какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей

Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса

какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Смотреть фото какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Смотреть картинку какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Картинка про какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Фото какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей Елена Ёлкина
Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса

ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Ещё К. Д. Ушинский отмечал: «воспитание не только должно развивать ум человека и давать ему полный объём знаний, но и зажечь в нём жажду к серьёзному труду, без которого жизнь его не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное в воспитании – не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищённости ребёнка с учётом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении – это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребёнка как личности.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид» есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни,- даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:

— Создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учёта особенностей их контингента;

— Комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определённой группы воспитанников.

ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА согласование процесса обучения и индивидуально-психологических особенностей обучающегося, создание режима благоприятствования психического развития каждого ребёнка.

И. Унт в своих исследованиях выделяет следующие цели дифференциации:

Для осуществления грамотного дифференцированного подхода выделены основные положения необходимые при обучении дошкольников развитию речи:

• знание возрастных особенностей и возможностей детей;

• диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка;

• тесная связь с логопедическими технологиями;

• сбалансированный охват всех сторон речи ребенка;

• осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей;

• взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учётом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач. Это посильные задания, упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.

Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

— по уровню умственного развития (уровню достижений);

-по характеру переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

— возрастному составу (разновозрастные группы);

— по полу (мужские, женские, смешанные группы, команды);

— личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);

— уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);

— области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т. д.);

— по уровню усвоения материала на данный момент;

— по уровню работоспособности и темпа работы;

— по особенностям восприятия, памяти, мышления;

— по эмоциональному состоянию на данный момент;

— по сиюминутному желанию детей;

— по особенностям реакции ребёнка на свой дефект.

-по уровню самостоятельности и активности;

-по отношению к обучению;

-по характеру познавательных интересов;

— по уровню волевого развития.

Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Вам, вероятно, известно, что в нашем учреждении функционируют.

Консультация для педагогов «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса» Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования». План 1. Принципы отбора средств.

План-схема организации образовательного процесса на неделю «День народного единства» План-схема организации образовательного процесса на неделю Тема недели: «День народного единства» Цель: Формирование первичных ценностных.

Консультация «Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в ДОУ» В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся образовательный процесс.

Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса Новые документы в области дошкольного образования ориентируют педагога ДОУ на пересмотр не только содержания образовательного процесса,.

Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную.

Создание условий для организации образовательного процесса в группе 2 слайд Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением 17 октября.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Источник

Реферат «Дифференциация и индивидуализация дошкольного образования»

Реферат на тему
«Дифференциация и индивидуализация дошкольного образования»

Введение

Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не отразиться на системе образования, которая в новых условиях тоже должна меняться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.

ФГОС выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.

Таким образом, из глубины веков возвращается древнейшая и естественная теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей, темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций ребёнка.

Сущность понятия индивидуализация

Индивидуализация – это не просто удивительно интересная и занимательная сторона педагогической деятельности, которой в некоторых обстоятельствах можно пренебречь, но и насущная необходимость, с ней мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, входя в группу детского сада и вступая в контакт с детьми, начиная любое обучающее взаимодействие.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

· во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

· во-вторых, без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Индивидуализация предусматривает :

1. индивидуально ориентированную помощь ученикам в осознании собственных потребностей, интересов, целей учебы;

2. создание условий для свободной реализации нанесенных природой способностей и возможностей;

3. поддержку школьника в творческом самовыражении;

4. поддержку ученика в рефлексии.

Основные правила использования индивидуального подхода:

1. работа, проводимая с группой детей, должна ориентироваться на развитие каждого ребенка, учитывать его индивидуальные качества.

2. необходим постоянный поиск способов коррекции поведения каждого ребенка.

3. успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен негативно влиять на развитие и воспитание других.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков.

Сущность понятия дифференциация

Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении)- это: создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

· доброжелательное отношение к детям независимо от успехов и реальных достижений, стремление к развитию индивидуальных сдвигов в развитии каждого педагога;

· специальная подготовка педагога, включающая помимо знания методик умения гибко (с учетом развития каждого ребенка) выбирать любые методические приемы и средства);

· продуманный подбор методического материала, позволяющий педагогу в процессе ООД использовать задания разной степени сложности и учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка;

· разработка нескольких вариантов программных задач для каждой ООД, определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от различных объединений детей.

Для успешной реализации задач технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников необходимы следующие важные условия:

1. Приоритет демократического стиля общения между всеми участниками педагогического процесса.

2. Приоритет личностно-ориентированной модели обучения и воспитания дошкольников в ДОУ.

3. Приоритет развития индивидуальных качеств личности ребенка в различных видах деятельности.

4. Приоритет семейного воспитания для каждого ребенка.

5. Приоритет оптимистического, толерантного настроя в коллективе педагогов-профессионалов.

Виды дифференциации

Дифференциацию различают по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп.

· по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы)

· по полу ( мужские, женские, смешанные)

· по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные)

· по уровню умственного развития (или по уровню достижения) (одаренные дети; дети, входящие в группу общего развития; дети, требующие повышенного индивидуального внимания)

· личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.)

· по уровню здоровья (группы здоровья)

Дифференциация и индивидуализация понятие, связанные друг с другом. Дифференцированный подход является одним из важнейших принципов индивидуального обучения.

Заключение

Таким образом, целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. Дифференцированный подход является одним из важнейших принципов индивидуального обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения, а главное строить образовательный процесс с учетом гумманизации образования и развития детей.

