какие виды хороводов бывают

Народный танец. Хоровод. Виды хоровода.

«Народный танец, один из древней­ших видов народного искусства. скла­ дывался и развивался под влиянием гео­графических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого на­ рода и неразрывно связан с другими ви­ дами искусства, главным образом с му­ зыкой.

Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности рус­ ской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пла­ стикой.

«Искусство начинается тогда, — писал в своих «Письмах без адреса» Г. В. Плеханов, — когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей его действительности, и придает им известное образное выраже­ ние» ‘.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей исто­ рией русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отра­ жались в формах общественного сознания, в том числе и в на­ родном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало от­ печаток и на танец, который на многовековом пути своего раз­ вития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика./ В истории русского народа можно выделить,— правда, весьма условно,— несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца.

окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевлен­ ных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обря­ ды, чтобы умилостивить природу, состоящую по их понятиям из множества могучих существ, богов и духов. Эти обряды сопро­ вождались хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Славяне так таком случае нападения греков на славян, относящемся к VI в., пишет крупнейший византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский в книге «История войн».

Но славяне на игрищах не только веселились и совершали об­ ряды, но и добывали себе жен. Об этих древнейших игрищах и неисто­во веселились и увлекались исполнением плясок, хороводов, игр, что иной раз подвергались в эти моменты внезапным нападени­ ям врагов/,

Русскому танцу сотни лет, но в Советскую эпоху он как бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися ви­ дами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения. Интерес к нему повсеместен. Все большее ко­ личество молодежи принимает участие в пропаганде и широком распространении русского танца. Сегодня нет ни одного танце­вального коллектива, как самодеятельного, так и профессиональ­ ного, который не имел бы в своем репертуаре русского танца. Танцевальные ансамбли, народные хоры и самодеятельные кол- лективы наших братских республик также включают в свой репер­ туар русский танец. По всему миру разнесли славу русского на­ родного танца наши многочисленные профессиональные, а так­ же самодеятельные коллективы, группы исполнителей, дуэты и солисты.

Изучение русского народного танца, как старинного, так и сов­ременного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дает возможность создавать на сцене средствами тан­ ца правдивый образ русского человека, образ нашего современ­н ика

подхватил хор и пошел по кругу в одну сторону.

Совсем другое описание хоровода (кривого танка) дает Н. Коханов-ская: «Вечерняя заря гремит и отдает на целые версты хороводным гу­ лом, и сам хоровод, во всей красе сложного, разрывчатого танка, вьется, и свивается и задает нам совершенную задачу: как он разовьется? Вам показывается, что все это смешалось и спуталось и едва ли не ударится лбами; но в том-то и молодецкая сила кривого танка, гордость и умение молодца, который ведет вперед, чтобы во всей этой путанице не запу­ таться»’

Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое на­ чало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклоняв­ шихся могущественному богу солнца — Яриле.

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. «Зарождение жанра хороводных песен у славянских народов относится к глубокой древности. Ана­лиз песенных текстов и памятников материальной культуры по­ зволяет предполагать их существование в период разложения родового строя» Ч Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляс­ка в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы неполным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое число участников.

Хоровод — это массовое народное действо, где пляска, или про­ сто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.

Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором суще­ствуют свои определенные правила исполнения, определенные от­ношения между участниками, подчиненные известному и вырабо­ танному ритуалу.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, това­ рищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохра­ няя строгий интервал, иногда идут парами.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вно­ сит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, харак- и манере исполнения. Об этом подробнее будет говориться ниже, в разделе «Областные особенности хороводов».

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все- таки наиболее типичной, начальной формой построения большин­ ства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг — круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга ря­дом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерки». Большие круги и ма­ ленькие кружочки — очень распространенная форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается кру­ говым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения,

какие виды хороводов бывают. Смотреть фото какие виды хороводов бывают. Смотреть картинку какие виды хороводов бывают. Картинка про какие виды хороводов бывают. Фото какие виды хороводов бывают

Рис. 15. Хоровод. Масло

новые рисунки — зигзаги, линии и т. д. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «кару­ сель» и т. д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью. Часто одни и те же фигуры в разных областях России носят различные местные названия.

