Какие параметры необходимо соблюдать для построения эффективных внутренних коммуникаций сеть верный
Внутренние коммуникации
Внутренние коммуникации — это любые коммуникации внутри организации. Они могут быть устными или письменными, непосредственными или виртуальными, личными или групповыми. Эффективные внутренние коммуникации всех направлений — сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали — это одна из основных задач любой организации. Хорошая внутренняя коммуникация позволяет установить ролевые взаимодействия и распределить ответственность работников.
Коммуникацию часто определяют как обмен информацией. Это всегда диалог. Диалог, в котором может участвовать большое количество людей. В структуре организации требование двусторонней коммуникации означает способность менеджмента прислушиваться к работникам, и верно интерпретировать передаваемые им сообщения. Это позволяет определить сильные и слабые стороны производственного процесса, и соответственно корректировать управленческие решения.
Практика внутренних коммуникаций
Корпоративные отделы внутренних коммуникаций, зародившись в недрах кадровых (в международной терминологии — HR, от англ. Human Resources), за 80-е—90-е годы приобрели самостоятельность. Там же, где этого до сих пор не произошло, функции внутренней коммуникации могут по старинке выполнять кадровики, либо топ-менеджмент, либо отделы маркетинга и PR.
Внутренние коммуникации должны помогать работнику понимать корпоративную культуру, цели и ценности. Все сотрудники должны быть в курсе событий и решений, которые касаются работы всех отделов. Особенно важны хорошие внутренние коммуникации в период кризиса, когда надобно, чтобы каждый сотрудник не просто подчинялся указаниям сверху и выполнял инструкции, но мог действовать самостоятельно, имея в виду общую ситуацию и выгоду всей фирмы. Внутренняя коммуникация связывает все отделы компании воедино, через все уровни, и формирует чувство общности.
Внутреннюю коммуникацию нельзя однажды установить и забыть об этом. Процесс должен постоянно поддерживаться и изменяться в соответствии с развитием компании. Методы налаживания внутренних коммуникаций разрабатываются все более детально, в зависимости от разных групп интересов, которые существуют в компании, и особенностей построения их взаимодействия, пересечения сфер деятельности.
Во внутренних коммуникациях важны суть, каналы и даже форма информации. Форма очень сильно влияет на сообщение, один и тот же факт можно сообщить так, что он будет воспринят в негативном или позитивном ключе, оставит людей равнодушными или, напротив, вызовет интерес. Если компания вкладывает огромные средства и применяет самые передовые технологии для того, чтобы обеспечить себе PR — то есть отношения с общественностью — то она должна столь же внимательно относиться и к внутренним отношениям. Самое сложное — найти нужный баланс между коммуникацией «сверху вниз» и «снизу вверх», чтобы демократичность и восприимчивость менеджмента к новым идеям не влияла на исполнительность и дисциплинированность сотрудников.
Признаки хорошей внутренней коммуникации
Те, кто занимаются установлением внутренних коммуникаций, должны обладать следующими качествами:
Фактически, отдел внутренних коммуникаций становится модератором взаимодействий между руководством и сотрудниками. Он отвечает за поддержание в рабочем состоянии определенного количества каналов коммуникации, например, таких, как:
Управление коммуникацией
Чтобы установить коммуникацию с работниками, руководство использует разные подходы:
Актуальные внутренние коммуникации: новые подходы и инструменты
В систему внутренних коммуникаций входят информационные, аналитические, коммуникативные и организационные инструменты. Они напрямую влияют на эффективность работы. Специалисты различных организаций рассказывают, какие внутренние коммуникации существуют в их компаниях
Юлия Губанова, директор департамента кадрового консультирования, ЗАО КГ «Бизнес-КРУГ»:
На мой взгляд, основа управления компанией именно в коммуникациях. Во многих компаниях они сводятся к организации корпоративных мероприятий и изданию корпоративной газеты. Корпоративная газета и интранет-портал, конечно, важный инструмент внутренних коммуникаций, но они решают только узкий круг задач. А нужно к ним подходить комплексно.
Инструменты внутренних коммуникаций следующие:
Считаю, что правильно начинать работу с внутренними коммуникациями с введения единых корпоративных стандартов. Нужно оценить то, что есть в компании, и то, к чему мы стремимся. Самое главное – преодолеть разрыв между этими двумя ситуациями.