Источник

Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе

какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Смотреть фото какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Смотреть картинку какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Картинка про какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей. Фото какие виды дифференциации различают по характерным индивидуально психологическим особенностям детей

« Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе»

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация, индивидуализма и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики определяются резко возросшей ролью школы как института удовлетворения образовательных потребностей личности, а не только запросов общества и государства.

При этом дифференциация чаще всего ограничивается уровнем содержания обучения, связывается с ориентацией на потребности практикуемой профессии, познавательными возможностями и способностями учащихся. Ведь дифференциация – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей для отдельного обучения (см. презентацию). Дифференцированное обучение должно прежде всего обеспечивать раскрытие индивидуальных возможностей ученика и планировать реальные пути их раскрытия.

Гуманным считается такое обучение, при котором создаётся не облегчённый вариант учебного процесса за счёт редукции содержания или усвоения его только через игру, но такое, в котором ученик усваивает одно и то же содержание на одном и том же уровне сложности, но в условиях комфортной для него познавательной ситуации. Тезис о всестороннем, по сути, принудительном развитии личности считается менее значимым, поскольку фундаментальные исследования в психологии познавательной деятельности показывают, что когнитивные стили есть врождённые характеристики личности, весьма мало поддающиеся изменению внешними факторами. Поэтому с каждым учащимся или однородной группой ребят следует работать с помощью удобного для них методического инструментария, который органически развивает присущие им качества.

Дифференциация обучения – для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента. Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов разделения является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность решений, средств и методов обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

— по возрастному составу ( школьные классы, параллели);

— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);

— по области интересов ( гуманитарные).

Положительные аспекты дифференциации:

— появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующими к общественным нормам;

— реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

— повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

— повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

— в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

деление детей по уровню развития негуманно;

— слабые лишаются тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

— перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

— несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;

— понижается уровень Я – концепции, элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на своей слабости;

— понижается уровень мотивации учения в слабых группах;

— перекомплектование разрушает классные коллективы.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

— региональную – по пути школ;

— внутришкольную ( уровни, профили, отделения);

— в параллели ( группы и классы различных уровней);

— межклассную ( факультативные, разновозрастные группы);

— внутриклассную или внутрипредметную.

Внутриклассную дифференциацию называют ещё внутренней.

В силу неравномерности развития личности качеств в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому необходимо организовать уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах. Выделяются три этапа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы предусматривают два важных аспекта:

— обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении;

— обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приёмов запоминания и т. д. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т. д.

Задания «С» должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, иллюстрируют и конкретизируют основные знания. Этот уровень несколько увеличивает объём сведений, помогает глубже понять основной материал.

— по уровню умственного развития;

— по личности – психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.);

— по уровню здоровья (физкультурные группы, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения как применение разнообразных средств является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

— исключаются неоправданные уравниловка и усреднение детей;

— у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

— отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания; этот уровень позволяет ребёнку проявить себя в самостоятельной работе.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех минимум, позволяющий развивать индивидуальность каждой личности.

Формы организации дифференцированной работы учащихся на уроке

Этап актуализации изученных знаний:

— проблемные и опережающие задания;

— лекционно-семинарская форма организации урока.

Этап уяснения новых знаний:

— самостоятельная работа учащихся с учебником;

— опережающее домашнее задание;

— составление опорного конспекта.

Этап отработки, закрепления изученных знаний:

— дифференцированные карточки для самостоятельной работы;

— дифференцированное домашнее задание;

— работа в группах с консультантом;

— работа по опорному конспекту.

Этап контроля за знаниями учащихся:

— разноуровневые карточки для самостоятельной работы;

— разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.

«Дифференциация обучения – одно из условий повышения качества образования»

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.

А что традиционная школа? Разве она не должна гарантировать высокий уровень образования? Ответ утвердительный: должна и непременно обязана.

Уходя от единообразия и старых стереотипов, она предполагает широкие возможности для учителя и ученика и их творческой деятельности. Что же может выбирать учитель и ученик? Разноуровневые программы, методику преподавания, направления и способы учебной работы, дифференцированное образование.

Только дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для (продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

И появляется эта отчуждённость прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника, в том, что все дети у нас, независимо от их интеллектуального развития и познавательных способностей, учатся по одним и тем же стандартным программам.

Тревожная проблема сегодняшней школы – неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний и умений.

Такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться успехов в учёбе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей. И если ребёнок не может или не хочет овладевать вершинами науки, это не даёт повода отказывать ему в уважении.

Достижения уровня обязательной подготовки – это сигнал о полновесных добротных знаниях и умениях, сигнал учебного успеха.

Метод обучения, о котором идёт речь, способствует сближению учителя и ученика, установлению доверительных отношений, помогает педагогу лучше и быстрее узнавать характер, способности каждого ребёнка, влияет и на взаимоотношения между детьми и родителями. Он оказывает положительное воздействие на личность школьника, позволяет ему стать полноправным участником учебного процесса, получить, наконец, свободу выбора своего поведения…

В системе развивающего обучения форма обучения существенно отличается от традиционной. Знания не даются в готовом виде. Правила выводим вместе с детьми.

Одни учащиеся способны видеть разные способы решения, другим необходима значительная помощь для того, чтобы просто задачу решить. Да и потребность в мере помощи различна у разных учеников.

Несколько простых советов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *