от 1 до 10. При этом эксперты могли выставлять не только целые, но и дробные значении оценок, а также одинаковые оценки одинаково значимым параметрам.

Пример 1. Вычисление коэффициента значимости условий, создаваемых для дыхания, при плавании посредством выполнения одновременного косонаправленного толчка-удара ногами.

Оценочные показатели значимости отдельного параметра элемента (одновременного косонаправленного толчка-удара ногами)

Э 1Э 2Э 3Э 4Э 5Создание условий для дыхания8,77,59,38,57,0

1) Вычисление частных коэффициентов значимости (К,):

Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания

Подобным образом высчитывались все коэффициенты значимости отдельных качественных параметров элементов (табл. 2).

Коэффициенты значимости отдельных качественных параметров одновременного косонаправленного толчка-удара ногами

Создание условий для дыхания

Создание условий для горизонтального положения тела

Создание условий для выполнения гребковых движений другими движениями

Полученные коэффициенты значимости рассматривались как показатели существенных признаков, свойств, особенностей, характеризующих данный элемент в процессе его функционирования. Таким образом, все полученные коэффициенты являлись двигательными характеристиками и использовались в дальнейшем для вычисления комплексной оценки моторного веса.

Измерение абсолютных значений количественных параметров проводилось по стандартным методикам. По результатам измерений количественных параметров назначение балльных оценок проводилось на основе разработанных шкал порядка в диапазоне значений оценок также от 1 до 10. Исходя из полученных оценок, рассчитывались коэффициенты значимости количественных параметров каждого элемента по формуле (1).

Результаты расчетов представлены в таблице 3.

Значения оцениваемых показателей количественных параметров одновременного косонаправленного толчка-удара ногами

Источник

Оценка техники движений в плавании на уроках физической культуры в 5-11 классах

Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания

ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ДВИЖЕНИЙ В ПЛАВАНИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 5-11 КЛАССАХ

, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия, учитель физической культуры, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Предмет (направленность): физическая культура.

Возраст детей: 5-11 классы.

Место проведения: класс.

Оценка успеваемости – важное звено педагогического процесса, во многом влияющее на его эффективность. Объектом проверки и оценки является тот материал, который изучен на уроках в соответствии с программой: техника движений, теоретические сведения и учебные нормативы различных видов спорта.

Учебные нормативы по физической подготовленности даны в программе для учащихся общеобразовательных школ, где каждая школа разрабатывает свои учебные нормативы исходя из количества часов в неделю, из своей специализации и климатических условий местности, где расположена школа.

Оценка успеваемости по технике движений отсутствует, т. е. в школе нет единой оценочной системы-оценки техники движений по видам спорта.

В данном методическом пособии приводятся наиболее характерные ошибки, встречающиеся при выполнении учащимися основных упражнений программы в разделе плавания.

Все ошибки разделены на существенные и мелкие. Существенные ошибки – это значительные отклонения, пропуски отдельных элементов, вызывающие нарушение движения. Каждая такая ошибка снижает оценку на 1 балл. Мелкие ошибки – это небольшие отклонения в технике, недостаточная амплитуда движений, незначительные нарушения формы, ритма движений. Каждая мелкая ошибка снижает оценку на 0,1 – 0,2 балла.

1. Скольжение на груди

o чрезмерное прогибание туловища в грудной и поясничной части (высокое приподнимание головы и плеч);

o повороты туловища с боку на бок (перекатывание);

o сгибание ног в коленном суставе;

o недостаточно оттянутые носки ног;

o сгибание рук в локтевых суставах;

2. Движения ногами при плавании способом кроль на груди

o чрезмерное сгибание ног в коленях;

o чрезмерное сгибание ног в тазобедренных суставах;

o сгибание ног только в коленных суставах (с сомкнутыми бёдрами);

o малая (большая) амплитуда в работе ног;

o неполное разгибание ног;

o выдох выполняется в воду;

3. Движения руками при плавании способом кроль на груди

o отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение);

o гребок в сторону от туловища;

o опускание руки на воду локтем вниз;

o резкое начало гребка вниз;

o опускание руки в воду близко (далеко) к голове;

o широкий пронос руки над головой;

4. Согласование движений руками и ногами с дыханием при плавании кролем на груди

o в движениях руками допускаются паузы;

o недостаточно быстрое движение рук по воздуху;

o задержки дыхания на вдохе;

o запоздалый выдох;

o вдох производится в первой половине гребка;

Норматив: проплыть без учёта времени 25 метров.