Хороводы разнообразны не только по своему построению, но и по названиям: «карагод», «курагод», «караход», «каравод», «кру­ ги», «танок», «улица», «городок», «город»; много и других местных названий хороводов бытует в различных областях России.

Хоровод всегда выделял из своей среды талантливых певцов и г.езнц, талантливых плясунов и плясуний. В каждой деревне был сзой ^заводила» — «хороводник» или «хороводница», — мастер ве­ дения хоровода. Он пользовался известностью и уважением не толь­ ко з сзоен деревне, но и далеко за ее пределами. У многих хоро-

водниц и хороводников это занятие становилось профессией и передавалось из поколения, в поколение. Это были музыкально одаренные люди, наделенные фантазией, обладавшие хорошим го­ лосом и артистическими способностями. От их умения вести хоро­ вод зависит оригинальность и необычность переплетения, слож­ ность рисунка хоровода. Ведение хоровода — процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполне­ ния. В каждом хороводе чаще всего один руководитель — хоро­ водник или хороводница, в редких случаях — два. Руководителем хоровода могли быть мужчина или женщина, вести хоровод могли молодые и пожилые, но, как правило, ведущим в хороводе являет­ ся молодая женщина. В различных местностях эти мастера назы­вались по-разному: «завейник» или «завейница», «запевала», «за­ водила», «вожак» или «вожачка», «закоперщик» или «закоперщи­ ца», «коновод», «коканчик», «затейник» или «затейница», «танко- водник» или «танководница» и др. Хороводницы не только заво­ дили хороводы или были в них запевалами. Часто они являлись организаторами гуляний, руководили всем гуляньем, чередуя по своему усмотрению и вкусу хороводы, игры, песни и пляски. Вот как описывалась роль хороводницы в организации гулянья в конце прошлого века: «В городе Чухломе Костромской губернии девицы выбирают из среды своей одну, называемую «Большу- хою», которая обязана сзывать прочих подруг на игрище. Собрав­ шиеся девушки в сопровождении матерей или родственниц со­ставляют кружок, поют песни и попарно ходят посреди хоровода. Для каждой пары, участвующей в хороводе, поется особая песня. По окончании песни для последней пары все девушки берут друг друга за руки и, составив из себя разноцветную ломаную линию, наподобие буквы «М», ходят взад и вперед и поют песни. »’.

Хоровод — танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организато­ ром была молодежь.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного дви­ жения стройных девушек — «лебедушек», медленная уверенная по­ ступь парней — «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

На протяжении всей многовековой истории русского народа хо­ ровод всегда имел большое значение в повседневной жизни рус­ского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой дру­ гой праздник не мыслились без хоровода. В дни народных празд­ ников и гуляний, а то и просто вечером после работы на улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иног­ да даже из соседних сел. Здесь можно было не только водить хороводы и веселиться, но и встретиться со знакомыми. Парни приглядывали себе невест в ярком и причудливом венке хорово- дов, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также старались им понравиться. Вся эта обстановка праздничности, красочности и приподнятости пробуж­ дала у молодежи любовные чувства.

Существовали и большие гулянья, которые продолжались не­ сколько дней, на них съезжалось много народу из окрестных сел и даже из других городов за десятки километров. Такие гулянья проходили раз в год по так называемым престольным праздни­ кам. К ним готовились задолго, строились качели, карусели, бала­ганы и прочие разнообразные увеселения. На таких гуляньях пля­ сали, играли, пели, водили хороводы, объединявшие в себе до 200—300 человек, они так и назывались — «большие хороводы». Девушки-невесты в «больших хороводах» несколько раз в день надевали новые наряды, дабы продемонстрировать не только свою привлекательность, но и достаток и зажиточность. Интересно опи­ сание такого гулянья:

«Близ Шуи (ныне Ивановская область.— А. К.), в трех вер­ стах от города в лес, называемый «Марьиной рощей», схо­ дятся огромные массы более нежели из двадцати деревень, и пре­имущественно женского пола. Приходит туда и мужская крестьян­ ская молодежь и фабричный, мастеровой и рабочий народ из Шуи. Сначала каждая деревня водит отдельно свой хоровод, но мало-помалу все хороводы сходятся и сливаются в один обшир­ нейший круг — сажень в 300 и более. И тогда он получает назва­ ние «основа». В этом громадном кругу не одна сотня крестьянских девиц, молодиц и парней, разряженных в праздничную, ярких цве­ тов, одежду, держа друг друга за руки, поют разные хороводные песни. Мастеровые же, собравшись в отдельные кружки, и непре­ менно с гармонией, поют свои веселые ухарские песни. Во многих местах девушки и молодицы играют в горелки, коршуна и другие игры. » 1 .

Постепенно к таким гуляньям стали приурочиваться ярмарки, которые впоследствии стали все больше разрастаться и играть гла­венствующую роль. Так, на всю Россию славились Макарьевская ярмарка (в бывшей Вятской губернии), Галичская, Вятская, Ни­жегородская и многие другие.

Такое сельское гулянье с ярмаркой середины XIX века описал Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Хмельно, горласто, празднично, Пестро, красно кругом! Штаны на парнях плисовы, Жилетки полосатые, Рубахи всех цветов, На бабах платья красные, Лебедками плывут! 2

Большей частью хороводы водились весной и летом, как прави­ ло, на природе, на открытом воздухе, простора требовала сама специфика, сама сущность хоровода — массовость и общедоступ­ ность. И не случайно хоровод в песнях иногда называют «улицей»:

или же сравнивают его с широким озером:

Собирается хоровод, Широкое озеро воды.

Многочисленные песни, под которые водят хороводы, могут ис­ полняться в различном темпе. Следовательно, и хороводы разно­ образны не только по своему построению и ма-нере исполнения, но и по темпам. Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется тема или содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевания природы, любви парня и девушки, семейные, часто в них высмеиваются нетрудовые элементы общества — поп, попадья, монах-чернец и монахини-чернички, барин, барыня, по­ мещики и т. д. К каждой теме относится большое количество песен с р азнообразным содержанием, сюжетом, персонажами. Дви­ жение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Со­ держание это влияет на построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду. Исходя из содержания песни, хоро­ воды с точки зрения хореографии делят на две основные груп­ пы, на два вида — орнаментальные и игровые.

Хороводы, бытующие в народе, с их разнообразным орнамен­ том, игрой и яркими песенными мелодиями всегда привлекали и привлекают к себе внимание балетмейстеров, поэтов, писателей, композиторов и художников.

Как мы говорили, каждая эпоха накладывает свой отпечаток на хореографию народа. Внесло свои существенные изменения в хоровод и наше время. Народ сочиняет новые по содержанию, но традиционные по манере хороводные песни и хороводы. Так, в Костромской области возник игровой хоровод «Сосенка», в кот,о- ром воспевается и показывается труд людей, выращивающих лес. Много хороводов, воспевающих труд хлеборобов, создано на Ку­ бани, в Ставрополье, в Сибири.

Наше время богато событиями, и все профессиональные и само­ деятельные танцевальные коллективы, народные хоры и т. п. идут в ногу со временем, быстро откликаются на все происходящее. В хороводах появляются новые темы, связанные с космосом, с охраной окружающей среды, возникают новые рисунки хороводов.

На народных гуляньях и праздниках хороводы чаще стали ис­ полняться фольклорными группами и коллективами художествен­ ной самодеятельности. На международных фестивалях молодежи и студентов, на праздниках народного танца водят огромные кра-

сочные многонациональные хороводы дружбы, являющие собой новое в отношениях людей, наполнивших старый танец новым, са­мым животрепещущим, насущным содержанием нашей эпохи — борьбой за мир.

С возникновением профессиональных ансамблей народного тан­ ца и особенно многочисленных самодеятельных хореографических коллективов, где отсутствует хоровое пение, хороводы стали ис­полняться в них под музыкальное сопровождение, без песни. Нару­ шилась традиция исполнения хороводов, изменилась сама суть хоровода. Но если говорить об орнаментальных хороводах, то это вполне допустимо, поскольку песня в них часто служила лишь ритмической основой. Всем известны великолепные красочные хо­ роводы ансамбля «Березка» в постановке Н. Надеждиной, кото­ рые, не имея песенного текста, раскрывают и доносят до нас содержательность, красочность и характер русских хороводов.