Алексей Павленко, ИТ-директор компании КРОК:
В нашей компании внутренним коммуникациям уделяется особое внимание, ведь они напрямую влияют на эффективность компании. У нас не прекращается поиск систем, которые помогали бы решать повседневные задачи быстрее и проще. Например, мы используем возможности унифицированных коммуникаций: сотрудники активно пользуются решением Microsoft Lync. Оно объединяет IP-телефонию, обмен мгновенными сообщениями, аудио- и видеоконференц-связь. Это позволяет экономить время даже при решении элементарных задач, например, если одному сотруднику нужно связаться с другим по телефону.
Обычно для этого сотрудник должен сначала найти рабочий номер нужного человека, затем набрать его на телефоне. В случае если сотрудника нет на месте, процесс повторяется, но уже с номером мобильного. Благодаря унифицированным коммуникациям этот процесс практически полностью автоматизирован: найти сотрудника в каталоге можно прямо в электронной почте, при этом виден статус человека, например: «на месте», «отсутствует 10 минут» или «на встрече». В зависимости от этого можно выбрать в карточке сотрудника для звонка рабочий или мобильный телефон и позвонить одним щелчком мыши – набирать номер вручную не требуется.
Это удобно и для удаленной работы: например, находясь в командировке, сотрудник может перевести звонок с рабочего номера на Lync и принять вызов на ноутбуке. Это позволяет избегать дополнительных затрат на мобильную связь. Совсем недавно был внедрен новый сервис информирования о пропущенных звонках с офисных телефонов на мобильные номера сотрудников. Теперь в случае пропущенного входящего звонка из офиса приходит SMS с данными звонившего.
Кроме того, используется аудиоконференц-связь, например, для совместной работы над документами. Материал могут одновременно просматривать и редактировать сразу несколько сотрудников: действия каждого из них видны всем участникам конференции, параллельно ведется обсуждение процесса.
Еще одно эффективное средство коммуникации в нашей компании – корпоративный портал. Это полноценный рабочий инструмент, предоставляющий быстрый и удобный доступ к информации, которая нужна постоянно. Там можно найти актуальные новости компании, описание социальных программ для сотрудников, автоматизированный заказ пропусков, оборудования, безналичные платежи по счетам и пр. Можно даже посмотреть, есть ли очередь на обед: на портал транслируется изображение с камеры, установленной в столовой.
Кроме того, там хранится множество данных о проектах и решениях компании, это своего рода единый информационный центр. На портале есть и библиотека с аналитикой и нормативной документацией, и маркетинговые материалы, и образцы тендерных документов. Информация регулярно обновляется. Также предоставляется единый доступ к прикладным системам – CRM, BI, Documentum, HRMS и др.
Разумеется, мы активно используем технологии для удаленной работы: они позволяют сотрудникам постоянно участвовать в бизнес-процессах и быть на связи даже дома или в отпуске. Конечно, организация удаленной работы требует от компании определенной зрелости: нужно учесть множество факторов (в том числе в сфере безопасности), кроме того, необходимо, чтобы все сотрудники соблюдали стандарты работы с данными. Тем не менее мобильная работа эффективна и затраты на ее организацию себя оправдывают. У нас можно использовать терминальный доступ, когда на монитор домашнего компьютера выводится информация со стационарного рабочего места. В этом случае можно воспользоваться всеми нужными функциями, и разница с работой в офисе практически не ощущается. Также можно удаленно работать с мобильных устройств – для этого у нас существуют разные решения. На смартфоне или планшете можно не только проверять почту или редактировать документы, но и работать с календарем или бизнес-процессами в системе Business Performance Management (BPM).
Кстати о BPM: мы стремимся максимально упростить и ускорить все наши бизнес-процессы. Например, еще несколько лет назад мы автоматизировали внутренний процесс согласования договоров с заказчиками и подрядчиками. Теперь на нашей стороне документ согласовывается не больше трех дней, причем проходит за это время три инстанции. Алгоритм согласования не может быть нарушен, в случае задержки ответственному поступают напоминания, а если реакции с его стороны нет, уведомления приходят уже администратору процесса. При этом система автоматически формирует отчеты – это позволяет понять, какие инстанции обычно затягивают процесс, а какие работают быстрее, сколько времени в среднем занимает согласование документа и т.д. Все это помогает эффективнее выстраивать бизнес-процессы. Например, благодаря анализу отчетности системы удалось установить, что летом, из-за того что многие уходят в отпуск, согласование обычно затягивается. Мы организовали работу так, что даже на пике отпускного сезона у нас все функционирует в штатном режиме, документы обрабатываются в установленные сроки.
Конечно, подобная организация бизнес-процессов – результат кропотливой работы и определенных инвестиций. Однако все затраты довольно скоро окупаются, ведь оптимизация позволяет сотрудникам не тратить время на рутинные и по большому счету бесполезные действия, а в полной мере реализовывать свой потенциал, сосредоточившись на действительно важных задачах.
Зафер Устунер, генеральный директор ООО «БEKO» (BEKO) в России:
На сегодняшний день представительство компании BEKO в России насчитывает около 1200 человек. Это не только офисные работники, но и сотрудники компании, работающие непосредственно на предприятии в г. Киржач. Поэтому, конечно, одной из приоритетных задач для нас является выстраивание грамотной политики внутренних коммуникаций.
Наша компания внутри предельно открыта. Любой сотрудник, который хочет получить дополнительную информацию или поделиться своими идеями, может написать своему начальнику или даже генеральному директору компании. В почтовом клиенте есть доступ к адресам даже высшего руководства компании. Мы внимательно относимся к пожеланиям, просьбам и комментариям, ни одно обращение не остается без внимания.
Просьбы, с которыми приходят к генеральному директору, совершенно различные: от насущных рабочих вопросов до глобальных проблем вплоть до улучшения материальной ситуации в семье. Мы крайне внимательно относимся к подобным обращениям: мы поддерживаем сотрудников материально, мы знаем об их потребностях и всегда готовы им помочь. По моему мнению, начинать нужно с собственных работников. Когда все хорошо внутри компании, можно приступать к реализации более широких социальных программ.
Что касается других инструментов внутренних коммуникаций, то у нас есть ежемесячный журнал «My BEKO», из которого можно узнать о том, что происходит как внутри компании, так и за ее пределами, о событиях в жизни сотрудников, о новинках на рынке. Журнал пользуется спросом, его читают.
Система построения внутренних коммуникаций заключается не только в предоставлении различных способов общения сотрудникам, но и в системе мотивации. В нашей компании существует большой HR-отдел, который занимается и управлением персоналом, и, что немаловажно, разработкой и внедрением мотивационных программ для работников. Ведь если сотрудник видит перспективы роста, для него это и будет самой сильной мотивацией.
Анна Мосолова, старший специалист отдела подбора персонала, банк топ-20:
Внутренние коммуникации – это основа менеджмента организации. На внутренних коммуникациях строится вся система управления компании. Актуальные внутренние коммуникации должны быть простыми и понятными, регулярными, своевременными и достоверными. Внутренние коммуникации должны давать исчерпывающую информацию и улучшать психологический климат в коллективе. Система внутренних коммуникаций будет полноценно функционировать, если использовать информационные, аналитические, коммуникативные и организационные инструменты. Информационные инструменты – это внутренний сайт, доска объявлений, рассылка сообщений, корпоративные СМИ. Аналитические инструменты – это опрос, анкетирование, фокус-группа. Коммуникативные инструменты – это различные корпоративные мероприятия (тренинги, обучение), система адаптации персонала. Организационные инструменты – это совещания, собрания, разработка корпоративных стандартов. Для наиболее эффективного функционирования системы внутренних коммуникаций, на мой взгляд, необходимо разумное сочетание вышеуказанных инструментов. Следует также выработать стратегию в области внутренних коммуникаций, всегда держать руку на пульсе, контролировать потоки информации и управлять ими с целью поддержания позитивного имиджа компании и повышения ее общей управляемости.
17 советов для внутренних коммуникаций
Как известно, важен не только смысл сообщения, но и формат его подачи. Это суждение особенно актуально для внутрикорпоративной коммуникации, которая, наряду с корпоративной культурой, могут дать стратегическое преимущество вашему бизнесу. Цели, ценности и экспертиза компании должны быть эффективно донесены до каждого сотрудника, чтобы он понимал и действовал на их основании. Поэтому важно обратить внимание не только на том, что вы сообщаете коллегам, но и каким образом.
Попробуйте использовать наши рекомендации и реализуйте новую тактику во внутрикорпоративных коммуникациях, которая не оставит сотрудников равнодушными, сделает их вовлеченными и мотивированными.
1. КОНЦЕПЦИЯ, СТРАТЕГИЯ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Что вы хотите от инструмента внутрикорпоративных коммуникаций для компании и ее сотрудников? Как планируете достичь этого? Каков текущий статус и что можно улучшить? Как скоро вы хотите достигнуть целей?