1. Техника плавания способом кроль на груди

o большое отклонение гребка от средней линии тела;

o значительное раскачивание плеч (вращение тела);

o вдох производится в первой половине гребка;

o небрежный вход кисти в воду (шлёпание рукой по воде);

o задержка дыхания после вдоха;

2. Скольжение на спине

o сгибание туловища в поясничной части (скольжение «сидя»);

o прогибание туловища в пояснице (голова сильно запрокинута назад);

o руки согнуты в локтевых суставах;

o руки разведены в стороны;

o ноги разведены в стороны;

3. Движения ногами при плавании кролем на спине

o чрезмерное сгибание ног в тазобедренных или коленных суставах;

o носки ног не разведены вовнутрь;

o «высокая» («низкая») работа ног;

o движения выполняются напряжёнными ногами;

Техника плавания кролем на груди

o короткий (неполный) гребок;

o остановка руки в начале и конце гребка;

o чрезмерно глубокий гребок;

o вдох выполняется в конце гребка;

o низкое (высокое) положение головы во время плавания;

2. Движение ногами при плавании кролем на спине

— «низкая» («высокая») работа ног;

o повороты тела с боку на бок (перекатывание);

o напряжённость плечевого пояса;

o руки разведены в стороны;

o ноги разведены в стороны;

3. Движения руками при плавании кролем на спине

o короткий (неполный) гребок;

o отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение);

o большие повороты тела в сторону гребущей руки;

o рука согнута в локте при вкладывании в воду (лежит близко к голове);

o рука вкладывается в воду далеко от головы;

4. Техника плавания кролем на спине

o остановка рук после выполнения гребков;

o широкое вкладывание рук в воду;

o гребок прямой рукой;

o неритмичное дыхание;

o повороты головы в стороны;

o задержка дыхания на воде;

5. Стартовый прыжок с тумбочки

o прямые колени в исходном положении;

o стопы находятся слишком далеко друг от друга или слишком близко;

o недостаточное движение руками после команды стартёра;

o при входе в воду ноги согнуты в коленях;

o ноги разведены в стороны;

o отталкивание от тумбочки вверх;

o слабое отталкивание от тумбочки;

o глубокий вход в воду;

o слишком плоский вход в воду;

o высоко поднята голова при входе в воду;

6. Поворот при плавании кролем на груди и кролем на спине

o «подбирание» удобной руки;

o поворот выполняется слишком далеко или близко от стенки;

o плохая группировка во время поворота;

o слабое отталкивание;

o преждевременное отталкивание ногами;

1. Плавание кролем на груди

o неправильная координация движений руками с дыханием;

o низкое (высокое) положение головы во время плавания;

o нарушение прямолинейности при плавании;

2. Движение ног при плавании способом брасс

o несимметричные движения;

o чрезмерное подтягивание ног вперёд (бёдра под животом);

o преждевременное разведение стоп наружу при толчке ногами;

o поднимание ступни или части голени над водой (при подтягивании ног);

o чрезмерное прогибание тела в поясничной части;

o недостаточное скольжение после толчка ногами;

o подготовительные движения выполняются ногами с сомкнутыми пятками;

o напряжённые ноги;

3. Повороты при плавании способом брасс

o слишком медленное выполнение поворота;

o касание стены одной рукой;

o чрезмерно высокий выход из воды после поворота;

o глубокое скольжение после отталкивания от бортика;

o слабый толчок ногами после выполнения поворота;

Техника плавания способом брасс

o неправильная координация движений руками и ногами;

o после гребка руками ноги не опускаются вниз (под грудь), а остаются разведёнными в стороны;

o пауза в движениях руками после гребка;

o гребок выполняется прямыми руками;

В 10 – 11 классах оценивается совершенствование спортивных способов плавания. Поэтому мелкие ошибки, указанные для предыдущих классов, теперь рассматриваются как существенные.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Коц плавания, М.,ГЦОЛИФК, 1983г.

2. Гилязова контроль в плавании. В книге: Научное обеспечение подготовки пловцов, М., ФиС, 1983.

3. Годик тренировочных и соревновательных нагрузок, М., ФиС, 1980г.

5. Макаренко пловец, М., ФиС, 1983г

7. Протченко пособие по обучению плаванию на уроках физической культуры, М., 1997г.

8. Макаренко плавать кролем, М., ФиС, 1981г.

9. Васильев детей плаванию, М., ФиС, 1989г.