Что же касается игровых хороводов, то они на сцене претерпе­ ли более значительные изменения.

При постановке игровых хороводов с инструментальным сопро­вождением конкретный замысел постановщика является как бы своеобразной игровой песней, в которой есть действующие лица, сюжет. Все участники хоровода и действующие лица — солисты с помощью различных рисунков и танцевальных движений, явля­ ющихся их «словами», разыгрывают сюжет и «излагают» средст­ вами хореографии содержание хоровода, доносят до зрителя со­ держание этой «песни». Так, тема космоса очень удачно решена игровым хороводом «К звездам», поставленным в хоре имени Пят­ницкого Т. А. Устиновой.

Сценические игровые хороводы стали более разнообразными и в своих построениях, как бы объединившись с орнаментальными. Более богатое и разнообразное их построение и различные пере­ строения дают возможность постановщику точнее раскрыть свой замысел.

Таким образом, на сцене возник своеобразный синтез орнамен­ тального и игрового хороводов — хореографический сценический вариант. Но все же хоровод выглядит ярче и богаче, когда в нем сохраняются все традиционные компоненты, присущие этому кра­ сочному и самобытному жанру русского народного танца.

1.2 Основные фигуры хороводов

Фигуры могут образовываться одними девушками, или одними парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединенные при построении фигур, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т. д. Разучивать фигуры можно и отдельно, но только в движении.

Рассмотрим несколько основных фигур хороводов.

Эту фигуру в Смоленской области называют «коло», «колесо», в Архангельской «шина». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Дви­ жение по кругу в хороводе идет «посолонь» — по солнцу, или, как сейчас принято говорить, по движению часовой стрелки. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, парни и девушки идут простым или переменным шагом, или переменным шагом с притопом, или другим каким-либо шагом.

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

Парни и девушки двигаются такими же шагами, как и в про­ движении по кругу.

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как\ по солн­ цу, так и в противоположную сторону.

В Ярославской области эту фигуру называют «переплетенный круг». Фигура образуется из двух кругов — круг в круге. Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и де­ вушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают соединенные руки и через го­ ловы девушек опускают их на руки девушек, причем партнерша находится справа от партнера. Образуется единый переплетен­ ный круг — «корзиночка». Число пар, участвующих в построении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее че­ тырех.

«Корзиночка» движется различными шагами — или «гармош­ кой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к сво­ им партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут на­ ходиться не только внутри круга, но и с внешней его стороны, со СТОРОНЫ СПИНЫ ВСЕХ ЕГО УЧАСТНИКОВ. ТАКОЕ ПЕРЕСТРОЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ИЗ ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ УЖЕ ФИГУРЫ – «КОРЗИНОЧКИ». ПАРНИ ПОДНИМАЮТ СОЕДИНЕННЫЕ РУКИ ВВЕРХ И ЧЕРЕЗ ГОЛОВЫ ДЕВУШЕК ОПУСКАЮТ

за их спины. Затем девушки поднимают соединенные руки вверх и через головы парней опускают за их спины, на соединенные руки парней.

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги дви­жутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного пере­ ходят из одного круга в другой, их общее движение образует ри­ сунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. В хороводах Архангельской области фигуру «восьмерка» часто исполняют парами, составлен­ными из девушек, которые не держатся за руки. Количество уча­ стников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Вось­ мерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом.

В Московской области эта фигура называется — «улитка», в Ря­ занской — «капуста», «капустка», в Архангельской — «завивать кочешок», в Пермской — «навивать нитку». Эта фигура образует­ ся, или, как говорят, «навивается» или «завивается», из круга. Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем сн «завивает», заводит второй, третий круги по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все иду­ щие за хороводником точно повторяют рисунок его движения. Число кругов зависит от количества людей, участвующих в хоро-

воде. «Капустку», «улитку» «завили». Теперь ее надо «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвраще­ ния в исходное положение.

1-й вариант. Продолжая движение, хороводник делает разворот влево на 180° и начинает выводить хороводную цепь по образо­ вавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального кру­ га. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.

2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так да­ лее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга. Так часто «развивают» «кочешок» в северных областях России.

3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, нахо­ дящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

В Архангельской области эту фигуру называют «кривули*, в Мос­ ковской— «уж». Фигура «змейка» может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разо­ рвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все исполни­ тели, не разрывая рук, следуют за ведущим. «Змейка» испол­ няется в основном на площадке, занимаемой хороводом. Иногда «змейка» выходит за пределы площадки, и тогда она изгибается и вьется вне всякого плана и системы на большой площади во­круг стогов или деревьев и т. д. Двигаться «змейка» может и медленно и довольно быстро, простым или переменным шагом, шагом с притопом и даже дробной дорожкой.

В Архангельской области фигура называется «шествие». Это по­ строение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких че­ ловек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда мень­ ше длины «колонны». Чаще всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна», где каждый ряд со­ стоит из двух человек. Такое построение «колонной» в две линии в Архангельской области называют «застенок». «Колонна» дви­жется чаще всего простым шагом.

В Московской области она называется «стенка», в Пермской — «проулочек», в Архангельской — «улица». Два ряда, две парал­лельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия может стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее. В од­ ной линии могут стоять парни, в другой девушки, линии могут быть и смешанными. Чаще всего в этой фигуре участники дер­ жатся за руки и движутся простым шагом.

Эта фигура носит также название «воротики», «воротца». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой — «улицей». Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют

какие виды хороводов бывают. Смотреть фото какие виды хороводов бывают. Смотреть картинку какие виды хороводов бывают. Картинка про какие виды хороводов бывают. Фото какие виды хороводов бывают

«ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие на­ против в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая ли­ ния с разъединенными руками проходит по одному под каждые ‘-воротики». Иногда исполнители, взявшись за руки, стоят в круге. Ведущий, разорвав круг, через центр его ведет за собой хоровод­ ную цепь. Подойдя к любой паре, он дает знак «поднять ворота». Одна пара поднимает руки, и исполнители проходят в образовав­ шиеся «зоротца». Построение из «воротиков» бывает и такое:

пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит лицом по направлению движения часовой стрелки, другая поло­ вина пар — против ее движения. Одновременно все пары начинают двигаться навстречу друг другу простым или переменным шагом по линии круга. Одна половина пар исполнителей образует «воро­ та», остальные пары проходят под ними. Продолжая движение по кругу, теперь уже другая половина исполнителей делает «воро­ та», а остальные пары проходят под ними.

В Ярославской области эта фигура называется «прочес». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки испол­ нителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, про­ должая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым пле­ чом. Линии меняются местами.

Таковы основные построения русских хороводов, их основные фигуры.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты, согласуй свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Иногда орнамен­тальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают и содержание песни.

В. И. Даль в «Толковом словаре», давая общее определение хоровода, пишет о данном виде хоровода так: «Собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями»’.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хороводы, более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоро« вода в плавном или быстром плясовом движении. Песни, под ко­ торые исполняют орнаментальные хороводы, часто называют хоро­ водными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созда­ нию множества рисунков — фигур хороводов. Замысловатые пере­ плетения хороводов навеяны узорами русских кружевниц, резчи-

В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности — «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».

Известный русский фольклорист П. Шейн в конце XIX в. описал и зарисовал хоровод в Пермской губернии, который своими фигу­рами графически изображает эпизоды домашнего ткацкого про­ изводства ‘. В этом хороводе построениями танцующих воспроиз­ водятся навивание нитки, снование и ход челнока и т. д., то есть изображаются отдельные стадии выделки холста.

Изобретательности в построении фигур хоровода, его рисунка всегда придавалось большое значение. Часто хороводник или хо­ роводница придумывали и сочиняли новые рисунки или фигуры хороводов, усложняя их в ходе исполнения.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые.

Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается стро­ гостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично пере­ ходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, по­ вадкам. Такие хороводы называются игровыми.

В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными-игровыми. Больше всего тем для игро­ вых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимо­ отношения мужа и жены, любовная и сказочная темы, высмеива­ ние духовенства, помещиков и т. д. Следует сразу оговориться, что изменение социальных и бытовых условий привело к тому, что хороводов, высмеивающих духовенство, сохранилось немного; встречаются они на Брянщине и на Севере, где остались потомки бывших скоморохов. Сюда относятся игровые хороводы «Что во городе было во Казани», «Черничек», «О попе и попадье» и др., в которых остросатирически высмеиваются ханжество, обжорство, неприспособленность к труду.

Драматическое воспроизведение в хороводе всех многообразных жизненных тем требовало не только талантливого актерского ис­ полнения, умения перевоплощаться, но и дополнительных предме­ тов-аксессуаров, которые можно было бы обыгрывать и которые помогали бы раскрывать исполняемые образы и усиливали их выразительность. Так, в игровой хоровод, в его действие органич­ но входят платочек, плетка, лента, венок, палка, табуретка и мно­ гие другие предметы быта. Эти предметы кроме своего прямого назначения иногда служат и символами. Так, «плеточка шелко­ вая» — символ силы или покорности, венок символизирует брач­ ный союз, платок заменяет перину, подушку, целую постель и т. д. Действующие лица в хороводе часто используют и такие вырази­тельные средства, как пляска, игра на различных музыкальных инструментах, ряжение.

В игровых хороводах может выделяться исполнитель, играющий одну роль, а иногда две или три роли, но чаще всего в хороводе выделяется несколько действующих лиц. Бывает и так, что дейст­ вующими лицами являются все участники хоровода и они одно­ временно разыгрывают сюжет песни.

В отличие от орнаментальных хороводов в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танце­ вальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга — фигуры, наиболее распространенной в игровых хороводах, — происходит действие, разыгрывается сюжет. Круг же движется или останавливается, приплясывая или подыгрывая. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «ко­ лонной» по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписы­вают «восьмерку» и т. д. Часто в игровых хороводах содержание песен влияет на рисунок хоровода, его построение. Так, очень древняя и распространенная игровая песня «А мы просо сеяли» состоит из вопросов и ответов. Одна группа задает вопрос:

А чем же вам вытоптать, вытоптать, Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать?

А мы коней выпустим, выпустим,

Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим, и т. д.

Поэтому участники хоровода делились на две группы и станови­лись в линии одна против другой «стенкой», поскольку разыгры­ вать содержание данной песни было удобнее всего при таком пост­роении. Песен, под которые исполнялись хороводы в таком пост­ роении, немало: «Бояре, а мы к вам пришли», «Кто с нами па- шеньку пахати» и др.

Существует большая группа песен, для разыгрывания которых требуется обязательно круговое построение хоровода. Сюда отно­ сятся «Обойду ли я кругом города», «Что во городе было во Казани», «Как во городе царевна» и др. Город, окруженный сте­ ной, про который поется в песне, народ изображает хороводным кругом. В круге есть ворота, которые по тексту песни открывают­ ся, пропуская действующих лиц в город — в середину хоровода,— или закрываются, не давая им этой возможности.

В игровых хороводах роль «хороводницы» и «заводилы» изме­няется, поскольку главным в игровом хороводе становится раскры­ тие содержания песни, а не изобретательность фигур. Поэтому большое значение приобретают артистическая одаренность «веду­щего» и его вокальные данные, его способность передать характер песни, а также характеры различных персонажей.

Итак, мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древ­ него и популярного танца России. Но в различных районах суще­ ствуют свои местные особенности исполнения хороводов, связан­ ные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека и человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения. На исполнении хоро­ водов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Для примера возьмем несколько областей основной территории России, где зарождалась и развивалась самобытная танцеваль­ ная культура русского народа.

1.4 ОБЛАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

. Архангельская область — одна из самых северных областей россии, с суровой природой, коротким прохладным летом, что за­ ставляет жителей, населяющих Архангельскую область, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством, одеваться в теплую одеж­ду. Все это накладывает отпечаток на народное творчество, куль­ туру. Не осталось в стороне и танцевальное искусство, которое имеет общие черты с танцевальным искусством многих областей россии, но отличается манерой исполнения движений, положени­ ем рук в танцзх, бытующих в данной области.

С давних пор здесь распространены хороводы двух видов. В одних участники становятся в круг и движутся по кругу; к ниу относятся такие хороводы, как «Мы капустоньку пололи», «Обой­ ду ли я вокруг города»,«Что не нов монастырь становится». На­ зывались такие хороводы «круг», «кружки», «кружочки». Дру­ гие хороводы, не круговые, разборные на пары, назывались «ко­ сой столб», «застенок»; среди таких хороводов «Вниз по морю». «Из-под дуба», «Не в лужках мальчик гулял». Некруговое пост­ роение — это ряды, движущиеся в одном направлении или насту­ пающие один на другой, колонна расходящихся пар, описываю­ щих восьмерку, зигзагообразные движения цепи (по усмотрению вожака).

Хороводы имели свои фигуры, которые здесь носили област­ные названия. Так, круг называется «шина», «улитка», «завивать коченок», «змейка», «кривуля». Здесь часто говорят, что хорово­ды не водят, а ходят. Отсюда и названия: «Ходичи», «Ходецы». «Ходючи». Их называют медленными хороводами и торжествен­ ными шествиями. Исполнялись они девушками с чувством соб­ ственного достоинства. Распространенный рисунок «Ходичей» — восьмерка, чаще всего исполняющаяся парами, составленными кг гевушек, которые не держатся за руки, простыми или перемен­ ными шагами движутся под «долгие песни» — «Хожу я по трав­ ке», «По-за городу» и другие.

Игровые хороводы, бытующие здесь, бывают двух видов: кру­ говые с солистами, разыгрывающими сюжет песни в середине круга, г не круговые, в которых участники разбиваются на пары. Внача­ле они движутся колонной друг за другом, выписывая восьмерку, затем выпрямляются в одну линию, и каждая пара самостоятель­ но разыгрывает сюжет песни. Этот вид хороводов характерен и пироко распространен на Севере. Еще эти хороводы здесь называ­ ют «игрища». К ним относятся «Розочка алая», «Черничек», «Про­ со», «Негодяй» или «Невзгодник».

Характерным для хороводов Архангельской области является то, что они никогда не соединялись с пляской, хотя пляска здесь была также распространена (она могла быть сольной и массовой). К таким пляскам относятся «Восьмерка», «Девятка», или «Восьмерка трой­ ками», пляска «Рогульками», «Перепляс Топтуша» и другие.

Для кадрилей Архангельской области характерно приглаше­ ние юношами девушек на танец. Он подходит к приглашаемой девушке, исполняет перед ней движение «отбой». Встречаются кадрили, где на танец приглашает девушка. Проходя мимо юно­ ши, девушка слегка ударяет его платочком по плечу и, не повора­чиваясь, проходит дальше. Выбранный юноша тут же следует за ней. Кадрили исполняют по фигурам, которые, как и в большин­ стве кадрилей разных областей России, имели свои названия, спе­ цифичные для Архангельской области. Например, фигура «шен» здесь называется «шиной», «звездочку» называют «колесом» и т.

. Встречаются названия кадрилей по месту жительства исполни­ телей, среди таких «Дорогорская» кадриль, «Шалокушская» кад­ риль, «Караванинская» кадриль.

Если говорить о манере танцев Архангельской области, то мож­но отметить, что наряду с чувством собственного достоинства де- зушка в хороводе должна была ходить «как стопочка», «плыть как пава».

Пляски здесь так же степенны, спокойны. Характерны лако­ ничные движения, сдержанность, под которой скрывается темпе рамент. Танцующие переступают с ноги на ногу, не отрывая по дошв от пола, как бы скользят, головы иногда слегка наклоняют. Пляску украшают размеренные движения рук. Плавность и стро­ гость движений, медленный поворот головы вместе с корпусом характерны для девичьих плясок. При исполнении дробей корпус остается неподвижным.

Пляски юношей отличаются большой подвижностью, свободой и энергичностью. Они много дробят, иногда в свой танец включа­ ют небольшие прыжки и подскоки. Реже встречаются присядки и хлопушки.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ТАНЦАХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

какие виды хороводов бывают. Смотреть фото какие виды хороводов бывают. Смотреть картинку какие виды хороводов бывают. Картинка про какие виды хороводов бывают. Фото какие виды хороводов бывают

Исполнительница стоит лицом по ходу танца, руки опущены вдоль корпуса и слегка отведены в сторону. Рис. 1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *