какие виды дошкольных учреждений были в россии в xviii xix вв
Возникновение и развитие дошкольного образования в России
Международно-правовое регулирование дошкольного образования
Первый этап- В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д.). Все эти средства педагогики передавались устно2.
Второй этап- Дошкольное образование до 1917 года.
В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.
К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
Третий этап- Советская система дошкольного образования
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. Стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей3.
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.
Четвертый этап- Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью. В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот.
В годы возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.
Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации4.
В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.
В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы5.
Пятый этап- Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма
В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми6.
Шестой этап- Современное дошкольное образование.
Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов.
В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов развития личности.
В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.
Последние 10-15 лет принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду»7 – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года №448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер8. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития. 10 апреля 2010 года В. В. Путиным был подписан Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребенка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.
Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России» Сегодня,30 апреля, свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования— пожарная охрана. В.
Конспект интегрированной НОД («познание», «художественно-эстетическое развитие») «Береза-символ России» Цель: Дать детям представление о том, что береза – символ России. Задачи: Закрепить знания об окружающем мире, о березе. Совершенствовать.
История развития дошкольного образования
Светлана Русакова
История развития дошкольного образования
Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития социума. Формы и уровни психического развития человека заданы не биологически, а социально. Биологический фактор влияет на процесс развития опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. Поэтому потенциал способностей детей в разные времена развивался по-разному.
При первобытнообщинном строе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. Дети являлись непременными участниками общинных праздников. Ведущую роль в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество.
В Афинах и Спарте возникли две своеобразные системы воспитания, обусловленные закономерностями рабовладельческого строя и особенностями этих государств. В Спарте вплоть до десяти лет воспитанием ребенка занимались женщины. Детей не пеленали, закаляли, приучали легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. Общая направленность афинской воспитательной системы – призрение к физическому труду.
Аристотель впервые ввёл возрастную периодизацию времени воспитания. Он разделил,его на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности, каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Он считал, дети до 5 лет должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями, детей следует обучать речи. С 5 лет их надо готовить к школе. Как представитель афинской системы образования Аристотель считал необходимым сводить к минимуму общение матерей с сыновьями.
Римское образование стремилось совместить афинскую и спартанскую систему образования. При жёсткости школьного образования, где повсеместно использовались физические наказания, детей до семи лет физически наказывать было нельзя. Марк Фабий Квинтилиан требовал от родителей, особенно от матерей и нянь, чтобы они помнили, что ребёнок очень восприимчив ко всему и хорошему и дурному. С 5 лет малышей начинали обучать греческому языку. К семи годам римские дети должны были одинаково владеть латинским (родным) и греческим языком. Квинтилиан советовал проводить систематические занятия с детьми до семи лет в форме соревнований со сверстниками.
Проблема эффективного раскрытия и развития способностей детей стала центральной в педагогической науке. Ян Амос Коменский в фундаментальном труде по дошкольному воспитанию «Материнская школа» рекомендовал начинать обучение как можно раньше не со словесного объяснения о вещах, а с реального наблюдения за ними. При этом он резко отрицательно относился к физическим наказаниям. [См. Коменский Я. А.1982 : 181].
Песталоцци Г. для максимального развития задатков ребёнка разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с простых элементов, постепенно переходя к более сложным. Его теория получила практическое развитие в системе Мантесори М., в ней ключевую роль играет наглядный и сенсорный метод, для развития мелкой моторики. [См. Гончаров Н. К.2003: 170-198].
Российская педагогическая наука в воспитании дошкольников изначально находилась в авангарде мировой. Ещё в первых дошкольных учреждениях использовался дифференцированный подход обучения детей, учитывающий их творческие способности. Ещё 1763 году был открыт воспитательный дом, под попечительством Бецкого И. И.Воспитанники делились по возрастам: от 2 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 14 лет. Внутри каждой возрастной группы дети делись на три подгруппы.
В середине девятнадцатого века в России появились первые массовые дошкольные учреждения. Их основателей вдохновляла идея создания человека нового типа на основе передовых педагогических идей. Это способствовало формированию методики выявления и развития творческих способностей дошколят. В своих работах Ушинский К. Д. обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учёта возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка и ценность игры как главный метод обучения и воспитания дошкольников. [См. Ушинский К. Д.2004: 165-198].
Дальнейшее развитие дошкольного образования происходило в рамках советской системы образования. В этот период на основе наследия дореволюционных педагогов удалось создать систему государственного дошкольного образования. Развитие дошкольного образования в этот период происходило в рамках развития общей системы образования, где подготовка к школе и формирование социально нравственных качеств советского гражданина выходили на первый план.
В середине двадцатого века особенно остро встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это послужило толчком к появлению специального направления в психологии. Это привело к тому, что изменения в системе российского образования, привели к изменениям и в системе дошкольного образования.
Выявлением и развитием творческих способностей личности занимается педагогическая психология. С началом текущего столетия стали активно применяться технологии проектной деятельности в воспитании и обучение детей дошкольного возраста. Для достижения новых целей и задач были приняты Федеральные государственные требования дошкольного образования (ФГТ).
Но время потребовало принятия более последовательного нормативно правового документа, Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС). Он провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода к формированию личности ребёнка. При этом нужно учитывать психологические особенности дошкольника, особенности развития внимания, памяти и мышления.
Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон называют законом новых возможностей. Дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Все участники образовательных отношений могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В обучение теперь учитываться индивидуальные потребности обучающихся лиц. Появилась возможность получения знаний с применением дистанционных технологий, электронного обучения, сетевого взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. М., 2003
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1982
3. Пряников В. Т. Рыбкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 2005
4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. М. 2004
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) от 17.10.2013 г.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 дек. – № 303.
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.
Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.
Лэпбук «История развития спорта» Лепбук «История развития спорта» Автор – Дворянцева Елена Александровна, воспитатель по физической культуре МБДОУ г. Кургана «Центр развития.
Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.
С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.
Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.
Выставка осенних поделок ко Дню дошкольного образования Вот вроде недавно началась осень. Но уже на пороге середина осени. Дошколятам очень нравится это время года: желтеют листья на деревьях,.
Историческая консультация для педагогов «Первые детские сады в Российской империи»
Шаброва Наталья
Историческая консультация для педагогов «Первые детские сады в Российской империи»
Во второй половине XIX века в России появляются первые детские сады. Идея создания дошкольных учреждений принадлежит западноевропейским педагогам. Ученик выдающегося педагога Иоганна Песталоцци Фридрих Фрёбель в 1837 году в Бад-Блакенбурге открывает первый детский сад. Ранее уже предпринимались различными педагогами Европы попытки открывать пансионы дневного содержания детей, но первый детский сад появился именно в 1837 году.
В России на протяжении многих веков воспитанием детей занимались матери и бабушки. Основой экономики патриархального государства долгое время оставалось сельское хозяйство. Однако с развитием промышленного производства женщины стали вовлекаться в процесс индустриализации. Часть женского населения заняла рабочие места на заводах и фабриках. Остро встал вопрос о том, кому для присмотра на период рабочего времени, которое зачастую длилось 12 часов, оставлять малолетних детей. Промышленное производство находилось в городах, а работницы в основной массе своей были выходцами из деревень. Бабушки уже не могли являться помощницами в деле присмотра за внуками.
В 1859 году в Гельсингфорсе был открыт первый платный детский сад Седмиградского. Сама Франц Фридрих Седмиградский долгое время преподавал живопись в академии города Турку, а переехав жить в Санкт-Петербург начал преподавать рисунок и живопись в немецкой церковной школе и параллельно давать частные уроки. Его учениками стали будущие архитекторы и живописцы, среди которых стоит отметить А. Кракау, Н Сверчкова, И. Шарлемань. Опыт первого детского сада оказался положительным и следом за Седмиградским по всей стране начали открываться подобные заведения.
За неполных четыре года в период с 1866 по 1870гг. Открылись платные детские сады в Санкт-Петербурге, Воронеже, Москве, Иркутске, Смоленске и Тбилиси. Стоит отметить, что в первопрестольной было открыто аж сразу четыре частных платных детских сада.
В первые детские сады России принимали детей от трёх до восьми лет. С первых дней детей окружали заботой и вниманием педагоги, которые проводили с ними развивающие занятия и играли в различные игры. Детские сады для состоятельных слоев населения имели прекрасные светлые залы, просторные комнаты для игр, столовые и собственные парки для прогулок. Понятно, что платный детский сад был достутен лишь обеспеченным слоям населения, а для большинства жителей государства эти услуги оставались недоступны.
В 1861 году по инициативе группы меценаток было учреждено «Общество дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Главной задачей данного общества являлось оказание всесторонней помощи беднейшим слоям населения и предоставления им вести достойный человека образ жизни. Не секрет, что нищета и отсутствие нормальных условий для проживания толкали многих обездоленных на путь правонарушений и преступлений. Именно под эгидой «Общества дешевых квартир для детей работниц Петербурга» в 1866 году в России открывается первый бесплатный детский сад.
Первый бесплатный детский сад представлял из себя заведение для дневного содержания детей работниц предприятий и мастерских. В благотворительном учреждении имелась собственная кухня, мастерская по пощиву и ремонту детского белья и платья, прачечная, начальная школа. С малышами занимались педагоги, которые делали упор на подвижные игры. Старших детей обучали чтению и священному писанию, им прививали навыки ручного труда (лепка, плетение, рисование и т. п.). Однако прекрасному начинанию благотворителей не суждено было просуществовать долго. Вскоре навалились финансовые проблемы и из-за недостаточности средств первый бесплатный детский сад пришлось закрыть.
Консультация для родителей «Детские манипуляции» Детская Манипулирование это часто повторяющееся действительно для получение желаемого, детские и взрослые манипуляции очень похожи. Почему.
Консультация для педагогов и родителей «Детские страхи» Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.
Консультация для родителей группы раннего возраста «Первые шаги в мир музыки» В детском саду дети слушают различные музыкальные произведения, как детские песенки и пьесы, так и классическую музыку. Но дома многие родители.
Консультация для родителей «Как понимать и ценить детские рисунки» Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся.
Консультация для родителей «Первые чувства патриотизма» Патриотическое воспитание. Консультация для родителей. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». «ПЕРВЫЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА» (консультация для родителей).
Консультация для родителей по ЗОЖ «Детские зубы — взрослые проблемы» «Детские зубы – взрослые проблемы» (Консультация для родителей по ЗОЖ) Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей по.
Консультация для родителей «Родители-первые педагоги» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Консультация для воспитателей «Коллаж: первые шаги к творчеству» Не для кого не секрет, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. Именно поэтому у каждого ребёнка очень рано.