10. Кофман учителя физической культуры, М., ФиС, 1998г.

Источник

Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания

сборной команды страны Л. Д. Капшученко, В. Г. Смеловой, А. М. Денисова, Б. Е. Вишнякова и Е. И. Иванченко, в которых было значительное

недовыполнение плановых заданий по объему плавания и силовой подготовке, естественно, не смогли выполнить в 1983 г. плановых заданий по достижению их учениками технических результатов. Это урок на будущее. Вывод напрашивается сам собой: повышение интенсивности тренировочного процесса может привести к высоким стабильным результатам только при сохранении высоких объемов плавательной подготовки и качественной специальной физической подготовке, при систематическом повышении эффективности всех тренировочных упражнений.

Без трудоемкой и качественной работы, без жесткой требовательности тренеров к себе и к своим ученикам добиться успеха в современном спорте невозможно. Необходимо глубоко проанализировать допущенные в 1981 — 1984 гг. ошибки, сделать правильные выводы и как можно скорее ликвидировать недостатки.

В настоящее время мы располагаем огромными материальными возможностями для дальнейшего выявления одаренных пловцов и повышения их мастерства. В таких условиях можно и должно решать задачи, связанные с достижением наивысшего уровня мастерства советских пловцов.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ

С позиций кибернетики процесс тренировки рассматривается как сложная динамическая система, в которой роль управляющей системы выполняет тренер, а управляемой — спортсмен. По своей сути управление — это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на его переменные. Подобное общее положение, касающееся управления тренировочным процессом, распространяется на все составляющие его подсистемы, к числу которых относится и подсистема управления техническим мастерством.

Несмотря на то что под влиянием кибернетики наметился количественный подход к решению вопросов управления, получение объективной информации по каналам обратной связи, проблема целенаправленного управления техническим мастерством пловцов находится еще в стадии своего первоначального решения. Это многогранная и сложная проблема. Предметом нашего исследования явилась разработка одного из возможных вариантов управления техническим мастерством квалифицированных пловцов в макроцикле тренировки.

Исследования проводились в три этапа. На первом разрабатывались критерий эффективности техники и его нормативные значения, на втором — метод оценки и анализа техники, на третьем — оригинальный (нетрадиционный) вариант управления техническим мастерством квалифицированных пловцов.

Критерий эффективности техники (КЭТ). Применение рациональных способов спортивного плавания: кроля на груди, кроля на спи-

не, брасса и дельфина — позволяет достигать высоких спортивных результатов. Рациональность этих способов заключается в горизонтальном, обтекаемом положении тела и головы, эффективном выполнении гребковых движений, четком согласовании дыхания с движениями рук, в целесообразной координации всех движений, ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц при выполнении движений в воде. Следует отметить и такую важнейшую деталь техники, как умение хорошо опереться на воду во время гребковых движений руками. При этом чем меньше руки (в основном кисти) будут проскальзывать в толще воды назад, тем результативнее окажутся гребки. Пловцы высокой квалификации, находящиеся в состоянии хорошей спортивной формы, отличаются от новичков прежде всего тем, что умеют лучше выполнять данный элемент техники. У них, как говорится, в большей степени развито «чувство воды», а это не что иное, как тонкое ощущение силы сопротивления воды, позволяющее выполнять эффективные движения.

Можно предположить, что самым идеальным вариантом выполнения гребковых движений будет такой, при котором отсутствует проскальзывание конечностей назад, обусловленное подвижностью водной среды. С этой точки зрения, например, наиболее эффективным, теоретически допустимым вариантом техники плавания кролем на груди может быть такой, когда одна рука, а вслед за ней и другая будет выполнять гребок, опираясь не на воду, а на жесткую неподвижную опору. В этом случае кролист «проплыл» бы расстояние, равное

двукратной длине правой руки и такой же длине левой руки. Иначе говоря, «шаг» пловца равнялся бы четырехкратной длине одной руки. Зная величину «шага» и их частоту (темп), нетрудно определить, с какой теоретически допустимой средней скоростью (которая равняется произведению «шага» на темп) продвигается пловец. Например, у пловца-кролиста мастера спорта С. М. длина руки (l) равна 0,81 м, а темп (N) при проплывании 100 м вольным стилем за 53 с — 49 циклам в 1 мин, средняя теоретическая скорость (Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плаваният) будет равна:

Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плаваният = 4l м X N ц/с= (4 x 0,81) x (49 : 60) = 3,24 x 0,817 = 2,65 м/с.