Прежде всего используйте ответы на вышеприведенные вопросы для создания стратегии и плана действий по внутренним коммуникациям. Как вы это сделаете, зависит только от вас: простой или сложный, общий или конкретный. Хорошо сформулированная стратегия должна держать в курсе и сделать вас более эффективными в достижении целей. По крайней мере, это даст вам представление о том, с чего начать.
2. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Ваши сотрудники заняты работой, и последнее, что им нужно, это назойливая и непонятная внутрикорпоративная коммуникация. К счастью, с ростом внимания к ценности каждого сотрудника и передовым методам внутренней коммуникации появилось множество инструментов, которые делают общение простым и понятным. Так вы сможете обеспечить вовлеченность сотрудников в процесс коммуникации.
Вот несколько инструментов, которые могут вам пригодиться:
3. ВИЗУАЛИЗИРУЙТЕ
Статистика говорит, что 65% людей воспринимают информацию визуально. Когда все сделано правильно, визуальные данные передают информацию в удобном для восприятия виде и запоминаются куда дольше, чем скучный текст. Вместо печати плакатов, мы рекомендуем перейти на цифровой формат: используйте экраны в своих офисах для отображения визуальных сообщений.
Обязательно подумайте об использовании специального программного обеспечения для цифровых вывесок, например ENPLUG или NoviSIgn, с помощью которого можно:
4. РАЗВЛЕКАЙТЕ
Уже давно потеряло актуальность формулировка, согласно которой, работа не может быть удовольствием. В действительно же опрос PGi 2013 года показал, что 88% миллениалов хотят работать в веселой и светской обстановке. При этом веселье не мешает достигать высоких результатов. Этому способствует внутрикорпоративные коммуникации.
Например, некоторые компании использую Slack-канал, где члены команды могут делиться любыми новостями, смешными видео на YouTube и чем-то другим, что они находят забавным. Это веселый способ расслабиться и создать атмосферу товарищества.
5. ДОБАВЬТЕ МЕТРИК
Возможность следить за количественными и качественными показателями операционной работой компании в режиме реального, может творить чудеса с мотивацией ваших сотрудников. Метрики должны информировать сотрудников о текущей и прошлой деятельности компании, ее производительности, запланированных целях и прогрессе в их достижении. Вы можете использовать цифровые вывески для отображения показателей во всем офисе. Мотивируйте свою команду на разных уровнях посредством визуализации KPI для компании, разных отделов или даже отдельных лиц.
6. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ГЛАВНОЕ
Результаты слаженной работы коллектива могут быть фантастическими. Но подобное происходит в случае, когда каждый точно знает, куда движется компания и какова его роль в данном процессе. Следует постоянно напоминать сотрудникам о глобальной цели компании с помощью электронных писем, цифровых вывесок, плакатов в офисе. Так каждый из сотрудников почувствует, что является частью важного процесса.
7. ОБЕСПЕЧЬТЕ КАНАЛЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Отзывы сотрудников имеют жизненно важное значение для успеха любой компании. Конечно, в первую очередь, это обратная связь от клиентов, но не менее значимо мнение самих сотрудников.
Подумайте, в чем ценность мысли или идеи, если ее никогда не озвучивать? Обязательно предоставьте сотрудникам возможность давать обратную связь и делиться идеями. Причем, независимо от того, касается ли это рабочего места, текущего продукта, потенциальных или будущих продуктов или компании в целом. Это может быть форум компании на закрытой веб-странице, доска в офисе или анонимный облачный ресурс. Без этих инструментов вы можете пропустить блестящие идеи или полезные критические замечания.
8. ПООЩРЯЙТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТДЕЛОВ
Если одной из задач внутрикорпоративных коммуникаций является обмен опытом, то взаимодействие между отделами компании – ключ к решению. Проведите сессию вопросов-и-ответов (Q&A) или запланируйте встречу сотрудников из разных отделов, чтобы они могли обсудить текущие задачи, взаимодействовать и делиться опытом. Например, у нас в компании проводятся регулярные сессии Q&A, в которых сотрудники разных команд решают текущие задачи, задают актуальные вопросы коллегам, чтобы действия всех отделов были синхронными. Кроме того, подобная практика помогает искоренить обособленность отделов друг от друга, что в свою очередь, повышает слаженность работы всей компании.
9. ИЗБЕГАЙТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ
Эпоха интернета дала нам доступ к огромному количеству информации с возможностью мгновенно поделиться ею. Это может быть как положительным явлением, так и отрицательным. Для внутрикорпортавной коммуникации это особенно актуально. Помните простые хитрости: не усложняйте, пишите коротко и по делу. Старайтесь уменьшить частоту корпоративных рассылок или, хотя бы, не нагромождайте рассылку большим количеством информации. При этом следует сосредоточиться на отправке действительно нужной информации нужным людям и в нужное время. Ваша команда будет безмерно благодарна вам за это!
10. ВДОХНОВЛЯЙТЕ НА ДЕЙСТВИЯИнформируйте сотрудников таким образом, чтобы в конечном счете это приводило к реальным действиям. Внутренние коммуникации должны содействовать поступательному движению вперед.
Это можно сделать с помощью:
11. ПОЛИТИКА «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»
Политика «открытых дверей» не ограничивается физическим пространством. Система внутренних коммуникаций компании должна позволять любому сотруднику связаться со своими коллегами, в том числе с высшим руководством. Политика «открытых дверей» в коммуникации между сотрудниками подталкивает людей к взаимодействию и прямому общению без посредников. Неважно корпорация или стартап, описанная практика внутренних коммуникаций устраняет пробелы в коммуникациях и помогает выстраивать уважительные, честные отношения между сотрудниками.
12. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ
Транспарентность имеет решающее значение для ваших внутренних коммуникаций, поскольку она порождает доверие, подотчетность и открытый диалог. Если ваша команда чувствует, что ее ограничивают в получении информации по каким-то вопросам, в коллективе может возникнуть беспокойство, стеснение задавать вопросы и делиться своими мыслями. Разумеется, не вся информация может быть доступна всем, но поддержание хотя бы некоторой прозрачности может оказать огромное влияние на гармонию и взаимопонимание в вашей компании.
13. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ
Знаем, что многие скажут: «Социальным сетям нет места на рабочем месте». Однако, мы предлагаем в определенной мере поощрять соцсети. Попросите свою команду поделиться их фотографиями на рабочем месте в Facebook, Twitter, Instagram и попросите обязательно отметить веб-страницу компании. Это не только отлично подходит для взаимодействия с сотрудниками и укрепления морального духа, но также наглядно рассказывает сообществу, что вы за компания и что делаете.
14. ДЕЛИТЕСЬ ОТРАСЛЕВЫМИ НОВОСТЯМИ
Ваша команда не просто часть компании, но также и часть отрасли, в которой работает предприятие. От генерального директора до вашего веб-дизайнера – все члены команды должны быть в курсе последних отраслевых событий. Поощряйте сотрудников делиться новостями, тенденциями рынка, мнениями профессионалов и другими связанными с отраслью материалами.
15. ЦЕНИТЕ И ПРИЗНАВАЙТЕ УСПЕХ СОТРУДНИКОВ
Даже немного похвалы может дать долгоиграющий положительный эффект, особенно в наши дни, когда сотрудники хотят чувствовать себя ценными и нужными для компании. Опрос, проведенный Американской ассоциацией психологов в 2012 году, показал, что сотрудники, ощущающие свою ценность для компании, характеризуются «более высоким уровнем вовлеченности, удовлетворения и мотивации». В это определенно стоит инвестировать для повышения морального духа сотрудников и роста производительности вашей компании.
16. СОДЕЙСТВУЙТЕ РАЗВИТИЮ СОТРУДНИКОВ
Внутрикорпоративная корреспонденция должна последовательно информировать о возможностях для развития сотрудников. Это может включать в себя все: от базового медицинского страхования и информации по накопительной части пенсии, до оплаченных компанией семинаров, курсов повышения квалификации или мастер-классов по карьерному росту.
Для этого используйте электронную почту, чат, цифровые вывески, внутренний блог или личные встречи. Поощряйте личностное и профессиональное развитие сотрудников и вы не прогадаете.
17. ДУМАЙТЕ, КАК МАРКЕТОЛОГ
Иногда коммуникация с сотрудниками кажется ненужной. Яркий пример–отсутствие на рынке профессиональных программ для внутренних коммуникаций; если хотите внутрикорпоративный CRM. В то же время наши коллеги из маркетинга могут таргетировать сообщения для клиентов на основе различных метрик.
Как сказал Дэн Вудс, генеральный директор Evolved Media: «Spotify знает, что мы слушаем. Netflix может угадать, что мы будем смотреть. Uber точно знает, когда и где нас забирать. Все эти инструменты облегчают нашу работу. Так почему же мы все еще полагаемся на устаревшие методы общения с сотрудниками?». Следует анализировать данные и знать, что и когда нужно сотрудникам компании. Мы должны использовать персонализированный подход к сотрудникам теми же методами, какими пользуются наши коллеги из маркетинга при работе с клиентами.