Разумеется, такую среднюю скорость плавания пловец развить не может, ибо он, как уже говорилось, в действительности выполняет гребковые движения не в условиях жесткой опоры, а в подвижной водной среде. Поэтому эффективность таких движений снижается и как следствие этого — падает средняя скорость плавания. Для примера рассчитаем действительную среднюю скорость плавания на соревновательной дистанции 100 м и того же пловца С. М.: Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плаванияд = [100 м — (7 м старт + 5 м поворот)]:[53 с. — (2,5 с старт + 2,5 с поворот)]= 88 м : 48 с = 1,83 м/с.

Можно допустить, что рассчитанная упомянутым образом теоретически возможная средняя скорость может быть количественной характеристикой абсолютной эффективности техники плавания кролем пловца С. М. В свою очередь, отношение действительной средней соревновательной скорости плавания (развиваемой при помощи системы движений, которой владеет пловец) к теоретически допустимой будет являться показателем действительной эффективности техники плавания кролем С. М. Иначе говоря, такой показатель отражает степень близости действительной эффективности техники к абсолютной. В данном конкретном случае действительная эффективность техники у кролиста С. М. равна 1,83 м/с : 2,65 м/с = =0,69.

Такой показатель и предлагается в качестве КЭТ, который рассчитывается по формуле:

Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плаванияд

Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плаваният

где Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плаванияд — действительная соревновательиая средняя скорость плавания, Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Смотреть картинку Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Картинка про Какие параметры используются для оценки эффективности техники плавания. Фото Какие параметры используются для оценки эффективности техники плаваният — теоретически допустимая соревновательная средняя скорость плавания.

Таким же образом определяется КЭТ для оценки эффективности техники пловцов, специализирующихся в кроле на спине и дельфине. За величину теоретически допустимого «шага» у пловцов-брассистов условно принимается трехкратная длина одной руки. А дальше поступают так же, как и при определении КЭТ

для кролиста в приведенном выше примере. Например, у пловца-брассиста А. 10., мастера спорта СССР международного класса, длина руки 0,80 м, средняя действительная скорость 1,53 м/с, темп равен 0,968 циклов в 1 с. Тогда:

0,968 ц/с x (3 x 0,80 м) 2,32 м/с

Нормативные значения КЭТ. Результаты исследования с целью определения нормативных значений КЭТ представлены в табл. 1. По значениям КЭТ, приведенным в данной таблице, определяется эффективность техники кролистов, спинистов, брассистов и дельфинистов, независимо от того, какие по длине дистанции они проплывают с соревновательной скоростью.

Сравнивая значения КЭТ, рассчитанные для кролиста С. М. и брассиста А. Ю., с представленными в таблице, можно сделать вывод о том, что у первого из них эффективность техники очень высокая, у второго — высокая.

Корреляционная связь между двумя переменными — средней скоростью плавания и значениями КЭТ — высокая: у женщин r = 0,792, у мужчин r = 0,786. Она в достаточной степени подтверждает и обосновывает информативность разработанного критерия.

Подводя предварительные итоги соревнований по плаванию на XXII Олимпийских играх, С. М. Вайцеховский писал, что старты в олимпийском бассейне выявили изменения в

Нормативные значения критерия эффективности техники (КЭТ)

технической оснащенности пловцов. Налицо тяга к классическому стилю — более экономному по сравнению с силовым или темповым. Иначе говоря, тяга к такому варианту техники, который позволяет спортсмену достигать высокие спортивные результаты не за счет максимального темпа в ущерб качеству гребковых движений, а, наоборот, путем снижения частоты движений с одновременным повышением их качества, что конкретно выражается в увеличении «шага». Такую технику ярко продемонстрировали ряд зарубежных и советских спортсменов: И. Войте (ГДР), Б. Барон (Швеция), Б. Краузе (ГДР), В. Сальников, С. Копляков, Л. Крылов (СССР) и др. Значения КЭТ у перечисленных пловцов соответственно равны: 0,67; 0,70; 0,75; 0,69; 0,63, 0,72, что свидетельствует о владении ими высокой или очень высокой техникой. Одновременно это говорит о том, что КЭТ, образно выражаясь, тонко «улавливает» подобное изменение техники, ибо увеличение его значения не что иное, как показатель улучшения качества техники, повышения эффективности.

Подобный вывод подтверждают и результаты специально проведенного исследования с использованием биорадиотелеметрической методики регистрации частоты сердечных сокращений ЧСС у пловцов, разработанной В. А. Терещенко. В эксперименте спортсмены проплывали 50-метровые отрезки с одинаковой соревновательной скоростью, но в одних случаях с большим темпом и меньшим «шагом», а в других, наоборот, с меньшим темпом и большим «шагом». Одновременно регистрировалась ЧСС за 5 с перед финишем каждого отрезка. В подавляющем большинстве случаев показатели ЧСС были меньше тогда, когда пловцы проплывали отрезки с большим «шагом» и меньшим темпом. При этом значения КЭТ будет более высоким.

Оценка и анализ техники. По нормативным значениям КЭТ осуществляется интегральная оценка эффективности техники пловца. Такая оценка очень важна для тренера и спортсмена. Если, например, у пловца КЭТ равен 0,45 и на этом основании эффективность техники считается «ниже средней», то тренировка должна быть направлена в первую очередь на совершенствование в технике. И, наоборот, если КЭТ равен 0,64, или, иначе говоря, у пловца эффективность техники «высокая», то первоочередной задачей будет дальнейшее повышение функциональных возможностей.

После определения общего уровня эффективности техники по значениям КЭТ переходят к анализу, т. е. устанавливают недостатки и намечают пути дальнейшего совершенствования в технике. Для этого используются данные объективной регистрации движений пловца в воде при помощи электротензометрии, киносъемки, видео магнитофонной съемки и др. В со-

четании с такими методами следует применять и визуальное наблюдение. Тогда анализ техники будет более глубоким и достоверным. При отсутствии подобной аппаратуры тренер, зная интегральную оценку эффективности техники по КЭТ, может управлять техническим мастерством, используя для этого данные визуального наблюдения и субъективной оценки достоинств и недостатков техники своих учеников.

Управление техническим мастерством. Оно осуществляется на основе общих принципов управления и в соответствии с целями и задачами макроцикла тренировки. Предлагаемый вариант управления предусматривает следующую методическую последовательность (алгоритмическое предписание):

1) установить уровень технического мастерства (УТМ) пловца в состоянии пика спортивной формы, совпадающего с временем участия в главном соревновании предыдущего спортивного сезона (макроцикла), по значениям средней соревновательной скорости на основной дистанции, темпа, «шага» и КЭТ, а также по времени выполнения старта и проплывания 7-метрового отрезка после него, поворота (поворотов) и проплывания 5-метрового отрезка после него (для женщин соответственно старта и 6-метрового отрезка, поворота (поворотов) и 4-метрового отрезка). При наличии, например, тензометрической аппаратуры следует зарегистрировать (накануне или после участия в соревновании) кинематические и динамические характеристики техники при проплывании тестового отрезка (15 — 20 м) с соревновательной скоростью. Установленный по такой программе УТМ является исходным;

2) выполнить повторное тестирование УТМ (по программе, указанной в пункте 1) после переходного периода тренировки (периода временной утраты спортивной формы), т. е. в начале очередного макроцикла;

3) провести сравнительный анализ показателей УТМ, установленных в конце предыдущего и в начале очередного макроцикла;

4) на основе результатов проведенного сравнительного анализа определить основные задачи и направления тренировки по восстановлению исходного УТМ;

5) восстановить исходный УТМ, контролируя ход такой работы по результатам повторных тестирований;

6) разработать модельный УТМ для выхода пловца на новый планируемый рубеж спортивных результатов;

7) повысить УТМ до модельного, контролируя ход выполнения такой задачи по результатам повторных тестирований;

8) обеспечить сохранение устойчивого УТМ, совпадающего по времени с участием в главном соревновании и необходимого пловцу для выполнения запланированного спортивного результата;

9) осуществить за-ключительное тестирова-ние УТМ в дни участия пловца в главном соревновании, результаты которого являются исходными для управления техническим мастерством в очередном макроцикле тренировки.

Приведем пример управления техническим мастерством кролиста Э. О., 18 лет, имеющего рост 1,82 м, вес 75 кг, длину руки 0,82 м. Тренируясь в предыдущем макроцикле и совершенствуя свое техническое мастерство по традиционной методике, пловец достиг пика спортивной формы, который совпал с участием в главном соревновании, и показал на основной дистанции 100 м вольным стилем результат 55,7. Исходный УТМ был определен в дни участия в соревнованиях по упомянутой выше программе. Данные такого тестирования представлены в табл. 2 в пункте 1. После переходного периода в начале очередного макроцикла было выполнено повторное тестирование (см. пункт 2 в табл. 2).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *